9 класс

После обеда все разошлись продолжить предложение

При подготовке к уроку русского языка в 7 классе по теме «Союз как часть речи» я поставила следующие цели:

1. Актуализировать знания учащихся по теме «Союз как служебная часть речи»;

2. Закрепить знания о простых и составных союзах, умения и навыки находить их;

3. Дать представление о разрядах союзов (сочинительные и подчинительные);

4. Закрепить умений и навыки определять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, отличать их от простых предложений.

Для достижения этих целей я выбрала одну из технологий личностно-ориентированного образования, а именно модульное обучение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Игримская средняя общеобразовательная школа №2,

Учитель русского языка и литературы Карымова Валентина Алексеевна.

Модульный урок русского языка в 7 классе.

"Союзы сочинительные и подчинительные"

Оборудование и оснащение:

1.Классная доска.

2.Опорный конспект.

3. Тест.

4.Учебный материал: Учебник для 7 класса. Русский язык под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта Дрофа\. М., 2007.

УЭ-0

2 минуты.

Интегрирующие цели:

1. Актуализировать знания учащихся по теме «Союз как служебная часть речи»

2. Закрепить знания о простых и составных союзах, умения и навыки находить их.

3. Дать представление о разрядах союзов (сочинительные и подчинительные)

4. Закрепить умения и навыки определять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, отличать их от простых предложений.

УЭ-1

5 минут

Цель: актуализация знаний учащихся по теме «Союз как служебная часть речи»

  1. Запишите число и тему урока.
  2. Прочитайте цели урока и сформулируйте их конкретно для себя.

3. Прочитайте текст, представляющий собой набор высказываний ученых-лингвистов о союзах.

" Слово «союз» по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нем выделялась приставка СЪ- (со), имевшая значение "вместе" и корень -ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ. Приставка СО- со значением "вместе" живет во многих словах русского языка: сосед, соратник, соавтор, сотрудник (во многих словах она вычленяется этимологически, как и в слове союз)". Удивительно называет И.И. Срезневский союзы: "Союзы – частицы речи". Но без этих частиц речи" мы писали бы и говорили неправильно. Срезневский также подчеркивает, что союзы не имеют лексического значения. Обратите внимание на то, как говорит А.А. Шахматов: "Союз – выразитель того или иного сочетания". Говоря словами Шахматова, союз выражает связь между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного предложения. А вот высказывание М.В. Ломоносова: "Союзы не что иное суть, как средство, которыми идеи соединяются, итак, подобно оси гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше. Однако не должно в нем оставаться таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться".

4. Выполните проверочную работу.

Проверочная работа по теме «Союз как часть речи»:

  1. Кто из ученых–лингвистов посвятил свои труды изучению союзов?
  2. Как объясняется в этимологии значение слова «союз»?
  3. Как называет союзы Срезневский?
  4. Выразителем какого сочетания является союз, по мнению Шахматова?
  5. С чем сравнивает союзы Ломоносов?

Ключ: правильный ответ + (соответственно, количество баллов)

  1. Срезневский, Шахматов, Ломоносов.
  2. Со-вместе, ЮЗЪ- узы, узел.
  3. Частицы речи.
  4. Между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного предложения.
  5. Клей или гвоздь.

Самостоятельная работа с текстом.

Самопроверка.

УЭ-2

5 минут

Цели: 1.Закрепление знаний о простых и составных союзах.2. Закрепление умений и навыков находить простые и составные союзы.

Задание: сначала выписать предложения с простыми союзами, затем - с составными; выделить орфограммы, объяснить знаки препинания.

1.Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. 2. Мы подъехали к крепости, куда входила наша артиллерия. 3. То солнце тусклое блестит, то туча черная висит. 4. Когда до тончайшей мелочи и весь день пред тобой на весу, лишь знойное щелканье белочье не смолкнет в смолистом лесу. 5. Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы. 6. Собаки притихли, оттого что никто посторонний не тревожил их покоя .

Ключ.

