9 класс

Пение в родах. Пение во время беременности. Татьяна андросова, врач

Одно из направлений в йоге, которое использует воздействие звука на сознание человека, называется Нада-йога или йога звука. В ее практиках используются звуки особого рода, иногда извлекаемые при помощи музыкальных инструментов, но чаще - посредством человеческого голоса. Практики нада-йоги - один из способов исцеления эмоциональных травм и обретения глубокого покоя. Для этого используют различные звуки и их сочетания.

Звук УУ, например, заземляет, помогает лучше чувствовать свое тело, успокаивает, вселяет чувство уверенности.


00 - пробуждает, повышает самооценку и внутреннюю концентрацию.


АА - помогает войти в контакт с окружающим миром, стимулирует чувства, идущие из сердца, существенно расширяет личное пространство.


ЭЭ - способствует самовыражению эффективной коммуникации.


ИИ - заряжает энергией, выводит из апатии, дает мощный прилив душевных и физических сил.


ММ - способствует гармонии и внутреннему равновесию.


Подобные звуковые практики с успехом применяют различные центры подготовки к родам, обучая женщин специальным техникам дыхания, которые могут облегчить родовую боль. Будущих мамочек часто интересуют специальные дыхательные практики, которые можно использовать в родах. Пропевание различных звуков, или то-нинг, - одна из этих практик.


После родов женщины чаще всего отмечают, что именно такое „родовое пение" помогало им „отключить" голову, успокоиться, войти в особое состояние, смягчить боль, избежать страхов. Мишель Доен, известный врач, акушер, популяризатор идеи естественных родов, писал: „Если женщина рожает предоставленная сама себе, без медикаментозных средств, то настает момент, когда она стремится оторваться от окружающего мира, словно отправляется „на другую планету". Она позволяет себе то, о чем и не помыслила бы в повседневной жизни. Она может принимать самые неожиданные позы, издавать самые непривычные звуки". Помогать процессу родов посредством голоса, озвучивать свои ощущения - естественная, инстинктивная потребность женщины. Она интуитивно подбирает звук такой силы и высоты, чтобы создаваемая им в теле вибрация помогала раскрытию тканей. Однако в современном мире мы отчего-то считаем эту потребность чем-то неприличным, стесняемся проявлять свои эмоции, боимся быть естественными. А ведь не позволяя себе подобное самовыражение, мы зачастую тормозим нормальную родовую деятельность".


Пение мамы во время родов идет на пользу и малышу. Ведь для того чтобы звучать, женщине нужно придерживаться глубокого дыхания, а значит, к ребенку будет поступать достаточно кислорода, что поможет ему пройти через нелегкое испытание появления на свет. Кроме того, когда мама поет, ей чужды страх и напряжение, она расслабляется, входит в спокойное, умиротворенное состояние, которое передается и ее малышу. Это значительно облегчает роды, снимает мышечные зажимы, настраивает женщину на процесс естественных и легких родов.

Звуки. Нас окружают миллионы звуков и вибраций… Только подумайте… Эту тему невозможно уложить в одну маленькую статью, она очень обширная и всегда мне была интересна. В йоге два направления работы со звуком: Нада-Йога (пение звуков) и Мантра-Йога (пение Мантр).

Основной эффект практики — остановка непрестанного потока мыслей, оценок, суждений, планов и воспоминаний и освобождение своей истинной сущности, спрятанной под слоем концепций. Звуковые практики нада-йоги — это один из способов исцеления эмоциональных травм и обретения состояния глубокого покоя.

Очень интересна книга “Целительные звуки” . Её автор Джонатан Голдмен , американский музыкант, исполнитель различных направлений обертонального пения, получил множество различных учёных степеней в области изучения звука и различного воздействия его на организм человека. Представляю вам отрывок из его книги:

В этом параграфе вы найдете несколько упражнений, которые помогут вам научиться направлять звук в различные участки собственного тела. Форма тонинга, которую я предлагаю вам освоить, — вполне естественный, но забытый большинством из нас способ применения голоса. Возможно, ключевым элементом этой техники является намерение и, следовательно, ваша воля. После некоторой тренировки вы сможете направить любой тон в любой участок собственного тела: от большого пальца ноги до макушки, особенно, если сконцентрируете на этом всю свою волю.



Большинство из нас каждый день применяют тонинг, даже не подозревая об этом. Ведь, как я уже говорил, вздохи, стоны, ворчание и другие звуки, которые мы издаем, чтобы снять стресс или напряжение, представляют собой формы тонинга. Очень часто тонинг берёт на себя функцию мощного обезболивающего. К примеру, вы споткнулись и ушибли палец. Что вы сделаете непосредственно вслед за этим? Вскрикнете. Что же произойдет, если вы сдержите невольное восклицание? Палец у вас будет болеть гораздо сильнее!

