9 класс

Есть красота почему ее обожествляют. Что есть красота, и почему ее обожествляют люди? Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»

Заявленное мероприятие – «Встреча-знакомство в ПСТГУ: О женской красоте» – оказалось искренним и глубоким разговором священника Александра Ильяшенко с первокурсниками православного вуза.

В начале беседы отец Александр поднял тему, очень важную в контексте православного понимания «женской красоты»:

«Есть такое псевдосмирение – думать о себе хорошо как бы не по-христиански. Когда ко мне в первый раз приходит молодая девушка, я практически всегда задаю вопрос: “Скажи, пожалуйста, на раз-два-три, какова твоя самооценка – плохая ты или хорошая?” – И 90% мне говорят: “Плохая”. Я говорю: “Спасибо, ты мою статистику не испортила”. Ответ типичный и совершенно неправильный. И за совершенно типичные неправильные ответы типичная оценка – кол с минусом. А чтобы дать правильный ответ, надо чуть-чуть порассуждать.

Человек – вершина творения Божьего, правильно? Человек по образу и подобию Божию создан, так? Так. Значит, душа каждого человека бесконечно прекрасна, так? Значит, как же можно говорить, что ты плохая? Наоборот, хорошая, даже очень хорошая. Но грешная. Вот правильный ответ: хорошая, но грешная. Понятно? Иногда так неуверенно кивают головой. “Повтори, пожалуйста”. – “Ну, мне неудобно…” – “Хорошо, тогда скажи: отец Александр, Вы сказали, что я… И моими словами повтори”. Хорошо, повторила. “Ладно, а если ты хорошая, то тогда почему ты такая грешная, скажи, пожалуйста?”»

Человек должен знать, что у него есть перспектива

«Человек всегда должен видеть перспективу. Грех – это не норма, это какая-то шелуха, короста. Допустим, на щеке вскочил нарыв. Щека твоя? Твоя. Нарыв, вроде, твой? Твой. Но это не ты, это не норма. Пройдет – и всё будет нормально. Так и грех. Ты грешный? Грешный. Грех твой? Твой. Но грех – это не ты. Господь греха не сотворил. Грех – это какой-то мираж, это то, что видно, но, на самом деле, этого нет. Потому что в мире реально существует только то, что сотворил Бог. Грех – это некая псевдореальность. Мы все в нее погружены, все мы – грешные люди. Но это то, чего не должно быть.

Если человек кается, то Господь имеет власть изгнать этот грех в небытие, откуда он каким-то образом произошел. Это некая тайна, но с грехом можно радикально справиться с Божьей помощью. И если ты понимаешь, что ты хороший, но грех – это твоя болезнь, это не норма, если ты приложишь усилия, то с Божьей помощью ты справишься с любым грехом. Человек должен знать, что у него есть перспектива.

Второе, женская красота, что это такое? К красоте можно относиться субъективно. Один относится так, другой относится этак. Но, на самом деле, есть некая объективная, Богом сотворенная сущность. Мы к ней сейчас подойдем через некоторое время.

Очень многие девушки недовольны своей внешностью. Я спрашиваю: “Слушай, ты насчет своей внешности комплексуешь?” – “Да”. Я говорю: “Ну и отлично, хорошо. Давай теперь тоже будем рассуждать”.

Теорема о женской красоте

На этот счет я даже некую теорему доказал.
Всё, что мы видим, сотворил Господь. Так, как Господь сотворил, невозможно лучше придумать. Господь сотворил видимый мир, невидимый мир, животный мир, человека. Теперь давайте посмотрим: в животном мире самцы привлекательней самок. Первый, кто приходит в голову, – это лев. Царственный зверь, огромная грива. Или олень с огромными рогами, селезень, возьмите, петушок, даже воробушек. Воробьиха серенькая, а воробушек – с галстучком черным. В животном мире Господь сотворил так, как Он считал нужным. А у людей не так. Не зря же женский пол называют прекрасным, правильно? Значит, женский пол прекрасный? Возражений нет? Нет. Хорошо. Раз женский пол прекрасный, значит, все женщины прекрасны, правильно? Значит, каждая женщина прекрасна. То есть каждая женщина прекрасна . Значит, Катенька, Машенька, Олечка – они прекрасны. Правильно? Теорема доказана.

Это Господь так сотворил, а я всего лишь некую цепочку рассуждений предлагаю.

Мужской и женский взгляд на женскую красоту

Но опять-таки человек должен знать свои сильные стороны, на что он должен внутри себя опираться. То, что Господь ему объективно даровал. Но у нас, к сожалению, к этой важнейшей категории относятся очень и очень неправильно и даже соблазнительно. Потому что есть мужской и женский взгляд на женскую красоту. Ну вот, если мы хотим узнать мужской взгляд, можно спросить у лучших. Александр Сергеевич Пушкин:

Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня.