Предложения с простыми союзами: 1,2,3.

С составными-4,5

"5" - ученик не допустил ни одной ошибки, выполнил все задания;

"4" - ученик допустил одну, две ошибки, частично выполнил задания;

"3" - ученик допустил три - пять ошибок, частично выполнил задания или не допустил ни одной ошибки, но не выполнил задания.

Работа в парах.

Ученики осуществляют взаимопроверку, оценивают работы друг друга.

УЭ-3

15 минут

Цели: дать представление о разрядах союзов (сочинительные и подчинительные)

1.Используем для наблюдений материал в учебнике на стр.176 и таблицу, данную в упражнении 381.

2. Комментированное письмо .

Упражнение 383 . Задание : дополните предложения однородными членами, составьте схемы, определите значение союзов.

1)Неподвижно стоит лес во тьме ночи…

2)Он задумчиво сидел в гостиной…

3)День стоял солнечный…

4)Кругом зеленели березы…

Какие союзы вы использовали?

Упражнение 385. Задание : превратите простые предложения в сложные.

1)Костер полыхал ярко,…

2)Засвищут скоро соловьи, …

3)После обеда все разошлись, …

4)После восхода солнца неожиданно набежала туча. …

Какие союзы вы использовали?

Упражнение 388.Задание : Закончите сложные предложения, составьте их схемы.

1)Когда…, он сидел на диване.

2)Мы увидели ее счастливое лицо, когда…

3) Прошла целая неделя, прежде чем…

4) Пока…, наступила ночь.

Какие союзы вы использовали?

3 Фронтальный опрос:

*Какие союзы мы использовали в записанных предложениях?

*Для чего они служат?

Какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие - только для связи предложений?

4.Учитывая изложенный выше материал, составьте кластер: «Разряды союзов по значению»

Ключ для проверки:

Ключ:

  1. Упражнение 383 .-1 балл.
  2. Упражнение 385 -1 балл.
  3. Упражнение 388 – 1 балл.
  4. Ответы во время опроса -1 балл.
  5. Кластер -1 балл.

Итого-5 баллов. .

Групповая работа.

УЭ-4

10 минут

Цель: выявить уровень знаний учащихся по теме.

1.Тестирование учащихся.

Тест по теме "Союзы"

1. Укажите неверное утверждение.

а) Части сложного предложения связываются только подчинительными союзами.
б) Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные и разделительные.
в) Союзы бывают подчинительными и сочинительными.
2. Укажите верные утверждения.

а) Союз является членом предложения.
б) Союзы могут связывать однородные члены предложения.
в) Союзы бывают простые и составные.
3. Укажите пример с союзом.

а) Уйти, чтобы вернуться;
б) бродить по парку;
в) вследствие быстрого течения.
4. Укажите примеры с союзами.

а) Дождь закончился, и на улице стало солнечно.
б) Выполнил, потому что было необходимо.
в) Внушил бы ему надежду.
г) Идти впереди колонны.
5. Укажите пример с сочинительным союзом.

а) Вода играет и дышит.
б) Сад полыхает, как в мае заря.
в) Лица не было видно, потому что было темно.
6. Укажите примеры с подчинительными союзами.

а) Шли дни, а погода не улучшалась.
б) Он сказал, что болен.
в) То тут, то там вспыхивал огонек.
г) На него все обращают внимание, потому что он высок, красив, умен.
7. Укажите пример с простым союзом.

а) Приятели сворачивают с дороги и углубляются в лес.
б) Растения опыляют не только пчелы, но и другие насекомые.
в) Лес стоял молчаливый, потому что главные певцы улетели.
8. Укажите примеры с составными союзами.

а) Вода затопила бы все, если бы не заградительное сооружение.
б) Все расходились, потому что было поздно.
в) Денег ни гроша, зато слава хороша.
г) Он молчал, так как признавал себя виновным.
9. Укажите пример, в котором союз связывает однородные члены.

