9 класс

Понятие и сущность социального действия. Понятие социального действия

Вебер определяет действие (независимо от того, проявляется ли оно вовне, например в форме агрессии, или сокрыто внутри субъективного мира личности, подобно терпению) в качестве такого поведения, с которым его субъект связывает субъективно полагаемый смысл. "“Социальным” действие становится только в том случае, если по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него" .

Социальное действие ориентировано на ожидаемое поведение других людей. Так, оно может быть мотивировано желанием отомстить кому-то за прошлые обиды, защититься от настоящих или даже будущих опасностей.

Социологический практикум

Некоторые действия, считал М. Вебер, не подпадают под категорию социального. Например, пошел дождь, и все прохожие раскрыли зонтики. Здесь нет ориентации на других людей, а мотивация обусловлена климатом, но не реакцией и поведением других людей.

Приведите другие примеры такого рода.

Социология – это исследование действий, ориентированных на поведение других. Так, например, мы осознаем, что значит нацеленное на нас ружье и агрессивное выражение лица человека, держащего его, так как мы сами бывали в подобных ситуациях или хотя бы ставили себя в такие условия. Мы узнаем значение поступка как бы по аналогии с собой. Значение нацеленного ружья может значить намерение индивида что-либо совершить (застрелить нас), либо ничего не совершать. В первом случае мотив присутствует, во втором – его нет. Но в любом случае мотив имеет субъективное значение. Наблюдая цепочку реальных действий людей, мы должны сконструировать правдоподобное объяснение их на основе внутренних мотивов. Мотивы мы приписываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступает так же, ибо руководствуется аналогичными мотивами. Благодаря этому социолог только и может применять статистические методы.

Справка . Вебер приводит пример знаменитого наводнения в 1277 г. в Ирландии, которое приобрело историческое значение благодаря тому, что вызвало широкую миграцию населения. Кроме того, наводнение повлекло огромные человеческие жертвы, нарушение привычного образа жизни и многое другое, что должно привлечь внимание социологов. Однако предметом их изучения должно быть не само наводнение, а поведение людей, чьи социальные действия так или иначе ориентированы на это событие.

В качестве еще одного примера Вебер рассматривает попытку Э. Майера реконструировать влияние марафонской битвы на судьбы западной цивилизации и развитие Греции, Майер дает интерпретацию значения тех событий, которые должны были произойти по предсказаниям греческих оракулов в связи с нашествием персов. Однако сами предсказания можно непосредственно верифицировать, полагает Вебер, только изучив реальное поведение персов в тех случаях, когда они оказывались победителями (в Иерусалиме, Египте и Матой Азии). Но подобная верификация не может удовлетворить строгий вкус ученого. Майер не сделал главного – не выдвинул правдоподобной гипотезы, предлагающей рациональное объяснение событий, и не объяснил способа ее верификации. Часто историческая интерпретация только кажется правдоподобной. В каждом конкретном случае необходимо указывать исходную гипотезу и метод ее проверки.

Мотив у Вебера – это комплекс субъективных значений, которые представляются действующему лицу или наблюдателю адекватной основой поведения . Если мы интерпретируем ту или иную цепочку действий, сообразуясь лишь с нашим здравым смыслом, то подобную интерпретацию надо считать субъективно приемлемой (достаточной) либо корректной. Но если интерпретация основывается на индуктивных обобщениях, т.е. носит интерсубъективный характер, то ее следует считать казуально адекватной. Она показывает вероятность того, что данное событие реально произойдет при тех же самых условиях и тем же порядком. Здесь применимы статистические методы, измеряющие степень корреляции событий или устойчивости связи повторяющихся явлений.

Структура социального действия включает два компонента: субъективную мотивацию индивида или группы, вне которой в принципе нельзя говорить ни о каком действии (1), и ориентацию на других, которую Вебер называет ожиданием, или аттитюдом, и без которого действие не является социальным (2).

Вебер выделяет четыре типа социального действия (рис. 11.4):

  • 1) целерациональное поведение, когда индивид ориентируется прежде всего на поведение других людей, и эти ориентации, или экспектаций (предвосхищения), он использует как средства, или инструменты, в своей стратегии действий;
  • 2) ценностно-рациональное определяется нашей верой в религиозные, нравственные и другие ценности, идеалы независимо от того, ведет такое поведение к успеху или нет;
  • 3) аффективное , т.е. эмоциональное;
  • 4) традиционное .

Между ними нет непроходимой границы, у них есть общие элементы, что позволяет расположить их на единой шкале по степени убывания признака рациональности.

Рис. 11.4.

Четыре типа социального действия представляют своеобразную шкалу, или континуум, на верхней ступени которого расположено целерациональное действие, представляющее максимальный интерес для социологии, на нижней – аффективное, к которому социологи, согласно Веберу, почти не проявляют интереса . Здесь целерациональное действие выступает своеобразным эталоном, с которым можно сравнивать прочие типы действия людей, выявляя в них степень социологической выраженности. Чем ближе действие к целерациональному, тем меньше коэффициент психологического преломления .

Такая шкала построена по принципу сравнения всякого действия с целерациональным. По мере убывания рациональности поступки становятся все менее понятными, цели – ясными, а средства – определенными. У ценностно-рационального действия, в сопоставлении с целерациональным, нет цели, результата, ориентации на успех, но есть мотив, смысл, средства, ориентация на других. У аффективного и традиционного действия нет цели, результата, стремления к успеху, мотива, смысла и ориентации на других. Иначе говоря, два последних типа действия лишены признаков социального действия. В силу этого Вебер считал, что только целе- и ценностно-рациональное действие суть социальные действия. Напротив, традиционное и аффективное действия к ним не относятся. Все типы действий расположены снизу вверх по степени возрастания рациональности.

Вебер полагает, что изучать поведение индивидов нельзя так же, как исследуют падение метеоритов или выпадение осадков. Чтобы узнать, почему, например, происходят забастовки и люди выступают против правительства (а с такой ситуацией Вебер столкнулся в одном из первых своих исследований в промышленности), надо спроецировать себя в ситуацию забастовки и изучить ценности, цели, ожидания людей, подвигшие их на такое действие. Познать же процесс замерзания воды или падения метеоритов изнутри невозможно.

Социальное действие, признает Вебер, это довольно узкий сегмент реальности, как бы крайний случай человеческих поступков или, точнее сказать, идеальный тип, идеальный случай. Но социолог должен исходить из такого редкого типа как некоего масштаба, с помощью которого он измеряет все многообразие реальных поступков и отбирает только те, которые подвластны методам социологии.

Всего же Вебер выделяет шесть уровней поведения, похожего на рациональное – от вполне рационального (человек осознает свои цели) до совершенно непонятных, разгадать которые в состоянии лишь психоаналитик (рис. 11.5).

Рис. 11.5.

Наиболее понятным по своей смысловой структуре Вебер считает целерациональное действие, где цель соответствует средствам ее достижения. Такое действие предполагает свободный и осознанный выбор цели, например продвижение но службе, покупка товара, деловая встреча. Такое поведение обязательно свободно. Когда мы "срезаем угол", идем к автобусной остановке напрямик через газон, нарушая правила приличия, мы совершаем именно его. Использование шпаргалок, дача взятки преподавателю ради получения оценки в дипломе или на вступительных экзаменах – из того же ряда.

