9 класс

Валуево в воспоминаниях последних владельцев. История. Футбольное поле на берегу реки Ликовки


Валуево

Достаточно типичной историей жизни и смерти дворянской усадьбы является жемчужина Новой Москвы - Валуево. Само село, как и две прилегающие к нему деревни Акатово и Мешково, некогда принадлежали погибшему на Куликовом поле воеводе Тимофею Васильевичу Окатьевичу. При жизни воевода, видимо, не отличался расторопностью, за что и заслужил прозвище Валуй, то есть "лентяй". Кличка эта намертво прилипла ко всему его роду, и Окатьевичи стали Валуевыми.

В 1671 году родовая вотчина Валуевых отошла породнившимся с ними князьям Мещерским. В 1719 году уже сами Мещерские продали ее одному из приближенных Петра - П.А. Толстому, получившему за свое деятельное участие в процессе над царевичем Алексеем пост главы Тайной канцелярии. После смерти "царя-плотника" Толстой продолжает оставаться у трона, получает от Екатерины I графский титул и даже входит в состав Верховного тайного совета (органа из девяти человек, который фактически и управлял страной в это время). Но попытка заставить подвинуться всесильного Меншикова привела к его стремительному падению. Коса нашла на камень в вопросе о будущем наследнике: Меншиков ставил на Петра II, за которого он мог бы выдать дочь, а Толстой намеревался короновать одну из петровских дочерей, дабы хитрый план "Алексашки" не осуществился. Финал этой истории получился в совсем уж древнерусском стиле: именным высочайшим указом Толстой вместе со всеми прямыми наследниками был лишен чинов и титула и был отправлен в Соловецкий монастырь, где скончался в 1729 году.

Вместе с прочими владениями Валуево отошло вдове старшего сына П.А. Толстого -Прасковье Толстой, урожденной Троекуровой, и попало к ее наследникам, впоследствии вернувшим себе родовой титул. Впрочем, от Валуева Толстые вскоре избавились, продав его обер-гофмаршалу Шепелеву, строителю Зимнего дворца в Петербурге. От супруги Шепелева село перешло к ее племяннице Марии Кошелевой. Поскольку та никогда не выходила замуж и прямых наследников после себя не оставила, то по ее завещанию в 1776 году Валуево отошло Екатерине Алексеевне Мусиной-Пушкиной, урожденной княжне Волконской.

За это время в архитектурной истории Валуева практически не происходит ничего интересного. Понятно, что при Толстых постройки XVII века были заменены на более современные, где-то что-то добавили, но и только. Сохранилось описание усадьбы в том виде, в каком ее оставило семейство Шепелевых: небольшой деревянный господский дом, за ним - регулярный парк во французском стиле, на речке Ликове стояла мельница "о трех поставах", а в самом селе в то время было всего лишь 27 дворов, в которых проживали 130 крестьянских душ. Рядом с обветшалой деревянной усадебной церковью Шепелевы выстроили новую, каменную - на этом все преобразования и завершились.

А теперь посмотрим на то, что из Валуева сотворила Е.А. Мусина-Пушкина, вернее ее муж, архивист, историограф и открыватель "Слова о полку Игореве".

Для начала в парадном дворе, слева и справа от господского дома, сооружаются два кирпичных флигеля, один - под кухню, второй - под крепостной театр. С домом флигели соединяются сквозными галереями-колоннадами. Где-то на рубеже XVIII и XIX веков к флигелям добавляются отдельно стоящие службы - конный и скотный дворы. И, наконец, при въезде в парадный двор усадьбы строятся два одинаковых одноэтажных здания с мезонинами: контора и дом управляющего имением. Теперь все постройки комплекса парадного двора образуют правильной формы каре. Рядом с каменной церковью достраиваются еще три дома причта. На берегу реки строится "Охотничий домик" - павильон с портиком в тосканском стиле, скопированный с Концертного зала Царского Села. Под "Охотничьим домиком" в откосе берега реки устраивается грот, обложенный по моде наступившего романтизма диким камнем, а вся окружающая часть парка переделывается в стиле английского пейзажного сада. И, наконец, в 1810-1811 годах переделки в Валуево завершаются строительством нового господского дома, двухэтажного, с шестиколонными портиками и бельведером. Правда, по-прежнему деревянного, но с обработкой фасада под камень. Валуево становится полноценной усадьбой.

В 1829 году имение отходит к младшему сыну (старший погиб в сражении под Люненбургом во время Заграничного похода) - Владимиру Алексеевичу Мусину-Пушкину. Поскольку тот к тому времени был уже осужден по делу Северного общества декабристов, то своим наследством он воспользовался только в 1831 году, после того, как смог наконец подать в отставку из регулярного пехотного полка, в который его перевели служить из гвардии. Фактически Москва и ее окрестности были определены ему в качестве места ссылки.

За это время ансамбль двора пополняется двумя башенками в псевдоготическом стиле - и все. Остальная усадьба сохраняется в неизменном виде, а кое-что потихоньку начинает и разрушаться. В 1850-х годах Мусины-Пушкины продают Валуево князьям Святополк-Четвертинским. При новых владельцах как раз грянула Великая реформа, и часть земли пришлось отмежевать вчерашним душам. А затем наступает та самая коллизия из чеховского "Вишневого сада", которая в реальности случилась с большинством подмосковных родовых дворянских гнезд гораздо раньше. В 1863 году Четвертинские продают Валуево потомственному почетному гражданину и кавалеру, купцу первой гильдии Дмитрию Семеновичу Лепешкину, владельцу Товарищества Вознесенской мануфактуры С. Лепешкина и сыновей, состоявшей из пяти хлопкопрядильных фабрик.

Лепешкин оказался отнюдь не чеховским Лопахиным, и при нем Валуево короткое время переживает некоторый ренессанс. Все постройки бережно реконструируются, башенки ворот господского дома украшаются скульптурами оленей, а рядом с входом в сам дом ставятся сторожевые бронзовые львы. Парк уже не переделывается, но в нем ставится ряд хозяйственных построек, в том числе баня и водонапорная башня, а еще то ли ремонтируется, то ли строится оранжерея. Причем все работы ведутся крайне бережно, без нарушения архитектурного стиля и ансамбля усадьбы. А в 1885 году Лепешкин строит в Валуево летнюю лечебницу (то есть работавшую с начала мая до начала октября) и полностью за свой счет ее оборудует. До этого валуевским, акатовским и мешковским крестьянам приходилось в поисках медицинской помощи отправляться на 20-30 верст от родного села.

Дальнейшая, уже советская судьба Валуева снова типична - национализация и превращение в ведомственный рекреационный объект, сопровождавшееся достройкой классических ансамблей современными санаторными корпусами. После войны в Валуево располагался профилакторий Внуковского аэродрома, с 1960 года - одноименный санаторий Главмосстроя, база отдыха и детский санаторий "Искорка". Осталось добавить лишь два эпизода из новейшей киноистории: здесь снимались "Гусарская баллада" и "Война и мир" С. Бондарчука.

Название Валуево связано с Окатием Валуём, погибшем на Куликовом поле в 1380 году. Основание усадьбы относится к в первой половине XVII века, и связано с дьяком Григорием Леонтьевичем Валуевым, который принимал участие в освобождении России от поляков. Долгое время усадьбой владели Мещерские, при них была построена деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Во времена правления Екатерины II Валуево принадлежало Петру Алексеевичу Толстому, пока он не продал его за 4500 рублей супругам Шепелевым, при которых начал формироваться текущий ансамбль Валуево. С 1770 года владение вотчиной перешло к графу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину, открывшему “Слово о полку Игореве”. При нём, на рубеже XVIII - XIX веков был создан небольшой, но очень яркий ансамбль в стиле классицизм, попасть на территорию которого можно за двести рублей...