Итак, когда нам больно, мы издаем звук, и этот звук уменьшает наши страдания. Я знаком с людьми, которые при помощи топинга излечивали даже хронические боли. Отчасти этот феномен объясняется тем, что звук способствует образованию эндорфинов — нейрохимических веществ, по силе обезболивающего воздействия превосходящих морфий. Но тонингн сам по себе является мощным орудием против боли, включая, разумеется, и боль душевную. Многим из вас хорошо известно, как рыдания и стоны помогают облегчить последствия сильной психологической травмы.

Тонинг как средство снятия боли

Прежде чем вы приступите к лечебному тонингу, позвольте дать вам одно напутствие: не зажимайтесь. Начинайте петь спокойно и свободно. Пусть звук получается громким — не ограничивайте его. Этот звук должен идти из самого сердца и приносить истинное облегчение. Звуки, призванные снять напряжение, требуют полной релаксации, даже в том случае, если вы испытываете сильную физическую или душевную боль. Это относится даже к тем звукам, которые сами по себе являются выражением боли.

Вы и сами сможете убедиться, что стон или ворчание действуют гораздо эффективнее, чем визг и вопли. Сдавленные звуки могут только задержать боль в теле и даже усугубить последствия травмы. И лишь свободный, открытый звук принесёт вам облегчение.

Создание резонанса в собственном теле

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, которые помогут вам научиться создавать резонанс в различных зонах вашего тела. Упражнения эти рекомендуется выполнять сидя или стоя, выпрямив спину. Советую вам также отыскать место, где вашим занятиям не смогут помешать, да и вы, в свою очередь, не побеспокоите окружающих. Начинать обучение лучше всего с пения гласных звуков. Если вам удалось освоить эту технику, значит, вы уже умеете создавать резонанс в различных полостях вашего организма.

Пение гласных звуков — наиболее эффективный способ научиться направлять звук в нужную область. Отведите по пятнадцать минут в день на упражнения с гласными. Пойте гласные звуки — «О» или «А» — на разных высотах, последовательно переходя от самых низких тонов к самым высоким или наоборот. Старайтесь пропеть каждый ряд тонов на одном дыхании. Попробуйте определить, в какой точке вашего тела звук вызывает резонанс. Возможно, от высокого «О-о-о» вы ощущаете вибрацию в шее, а от низкого «А-а-а» — в животе. А может быть, всё наоборот? Помните: тело каждого человека — уникальная система разнообразных вибраций, и понятия «верный» или «неверный» тон к этой системе неприменимы. Именно поэтому я не намерен утверждать, что звук «Э» непременно будет резонировать с большим пальцем на ноге, а «О» — с левым ухом. Ведь звук, который подходит одному человеку, совсем не обязательно подойдет и другому. Каждому из вас будет гораздо легче самому найти звуки, резонирующие с теми или иными участками вашего тела.


Иногда людям удается почти немедленно определить, какие звуки каким зонам соответствуют. Однако в большинстве случаев на это всё же требуется чуть больше времени. Некоторые учителя вокальной техники считают даже, что упражнениям с гласными звуками следует посвящать много недель, а то и месяцев.

Если вы достаточно попрактиковались в пении гласных и соответствующих им гармоник, попытайтесь задать звуку определенное направление. Например, направьте звук «Э» в большой палец ноги, а звук «О» — в левое ухо и наоборот. Прислушайтесь к своим ощущениям. Вы должны учиться распознавать среди прочих именно те звуки, которые легко вступающие в резонанс с тем или иным участком вашего тела. Со временем вы настолько овладеете этим умением, что вам даже не понадобится тратить лишнее время на те звуки, которые вам не подходят.

Помните, что во всем этом процессе ваша воля и намерение, которое вы вкладываете в звук, играют не менее важную роль, чем сам звук. Если вы хотите направить в большой палец ноги звук «Э», со временем и после некоторой тренировки вы научитесь это делать. Если же вашему большому пальцу больше подходит «О», звук устремится в нужную точку гораздо быстрее и без излишнего напряжения с вашей стороны, особенно если вы сосредоточите на нём всё свое внимание и волю.
… Техника создания резонанса в отдельных участках собственного тела важна в первую очередь как сильнейшее терапевтическое средство. Если, к примеру, у вас болит желудок, вы можете, направив звук в зону желудка, создать там резонанс, после чего почувствуете себя гораздо лучше. Я знаю многих людей, которые действительно снимали боль, порой даже хроническую, направляя звук собственного голоса в нездоровые зоны. Овладев этим умением, вы сможете избавляться от головной боли, рези в горле, вылечить ушибленную коленку и многое, многое другое.