а) За заводами кончался город и начиналось море.
б) То тут, то там что-то сыплется и шуршит.
в) Мы подождали, пока выгрузили наши вещи.

10. Укажите примеры, в которых союзы связывают части сложносочиненного предложения.

а) В лесу еще темно, но тропу уже видно.
б) Впереди виднелась белая поляна, будто река вышла из берегов.
в) При любых обстоятельствах нужно было, чтобы информация поступила.
г) Палатку только поставили, а в ней уже непрошенные жильцы .
Ключ:

1-а; 2-б,в; 3-а; 4-а,б;5-а; 6-б.г; 7-а; 8-б,г; 9-б; 10-б,в.

1-2 ошибки-5 баллов,

3-4 ошибки -4 балла

5 ошибок - 3 балла
6 и более -2 балла.

Индивидуальная работа.

Контроль учителя.

УЭ-5

5 минут

Цель: Подведение итогов урока.

1.Прочитайте цели урока.

2.Как вы считаете, достигнуты ли они вами?

А) Я все понял, могу объяснить материал другому.

Б) Я все понял, но объяснить другому не смогу.

В) Для полного понимания мне нужно повторить тему.

Г) Я ничего не понял.

Самооценка.

Заполнение оценочного листа.

УЭ-6

Подведение итогов урока.

Тема урока: Систематизация и обобщение по теме «Союз».

Технологии: модульная, групповая, проблемная, дифференцированного обучения

Цели урока: 1) дать понятие о сочинительных и подчинительных союзах 2) уметь отличать от предлогов

3) развивать навыки грамотного письма, грамотной устной речи;

4) воспитывать ответственность за результат своего труда и своего товарища

5) умение работать в коллективе, умение слушать.

Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.

Карта учащегося

ПАМЯТКА для работы по модулю:

Дорогой друг!

Сегодня учить себя ты будешь сам. Сам оценишь свои достижения в изученной теме, используя Оценочный лист.

Помни , что работу с учебными элементами (УЭ ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели , иметь её в виду во время работы над УЭ и возвращаться к ней в конце каждого УЭ. Не забывай , что у тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя. Используй это право!

Фраза «Работа в парах!» означает, что при выполнении этой работы тебе придется помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Работа в парах требует спокойной, без криков, работы, взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывай об этом!

Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию.

2 минуты .

Интегрирующие цели:

1. Актуализировать знания учащихся по теме «Союз как служебная часть речи»

2. Закрепить знания о простых и составных союзах, умения и навыки находить их.

3. Дать представление о разрядах союзов (сочинительные и подчинительные)

4. Закрепить умения и навыки определять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, отличать их от простых предложений.

5 минут

Цель: актуализация знаний учащихся по теме «Союз как служебная часть речи»

1. Запишите число и тему урока.

2. Прочитайте цели урока и сформулируйте их конкретно для себя.

3. Прочитайте текст, представляющий собой набор высказываний ученых-лингвистов о союзах.

"Слово «союз» по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нем выделялась приставка СЪ- (со), имевшая значение "вместе" и корень -ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ. Приставка СО- со значением "вместе" живет во многих словах русского языка: сосед, соратник, соавтор, сотрудник (во многих словах она вычленяется этимологически, как и в слове союз)". Удивительно называет И.И. Срезневский союзы: "Союзы – частицы речи". Но без этих частиц речи" мы писали бы и говорили неправильно. Срезневский также подчеркивает, что союзы не имеют лексического значения. Обратите внимание на то, как говорит А.А. Шахматов: "Союз – выразитель того или иного сочетания". Говоря словами Шахматова, союз выражает связь между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного предложения. А вот высказывание М.В. Ломоносова: "Союзы не что иное суть, как средство, которыми идеи соединяются, итак, подобно оси гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше. Однако не должно в нем оставаться таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться".

4. Выполните проверочную работу.

Проверочная работа по теме «Союз как часть речи»:

1.Кто из ученых–лингвистов посвятил свои труды изучению союзов?