Целерациональное поведение – это экономическое действие, где есть мотив, ориентация на другого, свобода в выборе средств, цель, готовность действовать, рисковать и взять на себя ответственность. Разумный риск, проявляющий себя и в бизнесе, и в политике, – обязательная особенность целерационального действия. В экономике индивид просчитывает все последствия, выгоду и невыгоду от своих действий, сознательно и свободно выбирает подходящие средства для достижения поставленной цели. Экономика невозможна без целерациональных действий.

Целерациональное действие характеризует потребительское и стяжательское поведение, распространение в сознании людей меркантильных, чисто денежных приоритетов и целей.

Предприниматель и менеджер стремятся к целерациональному действию, но понимают его по-разному: для первого оно заключается в получении максимальной прибыли, для второго – в точном исполнении служебных обязанностей. Две разные модели целерационального действия отражают принципиальное различие двух сфер хозяйственной деятельности – экономического и трудового поведения.

Когда солдат заслоняет грудью от пуль своего командира – это не целерациональное поведение, так как такое действие не приносит ему никакой выгоды, но ценностно- рациональное, поскольку он верит в некоторые идеалы, которые побуждают его пойти на это. Когда рыцарь жертвует жизнью ради дамы, он совершает не целерациональное действие. Им руководит некий кодекс чести, или этикет достойного человека.

Социологический практикум

Панк-молебен "Богородица, Путина прогони" скандально известной группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя в Москве в 2012 г. возмутил всех россиян, а не только верующих, чьи чувства были оскорблены.

Найдите в Интернете описание этой истории и проанализируйте ее с позиции учения М. Вебера.

Если в обществе распространено ценностно-рациональное действие как массовый случай, то в общественном сознании должны преобладать чувства долга, патриотизма, добродетели или религиозной преданности. Мусульмане всего мира устремляются в период хаджа к древнейшей святыне верующих; выполняют ежедневную пятикратную молитву, обращаясь в сторону храма. Православное паломничество на Святую землю или в Серафимо-Девеевский монастырь – еще один прием ценностно-рационального действия. С одной стороны, такое действие характеризует моменты духовного подъема, связанные, например, с защитой родины от иноземных захватчиков, освободительными движениями, религиозными войнами. С другой – оно напоминает традиционное действие, как в случае хаджа или паломничества, либо аффективное, как в случае героического поступка.

Ценности и духовный кризис. Что делают "новые русские", когда у них заводятся деньги? Смысл жизни им представляется в замене хорошего автомобиля на лучший, богатой дачи на еще более роскошную виллу, шикарной женщины на еще более неотразимую. Демонстративное расточительство не имеет под собой никакой целерациональной основы. Выбившись из грязи в князи, они стремятся поразить воображение ближних, вызвать у них зависть.

Хотя и в этом случае, как и в рыцарском поведении, мы наблюдаем ценностно-ориентированное поведение, но высшие ценности здесь вытеснены низшими. Это и есть признак духовного кризиса.

Таким образом, само по себе господство в обществе ценностно-рационального действия не гарантирует отсутствия в нем глубокого духовного кризиса. Все дело в том, какие именно это ценности – высшие или низшие. Ценностно-рационально поступает только тот, кто, не считаясь с предвиденными последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, что требует от него долг, достоинство, красота, честь либо религиозные принципы.

Примером ценностно-рациональных действий в высоком значении этого слова выступают духовные практики и этические учения, являющиеся составной частью всех мировых религий. Обуздание низменных страстей ради высоких ценностей, преданность идеалам, своим родителям (сыновья почтительность), своему сюзерены (рыцари и самураи), своей родине (патриотизм), своему Богу (монашество, подвижничество). Харакири – пример ценностно-рационального поступка в его крайней форме.

В 1920 1930-е гг. массовый героизм был важнейшей характеристикой социального поведения больших групп людей. Коммунисты намеренно использовали эмоциональный порыв людей в тех ситуациях, где рутинные действия не могли обеспечить скорый успех, в частности при возведении гигантских строительных объектов в короткие сроки. Воодушевление – это, несомненно, аффективное действие. Но, будучи принято на вооружение большими массами людей, воодушевление приобретает социальную окраску и превращается в предмет исследования социологии. При этом воодушевление достигалось ради определенных нравственных ценностей, например строительства светлого будущего, установления на земле равенства и справедливости. В таком случае аффективное действие приобретает черты ценностно-рационального либо полностью переходит в данную категорию, оставаясь но содержанию эмоциональным действием.

Ценностно-рациональное поведение, руководимое высокими, но формально или вообще неправильно понятыми идеалами, может утратить свои позитивную функцию и перейти в разряд негативного аффективного действия. Таков исламский фундаментализм, который в конечном итоге привел к широкому распространению терроризма. По справедливому замечанию знатоков ислама, его духовных лидеров, фундаменталисты извратили высокие ценности ислама и в своих действиях руководствуются отнюдь не кодексом чести (защита идеалов ислама от поругания со стороны неверных), а чисто рациональными целями – всемерное уничтожение инакомыслящих и инаковерующих, создание всемирного халифата и уничтожение своего врага, христианства.

Вандализм – надругательство над культурными памятниками и коллективными святынями – в основе своей есть безнравственное повеление. Но чаще всего это сознательное, целерационааьное действие, призванное надругаться, попрать святыни, уважаемые и ценимые народом. Отрицая одни ценности, они утверждают другие. При этом вандализм совершается в крайне аффективной форме.

Традиционные действия – это действия, совершаемые автоматически, в силу привычки. Ежедневно мы чистим зубы, одеваемся, совершаем множество других привычных действий, над смыслом которых даже не задумываемся. Лишь в том случае, если возникло затруднение и мы не можем определить, например, какого цвета рубашку надеть на сей раз, автоматизм разрушается, и мы задумываемся. Традиционное действие осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения, норм, перешедших в привычное действо.

Крашение яиц на Пасху – христианский обычай, который перерос в традицию, и многие люди, даже не верующие, все равно продолжают красить яйца на Пасху. Многие пекут блины на Масленицу. Этот обычай остался в нашем обществе еще с язычества, но многие люди продолжают следовать традиции, хотя и не всегда испытывают голод. По традиции при задувании свечей на день рождения люди загадывают желание.

Соблюдение рыцарского устава – пример этикетного, а стало быть традиционного, поведения. Оно формировало у людей особую психологию и нормы поведения.

Провожать родственников или гостей – это традиционное социальное действие. Оно имеет глубокие исторические корни – во времена скифов, когда существовали множество враждебных племен, наши предки провожали гостей (купцов) до безопасного места. С тех пор в нас как их потомках это стало традицией.

Самым непонятным, в таком случае, выступает аффективное действие, где неясны ни цели, ни средства. Кто-то сказал вам обидное слово, вы развернулись и дачи пощечину. Вашими действиями руководят эмоции, но не рациональные соображения, не осознанно выбранные средства достижения цели. Аффективное действие не имеет цели, оно совершается в порыве чувств, когда эмоции побеждают разум. Аффективное поведение предполагает такой поведенческий акт, который происходит у индивидов под влиянием сиюминутного настроения, взрыва эмоций либо иных побудителей, не имеющих в строгом смысле социального происхождения.

В типологию аффективного действия входят такие виды, как революционный невроз, линчующая толпа, паника, средневековые гонения на ведьм, преследования врагов народа в 1930-е гг., массовые психозы, различные фобии и страхи, массовая истерия, стрессы, немотивированное убийство, драки, алкоголизм, зависимое поведение и др.

