9 класс

Наука в годы второй мировой войны. Особенности развития науки и культуры в годы второй мировой войны. Мастера культуры - фронту

духовный культура советский

Великая Отечественная война внесла огромные изменения в культурную жизнь советских людей. Подверглись перестройке учреждения культуры, усилились роль радио, печати, кинематографии. Уже в начале войны были созданы фронтовые бригады и театры. В тяжелейших условиях военного времени продолжали работать библиотеки, музеи, театры. Многие учреждения культуры были перебазированы из прифронтовых районов на Восток. Так, Узбекистан принял 53 учебных заведения и академических учреждения, около 300 творческих союзов и организаций. Редчайшие книги из библиотеки им. В.И. Ленина, Библиотеки иностранных языков, Исторической библиотеки были вывезены в Кустанай. В Перми разместились картины Русского музея и Третьяковской галереи, а сокровища Эрмитажа - в Свердловске. К концу 1941 г. было эвакуировано в восточные районы около 60 театров.

На захваченной врагами территории сеть учебных заведений фактически была разрушена. Многие дети временно были лишены возможности учиться. Сократилась численность преподавательских кадров. Однако самоотверженный труд учителей позволил не прерывать учебу даже в осажденных городах (Ленинграде, Одессе, Севастополе). По мере освобождения советских территорий от оккупантов восстанавливались разрушенные школьные здания, налаживалась учеба. С 1943 г. государство увеличило расходы на культуру. Принимались меры по борьбе с беспризорностью. Возникли школы-интернаты, расширился контингент суворовских и нахимовских училищ. Были также созданы вечерние школы для работающей молодежи. В 1943 г. возникла Академия педагогических наук РСФСР (с 1962 г. АПН СССР).

Произошли изменения в высшей школе. Многие крупные вузы были эвакуированы. Более 300 вузов, оказавшихся на захваченной территории, были разрушены. Число вузов в стране уменьшилось с 817 до 460. Прием студентов уменьшился на 41%, а численность студентов - в 3,5 раза. Государство приняло меры по стабилизации контингента студентов: срок подготовки специалистов был сокращен до 3-3,5 лет, расширился прием в вузы девушек.

По мере освобождения советской территории началось восстановление сети учебных заведений. К концу 40-х гг. численность школ и учащихся в них по РСФСР достигла довоенного уровня. Восстановление части высших учебных заведений началось в 1943 г. и к концу войны их численность и численность студентов достигла почти довоенного уровня, в основном благодаря расширению высшего образования в Казахстане, Средней Азии и Закавказье.

Большой вклад в победу внесла наука. Главными направлениями научных исследований были: изучение военно-технических проблем, внедрение научных открытий в производство, сосредоточение сырьевых ресурсов страны на нужды фронта. Группа ученых под руководством И.И. Алчханова (1904-1970) и Д.В. Скобельцына (1892-1990) изучала космическую радиацию. Л.Д. Ландау (1908-1968) разработал теорию движения квантовой жидкости, за которую ему была присуждена Нобелевская премия. И.В. Курчатов (1903-1960) работал над созданием атомной бомбы.

Советские геологи исследовали новые месторождения полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение (марганец, бокситы, молибден).

А.П. Александров (1903-1993) разработал методы размагничивания кораблей. Е.О. Патон (1870-1953) разработал и внедрил в производство автоматическую сварку брони. Химики разработали методы получения ацетона, спиртов, пластмасс для вооружения.

Над совершенствованием боевого оружия работали ученые, конструкторы, инженеры и техники, создавая образцы вооружения, превосходившие немецкие. Авиаконструкторы А.С. Яковлев, А.П. Туполев, Ф.А. Лавочкин, С.В. Илюшин, Н.Н. Поликарпов, В.М. Петляков и другие улучшали существующие образцы машин. В конце войны начались испытания реактивных самолетов. Советские танки, сконструированные А.А. Морозовым, Ж.Я. Костиным, А.Ф. Шамшуриным, по боевым качествам значительно превосходили находившиеся на вооружении вражеской армии.

Благодаря самоотверженному труду медицинских работников уменьшилась смертность раненых. После лечения в госпиталях 70% раненых возвращались в строй.

Значительна роль в достижении победы литературы и искусства, ведущей темой которых были патриотизм и гражданственность. Живейший интерес как на фронте, так и в тылу вызывали произведения М.А. Шолохова, А.Н. Толстого, Л. Леонова, А. Фадеева, Б. Полевого, стихи К. Симонова, А. Твардовского, С. Маршака, В. Инбер, Н. Тихонова. Большим успехом пользовались пьесы «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова.

В года войны развивалось музыкальное искусство и прежде всего песенный жанр. Особой популярностью пользовались песни М. Блантера, И. Дунаевского; Б. Мокроусова, В. Соловьева-Седого, А. Александрова.

Д.Д. Шостакович написал выдающуюся Седьмую (Ленинградскую) симфонию, воплотившую ненависть советских людей к врагу и веру в победу.

Кино, самый массовый вид искусства, уделяло особое внимание созданию документальных фильмов, быстро отзывающихся на события военного времени. Уже в конце 1941 г. вышел фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (реж. Л. Варламов и И. Копалин). Около 150 кинооператоров создавали киноэпопею Великой Отечественной войны. Героическая тема нашла воплощение в художественных фильмах: «Секретарь райкома» (реж. И. Пырьев), «Нашествие» (реж. А. Роом), «Радуга» (реж. М. Донской), «Она защищает Родину» (реж. Ф. Эрмлер) и др.

Потери культуры вследствие войны были огромны. Созданный в декабре 1941 г. из представителей различных организаций и учреждений культуры Комитет определил ущерб, причиненный фашизмом нашей стране. Было разрушено более 80 тыс. школ, около 300 вузов, разграблено 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек. Были разрушены усадьбы-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, П.И. Чайковского в Клину. Многие культурные потери восстановить было невозможно (рукописи П.И. Чайковского, картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского). Это не могло не отразиться на развитии культуры советского общества после войны.