Родовое пение

На занятиях йогой мы часто используем нада пранаяму, брамари пранаяму для увеличения выдоха и определения влияний разных звуковых вибраций на наше тело. Очень часто в период родов, когда женщина входит в измененное состояние, голос, звуки помогают отключиться и естественно влиться в божественный процесс родов.

Мишель Оден , известный врач акушер, популяризатор идеи естественных родов писал: «Если женщина рожает, предоставленная сама себе, без медикаментозных средств, то настаёт момент, когда она явно стремится оторваться от окружающего мира, словно отправляется «на другую планету». Она позволяет себе то, о чём и не помыслила бы в повседневной жизни. Она может принимать самые неожиданные позы, издавать самые непривычные звуки».

Врач, акушер гинеколог Дарья Стрельцова , считает, что «помогать процессу родов при помощи голоса, озвучивать свои ощущения, это естественная, инстинктивная потребность любой женщины. Женщина интуитивно подбирает звук такой силы и высоты, чтобы создаваемая им в теле вибрация помогала раскрытию тканей. Однако, живя в современном мире, мы отчего-то считаем эту потребность «пережитком прошлого», чем-то неприличным. А ведь не позволяя себе подобное самовыражение, мы зачастую тормозим нормальную родовую деятельность».

Пение мамы во время родов также идёт на пользу и малышу. Ведь для того, чтобы звучать, маме нужно придерживаться глубокого дыхания, а значит, к малышу будет поступать достаточно кислорода, чтобы пройти через нелёгкое испытание родов.

Ещё не родившийся малыш слушает, как поёт его мама, и проходит своё самое первое в жизни обучение. Материнский голос играет роль камертона, по которому настраивается мировосприятие ребёнка. А особая музыкальность всех рожденных на этом методе детей даже не обсуждается — это лишь приятный побочный эффект. И можете не переживать, что у вас нет слуха или голоса. Профессор М.Л. Лазарев считает, что такой проблемы не бывает. Для вашего слушателя (ребёнка) ваш голос самый лучший на свете по определению. Материнский голос, каким бы он ни был, всегда будет восприниматься плодом, как чудесные вибрации жизни.

Расслабиться и легче перенести роды помогут ваш собственный голос и методика вокализа­ции.

Эта методика рекомендовалась роженицам еще бабками повитухами. Не ведая о точной техни­ке влияния голосового сопровождения родов на организм рожающей, они советовали не кри­чать, а петь или молиться. На Руси было поверие, что беременным и роженицам вообще не стоит много разговаривать. Особенно тщательно требовалось соблюдение обета молчания в родах. Зато приветствовалось голосовое сопровождение родов в виде речитативов, песен или молитв.

Без шума и пыли
Хорошо известны научные факты о том, как крик воздействует на роженицу и родовой процесс. При этом женщинам по-прежнему разрешается голосить, а вот кричать (сильно, натужно) насто­ятельно не рекомендуется. И вот почему.
Роды - достаточно энергоемкий процесс, требующий от женщины немалых сил. Равно как и сильный крик. Не стоит выбрасывать драгоценную энергию на воздух. Она жизненно необ­ходима вашему ребенку - вам предстоит помогать ему продвигаться по родовым путям во время потуг.
Кроме того, когда вы кричите изо всей силы, создается дополнительное напряжение в брюшной полости, а также в мышцах малого таза, что только увеличивает болевые ощущения от схваток.
Если вы продолжаете голосить и во время непосредственного рождения ребенка, это мо­жет мешать вам сконцентрироваться и слушать указания акушерки, которые направлены на скорейшее окончание родов, обеспечение их безопасности для вас и ребенка.
В то же время врачи нередко рекомендуют женщинам поныть, постонать или даже повыть. А все потому, что они знают: голосовое сопровождение схваток приносит облегчение.

Говорят, что первородящие боятся родовой боли потому, что с ней еще не знакомы, а рожаю­щие повторно - потому, что знают о ней не понаслышке. Стремление избежать неприятных ощущений толкает женщин на принятие самых разных медикаментозных обезболивающих процедур, вплоть до кесарева. Но мало кто знает, что умение родить легко заложено в каждой женщине. Нужно им пользоваться!