Для понимания целерационального действия, согласно Веберу, нет надобности прибегать к психологии. А вот аффективное действие в состоянии познать только психология. Здесь социолог неуместен. Усталость, привычки, память, эйфория, индивидуальные реакции, стрессы, симпатии и антипатии лишены какого-либо значения. Они импульсивны. Социолог, согласно Веберу, использует их просто как данные, т.е. нечто, влияющее на социальное действие, но не входящее в него. Конечно, социолог обязан учитывать влияние и таких факторов, как расовая принадлежность, эффект старения организма, биологически унаследованная структура организма, потребность в питании. Но воспользоваться ими можно лишь в том случае, если мы статистически доказали их влияние на соответствующее поведение людей.

Социология как наука о социальном действии имеет дело не с конкретно переживаемым значением, а с гипотетически типичным или средним значением. Если, например, социолог при многократном наблюдении выяснил статистически повторяющуюся связь двух поступков, то это само по себе еще мало что значит. Такая связь будет значимой с социологической точки зрения, если доказана вероятность этой связи, т.е. если ученый обосновал, что действие А с высокой долей вероятности влечет за собой действие В и между ними существует нечто большее, чем только случайная (статистическая) связь. А это возможно сделать, лишь зная мотивы поведения людей, это знание и подскажет нам, что связь двух событий внутренне обусловлена, вытекает из логики мотивов и смысла, вкладываемого людьми в свои поступки.

Стало быть, социологическое объяснение является не только субъективно значимым, но и фактуально вероятностным. При таком сочетании и возникает причинное объяснение в социологии. Правда, индивид не всегда осознает смысл своих поступков. Это случается, когда он действует под влиянием традиций, коллективных норм и обычаев, либо его поведение аффективно, т.е. детерминировано эмоциями. Кроме того, индивид может не отдавать себе отчета в собственных целях, хотя они существуют, но не осознаются им. Подобные действия Вебер не считает рациональными (осмысленными и обладающими целью), а стало быть, социальными. Такие действия он выводит за сферу собственно социологии, их должны изучать психология, психоанализ, этнография или другие "науки о духе".

Социологический практикум

К какому из четырех типов социального действия относятся следующие ситуации: развод по причине "нс сошлись характерами", передача взятки, отрицание своей вины при нарушении правил дорожного движения, выступление на научной конференции, сдача экзамена, нахождение в очереди в магазине?

Концепция социального действия Макса Вебера получила за рубежом всеобщее признание. Исходные положения, сформулированные немецким ученым, были развиты в трудах Дж. Мида, Ф. Знанецкого, Э. Шилза и многих других. Благодаря обобщению веберовской концепции американским социологом Толкоттом Парсонсом (1902–1979) теория социального действия стала фундаментом современной поведенческой науки. Парсонс пошел дальше Вебера в анализе элементарного социального действия, включив в него действующее лицо, ситуацию и условия.

Социальное действие сегодня

В этом смысле понятно заметное в последнее время обращение многих исследователей к работам М. Вебера, предложившего классификацию типов социального действия, включающую целерациональный, цен постно-рациональный, традиционный и аффективный типы социального действия. Д. В. Ольшанским, например, была предпринята попытка дифференцировать типы социального поведения в соответствии с веберовской классификацией на основе распределения ответов респондентов на вопрос: "Каким вам представляется наиболее достойное поведение в сегодняшней кризисной ситуации?" К ценностно-рациональному типу поведения Д. Ольшанский отнес желание найти свое место в рыночной экономике , целерациоиальный тип соответствует варианту ответа "доверие к политике реформ требует активных личных действий каждого", аффективный тип предполагает активный протест против проводимых реформ, а стремление больше времени уделять семье соответствует традиционному тину поведения.

  • Вебер М. Основные социологические понятия / пер. с нем. М. И. Левиной // Его же. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 602-603.
  • См.: Weber М. Economy and Society: An outline of interpretive sociology. Berkeley: University California Press, 1978. Vol. 1. P. 11.
  • Сразу отметим, что далеко не все социологи согласны с Вебером. К примеру, революционный синдром, покоящийся на аффективном поведении, послужил предметом исследования многим мыслителям, в том числе П. Сорокину.
  • См.: Ионии Л. Г. Вебер Макс // Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Мн.: Книжный Дом, 2003. С. 159.
  • См.: Ольшанский Д. В. Социальная адаптация: кто выиграл? Макромеханизм реформ // Экономические реформы в России: социальное измерение. М., 1995. С. 75–83.

Социальное действие

Социа́льное де́йствие - "действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него" . Впервые понятие социального действия ввел в научный оборот немецкий социолог Макс Вебер . Кроме того, Макс Вебер разработал первую классификацию типов социального действия, основанную на степени рациональности поведения индивидов. Так, им выделялись: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков: нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм). волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды) наличие знаковых механизмов регуляции. Любое социальное действие представляет собой систему, в которой можно выделить следующие элементы: субъект действия, воздействующий индивид или общность людей; объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие; средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение; результат действия - ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие. Следует различать два следующих понятия: «поведение» и «действие». Если поведение - это ответная реакция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или намеренным, осознанным), то действие - это только некоторые виды поведения. Социальные действия - это всегда преднамеренные комплексы поступков. Они связаны с выбором средств и направлены на достижение определенной цели - изменения поведения, установок или мнений других индивидов или групп, которое удовлетворяло бы определенные потребности и интересы воздействующих. Поэтому конечный успех во многом зависит от правильности выбора средств и метода действия. Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть (по Веберу):

1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели,

2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную - эстетическую, религиозную или любую другую - самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет;

3) аффективным, прежде всего эмоциональным, то есть обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида;

4) традиционным; то есть основанным на длительной привычке. 1. Чисто традиционное действие, подобно чисто реактивному подражанию, находится на самой границе, а часто даже за пределом того, что может быть названо «осмысленно» ориентированным действием. Ведь часто это только автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. Большая часть привычного повседневного поведения людей близка данному типу, занимающему определенное место в систематизации поведения не только в качестве пограничного случая, но и потому, что верность привычке может быть здесь осознана различным образом и в различной степени (об этом ниже). В ряде случаев этот тип приближается к типу № 2. 2. Чисто аффективное действие также находится на границе и часто за пределом того, что «осмысленно», осознанно ориентировано; оно может быть не знающим препятствий реагированием на совершенно необычное раздражение. Если действие, обусловленное аффектом, находит свое выражение в сознательной эмоциональной разрядке, мы говорим о сублимации. В таком случае этот тип уже почти всегда близок к «ценностной рационализации», или к целенаправленному поведению, или к тому и другому. 3. Ценностно-рациональная ориентация действия отличается от аффективного поведения осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на нее. Общее их свойство заключается в том, что смысл для них состоит не в достижении какой-либо внешней цели, а в самом определенном по своему характеру поведении как таковом. Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности, блаженном созерцании или снять напряжение любых других аффектов, какими бы низменными или утонченными они ни были. Чисто ценностно-рационально действует тот, кто, невзирая на возможные последствия, следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии или важности «предмета» любого рода. Ценностно-рациональное действие (в рамках нашей терминологии) всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», в повиновении которым видит свой долг данный индивид. Лишь в той мере, в какой человеческое действие ориентировано на них - что встречается достаточно редко и в очень различной, большей частью весьма незначительной степени, - можно говорить о ценностно-рациональном действии. Как станет ясно из дальнейшего изложения, значение последнего настолько серьезно, что позволяет выделить его в особый тип действия, хотя здесь и не делается попытка дать исчерпывающую в каком-либо смысле классификацию типов человеческого действия. 4. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам и, наконец, отношение различных возможных целей друг к другу, то есть действует, во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не традиционно. Выбор между конкурирующими и сталкивающимися целями и следствиями может быть в свою очередь ориентирован ценностно-рационально - тогда поведение целерационально только по своим средствам. Индивид может также включить конкурирующие и сталкивающиеся цели - без ценностно-рациональной ориентации на «заповеди» и «требования» - просто как данные субъективные потребности в шкалу по степени их сознательно взвешенной необходимости, а затем ориентировать свое поведение таким образом, чтобы эти потребности по возможности удовлетворялись в установленном порядке (принцип «предельной полезности»). Ценностно-рациональная ориентация действия может, следовательно, находиться в различных отношениях с целерациональной ориентацией. С целерациональной точки зрения ценностная рациональность всегда иррациональна, и тем иррациональнее, чем больше она абсолютизирует ценность, на которую ориентируется поведение, ибо она тем в меньшей степени принимает во внимание последствия совершаемых действий, тем безусловнее для нее самодовлеющая ценность поведения как такового (чистота убеждения. красота, абсолютное добро, абсолютное выполнение своего долга). Впрочем, абсолютная целерациональность действия тоже в сущности лишь пограничный случай. 5. Действие, особенно социальное, очень редко ориентировано только на тот или иной тип рациональности, и самая эта классификация, конечно, не исчерпывает типы ориентаций действия; они являют собой созданные для социологического исследования понятийно чистые типы, к которым в большей или меньшей степени приближается реальное поведение или - что встречается значительно чаще - из которых оно состоит. Для нас доказательством их целесообразности может служить только результат исследования.

