9 класс

Россия второй половины XVII века. Характер международных отношений во второй половине XVII-XVIII вв

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Англия во второй половине XVII века

План. 1. Период кромвелевской республики. 2. Протекторат Кромвеля и реставрация Стюартов. 3. «Славная революция» и её итоги.

Период кромвелевской республики

После революции положение простого народа не улучшилось. Конфискованные земли короля, его сторонников и его епископов поступали в продажу большими участками. Только 9% этих земель попало в руки зажиточных крестьян, остальные были скуплены городской буржуазией и новым дворянством. Крестьяне земли не получили и не были освобождены от оброка.

Гражданская война привела к упадку хозяйственной жизни в стране: прервались экономические связи между графствами, особенно тяжело это отразилось на Лондоне - центре промышленности и торговли. Затруднения в сбыте сукна привели к массовой безработице. Поэтому часть населения не была довольна реформами парламента. В стране развернулись движения протеста.

Диггеры во главе с Джерардом Уистенли призывали бедняков занимать пустоши и свободно заниматься земледелием, исходя из того принципа, что каждый человек имеет право на землю. Как Вы думаете, как левеллеры и диггеры обосновывали свои взгляды? (Они исходили, что Бог создал людей равными и имущественные и правовые различия должны быть преодолены.) ?

Всюду диггеров разгоняли, арестовывали, жестоко избивали; уничтожали их посевы, разрушали хижины, калечили скот. Как вы думаете, почему? В этих мирных тружениках имущие классы увидели самых опасных врагов буржуазной собственности. ?

Подавив движение диггеров в Англии, Кромвель отправился в августе 1649 г. во главе армии для подавления ирландского восстания, а по существу для нового завоевания «Зеленого острова». Из полутора миллионов населения в Ирландии осталось немногим более половины. Последовавшие массовые конфискации земель восставших передали в руки английских собственников 2/3 ирландской территории.

В Шотландии 5 февраля 1649 сын Карла I был провозглашен королем Карлом II. Кромвель со своим войском направился туда и к сентябрю 1651 года шотландская армия была уничтожена полностью, король бежал и вскоре переправился на континент.

Кромвель понимал, что армия является основной опорой власти. Поэтому в стране целиком сохранял и сь тяжел ы е налоги для того, чтобы сохранить постоянную армию, численность которой в 50-е годы дошла уже до 60 тыс. человек.

Англию разоряли неурожаи, падение производства, сокращение торговли, безработица. Новые владельцы земли ущемляли права крестьян. Страна нуждалась в реформе права и в принятии конституции.

Протекторат Кромвеля и реставрация Стюартов

Между Кромвелем и парламентом назревал конфликт. В 1653г. Кромвель разогнал Долгий парламент и установил режим личной диктатуры, приняв титул пожизненного лорда- протектора. В стране принята новая конституция - "Орудие управления», с огласно ей, высшую пожизненную власть получал Кромвель. Протектор командовал вооруженными силами, ведал внешней политикой, имел право вето и т. п. Протекторат был по существу военной диктатурой. Протекторат – форма правления, когда во главе республики стоял пожизненный лорд-протектор.

Страна была поделена на 11 округов, во главе каждого из которых стоял подчиненный Кромвелю генерал-майор. Лорд-протектор запретил народные празднества, театральные представления, работу по воскресениям. - Как Вы думаете, почему? (Оливер Кромвель был убежденным пуританином, и, по его мнению, разнообразные увеселения противоречили христианским принципам.) ?

3 сентября 1658 г. Кромвель умер, и власть перешла к его сыну Ричарду, но в мае 1659 г. Ричард покидает свой пост. Английская политическая элита не желала нового диктатора. Как Вы думаете, почему? (Военная диктатура не была целью английской революции. Кроме того, режим Кромвеля не имел серьезной поддержки в обществе: его порицали и роялисты, и католики, и умеренные пуритане. Лорд-протектор опирался исключительно на армию.) ?

В 1660 г. вновь был созван двухпалатный парламент, в основном из пресвитериан. Богатые боялись «новой смуты», им нужна была законная власть. В этой среде все более зрел заговор в пользу «законной династии» Стюартов.

Генерал Монк вступил в прямые переговоры с сыном казнённого короля - королем-эмигрантом Карлом II об условиях восстановления (реставрации) монархии. 25 апреля 1660 г. новый парламент утвердил возвращение Стюартов; спустя месяц Карл II торжественно вступил в Лондон. Генерал Монк Карл II

Англия в период реставрации Стюартов

Карл стал королём на определённых условиях. Он подтвердил завоеванные новым дворянством и буржуазией права. Его лишили королевских земель, но назначили годовое содержание. Король не имел права создавать постоянную армию. Как Вы думаете, была ли его власть абсолютной? Но он редко созывал парламент, покровительствовал католикам, вновь учредил должность епископа, начались гонения на активных участников революции. Карл II ?

Виги –партия, к которой принадлежали буржуазия и джентри, которые отстаивали права парламента и выступали за реформы. Тори – партия, к которой принадлежали крупные лендлорды и духовенство, которые отстаивали сохранение традиций. В 70-х гг. начали формироваться две политические партии.

«Славная революция» и её итоги

После смерти Карла II престол занял его брат Яков II . Он делал все, дабы уменьшить роль парламента и установить католицизм. Это вызвало возмущение английской общественности. В 1688г. состоялась Славная революция, в результате которой Яков II был свергнут с престола, а королем и королевой были провозглашены правитель Голландии Вильгельм III Оранский и его жена Мария Стюарт, дочь Якова II. Яков II

При этом Вильгельм и Мария приняли корону на особых условиях. Они признали Билль о правах, согласно которому разграничивались полномочия короля и парламента. Также Билль о правах гарантировал свободу вероисповеданий на территории королевства. "Билль о правах" (билль – законопроект) окончательно заложил фундамент новой формы государственности - конституционной монархии. Вильгельм III Оранский

Утверждение принципа "король царствует, но не правит" означало, что все важнейшие вопросы будут решаться в парламенте, состоящем из представителей буржуазных партий. Партия, получившая большинство мест в палате общин, формирует правительство во главе с премьер-министром.