Владельцы усадьбы : начало XVII века - Валуевы, 1623-1719 г.г. – Мещерские, 1719-1742 г.г. – Толстые. 1770-1850 г.г. - Мусины-Пушкины, 1850-1917 гг.. – Святополк-Четвертинские.
Усадьбу посещали: А.С.Пушкин.
Сохранность усадьбы: главный дом, соединённый галереями-колоннадами с флигелями; конный и скотный дворы; контора и дом управляющего; оранжерея, баня и водонапорная башня; ограда парадного двора с башнями с металлической решёткой и воротами; пейзажный липовый парк с каскадом прудов конца; охотничий домик; два грота; три одноэтажных дома церковного причта.
Адрес усадьбы: Москва, поселение Филимонковское, поселок Валуево, ОАО «КС Главмосстроя «Валуево».
Вход: 200 рублей.
Дата фотографий: 2014 год, 10 марта.

Фотографии под спойлером:

2. Ворота в клинический санаторий "Валуево".

В XIV веке селения Валуево, Мешково и Акатово входили в состав больших владений дворянского рода Валуевых. И среди местных старожилов до сих пор ходит легенда о трёх братьях, от имён которых и произошли названия населённых пунктов. У одного брата было прозвище Валуй, у второго Мешок. Третий брат видимо не получил никакого прозвища, и просто сохранил родовое имя.

3. Круглая башня ограды, первая треть XIX века.

Тимофея Васильевича Окатьевича звали Окатием Валуём (гриб или лентяй, бездельник), он был воеводой Дмитрия Донского, великого князя московского. Он наследовал вотчину от своего отца Василия - боярина великого князя Симеона Гордого. Погиб Тимофей Васильевич на Куликовом поле в 1380 году. От его прозвища образовалась фамилия.

Усадьба Валуево была основана в первой половине XVII века потомком Тимофея Васильевича Окатьева (Окатия Валуя) дьяком Григорием Леонтьевичем Валуевым, сохранив в названии фамилию основателя. Григорий Леонтьевич Валуев вместе с воеводой, князем М.В. Скопиным-Шуйским, принимал участие в убийстве Лжедимитрия I, а также в освобождении России от поляков и русских воров. В 1610 году он поддержал кандидата на русский престол польского королевича Владислава.

В 1623 году он дал вотчину в приданое своим дочерям Марфе, жене князя Михаила Ивановича Мещерского, и Татьяне, жене Никиты Ивановича Карамышева. Князь М.И. Мещерский построил деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Он оставил село сыну Андрею и внуку Василию Лаврентьевичу Мещерским. После Василия Лаврентьевича селом владел его сын Михаил, в 1693 году - его сын, тоже Михаил.

4. Парадные ворота, конец XIX века. Пилоны ворот с устоями в виде пучков тосканских полуколонн увенчаны изваяниями оленей.

Князь Михаил Васильевич Мещерский передал из своей вотчины небольшой участок земли, десять десятин, священнику и причетникам церкви Покрова. В переписных книгах 1704 года сохранилась запись о том, что представляла тогда эта вотчина: "За князем Михаилом Васильевым сыном Мещерским село Покровское, Настасьино тож, а в селе церковь Покрова Пресвятой Богородицы, да в приделе Николая Чудотворца, у церкви во дворе поп Иван Степанов, во дворе дьячок Осип Яковлев; да в селе двор вотчинников с дворовыми деловыми людьми и крестьян 18 дворов".

Фото до 1955 года. Парадные ворота. Архитектура Подмосковных усадеб, 1955 г., Тихомиров Н.Я.
Оформление въездных ворот уникально, так как в других усадьбах фигуры оленей на воротах не встречаются.

В 1710 году владеть усадьбой начал сын Михаила Васильевича - князь Иван Михайлович Мещерский. Вскоре Валуево перешло к его родственнице, вдове княгине Евдокие Васильевне Мещерской, которая стала здесь хозяйкой вместе с дочерью Марией Васильевной Головиной.

5. В середине парка на центральной оси усадьбы, когда-то стояла Покровская церковь, отчего в старину имение называлось Валуево-Покровское.

В 1719 году усадьбу приобрёл Пётр Алексеевич Толстой (1645-1729), являвшийся на тот момент главой тайной канцелярии. Назначение это он получил за активное участие в следствии и суде над царевичем Алексеем. Он оказался приближен к императрице Екатерине, и в день её коронования получил титул графа, а впоследствии энергично способствовал ей в борьбе за власть. П.А.Толстой стал также одним из шести членов вновь учрежденного Верховного тайного совета. Но внутренние дворцовые интриги не позволили долго удержаться при дворе. Когда стал вопрос о преемнике Екатерины, П.А.Толстой стоял за возведение на престол одной из дочерей Петра I. Но его противник, А.Д.Меньшиков, сумел воплотить свой план, в котором Пётр II обручался с его дочерью. В итоге за свои интриги восьмидесятидвухлетний П.А.Толстой поплатился лишением титула и ссылкой в Соловецкий монастырь, где прожил недолго, скончавшись в 1729 году.

6. Рядом с усадьбой находится Валуевский лесопарк - один из тех чудесных уголков природы, которых так мало осталось в Подмосковье.

1742 году В.И.Толстой продал Валуево за 4500 рублей супругам Шепелевым. Дмитрий Андреевич Шепелев был генерал-аншефом и обер-гофмаршалом, строителем санкт-петербургского Зимнего дворца. Его жена Дарья Ивановна, урожденная Глюк. При них начал формироваться текущий ансамбль Валуева. Рядом со старой деревянной церковью была сооружена новая каменная. Деревянный господский дом стал гармонировать с регулярным с французским парком. На речке Ликове существовала мельница "о 3 поставах".

7. В конце 1970-х годов в Валуево приезжала съёмочная группа фильма «Мой ласковый и нежный зверь» во главе с режиссёром Э. Лотяну. В группу входили художник Б. Л. Бланк, оператор А. А. Петрицкий, артисты О. Янковский, К. Лавров, Г. Беляева, Л. Марков и другие. Картина вышла на экраны Советского Союза в 1978 году и сразу привлекла внимание зрителей не только своей сюжетной стороной и участием именитых артистов, но и прекрасной музыкой, которую к этому фильму написал композитор Е. Дога.

В 1770 году владельцем Валуево стал граф Алексей Иванович Мусин - Пушкин (1744-1817) - он был известным архиографом, историком и коллекционером. Он получил графский титул в 1797 году. Высокие должности дали возможность А.И.Мусину-Пушкину пользоваться материалами из монастырских и епархиальных архивов, а также открыть "Слово о Полку Игореве", древнейший список Лаврентьевской летописи, неизвестные ранее списки "Русской Правды", "Завещания Владимира Мономаха" и другие не менее интересные документы.

Многие из имевшихся у него рукописей граф успел издать. Его уникальное собрание, находившееся в доме на Разгуляе, было открыто для всех членов московского общества истории и древностей российских, им пользовался и Н.М.Карамзин, когда писал свою знаменитую русскую историю. Большая библиотека была устроена А.И.Мусиным-Пушкиным и в Валуево.

8. Красная кирпичная стена отделяет территорию санатория от коттеджных домиков.

На рубеже XVIII - XIX веков при А.И.Мусине-Пушкине был создан небольшой, но очень яркий ансамбль в стиле классицизм. Слева и справа от усадебного дома, который стал центром композиции, были сооружены двухэтажные кирпичные флигели, объединенные с домом сквозными галереями-колоннадами. В одном из них первоначально находилась кухня, в другом крепостной театр. Этот мотив охотно разрабатывали европейские и русские зодчие (см. усадьбу Остафьево . Архитектура валуевского дома получила парадное и монументальное звучание, так необходимое загородной резиденции важного вельможи. В конце XVIII начале XIX веков перед флигелями были сооружены службы и два идентичных комплекса одноэтажных построек, в плане образующие замкнутые каре ¾ конный и скотный дворы. В начале XIX века при въезде на парадный двор были сооружены два небольших одноэтажных здания с мезонинами конторами и дом управляющего имением. Помещица Е.А. Мусина - Пушкина активно занималась хозяйством. Из переписки с одним из соседей по имению дипломатом Я.И.Булгаковым следует, что, впоследствии, она даже завела в Валуеве "собственный огород".

9. Футбольное поле на берегу реки Ликовки.