Примечания

Литература

  • Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.
  • Кравченко Е.И. Теория социального действия: от Макса Вебера к феноменологам // Социологический журнал. 2001. № 3.
  • Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академический проект, 2000.
  • Эфендиев "Общая социология"

Смотри также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальное действие" в других словарях:

    Форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей осн. социальных сил данного общества (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27, с. 410). С. д.… … Философская энциклопедия

    См. Действие социальное. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 … Философская энциклопедия

    Единица социальной реальности, выступающая ее конституирующим элементом. Понятие С.Д. введено М. Вебером: действием оно является постольку, поскольку действующий индивид (индивиды) связывает с ним субъективный смысл, а социальным поскольку по… … Новейший философский словарь

    Социальное действие - (см. Действие социальное) … Экология человека

    Форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей основных социальных сил данного общества (см. К. Маркс в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 410) … Большая советская энциклопедия

    СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ - ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНЦЕПЦИЯ … Социология: Энциклопедия

    Социальное действие - поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время, ориентированный на другого человека … Социология: словарь

    Социальное действие - ♦ (ENG social action) корпоративная деятельность в целях социальных перемен. Индивиды и церкви часто вовлекаются в С. д. в попытках сохранения справедливости, мира или чего то еще, что исходит из христианской благой вести … Вестминстерский словарь теологических терминов

    ЗНАЧИМОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ или ЗНАЧИМОЕ ДЕЙСТВИЕ - (meaningful social action or meaningful action) см. Действие или деятельность, Интерпретация; Verstehen; Герменевтика; Интерпретативная социология … Большой толковый социологический словарь

    См. Социальное действие. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ … Философская энциклопедия

Понятие «социальное действие (деятельность)»ϲʙᴏйственно только человеку как общественному существу и занимает в науке «социология» одно из важнейших мест.

Всякое человеческое действие — проявление его энергии, побуждаемое определенной потребностью (интересом), кᴏᴛᴏᴩые порождают цель на их удовлетворение. Стремясь к более эффективному достижению цели, человек анализирует ситуацию, ищет наиболее рациональные пути, обеспечивающие успех. И что особо важно, он действует самозаинтересованно, т. е. смотрит на все через призму ϲʙᴏего интереса. Живя в обществе подобных себе, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно имеющих ϲʙᴏи интересы, субъект деятельности должен их учитывать, согласовывать, осмысливать, ориентироваться на них: кто, что, как, когда, сколько и т. п. В ϶ᴛᴏм случае действие приобретает характер социального действия, т. е. характерными признаками социального действия (деятельности) будут осмысление и ориентация на интересы других, их возможности, варианты и последствия разногласий. В противном случае — жизнь в данном обществе станет рассогласованной, начнется борьба всех против всех. Ввиду огромной важности вопроса социальной деятельности для жизни общества, его рассматривали такие известные социологи, как К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс и др.

С позиции К. Маркса, единственной социальной субстанцией, создающей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество как систему взаимодействия множества индивидов и их групп, будет активная человеческая деятельность во всех ее сферах, прежде всего в производственно-трудовой.

В процессе такой деятельности создается специфически человеческий мир , кᴏᴛᴏᴩый реализуется как культурно-исторически данная человеку объективная действительность, не только созерцаемая и познаваемая человеком, но и творимая материально и духовно, преобразуемая им. Согласно Марксу, именно в социальной деятельности происходит развитие и саморазвитие человека, его сущностных сил, способностей и духовного мира.

Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер ϲʙᴏей теорией «социального действия». В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ней действие становится социальным, когда оно:

  • будет осмысленным, т. е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;
  • сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достойной причиной для определенного действия;
  • социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.

М. Вебер предложил типологию социальных действий. В первом случае человек действует по принципу «хороши те средства, кᴏᴛᴏᴩые помогают достичь цели». По М. Веберу, ϶ᴛᴏ целерациональный тип действия. Во втором случае человек пытается определить, насколько хороши те средства, кᴏᴛᴏᴩые имеются в его распоряжении, не могут ли они принести вред другим людям и т. п. В ϶ᴛᴏм случае говорят о ценностно-рациональном типе действий (϶ᴛᴏт термин также был предложен М. Вебером) Нужно помнить, такие действия определяются тем, что субъект должен сделать.

В третьем случае человек будет руководствоваться принципом «все так делают», а следовательно, по Веберу, его действие будет традиционным , т. е. его действие будет определяться общественной нормой.

Наконец, человек может совершать действие и выбирать средства под напором чувств. Нужно помнить, такие действия Вебер называл аффективными .

Два последних типа действия, по существу, не будут социальными в строгом смысле слова, поскольку в них нет осознанного смысла, положенного в основу действия. Только целерациональные и ценностно-рациональные действия в полном смысле слова будут социальными действиями, имеющими определяющее значение в развитии общества и человека. Причем основной тенденцией развития исторического процесса, считает М. Вебер, выступает постепенное, но неуклонное вытеснение ценностно-рационального поведения целерациональным, поскольку современный человек верит не в ценности, а в успех. Рационализация всех сфер деятельности, по Веберу, — судьба западной цивилизации, где рационализируется все: и способ ведения хозяйства, и осуществление политики, и сфера науки, образования, культуры, и даже мышление людей, их способ чувствования, межличностные отношения, их образ жизни в целом.

Социологическое понимание и истолкование социального действия значительно углублено и обогащено известным американским социологом Т. Парсонсом , особенно в его работах «Структура социального действия» и «К общей теории действия».