Форма правления в Англии – парламентская монархия Законодательная власть Исполнительная власть Парламент Палата лордов Палата общин Король Правительство Премьер-министр Выборы на основе имущественного ценза Как называется такая форма правления, которая сложилась в Англии после революции?

После смерти Вильгельма III и его жены трон перешел дочери ЯковаII Анне Стюарт (1702-1714). В период ее правления в 1707 г. была заключена уния между Англией и Шотландией. Парламент Шотландии распускался, а представители этого региона заседали с этого момента в английском парламенте. Анна Стюарт (1702-1714г.)

Основные этапы буржуазной революции в Англии.

Вопросы для закрепления: 1. Почему новые собственники пошли на реставрацию Стюартов? 2. Что сделало необходимым окончательное отстранение Стюартов от власти? Чему они мешали и чем грозило их правление? 3. Чем отличались события 1688-1689 гг. от событий 1642- 1649 гг. ? Почему они названы «славной революцией» ? 4. В чем суть режима парламентской монархии? Какая форма правления существует в Англии наших дней? 5. В чем причина долговечности двухпартийной системы? ?

Ниже приведены причины революции в Англии. Укажите неверный ответ. Недовольство парламента стремлением Стюартов править единолично. Недовольство парламента экономической политикой Стюартов. Казнокрадство и взяточничество при королевском дворе. Перевод Библии на английский язык и ведение на этом языке богослужений.

Знаком «да» или «нет» отметьте, согласны ли вы с данными суждениями: 1 2 3 4 5 Революция в Англии уничтожила абсолютизм. Английская революция установила в стране парламентскую монархию. После революции в стране стал развиваться капитализм. Английский парламент стал однопалатным. Государственной религией в стране стал католицизм. да да да нет нет

Словарь терминов и даты: 1688 - государственный переворот в Англии, свержение династии Стюартов. 1689 - принятие "Билля о правах"- начало парламентской монархии в Англии. РЕСТАВРАЦИЯ – восстановление. ПРОТЕКТОР - покровитель, охранитель.

Домашнее задание: подготовиться к тестированию по теме «Английская революция 17 века».


После смуты с 20-х по 50-е гг. 17 века Россия восстанавливала разоренное хозяйство. Начинается активное освоение земель, производивших товарный хлеб - Поволжья, Сибири, Черноземья.

В основе социально-экономического развития России лежала политика дальнейшего укрепления феодально-крепостнического уклада.Соборным уложением 1649 г. были отменены «урочные лета», установлен бессрочный сыск беглых крестьян и посадских людей. Это стало фактом окончательного закрепощения крестьян. Основой экономики аграрной России 17 в. становится барщина: работа крестьянина собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Крестьяне были обязаны платить оброк или работать на барщине, т. е. находились в личной зависимости от феодала.

В это время происходят изменения в правительственной политике:

    1682 г. - отмена местничества, стершая грани между сословными группами и в итоге объединившая дворянство;

    1649 г. - признание права наследственной передачи дворянского поместья при условии продолжения наследниками службы в государстве. Таким образом, были объединены две формы собственности - вотчина и поместье.

    Происходит рост ремесленного производства, чему способствует значительное совершенствование техники и возникновение новых производств: литейного, оружейного, медного. Появилась новая форма производства - мануфактура.

    Были внесены поправки в закон, стимулировавшие торговлю. Торговый устав 1653 г. установил единую торговую пошлину и отменил внутренние поборы с купцов. С этой же целью в 1667 г. был принят Новгородский устав, давший дополнительные льготы во внутренней торговле.

    Начинают складываться условия образования всероссийского рынка. Товарное производство и торговля становятся причиной возникновения и роста новых российских городов. К окончанию 17 в. Россия достигла высоких показателей в области производства и повышении жизненного уровня.

Экономика России складывалась в противоречивых условиях борьбы феодально-крепостнических устоев и зарождающейся буржуазии.

В политической жизни происходит переход к абсолютизму (концентрации власти). В 1649 г. принимается кодекс законов Российского государства - Соборное уложение. Две его главы посвящены защите прав и престижа царской власти и царского двора. Идет постепенный процесс передачи власти в руки самодержавия. Падают престиж и роль Земских соборов, которые решали вопросы внешней политики, финансов и налогов.

С наступлением экономической и политической стабильности отпала необходимость в поддержке самодержавия различными слоями общества. Боярство перестало представлять царскую власть и вместе с дворянством перешло на государскую службу.

Одна из характерных особенностей нарастающего абсолютизма - возникновение централизованного аппарата управления. В 17 в. в России существовала система приказов - учреждений, в которых отсутствовали единые принципы создания указов и распределения функций между ними. В 1654 г. создается Приказ тайных дел, занимающийся контролем над государственными учреждениями и служащими.

В местном самоуправлении происходит концентрация власти в руках воевод, заменивших представителей выборных органов - приказчиков, старост. Уездная власть оказывается под жестким контролем.

В середине 17 в. проведена реформа церкви, необходимость которой была вызвана стремлением к централизации русской православной церкви.

Воссоединение с Украиной, укрепление связей с южнославянскими народами потребовали унификации обрядов и церковных книг. Преобразования патриарха Никона вызвали недовольство верующих, а попытки создания независимой от государства церкви, привели к разрыву с царем. В церкви произошел раскол , который приобрел характер оппозиционного противостояния. В 1666 г. Никон был низложен.