Вот крокодил, да? Как барышник, который покупает лошадь на базаре, обсуждает стати, да еще с приятелями. Это мужской взгляд, повторяю, лучшего представителя. Если спросить у какого-нибудь портового рабочего, то уши завянут заранее. Это я вам представляю, понятно, и книжки читаю, и сам как-то смотрю и вижу, но тут недавно меня Господь умудрил. Я думаю, а чего я размышляю, как бы девушкам рассказывать, что это такое? А вот спрошу у них в самих. Я в исключительном положении нахожусь. Вот она стоит, и я стою. Говорю: “Ну-ка скажи мне, пожалуйста, что такое, по-твоему, женская красота?” – “Ну, внешнее – это не главное… Доброта, скромность, еще какие-то качества”. Одна ответила просто гениально: “Женская красота – это свет изнутри”.

Вы все, конечно, знаете эти слова, только к ним относятся, как к каким-то цветам красноречия, и это неправда. Так вот: “Есть женщины в русских селеньях”, – это констатация факта. “Пройдет – словно солнце осветит! Посмотрит – рублем одарит!” – это констатация факта. Речь идет о внутренней женской красоте. Это нечто, Богом сотворенное, и нечто невыразимо прекрасное. Причем Господь сотворил её так, что действительно, посмотрит – рублем одарит. Вот так Господь устроил природу, нас с вами устроил.

Только одна мне стала говорить: “Да, это какая-то гармония внешнего и внутреннего…” Но оказалось, что она танцовщица ночного клуба. Я ей говорю: “Ну чего ты там делаешь? Почему?” – “Ну, вот деньги надо…” Слава Богу, больше там не танцует. Она работает где-то в больнице.

Целомудрие – это что-то сверхъестественно прекрасное

Конечно, слава Богу, что человек – существо темпераментное, слава Богу, что мы – не деревяшки. Было б очень скучно, если бы мы были без эмоций. И иногда эмоции захватывают так, что человек совершенно здоровый, совершенно нормальный, а ведет себя как сумасшедший. Никакая медицина ничего не заметит, поставит твердую норму – всё нормально, а ведет себя человек – ну просто неуправляемый. Как объяснить, что так вести себя нельзя? Ведь девушка по природе должна быть целомудренная, правильно? И мужчина должен быть целомудренный. Но эта добродетель, как любой дар Божий, – это что-то сверхъестественно прекрасное.

Так вот, целомудрие в большей степени присуще женской природе, нежели мужской. Конечно, “целомудренный мужчина” и “нецеломудренный юноша” – это вполне возможные словосочетания, но практически редкие. А вот “целомудренная девушка” – это у всех на слуху. Так вот, если человек начинает неправильно себя вести, полезно для нашей прекрасной половины знать, как на такое поведение смотрят с мужской точки зрения. В Библии – это книга всеобъемлющая – я наткнулся на слова великого царя Соломона. Вы знаете, что библейский язык символический, очень многозначный, слово употребляется не в буквальном смысле, а в него вкладывается гораздо больше, чем просто звучит.

Я буду цитировать царя Соломона и комментировать. Так вот, говоря о женской красоте, он говорит: “Что золотое кольцо”, – то есть женскую красоту он сравнивает с золотым кольцом. Теперь остановимся. Золото, понятно, – драгоценный металл. Он идет не только на царские украшения, но употребляется для того, чтоб украсить храм, для того, чтоб воздать честь Божеству, такое высокое у него достоинство. А кольцо – простая форма, казалось бы, но это символ совершенства. Ничего не прибавишь, не убавишь. Значит, речь идет о драгоценном совершенстве. “Что золотое кольцо”, – а дальше гениальный переход. Вот потому Соломон премудрый и великий. “Что золотое кольцо в носу у свиньи”, – это нелепость, невозможно себе представить, ненормально. Как это может быть: такая совершенная драгоценность в свином рыле, которое роется в нечистотах? Ни формы, ни материала не видно.

“Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и – безрассудная” . Есть строгое поведение, есть нормальное поведение, есть вольное поведение. Так вот, в мужских глазах это вольное поведение описывает царь Соломон. Конечно, можно им пользоваться. Слово “пользователь” – очень хорошее слово “юзер” вошло в употребление. Пользователи женской красоты, женской неопытности, легкомыслия, – пожалуйста, охотников полно. И при этом этот охотник не испытывает уважение и даже благодарность. Потому что нельзя вести себя безрассудно.

Можно всё, если не задумываться над последствиями

Сейчас я немножечко отвлекусь, есть такой замечательный анекдот, я понял, что его можно несколько расширительно толковать в применении к нашей теме. Могут спросить: почему себя нельзя вести так, как сейчас принято, не как традиционно в XIX-м, XVII-м веке и раньше? Я отвечу сразу: можно, пожалуйста. Можно всё.

Анекдот такой: “Скажите, пожалуйста, грибы есть можно?” – “Можно”. – “Любые грибы можно есть?” – “Да, конечно, любые грибы можно есть”. – “Правда?” – “Но надо иметь в виду, что некоторые грибы едят один раз в жизни”.

В этом смысле, если не задумываться над последствиями, можно всё. Но если ты задумываешься над последствиями, тогда ты должен себя ограничивать. И этим, собственно, взрослый человек отличается от молодого. Молодые люди могут быть в таком пике обучаемости, талантов, память прекрасно работает, и они могут превосходить взрослого на сто очков вперед. Но у них нет того, что дается с годами – нет жизненного опыта, нет умения или навыка оценивать последствия своих поступков.