Согласно ϶ᴛᴏй концепции, реальное социальное действие содержит в себе 4 элемента:

  • субъект — актор , кᴏᴛᴏᴩый не обязательно будет индивидом, а может быть и группой, и общностью, и организацией и т. п.;
  • ситуационное окружение , включающее в себя объекты, предметы и процессы, с кᴏᴛᴏᴩыми актор вступает в те или иные отношения. Актор — ϶ᴛᴏ человек, всегда находящийся в определенном ситуационном окружении, его действия представляют собой ответ на совокупность сигналов, кᴏᴛᴏᴩые он получает из окружающей среды, включающей как естественные объекты (климат, географическую среду, биологическую структуру человека), так и социальные объекты;
  • совокупность сигналов и символов , посредством кᴏᴛᴏᴩых актор вступает в определенные отношения с различными элементами ситуационного окружения и приписывает им некий смысл;
  • система правил, норм и ценностей , кᴏᴛᴏᴩые ориентируют действия актора , придавая им целенаправленность.

Проанализировав взаимодействие элементов социального действия, Т. Парсонс пришел к фундаментальному выводу. Суть его такова: действия человека всегда обладают чертами системы, по϶ᴛᴏму в центре внимания социологии должна находиться система социального действия.

Стоит сказать, что каждая система действия, согласно Т. Парсонсу, обладает функциональными предпосылками и операциями, без и помимо кᴏᴛᴏᴩых она действовать не в состоянии. Любая действующая система обладает четырьмя функциональными предпосылками и осуществляет ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие им четыре основные функции . Первую из них составляет адаптация , нацеленная на установление благоприятных отношений между системой действий и окружающей ее средой. С помощью адаптации система приспосабливается к окружающей среде и к ее ограничениям, приноравливает ее к ϲʙᴏим потребностям. Вторая функция заключается в цeлeдocтижeнии . Целедостижение состоит в определении целей системы и мобилизации ее энергии и ресурсов для их достижения. Интеграция - третья функция, представляющая собой стабилизирующий параметр действующей системы. Стоит заметить, что она направлена на поддержание координации между частями системы, ее связанности, на защиту системы от резких изменений и крупных потрясений.

Любая система социального действия должна обеспечивать мотивацию ϲʙᴏих акторов, что и составляет четвертую функцию .

Суть ϶ᴛᴏй функции заключается в обеспечении определенного запаса мотиваций — накопителя и источника необходимой для действия системы энергии. Данная функция направлена на обеспечение сохранения верности акторов нормам и ценностям системы, а также на ориентированность акторов на данные нормы и ценности, следовательно, на сохранение равновесия всей системы. Кстати, эта функция не сразу бросается в глаза, по϶ᴛᴏму Т. Парсонс назвал ее латентной .

Мотив — внутреннее, субъективно-личностное побуждение к поступку , кᴏᴛᴏᴩое подталкивает человека к действию. Уместно отметить, что определив составляющие, мы можем представить алгоритм социального действия. Общественные ценности совместно с мотивом порождают у субъекта деятельности ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий интерес. Стоит сказать, для реализации интереса ставятся определенные цели, задачи, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩыми актор (деятель) осуществляет социальную действительность, стремясь достичь поставленную цель.

Как видим, мотивация социального действия содержит в себе индивидуальную цель и ориентацию на других , их возможную ответную реакцию. По϶ᴛᴏму конкретное содержание мотива будет представлять собой синтез общественного и личного, объективного и субъективного, сформированного и воспитанного потенциала субъекта социальной деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Конкретное содержание мотива определяется тем, как будут соотноситься данные две стороны единого целого, многообразные объективные условия и субъективный фактор: особые качества субъекта деятельности, такие, как темперамент, воля, эмоциональность, настойчивость, целеустремленность и др.

Социальная деятельность подразделяется на различные виды :

  • материально-преобразовательная (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т. п.);
  • познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т. д.);
  • ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятиях долга, совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);
  • коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в диалоге культур, мировоззрении, политических движениях и т. п.;
  • художественная, воплощающаяся в создании и функционировании художественных ценностей (мира художественных образов, стилей, форм и т. д.);
  • спортивная , реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании личности.

Понятие и классификация действий человека - предмет изучения, в первую очередь психологии и социологии. Действие - это элемент деятельности . Оно, в свою очередь, состоит из движений. Однако бездействие - это тоже действие. Например, если вы никак не отреагировали на чей-то поступок, это тоже вид реакции, а реакция - это ответное действие. Казалось бы, при таком несложном определении, классификация действий не должна представлять из себя что-то сложное, но это не так. Для обществознания, как науки о человеке и обществе, важны и психологическая классификация действий, и социологическая. А вот они как раз практически не пересекаются.

Психологическая классификация действий.

Эта классификация попроще. Любая деятельность человека состоит из действий, которые бывают четырех видов:

  1. Инстинктивные действия. Они заложены генетически и практически не имеют отношения к сознательной деятельности , например, хватательный и сосательный импульсы у новорожденного. Однако они могут повлиять на сознательные действия, например, инстинкт самосохранения или инстинкт размножения может вызвать цепочку осознанных действий.
  2. Рефлекторные действия. Также не имеют отношения к сознательной деятельности и больше представляют интерес для биологии. Все знают, что чихание - это ответная реакция на раздражение носовой полости, не контролируемая человеком осознанно; но это не имеет ценности для обществознания.
  3. Импульсивные действия. Они бывают двух типов - бессознательного и частично-сознательного характера. Пример: испугавшись чего-либо (нестандартный раздражитель), человек может отреагировать возгласом, восклицанием в виде междометия, или же нецензурно охарактеризовать (причем иногда - очень детально) причину своего испуга. Второй вариант - это реакция частично осознанного характера; примеры приводить не буду по причине цензуры, но вы уже и так мысленно себе их нарисовали.
  4. Волевые действия. Это действия полностью осознанны , основные действия, изучаемые науками об обществе. Примеров море: от «почистить зубы» до «перевести старушку через дорогу». Интересен тот факт, что волевые действия могут переходить в импульсивные. Например, вы долго слушали как на вас кричит начальник, сдерживались (волевое действие), а потом не выдержали и сказали все, что о нем думаете (импульсивное).

Социологическая классификация действий.

В социологической классификации действий ключевое понятие - социальное действие. Социальное действие - это действие человека или группы людей, которое ориентируется на другого человека (или группу людей). Проще говоря, это действие имеет какое-нибудь отношение к действию других людей. Решение выйти на митинг с какой-то группой - это социальное действие, которое имеет связь с их решением организовать митинг.

Наибольший интерес для обществознания представляют классификации действия немецкого социолога Макса Вебера и немецкого социолога-философа Юргена Хабермаса.

Классификация по Веберу.

Макс Вебер был первым, кто разработал классификацию социальных действий. За основу он взял степень осознанности поведения человека и выделил четыре вида социальных действий:

  1. Целерациональное действие. В основе этого действия лежит заранее поставленная и продуманная цель. Ключевой момент - ожидание, ожидание какого-то конкретного поведения людей или объектов, на которые и направленно это действие. То есть задать вопрос на интернет-форуме - это целенаправленное действие.
  2. Ценностно-рациональное действие. Действие, основанное на вере в какую-либо ценность - моральную, религиозную, эстетическую и т.д. При этом момент ожидания здесь не является ключевым или отсутствует вообще. Вы ведь не ожидаете чего-то особенного, кроме благодарности от старушки, которой помогли перейти через дорогу, верно?
  3. Аффективное действие (эмоциональное действие). То же, что и импульсивное действие с частично-осознанным характером в психологии. Подробнее - смотреть выше.
  4. Традиционное действие. То же, что и бессознательное импульсивное действие в психологии, иногда также - инстинктивное действие.