История России. Факторный анализ. Том 2. От окончания Смуты до Февральской революции Нефедов Сергей Александрович

1.10. Традиции и вестернизация во второй половине XVII века

Возвращаясь к описанию роли технологического (диффузионного) фактора, необходимо, прежде всего, дать краткую характеристику соотношения восточных и западных компонентов в российском обществе XVII века, в его социальной и материальной культуре. Европейцам, посещавшим Россию в этот период, бросалось в глаза отличие русских обычаев и порядков от привычных им. «И поныне у них оказывается мало европейских черт, а преобладают азиатские, – отмечал в 1680 году тосканский посол Яков Рейтенфельс. – Покрой одежды, пышность при общественных торжествах, обычный способ ведения хозяйства, приемы управления государством, весь, наконец, строй жизни отзывается у них более азиатской необузданностью, нежели европейскою образованностью…» Рейтенфельс описывает восточные обычаи русских: они имеют обыкновение спать после обеда, берут пищу с блюда пальцами, при встрече целуют друг друга или отвешивают глубокие поклоны, постоянно упражняются в верховой езде и стрельбе из лука, свободное время, как персы, проводят за игрой в шашки. «Пренебрегая каменными домами, они совершенно справедливо полагают, что гораздо здоровее, по причине сильных и постоянных холодов, запираться, подобно татарам и китайцам, в деревянные». Голландский путешественник Ян Стрейс писал, что в Москве много общественных бань, подобных турецким и персидским, что вследствие закона об одежде каждый должен одеваться по назначенному ему образцу, что «они пишут на коленях, хотя бы перед ними и стоял стол», что женщин «держат взаперти, почти как турчанок». Придворный врач царя Алексея Михайловича Самуэль Коллинс добавляет, что «красотою женщин почитают они толстоту», что женщины, чтобы понравиться мужьям, чернят свои зубы и белки глаз.

К восточным обычаям относилось и почитание царя. «Приветствуя же царя, они обыкновенно распростираются ниц всем телом по земле», – отмечает Я. Рейтенфельс: это был китайский обычай «челобития», «коу тоу». Такого же коленопреклонения требовали от западных послов, одаряя их взамен, по восточному обычаю, шубами. Московиты почитали царя наравне с Богом: «Мосхи постоянно открыто всюду заявляют, что Богу и царю все возможно и все известно, что только Богу и царю они готовы отдать все, что только имеют наилучшего, и даже самую жизнь».

В начале XVII века обычаи царского двора не отличались от народных, и москвичи чутко реагировали на случаи их нарушения: когда стало известно, что Лжедмитрий не спит после обеда, сразу же распространился слух, что царь «подмененный». Для Михаила Федоровича итальянские мастера построили каменный дворец, но он предпочитал жить в деревянных хоромах, находя их более здоровыми. Алексей Михайлович был настолько набожен, что стоял на службе 5–6 часов и отбивал по тысяче земных поклонов. В 1648 году царь официальным указом запретил работать по воскресеньям и праздникам, обязал всех ходить в церковь и соблюдать пост, а также запретил играть в карты и шахматы, приказал уничтожить музыкальные инструменты и т. д. Тогда же было запрещено курение, выращивание и продажа табака. В 1675 году Алексей Михайлович повелел объявить придворным, чтобы они «иноземных немецких и иных извычаев не перенимали, волос у себя на голове не подстригали, а также платья, кафтанов и шапок у себя не носили и людям своим потому же носить не велели». Летний дворец, построенный царем в Коломенском, имел вид русского терема: он был украшен резьбой и флюгерами и расписан внутри русским иконописцем Федором Ушаковым и армянином Иваном Салтановым. Царский трон Алексея Михайловича был сделан персидскими мастерами, а корона была привезена из Константинополя. Однако во дворце было множество зеркал и часов – это были первые признаки культурного влияния Европы.

Европейское культурное влияние прокладывало себе дорогу через экономические новации. При Алексее Михайловиче инициатором этих новаций выступал Б. И. Морозов; в своем обширном хозяйстве он экспериментировал с различными сельскохозяйственными культурами и осваивал новые по тем временам промыслы: разводил рыбу в искусственных прудах, занимался садоводством, создавал конские заводы. Новаторский дух этого предпринимателя хорошо отражает случай, произошедший в 1651 году: узнав, что полковник Крафорд имеет привезенные из Европы семена новой масленичной культуры, Морозов предложил ему лучшие земли и послал нескольких крестьян учиться у Крафорда. С помощью немецких монахов было заведено виноделие в Астрахани, и в 1658 году ко двору было доставлено оттуда больше тысячи ведер красного вина. В 1659 году Морозов познакомился с известным славянским просветителем Юрием Крижаничем, который приводит в своем трактате «Политика» множество социально-экономических рекомендаций в духе эпохи Просвещения. «Отчего я не молод, чему бы я еще смог научиться!» – воскликнул Морозов после беседы с Крижаничем.

А. И. Заозерский считает, что Морозов передал дух новаторского предпринимательства своему воспитаннику, царю Алексею: Алексей не раз бывал в морозовском поместье Покровское и был в курсе проводимых там хозяйственных экспериментов. В те времена ботанические сады были в моде в Европе. Марселис привез царю подарок герцога гольштинского – садовые розы из Готтфордского сада; Виниус достал саженцы персика, абрикоса, миндаля, испанской вишни. В 1662 году направлявшимся в Англию послам было приказано привезти оттуда «семян всяких». В 1664–1665 годах царь основал собственное экспериментальное хозяйство, поместье Измайлово; были разосланы гонцы, чтобы привести из различных мест семена или саженцы винограда, тутового дерева, хлопчатника, красильной травы марены, грецкого ореха и многих других культур. Попытки разведения тутовых деревьев и хлопчатника, естественно, закончились неудачей, но эксперименты продолжались: было освоено мануфактурное производство льняных тканей, построен сафьянный завод, два стекольных и три железоделательных завода.

Эксперименты и новшества вскоре вышли за рамки царского хозяйства. Еще в 1657 году царь приказывал своему голландскому эмиссару Гебдону нанять «алхимистов самых ученых, рудознатцев серебряных, медных и железных». Начиная с 1666 года нанятые «рудознатцы» отправляются с экспедициями для разведки руд в различные районы страны. Выдвигались торговые проекты, еще в 1663 году московский посол пытался договориться с курляндским герцогом об отправке кораблей в Индию. Переговоры закончились неудачей, тогда московское правительство стало искать торговые пути на юге. Торговый путь через Каспийское море уже давно привлекал к себе внимание западных купцов, просивших у Москвы разрешения организовать транзит персидского шелка в Европу. В 1663 году с «великим посольством» в Персию была отправлена большая торговая экспедиция, которая привезла товаров на 80 тысяч рублей.

В 1665–1667 годах главой московского правительства стал А. Л. Ордин-Нащокин, «царственных и государственных посольских дел боярин». Ордин-Нащокин организовал для Посольского приказа регулярный перевод иностранных газет (время от времени они переводились и раньше) и присылку большого количества книг. В это время во множестве печатаются переводные польские книги; если в первой половине XVII века было переведено с европейских языков лишь 13 книг, то во второй половине – 114 книг. Вслед за переводной беллетристикой появляются и первые русские повести, например, «История о российском дворянине Фроле Скобееве».

