9 класс

Как стать летчиком гражданской. Где учиться на пилота

Пилот - профессия редкая, востребованная и благородная. Чтобы стать пилотом, нужно иметь безупречное здоровье, устойчивую психику, крепкий вестибулярный аппарат. Но только лишь хороших физических параметров недостаточно. Если вы решили стать пилотом гражданской авиации - вам придётся пройти длительный курс обучения, долго практиковаться и расти в профессиональном плане. Впрочем, обо всём по порядку.

Основные качества, необходимые пилоту гражданской авиации

Пилот несёт ответственность за сотни человеческих жизней, поэтому он должен обладать исключительным чувством ответственности и эмоциональной стабильностью. Развитый интеллект, усидчивость, быстрота реакции, стрессоустойчивость - вот качества, необходимые для пилота.

Пилот несёт ответственность за сотни человеческих жизней

Ещё одно важное требование касается здоровья. Студенты лётных ВУЗов и училищ обязаны ежегодно проходить медицинскую комиссию. Если у будущего пилота обнаружится сколиоз, плоскостопие, слабый вестибулярный аппарат или заболевания сердца, то дорога в небо будет закрыта для него навсегда.


туденты лётных ВУЗов и училищ обязаны ежегодно проходить медицинскую комиссию

Действующие пилоты проходят медицинскую комиссию дважды в год. Они сдают анализы и посещают узких специалистов в соответствии с длинным, подробным перечнем. Члены медицинской комиссии с особым усердием проверяют остроту слуха и зрения кандидата, устойчивость его вестибулярного аппарата.


Действующие пилоты проходят медицинскую комиссию дважды в год

Для работы пилотом нужно знать устройство и принципы работы воздушного судна, уметь им управлять. Для обслуживания международных рейсов нужно хорошо владеть иностранным языком.

Где учат на пилотов?

Выучиться на пилота можно в ВУЗе, лётном училище или частной лётной школе. Качественное профильное образование можно получить в учебных заведениях Санкт-Петербурга, Ульяновска, Бугуруслана.

Первый способ: ВУЗ

Высшие лётные учебные заведения финансируются из государственного бюджета, поэтому поступить сюда можно бесплатно при условии успешной сдачи вступительных испытаний. В ВУЗ принимают после окончания полной средней школы. На вступительных испытаниях учитывают результаты ЕГЭ по физике, математике и русскому языку. В 2018 году для поступления на бюджетное отделение СПбГУ ГА необходимо было набрать не менее 192 баллов. Всего абитуриентам было выделено 125 бесплатных мест.


Высшие лётные учебные заведения финансируются из государственного бюджета, поэтому поступить сюда можно бесплатно при условии успешной сдачи вступительных испытаний

Абитуриенты могут выбрать два варианта обучения: 4 года на бакалавриате или 5 лет на специалитете. Поступить на бакалавриат проще, чем на специалитет. В 2018 году стоимость обучения за один учебный год составляла 178 тыс. руб.

Второй способ: лётное училище

Приём в лётное училище проводится на основании конкурса аттестатов. В конкурсе участвуют оценки по всем предметам за 10–11 классы. Обучаться в лётном училище можно на бюджетной основе. Государство обеспечивает студентов учебной литературой, тренажёрами, выплачивает стипендии, иногородним предоставляет места в общежитии.

Полный курс обучения в лётном училище длится 34 месяца. За время обучения учащиеся осваивают специальность, набирают лётные часы и получают квалификацию «Коммерческий пилот». По окончании училища выпускники могут работать в сфере коммерческой авиации.

Третий способ: частная школа лётчиков

Чтобы поступить в частную школу лётчиков, нужно иметь среднее общее образование. При поступлении в школу нет конкуренции. Обучение проводится на платной основе: примерно 50 тыс. руб. за теоретический курс, плюс расходы на практику. Сумма, которую вы заплатите за практические занятия, зависит от модели самолета, выбранной для тренировок.


Чтобы поступить в частную школу лётчиков, нужно иметь среднее общее образование

Учащиеся частной школы получают необходимый набор базовых знаний и навыков, начиная от технического устройства самолёта, заканчивая профессиональным английским. Всего существует три ступени обучения, охарактеризованных в следующей таблице.

Таблица: Ступени обучения в частной лётной школе

Пилот-любитель имеет право управлять собственными или арендованными самолётами (к примеру, водить на них родственников, знакомых), но он не может работать в коммерческой авиации. Коммерческий пилот вправе управлять лёгкими самолётами, летать на воздушных суднах с одним двигателем на короткие расстояния. Пилот авиалиний имеет право работать линейным пилотом.