В понятии социального действия Вебер обозначил два типа мотивации :

  • субъективная мотивация (личная мотивация конкретного человека или группы);
  • ориентация на поведение (ожидание реакции другого человека или группы).

Классификация по Ха бермасу.

Юрген Хабермас изучил классификацию Вебера, переосмыслил ее и обозначил четыре своих типа социальных действий.

  1. Стратегическое действие. Личные или эгоистические действия с субъективной мотивацией. Эгоистические, в данном случае, не означает негативные по отношению к другим, так как эти действия могут не иметь отношения к другим членам общества. Например, желание сделать себе утром кофе, чтобы привести мысли в порядок, не делает вас эгоистом.
  2. Нормативное действие. Действие, опирающиеся на систему правил и ценностей , действующих в каком-то конкретном сообществе. По сути - то же, что и ценностно-рациональное действие у Макса Вебера.
  3. Драматургическое действие. Главная цель этого действия - самовыражение, раскрытие своей индивидуальности, самопрезентация, то есть, попросту говоря, - это создание собственного имиджа или авторитета. Когда утром девушка открывает шкаф и начинает выбирать платье, подбирая под него сумочку и обувь - это драматургическое действие. Такой тип действия направлен на других членов общества и имеет момент ожидания.
  4. Коммуникативное действие. Это совместное действие двух и более субъектов, направленное на достижение какой-либо общей цели. К коммуникативным действиям относятся и обычное общение , и работа целого предприятия. Главный инструмент этого действия - язык и речь.

Социальное действие является системой поступков, направленных на изменение действий, поступков, мнения или взглядов другого человека или социальной группы.

Наша жизнь являет картину действующих людей: одни трудятся, другие учатся, третьи женятся и т. д. Разнообразные виды действия (поведения, деятельности) представляют собой сознательную последовательность операций, направленных на удовлетворение каких-то потребностей. — это конкретная система действий людей в природной и общественной среде. Анализ социальных действий, возникающих на их основе социальных связей и систем, является главной проблемой социологии.

Действие субъекта характеризуется следующими чертами:

  • оно определяется отношением между субъектом и ситуацией;
  • включает три вида мотивов- ориентаций — катектическое (потребностное), когнитивное (познавательное), оценочное (сравнительное, моральное);
  • нормативно (реализует нормы, находящиеся в памяти);
  • целенаправленно (направляется представлением о предполагаемом результате действия);
  • включает выбор предметов, средств, операций и т. п.;
  • завершается результатом, который соответствует или не соответствует цели и потребности.

Например, вы идете по улице; вдруг пошел дождь; возникает потребность не промокнуть; у вас есть зонт, рядом находится крыша и т. п.; кругом много людей; вы решаетесь осторожно вынуть зонт, поднять его над головой и открыть, чтобы не задеть других; защищаете себя от дождя и испытываете состояние удовлетворения.

Диалектика потребностей субъекта и ситуации, в которую входит предмет потребления, образует сущность социального действия. Среди мотивов людей главным обычно становится один, а остальные играют подчиненную роль. Возникают преимущественно потребностные, познавательные, оценочные по своим мотивам типы действий людей, связанные с их потребностями. В первом типе действия ведущими являются потребности ные ориентации, связанные с удовлетворением какой-то потребности. Например, студент испытывает голод и удовлетворяет его имеющимся предметом (пищей). Во втором типе действия ведущими становятся познавательные мотивы, а потребностный и оценочный мотивы отодвигается на второй план. Например, студент, не испытывая чувства голода, познает, оценивает, выбирает имеющиеся предметы потребления. В третьем типе действия преобладает оценочный мотив , когда происходит опенка разных предметов с точки зрения наличной потребности. Например, студент выбирает среди различной пиши ту, которая его больше устраивает.

Важнейшим элементом действия человека является ситуация. Она включает в себя: 1) предметы потребления (хлеб, учебники и т. п.); средства потребления (посуда, настольная лампа и т. п.); условия потребления (помещение, свет, тепло и т. п.); 2) ценности общества (экономические, политические, духовные), с которыми вынужден считаться действующий человек; 3) других людей с их характерами и действиями и т. п., оказывающих влияние (положительное или отрицательное) на действия людей. Ситуация, в которую включен человек, конкретизирует его потребности и способности, а также статусы — роли, которые человек реализует в действиях. Ее нужно проанализировать (осмыслить), чтобы создать программу действия, ведущую к реализации потребности. В действии участвуют люди, для которых ситуация имеет значение, т. е. они знают ее предметы и умеют с ними обращаться.

В находится набор норм (образцов и правил поведения, ролей), с помощью которых можно удовлетворить потребность в соответствии с имеющимися ценностями. Они составляют опыт человека, накопленный за время социализации. Это программы утренней зарядки, проезда на учебу, процесса учебы и т. п. Таких программ, в которых проявляется социальный статус и роли человека на данном этапе его развития, много. Задача состоит в выборе из них, соответствующем потребности, ценности, ситуации. Очевидно, что одни и те же нормы можно использовать ради разных потребностей и ценностей. Например, поездка на транспорте может быть вызвана как желанием оказать помощь товарищу, так и намерением кого-то ограбить.

Анализ ситуации в связи с актуальной потребностью происходит с помощью ментальности. С ее помощью происходит:

  • узнавание предметов ситуации, их оценка как полезных, нейтральных, вредных, формирование интересов ;
  • актуализация имеющихся в памяти знаний, ценностей, норм поведения;
  • формирование цели и программы действия, включающей начало, последовательность и т. п. операций, из которых состоит действие;
  • адаптация наличных средств для реализации намеченной цели;
  • реализация разработанной программы в данной ситуации и ее корректировка на основе обратной связи;
  • получение какого-то результата в виде изменения ситуации и приобретения предмета потребности.

Интерес представляет собой промежуточную на пути к потребности цель-стремление (представление о каком-то предмете потребления и желание его добыть), которая становится критерием оценки ситуации (предметов, условий, людей и т. п.) и формирования программы, добывающей предмет потребления деятельности человека. Например, у вас возникла потребность в квартире. Эта потребность может выражаться: а) в выборе имеющихся на рынке квартир; б) строительстве нужной квартиры. В первом случае мы имеем познавательный и оценочный интерес, а во втором — познавательно-оценочно-производящий.

Потребность и интерес — взаимосвязанные механизмы регуляции разных этапов деятельности. Интерес может стать потребностью по отношению к другому интересу, т. е. побуждением относительно самостоятельного действия, если деятельность человека состоит из многозвенной системы действий. Например, у человека возникает потребность в жилье, которая вызывает интересы к кредиту, строительным фирмам, месту застройки и т. п. Каждый из них может стать потребностью по отношению к последующему интересу и связанному с ним действию.

Цель (действия), возникающая в результате осмысления потребности и ситуации, является итогом потребностной (на удовлетворение), познавательной (анализ ситуации), оценочной (сравнение потребности и ситуации), моральной (по отношению к другим) ориентации. Она предполагает программу действий, разработанную с учетом перечисленных мотивов. В простейшем случае целью является потребность (представление о предмете потребления), выступающая мотивом деятельности. В более сложном случае целью становится представление о промежуточном результате деятельности, ведущем к какой-то потребности. Например, мотивом может быть представление о защите от дождя и программа использования зонта в толпе, быстро возникшая в голове и поведении человека.