Одним из ближайших сотрудников Ордина-Нащокина был проживавший в Москве голландский купец Иоганн ван Сведен. Ван Сведен построил первую в России бумажную мельницу и первую суконную фабрику. В 1665 году Ордин-Нащокин поручил ван Сведену организацию регулярной почтовой службы, а в 1667 году – строительство первого корабля для каспийского флота. Прежде на Каспии плавали допотопные «царские бусы», обшивку которых вязали лыком, без гвоздей, так что эти суденышки годились только на один – два рейса. Теперь же предполагалось завести настоящий торговый флот, и первый корабль этого флота, «Орел», был построен весной 1669 года; он спустился по Волге к Астрахани, но был захвачен здесь казаками Разина. Тем не менее Ордин-Нащокин подписал договор с армянской компанией о транзите персидского шелка через Россию, и со временем эта торговля стала весьма значительной. В правление Софьи князь В. В. Голицын построил два фрегата, которые доставляли шелк из Шемахи в Астрахань.

Вторым лицом в правительстве 1660-х годов был окольничий Богдан Матвеевич Хитрово, друг царя и ближайший поверенный его личных дел. Как и Ордин-Нащокин, Хитрово был «западником», и говорили, что он получает от голландцев большие деньги. Под влиянием Хитрово царь назначил воспитателем своих детей западнославянского просветителя Симеона Полоцкого, который учил их латинскому и польскому языкам, и даже сочинению стихов. Полоцкий был одним из первых русских церковных философов и поэтов (он писал на церковнославянском языке), одно время он руководил школой в Спасском монастыре, которая знакомила с польской культурой молодых дипломатов и чиновников из Тайного приказа. Полоцкий содействовал также и распространению западной живописи, в это время появились первые царские парадные портреты и пейзажи, которыми украшали не только дома, но и аллеи парков.

После смерти Алексея Михайловича на престол взошел ученик Симеона Полоцкого царь Федор Алексеевич (1676–1682). Молодой царь Федор был женат на польской дворянке Агафье Грушецкой, он знал латинский и польский языки и был поклонником польской культуры. Федор приказал придворным носить польские кафтаны; это был символический акт культурной переориентации с Востока на Запад, и царский летописец Адамов четко передал идейный смысл реформы: «платье народу российскому повелел носить от татар отменное». Новый царь попытался заставить москвичей строить каменные дома, приказал восстановить славяно-латинскую школу в Спасском монастыре и назначил ее руководителем другого ученика Полоцкого, Сильвестра Медведева.

В 1682 году смерть царя Федора, тяжелая болезнь его брата Ивана и малолетство другого наследника, Петра, вызвали кризис самодержавия. На арену снова вышли боярские группировки, начавшие борьбу за власть под видом поддержки царя Петра или царя Ивана. В эту борьбу вмешались московские стрельцы, недовольные злоупотреблениями своих начальных людей и опасавшиеся роспуска стрелецкого войска (стрелецкие полки вне Москвы уже были преобразованы в солдатские). Князь Хованский, возбуждая стрельцов, кричал, что «и вас, и нас отдадут в неволю чужеземному врагу, Москву погубят, а веру православную истребят». Это была традиционалистская реакция, направленная против военной реформы, проводимой по иноземному образцу.

Единственным представителем царской семьи, способным поддержать авторитет власти в обстановке начавшейся анархии, оказалась царевна Софья. Она укрылась вместе с братьями в Троице-Сергиевой лавре, призвала на помощь поместное ополчение и привела стрельцов к покорности. Таким образом, в критический момент монархия нашла опору в дворянстве; другой опорой Софьи стала боярская аристократия. В силу своего положения Софья не могла проявлять самовластие и поэтому искала поддержки знати, в большом количестве раздавая думные чины. Современники свидетельствуют, что Софья правила вместе с боярами.

Бояре, как и стрельцы, не были заинтересованы в сохранении полков «иноземного строя». Правительство было вынуждено пойти на уступки традиционалистам: около четырехсот иностранных офицеров (примерно треть) было уволено, и на службе остались только обрусевшие «немцы», которых принимали «по выбору». С другой стороны, дворянство воспользовалось слабостью центральной власти и уже во время сбора в Троице-Сергиевой лавре предъявило ей свои сословные требования, в первую очередь касавшиеся усиления сыска беглых крепостных. Другой уступкой дворянству был указ 1684 года, установивший, что поместья (даже большие) после смерти их владельца остаются в роду и делятся между наследниками сверх их поместных окладов – несмотря на то, что наследники не выслужили этой прибавки. Указ 1688 года разрешал продажу вотчинных крестьян без земли; указы 1688 и 1690 годов санкционировали право владельцев обменивать как вотчины, так и поместья. К концу XVII века различие между поместьем и вотчиной почти стерлось; поместья передавались по наследству по мужской линии, отдавались вдовам и незамужним девушкам «для прокорму» и иногда даже продавались.

Традиционалистская политика Софьи была вынужденной. Как и ее брат, царь Федор, Софья училась у Симеона Полоцкого; по некоторым сведениям, царевна владела польским языком. После смерти Полоцкого место духовника и наставника Софьи занял другой сторонник сближения с Западом, Сильвестр Медведев. Первым помощником Софьи в государственных делах (и ее возлюбленным) был начальник Посольского приказа известный «западник» князь В. В. Голицын. По свидетельству де ла Невилля, Голицын знал польский язык, он разрешил иностранцам свободный въезд в Россию, позволил дворянам посылать детей на обучение в Польшу, допустил в страну иезуитов и часто беседовал с ними. Ходили слухи, что Голицын намеревался сделать Сильвестра Медведева патриархом с тем, чтобы объединить греческую и латинскую церкви. Эти планы (или слухи о них) вызывали яростный протест патриарха Иоакима, который стал главным врагом Голицына и Софьи.