2.Как объясняется в этимологии значение слова «союз»?

3.Как называет союзы Срезневский?

4.Выразителем какого сочетания является союз, по мнению Шахматова?

5.С чем сравнивает союзы Ломоносов?

Самостоятельная работа с текстом.

Самопроверка.

5 минут

Цели: 1.Закрепление знаний о простых и составных союзах. 2. Закрепление умений и навыков находить простые и составные союзы.

Задание: сначала выписать предложения с простыми союзами, затем - с составными; выделить орфограммы, объяснить знаки препинания.

1.Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. 2. Мы подъехали к крепости, куда входила наша артиллерия. 3. То солнце тусклое блестит, то туча черная висит. 4. Когда до тончайшей мелочи и весь день пред тобой на весу, лишь знойное щелканье белок не смолкнет в смолистом лесу. 5. Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы. 6. Собаки притихли, оттого что никто посторонний не тревожил их покоя.

Работа в парах.

Ученики осуществляют взаимопроверку, оценивают работы друг друга.

15 минут

Цели : дать представление о разрядах союзов (сочинительные и подчинительные)

2. Комментированное письмо.

Задание1. : дополните предложения однородными членами, составьте схемы, определите значение союзов.

1)Неподвижно стоит лес во тьме ночи…

2)Он задумчиво сидел в гостиной…

3)День стоял солнечный…

4)Кругом зеленели березы…

Какие союзы вы использовали?

Задание 2 : образуйте из простых предложений сложные.

1)Костер полыхал ярко,…

2)Засвищут скоро соловьи, …

3)После обеда все разошлись, …

4)После восхода солнца неожиданно набежала туча. …

Какие союзы вы использовали?

Задание 3:

Закончите сложные предложения, составьте их схемы.

1)Когда…, он сидел на диване.

2)Мы увидели ее счастливое лицо, когда…

3) Прошла целая неделя, пока…

4) Пока…, наступила ночь.

Какие союзы вы использовали?

Работа в парах

10 минут

Цель: выявить уровень знаний учащихся по теме.

1.Тестирование учащихся.

Тест по теме "Союзы"

1. Укажите неверное утверждение.

а) Части сложного предложения связываются только подчинительными союзами.
б) Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные и разделительные.
в) Союзы бывают подчинительными и сочинительными.
2. Укажите верные утверждения.

а) Союз является членом предложения.
б) Союзы могут связывать однородные члены предложения.
в) Союзы бывают простые и составные.
3. Укажите пример с союзом.

а) Уйти, чтобы вернуться;
б) бродить по парку;
в) вследствие быстрого течения.
4. Укажите примеры с союзами.

а) Дождь закончился, и на улице стало солнечно.
б) Выполнил, потому что было необходимо.
в) Внушил бы ему надежду.
г) Идти впереди колонны.
5. Укажите пример с сочинительным союзом.

а) Вода играет и дышит.
б) Сад полыхает, как в мае заря.
в) Лица не было видно, потому что было темно.
6. Укажите примеры с подчинительными союзами.

а) Шли дни, а погода не улучшалась.
б) Он сказал, что болен.
в) То тут, то там вспыхивал огонек.
г) На него все обращают внимание, потому что он высок, красив, умен.
7. Укажите пример с простым союзом.

а) Приятели сворачивают с дороги и углубляются в лес.
б) Растения опыляют не только пчелы, но и другие насекомые.
в) Лес стоял молчаливый, потому что главные певцы улетели.
8. Укажите примеры с составными союзами.

а) Вода затопила бы все, если бы не заградительное сооружение.
б) Все расходились, потому что было поздно.
в) Денег ни гроша, зато слава хороша.
г) Он молчал, так как признавал себя виновным.
9. Укажите пример, в котором союз связывает однородные члены.

а) За заводами кончался город и начиналось море.
б) То тут, то там что-то сыплется и шуршит.
в) Мы подождали, пока выгрузили наши вещи.

10. Укажите примеры, в которых союзы связывают части сложносочиненного предложения.