Во время Отечественной войны 1812 года в усадьбе Валуево побывали части французской армии, которые отступая из Москвы по Старой Калужской дороге активно обследовали ее окрестности. Собрание А.И.Мусина-Пушкина сгорело вместе с разгуляевским домом во время московского пожара. А вскоре под Люнебургом был убит старший сын Александр Алексеевич (1789-1813), которого граф "готовил" к занятию историей, то есть в свои преемники.

После войны граф прожил последние годы в Валуеве, продолжая собирать книги и рукописи. Одной из немногих радостей этого периода его жизни была находка книг XVII-XVIII веков, принадлежавших предкам Ивану Алексеевичу и Платону Ивановичу Мусиным-Пушкиным. Они оказались немного южнее Валуева в другом подмосковном имении Вороново.

10. Природа просыпается после зимнего сна.

11. Пирс.

В 1850-х годах усадьбу Валуево приобрел владелец соседних Филимонок князь Владимир Борисович Четвертинский или Святополк-Четвертинский (1824-1859). После его смерти оба имения унаследовали его сыновья Борис (1849-?) и Сергей (1853-?) Владимировичи Четвертинские (Святополк-Четвертинские). В то время они, как ранее братья Мусины-Пушкины, еще не достигли своего совершеннолетия, поэтому всеми хозяйственными делами по Валуеву и Филимонкам ведал их опекун и родственник действительный статский советник Эммануил Дмитриевич Нарышкин, имевший придворное звание гофмейстера. С 1880-х годов род Святополк-Четвертинских стал родом Лепешинских.

В это время были построены водонапорная башня, некоторые службы и круглые башни ограды. Дом приобрел декоративные украшения в неоклассическом духе. Тогда же были выстроены новые въездные ворота с фигурами оленей, ставшими своеобразным символом усадьбы.

12. Дорога к охотничьему домику.

13. Спуск к площадке для выездной регистрации брака "У реки".

Во время гражданской войны Валуево было национализировано. В усадьбе был сначала устроен санаторий, а затем дом отдыха. Обстановка из господского дома была вывезена.

14. Шатёр "У Грота".

На территории санатория по выходным много свадеб. Организуются даже выездные свадьбы. Для этого сооружён шатер "У грота". На берегу реки можно официально расписаться. Организаторы украшают место для росписи цветами, приглашаются музыканты. А для фотографов здесь просто рай творчества.

Имя усадьбы Валуево связано древним родом Валуевых, которые владели ею с XIV по XVII века. Основатель рода – Тимофей Васильевич Окатьевич, воевода Дмитрия Донского – получил усадьбу в наследство от отца, а имя усадьбе и роду «подарил» дед Тимофея Васильевича Окатий Валуй.

Интересно, что до 1861 года Валуево по документам проходило под названием Настасьино, а в его состав входили деревни Валуево, Акатово, Мешково у реки Ликовы.

XVIII – XIX века: расцвет

В 1719 году усадьбу купил сподвижник Петра I граф Петр Алексеевич Толстой, положивший начало славной династии Толстых. При нем в усадьбе был организован регулярный парк, выдержанный в соответствии с канонами того времени. В 1742 году усадьба перешла супругам Шепелевым, а в 1768 новой владелицей стала Мария Родионовна Кошелева, от которой усадьба перешла ее племяннице Екатерине Алексеевне Мусиной-Пушкиной. Ее муж – граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин – развил активную деятельность по преображению усадьбы, при нем был создан основной архитектурный ансамбль, радующий глаз и сегодня.

С 1856 года усадьбой владел князь Владимир Борисович Четвертинский, а с 1863 года – купец Дмитрий Семенович Лепешкин. При Лепешкине в Валуево были перестроены некоторые строения, а также организована лечебница, работавшая несколько десятилетий.

Из века XX в век XXI

В 1918 году усадьба подверглась национализации, на ее базе основаны санаторий и база отдыха. В начале 1960-х годов в усадьбе были проведены обширные реставрационные работы. С 1960 года и по сей день здесь работает санаторий «Валуево», а значительная часть территории усадьбы открыта для посещения.

Гостями в усадьбе были Александр Сергеевич Пушкин и Евгений Абрамович Боратынский. Поэты приезжали по приглашению из близкого знакомого – графа Владимира Алексеевича Мусина-Пушкина.

Большое внимание усадьба привлекала у деятелей киноискусства: на ее территории сняты эпизоды более чем для двух десятков фильмов, среди которых «Война и мир», «Михайло Ломоносов», «Метель», «Дубровский», «Гусарская баллада», «Мой ласковый и нежный зверь», «Тимур и его команда» и другие.

Старинная усадьба Валуево несмотря на свой возраст, продолжает жить и дарить яркие эмоции своим посетителям.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Господский дом подмосковной усадьбы Валуево соединён галереями с двумя флигелями. В правом находился театр, в левом - кухня. Неизвестный архитектор. Начало XIX века.

К усадьбе Валуево можно проехать от Киевского шоссе.

Граф Пётр Андреевич Толстой (1645-1729), один из владельцев усадьбы Валуево.

Парадный въезд в усадьбу украшен скульптурами оленей.

Граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744-1817). При нём был создан основной архитектурный ансамбль усадьбы.

Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин (1798-1854).

«Охотничий домик» напоминает музыкальный павильон в Царском Селе.

Графиня Э. К. Мусина-Пушкина (1810-1846). Акварель В. И. Гау. 1840 год. Хранится в Государственном Русском музее.

Княгиня Наталия Алексеевна Волконская (1784-1829), дочь графа А. И. Мусина-Пушкина. Акварель неизвестного художника находится в Рыбинском историко-художественном музее.

Каскадный пруд.

Среди некогда окружавших Москву старинных дворянских усадеб одной из наиболее сохранившихся считается Валуево. На территории усадьбы, расположенной по берегам небольших тихих речек - Сосенки и Ликовы, в 28 км от центра Москвы и в 10 км от МКАД по Киевскому шоссе, уже около 50 лет работает клинический санаторий Главмосстроя. Назван он, как и сама усадьба, «Валуево».

Парадный въезд, господский дом и некоторые другие дошедшие до наших дней постройки были сооружены в начале XIX века. Однако территория, на которой расположена усадьба, имеет более давнюю историю.

Ещё в XIV веке селения Валуево, Мешково и Акатово входили в состав больших владений дворянского рода Валуевых. Родоначальником был воевода Дмитрия Донского, великого князя московского, Тимофей Васильевич Окатьевич, погибший на Куликовом поле в 1380 году. Деда, Тимофея Васильевича звали Окатием Валуём (гриб или лентяй, бездельник). От этого прозвища образовались фамилия и название владения. Вотчину внук наследовал от своего отца Василия - боярина великого князя Симеона Гордого. Потомки Тимофея Васильевича верой и правдой служили Отечеству: участвовали в Ливонской войне, в Астраханском походе, сражались против Лжедмитрия.

В XVII веке усадьбой владели родственники Валуевых - князья Мещерские. В книге Чудова монастыря 1676 года имелся документ, в котором вотчина Мещерских впервые названа селом Валуевом.

В 1719 году Мещерские продали Валуево одному из самых влиятельных царедворцев того времени Петру Андреевичу Толстому (1645-1729), который служил с 1682 года при дворе стольником. В 1697 году Пётр I в числе «волонтёров» направил его в Италию для изучения морского дела. В конце 1701 года Пётр Андреевич назначен посланником в Константинополь, затем исполнял разные дипломатические поручения.

В 1717 году Толстой оказал царю важную услугу: посланный в Неаполь, где в то время скрывался царевич Алексей со своей возлюбленной Ефросиньей, он склонил сына Петра к возвращению в Россию. Затем принимал деятельное участие в суде над царевичем Алексеем. Царь наградил Толстого поместьями и поставил во главе Тайной канцелярии. Дело царевича Алексея сблизило Петра Андреевича с императрицей Екатериной I, в день коронации которой он получил титул графа. После смерти Петра I Толстой вместе с Меншиковым энергично содействовали воцарению Екатерины I. А когда императрица умерла, Толстой разошёлся с Меншиковым во мнении по вопросу о преемнике. Александр Данилович мечтал женить Петра II на своей дочери Марии. Но Толстой понимал, что воцарение внука Петра I грозит ему наказанием за расправу над отцом будущего царя (Алексеем), поэтому стоял за воздвижение на престол одной из дочерей Петра I. 25 мая 1727 года Меншиков обручил свою дочь с Петром II, и 82-летний Толстой, лишённый титула, всех чинов и состояния, отправился в ссылку в Соловецкий монастырь. Умер он на Соловках в возрасте 84 лет.