Пой, мамочка, пой!
Легкий обезболивающий эффект голосового сопровождения родов обеспечивается за счет рас­слабления мышц, участвующих в звукоизвлечении (как при звучном выдохе, а не на сильном кри­ке). Это, в свою очередь, приводит к расслаблению тела, что помогает расслаблению родовых путей.
В родах очень важны раскрепощение, открытие сознания, что помогает открыться и телу, в дан­ном случае родовым путям. Обращение к голосовым упражнениям часто помогает снять телес­ную зажатость и тем самым достичь большей раскрепощенности.
При резком крике диафрагма (перепонка между пространством для легких и брюшной поло­стью) словно ударяет матку, что может привести к сбою ритма схваток, что в акушерстве называ­ется дискоординацией родовой деятельности. А при постепенном, монотонном пении этого не происходит: звук уходит в пространство звуковой (механической) непрерывной волной перпен­дикулярно силе напряжения матки, ослабляя ее и тем самым уменьшая боль.
Страх и стресс могут способствовать развитию слабости родовой деятельности, что сделает не­обходимым проведение стимуляции. При применении стимулирующих средств схватки становятся более частыми и болезненными.

НАПЕВЫ
Чтобы освоить вокализацию - родовое пение, - важно знать, что оно должно происходить со­звучно с работой вашего тела. Все звуки пропеваются на выдохе во время схватки, что называет­ся на одном дыхании. Проще говоря, вы дышите со звуком. Для достижения максимального рас­слабления используются гласные звуки «а-а-а», «о-о-о», «у-у-у», «э-э-э» в любом удобном для вас положении тела. Пропевая звук, направляйте его в глубину своего тела. Он получится глубо­кий, мягкий, вибрирующий. Дыхание осуществляется животом, а не грудью.
В повивальном искусстве рекомендовалось пропевать не только отдельные гласные звуки, но и речитативы (определенным образом сложенные короткие песенки - фрагмент напевной ре­чи из вокально-музыкального произведения), а также молитвенные тексты, или, в восточной практике, мантры. Последние также являются одним из современных видов голосового сопро­вождения родов.

Во время расслабления родовой процесс протекает правильно, уменьшается кислородный дефицит, который малыш испытывает во время схватки, нормализуются гемодинамические показатели и эмоциональное состояние женщины. При правильном течении родового про­цесса (а это на 80 % зависит от самой женщины!) уменьшается вероятность осложнений, в том числе и родового травматизма

РОДЫ НАДО ЛЮБИТЬ
С психологической точки зрения, сильные, громкие крики свидетельствуют о негативном отно­шении женщины к родовой боли, а страх, стресс и неприятие естественных процессов, происхо­дящих в теле во время родов, вызывают еще большее напряжение и тем самым еще больше усиливают боль. Мягкие, но мощные, идущие из глубины тела, низкие звуки расслабляют челюст­но-лицевую мускулатуру, мышцы гортани.
Эти звуки, издаваемые спонтанно женщиной во время родов, свидетельствуют о концентрации на происходящих внутри процессах, на вхождении в поток ощущений, принятии их и способству­ют успешному родоразрешению. Они могут смягчать неприятные ощущения и обезболивать схватки.

СКАЖИТЕ: «ОМ!»
Чтобы выполнить эту родовую мантру правильно, сядьте на краешек стула, широко рас­ставьте ноги. Руками лучше упереться в колени, чуть наклонив расслабленное тело вперед.
После интенсивного вдоха - «о-о-о!» следует длинный замедленный выдох с пропевани­ем низкого загрудинного звука - «м-м-м», даже с небольшой хрипотцой. Следите, чтобы звук концентрировался не в носовых пазухах, а за грудиной. В трахее при этом возникает ха­рактерная мелкая вибрация. И по мере вашего плавного, спокойного выдоха тело расслабля­ется и успокаивается. Приходит ощущение, что дышит и поет все тело, каждый его сантиметр.
Когда вы почувствовали, что выдох закончился, спокойно повторите вдох - «о-о-о!» и следу­ющий за ним продолжительный, беспрепятственный, спокойный, щадящий выдох с тихим мы­чащим грудным свободным звуком - «м-м-м!».

«… ЛУЧШЕ ХОРОМ!»
В некоторых странах существуют «поющие» родильные дома, где практикуется хоровое пение будущих мам и пап. Музыка и пение обеспечивают психологическую и мышечную релаксацию, что приводит к нормализации процессов торможения и возбуждения в головном мозге, а на электроэнцефалограмме отражается в виде появления устойчивого альфа-ритма, характерного для состояния покоя и внутренней гармонии.