Если задумываться о том, что будет из того, что я сделаю так, так и так, вот тогда вы увидите, что не зря написаны заповеди Божии, не зря такие строгие ограничения. Потому что они проистекают из человеческой природы. Вот так же, как правила уличного движения, они написаны кровью. Можно их нарушать, но 30 тысяч человек гибнет на дорогах нашей страны каждый год, потому что люди не соблюдают правила уличного движения – водители и пешеходы. Вот так и заповеди Божии дарованы нам как правила, которые нас оберегают от нашей собственной неосторожности. Это не занудство: не делай этого, лиши себя такой-то радости, такой-то радости. Нет. Не делай этого, иначе тебе будет плохо – ты будешь страдать.

Столько настоящего горя, настоящего страдания мы видим, и поразительно, как глубоко человечески оправданы все предписания, которые так бережно и так твердо хранит Церковь. Не для того, чтобы загнать жизнь в угол и превратить её во что-то серое и обыденное, а чтобы уберечь, чтобы не ранить душу грехом, который душу страшно уродует».

Затем отец Александр напомнил сюжет повести “Портрет Дориана Грея” Оскара Уайлда. И рассказал похожую историю:

«Как-то лет десять-пятнадцать назад на исповедь подходит девушка, высокая, стройная, как оказалось, – кандидат в мастера по художественной гимнастике. На лбу шрамы, на щеках шрамы, на груди шрамы, на глазах темные очки. “Что произошло?” – “Да вот”, – говорит, – “на Новый год пустили петарду, а она полетела мне в лицо”. Просто так ничего не бывает. Вот я “Портрет Дориана Грея” читал и спрашиваю: “А чем ты занимаешься?” – “Работаю моделью”. – “И в одежке снимаешься?” – “И в одежке снимаюсь”. – “И без одежки снимаешься?” – “И без одежки снимаюсь”. Говорю: “Ты понимаешь, сколько ты сделала со своей душой, если Господь тебе явно показал, как ты свою душу искалечила, изуродовала?”

Грех – это страшная катастрофа, которая может изувечить человеческую жизнь, человека молодого, радостного, который смотрит с надеждой в будущее, превращает в израненное, болезненное существо – и самооценка занижена, и грехи давят, потому что искалеченная душа не может жить так же радостно, так же благодарно и благодатно, как душа, которая не повреждена тяжелым грехом.

У нас в народе есть антидуховное присловие: не согрешишь – не покаешься. Нужно к этим словам относиться наоборот: нужно каяться так, чтобы не грешить. Склонность к греху есть в каждой душе, первородный грех сказывается на каждом из нас. Это нужно совершенно твердо осознавать. И слава Богу, что Господь избавляет тебя от тяжких грехов. Слава Богу. Нужно знать, что каждый человек, к сожалению, может оступиться. И нужно каяться так, чтобы, действительно, в минуту жизни трудную не согрешить.

Кто из вас без греха…

В заключение – о том, что всё совсем не так просто, и, на самом деле, всё по милости Божией, я вам приведу всем, конечно, известный евангельский рассказ о грешнице, которую простил Господь. Слова, которые Он произнес: “Кто из вас без греха – первый кинь в нее камень”, –вспоминаются очень легко. Господь простит, и никто камнями кидаться не будет. Этот знакомый рассказ я чуть-чуть прокомментирую.

Как вы помните, Спаситель сидел во дворе храма на скамеечке, вокруг него были слушатели, и Он их учил Царствию Божию. И вдруг, представьте себе (я, например, себя в такой кондиции представить не могу), идет толпа – мужики с камнями, волокут женщину, которую застукали, так сказать, на месте преступления, и вот они готовы в нее кидать эти камни. Я, конечно, иногда выхожу из себя, но не могу себе представить, чтоб я был в таком состоянии, чтобы кинуть в женщину камень. Вот какая толпа – как будто зло сгустилось – приближается, оттесняет слушателей, окружает Спасителя, чтоб не убежал, ставят её перед Ним и говорят: “Учитель, мы её взяли в прелюбодеянии. И таковых закон Моисея повелевает побивать камнями. Что Ты скажешь?”

Спаситель опустил голову и ничего не отвечает. А что ответить? Представьте себе любого из нас, допустим, меня, я сижу на Его месте, и мне задали этот вопрос, вот что бы я ответил? Я скажу: “Ну, ребята, вы чего, спятили что ли? Отпустите её”. Но они же пришли к Спасителю, чтоб Его убивать. Они ж загнали Его в ловушку. Хотели загнать. Они привели её для того, чтоб Его увидеть. И, услышав такой ответ, они б сказали: “Отлично! Значит, Ты хочешь, чтоб у нас была безотцовщина, чтоб наши девки гуляли направо и налево, чтоб жить, как в окружающих народах. Значит, Ты сам такой. Всё, пойдем с нами – мы забьем Тебя камнями”. Они ради этого и пришли. Всё это вычислить совсем нетрудно.