Восстановление городов и сел, разрушенных в годы Великой Отечественной войны, явилось одним из важнейших этапов развития советской архитектуры. В 1945 г. СНК СССР принял постановление о неотложных мерах по восстановлению 15 крупнейших городов, а позже были разработаны генеральные планы развития 250 городов.

С окончанием войны надежда советских людей, проявивших невиданный героизм и мужество, на ослабление административно-командных методов руководства обществом не оправдалась. В художественной культуре искусственно насаждался образ страны свободного и процветающего общества. Однако, хотя и с большим трудом, правда о действительности пробивала себе дорогу, в культурной жизни были заметны позитивные тенденции.

В послевоенный период основной задачей в области образования было введение обязательного семилетнего обучения для детей. Расширялась подготовка учительских кадров, быстро росла сеть вечернего и заочного образования как в средних школах, так и в вузах.

Факторами, мешавшими развитию науки, было пренебрежительное отношение к достижениям научно-технической мысли западных стран. Генетика была объявлена лженаукой. Но благоприятными оказались условия для развития отраслей науки, имеющих оборонное значение: ядерной физики, радиационной биологии, биохимии.

Между тем война, давшая мощный толчок творчеству, побуждала писателей сказать правду о войне. Такими произведениями стали повесть В. Некрасова (1911-1986) «В окопах Сталинграда» (1946) и роман А. Фадеева (1901-1956) «Молодая гвардия» (1945). Однако очень скоро военную тематику официальная критика объявила ненужной, отвлекающей от актуальных задач действительности.

Культура советского общества находилась в кризисном состоянии.

С нападением Германии на СССР у Советского Союза появилась острая потребность в военной технике, к разработкам которой и обратились лучшие умы инженерных и физических наук. В годы войны плодотворно трудились создатели оружия и военной техники. Особое внимание уделялось совершенствованию качества артиллерийских систем и минометов. Советским ученым удалось во много раз сократить сроки разработки и внедрения новых образцов вооружения. Так, хорошо зарекомендовавшая себя 152-мм гаубица была сконструирована и изготовлена в 1943 г. за 18 дней, а массовый выпуск ее освоен за 1,5 месяца. Около половины всех типов стрелкового оружия и подавляющее количество новых образцов артиллерийских систем, состоящих на вооружении в действующей армии в 1945 г., были созданы и пущены в серии за время войны. Калибры танковой и противотанковой артиллерии увеличились почти вдвое, а бронепробиваемость снарядов - примерно в 5 раз. СССР превосходил Германию по объему среднегодового выпуска полевой артиллерии более чем в 2 раза, минометов - в 5 раз, противотанковых орудий - в 2,6 раза. Усилиями советских танкостроителей, особенно рабочих и инженеров уральского "Танкограда", сравнительно быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике. К 1943 г. стал нарастать перевес советских Вооруженных Сил в танках и самоходно-артиллерийских установках. Отечественные танки и САУ по своим боевым характеристикам значительно превосходили зарубежные аналоги. Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей. Самым массовым самолетом советских ВВС стал штурмовик Ил-2. Большинство советских боевых самолетов превосходили по своим характеристикам самолеты германских ВВС. Во время войны в серийное производство поступили 25 моделей самолетов (включая модификации), а также 23 типа авиадвигателей. Началась пора напряжённой работы всего народа, - рабочих, крестьян, интеллигенции, - неуклонно направленной на социалистическую индустриализацию.

Во второй половине 1941 г. на восток были эвакуированы 76 научно-исследовательских институтов, в составе которых работали 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, тысячи научных сотрудников. Их деятельность направлял Президиум Академии наук, перебазированный в Свердловск. Здесь в мае 1942 г. на общем собрании академии были обсуждены задачи, вставшие перед учеными в условиях войны. Ведущими направлениями научных исследований явились разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, для чего создавались межотраслевые комиссии и комитеты. Так, в конце 1941 г. была создана комиссия по мобилизации ресурсов Урала, курирующая также запасы Сибири и Казахстана.

В тесном сотрудничестве с инженерами-практиками ученые нашли методы скоростной плавки металла в мартеновских печах, литья стали высокого качества, получения проката нового стандарта. Несколько позднее специальная комиссия ученых во главе с академиком Е. А. Чудаковым внесла важные предложения по мобилизации ресурсов Поволжья и Прикамья. Благодаря ученым-геологам были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане. Ученые А. П. Александров, Б. А. Гаев, А. Р. Регель и другие успешно решили проблему противоминной защиты кораблей. В 1943 г. была разработана технология выделения плутония из облученного урана. Осенью 1944 г. под руководством академика И. В. Курчатова был создан вариант атомной бомбы со сферическим подрывом "внутрь", а в начале 1945 г. был пущен комбинат по производству плутония.

Ученые СССР достигли значительных успехов в области биологии, медицины и сельского хозяйства. Они находили новые растительные виды сырья для промышленности, изыскивали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур. Так, в восточных районах страны было в срочном порядке освоено возделывание сахарной свеклы. Огромное значение имела деятельность ученых-медиков: академиков Н. Н. Бурденко, А. Н. Бакулева, Л. А. Орбели, А. И. Абрикосова, профессоров-хирургов С. С. Юдина и А. В. Вишневского и других, вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов. Доктор медицинских наук В. К. Модестов сделал ряд важных оборонных изобретений, в том числе замену гигроскопической ваты целлюлозной, использование турбинного масла как основы для изготовления мазей и др.

Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны явилась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 г. число вузов уменьшилось с 817 тыс. до 460 тыс., прием в них сократился вдвое, численность студентов уменьшилась в 3,5 раза, а сроки обучения составили 3-3,5 года. Однако к концу войны численность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилась к довоенному уровню. Важную роль в развитии педагогики в годы войны играла созданная в 1943 г. Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. П. Потемкиным.

