9 класс

Конспект открытого занятия по окружающему миру с использованием триз - технологии для первой младшей группы. тема: «удивительное мыло. Умные весы с анализатором массы: миф или реальность

Данная презентация заинтерисует прежде всего воспитателей, практикующих использование ТРИЗ-технологий в своей работе. В презентации подробно описано, как знакомить детей с анализаторами - слуховым, зрительным, вкусовым, тактильным, обонятельным. также представлена карта знакомства с миром эмоций. Кроме этого прилагаются изображения всех анализаторов для использования их в работе с детьми. При составлении презентации я использовала материалы методического комплекса "Я познаю мир" Т.А.Сидорчук.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентацию выполнила воспитатель МБДОУ №1 « Сибирячок » Слажнева О.А. Технологические карты Ознакомление с возможностями органов восприятия и эмоциональным состоянием человека (с 2, 5 лет)

Человек познает мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с окружающим миром позволяют нам сделать органы чувств, наши «помощники умной головы». Именно они дают возможность воспринять многообразие мира, а настроение дает окраску процессу познания. Чем быстрее у маленького ребенка сформируется понятие о том, что у человека есть такие средства восприятия, как глаза, уши, нос, язык, руки, тем более внимательным и бережливым он будет к своим органам чувств. Главное, он будет учиться некоторым операциям рефлексии, то есть пониманию, какой орган чувств дает информацию его мозгу и каким способом эту информацию можно проверить и использовать. Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов). Создать условия для понимания детьми того, что восприятие окружающего зависит от настроения, чувств и свойств характера человека. Наглядность: на универсальном пособии представлен образ человека с обозначенными органами чувств (глаза, уши, нос, руки, язык). В районе груди схематическое изображение сердца. Рекомендации: образ человека на универсальном пособии может быть любого возраста и пола, реальный или сказочный.

Технологическая карта ознакомления с возможностями тактильного анализатора. «Руки – помощники умной головы» * Предложить детям показать свои руки, сосредоточить на них внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: « У нас есть руки, и ими можно трогать объекты. Руки могут ощущать». Организовать процессы обследования объектов руками. Предложить детям повторять фразы: «Руки – помощники умной головы» «Руки трогают, а голова понимает признаки объектов» « Руки ощущают значения признаков: температура, влажность, рельеф, форма и т.д.». (Фраза сообщается после ознакомления детей с именами признаков: температура, влажность, рельеф, форма и т. д.) На универсальном пособии у человека найти руки и предложить детям самостоятельно рассказать об их возможностях. Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть руки и они могут дать умной голове информацию о значениях признаков. На основе полученной информации у человека появляются мысли. Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной с тактильного анализатора. Примечание. Возможности тактильного анализатора расширяются за счет присутствия его на коже человека. В частности полость рта является не только вкусовым органом чувств, но и тактильным. Важно, чтобы дети старшего дошкольного возраста понимали разность вкусовых и тактильных ощущений, появляющихся в полости рта. Например: положив кусочек хлеба в рот, ребенок может рассуждать: «По вкусу хлеб немножко кислый, не соленый (вкусовой анализатор), а еще он сухой и колючий (тактильный анализатор)».

Технологическая карта ознакомления с возможностями зрительного анализатора. «Глаза – помощники умной головы» Предложить детям посмотреть в зеркало на свои глаза, сосредоточить на них внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть глаза, и ими можно увидеть объекты. Глаза могут ощущать». Организовать процессы рассматривания объектов глазами. Предложить детям повторять фразы: * « Глаза – помощники умной головы» * «Глаза смотрят, а голова «видит» и понимает признаки объектов» * «Глаза ощущают значения признаков: цвет, форма, размер и т.д.» (Фраза сообщается после ознакомления детей с именами признаков: цвет, размер, форма и т. д.) На универсальном пособии у образа человека найти глаза и предложить детям самостоятельно рассказать об их возможностях. Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть глаза и они могут дать голове информацию о значениях признаков. У человека на основе полученной информации появляются мысли. Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной со зрительного анализатора. Примечание. Зрительный анализатор дает большое количество информации человеческому мозгу. В то же время достоверность информации проверяется другими анализаторами или исследовательскими действиями. Например: * глаза человека дают информацию, о том, что хвойный лес вдалеке голубого цвета. Необходимо подойти поближе и увидеть изменение цвета; стол кажется мокрым, такую информацию дает зрительный анализатор. Надо потрогать рукой, чтобы убедиться в обратном: стол сухой, но блестящий. Фиксируется обман зрения, рука – контролер правильности воспринимаемых ощущений.

Технологическая карта ознакомления с возможностями слухового анализатора. «Уши – помощники умной головы» * Предложить детям посмотреть в зеркало на свои уши, сосредоточить на них внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть уши, и ими можно слушать звуки, которые издают объекты. Уши могут ощущать». * Организовать воспроизведение звуков разными объектами. Предложить детям повторять фразы: «Уши – помощники умной головы» «Уши слушают, а голова «слышит» и понимает признаки звуков». * На универсальном пособии у образа человека найти уши и предложить детям самостоятельно рассказать об их возможностях. (Фраза сообщается после ознакомления детей с именем признака звук и его значениями: громко – тихо, высоко – низко и т. д.) * Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть уши и они могут дать голове информацию о значениях признаков звука. У человека на основе полученной информации появляются мысли * Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной со слухового анализатора. Примечание. При описании звуков важно использовать прилагательные, характеризующие звук. Например: * стул упал, и мы услышали глухой, громкий звук; * металлофон издает звонкий и разный по громкости звук, если использовать специальные молоточки. * Звуки издают все объекты при взаимодействии с другими объектамиили воздействии на них. Слуховой анализатор человека имеет ограниченные возможности, поэтому мы слышим не все звуки.