Он мог бы сказать: “Чего вы у Меня спрашиваете? В законе написано? Написано. Так и поступайте”. Но это же значит подписать ей смертный приговор. И они на этом не успокоятся, скажут: “Отлично, молодец, правильно. А теперь вот Тебе камень, пойдем с нами – и Ты первый в нее кинешь, белоручкой не останешься”. Значит, смерть либо физическая, либо нравственная. И вот что сказать, что ответить?

Спаситель сидит, опустив голову. Но только эти бандиты, я не знаю, как их назвать, видят, что Он абсолютно их не боится. Во всем облике такое величие, такое мужество, что они понимают, что Он молчит не потому, что не знает, что сказать, а потому, что не хочет с ними говорить. Почему? А потому что толпа в таком состоянии не способна ничего воспринимать, когда такая агрессия через край. И вот они напирают на него: “Учитель, скажи!” Он молчит совершенно бестрепетно, бесстрашно, совершенно спокойно.

И тогда в толпе происходит перелом – толпа, оставаясь такой же агрессивной, становится способной воспринимать обращенные к ней слова. И вот тогда Спаситель поднимает Свой лик, обводит толпу взором, который трудно описать, столько в нем любви, света, кротости, взор, который проникает в самые темные закоулки каждой души: “Что же ты? Сколько у тебя грехов на душе? Что ты пришел сюда убивать? Что ты пришел делать?” И каждому-каждому Господь заглядывает в глаза. И толпа стихает.

Вот тогда Он произносит свои знаменитые слова: “Кто из вас без греха – первый кинь в нее камень”. И снова опускает голову, чтобы не смущать, не давить, снова сидит, опустив голову, так же спокойно, так же величественно, так же бесстрашно. И им становится стыдно. И вот один за одним они стали выкидывать камни и расходиться. Спаситель сидит, по-прежнему, опустив голову.

И осталась эта женщина одна. Казалось бы, ей бы смыться скорей, привести себя в порядок, одеться как-то и забиться куда-нибудь в уголок подальше, чтоб её никто не трогал. Но она стоит и не может уйти, пока Он ей не скажет. И Спаситель поднимает голову и говорит: “Ну что, женщина, где твои обвинители? Никто тебя не обидел? И я тебя не осуждаю. Иди и впредь не греши”. Так вот, эти слова “Кто без греха – первый кинет камень” – цена жизни этой женщины. И, на самом деле, цена Жизни, потому что Спаситель отвечал за её спасение, и другой на Его месте бы погиб. Так что мы со всей серьезностью должны относиться к тому, что с особой милостью Господь нам заповедовал.

Я хотел бы привести еще одну цитату, еще один мужской взгляд на женскую красоту. Это апостол Пётр. Как вы знаете, апостол Пётр – простой рыбак, и так до конца жизни остался неграмотным. Для контраста вообразите себе, что вы говорите о женской красоте с рыбаком – уши завянут… Так вот, апостол Пётр, обращаясь к женщине, говорит: “Да будет украшением вашим…” – пожалуйста, нужно одеваться и нарядно, и со вкусом, и красиво, и чтобы шло, понятно. – “Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос…” – правильно, Господь даровал волосы, они очень красивы, особенно женские, правда. Но это внешнее. Не внешнее плетение волос, не золотые украшения и нарядность в одежде, это всё – внешнее. А вот дальше совершенно потрясающее определение, что такое женская красота, по сути, – “Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом”.

Господь создал такую сокровенную внутреннюю красоту, которая перед Ним Самим драгоценна, не только перед людьми. Господь устроил так, что, действительно, ты иногда посмотришь и думаешь: Господи, какую ж Ты красоту сотворил потрясающую».


Отцу Александру студенты задали много вопросов, и если бы не позднее время, встреча бы затянулась надолго.

“У меня есть книжка “Как найти семейное счастье”. Так вот, я, может быть, выскажу несколько спорную вещь, но я молодым мужьям такой вопрос задаю: “Скажи, пожалуйста, кто в семье главный?” – “Ну, конечно, муж”. Говорю: “Нет, брат, ты ошибаешься. В семье главный – совет и любовь. Мужчина и женщина пред Господом равны – равноценные личности”. И вообще, еще раз, скажите мне, пожалуйста, кто персонально высшее творение Божье?

– Человек.

Персонально. Не обобщенно, а персонально.

– Адам и Ева. Каждый человек.

Ошибаетесь. Божья Матерь, честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим. Правильно? Значит, выше Её нет никого ни на земле, ни на небе. Значит, нечего выпендриваться и надувать щеки, что мы такие-сякие. Конечно, должно быть единоначалие, кто-то должен принимать решения. Но принимать решения – это не значит, что ты самодур. Так вот, если ты в жене чувствуешь равную пред Богом личность, значит, всё должно быть в семье по обоюдному согласию. А если в семье совет и любовь, где двое или трое собрались, значит, Господь в семье главный, если этот мир духовный в семье поддерживается обоими супругами.

Конечно, трудно быть правым. Трудно. Объяснить человеку, не обидев его, не оскорбив, не унизив, не раздражив, что правда-то у тебя – это совсем непросто. Нужно очень напрячься, чтобы человек тебя воспринял. А где трудно, там трудно – еще мудрость такая. Мы хотим расслабиться, раз-два – и чтобы вся задача была решена. Она просто так не решается, это нам так кажется. И в результате, от того, что кажется, получается скандал. А если ты подумаешь, как донести – значит, донесешь.