Не смотря на войну, Казахстанская наука активно развивалась, в годы великой Отечественной Войны в республике была образована Казахская Академия Наук(1945 г.).

В годы войны в республике были созданы следующие научные учреждения: в 1942 г. Институт языка литературы и истории, позднее из него были образованы Институт языка и литературы и Институт истории. В этом же 1942 г. был образован Химико-металлургический институт, позднее он был разделён на институт химии и институт металлургии и обогащения, а в 1943-1945 гг Институты почвоведенья и ботаники, зоологии и краевой патологии. Так же в эти годы в республики действовало 75 научных учреждений лабораторий и станций. В период эвакуации на территории Казахстана разместилось 20 крупных научно исследовательских центров (Институт физиологии АН СССР).

Не смотря на столь значительные успехи в развитии науки, надо отметить тот факт, что большинство научных изысканий было направленно, на повышение эффективности добычи угля, свинца, меди. А так же на повышение производственных мощностей уже имеющихся заводов. Так в эти годы группой академиков была проведена работа по мобилизации ресурсов Урала и Рудного Алтая.

Экспедициями Института геологии КАЗФАН выявлялись новые месторождения цветных металлов, группой академика Сатпаева были обнаружены и разведаны запасы металлических руд, обосновано строительство нового крупного металлургического комбината в центральном Казахстане.

Химиками были разработаны новые способы получения удобрений из каратауских фосфоритов, переработки местных типов нефти. Их усилиями, было налажено производство, ряда реактивов необходимых для производства стали. Учёными генетиками проводились исследования по выведению новых сортов озимой пшеницы, новых сортов огородно-бахчевых культур. Исенжулов, Бутарин работали над выведением новых пород скота.

Активно в этот период развивалась и история, советские учёные собирали материал по Великой Отечественной войне, а в 1943г в Казахстане выходит книга «история Казахстана с древнейших времён до наших дней». Переводятся на казахский язык некоторые произведения Ленина: «Военная программа пролетарской революции» итд. В целом наука Казахстана, несмотря, на трудности военного периода, значительно шагнула вперёд, а так же окрепла в кадровом вопросе. Столь стремительное развитие Казахстанской науки, прежде всего, связано с тем, что в период войны на территории нашей республики находились многие видные учёные того времени.

В годы войны крайне тяжёлое положение сложилось у школ и учреждений высшего образования. У этого были свои причины, а именно: нехватка помещений, часть школьных помещений была отдана под госпиталя и частично под оборонные предприятия. В результате чего школы, да и многие высшие учебные заведения были вынуждены перейти на 2-х-З-х сменное обучение. И это в условиях, когда наблюдается резкое сокращение контингента учащихся и студентов. Что привело к тому, что были закрыты многие учительские училища и институты. В период войны наблюдается острая нехватка педагогических кадров, большинство учителей призывного возраста были отправлены на фронт. Но, не смотря на столь тяжёлое положение, школьные коллективы прилагали все свои силы для большего охвата детей обучением. Особое внимание уделялось детям сиротам, фронтовиков и инвалидов войны.

Особое внимание уделялось общеобразовательным предметам, таким как русский язык, математика история. Большое внимание уделялось контролю над качеством знаний, были введен экзамены в начальных классах, школах с семилетним образованием, а в средних школах аттестат на зрелость. Начиная с сорок третьего года, принимаются меры по укреплению образовательной базы. Шириться сеть вечерних школ, принимаются меры по возвращению школьных зданий. Отменяется плата за обучения учащихся-казахов в школах, техникумах, вузах. В начале войны в стране насчитывалось 20 вузов, 110 средних учебных заведений. Которые в годы войны продолжали активно готовить кадры. Вдобавок к ним в республику было эвакуировано свыше 20 вузов и16 техникумов. Среди эвакуированных вузов были следующие: Московский авиационный институт, Ленинградский электротехнический институт сигнализации и связи, Крымский медицинский институт, Украинский государственный университет. За годы войны этими вузами было выпущено более 900 специалистов.

Таким образом, мы ведем, что за годы войны наука Казахстана, не только многое сделало для фронта, обеспечив победу своими научными изысканиями, а так же значительно продвинулась вперёд.

Основной темой литературных сюжетов в этот период стала война, героическая борьба советского народа с захватчиками. В поэзии этого периода воспевалась мужество советского солдата, уверенность в победе над фашизмом. А так же великая роль в победе, товарища Сталина. Поэтам времён войны удавалась создать яркий образ фашиста, которого они сравнивали со змеем и прочей чешуйчатой гадостью.

Широкую известность в эти годы получили произведения Аманжолова лирическая «Поэма о Великой Отечественной Войне», стихи Орманова «За Родину» и многие другие. Особое место в литературе этой эпохи занимает творчество прославленного казахского поэта Джамбула, его яркие стихи: «Ленинградцы дети мои», «Приказ Родины», «Москве» и др. Хорошо знакомы не только казахстанцам, но и всем народам бывшего СССР. Следом за творчеством Джамбула следуют творения писателей-фронтовиков: Б.Мамуш-улы, Габдулина, Снегина, Кузнецова.

Другим пластом литературного творчества являлось воспевание героического труда, тружеников тыла. Этому посвящены произведения М.Ауэзова: « Когда Родина зовёт», «Могучая песня конвейера». Мустафин и Абишев так же посвятили ряд своих произведений труженикам тыла, тем молодым ребятам, которые шли в шахты, на нефтяные вышки, на поля, заменяя своих отцов и братьев ушедших на фронт. Этой теме посвящены следующие произведения: «Шыгынак» и «Огненная гора».

Война, не смотря на все трудности, ускорила становление самобытного Казахского искусства. К началу войны в Казахстане действовало 37 театральных и музыкальных объединения. А с началом войны в Казахстан были эвакуированы 23 художественных коллектива из Москвы, Киева, Ленинграда и других городов советского союза. В состав этих коллективов входили многие таланты сцены. Сотрудничество этих коллективов с местными ускорило становление казахского искусства как самобытного.