а) В лесу еще темно, но тропу уже видно.
б) Впереди виднелась белая поляна, будто река вышла из берегов.
в) При любых обстоятельствах нужно было, чтобы информация поступила.
г) Палатку только поставили, а в ней уже непрошенные жильцы.

Индивидуальная работа.

Контроль учителя .

5 минут

Цель: Подведение итогов урока.

1.Прочитайте цели урока.

2.Как вы считаете, достигнуты ли они вами?

А) Я все понял, могу объяснить материал другому.

Б) Я все понял, но объяснить другому не смогу.

В) Для полного понимания мне нужно повторить тему.

Г) Я ничего не понял.

Самооценка.

Заполнение оценочного листа.

Подведение итогов урока.

1)Костер полыхал ярко,…

2)Засвищут скоро соловьи, …

3)После обеда все разошлись, …

4)После восхода солнца неожиданно набежала туча. …

Какие союзы вы использовали?

Дополните предложения однородными членами, составьте схемы, определите значение союзов.

1)Неподвижно стоит лес во тьме ночи…

2)Он задумчиво сидел в гостиной…

3)День стоял солнечный…

4)Кругом зеленели березы…

Какие союзы вы использовали?

Сначала выписать предложения с простыми союзами, затем - с составными; выделить орфограммы, объяснить знаки препинания.

1.Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. 2. Мы подъехали к крепости, куда входила наша артиллерия. 3. То солнце тусклое блестит, то туча черная висит. 4. Когда до тончайшей мелочи и весь день пред тобой на весу, лишь знойное щелканье белочье не смолкнет в смолистом лесу. 5. Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы. 6. Собаки притихли, оттого что никто посторонний не тревожил их покоя.

Тест.

1.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и подчинительной связью

а) Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала ослепительной белизной.

б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь, пошел к реке.

в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам.

2.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью

а) Там, щедрым облаком зари освещены,

Густые облака, сбегая с вышины,

Нависли пышными, янтарными клубами.

б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды,

И зеленью покрылись сожженные сады.

в) Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят,

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

3.Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной связью

а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и томится, и сладкая лень смыкает глаза.

б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.

в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь: ты частица этой земли, которая тебе принадлежит.

4.Части этого сложного предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью

а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую большую ель, которую по мощи можно было принять за башню.

б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни кажется, что земля начинает даже светиться.



в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен.

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Хозяйка поняла (1) что (2) если гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и поспешно предложила прогуляться по саду.

Работа с текстом.

Добр…та – вещь уд…вительная. Она сбл…жает, как ничто другое. Она – тот язык, на котором с вами всякий захочет разг…варивать, на котором мы только и можем понять друг друга… Добр…та изб…вляет нас от од…ночества, душевных ран и непроше…ых обид. Мы больше получим, чем отд…дим, если будем чаще вспом…нать про то, что нас соед…няет, про то, что человек ст…новится Человеком только благодаря другому человеку.

Вопросы и задания:

Прочитайте текст. Как можно озаглавить данный текст? (Доброта/ О доброте)

Определите тип текста, стиль. (Тип текста – рассуждение, стиль – публицистический)

Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, объясните.

Найдите производный предлог (благодаря). Объясните постановку тире в первом предложении.

Найдите предложение с однородными членами. Какие это члены предложения? Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Назовите средства связи, используемые в третьем предложении.

Критерии оценивания:

При выполнении каждого задания студент максимально может получить 10 баллов (если не допущены ошибки, при наличии 2-х ошибок студент получает 5 баллов) . Затем баллы суммируются, максимальное количество баллов - 50, что соответствует оценке «отлично»;

40-49 баллов - «хорошо»;

39-30 баллов – «удовлетворительно»;

Менее 30 баллов – «неудовлетворительно».

П.З.№15 « Синтаксический анализ текста».

Цели урока : повторить и обобщить знания об однородных членах предложения; учить синтаксическому разбору простого предложения