Технологическая карта ознакомления с возможностями вкусового анализатора. «Язык – помощник умной головы» * Предложить детям посмотреть в зеркало на свой язык, сосредоточить на нем внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть язык, и им можно пробовать объекты на вкус. Язык может ощущать вкус». * Организовать процессы определения вкуса съедобных объектов. Предложить детям повторять фразы: «Язык – помощник умной головы» «Язык пробует, а голова понимает значения признака «вкус» у объектов» (Фраза сообщается после ознакомления детей со значениями признака вкус: кислый, сладкий, приятный и т. д.) * На универсальном пособии у образа человека найти язык и предложить детям самостоятельно рассказать о его возможностях. * Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть язык и он может дать голове информацию о значениях признака «вкус». У человека на основе полученной информации появляются мысли. * Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной с вкусового анализатора. Примечание: Полость рта является не только вкусовым органом чувств, но и тактильным анализатором. Важно, чтобы дети старшего дошкольного возраста понимали разность вкусовых и тактильных ощущений, появляющихся в полости рта. Например: положив кусочек хлеба в рот, ребенок может рассуждать: «По вкусу хлеб немножко кислый, не соленый (вкусовой анализатор), а еще он сухой и колючий (тактильный анализатор)».

Технологическая карта ознакомления с возможностями обонятельного анализатора. «Нос – помощник умной головы» * Предложить детям посмотреть в зеркало на свой нос, сосредоточить на нем свое внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть нос, и им можно нюхать объекты. Нос может ощущать запах». * Организовать процессы обследования запахов объектов носом. Предложить детям повторять фразы: «Нос – помощник умной головы» «Нос нюхает, а голова понимает значения признака «запах» у объектов» (Фраза сообщается после ознакомления детей со значениями признака запах: резкий, слабый, химический, ванильный и т. д.) * На универсальном пособии у образа человека найти нос и предложить детям самостоятельно рассказать о его возможностях. * Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть нос и он может дать голове информацию о значениях признака «запах». У человека на основе полученной информации появляются мысли. * Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной с обонятельного анализатора. Примечание: Запахом обладает любой объект окружающего мира. Возможности обонятельного анализатора у человека ограничены. При описании значений признака «запах» целесообразно использовать прилагательные: лимонный, бензиновый и т.д. запахи.

Технологическая карта ознакомления с миром эмоций. «Сердце дарит нам настроение» * Предложить детям определить свое настроение или настроение кого-либо (реальный объект или объект на картине). Повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть настроение, и оно идет от сердца. Сердце может подсказать нам наше настроение ». Организовать процессы обследования признаков объектов различными анализаторами, при условии разности настроений. Предложить детям повторять фразы: «Когда мне весело, то солнце светит ярче, а мороженое вкуснее». «Когда мне грустно, то вид игрушки мне не нравится, а суп пахнет не вкусно». «Настроение улучшает или ухудшает значения признаков для меня». «Одно и то же значение какого-то признака может восприниматься по - разному, в зависимости от настроения». * На универсальном пособии (у образа человека) найти сердце и предложить детям самостоятельно рассказать о возможных настроениях человека. * Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть настроение и от него зависит степень восприятия значений признаков объектов. У человека в зависимости от эмоционального состояния появляются мысли. * Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с эмоциональным отношением к информации, полученной с анализаторов. Примечание: * Целесообразно воспитателю собрать копилку свойств характера, эмоциональных характеристик человека. С помощью них проводить тренинги с детьми старшего дошкольного возраста: например, свойства характера – злобность (злая баба Яга) и добродушие (Дюймовочка) воспринимает одни и те же значения признаков объекта (Аленький цветочек) по-разному. Баба Яга, смотря на цветок, злится и ненавидит алый цвет и душистый запах, а Дюймовочка радуется яркому цвету и цветочному запаху. * Необходимо обсуждать с детьми значение признаков объектов при разных эмоциональных состояниях и не видеть проблемы в признаке объекта. Проблема в эмоциональном состоянии человека: надо уметь менять точку зрения на события и понимать свое настроение.

«Язык – помощник умной головы» «Руки – помощники умной головы»

«Глаза – помощники умной головы» «Уши – помощники умной головы»

«Нос – помощник умной головы» «Сердце дарит нам настроение»


НОУ ДЦ «Акварель»

Конспект открытого занятия по окружающему миру с использованием ТРИЗ - технологии для первой младшей группы .

Тема: «Удивительное мыло»

Воспитатели: Малышева С.В.

Бахарева Ю.В.

Новосибирск, 2015 г.

Тема : «Удивительное мыло»


Цель :

Закрепление знания детей о свойствах и назначение мыла; развитие любознательности, наблюдательности, смекалки; повторение правил безопасности при работе с мылом.

Программные задачи:

1. Расширить знания детей о здоровом образе жизни.

2. Закреплять представления о назначение мыла, используя признаки объектов (влажность, температура, рельеф) и анализатора-«руки» помощники умной головы. Развивать культуру гигиенических навыков, соблюдать правила гигиены.


Оборудование:

Мелодии песен на выход Мыльного Пузыря, игру и Воздушные шары, разные виды мыла, лейки, полотенца, тазики, мыльные пузыри.