Событием культурной жизни этого периода явилось окончание строительства Государственного театра оперы и балета им Абая, в 1941 г. На сцене этого театра ставились произведения, как на русском, так и казахском языках. Вчасности в 1942 г состоялась премьера героического произведения Сабита Муканова «Гвардия ал га!» музыку к этой опере написал автор музыки Казахстанского гимна Брусиловский. Он так же был автором музыки к «Амангельды» и «Абаю» и множеству других произведений. В казахстанских театрах этого периода, как и в литературе, центральной темой была борьба советского народа с фашистскими захватчиками. На сценах театров обыгрывались сцены подвига 8-ой гв дивизии им ген Панфилова: « Намыс гвардиясы». Но помимо батальных произведений театры ставили и произведения Чайковского, Пушкина «Евгений Онегин», а так же произведения других народов СССР.

Большой популярностью у зрителей пользовались постановки Московского театра им Моссовета и Украинского театра ордена Ленина.

Музыкальная культура так же неотстовала от театра и литературы. Основными темой здесь так же являлась борьба с фашистами. В этот период были созданы музыкальные произведения Брусиловского «Сары-Арка», Дины Нурпеисовой «Голос Родины Матери», М.Тулебаева «Жорык» Поход. Активно выступал коллектив Казахской государственной филармонии. Её коллективы за годы войны дали свыше ЗОтыс концертов, на крупных фабриках, колхозах. 14 фронтовых бригад артистов гастролировало по фронтам.

Под влиянием художников из Москвы Ленинграда, обогатилась живопись Казахстана. Видную роль в подъёме патриотизма играл Кинематограф. За годы войны в Казахстане были сняты такие фильмы как: « Александр Невский» «Иван Грозный» итд. Видную роль в развитие нашего отечественного кинематографа, сыграли мастер с «Мосфильма» и «Ленфильма».

Накануне войны в европейских странах были опрошены самые видные ученые, которым был задан один и тот же вопрос: «Какие научные направления станут ведущими во второй половине XX в.?» Ни один из них не назвал тогда тех научных разработок, которые стали ведущими в последующие десятилетия: лазерную и квантовую электронику, ядерную энергетику, полупроводники и т. п. В годы войны приоритетное развитие получили те научные исследования, которые могли дать результат для военных нужд.

Крупнейшие ученые-физики А. Эйнштейн (Германия), Н. Бор (Дания), Э. Ферми (Италия), Б. Понтекорво (Италия) вели в эмиграции (в США) успешные работы в области создания ядерного оружия, с помощью которого они надеялись освободить мир от угрозы фашистского рабства. Эмигрировав из нацистской Германии, оккупированной Дании, фашистской Италии, они сосредоточились в США для завершения этой огромной работы. Итальянец Энрико Ферми построил здесь первый ядерный реактор и 2 декабря 1942 г. впервые в истории осуществил в нем цепную ядерную реакцию. Над этими же проблемами в СССР успешно работали Ю. Б. Харитон, Я. Б. Зельдович, И. Е. Тамм, И. В. Курчатов, осуществившие еще до войны (1939) первые расчеты цепной реакции деления урана.

В 1942 г. в небо поднялись первые самолеты с реактивными двигателями - немецкий мессершмит-262 и советский БИ-1.

В создание отечественных радиолокаторов внесли большой вклад в годы войны А. Берг, Н. Папалекси, Ю. Кобзарев. В лаборатории А. П. Александрова была проведена работа по защите кораблей от магнитных мин. Под руководством В. П. Бармина и других ученых были созданы первые в мире реактивные системы залпового огня (катюши).

В Германии наиболее ярким научно-техническим событием в годы войны стало завершение работ в области ракетостроения под руководством ученых В. фон Брауна, В. Дорнбергера и Г. Оберта. Ими были созданы ракеты Фау-1 и Фау-2, с помощью которых немцы атаковали объекты на территории Великобритании.

Власти Германии в полной мере не понимали возможностей ядерного оружия и считали маловероятным его создание. К тому же они не желали опереться в этой работе на разработки «неарийских» ученых. Гитлер после поражения под Сталинградом практически свернул это важное научно-техническое направление, так как финансировались лишь те разработки, которые могли дать результат через 3-6 месяцев.

В Японии велись многолетние опыты по созданию химического и бактериологического оружия.

Однако не только смертоносные орудия ведения войны находились в центре внимания ученых воюющих стран. В 1939 г. французский химик М. Пере открыла щелочной металл с температурой плавления 18 градусов, названный ею францием. В том же году американский химик У. Карозерс разработал метод, с помощью которого было получено первое синтетическое волокно - нейлон.

В 1945 г. математик Д. фон Нейман сформулировал основы конструирования любого компьютера, заложив первый камень в основание будущего информационного общества.

Английские химики не только изобрели, но и начали промышленное производство полиэтилена, нашедшего широкое применение в быту в послевоенные годы.

Образование

Бесперебойно в годы войны работала лишь образовательная система США. В Англии в условиях начавшейся воздушной войны власти предпочли прекратить учебные занятия. В большинстве оккупированных стран занятия в школах не прекращались, но работа учебных заведений проходила под неусыпным контролем оккупационных властей. До последних дней войны продолжались и занятия в школах Германии, хотя обучались в них преимущественно лишь ученики младших классов; старшеклассники были мобилизованы в отряды ополчения или на оборонительные работы.

В СССР накануне войны насчитывалось 191,5 тыс. школ, в которых училось 34,8 млн школьников. Занятия в школах продолжались и в условиях начавшейся войны. Они не прекращались даже в осажденных Москве и Ленинграде, Одессе и Севастополе. Центральной задачей образовательных учреждений было обеспечение всеобуча. Летом 1942 г. СНК СССР распорядился привлечь в школы всех детей школьного возраста. Годом позже начался переход на обучение детей с 7-летнего возраста. Численность учащихся выросла в связи с этим на 4 млн человек. Для лучшего закрепления знаний вводились экзамены.