В 1687–1689 годах, во время войны с Турцией, Голицын был вынужден снова обратиться к найму иностранных офицеров, чтобы доукомплектовать 75-тысячное войско «иноземного строя». Знать (по польскому образцу) была расписана по регулярным ротам во главе с ротмистрами и хорунжими. Протестуя против этих нововведений, князья Б. Ф. Долгоруков и Ю. А. Щербатов явились на смотр, одетые вместе со своими людьми в черное траурное платье. Позже к протесту знати присоединился и патриарх Иоаким, который публично предрек несчастье армии, зараженной присутствием офицеров-иноверцев. Поход действительно закончился неудачей – и патриарх сразу же напомнил о своем пророчестве.

Неудача крымских походов пошатнула положение Софьи и Голицына. Когда в 1689 году вспыхнул конфликт между Софьей и царем Петром, патриарх Иоаким и многие князья (в том числе Долгоруковы и Щербатовы) немедленно перешли на сторону молодого царя. Таким образом – как это ни странно – победа Петра была обусловлена поддержкой традиционалистской партии. По словам М. М. Богословского, царь «в этой борьбе был все же гораздо более символом, чем активно действующим лицом с собственной инициативой». Поглощенный своими потехами, царь не занимался государственными делами, и власть оказалась в руках патриарха Иоакима и традиционалистски настроенных бояр, родственников матери Петра Натальи Нарышкиной. Де ла Невилль писал, что «те, кто радовался падению Голицына, вскоре раскаялись в его погибели, так как Нарышкины, которые управляют ими в настоящее время, будучи необразованны и грубы, начали… уничтожать все, что этот великий человек ввел нового…» Сильвестр Медведев был казнен, иезуитам пришлось покинуть Россию, полки «иноземного строя» были распущены по домам, а большинство иностранных офицеров были уволены.

В конечном счете боярское правление тяжело отразилось на дисциплине дворянства и состоянии полков «иноземного строя». В 1695 году, при первом походе на Азов, в боевой готовности оказалось лишь 14 тыс. солдат; остальное 120-тысячное войско состояло из ратников «русского строя», то есть из стрельцов и поместного ополчения. Впоследствии, в 1717 году, князь Я. Ф. Долгорукий говорил Петру, что его отец устроением регулярных войск путь ему показал, «да по нем несмысленные все его учреждения разорили», так что Петру пришлось почитай все вновь делать и в лучшее состояние приводить.

Таким образом, ослабление самодержавия было обусловлено в основном случайными факторами, но оно открыло дорогу традиционалистской реакции и привело к тому, что результаты второй военной революции были отчасти утрачены.

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 13. Англия во второй половине XVII века Период кромвелевской республикиМонархи Европы приняли в штыки революционные события в Англии, в особенности казнь короля. Даже республиканские Нидерланды предоставили приют сыну казнённого Карла I. А в далёкой России царь Алексей

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора

7. Во второй половине XVII века Романовы очистили русские кладбища от старых надгробий, которые были уничтожены либо использованы как строительный камень Раскопки 1999–2000 годов в Лужецком монастыре Можайска В Можайске находится один из древних русских монастырей -

Из книги Москва еврейская автора Гессен Юлий Исидорович

Илья Кунин ЕВРЕИ В МОСКВЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII века В 80-х и 90-х годах прошлого века московская Купеческая управа издала в девяти томах «Материалы для истории московского купечества». Эти «Материалы», несмотря на большую ценность сведений, заключающихся в них, до сих

Из книги Изгнание царей автора Носовский Глеб Владимирович

4.5. Очистка русских кладбищ от старых надгробий во второй половине XVII века Раскопки 1999–2000 годов в Лужецком монастыре Можайска Мы глубоко благодарны Ю.П. Стрельцову, обратившему наше внимание на факты, о которых пойдет речь в данном разделе.В Можайске находится

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

2. ГЕРМАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI И В НАЧАЛЕ XVII В. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УПАДОК ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI В. Экономический подъем, происходивший в германских землях с 30 –40-х и особенно с 70-х годов XV в., сменился около середины XVI в. глубоким упадком, явившимся результатом

Из книги Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов автора Коллектив авторов

Италия во второй половине XVI–XVII вв. Опустошительные войны, усиление политической раздробленности, установление иностранного господства самым негативным образом отразились на социально-экономическом развитии итальянского общества. На короткое время установление

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

Глава 3 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. § 1. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАХВАТА МОСКОВСКИМИ КНЯЗЬЯМИ СОСЕДНИХ КНЯЖЕСТВ В течение XIII–XV вв. в Восточной Европе повышались температура и влажность. Населению Северо-Восточной Руси это позволило приступить к освоению

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ПОД ВЛАСТЬЮ МАНЬЧЖУРОВ: ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ДИНАСТИИ ЦИН ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА В октябре 1644 г. Фулинь был провозглашен императором новой династии Поднебесной - Цин, столицей которой стал Пекин. Маньчжуры тут же попытались ввести в городе свои порядки,

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Картлийское и Кахетское царства во второй половине XVII века 1. Бахтрионское восстание. В конце 50-ых годов XVII века в Кахети сложилось крайне тяжелое положение. Иранский шах Аббас II (1642–1666), подобно своему предку Аббасу I, стал заселять Кахети туркменскими племенами. Было

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Особенности развития культуры в Украине во второй половине XVI - первой половине XVII века Влияние западной культуры на Украину, начавшееся частично в первой половине XVI столетия, значительно усилилось после Люблинской унии и продолжалось почти до конца XVIII века. На рубеже

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

183. ЯН СТРЕЙС. ШЕМАХА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА Отрывок из сочинения Стрейса, посвященный описанию Шемахи, приводится по изданию «Три путешествия» (см. № 160).8-го вошли мы в знаменитый Персидский 2 торговый город Шемаху. Он лежит под 40°50? широты в долине Ширван или Мидии.