Ход занятия :

    ЭТАП

Звучит музыка из кинофильма «Усатый нянь», ребята встают в круг.

Воспитатель:

Раз ладошка, два ладошка.

Подружись со мной немножко.

Мы ребята дружные,

Дружные, послушные.

Доброе утро! Вы проснулись?

Дети : Да.

Воспитатель: Вы друг другу улыбнулись?

Дети : Да.

Воспитатель : Сегодня к нам пришли гости, и я предлагаю вам улыбнуться гостям.

Дети улыбаются гостям.

Воспитатель:

П
одарили мне игрушку

Не машинку, не хлопушку.

Просто тюбик. А внутри

Притаились пузырьки.

Я лопаточку с «окошком»

Окуну в раствор немножко.

Дуну раз, и два, и три,

Разлетятся пузыри.

Пузыри легко взлетают,

Цветом радуги сверкают.

Звучит музыка «Полет шмеля», воспитатель выдувает пузыри и в это время из-за ширмы появляется «мыльный пузырик»

Мыльный Пузырь: Здравствуйте, дети!

Дети здороваются.

Мыльный пузырь: Давайте знакомиться. Я - мыльный пузырик. Я сделан из мыла и воды.

Очень люблю чистоту и ароматные запахи. А чем это у вас в группе сейчас пахнет? И слова какие-то написаны. Ой, ребята, а тут еще и письмо есть, на конверте написан адрес: детский сад «Акварель», для моих друзей из первой младшей группы от Мойдодыра. Это точно вам, давайте откроем и посмотрим, что там (открывают конверт).

Мыльный пузырь: Ребята, в письме Мойдодыр загадал вам загадку:

Ускользает, как живое, но не выпущу его я.

Дело ясное вполне - гладко и душисто, моет очень чисто,

Белой пеной пенится, руки мыть не ленится.

Кирпичик розовый, душистый, потри его и будешь чистым.

Воспитатель с детьми: - Пузырик, да это же мыло!

Мыльный пузырь: Молодцы, ребята, а еще Мойдодыр в письмо вложил вот такую стрелочку (показывает) и написал, что если вы пойдете по таким стрелочкам, то найдете сюрприз – много разного мыла. А в путешествие за сюрпризом отправятся те ребята, чьи имена написаны в письме (перечисляет).

Дети находят стрелочки и идут по ним, находят мыло разных цветов и форм.

2 ЭТАП

Мыльный пузырь: Дети, для чего нужно мыло?

Воспитатель и дети : Умываться, мыть руки, чтобы быть чистыми, стирать грязные вещи.

Мыльный пузырь: Сегодня с вами мы будем проводить эксперименты. Станем исследователями.

Подходим к тазикам с водой.

Первый эксперимент.

(Обследуют воду).

Мыльный пузырь: - Что налито в тазики? (вода).

Какая вода? (прозрачная). Чтобы узнать какая еще вода, давайте опустим ручки в воду. Какая еще вода? (теплая). Какой значок спрашивает нас о «температуре» объекта? Какой помощник умной головы помог определить признак «температура»? (руки).

Сделайте быстрые движения ручками в воде.

(Делают быстрые движения руками в воде). Что происходит?

(В воде появляются пузырьки воздуха ). Посмотрите сколько их много!

Второй эксперимент .

Мыльный пузырь: Дети, хотите поиграть с мылом? (Ответ детей). Но вначале давайте подумаем и ответим на такой вопрос: Что происходит, когда мыло попадает в глаза? (происходит жжение). Поэтому старайтесь, чтобы мыло не попало вам в глаза.

В
озьмите каждый по куску мыла. Потрогайте его и понюхайте.

(Дети трогают и нюхают мыло.)

Какое оно? (оно гладкое и душистое, овальное).

Ребята, покажите, где у нас живет значок, спрашивающий нас о «рельефе» объекта? Какой помощник умной головы помог определить рельеф? (руки)

Погрузите его в воду.

(Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки).

Каким оно стало? (скользким, влажным).

А, покажите мне, где у нас живет значок, спрашивающий нас о «влажности» объекта? Какой помощник умной головы помог определить признак «влажность»? (руки)

Мыльный пузырь: А еще ребята мыло бывает разного цвета: белое, голубое, зеленое, розовое.

3 ЭТАП:

На стол выставляется тазик, лейка, полотенце и мыло в мыльнице. Воспитатель приглашает мальчика и девочку.

Мыльный пузырь: А вы умеете правильно мыть руки?

Ответ детей: Да, умеем.

Воспитатель: Мыльный пузырь, а ты сам-то умеешь правильно мыть руки?

Мыльный пузырь: Конечно умею.

Воспитатель: А мы сейчас проверим.

Мыльный пузырь вместе с детьми моет руки.

Воспитатель: Сначала нужно засучить рукава, чтобы не намочить одежду. Открываем кран (поливает из лейки) и слегка намочим руки. Берем мыло из мыльницы, намыливаем руки, кладем мыло на место и растираем мыло по ладошке до белых перчаток. Покажите всем, какие перчатки получились. (показывают). После этого мыло смываем с рук. Отжимаем ладошки, чтобы лишняя вода не капала на пол, и вытираем их полотенцем. Полотенце раскладываем на руки и одну и другую руку прячем вниз. Вытираем сухо одну руку, потом другую. Полотенце убираем на место.

Мыльный пузырь: Какие вы молодцы, как хорошо вы умеете мыть руки. Скажите ребята, а чем мы мыли руки?