Валуево же, в период владения им П. А. Толстым, согласно моде того времени было украшено регулярным парком, который даёт представление о садовых планировках конца XVIII века с их как бы естественно образовавшимися дорожками и куртинами.

После смерти владельца Валуево и другие многочисленные вотчины наследовала вдова его старшего сына Прасковья Михайловна Толстая, урождённая Трое-курова, которая, не желая обременять себя хозяйственными проблемами, тут же разделила доставшиеся ей имения между детьми. Валуево перешло к старшему сыну Василию Ивановичу Толстому, впоследствии ставшему действительным статским советником. Ему было суждено оказаться последним владельцем этого имения из рода Толстых, вскоре вернувших себе графский титул.

В 1742 году Василий Иванович продал Валуево за 45 000 рублей супругам Шепелевым - Дмитрию Андреевичу, генерал-аншефу и обер-гофмаршалу, строителю Санкт-Петербургского Зимнего дворца, и его жене Дарье Ивановне, урождённой Глюк. При них в Валуеве рядом со старой деревянной церковью была сооружена новая, каменная.

В 1768 году Валуево по завещанию Дарьи Ивановны Шепелевой унаследовала её племянница Мария Родионовна Кошелева. Она была составительницей и хозяйкой части фамильной портретной галереи, ныне находящейся в экспозиции Историко-архитектурного и художественного музея-заповедника города Рыбинска.

Детей у Кошелевой не было, их заменила любимая племянница Екатерина Алексеевна Мусина-Пушкина, урождённая княжна Волконская (1754-1829), принадлежавшая к одной из самых знатных и богатых московских семей. Ей Кошелева завещала своё подмосковное Валуево и большой московский дом на Разгуляе. Так имение перешло во владение рода Мусиных-Пушкиных.

Из всех владельцев подмосковной усадьбы самым знаменитым был граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744-1817). Графское достоинство он получил от императора Павла I в апреле 1797 года. Алексей Иванович Мусин-Пушкин - один из тех выдающихся деятелей века русского Просвещения, которые формировали культурную среду своего времени. Возглавив Академию художеств, он, по оценке академиков, стал «ревнительным попечителем о состоянии наук и художеств». Среди ближайших друзей графа - Н. М. Карамзин, Н. Н. Бантыш-Каменский. Мусина-Пушкина привлекало изучение русской старины, его библиотека имела выдающийся статус. В 1772 году, путешествуя по Европе, он посетил Германию, Францию, Голландию, Испанию и Италию, где, интересуясь историческими памятниками и произведениями искусства, имел возможность ознакомиться со многими частными коллекциями. По возвращении в Россию граф начинает активную собирательскую деятельность. Его интересуют книги и древние рукописи, монеты и медали. Основная часть коллекции и картины размещались в московском доме на Разгуляе, а также в родовом поместье Иловна Ярославской губернии.

В 1788 году при упразднении Спасо-Ярославского монастыря Мусин-Пушкин приобрёл его архив. В приложенных документах отмечено: «за ветхостью и согниением». В большой пачке старых материалов находилась жемчужина XIV века - «Повесть о полку Игореве». Вскоре после приобретения «материала» Алексей Иванович Мусин-Пушкин готовит текст «Слова...», стремясь истолковать наиболее непонятные слова оригинала, и с этого текста делаются копии, одна из которых - специально для императрицы Екатерины II. «В Екатерининской копии, - пишет академик Д. С. Лихачёв, - ясно ощущается, что над текстом работал учёный, давший тексту своё толкование, расставивший знаки препинания, прописные буквы и т.д.».

В 1800 году в Москве в Смоленской типографии тиражом 1200 экземпляров отпечатана «Героическая песнь о походе на половцев удельного князя Новгорода-Северского Игоря Святославовича, писанная старинным русским языком в исходе XIII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие». Книгу быстро раскупали, многие экземпляры были преподнесены «высочайшим особам», близким друзьям владельца рукописи. А сама рукопись находилась в доме на Разгуляе. А. И. Мусин-Пушкин давно уже подумывал о том, чтобы передать своё бесценное собрание на хранение государству. Об этом он просил в письме, отправленном в Петербург, но высочайшее решение на просьбу графа всё не приходило.

Наступил 1812 год. В конце лета граф уезжает с семьёй в ярославское имение Иловна, чтобы собрать ополчение из своих крестьян. В «Правилах на составление временного ополчения для изгнания врагов из Отечества» А. И. Мусин-Пушкин подробно объясняет задачи ополченцев, а снаряжение их берёт на свой счёт. Граф сообщает, что обоих сыновей отдаёт на алтарь Отечества. Старший ушёл воевать простым офицером в петербургское ополчение и уже отличился: награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость». Младший находился за 300 вёрст от дома на лечении, но по возвращении на родину он будет зачислен в ярославское ополчение. В своём московском доме на Разгуляе граф предпринял некоторые меры предосторожности: часть коллекций и, конечно, рукописи, среди них и список «Слова...», спрятал в самую надёжную из кладовых, вход в неё велел замуровать.

В день вступления французов в Москву в городе начался пожар. Дом на Разгуляе облюбовали французские солдаты. Кто-то из слуг, оставленных в доме для охраны, показал замурованный подвальный тайник. Спрятанные Мусиным-Пушкиным коллекции были разграблены. Французы искали сокровища, а рукописи разбросали. Все документы погибли во время случившегося вскоре пожара.

Наполеоновское нашествие нанесло Алексею Ивановичу ещё одну незаживающую рану: в самом конце войны, в марте 1813 года, под городом Люнебургом погиб майор Александр Алексеевич Мусин-Пушкин (1789-1813), который, как мечтал граф, должен был продолжить его труды на ниве отечественной культуры. Тяжело переживала вся семья гибель Александра. Свалившиеся несчастья неузнаваемо изменили Алексея Ивановича: не осталось и следа от его радушия и весёлости, он стал замкнутым и нелюдимым.

В подмосковной усадьбе Валуево в Отечественную войну 1812 года побывали части французской армии, отступавшие из Москвы по Старой Калужской дороге. В это время или чуть позже была повреждена Покровская церковь, окончательно разобранная в 1965 году. Теперь на этом месте установлен памятный знак.

Уже тяжело больной после пережитых потрясений, А. И. Мусин-Пушкин прожил последние годы в Валуеве, продолжая собирать книги и рукописи.

Умер Алексей Иванович в 1817 году в восстановленном после пожара доме на Разгуляе, а похоронен, как было завещано, в родовом имении Илове Ярославской области, К сожалению, могила Мусина-Пушкина не сохранилась; над ней разлилось Рыбинское водохранилище.

Алексей Иванович Мусин-Пушкин уделял большое внимание обустройству Валуева. При нём здесь был создан основной архитектурный ансамбль поместья. Усадебный комплекс, сформировавшийся к концу 1810 года, в плане строго симметричен. Парадный въезд оформлен двумя пилонами, украшенными скульптурами оленей, появившимися здесь в 60-х годах XIX века, и лёгкой чугунной решёткой. На углах ограды высятся две круглые башни, выполненные в псевдоготическом стиле и украшенные белокаменным декором (возможно, сооружённые при В. А. Мусине-Пушкине). Далее взору открывается панорама, в центре которой располагается главный дом, соединённый галереями с двумя флигелями: в правом размещался театр, в левом - кухня. Деревянный господский дом стоит на кирпичном сводчатом подклете. Стены здания оштукатурены под камень, что было достаточно распространено в то время. Фасад украшен шестиколонным ионическим портиком, внутри которого на уровне второго этажа устроен балкон. Углы здания обработаны пилястрами. Дом «охраняют» металлические львы, появившиеся здесь в 60-х годах XIX века. Тройные окна первого этажа украшают портики. Небольшой бельведер, венчающий дом, вносит определённую законченность в это превосходное создание неизвестного нам архитектора.