Вы, наверное, многие занимаетесь пением и знаете, что, на самом-то деле, не один музыкальный слух, а три: первый – услышать, второй – воспринять, а третий – передать. Вот тогда ты сможешь воспроизвести сложное музыкальное произведение и донести до слушателей то, что хочешь выразить. Но для этого ты на клавишах должен хорошо играть. У меня такая дежурная шуточка есть, когда кто-то хорошо сыграет, я подхожу и говорю: “Ой, как ты хорошо на клавиши нажимаешь, научи меня, пожалуйста”. Кто музыкой занимается, тот знает, что это постоянный труд, огромный, продолжительный, многолетний, ежедневный труд. Но так же донести до человека – это тоже труд. Ты должен донести до него свою правильную мысль правильно, чтоб он её воспринял, а не отторгнул».

– Отец Александр, какие качества Вы можете отметить в мужчинах, главные с точки зрения мужчины как будущего отца семейства и главы семьи? Как они воспитываются?

«Вопрос очень хороший. Можно сказать, что настоящего мужчину воспитать гораздо труднее, чем хорошую прекрасную девушку. Это действительно так. Многие девушки не могут выйти замуж, потому что нет достойного жениха, потому что или бабники, или пьяницы, или еще какие-то непонятно. Но воспитывать надо, как раньше воспитывали, конечно, делая поправки на современную жизнь. Я просто пример приведу.

Когда-то давно, без малого 20 лет, подходит ко мне мужичок, ростом с меня, поплотнее только. “Я, – говорит, – человека убил”. – “Как?!!”

Дело было в Магнитогорске, где-то 50-е годы, он шел поздно вечером по улице, и видит – там чуть не десять парней волокут куда-то девушку. “Ну и, – говорит – я вступился. Ясное дело – они на меня. Я побежал. Они – за мной. Но я бежал быстро. Они растерялись. Ну, они не знали, что я чемпион города по боксу и стал укладывать одного за одним. Вот один оказался хлипкий”. Я уже не помню, что я ему сказал, помню, что я был ошеломлен, конечно. И даже я не спросил, что с ним правосудие сделало, к сожалению, не догадался. Вот реакция нормального мужчины. Так и должно быть.

Другая история, совсем недавно, слава Богу, там все живы, шел человек тоже поздно вечером и видит – два парня к девушке пристали. Он их обоих уложил, а на девушке со временем женился. Он в МВД служит, был в штатском тогда.

Так что воспитать такие рыцарские качества в мужчинах очень трудно, потому что сейчас современное законодательство против таких проявлений. Если сейчас бы разбирали это дело с Магнитогорском: значит, они тебя трогали? Нет. Они чего-нибудь сделали? Нет. Они тебе чего-нибудь сказали? Нет. За что ж ты их стал бить?

Вся наша жизнь перевернута. И в этой перевернутой жизни очень трудно находить правильные решения. Но есть такое слово “благородство”, выпавшее из нашего лексикона. Нужно помнить, что человек – существо благородное в самом лучшем, полном смысле этого слова. И надо учиться и из литературы, и из жития святых, и молиться, стараться воспитывать в себе такие благородные качества».

– В чем, по-Вашему, истинное счастье?

«Очень хороший вопрос. Конечно, трудный. Но, собственно, вы, наверно, знаете, счастье – соучастие в Божественном замысле. Господь каждому человеку желает спасения. И если ты спасаешься, в монастыре ли, в семье ли, если ты стараешься исполнять заповеди Божьи, ты стараешься искать, находить, выполнять волю Божью, значит, ты будешь счастлив.

Апостол Павел дал потрясающее определение: плод духовных усилий есть любовь, на первом месте, в христианском понимании, на втором – радость. То есть интересно, на втором – радость. Если человек радостный, значит, это критерий. Насколько ты хорошо любишь или нет – это трудно оценить, а если ты радостный – это критерий. Если у тебя на душе светло и радостно, значит, всё хорошо. Если тоска – значит, какой-то грех бередит в твоей душе. Любовь, радость, мир. Причем мир с Богом, мир с самим собой и мир с окружающими».

– Как обрести смирение?

Вот так мы к Господу и обращаемся. Ты попросил – Господь еще быстрей, чем человек, среагирует. Ты хочешь смирения – Господь тебе протянет. Научись принимать. А ты попросил и думаешь, что никто тебя не слышал, никто на твою просьбу не отреагировал, и начинаешь реагировать совершенно неправильно. Так вот, просишь – будь уверен, что Господь даст тебе смирение. А смирение – это сила преодолевать свои слабости. Человек должен быть сильнее своих слабостей. Смиренный человек – это сильный человек, который преодолевает любую свою слабость».

– Что такое истинная любовь? Как Вы её видите?