Ответы детей.

Мыльный пузырь: Правильно - мылом и водой. А если не мыть руки с мылом, не умываться и не мыться? Что может случиться?

Можно заболеть, будет болеть живот….

Мыльный пузырь: Когда надо мыть руки?

Ответ детей вместе с воспитателем: Перед едой, после туалета, после прогулки, по мере загрязнения.

Мыльный пузырь: Это важные правила. Их должны выполнять все – и дети, и взрослые.

А еще с мылом можно играть в любимую детскую забаву «мыльные пузыри»!

4 ЭТАП:

Подвижная игра «Раздувайся пузырь! »

Д
ети берутся за руки и встают в круг. Повторяют за педагогом, не спеша отступают назад:

Надувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

Круг расширяется, пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь!» Все дети хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп!», сбегаются в маленький круг и снова берутся за руки.

Воспитатель обращается к детям : «Ну – ка, пузыри, собирайтесь в баночку! »

Дети подбегают к воспитателю и вплотную друг к другу.

Я беру палочку для выдувания пузырей и опускаю ее в банку.

(Воспитатель гладит рукой детей по волосам.)

Проверим, все ли пузыри собрались в банку.

Называет детей по именам, встречается с ними глазами.

Раз, два, три, надуваю пузыри!

Дети разбегаются по группе.

Мыльный пузырь: Какие молодцы вы ребята. А выдувать вот такие веселые пузыри вы умеете?

Дети : Да.

А где можно выдувать «мыльные пузыри»?

Ответы детей.

Мыльный пузырь: Правильно, в помещении и на улице, но только когда тепло.

Воспитатель: Чтобы надуть большой пузырь, надо правильно дышать. Поучимся?

Все встали ровно, сделали вдох носом, сложили губы трубочкой и сильно подули


вот так. А еще разок? 3 раза.

Мыльный пузырь: Мыльные пузыри – легкие воздушные,

Ветерку послушные,

Любят играть с малышами.

Звучит песенка про мыльные пузыри.

Воспитатель: Открываем колпачки

Выдуваем пузыри

Вот какие – посмотри

Все они воздушные

И очень непослушные.

До вечерней до зари

Мы пускали пузыри:

Круглые и гнутые,

Важные, надутые,

Яркие, красивые,

Легкие, игривые .

Звучит песенка про мыльные пузыри, воспитатель выдувает пузыри, дети их ловят, играют.

Мыльный пузырь: Вот как мне весело играть с вами, ребята, а теперь я предлагаю вам лететь со мной, чтобы рассказать другим ребятам о мыле и о том, как нужно правильно мыть руки. А нашим гостям мы скажем до свидания, до новой встречи.

Литература:

За основу взято занятие «Здоровый образ жизни», автор Карпушина И.Е.

Музыка из кинофильма «Усатый нянь», детская песенка «Про мыльные пузыри», «Полет шмеля» .

П
риложение:

26.01.2017 - Ознакомление с возможностями органов восприятия

Раздел «Наши органы чувств».

Вашему ребенку важно понять, что у представителей животного мира есть органы чувств, которые позволяют познать окружающий мир. Воспринимая объект с помощью тактильного, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного анализаторов человек может получить информацию о значениях признаков данного объекта. Чрезвычайно важно желание воспринимать объекты, поэтому устойчивая мотивация играет особую роль в процессе познания.

При выполнении заданий обращайте внимание на настроение ребенка и стимулируйте его процесс восприятия фразами: «У нас хорошее настроение, и оно помогает познать признаки объектов. Помощники умной головы работают лучше, если у тебя есть настроение познать что-либо».

Спросить ребенка, с каким чувством он исследует объекты. Предложить превратится в какого-либо сказочного героя и представить, как бы он познавал объекты, если бы ему было весело, как беззаботному Вини-Пуху, или страшно, как трусливому Зайцу.

Сообщить ребенку, что у человека появляются мысли в зависимости от эмоционального состояния, при котором осуществлялся процесс познания.

Оборудование: графическое изображение человека (людей любого возраста и пола), с ярко выраженными помощниками умной головы и сердцем, открытым для познания.

Тема: «Руки – помощники умной головы».

Человек с помощью тактильного анализатора познаёт признаки объекта. Трогая различные предметы, ребенок получает информацию об их признаках, которая обрабатывается в коре головного мозга. Поэтому можно сказать, что руки являются помощниками «умной головы». Руки трогают, а голова понимает признаки объектов.

Цель: создать условия для осознанного отношения к тактильному анализатору.

Задание № 1.

«Как руки помогают «умной голове» (с 2, 5 лет).

Предложите вашему малышу рассмотреть свои руки и потрогать какие–либо предметы, контрастные по признакам. Обозначить словами ощущения. Сообщить ребенку о том, что руки трогают объекты, а «умная голова» понимает разницу признаков.

Например:

Предлагаются два объекта разные по температуре. Восприятие сопровождаются словами: «Руки трогают, а голова понимает, что бутылка теплая по температуре. Руки трогают, а голова понимает, что другая бутылка холодная по температуре».

Рекомендации: предложите детям объекты различные по рельефу, по влажности, по форме. Обращайте внимание на действие своих рук и рук ребенка. Поблагодарите «умную голову» и ее помощников – руки, за то что они могут различать признаки объектов: гладкое – шероховатое, мокрое – сухое, круглое – квадратное и т.д.

В рабочей тетради ребенка на графическом изображении человека показать руки – помощники «умной головы».

Задание № 2.