Внутренняя планировка дома традиционная. Со стороны фасадного двора дверь вела в вестибюль, из которого можно было попасть в парадный зал. По сторонам от него шли анфилады комнат - гостиная, приёмная и кабинет. На втором этаже располагались спальня и детские комнаты.

По воспоминаниям современников, комнаты главного усадебного дома украшала портретная галерея членов семьи Мусиных-Пушкиных, их родственников, знакомых, членов царской фамилии - всего более 60 портретов.

Среди знаменитой графской коллекции, собранной им во время путешествий, - бронза, фарфор, хрусталь, мебель. Здесь находилась часть огромной библиотеки.

Очень удачно выбрано место для парковых павильонов - высокий холм, откуда видна вся окрестность.

Одно из самых прекрасных зданий Валуева - павильон «Охотничий домик». Он несколько напоминает царскосельский музыкальный павильон, выстроенный по проекту Кваренги. Освещался домик через тройные окна, обращённые на север и юг. Внутри находились зал и две небольшие комнаты. В настоящее время «Охотничий домик» основательно перестроен.

Рядом с ним располагается грот, облицованный ракушечником. Посередине реки Липовки был насыпан островок, к которому вела лестница. На островке располагалась беседка (не сохранилась).

В 30-е годы XIX века в усадьбе сформировались каскадные пруды. С помощью системы насосов вода подавалась наверх к специальному резервуару, из которого стекала через пруды к реке. Каскад состоял из трёх прудов: верхнего - Красного, среднего - Золотого и нижнего - Тёмного. Пруды сохранились, и до сих пор в глади их вод отражаются цветовые гаммы деревьев и голубые просторы небес.

Облик парковой части усадьбы дополняла скульптура. Известно, что цветочную клумбу перед парком украшали четыре скульптуры, изображавшие времена года.

При графе Мусине-Пушкине Валуево отличалось особой нарядностью. Екатерина Алексеевна Мусина-Пушкина была гостеприимной хозяйкой. В Валуево съезжались многие родственники и друзья. Сюда приезжали соседи из ближних имений - семьи Вяземских, Четвертинских, Гагариных. Гостями Валуева были: Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, Е. А. Боратынский. Усадьбу посещал и А. С. Пушкин.

После смерти А. И. Мусина-Пушкина имение наследовал его сын Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин (1798-1854), который имел репутацию умного и отзывчивого человека. Владимир родился в Москве, воспитывался в иезуитском пансионе в Петербурге, в 1810 году поступил в пажеский корпус, потом учился в Московском училище для колонновожатых. Далее - служба в лейб-гвардии Измайловском полку.

Женат был на Эмилии Карловне Шернваль фон Валлон (1810-1846), дочери Выборгского губернатора, шведа, состоявшего на русской службе. Супруги имели двух сыновей: Алексея (1831-1889) и Владимира (1832-1865). Среди обожателей Э. К. Мусиной-Пушкиной мы находим имена А. С. Пушкина, князя П. А. Вяземского и позднее - М. Ю. Лермонтова. Последний, видимо, увлёкся белокурой красавицей и «следовал за нею всюду, как тень» (В. Соллогуб), но взаимности не имел. Поэт посвятил ей мадригал «Э. К. Мусиной-Пушкиной»:

Графиня Эмилия -
Белее, чем лилия,
Стройней её талии
На свете не встретится,
И небо Италии
В глазах её светится,
Но сердце Эмилии,
Подобно Бастилии.

Судьба Эмилии Карловны была незавидной. Пристрастие к игре в карты её мужа было таково, что однажды он проиграл крупную сумму. Об этом говорила вся Москва. Дело удалось уладить, однако жить в Москве Мусиным-Пушкиным уже не позволяли средства, и они покинули город. Характеризуя Эмилию Карловну, её современница, А. О. Смирнова-Россет, пишет: «Она была очень умна и непритворно добра, как Аврора. Она имела белокурые волосы, синие глаза и чёрные брови. В деревне она ухаживала за тифозными больными, сама заразилась и умерла». Графиня умерла в 36 лет. Поступок этой женщины поставил её в один ряд с жёнами декабристов, последовавшими за мужьями в Сибирь. Она тоже была женой декабриста, избежавшего, правда, серьёзного наказания.

С 1825 года В. А. Мусин-Пушкин служил в Могилёве адъютантом главнокомандующего 1-й армии Ф. В. Остен-Сакена (1752-1837), а вторым адъютантом был П. П. Титов. Главнокомандующий вместе с Мусиным-Пушкиным прибыл на неделю в Москву для смотра. Здесь Владимир Алексеевич вступил в Северное общество. Однако, как показали материалы следствия, «истинных целей общества не знал». На следствии Мусин-Пушкин скажет: «Я был принят в Северное общество двоюродным братом моим Бородинского пехотного полка полковником М. М. Нарышкиным в начале августа месяца прошлого года в Москве». Нарышкин поставил перед Мусиным-Пушкиным и Титовым конкретную задачу: немедленно создать в Могилёве две управы Северного общества. Созданная в ноябре 1925 года могилёвская управа оказалась бездеятельной и после поражения восстания в Петербурге перестала существовать.

Мусин-Пушкин был внесён в утверждённый царём список подлежащих суду. Но в окончательном приговоре Верховного уголовного суда над государственными преступниками отнесён к 11-му разряду (лишение чинов с записью в солдаты). Николай I проявил монаршую милость к некоторым из осуждённых по этому разряду. Среди облагодетельствованных царём был и Мусин-Пушкин. Разжалование заменили увольнением из гвардии и переводом тем же чином (что считалось по тогдашним правилам большим понижением) в Петровский пехотный полк. Прослужив четыре года в захолустье, Мусин-Пушкин тем же чином был уволен в отставку.

Одним из немногих светлых событий в годы, когда тянул он казавшуюся ему бесконечной армейскую лямку, стала неожиданная поездка по казённой надобности на Кавказ. Здесь В. А. Мусин-Пушкин встретился с А. С. Пушкиным. Эта встреча вошла в строки произведения Пушкина «Путешествие в Арзрум»: «Наконец... благополучно прибыл в Новочеркасск, где нашёл гр. Вл. Пушкина, тоже едущего в Тифлис. Я сердечно ему обрадовался, и мы согласились путешествовать вместе». Александр Пушкин, давно знакомый со своим дальним родственником, ещё не раз упомянет его в письмах к Наталии Николаевне из Москвы в Петербург.

В 1831 году после отставки у графа взяли подписку об обязательстве жить в Москве и не выезжать за границу. Разрешалось только посещать свою подмосковную усадьбу Валуево. Однако вскоре графа освободили от надзора. Умер он в 1854 году.

Брат Владимира Иван Алексеевич Мусин-Пушкин в 1822 году женился на московской красавице Марии Александровне Урусовой, в которую влюбился А. С. Пушкин. Об увлечении графиней говорит пушкинское послание «Где море тёплою волной». Замужней женщине не позволительно было оказывать знаки внимания, поэтому откровенных признаний в любви в этом стихотворении нет. Поэт более восхищается природой Италии, откуда совсем недавно вернулась Мария Алексеевна:

Кто знает край, где небо блещет
Неизъяснимой синевой,
Где море тёплою волной
Вокруг развалин тихо плещет;
Где вечный лавр и кипарис
На воле гордо разрослись;
Где пел Торквато величавый,
Где и теперь во мгле ночной
Адриатической волной
Повторены его октавы...
......
Ты, вдохновенный Рафаэль,
Постигни прелесть неземную,
Постигни радость в небесах,
Пиши Марию нам другую,
С другим младенцем на руках.

Через два года после смерти мужа, в 1838 году, Мария Алексеевна вышла замуж за лицейского друга А. С. Пушкина Александра Михайловича Горчакова. Вместе они прожили 15 лет.

К середине XIX века всё имение уже числилось за детьми графини Э. К. Мусиной-Пушкиной - Алексеем (1831-1889) и Владимиром (1832-1865) Владимировичами.