«Укачивание»
После того как вы освоили мантру-медитацию «ом-м-м-м-м», присоедините к пропеванию одно­образные покачивания тела вперед-назад. Ритмичные движения и звуки приводят к изменен­ному состоянию сознания, так называемому трансу, в котором ресурсы тела возрастают, что важно для рожающей женщины. Во время беременности такие движения полезны при напря­жении матки. Живот «отвисает», и малыш оказывается как будто висящим в гамаке. При сочета­нии с брюшным дыханием матка быстро расслабляется. Практикуйте в любом сроке беремен­ности и во время родов в качестве динамической медитации.

ния тела вперед-назад. Ритмичные движения и звуки приводят к изменен­ному состоянию сознания, так называемому трансу, в котором ресурсы тела возрастают, что важно для рожающей женщины. Во время беременности такие движения полезны при напря­жении матки. Живот «отвисает», и малыш оказывается как будто висящим в гамаке. При сочета­нии с брюшным дыханием матка быстро расслабляется. Практикуйте в любом сроке беремен­ности и во время родов в качестве динамической медитации.

Учиться вокализации стоит еще во время беременности. Они действуют расслабляюще и успо­каивают. К тому же это способ общения с ребенком, которому нравятся спокойные мамины пес­ни и регулярные поглаживания живота.

Конечно, речь не идет о том, чтобы распевать Гимн России во время схваток или участвовать в Фабрике Звезд. Суть в том, чтобы научиться с помощью пренатального пения издавать звуки, которые положительно влияют на течение беременности и родов.

Еще во времена античности пение широко применялось в качестве обезболивающего средства. Платон писал, что в свое время акушерки во время родов распевали специальные песни, без которых никакие терапевтические процедуры не имели эффекта. В Египте женщины во время схваток пели псалмы. Но потом эта мудрость, как и многие другие, была забыта, и лишь в 1960 году, благодаря певице Мари-Луизе Ошер, мы вновь открыли для себя благотворное влияние пения.

После долгого изучения влияния звуков на тело человека, Ошер пришла к выводу, что голос можно использовать в терапевтических целях. Дело в том, что вибрации, вызываемые голосом, распространяются по костям скелета, которые являются идеальными проводниками звуков. Ее метод, названный психофонией, основан на влиянии издаваемых звуков на различные части тела и имеет одновременно физический и психологический эффект.

Акушерка Шанталь Вердьер, продолжившая работу Ошер, пришла к выводу, что пение помогает будущей маме установить более тесную связь с еще не родившимся малышом. Более того, пение во время беременности помогает справиться с токсикозом или понизить тонус матки. При дальнейших исследованиях удалось установить что пение благотворительно влияет и на течение родов. Когда женщина умеет правильно направлять свое дыхание и энергию, издавая все более низкие звуки, роды проходят легче, так как пение способствует расслаблению поперечных мышц матки, облегчает раскрытие шейки и делает схватки более продуктивными. Таким образом, пение является прекрасной альтернативой медикаментозному ведению родов, наряду с гомеопатией, ароматерапией, акупунктурой итд.

Сеанс начинается с расслабления и легкого самомассажа. Кончиками пальцев необходимо массировать костные участки тела, которые играют роль «резонатора» – лицо, грудная клетка, таз. Будущая мама расслабляется, зевает. Это стимулирует кровообращение и позволяет звуку лучше резонировать. Затем начинается непосредственно работа с голосом: сначала пропеваются вокализы, позволяющие расслабить челюсть, потом звуки направляются в другие части тела – они как бы «массируют» тело изнутри. Основная цель – сделать дыхание более спокойным и глубоким, способствуя лучшему снабжению кислородом мышц матки и непосредственно плода. Такие упражнения, кстати, помогают женщинам справиться с одышкой, часто присущей беременным. Кроме того, можно даже научиться как бы «опьянять» себя кислородом, что помогает отключаться на время схваток.

Последняя часть сеанса проходит собственно в пении, причем песни могут быть совершенно разные. В пении женщины эмоционально разряжаются, оно помогает им справляться с волнениями, страхами и переживаниями. Установлено, что женщины, которые поют во время беременности, эмоционально более уравновешены, менее подвержены резким перепадам настроения, так как они переносят свои эмоции в пение. Дело в том, что звуковые вибрации на уровне мозга увеличивают производство эндорфинов, знаменитых гормонов удовольствия.

Кстати, пренатальное пение можно практиковать и тогда, когда малыш уже родится, чтобы продолжить эмоциональный контакт, установленный еще до рождения. Это поможет вам сохранить ту связь с малышом, которая была, когда вас еще связывала пуповина.