«Руки трогают, а голова получает информацию» (с 4 лет).

Предложить ребенку, вспомнить, почему руки называют помощниками «умной головы».

Поиграйте в «Чудесный мешочек», с условием не угадывать спрятанный объект, а описывать его по признакам: температура, части, рельеф, форма, влажность, вес, размер и др.

В рабочей тетради сделать схемы признаков, значения которых распознаются с помощью тактильного анализатора (см. приложение «Имена признаков»).

Тема: «Глаза – помощники умной головы».

Человек с помощью зрительного анализатора познаёт признаки объекта. Глядя на различные предметы, ребенок получает информацию об их признаках, которая обрабатывается в коре головного мозга. Поэтому можно сказать, что глаза являются помощниками «умной головы». Глаза смотрят, а голова видит.

Цель: создать условия для осознанного отношения к зрительному анализатору.

Задание № 1.

«Как глаза помогают «умной голове» (с 2, 5 лет).

Предложите вашему малышу посмотреть на себя в зеркало и увидеть свои глаза. Затем рассмотреть какой-либо предмет со словами: «Глаза смотрят, а голова понимает, что это за объект».

Обратить внимание на цвет объектов. Обозначить словами процесс восприятия цвета: «Глаза смотрят на красное яблоко, а голова понимает, что это цвет яблока».

В рабочей тетради ребенка на графическом изображении человека показать глаза – помощники «умной головы».

Задание № 2.

«Глаза смотрят, а голова получает информацию» (с 4 лет).

Предложить ребенку, вспомнить, почему глаза называют помощниками «умной головы».

Поиграйте вместе с ребенком в игру «Посмотри на объект и назови признаки, которые увидел». Выиграет тот, кто больше назовет признаков объектов. В качестве подсказки можно использовать значки имен признаков.

В рабочей тетради сделать схемы признаков, значения которых распознаются с помощью зрительного анализатора (см. приложение «Схемы имен признаков»).

Тема: «Уши – помощники умной головы».

Человек с помощью слухового анализатора познаёт разнообразные признаки звука. Прислушиваясь к звучанию, ребенок получает информацию, которая обрабатывается в коре головного мозга. Поэтому можно сказать, что уши являются помощниками «умной головы». Уши слушают, а голова слышит.

Цель: создать условия для осознанного отношения к слуховому анализатору.

Задание № 1.

«Как уши помогают «умной голове» (с 2, 5 лет).

Предложите вашему малышу посмотреть на себя в зеркало и увидеть свои уши. Затем прислушаться к какому-либо источнику звука: «уши слушают, а голова слышит, понимает и различает признаки звуков».

Обратить внимание на громкость звуков. Обозначить словами силу звука, его направление и другие характеристики.

В рабочей тетради ребенка на графическом изображении человека показать уши – помощники «умной головы».

Задание № 2.

«Уши слушают, а голова получает информацию» (с 4 лет).

Предложить ребенку, вспомнить, почему уши называют помощниками «умной головы».

Поиграйте вместе с ребенком в игру «Звуки за ширмой».

Условия игры: не называть звучащий объект, а дать характеристику его звука. Выиграет тот, кто больше назовет признаков звука.

В рабочей тетради сделать схему имени признака «звук» (см. приложение «Имена признаков»).

Тема: «Нос – помощник умной головы».

Человек с помощью обоняния познаёт запахи объектов. Ребенок получает информацию о различных признаках запаха, которая обрабатывается в коре головного мозга. Поэтому можно сказать, что нос являются помощниками «умной головы». Нос нюхает, а голова различает запахи.

Цель: создать условия для осознанного отношения к обонятельному анализатору.

Задание № 1.

«Как нос помогает «умной голове» (с 2, 5 лет).

Предложите вашему малышу посмотреть на себя в зеркало и увидеть свой нос. Затем определить запах какого-либо объекта со словами: «Нос нюхает, а голова понимает, чем пахнет».

Обратить внимание на разнообразие запахов. Обозначить словами противоположные значения признака «запах»: приятный запах – неприятный запах, кислый запах – сладкий запах, резкий – слабый и т.д.

В рабочей тетради ребенка на графическом изображении человека показать нос – помощник «умной головы».

Задание № 2.

«Нос нюхает, а голова получает информацию» (с 4 лет).

Предложить ребенку, вспомнить, почему нос называют помощником «умной головы».

Поиграйте вместе с ребенком в игру «Определи признаки запаха». Условия игры – дать описания признака запаха, а не угадать объект. Поэтому лучше всего использовать ароматизированную ветошь. Выиграет тот, кто больше назовет признаков запаха.

Тема: «Язык – помощник умной головы».

Человек с помощью вкусового анализатора познаёт разнообразные признаки вкуса. Воспринимая пищу на вкус, ребенок получает информацию о разнообразии этого признака, которая обрабатывается в коре головного мозга. Поэтому можно сказать, что язык является помощником «умной головы». Язык пробует на вкус, а понимает признаки вкуса.

Цель: создать условия для осознанного отношения к вкусовому анализатору.

Задание № 1.

«Как язык помогает «умной голове» (с 2, 5 лет).

Предложите вашему малышу посмотреть на себя в зеркало на свой язык. Сосредоточить на нем внимание со словами: «У нас есть язык, и он может ощущать вкус». Затем предложить попробовать какой-либо напиток на вкус, сравнить его с другим напитком.