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Из книги Великое прошлое советского народа автора Панкратова Анна Михайловна

3. Народные движения против крепостного строя в середине и во второй половине XVII ВЕКА Степан Разин Польская и шведская интервенция тяжело отразилась на внутреннем состоянии Русского государства. Хозяйственная жизнь страны оказалась в полном расстройстве. Торговля

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 13. Англия во второй половине XVII века Период кромвелевской республикиФеодальные монархи Европы приняли в штыки революционные события в Англии, в особенности казнь короля. Даже буржуазная Голландия предоставила приют сыну казненного Карла I. А в далекой России царь

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

14. Во второй половине XVII века Романовы очистили русские кладбища от старых надгробий, которые были уничтожены либо использованы как строительный камень Раскопки 1999–2000 годов в Лужецком монастыре Можайска В Можайске находится один из древних русских монастырей -

Из книги Русско-литовская знать XV–XVII вв. Источниковедение. Генеалогия. Геральдика автора Бычкова Маргарита Евгеньевна

Польские традиции в русской генеалогии XVII века Русская генеалогия второй половины XVII в. испытывала большое влияние польской литературы. Это было связано как с общим интересом к польским авторам, который проявлялся в официальной деятельности Посольского приказа

В искусстве происходит процесс регламентации, полного подчинения и контроля со стороны королевской власти. Созданная еще в 1648 г. Академия живописи и скульптуры находится теперь в официальном ведении первого министра короля. В 1671 г. основывается Академия архитектуры. Устанавливается контроль над всеми видами художественной жизни. Ведущим стилем всего искусства официально становится классицизм.

В классицизме второй половины XVII в. нет искренности и глубины лорреновских полотен, высокого нравственного идеала Пуссена. Это официальное направление, приспособленное к требованиям двора и прежде всего самого короля, искусство регламентированное, унифицированное, расписанное по своду правил, что и как изображать, чему и посвящен специальный трактат Лебрена.

Архитектура.

В стране создаются крупные сооружения, прославляющие короля.

Луи Лево Дворец Во-ле-Виконт. Версаль.

Жюль Адруэн Мансар. Руководил расширением дворца в Версале. Вендомская площадь. Собор Инвалидов

.

Клод Перро . Лувр.

Франсуа Блондель . Триумфальная арка

Билет 17

Искусство Византии (5-7 в) Византийское искусство - это историко-региональный тип искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства.

658г до н.э Основан город греческии колонистами Византия на острове между бухтой Золотой рог и Мраморным морем. Вождь Визант- город Византия. Благодаря хорошему географическому положению Византия стала занимать одно из самых видных и главных мест среди греческих полисов.

Периодизация

раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века); церковь Сан Апполинаре

ранневизантийский период , "золотой век" императора Юстиниана I (527-565), архитектуры храма Святой Софии в Константинополе (архитекторы Анфимий из Траал и Исидор из Милет, вершина развития арочно-сводчатых структур 527г) и равеннских мозаик (VI-VII века),скупльптураы (хороший ослик)+ иллюстрирования книг(в том числе церковных); церковсь Сан Витале 526-547, восьмиугольник в плане, энкаустическая иконопись(Христос Пантократор).



Ранневизантийский период строительство разнообразных монастырских ансамблей и храмов. Наиболее характерными становятся такие виды храмов как продольно базиликальные и крестово-купольные.

Базилика - тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.

В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф - обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса

иконоборческий период (VIII-начало IX века). Император Лев III Исавр (717-741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название «темное время» - во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы; (церковь святой Ирины 4в, стамбул) разрушены первые мозаики

период Македонского Возрождения (867-1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации; Восстановление икон.

период консервантизма при императорах династии Комнины (1081-1185) эллинистических традиций (1261-1453). Каноничность иконописи.

Термин византийское искусство обозначает не только искусство восточной части Римской империи но и специфический стиль поскольку этот стиль вырос из определенных тенденций возникновение которых можно отнести к правлению Константина и даже более раннему времени

Кресто́во-ку́польный храм - архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V-VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объем, центр которого разделен 4 столпами на 9 ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом.



Мозаика Юстиниан со свитой.

18) ВОПРОС 1

Итальянское искусство развивалось в рамках локальных школ. В архитектуре сложились тосканская, ломбардская, венецианская школы, в стилистике которых новые веяния нередко сочетались с местными традициями. В изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, также сформировалось несколько школ - флорентийская, умбрийская, североиталъянская, венецианская - со своими неповторимыми стилистическими особенностями. Брунеллески, Донателло, Мазаччо - три флорентийских гения - открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве. Создав оригинальную конструкцию купола флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре приюте для подкидышей (Оспедале дельи Инноченти), церкви Сан Лоренцо
Филиппе Брунеллески (1377-1446) дал мощный импульс новаторскому развитию итальянской архитектуры. Восьмигранный купол диаметром в 42 м величественно вознесся над готическим собором, став символом мощи города и силы человеческого разума. В постройках Брунеллески во Флоренции - капелле Пацци,

в противовес устремлению здания ввысь, свойственному готике, Брунеллески впервые создал нижний этаж фасада в виде легкого портика, развернувшегося по горизонтали во всю его ширину и примыкающего к площади. Новаторством отмечены проекты Леона Баттиста Альберти: в палаццо Ручеллаи

во Флоренции он впервые применил членение трех ярусов фасада пилястрами разных ордеров,
Своеобразием отличалась венецианская архитектура Возрождения. Она складывалась позже, чем в Тоскане, в последние десятилетия XV в. Местные готические традиции сочетались в ней с ренессансными чертами. Венецианцы ценили нарядность, красочность зданий. Стоящие на сваях дворцы патрицианской знати украшались лоджиями, тонкой резьбой по камню, многоцветными инкрустациями, кирпич облицовывался привозным мрамором. Черты новой архитектуры проявлялись не только в светских постройках, но и в церковном зодчестве, ярче всего в церкви Сан Дзаккария.
Подлинным реформатором искусства ваяния стал выдающийся флорентийский скульптор Донателло (ок. 1386-1466). Он впервые создал отдельно стоящую статую, не связанную с архитектурой, был автором первого конного монумента - памятника кондотьеру Гаттамелате в Падуе,
воплотил в камне и бронзе красоту обнаженного человеческого тела (рельеф певческой кафедры Флорентийского собора, статуя Давида). Одухотворенные образы его рельефа "Благовещение"