Когда мне в четвертый раз в течение двух недель задали вопрос, пою ли я своему будущему ребенку песенки, я задумалась. Зачем малышу, который еще не родился и находится в животе у мамы, петь песни? А может, я лишаю своего будущего ребенка чего-то важного, отказываясь от пения в период беременности? Почему в последнее время во многих школах для будущих мам преподают пение? Что это — приятное развлечение, способ расслабиться или, действительно, эффективный способ пренатального развития ребенка?

Обратимся к истории. Правильно говорят: все новое — это хорошо забытое старое. Как оказалось, корни этого новомодного течения лежат очень глубоко. Лечебное действие музыки на организм еще не рожденного ребенка известно с древних времен. Музыка относится к числу искусств, которые вызывают наиболее сильный отклик в душе человека. Она может оказывать непосредственное влияние на его эмоциональный мир. Еще Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человеческого характера. Так, в Китае еще 2000 лет назад практиковали дородовое воздействие на ребенка многочасовым пением. Китайцы считали, что жизнь начинается с , а, значит, заниматься воспитанием ребенка необходимо сразу после зачатия. В Японии беременных женщин помещали в специальные общины, расположенные в красивой местности, где занимались эстетическим и музыкальным образованием матери и будущего ребенка. В древние времена на Востоке существовало поверье, что к свадьбе каждая девушка должна соткать себе ковер, а за время будущая мама должна соткать душу ребенка из музыкальных нитей своего голоса. До последнего времени в странах Северной Европы было обычным явлением, когда беременные женщины подолгу сидели на ступеньках своего дома и пели народные и религиозные песни.

Научное объяснение влияния звука на развитие мозга ребенка

Более ста лет назад ученые морфологи обратили внимание на тот факт, что в мозгу новорожденного имеется определенный процент атрофированных нейронов. Тогда же была выдвинута гипотеза, что эти нейроны атрофированы вследствие их невостребованности за период внутриутробного развития плода . С другой стороны, существовала научная информация о том, что число нервных клеток головного мозга в значительной степени определяет уровень интеллектуального развития и психической зрелости ребенка.

В связи с этим в Европе и в США возникли идеи о целесообразности воспитательного процесса в дородовый период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов головного мозга. Так появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — дородовое воспитание.

А в 1982 году японские ученые с помощью гидрофона определили, что внутриутробно ребенок слышит все, что происходит как внутри мамы, так и вокруг нее. При этом все звуки носят приглушенный характер, теряя до 30% своей громкости. Известно, что в четырнадцать недель плод начинает реагировать на разные звуковые эффекты различным образом: он может реагировать на громкость и ритм мелодии, она может ему нравиться или нет. При помощи специального ультразвукового сканера ученые обследовали несколько десятков беременных женщин. Во время эксперимента каждые 15 секунд звучал небольшой фрагмент музыкального произведения, а прибор фиксировал усиление мозговой активности еще не родившихся малышей. Оказалось, что они не только слышат музыку, но и проявляют свои эмоции: спокойные лирические мелодии заставляют их "грустить", а заводные — "радоваться".

Доказано, что звук — самый сильный интегрирующий фактор, оказывающий влияние на весь организм ребенка, гармонизируя его. Через нейроэндокринную систему, музыка оказывает воздействие практически на все системы и органы ребенка: изменяется частота дыхания, тонус мышц, моторика желудка и кишечника. Это, действительно, некое направление развития человека, где во внутриутробном периоде в него вкладываются очень важные элементы. Также доказано, что малыши узнают, активнее реагируют и предпочитают ту музыку, которую они "слышали" до рождения, будучи в утробе матери. Следовательно, беременность — это не только формирование ребенка, но и потрясающий шанс повлиять на интеллект, творческие и музыкальные способности вашего малыша, простимулировать его познавательное и эмоциональное развитие.

Кстати, об интеллекте. Исследования американских ученых показали, что всего лишь десятиминутное прослушивание фортепианной музыки Моцарта показало повышение так называемого коэффициента интеллекта в среднем на 8-9 единиц. При этом в группе тестируемых были люди, которые любят музыку Моцарта, и те, кому она совершенно безразлична. А русские ученые И. М. Сеченов, С. П. Боткин и И. П. Павлов установили такую закономерность: оказывается, с помощью музыки можно регулировать дисинхронные ритмы, появляющиеся в мозге при стрессе.