Обратить внимание на разность вкусов: что бывает соленым, сладким, горьким, кислым. Различаются они по степени проявления: пересоленный – недосоленный. Обозначить словами процесс восприятия вкуса: «Язык пробует, а голова понимает, какой объект по вкусу».

В рабочей тетради ребенка на графическом изображении человека показать язык – помощник «умной головы».

Задание № 2.

«Язык пробует на вкус, а голова получает информацию» (с 4 лет).

Предложить ребенку, вспомнить, почему язык называют помощником «умной головы».

Поиграйте вместе с ребенком в игру «Расскажи, какой на вкус». Выиграет тот, кто больше назовет признаков вкуса.

Например: во рту у ребенка конфета, сверху она сладкая, а начинка сначала очень кислая, потом становится пресной.

Ознакомления с именами признаков.

Технологические карты

Процесс познания объектов органами чувств у человека сводится к выявлению признаков объектов. Для формирования у ребенка осознанного отношения к персептивным действиям необходимо разделить понятия «имя признака» и «значение имени признака». Имя признака – обобщающее слово, название признака: влажность, форма, цвет, размер и др. Значения этих имен признаков чрезвычайно многообразны и могут быть: мокрый - сухой, круглый - квадратный, красный - белый, большой - маленький и др.

Значения признаков человек воспринимает анализаторами, когда как имена признаков являются обобщающими словами и анализаторами не воспринимаются. Например: зеленый – мы воспринимаем зрением, а имя признака «цвет» - понимаем в качестве обобщающего слово и не воспринимаем зрением.

Традиционно детей дошкольного возраста сначала обучали различению значений имен признаков, а обобщающее слово (имя признака) предполагалось, что сформируется само по себе.

В данной технологии имя признака первостепенно, а значения этого признака набираются детьми в качестве многообразия вариантов определенного имени признака.

Создание условий для сосредоточения ребенка на определенном имени признака. Осуществляет длительный поиск значений этого признака. Используются в речевых оборотах «объект», «имя признака», «значение имени признака».

Например: ознакомление с именем признака «влажность». Воспитатель предлагает детям поискать имя признака «влажность» и увлеченно «ищет» значения признака «влажность» в ближайшем окружении длительное время вместе с детьми.

Проверка степени понимания детьми различий «имя признака» и «значение имени признака» в конкретных ситуациях. Уточнение того, какой помощник (анализатор) дает умной голове информацию.

Например: ознакомление с именем признака «влажность». Руки ощущают сухую ткань, из-за этого умная голова понимает, что полотенце по влажности сухое.

На глазах у детей изображается схема данного имени признака. Воспитатель предлагает «разгадать» вопрос, который задает эта схема (значок) к объекту.

Например: ознакомление с именем признака «влажность». Изображается капля (или какой-либо другой значок) и формулируется от имени этого значка вопрос: «Какой объект по влажности?». Глядя на значок, дети сами задают вопрос к любому выбранному объекту.

Постепенно дети самостоятельно используют значок для выяснения данного признака в окружающем мире. Значки имен признаков находятся на универсальном пособии (приложение № 1). По мере запоминания в старшем дошкольном возрасте значки становятся ненужными и убираются педагогом. Дети понимают, что данный признак есть у всех объектов окружающего мира и можно его исследовать помощниками умной головы.



Имена признаков объектов, представленные в технологических картах: влажность, температура, рельеф, звук, запах, цвет, вкус, вес, действие, направление, материал, время, место, часть, размер, количество, форма.

Цель: Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имен признаков. Способствовать осознанному отношению ребенка к персептивному действию как основы чувственного познания мира.

Наглядность: схемы имен признаков (17 признаков) объединены сюжетом. Рекомендации к оформлению: капельки тучи, семечки арбуза, яблоки на яблоне и т.д. Схемы имен признаков появляются по мере освоения их детьми.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «влажность»

(с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «влажность» и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «влажность» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «влажность». Например: «Подоконник, какой ты по влажности?» Дети трогают и сами говорят: «Сухой, мокрый». Воспитатель побуждает детей повторить: «Подоконник сухой по влажности, полотенце мокрое по влажности».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные: мокрый, сухой, водяной, высушенный и т. д.; наречия: мокро, сухо, влажно и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «влажность» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать про влажность?». Дети: «Потрогать руками, руки – помощники умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «влажность». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты по влажности?»

5. Значок «влажность» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

7. Дети могут объяснить, что во всех объектах окружающего мира может быть признак влажности, и чтобы его определить нужно объект обследовать руками.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «температура» (с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «температура» и мы будем искать значения этого признака.

2. Организовать «поиск» значения признака «температура» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значение признака «температура». Например: «Стол, какой ты по температуре?» Дети трогают и сами говорят: «горячий, теплый, прохладный, холодный». Воспитатель побуждает детей повторить: «Подоконник по температуре горячий. Вода по температуре прохладная, пол по температуре холодный и др.»

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные прохладный, ледяной, холодный, теплый, огненный и т. д.. Наречия: холодно, тепло, горячо и т. д.. Глаголы: теплеет, разогревается и т. д.

3. Проверить усвоение детьми признака «температура» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать про температуру объекта?». Дети: «Потрогать руками, руки – помощники умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «температура». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?» Дети: «Объект, какой ты по температуре?»

5. Значок «температура» помещается на пособие по именам признака. Обратить внимание детей на значок, повторить, какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос в различных объектах.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что во всех объектах окружающего мира может быть признак температуры, и чтобы его определить нужно объект обследовать руками.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «рельеф»

(с 2.5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас признак «рельеф» и мы будем искать значения этого признака.