В 1856 году Валуево у них купил владелец соседней усадьбы Филимонки князь Владимир Борисович Четвертинский (Святополк-Четвертинский). В Филимонках при нём началось строительство монументального двухэтажного храма. К сожалению, о деятельности В. Б. Четвертинского в Валуеве известно мало, да и принадлежала усадьба ему недолго. После смерти владельца имение наследовали его сыновья князья Борис и Сергей. В то время они ещё не достигли совершеннолетия, поэтому всеми хозяйственными делами по Валуеву ведал их опекун и родственник действительный тайный советник Эммануил Дмитриевич Нарышкин (1813-1902), имевший придворное звание обер-гофмаршала.

В пореформенное время 1861 года Валуево разделило судьбу многих дворянских имений, сменивших хозяев и перешедших в купеческие руки. В 1863 году имeниe у Четвертинских приобрел «потомственный почётный гражданин и кавалер, купец I гильдии» Дмитрий Семёнович Лепёшкин - владелец Товарищества Вознесенской мануфактуры Д. Лепёшкина и сыновей, находившейся в Дмитровском уезде Московской губернии, и Никольской писчебумажной фабрики. Благодаря огромным доходам Лепёшкин неоднократно делал значительные пожертвования на благотворительные цели.

По описи, приложенной к купчей, подлежали продаже главный трёхэтажный корпус и флигели - два двухэтажных и один одноэтажный. Общая площадь владений составляла 5607 квадратных саженей. Во владении имелись сад, пруд, который через несколько лет засыпали, и огороды, долгое время сдававшиеся в аренду.

При Д. С. Лепёшкине Валуево было бережно реконструировано. На парадный двор вели новые ворота. К дому пристроили дополнительные балконы и небольшие симметричные одноэтажные объёмы, расширившие здание в обе стороны. В парке возвели водонапорную башню и баню, перестроили с сохранением ордерных форм оранжерею. Все новые сооружения выполнены с большим тактом и не нарушают общего ансамбля усадьбы. Новое шоссе соединило усадьбу со станцией Одинцово Московско-Смоленской железной дороги.

В 1885 году Лепёшкин основал в своём имении лечебницу, функционировавшую в тёплое время года, с мая до первых чисел октября. В отличие от аналогичных медицинских учреждений, валуевская лечебница была хорошо оборудована.

В 1892 году после смерти Дмитрия Семёновича Валуево перешло к его вдове Агриппине (Аграфене) Николаевне, урождённой Шапошниковой, которая также была активной благотворительницей.

Во время Гражданской войны в 1918-1920 годы Валуево национализировали, мебель и предметы утвари из господского дома вывезли. В усадьбе устроили санаторий, а затем дом отдыха. С 1960 года вплоть до настоящего времени бывшую усадьбу занимает санаторий «Валуево». В 1962-1964 годах произведён реставрационный ремонт, в ходе которого многие постройки приспособили под санаторные нужды.

Русские усадьбы часто привлекали внимание кинематографистов красотой и просторами пейзажей. В конце 1970-х годов в Валуево приезжала съёмочная группа фильма «Мой ласковый и нежный зверь» во главе с режиссёром Э. Лотяну. В группу входили художник Б. Л. Бланк, оператор А. А. Петрицкий, артисты О. Янковский, К. Лавров, Г. Беляева, Л. Марков и другие. Картина вышла на экраны Советского Союза в 1978 году и сразу привлекла внимание зрителей не только своей сюжетной стороной и участием именитых артистов, но и прекрасной музыкой, которую к этому фильму написал композитор Е. Дога. Удивительной природой Валуева проникнут вальс, в мелодии которого слышатся шум вековых деревьев, и журчащая вода каскадных прудов, и пение птиц, и эхо голосов владельцев усадьбы.

Дата публикации или обновления 01.09.2017

Храмы Московской области

  • К оглавлению -
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.

  • В двух с небольшим километрах от с. Филимонки вверх по течению р. Ликовы находится усадьба Валуево. Её название сохранило фамилию первых владельцев. В 1627 г. на одной стороне р. Ликовы, "что было с. Большое Покровское", были владения Ульяны, вдовы Степана Валуева, и Ивана Григорьевича Валуева, на другом берегу - вотчина Григория Валуева, сельцо Настасьино. Григорий Леонтьевич Валуев убил Лжедимитрия I и вместе с воеводой, князем М.В. Скопиным-Шуйским освобождал Русь от поляков и русских воров. В 1610 г. он поддержал кандидата на русский престол, польского королевича Владислава.

    В 1623 г. он дал вотчину в приданое своим дочерям Марфе, жене князя Михаила Ивановича Мещерского, и Татьяне, жене Никиты Ивановича Карамышева. Князь М.И. Мещерский построил деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Он оставил село сыну Андрею и внуку Василию Лаврентьевичу Мещерским, после Василия Лаврентьевича селом владел его сын Михаил, в 1693 г. - его сын, тоже Михаил, в 1710 г. - князь Иван Михайлович Мещерский.

    В 1719 г. владельцем Валуева стал граф Пётр Андреевич Толстой (1645-1729), сподвижник Петра I , действительный тайный советник, сенатор, президент Коммерц-коллегии, первый посол России в Турции. С 1701 г. он успешно в течение 10 лет удерживал Турцию от войны с Россией, в 1717 г. так же успешно провёл переговоры с Австрией о возвращении укрывшегося там царевича Алексея Петровича и возглавлял следствие по его делу, с 1718 по 1725 г. был начальником Тайной канцелярии, в 1724 г. возведён с потомством в графское достоинство. В 1726 г. - член Верховного Тайного Совета. Он противился всевластию Меншикова и в 1727 г. был сослан с сыном на Соловки, где и умер (графский титул отобран, возвращён внукам в 1760 г.) Сын Иван, разделивший с ним заключение, умер раньше отца, в июне 1728 г. Он был женат на Прасковье Михайловне, урождённой княжне Троекуровой.

    Она после смерти Петра Андреевича разделила имение между детьми Василием, Фёдором, Борисом, Андреем, Петром, Александрой и Екатериной. Село досталось Василию (ум. 1785), действительному статскому советнику, женатому на Анне Яковлевне Протасовой. По моде того времени в имении был разбит регулярный парк. Василий Иванович в 1742 г. перепродал Настасьино (Покровское) генерал-аншефу, члену высшего суда, обер-гофмаршалу (с 1744 г.) Дмитрию Андреевичу Шепелеву (ум. 1759), строителю Зимнего дворца в Петербурге. Шепелев происходил из древнего дворянского рода, известного с XIV в. Служил в гвардии и приобрёл расположение Петра I, сопровождал его во время второй поездки за границу в 1717 г. Его женой была Дарья Ивановна Глюк, родственница пастора Иоанна Глюка, в чьём доме жила до прибытия в Россию будущая императрица Екатерина I .

    Приданое, которое она дала Дарье Ивановне, положило начало богатству рода Шепелевых. Несмотря на преданность императору, Шепелев уклонился от подписания смертного приговора царевичу Алексею. Не принимая активного участия в борьбе придворных партий, он умел в продолжение пяти царствований не только сохранять своё положение, но и приобретать всё большее значение при дворе. В 1728 г. произведён в генерал-майоры. Он в числе 166 человек подписал протест против кондиций, предложенных членами Верховного Тайного совета в видах ограничения самодержавия Анны Иоанновны. Императрица назначила его членом генерального суда для разбора дела Д.М. Голицына и дела "о тяжких винах князей Долгоруких". При императрице Елизавете Шепелев произведён в генерал-аншефы и награждён орденом Святого Андрея Первозванного, сделан обер-гофмаршалом. Как член генерального суда, участвовал в следствии по делу Лопухиных.