Особый акцент в обучении во всех воюющих странах был сделан на воспитание патриотизма учеников.

Художественная культура

Несмотря на начавшуюся войну, мастера художественной культуры продолжали создавать свои произведения.

В художественной культуре военной поры отразилось противостояние демократического и тоталитарного начал.

Еще в довоенные годы появились произведения, предостерегавшие мир от надвигающейся военной угрозы. Таковыми стали картины П. Пикассо «Герника», С. Дали «Предчувствие гражданской войны», американский фильм-эпопея В. Флеминга «Унесенные ветром», фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский».

В условиях начавшейся войны Ч. Чаплин создал свой первый звуковой фильм-памфлет «Диктатор», в котором безжалостно высмеял Гитлера и нацистский режим.

В конце войны для поднятия духа солдат вермахта режиссер Г. Якоби выпустил веселую кинооперетту «Женщина моих грез» с М. Рекк в главной роли (в советском прокате этот трофейный фильм получил название «Девушка моей мечты»).

Большой резонанс получил написанный Э. Хемингуэем роман «По ком звонит колокол», посвященный граждан­ской войне в Испании и призывающий к ответственности за свою позицию в самые тяжелые моменты истории.

Немецкий писатель Герман Гессе, еще в 1912 г. поселившийся в Швейцарии, закончил в 1943 г. свою самую знаменитую книгу «Игра в бисер».

Французский военный летчик и знаменитый писатель Антуан де Сент-Экзюпери написал романтическую сказочную повесть «Маленький принц».

Начавшаяся война вызвала массовую миграцию и эмиграцию деятелей культуры. Еще до войны были вынуждены покинуть родину многие германские деятели культуры, в их числе М. Дитрих, Б. Брехт, А. Зегерс. Не все выдержали вынужденную эмиграцию. В знак протеста против «духовной деградации Европы» покончил жизнь самоубийством австрийский писатель и драматург С. Цвейг. В подавленном состоянии пребывали и другие мастера культуры.

В Англии и США представители творческой интелли­генции особенно активно вели антинацистскую пропаганду своим творчеством и публичными выступлениями.

В списках, составленных немцами на случай оккупации Британских островов, немедленному аресту подлежали выдающиеся писатели Г. Уэллс, В. Вульф, Д. Пристли, Ч. Сноу и др. (Из курсов истории России 9 класса, а также литературы вспомните, какие произведения культуры были созданы в нашей стране в годы войны. Каковы были особенности развития художественной культуры в СССР в это время?)

В Германии и Италии развитие художественной культуры проявлялось в возвеличивании национальных вождей - Гитлера и Муссолини, правящих фашистских партий, показе единства власти и народа. Наиболее наглядными примерами таких произведений служат: голова Муссолини, вырубленная в африканских горах К. ди Адуа; проекты Народного дома и триумфальной арки А. Шпеера; картины К. Хоммеля «Гитлер на поле битвы», Э. Меркера «Мрамор для рейхсканцелярии», Ф. Стегера «Политический фронт» и др. В стиле экспрессионизма создавались и музыкальные произведения немецких композиторов.

В целом же в годы войны развитие культуры в воюющих странах испытало серьезные деформации, связанные как с изменением тематики произведений, так и с сужением жанрового разнообразия.

Мастера культуры - фронту

Поддержка солдат действующей армии со стороны мастеров культуры была обычной практикой в годы войны практически во всех воюющих странах. Наиболее распространенной формой был выезд фронтовых бригад в воинские части.

В столицах и крупных городах воюющих стран организовывались выставки не столько художественного, сколько пропагандистского толка, в которых на трофейных материалах показывались либо жестокость противника, либо несовершенство политического и общественного строя во враждебной стране. Такой стала, например, выставка «Советский рай», проходившая в Берлине.

Крупнейшие деятели английской культуры Л. Оливье, М. Редгрэйв выступали перед солдатами английской армии, показывали новые театральные постановки.

Деятели американской культуры выезжали на фронт, выступали на военно-морских базах. Военно-патриотичес­кая тематика стала основной в кинематографе Голливуда и других ведущих киностудий.

Некоторые крупные представители культуры предпочли эмиграции борьбу с врагом на оккупированной территории. П. Пикассо, оставшийся во Франции, вступил в ряды французского Сопротивления, участвовал в вооруженной борьбе.

Наряду с участием в концертах и выступлениях перед солдатами деятели культуры направляли значительные материальные средства на нужды армии, формировали общественные фонды помощи семьям военнослужащих.

Большое значение имело производство кинохроник. Благодаря фронтовым кинооператорам мы имеем сегодня возможность видеть события военных лет. За годы войны только в СССР было создано почти 500 киножурналов.

В изобразительном искусстве самым оперативным видом были плакаты. К их изготовлению были привлечены лучшие художественные силы. Плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!» стал символом мобилизации всех сил на разгром врага.

В музыкальном искусстве наряду с созданием многочисленных героико-патриотических и лирических песен были написаны фундаментальные произведения. Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича, написанная и впервые исполненная в осажденном Ленинграде, стала символом сопротивления врагу в годы войны.

Война нанесла большой урон деятелям культуры. На фронтах погибли 450 советских писателей, десятки журналистов, кинооператоров, артистов и композиторов.

Основным направлением научных разработок в годы войны стало создание эффективных видов оружия и военной техники. Главным содержанием развития культуры в предвоенные годы стало формирование антивоенных, а в годы войны - патриотических настроений в обществе.