Примечательно, что учащиеся, прошедшие три ступени обучения в частной школе, имеют больше лётных часов, чем выпускники ВУЗов, поэтому у них больше шансов устроиться на работу в крупную авиакомпанию.

Как устроиться на работу пилотом: путь от вуза до штурвала самолёта

Большинство выпускников лётных училищ и вузов мечтают устроиться на работу в крупную авиакомпанию. Однако, для этого им не хватает лётной практики. Выпускники лётных школ имеют, как правило, 150–250 часов налёта, а для замещения вакантной должности пилота им необходимо налетать 1500 часов. Добирать оставшиеся часы придётся в небольшой провинциальной авиакомпании и только потом, набравшись опыта, можно перебраться в «Аэрофлот».

Когда необходимые часы набраны - можно смело подавать заявление о трудоустройстве в крупную авиакомпанию. Будьте готовы к тому, что вам придётся пройти несколько этапов отбора.

Медкомиссия

На первом этапе отбора кандидат проходит медицинскую комиссию. Её можно пройти в родном городе и приехать на собеседование с готовым пакетом документов, подтверждающих ваше физическое здоровье. Если кандидаты соответствуют медицинским параметрам, то каких-либо ограничений по росту для них не устанавливается. А вот лишний вес может стать причиной сердечных перегрузок во время полетов.


На первом этапе отбора кандидат проходит медицинскую комиссию

Одним из самых распространенных противопоказаний для работы пилотом является склонность к укачиванию. Эта работа не подходит для соискателей, у которых во время поездок в транспорте кружится голова, появляется подташнивание. Впрочем, перечисленные проблемы выявляются ещё на этапе обучения будущего пилота в ВУЗе или СУЗе.

Тестирование

На втором этапе проводится психологическое тестирование, оценивается психическое здоровье кандидата. Цель данного этапа - определить, насколько кандидат готов к работе в должности пилота.

После этого кандидата тестируют по базовым предметам: математике, физике, русскому языку. Кандидаты на зарубежные рейсы проходят серьёзное профессиональное по профессиональному английскому языку.

Дополнительное обучение

Многие авиакомпании не допускают будущих пилотов до работы, пока они не пройдут курс переподготовки. Как правило, обучение, проживание и питание будущих пилотов оплачивает авиакомпания. После окончания обучения она допускает пилота к работе и на протяжении 5–7 лет удерживает из его жалования 50% стоимости обучения.


Многие авиакомпании не допускают будущих пилотов до работы, пока они не пройдут курс переподготовки

После того, как кандидат прошёл все этапы профессионального отбора, тестирования и выучился на дополнительных курсах, его допускают к работе.

  • Ежедневно по всему миру пилоты гражданской авиации перевозят на самолётах более 3 млн. человек. Каждые 2 секунды где-то приземляется или взлетает самолёт с пассажирами на борту.
  • По состоянию на начало 2018 года заработная плата командиров воздушных судов «Аэробус 330» и «Боинг 777» в авиакомпании «Аэрофлот» составила 650 тыс. руб. Пилоты среднемагистральных самолётов «Аэробус А320» ежемесячно получают по 635 тыс. руб. Пилоты периферийных авиакомпаний зарабатывают в несколько раз меньше.
  • У лётчиков есть профессиональные приметы. Одни пилоты никогда не фотографируются перед вылетом. Другие не трогают до вылета руками самолёт. Существует множество интересных примет и ритуалов. Но каких-то негласных стандартов поведения не существует.
  • У пилотов опыт работы определяется не выслугой лет и не седыми волосами, а количеством налётанных часов. Пилота с налётом 1,5 тыс. часов возьмут в местную авиакомпанию на самолёт среднего размера. Для пилота с налётом 4 тыс. часов откроются двери любых авиакомпаний мира.
  • В среднем в течение года пилоты проводят в небе от 100 до 900 часов, как кому повезёт. Чем чаще вылетает пилот, тем раньше он уйдёт на пенсию. «Счастливчики» с большим количеством налётанных часов могут стать заслуженными пенсионерами годам к 35.

Стать пилотом гражданской авиации - это ещё половина дела. Пилот должен поддерживать отличную физическую форму и регулярно подтверждать безупречное состояние своего здоровья на медицинских комиссиях. Поэтому пожелаем пилотам крепкого здоровья и успехов в профессиональной деятельности.