Становление и развитие ренессансной живописи было сложным процессом. Еще в первой трети XIV в. великий художник Джотто в своих фресках в капелле дель Арена в Падуе
он помещает фигуры, обретающие объем, в трехмерное, хотя и неглубокое пространство.
Рождение новой, собственно ренессансной живописи связано, однако, с именем другого выдающегося флорентийца - Мазаччо (1401-1428/29). Его росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции
стали школой для многих поколений художников. В фресках Мазаччо, изображающих изгнание из рая Адама и Евы и сцены из жизни апостола Петра,.выполненные Беато Анджелико. В его творчестве, испытавшем влияние Мазаччо, наряду с ренессансными чертами еще сохранялись традиции средневекового искусства. Создавая в палаццо Медичи свою фреску "Шествие волхвов"

Тонкие, одухотворенные образы мадонн создавал Сандро Боттичелли (1445-1510). В его творчестве они сближаются своей нежной и хрупкой красотой с образами античной богини любви Венеры. В картине "Весна"
художник изображает Венеру на фоне сказочного сада вместе с богиней плодородия Флорой, усыпанной цветами, тремя танцующими грациями и другими персонажами древней мифологии. В "Рождении Венеры"
В последние десятилетия XV в. наряду с флорентийской школой живописи складываются имеющие свой особый почерк школы и направления в Средней (Умбрия) и Северной (Ломбардия, Венеция) Италии. Начало умбрийской живописной школе положило творчество одного из крупнейших мастеров Средней Италии Пьеро делла Франческа (ок. 1420-1492). Он был автором трактата о перспективе, выдающимся монументалистом, создавшим фрески "Прибытие царицы Савской к царю Соломону"

,

и другие в церкви Сан Франческо в Ареццо, и величайшим колористом, умевшим передавать красоту цветовых гармоний в световоздушной среде. Его образы героизированы, им присуши величавость, эпическое спокойствие. Гуманистические представления художника о человеке нашли выражение в написанных около 1465 г. портретах герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца. К умбрийской школе принадлежали также Пьетро Перуджино, прославившийся мягкой поэзией своих работ, в том числе лирическим типом мадонн, Пинтуриккьо, создавший в росписях библиотеки собора Сьены проникновенные пейзажные образы, изображения интерьеров и многофигурные композиции, Лука Синьорелли, для сурового творчества которого были характерны острое графическое начало, мастерство передачи обнаженного человеческого тела.

1. Основные тенденции искусства 20 века.

Модернизм художественных тенденций, во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе.

В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX - начала XX века, поэтому необходимо различать эти два понятия, с тем, чтобы избежать путаницы.

Абстракционизм - художественное направление, сформировавшееся в искусстве первой половины 20 века, полностью отказавшееся от воспроизведения форм реального видимого мира. Основоположниками абстракционизма принято считать В. Кандинского, П. Мондриана и К. Малевича. В абстракционизме можно выделить два четких направления: геометрическая абстракция, основанная преимущественно на четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан), и лирическая абстракция, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). Абстрактный экспрессионизм - школа рисующих быстро и на больших полотнах штрихов кистей капая красками на холст.



Пит Мондриан

"Мельница в солнечном свете" 1908 Серое дерево 191 Эволюция 1911

Причины народных выступлений во второй половине XVII века

XVII столетие современники не случайно назвали «бунташным веком»: именно на этот период приходятся две Крестьянские войны, стрелецкие восстания, городские бунты, Соловецкое сидение. Несмотря на разнородный состав участников движений - крестьяне, посадские люди, казаки, старообрядцы - причины их выступлений имели общие корни:

- политика закрепощения властей. На протяжении второй половины XVI - первой половины XVII вв. происходило формирование системы крепостного права. Серия указов поступательно ограничивала права свободы крестьянского и посадского населения и завершилась принятием в 1649 г. Соборного уложения Алексея Михайловича.

- злоупотребления властей. В 40-е гг. XVII в. правительство в 3-4 раза увеличило цены на соль. Соль была тем продуктом, без которого не представлялось возможным заготовить еду впрок. Дорогой соли было продано меньше прежнего, и казна понесла значительные убытки. Народ начал голодать, в то время как тысячи пудов рыбы сгнили на Волге: рыбопромышленники из-за дороговизны соли не смогли ее засолить. В конце 1647 г. соляной налог отменили, но предотвратить Соляной бунт правительство не смогло. В том же 1647 г. оно объявило о взыскании недоимок с населения за 3 предыдущих года.

В 50-е гг. XVII века царское правительство вело махинации с хлебом: передавало хлебные запасы Швеции в счет погашения русских долгов.

В 60-е гг. XVII века в условиях затянувшихся военных действий с Польшей правительство провело неумелую денежную реформу. Не имея запасов серебра, власти выпустили медную монету с принудительным курсом к серебряным деньгам. Сначала медные деньги пользовались полным доверием, но затем реформа превратилась в настоящую аферу: денежные мастера с Монетного двора не вынесли соблазна, покупали медь и производили для себя монеты. «Воровские» деньги наполнили страну, началось падение их цены. В начале 1662 г. за рубль серебра платили 4 медных рубля, в середине 1663 г. - 15 медных рублей. От резко обесценившихся денег страдали, прежде всего, люди, получавшие денежное жалование, солдаты и стрельцы, а также ремесленники и торговцы.

- войны во второй половине XVII в., которые неизбежно сопровождались ухудшением экономической ситуации в стране, ростом налогов, увеличением набора в армию «даточных» людей.

- церковный раскол, вызвавший движение старообрядничества и раскольничества как своеобразную форму социального протеста против властей.

Городские восстания

Центром движения посадских людей была Москва. 3 июня 1648 г. в Москве грянул Соляной бунт. Народ штурмовал ворота Кремля, разграбил двор главы царского правительства и инициатора денежной реформы боярина Б.И. Морозова, потребовав над ним расправу. В Кремле решили пожертвовать начальником Земского приказа Л. Плещеевым, который 4 июня был выведен палачом на Красную площадь и растерзан толпой. Царю удалось спасти лишь Б.И. Морозова, срочно отправив его в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь.

Восстание в Москве приобрело большой резонанс - волна движения летом 1648 г. охватила многие города: Козлов, Соль Вычегодскую, Курск, Устюг Великий и др.