Как пример истинной любви и верности отец Александр рассказал историю его дядюшки и его супруги. История их знакомства была романтичной: они оба были студентами Московской Консерватории, были вместе на концерте и полюбили друг друга с первого взгляда. Это было в 1938 году, у них родилась дочка, а в 1941 году началась война. В 1942 году дядюшка был отправлен на фронт, он сам решил это, хотя и мог добиться отсрочки или освобождения от призыва на фронт. Виделись они после этого только один раз, когда молодая жена каким-то невероятным способом смогла попасть к мужу на передовую, когда фронт проходил недалеко от Москвы. Это была очень короткая встреча. А через некоторое время с фронта пришла похоронка. Несмотря на то, что тетушка была молода, очень красива и талантлива, она больше не вышла замуж, растила дочку одна и осталась верна своей любви, верна своему мужу и после его смерти.

Сохранились письма дядюшки с фронта своей жене, которые свидетельствуют об удивительной красоте и глубине их чувств: «Слов нет, очень тяжело друг без друга, но ведь пока мы живы – это наше, нашу любовь ничто не может отнять от нас, а лишь изменить ее форму. Пока мы живы, мы можем и должны уже сейчас перекинуть мостик (пускай мысленно, пускай без всяких реальных оснований) от нынешнего безвременья к лучшему будущему… Пускай не будет моих писем, пускай меня самого не будет – я всегда с тобой, ибо если есть какая-то неумирающая частица, то тем более она есть в любви, которая есть та же жизнь, но только в ее лучшем и чистом виде». Было ему всего лишь 24 года.



– Расскажите, пожалуйста, о соотношении понятий любовь и страсть.

«К сожалению, богатый и могучий русский язык в нескольких понятиях оказывается удивительно беден. У греков для слова “любовь” есть три глагола, а у нас только один: “люблю картошку” и “люблю жену” – одно и то же слово. Поэтому понятно, что речь идет о высшем проявлении, которое Церковью понимается.

А страсть – это, на самом деле, слабость. Это нечто в тебе, что сильней тебя самого. Апостол Павел а Послании к Римлянам говорил: «Бедный я человек – то, что хочу хорошее, не делаю, а что не хочу плохое, то делаю». Когда нечто в тебе подчиняет тебя самого, когда не ты собой командуешь, а нечто.

Одна моя прихожанка написала статью с очень замечательным названием “Играй, гормон”. Когда в тебе гормон играет так, что ты не можешь ему сопротивляться, не можешь противостать этому самому пусть психофизическому, любому какому-то кипению, которое в тебе происходит, значит, это и есть страсть, и ты слабее неких пусть сильных, пусть естественных, но проявлений своей натуры, которая должна быть в подчинении у тебя самого. Ты командуешь, а не твои проявления руководят тобой».

– Что делать девушке, если её преследует молодой человек?

«На самом деле, это серьезные проблемы, не надо смеяться, потому что действительно это жизненная, совсем непростая ситуация. Поставить себя на место этой девушки – совсем не до смеха.

У нас есть психологические особенности. Известно, что интересно дразнить того, кто реагирует, а если не реагирует, то и дразнить неинтересно. Вот так и здесь: если не будешь никак, очень четко и корректно, и определенно реагировать, то и, в конце концов, надоест ему бесплодно бегать. Не заводиться, не злиться, не обижаться, а при этом очень-очень сильно молиться, чтоб Господь дал силы выдерживать этот стресс».

И хотя вопросов было еще много, пришло время закончить встречу. К тому же тему женской красоты, брака, верности, благородства невозможно исчерпать за один вечер. Но отец Александр так глубоко и интересно вел беседу, что наверняка многие молодые люди и девушки по-настоящему задумались об этих важных вопросах.



Подготовила Тамара Амелина

Видео Виктора Аромштама
Фото Александра Филиппова

Это понятие все представляют себе по-разному. Однако в сознании человека оно остается неизменным: услышав его, он вспоминает нечто прекрасное. Можно бесконечно давать объяснение этому понятию. Это что-то неповторимое, заставляющее приходить в восторг.

Что такое красота? Почему ее обожествляют люди?

Красота - величина вселенского масштаба. Ее влияние на все сферы жизни человека велико. Потребность в ней есть у всех людей.

Красота дарит гармонию, окрыляет душу, поселяет в ней надежду. Она становится главной музой для творческих людей. Как только она касается разума гениального человека, у него рождается нечто прекрасное. Так создавались шедевры мирового искусства.

Она идет рука об руку с искусством. Под ее влиянием создается музыка, способная будоражить кровь. Она вдохновляет художника, создающего полотно, к которому выстраиваются очереди желающих посмотреть. Нежные аккорды стихов сочиняются поэтами в момент столкновения с прекрасным.

Источник натуральной красоты - природа. Она повсюду. Люди ее видят друг в друге и даже себе самих. Что испытывает при этом каждый из нас? Чаще всего это ощущение умиротворения и восхищения.

Красота и природа могли бы стать словами-синонимами. Красота природы - вспомните стихи авторов, которые посвящали их красотам Земли.

Рассматривая это понятие, имеют в виду два понятия: внешняя и внутренняя красота. Они касаются людей. Если первое понятие предполагает характеристику человеческого тела, то второе - более глубокое.

Человеческая красота неразрывно связана с таким великим чувством, как любовь. Внутренние особенности людей это и есть духовный мир.