Землян много, и все мы очень разные. Но среди всех людей некоторая часть отличается особенным складом характера - неистребимым стремлением в небо, жаждой полета. Именно из них выходят лучшие пилоты гражданской и военной авиации. Но в приемные комиссии летных училищ приходят также другие абитуриенты. Кого-то просто повлекло за романтикой, кто-то увидел в лицензии пилота выгодные перспективы, кто-то идет за компанию с приятелем, одержимым небом.

В любом случае, каждому из будущих курсантов лучше знать заранее, что их ожидает при поступлении в летное училище и после окончания учебы. Для последующей успешной карьеры могут иметь значение многие моменты, о которых следует подумать еще до отправки документов в адрес приемной комиссии училища.

Военное или гражданское?

Первое, что приходится решать будущему пилоту - какое училище предпочесть, гражданское или военное. В военных училищах строже требования, в том числе и дисциплинарные. Платят небольшую стипендию, обеспечивают форменной одеждой и жильем (в казарме). По окончанию вы получите не только высшее военное специальное образование, но вдобавок и гражданскую специальность «Эксплуатация воздушных судов». Главная проблема в получении специальности военного летчика в том, что в России осталось сегодня всего одно высшее военно-авиационное учебное заведение в Краснодаре, и набор туда бывает далеко не каждый год. Соответственно, конкурс высок и стать курсантом непросто. Обучение в военном училище бесплатное, направление может выдать военкомат. Там же абитуриенты смогут получить актуальные ответы на все вопросы, связанные с карьерой военного летчика.

Гораздо больше возможностей получить заветные корочки пилота гражданской авиации. Но тут следует вначале определиться, для чего эти самые корочки нужны, каковы ваши карьерные устремления и амбиции. Для полетов на легком спортивном самолете высшего образования не нужно, а вот для работы на больших лайнерах гражданской авиации необходимо не только высшее образование и диплом линейного пилота, но и много часов налета.

Обучение в учебных заведениях гражданской авиации может быть как бюджетным, так и на платной основе. Предстоят и другие расходы, связанные с учебой. Однако учиться в гражданском училище немного легче, да и требования к состоянию здоровья немного мягче, нежели в военном.

Что нужно для поступления

  • Хорошая физическая подготовка и безупречное здоровье. Абитуриенты проходят доскональное медицинское освидетельствование, и даже при отличных оценках в аттестате и высоких шансах сдать экзамены на «отлично» можно не пройти по здоровью. Более того: если в процессе учебы состояние здоровья ухудшится, студента вполне могут отчислить.
  • Возраст от 18 лет
  • Сдать экзамены по русскому языку (изложение) и математике, на некоторые специальности сдают также физику
  • Заключение о профпригодности, которое выдается после собеседования с психологами

Что ожидает выпускника летного училища: карьера и перспективы профессионального роста

Как и у водительских прав, свидетельства пилота могут быть разных категорий, и открывающиеся перспективы напрямую зависят от категории. Но не только категория важна: например, выпускники высших учебных заведений гражданской авиации сразу получают свидетельства коммерческого пилота, однако это дает им право только на полеты в качестве второго пилота на большинстве воздушных судов, причем существуют и ограничения. Это связано с малым количеством налетанных часов.

Многих мальчишек с детства беспокоит вопрос, как стать летчиком, ведь это чисто «мужская» и очень романтическая профессия. С возрастом многие забывают о ней и меняют свои интересы, но есть и такие, которые остаются верны цели до конца, так как стать пилотом самолета - это мечта всей их жизни.

Для того чтобы получить лицензию, потребуется:

  • окончить специальный курс;
  • пройти очень серьезный медосмотр;
  • сдать письменный экзамен.

Далее следует получить сертификат о том, что подготовка была успешно пройдена, «налетать» часы (коммерческий летчик должен иметь в активе минимум 250 часов) и получить документ, удостоверяющий, что вам присвоена квалификация «летчик».

Подготовительная программа пилота

Наиболее успешно осваивают профессию те, кто действительно «болеет небом» и не мыслит жизни на земле, не боится препятствий и не «сломается» в первые несколько лет, которые будут адски трудными.

Но мечты мечтами, а вначале потребуется окончить обычную школу либо гимназию, причем желательно иметь неплохие оценки в школьном аттестате, поскольку двоечников и троечников в такие заведения редко принимают, понимая, что у них не хватит усидчивости и терпения. Кстати, придется «подналечь» на английский язык - его знание является одним из основных условий приема абитуриента либо слушателя в вуз или на курсы.