2. Организовать поиск значения признака «рельеф» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значение признака «рельеф». Например: «Ковер, какой ты по рельефу?» Дети трогают и сами говорят: «мягкий, шероховатый, колючий». Воспитатель побуждает детей повторять: «Ковер по рельефу мягкий. Стол по рельефу гладкий. Полотенце по рельефу шероховатое».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные пупырчатый, шероховатый, твердый, гладкий, мохнатый и т.д. Наречие: остро, тупо, твердо, пупырчато. Глагол: заострился, распушился и т. д.

3. Проверить усвоение детьми признака имени признака «рельеф» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать про рельеф объекта?» Дети: «Потрогать руками, руки – помощники умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «рельеф». Спросить детей, про какой признак у объекта спрашивает значок.

Дети: «Объект, какой ты по рельефу?».

5. Значок «рельеф» помещается на пособие по именам признака. Обратить внимание детей на значок, повторить, какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос в различных объектах.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что во всех объектах окружающего мира может быть признак рельефа, и чтобы его определить нужно объект обследовать руками.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «звук»

(с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «звук» и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «звук» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «звук». Например: «Погремушка, какая ты по звуку?» Дети прислушиваются к звуку и дают описание: «погремушка по звуку звонкая и громкая».

Активизация словаря. В речь ребенка включаются прилагательные тихий, громкий, звонкий, глухой, шуршащий, шипящий, приятный, резкий, музыкальный и другой звук. Наречия: громко, тихо, резко и т.д. Глаголы: гремит, звенит, режет (слух) и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «звук» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать про звук объекта?». Дети: «Объектом надо поиграть и ушами послушать звук. Уши помощник умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «звук». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты звук издаешь?», «Объект, как ты можешь звучать?»

5. Значок «звук» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты издают звук, если на них каким-то образом воздействовать. Чтобы определить звук, надо прислушаться. Уши – помощник умной головы.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «запах»

(с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «запах» и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «запах» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «запах». Например: «Цветок, какой ты по запаху?», «суп, какой ты по запаху?», «Подушка, чем ты пахнешь?» Дети принюхиваются и дают описание: «Цветок пахнет приятно и душисто», «Суп имеет вкусный аппетитный запах», «Подушка непонятно пахнет».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные непонятный, слабый, вонючий, резкий, травяной, бензиновый и другие запахи. Наречия: непонятно, ароматно, резко и т. д.

Глаголы: воняет, приятно пахнет, ароматизирует и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «запах» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать про запах объекта?». Дети: «Объект надо понюхать. Нос – помощник умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «запах». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты по запаху?», «Объект, чем ты пахнешь?»

5. Значок «запах» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты пахнут. Чтобы определить запах, надо принюхаться. Нос – помощник умной головы.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «цвет»

(с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «цвет» и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «цвет» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 10 дней в 1-ой младшей группе;

· 5 – 7 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 3-4 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «цвет». Например: «Пирамидка, какая ты по цвету?», «Радуга, какого ты цвета?», «Какого цвета одежда?» Дети всматриваются в объекты и дают описание: «Пирамидка красная по цвету». «Радуга имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый». «Одежда – разная по цвету».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные одноцветный, разноцветный, бесцветный. Цвета, как товарный знак (синий, красный, желтый и др.). Цвета, как сравнительное описание (малиновый, небесный, огненный, лимонный и т.д.). Наречия: бесцветно, прозрачно, насыщено и т.д. Глаголы: синеет, зеленеет и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «цвет» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать цвет объекта?». Дети: «На объект надо посмотреть. Глаза – помощник умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «цвет». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты по цвету?», «Объект, какого ты цвета?»

5. Значок «цвет» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты имеют цвет. Чтобы определить цвет, надо посмотреть на объект. Глаза – помощники умной головы.

Примечание: признак «цвет» зависит от источника освещения, поэтому он может меняться у любого объекта. Необходимо детям показать изменения признака цвет и побуждать самостоятельно, исследовать цветовые эффекты.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «вкус»

(с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «вкус» и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «вкус» в съедобных объектах. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

Во время приема пищи или в специально организованных воздействиях определяют значения признака «вкус». Например: «Компот, какой ты по вкусу?», «каша, какой у тебя вкус?» Дети пробуют пищу и дают описание: «Компот фруктовый и сладкий по вкусу», «Каша – молочная и вкусная».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные вкусный, сладкий, безвкусный, соленый, кислый и другой вкус. Наречие: сладко, вкусно, кисло и т. д. Глаголы: кислит, подсластить и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «вкус» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать вкус пищи?». Дети: «Пищу надо попробовать на вкус. Язык – помощник умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «вкус». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты по вкусу?».

5. Значок «вкус» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос при приеме пищи.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты имеют вкус, но некоторые – съедобны, некоторые нет. Язык – помощник умной головы.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «вес»

(с 3-х лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас признак «вес» и мы будем искать значения этого признака.

2. Организовать поиск значения признака «вес» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значение признака «вес» относительно каких-либо объектов. Например: «Кукла, какой ты по весу?», «Какие по весу ботинки?», «Стул и стол какие по весу?»» Дети держат руками объекты, взвешивают их относительно друг друга и сами говорят: «Кукла не тяжелая, потому что не трудно ее держать в руках», «Правый и левый ботинок весят одинаково», «Стол я не могу поднять, он тяжелее стула». Воспитатель побуждает детей повторять: «Стол тяжелый, ботинки одинаковые по весу».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные тяжелый, легкий, одинаковый по весу, многотонный и др. Наречие: тяжелее, легче, тяжело, легко и др.