Основа будущей Победы закладывалась не только в ходе боевых действий на фронте и мобилизации усилий в сфере военной экономики. Особой сферой жизни советского государства в те тяжелейшие годы оставались наука и культура. Совершенно четко осознавался тот факт, что война не бесконечна и следует сейчас думать о будущем — о мирном времени. По этой причине работа в сфере культуры и науки не прекращалась ни на минуту, хотя и получила особую, военную, специфику: сократилось финансирование, ощутимо не хватало кадров. Однако необходимость концентрации сил для достижения победы давала свои ежедневные результаты.
24 июня 1941 г. начал работу Совет по эвакуации под председательством Н.М. Шверника, принявший постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». В Свердловск и Челябинск были вывезены государственные запасы драгоценных металлов и камней. Алмазного фонда СССР, ценности Оружейной палаты и других музеев Московского Кремля. В Казань и Свердловск перебазировали большую часть учреждений Академии наук. Архивы и музеи предприняли беспрецедентную акцию по перемещению 14 млн единиц архивных дел, 843 тыс. единиц из рукописных фондов, 66 крупных фондов музеев РСФСР; были полностью перебазированы библиотеки им. Ленина. Московский государственный университет, Государственная публичная историческая библиотека. Начинается массовое перемещение и других учреждений культуры на восток страны.

Развитие науки во время ВОВ

В ходе эвакуации были созданы особые комиссии по мобилизации ресурсов АН СССР, которые объединили усилия ученых для более эффективного использования природных запасов на нужды обороны. В 1942 г. Сталинской премией была отмечена работа президента АН СССР В.Л. Комарова «О развитии народного хозяйства Урала в условиях войны». В июне создана Комиссия по мобилизации ресурсов Среднего Поволжья и Прикамья, объединившая более 300 сотрудников институтов и лабораторий АН СССР. В ходе их работы были выявлены новые месторождения и запасы нефти, химического и строительного сырья в Татарии, Марийской, Чувашской, Башкирской АССР, Куйбышевской области. Концентрация научных кадров на различных направлениях приводила к созданию качественно новых институтов, кафедр и лабораторий, внесших серьезный вклад в развитие отечественной науки на периферии и, конечно же — в достижение победы. Так, в октябре 1943 г. в Новосибирске открылся Западно-Сибирский филиал АН СССР, являющийся и сегодня крупнейшим на востоке страны.
Фронт все же во многом требовал немедленной отдачи, и большая часть ученых работала именно в этом направлении. Создание новых образцов вооружения и совершенствование боевых характеристик старого, изучение перспективных видов боевой техники, боеприпасов, горючего являлись насущной проблемой. Довоенные успехи в конструировании танков (KB, T-34, Т-40) позволили в ходе войны создать самые совершенные образцы этого вида оружия: танки ИС, СУ и САУ различных типов, усовершенствовались характеристики бронирования, скорости и маневренности, мощности вооружения. Остались непревзойденными в своих талантах конструкторы Ж.Я. Котин, Н.А. Астров, Н.Ф. Шашмурин, А.А. Морозов, Н.А. Гинзбург. М.Ф. Балжи и др.
Советское авиастроение хоть и встретило войну, имея ряд трудностей, все же в ходе упорной работы вышло на лидирующие позиции в мире. «Летающие танки» — штурмовики ИЛ-2, ИЛ-10 не имели аналогов в мире; ТУ-2 был признан лучшим фронтовым бомбардировщиком Второй мировой войны, истребители ЛА и ЯК по многим боевым показателям превосходили лучшие машины противника и союзников. Сегодня весь мир знает блестящую плеяду советских авиаконструкторов, дело которых продолжает жить в одноименных КБ: А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, П.О. Сухого, В.М. Петлякова, O.K. Антонова, СВ. Ильюшина, Н.Н. Поликарпова и др. Уже в мае 1942 г. состоялся испытательный полет первого советского реактивного самолета БИ-1 конструкции В.Ф. Болховитинова, что стало несомненным успехом целого ряда отраслей советской науки.
Под руководством И.В. Курчатова и А.П. Александрова группа физиков разрабатывала программы и инструкции по противоминной защите с помощью размагничивания корпусов кораблей и подводных лодок. Как результат — за годы войны не пострадал ни один защищенный корабль.
Отличительной чертой военной науки стало ее максимальное сращивание с производством — срок от изобретения какого-либо новшества до его промышленного внедрения был минимальным. Характерным примером может служить изобретение электрошлаковой сварки Б.Е. Патоном, которое позволило качественно изменить положение в танкостроении и других отраслях.
Естественно, помимо следования нуждам фронта, работы велись и на других фундаментальных теоретических направлениях. Под руководством академиков А.И. Алиханова и Д.В. Скобельцина активно изучалась космическая радиация. В 1941 — 1942 гг. Л.Д. Ландау разработал теорию движения квантовой жидкости, за которую впоследствии его удостоили Нобелевской премии. В начале 1943 г. под руководством И.В. Курчатова были развернуты исследования в области ядерной физики. В 1944— 1945 гг. В.И. Векслер вывел принцип ускорения элементарных частиц, который лежит в основе работы современных ускорителей.
В Институте химической физики АН СССР под руководством Н.Н. Семенова добились успехов в изучении цепных реакций. Знаменитый В.И. Вернадский именно в годы войны завершает свой фундаментальный труд «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения», в котором был подведен важнейший итог его биогеохимических исследований. Как видно, ни одно направление научной мысли не стояло на месте даже в период испытаний.
В то же время сложившаяся в довоенное время авторитарность оценок часто оставалась нормой, и это приводило к ужасающим последствиям, как, например, утверждение «лысенковщины». В биологической науке Т.Д. Лысенко развернул «идейную» борьбу с известным генетиком Н.И. Вавиловым, в результате чего последний и многие его сподвижники были репрессированы и, как и он, погибли в тюрьмах.
Подобные действия, несомненно, направлялись свыше и являлись лишь частью идеологических мер И.С.Сталина по запугиванию страны. Запрещались научные школы, уничтожались авторы и книги, вычеркивались либо переписывались целые пласты нашей истории: идеологическая машина формировала у населения страны четкие установки, ориентировавшие на построение «нового общества». Фактически создавалась система, которую принято называть тоталитарной.