Так как стать пилотом самолета достаточно сложно, а сама профессия довольно специфична, лучше взять первые уроки еще в 16 лет. Это поможет вам понять, подходит ли вам специальность или нет, поскольку теория и практика отличаются друг от друга. Если ваше желание только окрепло - ищите средства для того, чтобы оплачивать занятия в летной школе.

На коммерческого пилота или пилота частных авиалиний можно учиться параллельно с учебой в другом вузе или работой. Пилот-профессионал не может позволить себе такой «роскоши», он должен отдать все время этой профессии, поскольку обучение будет более интенсивным, глубоким и продолжительным. Отдельного решения потребует вопрос, как стать военным летчиком, поскольку без службы в армии не обойтись.

Летная подготовка

Во-первых, получить базовые навыки специальности можно в армии, где в программу подготовки будут входить и практические часть. Но, обратите внимание, что этот вариант был максимально правильным лет 10-12 назад, поскольку сегодня многие авиалинии стараются нанимать в свой штат пилотов с гражданским, а не военным летным опытом, в силу серьезных различий между этими видами полетов.

Во-вторых, можно пройти квалификационные курсы для получения сертификата ученика пилота. Для того чтобы записаться на курс, потребуется пройти медицинское освидетельствование, выполненное в рамках соответствующей установленной формы, о том, что вы не имеете физических ограничений, которые могли бы воспрепятствовать учебе и дальнейшей работе «на высоте». Медосмотр является платным, поэтому уточните его стоимость в вашем регионе.
В-третьих, нужно поступить в летную школу или на курсы по программе обучения пилотов, где есть практические задания, чтобы налетать 250 часов. Стоимость обучения зависит от уровня и репутации учебного заведения или курсов, но варьируется в пределах 8.000-20.000$. Остальные расходы будут зависеть от квалификации, которая вам необходима.

В конце обучения нужно будет сдать экзамен в виде теста из 100 вопросов и контрольный полет, которые проведут сертифицированные экзаменаторы. В задачу входит составление плана полета и его выполнение.

Летный опыт

Для получения сертификата коммерческого летчика потребуется, как уже говорилось, 250 летных часов, но для получения работы их будет маловато, потребуется минимум 500 часов. «Налетать» их можно, поступив на работу инструктора, найти место в малой сельскохозяйственной авиации, туристических самолетах и пр.

Не забывайте о квалификационных оценках, получая их по разным направлениям:


Кстати, время от времени потребуется и обновлять медицинскую справку.

Как устроиться на работу

Первое заявление лучше подавать в региональные авиалинии, где конкурс на вакантные должности минимален, поскольку график очень плотный, а заработная плата, по сравнению с «большой» авиацией, невелика. Но не переживайте, ваша задача сейчас заключается в продвижении по служебной лестнице, своим опытом зарабатывая повышение и хороший график работы.

Через 5-7 лет можно искать более перспективную работу, но не медлите, поскольку состояние здоровья и возраст в этой профессии важны, как нигде. В работе может быть «черная полоса», поскольку спрос на летчиков то падает, то возрастает, в зависимости от сезона и состояния экономики в целом. Поэтому в период «застоя» можно попытаться получить сертификат командира, являющийся наивысшим квалификационным уровнем для коммерческого пилота. Для того чтобы претендовать на должность, потребуется налетать 250 часов командиром, а также иметь в активе 1500 часов в качестве пилота.

Что необходимо для того, чтобы стать летчиком?

    • диплом обычной и летной школ;
    • медицинская справка;
    • сертификат летного инструктора;
    • от 500 летных часов;
    • отметки про допуск по приборам и полетам;
    • экзамен, сданный на «хорошо» и «отлично»;
    • сдача контрольного полета.

Лётчик (Пилот) - авиатор, специалист, управляющий летательным аппаратом (вертолётом, самолётом).

Лётчик — авиатор, специалист, управляющий летательным аппаратом (вертолётом, самолётом). Профессия подходит тем, кого интересует физика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Лётчиками, как правило, называют военных авиаторов. А гражданских - пилотами.

Кроме того, есть лётчики экспериментальной авиации - они занимаются испытаниями новых моделей воздушных судов и производят заводской облёт серийно выпускаемых.