Современные методики пения до рождения

Начиная с 50-х годов XX столетия, в различных странах мира были созданы центры музыкотерапии, которые успешно работают и по сей день. Все методики музыкального оздоровления будущего ребенка направлены на обучение беременных женщин навыкам общения с ребенком еще до его рождения, на стимуляцию двигательной активности, раннее психоэмоциональное созревание плода, а также на снятие жизненных стрессов, улучшение самочувствия и оздоровления самой беременной женщины с помощью музыки и подготовку ее к родам.

А что касается отечественной медицины, то еще в 1913 году наш выдающийся психоневролог академик В. М. Бехтерев организовал комитет по изучению воспитательного и лечебного действия музыки. Он считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и придает физическую бодрость, а также неоднократно подчеркивал важную роль колыбельных песен для полноценного развития маленького ребенка. Наиболее распространенный в нашей стране метод музыкального оздоровления будущего ребенка "Сонатал", разработанный титулованным ученым, профессором М. Л. Лазаревым. Само название сонатал происходит от двух латинских слов "сонанс" — звучащий и "натус" — рожденный и означает "музыка беременности и рождения". В систему Лазарева, получившую название сонатал-педагогика, входит более тысячи специально написанных песен, исполнение которых строго связано с беременной женщины и биоритмами плода. Прежде всего, эта методика направлена на формирование здоровья ребенка. Методика профессора Лазарева представляет собой музыкальную стимуляцию развития плода и новорожденного ребенка. Еще не родившийся малыш слушает, как поет его мама, и проходит свое самое первое в жизни обучение. Материнский голос играет роль камертона, по которому настраивается мировосприятие ребенка. А особая музыкальность всех рожденных на этом методе детей даже не обсуждается — это лишь приятный побочный эффект. И можете не переживать, что у вас нет слуха или голоса. Профессор Лазарев считает, что такой проблемы не бывает. Для вашего слушателя (ребенка) ваш голос самый лучший на свете по определению. Материнский голос, каким бы он ни был, всегда будет восприниматься плодом как чудесные вибрации жизни.

В чем сила пения будущей мамы

  • Пение поможет вам успокоить ребенка и успокоиться самой после дневных стрессов. Именно музыка может предохранить вашего ребенка от зла и стрессов современного мира. Укладываясь спать, спойте еще не рожденному ребенку колыбельную песню. Как считает болгарский психотерапевт П. Рандев, такая музотерапия способствует развитию уравновешенной, спокойной и доброжелательной личности. Да и вам самим колыбельная песня поможет успокоиться и снять накопившийся за день стресс. Действие колыбельных песен в собственном исполнении для будущих мам оказывается эффективнее любых медикаментов, а сон от воздействия колыбельных мелодий особенно крепкий и глубокий.
  • Регулярное исполнение песен в определенные часы поможет маме настроить биологические часы будущего ребенка на определенный режим дня. Вы сможете развить у вашего ребенка ассоциативное мышление: звучит быстрая музыка — надо кушать, медленная — спать и т.п.
  • С помощью пения вы можете развить у ребенка музыкальный слух и привить ему любовь к музыке. Чтобы доказать, что ребенок способен запоминать музыку, находясь еще в материнской утробе, исследователи просили будущих матерей во время беременности ежедневно слушать определенную музыку в течение получаса. А спустя год после рождения детишек выяснилось, что они запомнили любимые композиции своих матерей — будь то музыка Моцарта, Вивальди или композиции поп-групп — и явно предпочитают их любым другим.
  • Пение в период беременности является определенным способом борьбы с внутриутробной гипоксией, которая приводит к рождению физиологически незрелого ребенка. Дозированная двигательная активность плода дает возможность избежать неблагоприятных последствий гипоксии и обеспечивает полноценное постнатальное . Кроме того, пение позволяет воздействовать на двигательную активность плода, что может способствовать улучшению плацентарного кровообращения и обеспечивать условия для профилактики внутриутробных инфекций.
  • Исполняя простейшие песенки, будущая мама незаметно для себя занимается подготовкой к родам. Во время пения происходит улучшение функционального, гормонального и психоэмоционального состояния беременной, повышается порог чувствительности в родах , что способствует более естественному течению родового процесса. Ведь как важно, чтобы свой первый путь (т.е. продвижение ребенка по родовому каналу) был приятным, желанным и безопасным. Кроме того, напевая песенки (если потом не появляется отдышка) вы учитесь правильно дышать, что очень пригодится в родах. Если после исполнения песни у вас появляется отдышка, это означает, что вы не правильно дышите.
  • Кроме того, пение обладает релаксационным и обезболивающим эффектом, активизирует внутренние силы организма, усиливает действие медицинских препаратов, повышает работоспособность, нормализует сон, улучшает настроение и самочувствие будущей мамы и ребенка.