Внешняя красота может создаваться самим человеком. Но не каждый способен раскрыть в своей душе внутреннюю красоту. При наличии богатой духовной культуры внешняя привлекательность выступает всего лишь оболочкой.

Это понятие становилось темой для высказывания великих людей. Шекспир говорил, что настоящая драгоценность - это книга с золотыми застежками, прикрывающая золотое содержание. Писатель считал человека, соответствующего этому описанию, заслуживающим уважения. Суть красоты это поиск великих философов, поиск всей жизни человека.

Красота необходима в повседневности, чтобы разнообразить быт человека. Она дает силы жить, и с этим трудно поспорить.

Красота, то к чему стремится каждый человек, сознательно или бессознательно. Восприятие прекрасного заложено у нас внутри, как путеводная звезда.

Человек ищет спутника жизни, способного стать для него источником вдохновения. В современных домах тоже полно красивых вещей. Мы приобретаем их, чтобы создать в доме уют.

Даже работу люди выбирают по принципу вдохновения. Если она вызывает у нас чувство прекрасного, мы ощущаем себя «в своей тарелке». Если наоборот, то такой труд направлен на выживание и не может быть источником наслаждения.

Эталоны красоты на разных континентах

Представители разных народов имеют свое мнение красивого. Вот почему то, что в одних странах считается прекрасным, может вызывать неприязнь в других.

Латинская Америка

Если говорить о человеческой красоте, идеалом здесь считается женщина с пышными формами и длинными волосами. Латиноамериканцы поощряют методы совершенствования внешности. Также им нравятся представительницы прекрасного пола с ярким макияжем и откровенными костюмами. По статистике, 40 тыс женщин каждый год ложатся под нож пластического хирурга только в Венесуэле.

Африка

Если в Европе восхищаются высокими и худыми женщинами, в Африке все обстоит наоборот. На них смотрят как на больных и, следовательно, неспособных выносить здорового ребенка.

Полнота в странах Африки воспринимается как свидетельство здоровья и богатства семьи. Мелкие детали зависят от особенностей тех или иных племен. Кому-то по душе длинные шеи, другие предпочитают вытянутые лица...

Вопрос конечно интересный. Что такое красота? Ну не знаю. Это скорее, что-то привлекает внимание, если принять сроки по геометрии, своими совершенными, правильными формами, например, еще с детства помню в садике фальгу от канфет мятую кладешь на стол и ногтем разглаживают и Фальга с мятой становится почти идеально ровной и гладкой, как зеркало, она блестит в ней отражаются предметы и ты с гордость всем показываешь, смотрите какая у меня есть гладкая и красивая. С возрастом преметы меняются. Это может быть что угодно красивый правильной формы драгоценный камень и т.д. Одно точно, красивой вещью хочется обладать. Красота является предметом зависти и восхищения. Будь то предмет, будь то человек. Если говорить о человеке, то многие аспекты красоты. Но судя по наблюдениям, внешнюю красоту человека определяют в основном по его внешности, а если капнуть по глубже, то это пропорционалность телосложения (например, длинные, ровные (некривие) женские ноги и т.д.) и правильность форм лица (прямой нос и т.д.). Если ты идешь с красивой девушкой, проходя мимо других ребят несмотря на красоту (т.е. Ее лицо это красивые (не косые, одинаковаго размера) глазки, хорошенький (некривой, пропорциональный другим частям тела) носик, красивые с серьгами (Не разного размера) ушки, узкая талия длинные, красивые (некривие) ножки) девушки у ребят может появиться чувство зависти (и слова смотри которой красавицей идет), заключение внешняя красота человека это совершенство, правильность, пропорциональность, симметричность частей тела. Человек стремиться к совершенству. Но нельзя упускать из виду и внутреннюю красоту человека. Мне кажется внуренней красоту человека на расстоянии не разглядишь. Формы внутренней красоты можно "увидеть " и почувствовать только, если провести некоторое время и понаблюдать за человеком. Скорее всего это совершенство поступков. Наверное внутреннюю красоту определяют поступки человека. К примеру, идет в своем дворе парень, а за ним в десяти шагах отстал от него друг, вок...

Важнее внутренняя красота, то есть огонь в сосуде, но это мое мнение. А вообще, красота это ощущение, это и сила и слабость, или точнее сила в слабости как в любви и у женщины. Это то, что сложно объяснить, красоту надо увидеть и почувствовать. Ведь порой обычная травинка, на которую нельзя не обратить внимание попав под луч Солнца или под капельку дождя становится прекрасной. Или человеческая улыбка, естественная, способна украсить любое лицо. Грань между неприметностью и красотой очень тонкая, иногда надо просто всмотреться в то или в кого-то что заметить красоту. Именно за эту неуловимость красоту и стоит любить. И еще при хрупкость, которую порой так легко разрушить.

Красота это понятие не имеющее конкретного определения (как и любовь) Невозможно "алгеброй гармонию проверить ".Красота понятие субъективное, причем изменчивый во времени и изменчивый в человека даже в течение жизни.Ето некий образ доставляющий нам эстетическое удовольствие.В обществе могут существовать в разное время разные стереотипы красоты, которые формируются в зависимости от от воздействия искусства, литературы. может быть как раз искусство (изобразительное) представляет наглядно понятие красоты, которое в данный момент принято данным обществом.Скорее всего они взаимно влияют друг на друга.Понятие красивого будет по-разному даже в разных слоях общества.