Состав лётного экипажа зависит от типа воздушного судна и условий полёта.
В него помимо командира (первого пилота) могут входить второй пилот, штурман и др. (Состав экипажа экспериментального самолёта или вертолёта определяется разработчиком.)

Командир управляет самолётом, принимает решения о взлёте и посадке, о действиях экипажа в сложных ситуациях.
Получив разрешение авиадиспетчера, первый пилот выруливает на взлетно-посадочную полосу, где самолет берет разгон и, оторвавшись от земли, набирает высоту.
Он управляет самолётом в соответствии с расчётной траекторией полёта и временем.

Принимать решения командиру помогают сообщения диспетчеров, показания приборов и так называемое чувство полёта, которое складывается из звука работающего двигателя, ощущений вибрации и крена.

Лётчику, а особенно командиру корабля, приходится работать в жестких временных рамках, когда на каждую операцию отведено совсем немного времени. При этом нужно сохранять высокую концентрацию и постоянно быть готовым включиться в решение сложных задач, которые в полёте могут возникнуть неожиданно.

И от военного, и от гражданского лётчика работа требует полной отдачи времени, сил и помыслов.
Кроме того, авиация находится в постоянном развитии. Появляются всё новые и новые машины. Поэтому авиаторы учатся всё время, постоянно сдают разнообразные экзамены, переучиваются с одного типа самолета на другой.

Важные качества

Для лётчика важны высокое чувство ответственности, лидерские качества, отсутствие страха высоты, высокая эмоционально-волевая устойчивость, способность к быстрому переключению внимания, быстрая реакция, высокий интеллект, усидчивость, стремление овладевать чем-то новым.
Необходимо безупречное здоровье, острые зрение и слух, хорошо развитый объемный глазомер, устойчивость вестибулярного аппарата.

Знания и навыки

Необходимо знание воздушного судна, а также навыки управления им.
При работе на международных линиях необходимо знание разговорное английского языка.

Где учат

Военный лётчиков и пилотов гражданских авиалиний готовят в лётных училищах.

Гражданская авиация

  • Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (Институт)
  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Имеет филиал: Бугурусланское летное училище гражданской авиации (колледж).
И др.

Военная авиация

  • Качинский филиал ВУНЦ ВВС "ВВА"

(Качинский им. А.К. Серова филиал Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского)
Готовит лётчиков на самолётах с высшим военно-специальным образованием.
Название до 2010 г.:

  • Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков (Военный институт).
  • Сызранскоe высшеe военное авиационное училище лётчиков (военный институт).

(филиал Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского)
Готовит летчиков на вертолетах с высшим военно-специальным образованием.
И др.

«Авиация заставляет человека заняться собой и заключить свою свободу, свою волю в рамки, которые жестки, но целесообразны. Только большая любовь к небу помогает человеку переносить ту тяжесть, которую он добровольно возлагает на себя в служении авиации». «Попав в авиацию, забудь такое основополагающее слово как режим дня. Его не будет никогда. Забудь слова: рациональное питание, спорт, воскресенье, праздник, отпуск летом, супружество, секс, друзья, дети... Нет, все это будет присутствовать. Где-то рядом. Урывками. Суррогатом. Как исключение, как удача, как подарок судьбы. Если случайно совпадут сразу несколько факторов».
(Из книги «Записки ездового пса» бывшего командира Ту-154 Василия Ершова)

Мой путь в небо начался, когда мне было пять лет. Многих приводят в небо мечты. Большинство пилотов – это потомственные авиаторы. Красота самолетов, возможность побывать по всему миру, постоянные разъезды и командировки, форма – всё это притягивает мальчишек. Притянуло и меня.

Легко ли стать пилотом?

В России есть два высших учебных заведения: Ульяновский институт гражданской авиации и Санкт-Петербургский университет гражданской авиации. Есть несколько средних специальных: Сасовское, Бугурусланское, Краснокутское училища. Но после училища невозможно стать командиром воздушного судна. Для этого нужно получить высшее образование. Система обучения такая же, как и в других учебных заведениях. В училище можно поступить после девятого класса, в вуз – после одиннадцатого. Однако, если есть высшее образование и энная сума денег, свидетельство пилота можно получить в Челябинске, в школе подготовки пилотов.

В чём заключаются обязанности пилота?

Для обывателя профессия пилота – это полёты, и отели. Но мало кто знает о работе вне аэродрома: предварительные подготовки, тренажёры, сдача зачётов и экзаменов, постоянное повторение и подтверждение квалификаций (многое из этого приходится на выходные дни), собрания в лётных отрядах, разборы полётов и инструктажи.