    Шепелев был благочестив, он построил в городах, монастырях и в своих вотчинах до 70 храмов, считался восстановителем Оптиной пустыни (построил там в 1740 г. соборный храм). При Д.А. Шепелеве в усадьбе стоял деревянный дом и была построена каменная однопрестольная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, разрушенная в 1965 г. В 1769 г. его супруга Дарья Ивановна завещала имение своей племяннице Марии Родионовне Кошелевой, а та - своей племяннице Екатерине Алексеевне Мусиной-Пушкиной, урождённой Волконской (дочери Маргариты Родионовны, урождённой Кошелевой). Так имение перешло во владение рода Мусиных-Пушкиных. Усадьба сложилась при действительном тайном советнике, графе Алексее Ивановиче Мусине-Пушкине (1744-1817) - известном археографе, собирателе рукописей и русских древностей. Он состоял на военной службе в артиллерии, был адъютантом Григория Орлова и через него стал известен Екатерине II. Главными увлечениями его жизни неизменно оставались история, литература и искусство. В 1772 г. он посетил Германию, Францию, Голландию, Испанию и Италию, где интересовался памятниками старины и произведениями искусства, имел возможность ознакомиться со многими частными коллекциями. По возвращении в Россию он начал активную собирательскую деятельность.

    Особую славу А.И. Мусину-Пушкину принесло собрание рукописей и книг. Он также коллекционировал монеты и медали, обладал и обширным, до 600 работ, живописным собранием, где в числе прочих значились подлинники Рафаэля, Леонардо да Винчи, Корреджо, Сальватора Розы, Каналетто, Мурильо. Некоторые картины приобретены во время путешествия по Европе. В своих имениях Алексей Иванович и его супруга Екатерина Алексеевна всячески поощряли развитие искусств. Так, в Иловне на рубеже XVIII-XIX вв. существовали живописная и иконописная мастерская, где обучали художественному ремеслу способных крестьян. Сохранились портреты детей графа, исполненные крепостными живописцами. С 1775 г. А.И. Мусин-Пушкин - церемониймейстер двора. В 1789 г. избран в члены Российской Академии. Он издал "Русскую Правду" (1792) и "Духовную Владимира Мономаха" (1793), "Слово о полку Игореве" (1800), обнаруженное им в библиотеке Спасского монастыря в Ярославле. Одно время Алексей Иванович возглавлял Корпус чужестранных единоверцев (учебное заведение), в 1785 г. был избран почётным членом Академии художеств, а с 1795 по 1797 гг. являлся её президентом, став, по оценке академиков, «ревностным попечителем о состоянии наук и художеств». Друзьями Мусина-Пушкина были Н.М. Карамзин, Н.Н. Бантыш-Каменский, сподвижник по кружку любителей истории Н.Н. Болтин.

    В 1791 г. Екатерина II назначила его на должность обер-прокурора Синода (до 1797 г.). На этом посту он снискал общее уважение и любовь за своё "благорасположение к наблюдению истины". А.И. Мусин-Пушкин направил епархиальным архиереям циркуляр с рекомендацией озаботиться тем, чтобы священники на проповедях не говорили о предметах, не связанных с научением вере, поэтому епископы либо сами, либо с помощью доверенных клириков должны были обеспечить предварительную цензуру проповедей. Павел I благоволил Мусину-Пушкину, в 1797 г., в день коронации, Алексей Иванович возведён в графское достоинство Российской империи и в том же году стал сенатором. После ухода в отставку в 1799 г. поселился в Москве. Алексей Иванович понимал, что богатство помещика заключается в материальном благосостоянии крестьян, он был «человек большого ума, покровитель всего хорошего, отец своих подданных и отличный хозяин; он удвоил свое состояние и рассудительно тратил свои большие доходы».

    Как и его отец, Иван Яковлевич, он покупал земли в окрестностях Рыбинска. Благодаря их деятельности в Ярославле были отреставрированы многие церкви. Любимыми местами пребывания А.И. Мусина-Пушкина, где он старался бывать как можно чаще и куда на лето обычно приезжала его семья, были родовые имения в Ярославской губернии - Иловна и Борисоглебское. В Иловне он и велел себя похоронить. После смерти Алексея Ивановича крестьяне пожелали сами нести гроб с его телом к месту погребения. А Валуево было заново отстроено А.И. Мусиным-Пушкиным на рубеже XVIII-XIX вв. Здесь граф бывал в основном в последние годы жизни, тяжёлые для него: граф не смог оправиться после смерти любимого сына Александра (1788-1813), в котором видел своего преемника по занятиям русской историей. Александр был смертельно ранен в сражении при Люнебурге. Тяжело переживал Алексей Иванович и гибель от пожара в 1812 г. своей московской библиотеки. Часть книг находилась в Валуеве, и он здесь главным образом продолжал свои научные занятия. Но переезды переносил с трудом. Вместе с ним в Валуево отправлялись управляющий Фольц, племянник Николай Енгалычев и лекарь. Алексея Ивановича очень трогали забота и помощь, которую ему оказывали близкие люди. «Я довольно не могу нахвалиться обращением со мной всех родных и знакомых, все мне угождают, как младенцу», - шутливо писал граф.

    У него с женой Екатериной Алексеевной (1754-1829), урождённой княжной Волконской, было трое сыновей: Иван (1783-1836, в войну 1812 г. он "был употребляем в самых опасных случаях", с 1814 г. - генерал-майор), Александр, Владимир, - и пять дочерей: Мария (замужем за А.З. Хитрово), Наталья (1784-1829, замужем за князем Д.М. Волконским), Екатерина (за князем В.П. Оболенским), Софья (за князем И.Л. Шаховским), Варвара (1796-1829, за князем Н.И. Трубецким). На похоронах Екатерины Алексеевны была вся Москва во главе с генерал-губернатором. Знавший её с молодых лет А.Я. Булгаков писал: она "была любима, уважаема в семье... последние слова её были, когда лили ей лекарство в рот: "Меня кормят как галчонка!" Стало, дух её был покоен, ежели шутила... Да и в чем можно упрекнуть покойницу? В одной скупости, но и та не мешала ей принимать весь город, делать добро". Он же писал, что она была женщиной расчётливой, склонной к различным финансовым сделкам, умела пользоваться нужными ей людьми, отличалась обходительностью и страстно любила поиграть в карты.

    В мемуарах С.А. Мещерской перед нами встает образ любезной, обходительной, религиозной женщины, радушной и предусмотрительной хозяйки. План Валуева строго симметричен, что характерно для многих усадебных ансамблей XVIII - начала XIX вв. Использована традиция сочетания парадного двора и английского парка, расположенного позади главного дома, строительство которого закончено в 1811 г. Сохранился договор с подрядчиками Мартемьяновыми, уроженцами Владимирской губернии. В нём достаточно подробно описаны задачи, стоявшие перед мастерами, и определена плата, здесь же упоминается разборка старого фундамента здания. План двухэтажного деревянного дома с галереями был предъявлен братьям Мартемьяновым. Кто проектировал план и фасад, неизвестно. В 1805 г. с крестьянином Семёновым из Ярославской губернии был заключён договор, в котором записано, что тот подрядился построить «каменный флигель под смотрением избранного от его сиятельства архитектора из собственных материалов». Сохранилось письмо А.И. Мусина-Пушкина 1815 г., в котором говорится, что «крыша на большой оранжерее, на флигеле, в котором кухня, на бане совсем развалилась», зато запасено 130 тысяч кирпичей и в селе живёт архитектор, фамилия которого не названа. Не сообщает её и С.А. Мещерская.

    "Главный дом - деревянный, стоит на кирпичном сводчатом подклете. Стены дома оштукатурены под камень. Здание венчает восьмигранный бельведер. Фасад украшен шестиколонным ионическим портиком, внутри которого на уровне второго этажа устроен балкон. Углы здания обработаны пилястрами, ими же завершён фасад дома. Одними из элементов композиции фасада являются тройные окна первого этажа, которые фланкируют портики. Внутренняя планировка дома традиционна. Со стороны парадного двора дверь вела в вестибюль, из которого можно было попасть в парадный зал. По сторонам от него шли анфилады комнат, в том числе гостиная, приемная и кабинет. Вестибюль имел выход в парк. В помещении второго этажа располагались спальня и детские комнаты. Таким образом, здесь используется распространенная схема расположения комнат вокруг центрального зала при сохранении анфиладной системы. Открытая галерея-колоннада соединяла дом с двумя двухэтажными флигелями. В левом флигеле на первом этаже располагалась кухня. Выше - людская, где жили крепостные. В правом флигеле размещался театр. Небольшой размер флигеля не предполагает какого-либо размаха и, возможно, все сценические представления носили камерный, домашний характер. В этом же флигеле граф А.И. Мусин-Пушкин хранил часть своей библиотеки".