Образование в период ВОВ

Военные действия велись на огромных просторах СССР, что поставило миллионы советских граждан в труднейшие условия. Оккупация и эвакуация заставили переместиться на новые
места жительства тысячи семей, миллионные жертвы требовали замены на рабочих местах, на фронтах, в семьях. В условиях нехватки квалифицированных кадров главнейшей проблемой для государства стало образование.
Миллионы детей были лишены возможности учиться: сократилось число школ, обеспечение учебниками, письменными принадлежностями. В связи с тем, что школьникам приходилось работать на производстве вместе со взрослыми, занятия в школах проводились в 3—4 смены. Значительно сократилось количество учителей и старшеклассников — часть из них ушли на фронт, другие — встали к станкам. В сложившейся ситуации государство пыталось оперативно разрабатывать меры по преодолению кризиса в образовании. В тылу для эвакуированных из национальных республик школьников преподавание велось на родном языке, для сирот открывались интернаты. Занятия проводились и в осажденных городах: в Севастополе — в бомбоубежищах, катакомбах и штольнях, а в Ленинграде учителя имели два плана уроков — для спокойной обстановки и для занятий в бомбоубежищах. Была изменена и сама школьная программа. Вводилась обязательная военная и физическая подготовка, учащиеся привлекались к обязательным работам на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве. Постановлением ЦК ВКП(б) в сентябре 1941 г. было введено обязательное сельскохозяйственное обучение в школе, что позволило заменить на работе в деревне в 1943 г. 5 млн взрослых.
Ставшее всеобщим еще в 1940 г. тимуровское движение получило больший размах. Помощь семьям фронтовиков, предприятиям, добровольная работа в госпиталях, сбор средств для фронта (металлолом, теплые вещи и др.) являлись весомым вкладом в дело Победы. На средства школьников создавались даже танковые колонны «Московский пионер», «Куйбышевский пионер», участвовавшие в военных действиях.
С наступлением Красной армии в 1943 г. мирная жизнь постепенно приходила на отвоеванные территории: было восстановлено 70 тыс. школ, а осенью с целью «дальнейшей разработки теоретических и практических вопросов народного образования» была создана Академия педагогических наук РСФСР. По-новому выстраивалась школьная программа: вводилось раздельное обучение, появлялись вечерние семилетние и средние школы для обучения без отрыва от производства, вводились экзамены на получение аттестата зрелости и награждение медалями за успешную учебу.
В высшем образовании были похожие проблемы. Сокращение преподавательского состава сказалось на темпах подготовки специалистов. Однако в годы войны занятия во многих учебных заведениях не прекращались, и в 1941 — 1945 гг. страна получила 300 тыс. выпускников вузов и 540 тыс. — средних учебных заведений. В период освобождения страны было восстановлено 170 высших учебных заведений. Изменились требования к подготовке специалистов — обязательной стала зашита диплома наряду с государственными экзаменами. Уровень образования в советских вузах существенно повысился.