3. Проверить усвоение детьми признака имени признака «вес» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать про вес объекта?» Дети: «Действовать руками: приподнять, взвесить в одной и другой руке два объекта сразу. Руки – помощники умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «вес». Спросить детей, про какой признак у объекта спрашивает значок. Дети: «Объект, какой ты по весу?».

5. Значок «вес» помещается на пособие по именам признака. Обратить внимание детей на значок, повторить, какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос в различных объектах.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что во всех объектах окружающего мира может быть признак веса, и чтобы его определить нужно объект обследовать руками.

Примечание: В младших группах детского сада признак «вес» определяется субъективно и тяжело – легко может быть относительно самого ребенка. С 4,5 лет значение признака вес может иметь числовое обозначение: «Пять килограммов – это для меня тяжело, а папе легко». В старшем возрасте применяются обозначение веса с приставками супер - или мини. Например: «Штанга – супер-тяжелая», «перышко – супер-легкое».

Технологическая карта ознакомления с именем признака «действие»

(с 3-х лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «действие» и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «действие» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе, во 2-ой младшей и средней группах;

· 3-5 дней в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «действие». Например: «Что делает строительный материал?» «Какое действие совершают дети?» «Что делает помощник воспитателя?» «Какое действие совершает стул?» Дети смотрят и сами говорят: «Строительный материал лежит, дети бегают, помощник воспитателя идет, стул стоит».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются глаголы, так как все они обозначают действие.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «действие» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопрос детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать про действие объекта?». Дети: «посмотреть на объект. Глаза – помощник умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «действие». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какое ты действие совершаешь?», «Объект, что ты делаешь?».

5. Значок «действие» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты окружающего мира выполняют действие, и чтобы его определить нужно на объект посмотреть. Глаза – помощники умной головы.

Примечание: признак «действие» связан с проявлениями других признаков, поэтому описание объекта может быть комплексным. С позиции «действия» (звенит) и с позиции признака «звук» (громко). Самостоятельная оценка ребенком проявлений разных признаков и размышления на этот счет можно считать высоким уровнем рефлексии. Например: оценивая проявления признаков в объекте МАШИНА речевые обороты ребенка: «Машина стоит – признак «действия». Громко гудит – признаки «звук» и «действие». От нее идет бензиновый запах – признаки «действие» и «запах».

В связи с тем, что признак «действие» и другие признаки между собой интегрируются, то и каналы восприятия так же работают взаимосвязано. В связи с этим однозначно сказать, что значение признака «пахнет» – это только имя признака «действие» или только имя признака «запах» – нельзя.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «место»

Век цифровых технологий разнообразил и упростил жизни людей. Но большинство технологичных новинок зачастую долгое время претерпевает недоверие со стороны пользователей. Многие из нас попросту боятся чего-то нового. Вспомнить, например, микроволновые печи, спрос на которые был невероятно низок в первое время, или фотографию, когда французский художник и изобретатель Луи Дагер впервые сделал фотоснимок и услышал жесткую критику в свой адрес. И в наше время многие изобретения долго время остаются без особого внимания людей.


Взять, к примеру, анализаторы состава тела. Как показывает опрос, каждый третий человек сомневается в достоверности их работы и показаний. Эти люди считают, что таких умных весов просто быть не может в нашем мире. И сомнения их понятны: как такой компактный, тонкий прибор может выполнить полноценный анализ состава тела человека без всяких дополнительно подключаемых проводов и датчиков? Это ведь, если и не за гранью воображения, то уже точно из области фантастики! Наши предки когда-то с опаской смотрели на добытый огонь, для них он был чем-то невероятным и невозможным. Но нам же выпала возможность прожить жизнь в век высоких цифровых технологий – время, когда в нашей жизни появляются «умные» телефоны, «умные» автомобили, «умные» весы с функцией анализа состава тела .

Наше сомнение – есть ни что другое, как возможность получить достоверные знания. А наши знания говорят нам о том, что какими бы умными и фантастическими ни казались для нас анализаторы состава тела, их работа всего лишь основана на знакомых всем нам со школы элементарных законах физики.

Еще на уроках физики нам рассказывали о сопротивлении электрического тока с разными проводниками. Мы знаем, что вода – отличный проводник. Также из уроков анатомии нам известно, что мышцы тела на 75% состоят из воды, жировые ткани человека содержат наименьшее ее количество. Значит, электрический импульс легко и быстро проходит через мышечную ткань, но задерживается на пути через жировые ткани.

Принцип работы «умных весов с анализатором массы » или просто анализаторов состава тела как раз и основан на измерении электрического сопротивления тканей при прохождении через них безопасного низкоинтенсивного электрического тока.



Полученные данные «умные весы » обрабатывают и анализируют. Имея информацию о весе, росте, возрасте человека, а также результаты измерения содержания воды, жировой и безжировой массах, они высчитывают мышечную, костную массы, метаболический возраст. Процесс измерения занимает несколько секунд и не требует особых навыков и умений от пользователей.

Выходит, умные весы с анализатором состава тела – не такое уж фантастическое изобретение. Основа их работы – старые, как мир, законы физики и биологии. И, конечно, немного современных технологий, без которых сегодня - никуда.

Не стоит сомневаться в том, что Вы не пробовали. И помните, что всякое познание начинается с опыта!

Перейти в раздел