    Каменная Покровская церковь усадьбы Валуево, построенная ещё при Шепелевых (и окончательно разобранная в 1965 г.) располагалась на осевой линии ансамбля и была однопрестольной с одной главой. При создании валуевского ансамбля А.И. Мусин-Пушкин велел изменить её фасад и пристроить колокольню. Напротив церкви находились маленькие дома церковного причта, где жили священник, диакон и псаломщик. В начале XIX в. возведены по единому проекту здание конторы и симметричный ему дом управляющего, обращенные на парадный двор и формирующие пространство центрального ядра усадебного ансамбля. На парадный двор выходили также конный и скотный дворы (значит, граф умел добиться того, чтобы запах навоза не перебивал запаха цветущих лип в парке), каждый из них состоит из двух одноэтажных кирпичных корпусов, образующих замкнутое каре с двумя проездами во внутренний двор. Все здания были покрашены в желтый цвет с белокаменными деталями. За конным двором располагались огороды. Напротив, позади скотного двора, находилась оранжерея, дошедшая до нас в перестроенном виде. Она обособлена от зданий двора, основу композиции составил просторный центральный павильон, перекрытый 8-лотковым сводом и имеющий кубическое завершение в виде стеклянного фонарика.

    В оранжерее выращивались лимоны и цветы. Павильон «Охотничий домик» расположен в западной части усадьбы. Это одноэтажный прямоугольный дом, украшенный далеко отнесённым от стены портиком, все фасады завершены треугольными фронтонами и обогащены полуциркульными нишами, филёнками различной формы, углы обработаны пилястрами, на северном и южном фасадах расположены тройные окна. Раньше павильон имел голубую раскраску. Его называли храмом воздуха или храмом муз. Внутреннее его пространство делилось парными коринфскими колоннами на три части: большой зал в центре и маленькие компартменты. Здесь звучала музыка и читались стихи. Павильон расположен в английском парке, разбитом при Толстых. Фигурная стрижка деревьев и кустарников образовала зелёные стены аллей. А.И. Мусин-Пушкин, создавая архитектурный ансамбль, одновременно занимался перепланировкой регулярного парка в пейзажный. Он был сравнительно небольшим, среди деревьев преобладала липа (впоследствии, на рубеже XIX-XX вв., эти вязы и липы так разрослись, что практически закрыли храм). Посередине р. Ликовы был насыпан островок, от охотничьего павильона к реке спускалась белокаменная лестница, ее продолжал легкий белокаменный мостик, который вёл к острову. Лестница и мостик продолжали ось симметрии ансамбля.

    Вот как описывает парк Валуева внучка Екатерины Алексеевны: «За церковью начинался английский сад, замечательно красивый по месторасположению: протекала извилистая река, были овраги, рощи и три беседки. Одна называлась Старичок и была покрыта мхом и берестой. Другую, двухэтажную, звали Гриб и, наконец, третья над рекой в виде зала, где делались угощения в дни праздника. К бабушке съезжались все родные, и всем было место». Приезжало много соседей и гостей из Москвы. Графиня всех радушно принимала - она была очень хорошая и предусмотрительная хозяйка

    В 30-е гг. XIX в. были устроены каскадные пруды, спускавшиеся террасами к реке Ликове. При их планировке использованы естественный рельеф местности и глубокий овраг. Насосы подавали воду наверх к резервуару, из которого она стекала по прудам к реке. Верхний пруд назывался Красным, средний - Золотым, нижний - Тёмным.

    Башни ограды в псевдоготическом стиле построены в 1-й трети XIX в. Металлические решетки и ворота - 1880-х гг., при владельцах Лепёшкиных, которые также установили перед фасадом главного дома каменных львов и украсили входные пилоны скульптурным изображением бегущих оленей. Из хозяйственных сооружений была пристроена водонапорная башня, стилизованная под общий стиль усадебных построек, а также обновлены дома церковного причта и церковь.. О привычке владельцев Валуева жить широко, но без излишних расходов и мотовства, свидетельствует письмо Е.А. Мусиной-Пушкиной от 1824 г., рассказывающее о путешествии её сына Ивана Алексеевича с женой по Италии. Графиня с одобрением отмечала, что молодые супруги «во Флоренции очень весело жили и на хорошей ноге держали дом». Она и в этом письме, и в ряде других, обычно предостерегала сыновей от чрезмерных расходов и увлечения карточной игрой, к которой, например, был склонен наследовавший после смерти матери (в 1829 г.) подмосковную усадьбу Владимир Мусин-Пушкин (1798-1854), в остальном имевший репутацию умного и отзывчивого человека. Сын бывшего обер-прокурора Синода воспитывался в иезуитском пансионе в Петербурге, потом в Пажеском корпусе, в 1815 г. начал службу в Бородинском пехотном полку.

    В 1816 г. проходил курс математики в Московском училище для колонновожатых. В 1822 г. - капитан, служил в Измайловском лейб-гвардии полку, адъютант командующего 1-й армией. В 1825 г. - член Северного общества декабристов, после их восстания арестован по месту службы в г. Могилеве и более полугода провёл в Петропавловской крепости. 7 июля 1826 г. переведён капитаном в армейский Петровский полк. Послан в Финляндию. В 1829 г. В.А. Мусин-Пушкин женился на Эмилии Карловне Шернваль (1810-1846), славившейся красотой и душевными качествами, ей посвятил стихотворение М.Ю. Лермонтов («Графиня Эмилия / Белее, чем лилия...») Валуево посещали В.А. Жуковский, Вяземские, Е.А. Баратынский (в молодости соперник В.А. Мусина-Пушкина, также ухаживавший за Эмилией Шернваль). У Мусиных-Пушкиных было шесть детей, двое умерли во младенчестве. Сыновья - Алексей (1831-1889) и Владимир (1832-1865). Роковым для семьи стал 1829т.: умерла сестра Владимира Алексеевича, Варвара Алексеевна Трубецкая, которая была давно и безнадёжно больна, через шесть недель после долгого болезненного состояния скончалась другая сестра, Наталья Алексеевна Волконская, в том же году занемогла и через три дня скончалась мать - Екатерина Алексеевна. В.А. Мусин-Пушкин был уволен от службы в 1831 г., с него взята подписка жить только в Москве и не выезжать за границу. В 1834 г. он освобождён от надзора, в 1835 г. разрешено поступить на службу. Жизнь семьи омрачалась тем, что "Владимир Алексеевич, был игрок во всем смысле этого слова.

    Он, совсем терялся, особенно при проигрыше, и этим пользовались его партнеры, которых он, к несчастью, принимал без выбора". В 1848 г., за шесть лет до кончины, Владимир Алексеевич написал завещание: "Я умираю христианином, верным сыном нашей Православной церкви, моля Бога о благоденствии милого моего отечества России, которую любил, люблю и буду любить даже за гробом паче всего и за которую бы положил живот мой с радостию... почитаю царя, коему был верен, хотя оным гоним и не любим Бог весь почему... село Валуево, оставшееся после покойной жены моей детям, я желаю чтобы было выкуплено из залога, сделано майоратом и принадлежало старшему моему сыну". Но росло бремя долгов, к 1856 г. наследникам нужно было выплачивать уже 700000 рублей по обязательствам отца.

    В 1856 г. усадьбой владел князь Владимир Борисович Святополк-Четвертинский, сосед по имению, до 1861 г. у Святополк-Четвертинских в их усадьбе Филимонки не было церкви, они всей семьёй ходили на богослужения в Валуево. С 1863 г. усадьба принадлежала фабриканту Дмитрию Семёновичу Лепёшкину, владельцу бумаготкацкой, набивной и бумагопрядильной фабрик в с. Муромцеве (в наше время в Пушкинском районе Московской области), сыну известного благотворителя Семёна Лонгиновича Лепёшкина). В советское время в усадьбе размещался санаторий.