Литература и искусство во времена ВОВ

В начале войны наибольшее распространение получили действенные публицистические формы — корреспонденция и очерк, плакат и листовка, кинорепортаж и песня. С первого же дня войны символами борьбы стали знаменитая песня А. Александрова и В. Лебедева-Кумача «Священная война» и плакат И. Тоидзе «Родина-Мать зовет!». В дни испытаний требовалась мобилизация всех усилий на достижение победы, что приводило к ярко выраженной пропагандистской направленности произведений литературы и кинематографа, песенного, художественного и театрального творчества.
Главной идеей в творчестве стал образ советского человека, безраздельно преданного делу зашиты Родины, отстаивающего ее от врага, ведущего справедливую освободительную войну. Подлинные образы героев ложились в основу многих произведений литераторов: поэмы М. Алигер «Зоя», М. Светлова «Двадцать восемь» и «Лиза Чайкина». Были созданы такие произведения как «Молодая гвардия» (А. Фадеева), «Наука ненависти» (М.А. Шолохова), «Русский характер» (А. Толстого), «Жди меня» (К. Симонова). Осмысление войны, ее сути и истоков рождает на свет первую повесть военных лет «Народ бессмертен» (В. Гроссмана). Однако в тяжелых военных условиях произведения публиковались лишь в газетах. Любимым произведением фронтовиков стала поэма А. Твардовского «Василий Теркин», начало которой было напечатано 4 сентября 1942 г. в «Красноармейской правде» Западного фронта.
Новые страницы Великой Отечественной войны запечатлевались в новых книгах. Московская битва нашла отражение в «Волоколамском шоссе» А. Бека, оборона Ленинграда — у В. Инбер («Пулковский меридиан») и В. Вишневского («У стен Ленинграда»). Сталинградская битва запечатлена К. Симоновым («Дни и ночи»), бои за Дон — М. Шолоховым («Они сражались за Родину»). Боевой и трудовой подвиг народа навсегда остался на страницах «Непокоренных» Б. Горбатова. «Радуги» В. Василевской, «Испытаний» А. Первенцева, «Клятвы» Ф. Гладкова и т.д. Противостояние с врагом возвратило к жизни исторические произведения, посвященные героическим подвигам прошлого. Воодушевление несли «Петр Первый» А. Толстого, «Батый» и «Юность полководца» В. Яна. «Багратион» С. Голубева, «Емельян Пугачев» В. Шишкова.
Многие писатели и литераторы в дни войны ушли на фронт, став солдатами и офицерами, сражались рядом с кадровыми военными. Призванные по мобилизации, они становились спецкорами фронтовых и центральных изданий, дивизионных и армейских газет.
Важнейшей чертой военных лет стало песенное творчество. Песни рождались в народе либо создавались нашими величайшими композиторами. Незабываемыми стали «Катюша» М. Блантера, «Священная война» А. Александрова, «Любимый город» и «Темная ночь»Н. Богословского, «Песня защитников Москвы» Б. Мокроусова, «Севастопольский вальс» и «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седова, песни Т. Хренникова, И. Дунаевского, М. Фрадкина и др.
История классической музыки обогатилась Седьмой симфонией Д.Д. Шостаковича. Написанная и исполненная в блокадном Ленинграде, она была посвящена борьбе с фашизмом и грядущей победе. Уже тогда «Ленинградская» симфония получила мировое признание и с огромным успехом исполняется до сих пор.
В самый разгар войны правительство предприняло беспрецедентный шаг: в 1943 г. СВ. Михалков и Г. Эль-Регистан на музыку А.В. Александрова написали слова нового Гимна Советского Союза. На смену «Интернационалу» пришла поистине национальная мелодия с патриотическим текстом, что, несомненно, оказало огромное влияние на умонастроение и боевой дух защитников Отечества.
Представители театрального искусства также отдавали свои силы на борьбу с врагом. Уже в июле 1941 г. в Москве была сформирована первая бригада, в которую вошли известнейшие актеры театров, эстрады, всесоюзного радио. В течение всей войны подобные «формирования» выступали на фронтах, своим искусством поддерживая сражающуюся армию.
Советский кинематограф представлен, с одной стороны, большим объемом кинохроники, с другой — героическими художественными лентами. Сегодня кадры хроники Московской, Сталинградской, Курской и других битв легли в основу документальных сериалов, используются при создании современных фильмов о войне, в частности в многосерийной эпопее А. Озерова. Такие же произведения как «Секретарь райкома» И.А. Пырьева, «Она защищает Родину» Ф.М. Эрмлера, «Двабойца» Л.Д. Лукова, «Жди меня» А.Б. Столпнера стали уже классикой художественного жанра.
Героические минуты войны представлены и в живописи. А.А. Дейнека создал незабываемую «Оборону Севастополя», образы защитников запечатлены на полотнах А.А. Пластова «Фашист пролетел», СВ. Герасимова «Мать партизана» и др. Конечно, наследие художников военного периода не столь значительно, как у представителей других направлений искусства, но оно позволяет нам воочию представить степень одухотворенности и своевременности их творчества.
Особый вклад в искусство военного времени внесли представители такого оригинального художественного жанра, как карикатура. Группа художников, объединившись под именем «Кукрыниксы», создали целую галерею юмористических иллюстраций, посвященных войне. Крупнейшие провалы немецкого командования или успехи Красной армии подавались с неизменным юмором и остроумием, что имело большой успех среди населения.
Однако даже в военные годы не прекращала своей работы партийная идеологическая машина и цензура. В период сталинградских боев газета «Правда» опубликовала рассказ А. Каплера «Письма лейтенанта Л. из Сталинграда», мгновенно взятый под контроль. Попытка автора объективно осветить положение на фронте закончилась его арестом и обвинением в шпионаже. Советская культура, как явствует из этого примера, оставалась крайне тесно связанной с пропагандой.
Идеологическим и пропагандистским проработкам был подвергнут и ряд известных деятелей литературы и искусства. «Идеологически вредными» были объявлены стихотворения И. Сельвинского. пьеса В. Катаева «Синий платочек», рассказ А. Платонова «Оборона Семидворья», повесть А. Довженко «Победа» и его киносценарий «Украина в огне», первая часть повести М. Зощенко «Перед заходом солнца» и др.

Русская православная церковь во времена ВОВ

Испытания, выпавшие на долю советского государства, потрясли как его политические, экономические, социальные, так и идеологические основы. Пропаганда идей патриотизма (вместо интернационализма) и самопожертвования в Отечественной войне были не новым явлением, а хорошо забытым старым — подобные принципы всегда стояли на вооружении православной религии. Осознавая необходимость объединяющей идеи, руководство государства пошло на уступки в отношениях с Русской православной церковью (РПЦ).
Митрополит Московский и Коломенский Сергий, являвшийся главой РПЦ. уже 22 июня 1941 г. благословил всех верующих на защиту Родины: «Православная наша церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и сейчас. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг». Подобное обращение последовало и в дни защиты Москвы. В апреле 1942 г. в осажденной столице на Пасху было разрешено свободное передвижение даже в ночное время, а во всех храмах состоялись богослужения при большом стечении народа.
С началом коренного перелома в войне и в связи с изменением общественного мнения Сталин все чаще приходил к мысли о необходимости предоставления церкви определенных льгот, восстановления ряда ее прав и т.д. Подобного шага требовали и отношения с союзниками — им требовалось подтверждение возврата СССР к общечеловеческим ценностям. 4 сентября 1943 г. состоялась личная встреча Сталина с иерархами церкви, на которой и были положительно решены важные проблемы Русской православной церкви, такие как: созыв Архиерейского собора для избрания патриарха (им уже в сентябре был избран митрополит Сергий), открытие храмов и духовных учебных заведений, издание печатного органа РПЦ, организация свечных заводов, расширение прав духовенства и снятие ограничений с действующих религиозных общин. Особо стоял вопрос об освобождении из заключения ряда священнослужителей, находившихся в тюрьмах, ссылках и лагерях. Для взаимодействия государства и церкви был создан посреднический орган — Совет по делам Русской православной церкви при СНКСССР.
В целом можно сказать, что годы Великой Отечественной войны стали периодом как возрождения церкви, так и реабилитации собственно веры. При этом в будущем действия советской системы в отношении религии не слишком отличались логичностью и последовательностью.
Таким образом. Великая Отечественная война нашла свое отражение не только в военных сводках и планах командования. Деятели науки и культуры воплотили свои замыслы и идеи в открытиях и произведениях. Вклад представителей науки позволил склонить чашу весов в пользу нашей Победы. Художники, поэты, композиторы и писатели навсегда запечатлели в своих творениях подвиги советского человека, трагедию и ужасы войны, самоотверженность человеческого духа и непреодолимое стремление человека к свободе — свободе своей Родины. И именно культурное наследие той далекой военной поры доносит до нас главное — идею вечности и главенства духа в час даже самых трудных испытаний.