Таким образом, потребность, интерес, ценность, цель — это разные социально-психологические знания и механизмы разных этапов действий: потребления чего-то, добывания его, учета потребностей других людей и т. и. Потребность — это глубокое психологическое побуждение, ориентация действия. Интерес — это менее глубокое психологическое и более информационное, рациональное побуждение, ориентация действия. Ценность — это еще менее глубокое психологическое побуждение, ориентация действия. А самым неэмоциональных мотивом выступает просто цель действия, представление о каком-то результате.

Внутренние, субъективные факторы (потребности, интересы, ценности, цели и т. п. мотивы ), а также действия по их узнаванию, оценке, выбору и т. п. человека образуют механизм мотивации действия. Внешние, объективные факторы (предметы, орудия, другие люди ит. п. стимулы) образуют механизм стимулирования действия. Действие человека определяется диалектикой мотивов и стимулов и включает в себя:

  • потребность или интерес — источник человеческой активности;
  • актуализацию в памяти ценностей и норм поведения;
  • формирование цели и программы действия в наличной ситуации;
  • адаптацию к цели в уме наличных физических и материальных ресурсов ситуации;
  • реализацию цели на основе обратной связи в процессе действия в конкретной ситуации;
  • изменение ситуации и достижение (или недостижение) предмета потребности, а значит, удовлетворения (или неудовлетворения).

В самом общем виде модель социального действия включает в себя следующие основные части. Во-первых, мировоззрение, ментальность, мотивацию человека можно назвать исходной (субъективной) частью, в которой содержится накопленный субъектом опыт, потребности, интересы, ценности, цели. Во-вторых, ситуация действия, включающая предмет, орудия, других людей и т. п., выступающая предпосылкой формирования и удовлетворения потребности. Ситуацию можно назвать вспомогательной частью социального действия. В-третьих, последовательность практических операций можно назвать базисной частью социального действия, потому что она представляет единство исходного и вспомогательного, объективного и субъективного, ведет к производству предмета потребления и удовлетворению потребности.

Эту модель социального действия мы применим в дальнейшем ко всем структурным элементам общества: общественным системам, формациям, цивилизациям. Она связана с понятием самоуправляющейся системы. Такой методологический подход позволит увидеть в деятельности людей, общественных системах, формациях, цивилизация, типах обществ некий инвариант, помогающий понять эти сложные, развивающиеся и взаимосвязанные системы.

Мотивационный механизм

Социальные потребности, интересы, цели делятся на индивидуальные, групповые, общественные (институциональные) в зависимости от социального субъекта, выступающего их носителем. Индивидуальными являются демосоциальные, экономические, политические, духовные потребности, интересы, цели, присущие данному индивиду. Массовыми являются типичные и характерные потребности, интересы, цели данной социальной группы (учебной, военной и т. п.), социального класса, этноса и т. п. Общественными являются потребности, интересы, цели данной социальной системы, формации, цивилизации, регулируемые соответствующим социальным институтом: семьи, банка, рынка, государства и т. п.. Они включают в себя потребности этого института как социального целого в рамках общественного разделения труда. Например, потребностью армии как социальной системы и института является дисциплина, военная мощь, победа и т. п.

Человек объединяет в себе индивидуальные потребности и общественные интересы, которые проявляются в нем в качестве общественных ценностей. Например, в советском обществе ориентация на фактически бесплатную работу (номинальная общественная ценность) вступала в противоречие с демосоциальными потребностями в пище, одежде и т. и. Индивидуальные потребности и общественные ценности тесно взаимосвязаны, образуя в единстве ментальный механизм , управляющий действием человека. Между потребностями и ценностями людей часто возникают конфликты. Простейшие виды действия (умывание, поездка в транспорте и т. п.) он выполняет почти автоматически, а в сложных вилах действий (брак, работа и т. и.) потребности и ценности обычно становятся предметами самостоятельного ментального анализа и требования их согласовать.

Потребности людей имеют во многом психологическую основу, а ценности — духовную, представляют какую-то культурную традицию (в России, например, ориентация на социальное равенство). Общественная ценность относит человека к какой-то общности. Она порождает общественный интерес, представляющий познавательно-оценочно-моральный механизм регуляции действий людей, основанный на экономических, политических, духовных ценностях , существующих в данном обществе. Этот интерес образует предпосылку для реализации экономических, политических, духовных потребностей, представляющих механизмы деятельности общественных систем, формаций, цивилизаций , которые мы рассмотрим ниже.

Блага и ценности выполняют роль ориентиров в окружающем мире, помогая избежать вредного, злого, безобразного, ложного. Они носят социально-классовый характер, различаются у разных социальных общностей: этнических, профессиональных, экономических, территориальных, возрастных и т. и. Например, многое из того, что является благом и ценным для молодежи, для стариков интереса не представляет. В мире сформулированы некоторые общечеловеческие блага и ценности: жизнь, свобода, справедливость, творчество и т. п. В демократических, правовых, социальных государствах они принимают форму правовых норм.

Выделил систему основных общественных и индивидуальных потребностей (и интересов) — ориентаций, которые субъект использует в процессе выбора варианта действия. Они представляют собой пары — возможности выбора, в частности, между:

  • ориентацией только на собственные потребности или на необходимость учитывать в своем поведении интересы коллектива («ориентация на себя — ориентация на коллектив»);
  • ориентацией на удовлетворение непосредственных, сиюминутных потребностей или на отказ от них ради перспективных и важных потребностей;
  • ориентацией на социальные характеристики другого индивида (должность, богатство, образованность и т. п.) или на имманентно присущие качества (пол, возраст, внешний вид);
  • ориентацией на какое-то общее правило (бескорыстность, меркантильность и т. п.) или на специфику ситуации (ограбление, помощь слабому и т. п.).

Борьба потребностей (и интересов) в человеке — это острая и чаше всего невидимая для других сторона его жизнедеятельности. Она происходит на разных уровнях его психики: бессознательном, сознательном, духовном. Важно обратить внимание, в каких многообразных вариантах формируется мотивация и интерес субъекта. На выбор человеком мотива поведения влияет ряд общих обстоятельств: ситуация, нравственная культура, принятая в обществе система ценностей (духовная культура). Разработать какую-то формулу выбора мотива данным человеком в конкретной ситуации невозможно.

Духовная культура общества, класса, социального круга и т. п. различаются и по-разному они влияют на мотивацию человека, его интересы: например, культура мусульманская и православная, сельская и городская, рабочая и интеллигентская. Они во многом определяют типичный для данного общества, социального слоя, группы индивидуальный выбор. В ходе исторического развития разных культур, социального отбора (селекции) крайние варианты ориентаций «на себя» (капитализм) и «на коллектив» (социализм) были отброшены. Они вели в обществе или к хаосу, или тоталитаризму.

В зависимости от ценностей действия людей можно разделить на (1) нейтральные; (2) социальные; (3) асоциальные (девиантные). Нейтральным является такое поведение человека, которое не мотивировано ориентацией на других, т. е. на общественные интересы. Например, вы идете по полю; пошел дождь; вы открыли зонтик и защитили себя от промокания.

Социальным является поведение, ориентированное на других, учитывающее общественные потребности. Выражением таких потребностей являются религиозные, моральные и правовые нормы, обычаи, традиции . В них закреплен опыт человечества, и человек, приученный их соблюдать, следует им, не задумываясь об их смысле. Например, вы идете в толпе; пошел дождь; вы посмотрели вокруг и осторожно открываете зонт, чтобы не навредить другим. Ориентация на других, выполнение ожиданий-обязательств — своеобразная плата, которую люди платят за спокойные, надежные условия удовлетворения своих потребностей.