Что слушать во время беременности

В последнее время все чаще врачи и психологи рекомендуют беременным женщинам не только петь, но и почаще слушать классическую музыку. Наиболее благоприятное влияние на развитие плода оказывает мелодичная структурированная музыка. Бетховен, Брамс — возбуждают плод. Музыка, близкая к альфаритмам, такая как музыка Моцарта, Вивальди, успокаивает плод. Кроме того, слушая "правильную" музыку, можно свести к минимуму многие неблагоприятные факторы. Причем, как оказалось, разная музыка выполняет разные лечебные функции. Вот наиболее распространенные произведения, активно используемые в музыкотерапии:

Для снятия стресса и уменьшение чувства тревоги:
Шопен "Мазурка, "Прелюдии"
Штраус "Вальсы"
Рубинштейн "Мелодии"

Для уменьшения раздражительности: Бах "Кантата 2" и "Итальянский концерт"
Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор"

Для общего успокоения, удовлетворения:
Бетховен "Симфония 6", часть 2
Брамс "Колыбельная"
Шуберт "Аве Мария"
Шопен "Ноктюрн соль-минор"
Дебюсси "Свет луны"

Для снятия симптомов гипертонии:
Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21"
Барток "Соната для фортепиано, "Квартет 5"
Брукнер "Месса ля-минор"
Шопен "Ноктюрн ре-минор"

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением:
Моцарт "Дон Жуан"
Лист "Венгерская рапсодия"
Бетховен "Фиделио"
Хачатурян "Сюита Маскарад"

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения:
Чайковский "Шестая симфония", 3 часть
Бетховен "Увертюра Эдмонд"
Шопен "Прелюдия 1, опус 28"
Лист "Венгерская рапсодия" 2

От бессонницы:
Сибелиус "Грустный вальс"
Глюк "Мелодия"
Шуман "Грезы"
пьесы Чайковского

Если малыш плохо сосет грудь , специалисты рекомендуют так называемые тонизирующие программы. Это произведения все тех же Баха, Моцарта, Шуберта, Чайковского и Вивальди, но в темпе аллегро или аллегро модерато.

Естественно, при прослушивании мелодий, прежде всего, вы должны ориентироваться на собственные музыкальные симпатии. Нравится вам скрипичная, органная, фортепианная или симфоническая музыка? А может, вы предпочитаете церковную музыку (не зря же она называется духовной)? Решайте сами. Экспериментируйте. Правильно говорят: то, что нравится будущей маме, обязательно придется по душе ее ребенку и наоборот.

Прям заинтриговали - это что ж там у Лазарева за музыка? :) 17.05.2004 13:43:58, Lora

20.03.2004 00:28:49

19.03.2004 17:41:30

Можно ли считать данные 1982 года актуальными. Я закончила биофак, в числе прочих, у нас был спецкурс возрастная физиология. Так вот ребенок в утробе не видит и не слышит, поскольу у него еще не сформировались зрительные и слуховые нервы. Они недоразвиты, именно поэтому рождается ребенок глухой и почти слепой. Так что может быть, петь и полезно, но то, что ребенок этого не слышит это совершенно точно.

Да, Лазарева мы тоже слушали и даже пели на одном занятии... Может, консерваторское образование давит, но песенки показались очень противными. Я такое петь ребенку не смогу, хотя пела кучу всего - фольклор, классику, бардов, свои "импровизации". Но что петь и слушать надо, согласна, конечно.

Будьте осторожнее с господином Лазаревым! Когда я написала про него статью - не хвалебную, как, видно, ожидалось, но и не ругательную – совершенно нейтральную, Лазарев перезвонил мне и "пожелал" всяческих неудач мне и ребенку (я была на седьмом месяце беременности)... И этот человек работает с детьми.

12.03.2004 11:38:47, pup

А можно поподробнее,от чего так накипело,что не так пошло с ребенком и какие результаты.Раз уж заикнулись,что все-таки не так?

11.03.2004 15:18:32, Ксения



Хочу предостеречь мамочек именно от методик "титулованного" Лазарева! Слушать хорошую классическую музыку вместе с ребенком, безусловно, можно и нужно, но отнюдь не те песенки методики "Интоника" и "Сонатал", которые рекомендует этот господин (мы с дитем отзанимались у него с полугода до 1г. 3мес.)
Мамочки, очень внимательно относитесь к тому, что поете и даете слушать ребенку, даже если вам обещают (и гарантируют!) сверхрезультаты.
Простите - накипело. Несколько раз пыталась в Интернете рассказать об этом, но почему-то отрицательные отзывы куда-то таинственно "пропадают"...