Какими качествами надо обладать хорошему лётчику?

Для пилота важна пунктуальность. Делать всё вовремя, не опаздывать и уметь учиться. Порой этого достаточно, чтобы долго и беззаботно летать. Если есть желание расти и развиваться, то шикарная карьера обеспечена. Также необходимо постоянно поддерживать своё здоровье. Это обеспечит «лётное долголетие».

Чего лётчик никогда не должен делать? Есть ли среди пилотов суеверия?

Каждый сам выбирает приметы: кто-то не фотографируется перед вылетом, кто-то не трогает руками самолёт до вылета – кто во что горазд. Примет огромное количество. Но никаких негласных стандартов поведения нет.

Какие плюсы у этой профессии?

Самое приятное – разнообразие. Нет одинаковых полётов, одинаковых условий. Постоянно приходится адаптироваться и учиться. Казалось бы, только стал вторым пилотом и выучился, открыли новое направление и новый аэропорт ­– учишься. Только «устаканилось» – пора сдавать зачёты и тренироваться, чтобы стать капитаном. Или зима сменилась летом – снова перемены.

Есть ли минусы, профессиональные заболевания?

Среди пилотов очень высока смертность от инфарктов и раковых заболеваний. За годы работы здоровье, которое было идеальным при поступлении, разменивается на болячки. После постоянного пересечения часовых поясов трудно уснуть, организм начинает давать сбои. Большая часть времени проходит вдали от друзей и семьи, что тоже накладывает отпечаток на психоэмоциональное состояние и опять-таки приводит к болезням.

Когда лётчик выходит на пенсию?

Время выхода на пенсию у гражданского пилота измеряется налётом часов. Эта цифра постоянно меняется. Но происходит это намного раньше, чем в остальных профессиях. Лет в 35 уже можно стать «пенсионером».

Какие требования предъявляют к здоровью пилотов?

Требования очень просты – быть здоровым. Если у вас сколиоз, плоскостопие, проблемы с сердцем или вестибулярным аппаратом, тогда дорога в небо для вас закрыта. Медкомиссию проходят два раза в год. Неотъемлемой её частью является обширный набор анализов и длинный список врачей, которые с пристрастием изучат всё твоё тело.

Как трудоустроиться вчерашнему студенту лётного училища или вуза?

Сейчас нет распределения после выпуска из учебного заведения, и очень трудно найти работу, не имея диплома с отличием. Вся история гражданской авиации состоит из взлетов и падений, и если сегодня не хватает пилотов, через четыре года стабильно начинаются сокращения, и всё повторяется.

На какую зарплату может рассчитывать новичок в профессии и опытный пилот?

Зарплаты очень разные: от 30 тысяч рублей у пилотов в аэроклубах до 500 тысяч – в больших авиакомпаниях. За границей можно получать вдвое-втрое больше.

Как выбрать работодателя, на что обратить внимание?

Выбирать не приходится. После институтов хватаются за первый попавшийся вариант. Оформление контрактов сейчас начинается ещё в лётных училищах. А принципиальной разницы между работодателями нет.

Есть ли риск вообще остаться без работы?

Риск огромен. Около 50 % пилотов после выпуска остаются без работы. Приходится очень и очень долго ждать очереди.

Как происходит отбор кандидатов на вакансию пилота?

Резюме, как правило, не существует. Зато есть набор квалификаций и требований. Диплом, сертификаты о курсах, которые приходится проходить за свой счёт, подтверждение знаний английского языка, пилотское свидетельство, наличие допусков (если уже приходилось работать) на типы воздушных судов, медицинское заключение и многое другое должно быть в копилке каждого пилота. Далее, при наличии этих документов, компания проводит тестирования (на тренажёрах, устные собеседования) и принимает решение.

Как к вашей профессии относятся близкие?

Родные стараются понимать. Например, один из выходных я могу полностью провести дома, не вставая с кровати. Хочется элементарно выспаться. Потому что в остальное время это практически нереально.

Какую карьеру может сделать лётчик?

«Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Вся работа – это карьерный рост. Пилот не может оставаться на одном уровне. Он либо развивается, либо деградирует. Сначала хочется стать командиром воздушного судна, потом инструктором, потом экзаменатором, потом переучиться на другой самолёт или вовсе сменить место работы. И тогда всё начнется сначала.