Асоциальным (девиантным) является действие, в результате которого вы сознательно или ненамеренно игнорируете и ушем- ляете потребности другого человека в результате своего поведения. Например, вы идете в толпе; пошел дождь; вы, не оглянувшись, открыли зонтик и поранили идущего рядом человека.

Типы социального действия

В состоянии потребности человек располагает системой ожиданий, которые относятся к наличной ситуации и ее объектам. Эти ожидания организованы потребностной, познавательной, оценочной мотивацией в отношении ситуации. Например, потребность защититься от дождя зависит от местоположения человека, наличия зонтика и т. п. Если в ситуацию входят другие люди, то ожидание — готовность к действию — зависит от их возможных реакций-действий. Элементы ситуации имеют для людей значения (знаки) ожиданий, которые сказываются на наших действиях.

В обществе и в человеке различают следующие мотивы поведения и ориентации: 1) когнитивный (познавательный), предполагающий получение разнообразных знаний в процессе обучения; 2) потребностный - ориентации в ситуациях, которые возникают в процессе социализации (демосоциальные, экономические, политические, духовные потребности); 3) оценочный, который согласует потребностные и когнитивные мотивы человека в конкретной ситуации, — например, согласование знаний об устройстве на работу и потребности работать по полученной в университете профессии на основе критериев зарплаты, престижа, профессиональных знаний и т. п.

Действия людей можно дифференцировать в зависимости от соотношения в них когнитивной, потребностной и оценочной составляющих. Прежде всего, можно отказаться от сиюминутных потребностей ради перспективных. Например, человек ориентированный на окончание вуза, отказывается от других целей, интересов, потребностей. Далее, задавая какую-то цель, человек может отдать предпочтение выбору условий ее реализации, на время отвлекаясь от возможности ее удовлетворения. Здесь преобладают интересы когнитивные и оценочные. Человек может также сконцентрироваться на упорядочении — приоритете своих мотивов. В этом случае он познает и оценивает не ситуацию, а свои потребности и интересы. Результатом такого самоанализа является упорядочение во времени и пространстве собственных потребностей и интересов. И, наконец, человек может сконцентрироваться на моральных мотивах, тогда критерием оценки становятся добро и зло, честь и совесть, долг и ответственность и т. п. ценности.

Вебер выделил целерациональный, ценностнорациональный, аффективный и традиционный тины действия. Они различаются содержанием и соотношением субъективных элементов поведения — о них речь шла выше. При анализе этих типов действия мы отвлекаемся от ситуации, в которой действует индивид: она как бы «остается за кадром» или учитывается в самом общем виде.

«Целерационально действует тот индивид, — пишет М. Вебер, — чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действия, кто рационально рассматривает отношение средств к цели по побочным результатам, т. е. действует, во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не традиционно», т. е. не на основе той или иной традиции, привычки. Такое действие характеризуется ясным пониманием, во-первых, поставленной цели: например, студент хочет получить во время обучения профессию менеджера. Во-вторых, его характеризует выбор путей и средств, адекватных поставленной цели. Если студент не будет посещать лекций и готовиться к семинарам, а будет заниматься спортом или подрабатывать, то такое действие не целерационально. В-третьих, здесь важна цена полученного результата, возможные негативные последствия. Если профессия менеджера обойдется студенту утратой здоровья, то такое действие нельзя считать целерациональным. В этой связи громадная цена, заплаченная за победу (пиррова победа), снижает целерациональность последней.

Таким образом, в целерациональных действиях цель, ее средства, предполагаемые результаты (позитивные и негативные) просчитываются (мысленно моделируются). Здесь нет аффекта, привязки к традиции и т. п., а есть свобода мышления и поведения. Именно поэтому протестантская этика, а не частная собственность, по мнению М. Вебера, создала капитализм: в начале возникло целерациональное поведение; затем оно приобрело ведущее положение в аграрно-рыночной формации; наконец, возникло капиталистическое действие, ориентированное на прибыль и накопление капитала. Целерациональных людей всюду было немало, но только в Западной Европе они получили возможность самовыражения и развития вследствие стечения множества обе гоятел ьс гв.

Цен ноет нерациональные действия реализуют верования и убеждения людей, невзирая на ущерб, который они вызывают. Это действие несвободно по отношению к верованиям, традициям и обычаям, а значит, и к ситуации, в которой находится деятель. В силу ряда природных (размер территории и климат), исторических (деспотизм и т. п.) и социальных (господство общины) обстоятельств именно этот тип социального действия стал преобладающим в России. Вместе с ними возник и стал воспроизводиться своеобразный патриархально-авторитарный менталитет, включающий в себя определенные верования — убеждения, ценности, типы мышления. Такой тип ментальности и поведения возник в медленно меняющихся (и постоянно воспроизводимых) природных и социальных условиях.

Ценностнорациональное действие подчиненно (регулируется) определенным требованиям (ценностям), принятым в данном обществе: религиозная норма, нравственный долг, эстетический принцип и т. п. Для индивида в этом случае не существует какой-либо рациональной цели. Он строго ориентирован на свои убеждения о долге, достоинстве, красоте. Ценностнорацио- нальное действие, согласно Веберу, всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», в повиновении которым данный человек видит свой долг. Например, мусульманин должен жениться только на мусульманке, большевики считали настоящими людьми преимущественно пролетариев и т. п. В этом случае сознание деятеля не полностью раскрепощено; принимая решения, он ориентируется на ценности, принятые в обществе.

В традиционном действии деятель ориентируется на других в форме обычая, традиции, обряда, существующего в данной социальной среде и обществе. Например, девушка выходит замуж потому, что ей исполнилось определенное количество лет. Традиционным являлись в советское время субботники, комсомольские собрания и т. п. О таких действиях не думают, зачем они, их исполняют по привычке.

Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществлено в состоянии аффекта. Оно характеризуется минимальными значениями рефлексии сознания, его отличает стремление к немедленному удовлетворению потребности, жажды мести, влечения. Примеры такого действия — преступления в состоянии аффекта.

В реальной жизни встречаются все перечисленные типы социальных действий. Что касается индивида, то в его жизни есть место и аффекту, и строгому расчету, а также привычной ориентации на долг перед товарищами, родителями, отечеством. При всей привлекательности и даже в чем-то романтической возвышенности целерационального действия, оно никогда не может и не должно стать чрезмерно распространенным — иначе будет во многом утрачена прелесть и многообразие, чувственная наполненность социальной жизни. Но чем чаще при решении сложных проблем жизни человек будет целерационален, тем выше вероятность, что он сам и общество будут развиваться эффективно.

Мы определили , изучающую поведение людей в определенной природной и общественной среде. Мировоззрение, ментальность, мотивация человека в единстве с условиями (средой) его жизни образуют образ жизни человека, являющийся непосредственным предметом социологического анализа. Он представляет собой совокупность видов жизнедеятельности людей в определенной природной и общественной среде, раскрывающую, какие действия и поступки совершают люди, как они связаны и во имя чего совершаются. Образ жизни человека включает в себя: 1) мировоззрение, ментальность, мотива- ционный механизм, побуждающий и ориентирующий его в мире (вспомогательная система); 2) систему статусов и ролей (базисная); 3) совокупность разных форм жизнедеятельности, типичных для данного общества (демосоциальная, профессиональная, образовательная, политическая, научная и т. п.), среди них какая-то занимает ведущее место (как исходная система). Таким образом, мировоззрение, ментальность, мотивация, образ жизни — важнейшие понятия социологии.