Самые непримиримые и продолжительные восстания вспыхнули летом 1650 г. в Пскове и Новгороде, известные как «хлебные бунты». В обоих городах власть перешла в руки земских старост. Однако выборные власти в Новгороде не проявили ни стойкости, ни решительности и открыли ворота карательному отряду князя И.Н. Хованского. Псковичи же оказали правительственным войскам сопротивление. Осада Пскова длилась три месяца. В городе действовала Земская изба, распределявшая среди горожан хлеб, изъятый из боярских житниц. В связи с восстаниями был созван специальный Земский собор, утвердивший состав делегации для уговора псковичей. Они прекратили сопротивление только после того, как добились прощения всем участникам восстания.

Восстание в Москве в 1662 г., известное как Медный бунт, также сопровождалось погромами домов бояр и богатых купцов. Возбужденная толпа посадских людей, солдат и стрельцов осадила село Коломенское, где находился царь. Три стрелецких полка, защищавших царя и осуществлявших расправу с восставшими, стали своего рода гвардией и в последующие годы пользовались разнообразными царскими пожалованиями.

Крестьянская война под предводительством С.Т. Разина (1670-1671)

Городские восстания свидетельствовали о кризисном состоянии страны. Вершиной его стала Крестьянская война под предводительством Степана Тимофеевича Разина (1670-1671). Зачинателями крестьянских войн и их предводителями с этого времени были представители донского казачества.

Уклад жизни на Дону имел свои особенности. Здесь отсутствовало землевладение, а следовательно, и помещики. Отсутствовали также воеводы: войском управляли выборные. Донская вольница привлекала внимание беглых из южных и центральных уездов Российского государства. Правительство, нуждаясь в услугах донских казаков, избегало конфликтов с ними и мирилось с неписаным законом: «С Дона выдачи нет », то есть беглых крестьян не возвращали их владельцам.

Жизненные ресурсы казаки черпали из рыбных промыслов и охоты. Кроме того, они получали от правительства хлебное жалование и порох. Это была своеобразная плата за оборону границ - казаки принимали на себя удары от набегов крымских татар и ногайцев. Казаки широко пользовались еще одним источником пополнения своих ресурсов: организовывали «походы за зипунами». Объектами их нападений являлись Крымский полуостров и южное побережье Черного моря. Во второй половине XVII в. возможностей для «походов за зипунами» стало значительно меньше. После ухода казаков из Азова, которым они владели пять лет (1637-1642), турки сделали крепость неприступной и закрыли выход в Азовское и Черное моря. В 50-60-е гг. XVII века казаки пытались перенести свои набеги на Волгу, Каспийское море, где грабили казенные и купеческие караваны, а также иранские владения. Так, в июне 1669 г. казаки под предводительством С.Т. Разина разбили иранский флот. Их добычей стали Дербент, Баку, Решт, Фарабат, Астрабат. Захваченные ценности разинцы обменивали на русских пленных, пополнивших их ряды.

Действия Разина на Волге и Каспии в 1667-1669 гг. представляли собой стихийные выступления казачества с целью материального обогащения. Однако с конца 1669 г. они приобретают организованный характер. Поход донского казачества в 1670 г. превратился в Крестьянскую войну против бояр и «начальных людей», но не против царя: царистские иллюзии среди восставших были еще сильны. Сам Разин распространял слухи о том, что с ним якобы находится царевич Алексей Алексеевич и патриарх Никон, бывший тогда в опале.

13 апреля 1670 года 7-тысячный отряд С. Разина овладел Царицыным. 22 июня в результате штурма занял Астрахань. «Начальные люди», воеводы, дворяне были убиты; документы астраханского воеводства сожжены. Управление городом было организовано по казацкому образцу: во главе управления встали Василий Ус, Федор Шелудяка и другие атаманы.

Из Астрахани через Царицын казаки двинулись вверх по Волге. Без боя сдались Саратов и Самара. По всему Поволжью расходились «прелестные письма» Разина с призывом истреблять бояр, воевод, приказных людей, «мирских кровопийцев». 04 сентября 1670 года Разин подступил к Симбирску. Осада длилась месяц. Город во главе с воеводой князем Иваном Милославским выдержал четыре штурма повстанцев. 03 октября к Симбирску подошли из Казани правительственные войска под началом Юрия Барятинского и нанесли удар разинцам. Предводитель Крестьянской войны ушел на Дон, чтобы собрать новое войско, но был схвачен казаками и выдан правительству. 04 июня 1671 года его доставили в Москву и через два дня казнили на Красной площади. Имя Разина превратилось в легенду - народная память о нем сохранила множество песен и былин.

Восстание продолжалось и после казни Разина, но под натиском превосходящих сил правительства шло на убыль. Весной и летом 1671 г. отряд Федора Шелудяки пытался овладеть Симбирском. Попытка оказалась неудачной. Не удалось ему удержать и Астрахань, которая перешла в руки правительства в ноябре 1671 года. Крестьянская война потерпела поражение - участники движения подверглись жестоким репрессиям.

Соловецкое восстание (1668-1676 гг.)

После подавления Крестьянской войны сопротивление народных масс продолжалось в разных концах страны. Много людей уходило в далекие раскольничьи скиты. Именно в эти годы начались страшные самосожжения, когда раскольники предпочитали мученическую смерть заточению в царских острогах. В Соловецком монастыре, отказавшемся признать реформу Никона, раскольническое движение приобрело массовый характер.

Настоятель обители раскольник Никанор принимал всех беглых. Толстые каменные стены, пушки и пищали охраняли монастырь - все приступы царских войск оказались неудачными. Против них выступили и монастырские крестьяне; немало среди участников соловецкого сидения было бывших разинцев. Осада продолжалась 8 лет. Пали Соловки из-за предательства: чернец Феоктист перебежал ночью на сторону врага и указал тайный вход в обитель. Стрельцы проникли в монастырь и после ожесточенного боя заняли его.

Характерные черты и причины поражения народных движений

Народные выступления второй половины XVII века обладали общими чертами, которые в конечном итоге и определили их пораженческий исход. Наиболее характерными из них были:

Локальный характер движений;

Превосходство правительственных сил;

Стихийность;

Недостаточная организация народных масс;

Слабое вооружение;

Неоднородный состав восставших и разногласия в интересах и требованиях;

Отсутствие программы действий;

Предательство;

Наивное сознание восставших: вера в доброго царя.