" Красота спасет мир " слова Достоевского. Думаю имеют такой смысл если люди начнут жить и внутренне и внешне согласившись с красотой (это чувство интуитивно и образно заложено в нас Богом в противовес логике и разуму), то это спасет мир, так как мы соеденены друг с другом и со всей природой на земле, но продолжаем разрушать эту гармонию.Заложенное у нас чувтва красоты делает жизнь удивительной и интересной и помогает нам выбрать хороший путь. Но есть и много у нас которое запутывает нас как в " королевстве зеркал ".

Но « рязанских раздолье » Ширад Есенину не заменит! И любовь Шаганэ не заглушу воспоминаний о северной холодной красоте оставленной в России девушки. С двух прекрасных миров Есенин выбирает «край свой??милый » - красоту Родины. Земля предков так дорога ему, который умеет видеть в ней больше прекрасного, чем в любом другом уголке мира... Как и Блок, Есенин любит Русь, отождествляя ее с красавицей в узорном платке... Но даже не одну родную землю - весь мир, все прекрасное в нем восхваляет Есенин!

Красоту определяет душа. Внутренняя сущность. А как трогательно описана Наташа Ростова в финале романа, несмотря на то, что « пополнела », « похудела »... Красота ее души неподвластна времени, как и настоящая красота. А внешнюю красоту время убивает...

Наполеон в « Войне и мире» показан невысоким человечком, совершенно обычным, ничем не выдающимся снаружи. Кутузов - тучным, тяжелым, одряхлевшим... но он прекрасен в своем патриотическом порыве - и отталкивает Наполеон, съедает честолюбием, терзает неограниченной власти и единоличного господства, готов ради этого пролить океаны крови и уничтожить мир войной.

Говоря о красоте, мы обычно имеем в виду не только внешний вид, красивое лицо, но и способность управлять своим телом, умение красиво двигаться. Одним словом, основной составляющей нашей привлекательности есть хорошая осанка, которая достигается только систематическими занятиями спортом. Для красоты и здоровья активные движения просто необходимы, а именно их не хватает современному человеку. Поэтому нужно заполнять эту потребность организма ежедневной физической работой и активными упражнениями. Доказано, что спорт имеет исключительное значение и для предупреждения заболеваний. Говоря о здоровье физическом, не стоит забывать и о здоровье духа. Ведь спокойный, уравновешенный человек живет более счастливой жизнью. Недаром говорят, что самое большое наше богатство - здоровье, а к душевному здоровью это относится вдвойне. Многие заболевания сердца, желудка, почек, кожи и других органов обусловлены стрессом - нарушением душевного равновесия. Это сказывается и на поведении человека в обществе. Словом, заботясь о своем здоровье, улучшая физическое и душевное состояние, мы заботимся и о красоте. Ведь хорошая внешность и крепкое здоровье является не только даром природы - они достигаются самообладанием и целенаправленными усилиями самого человека.

Блестящая... и плотная кожа... волосы, ясные чистые глаза... губы - это прямые показатели общего здоровья, они свидетельствуют о... Красивая... осанка... плечи, внимательный взгляд, высокая посадка головы - это признаки... Большие и широко расставленные глаза красивые, так как... Чем больше глаза, тем..., тем лучше зрение. Чем..., тем более стереоскопичность зрения, глубина планов. Красивые уровне, плотно посаженные зубы, прогнутые правильной дугой, потому что... красивые длинные ресницы, поскольку они лучше... Нам кажутся они изящнее, если..., в этом случае они не смыкаются и не смерзаются. Красивые густые и не очень широкие брови, потому что они... Женщина имеет более развит... Это запас на случай внезапного голода во время вынашивания и кормления ребенка. Резервная пища служит одновременно... для развивающегося ребенка. Длинная гибкая шея добавляет к красоте женщины, так как по своей давней природе женщина -... Более... шея мужчины обеспечивает прочную поддержку головы в бою или при ношении тяжестей.

Прочитал я эту заметку и… не согласился с выводами статистики. Рождённый в Советском Союзе, я всегда знал, что красота, особенно женская красота, не ограничивается только красотой тела.

НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА
Н.Заболоцкий

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Душа – вот в чём главная красота человека! Так всегда учили меня мои родители, мои учителя, мои книги и фильмы. И действительно, сколько примеров, когда «королевы красоты», будь то у нас в России, или за рубежом, выйдя замуж, казалось бы по любви, потом всю свою жизнь мучаются с некогда любимыми мужьями, или «ходят по рукам», от одних мужей к другим пока ещё не увяла красота. И наоборот: дурнушки и золушки живут, окружённые любящими супругами, детьми, а потом внуками.

Я и сам никогда не чурался физической красоты женщины (это было бы противоестественным), но не она была главным критерием выбора моей спутницы жизни.

Красавицей её не назову;
Не буду лгать нескромными стихами,
Что кожа пахнет томными духами,
И стать её подобна божеству.

Её глаза не звёзды, ну так что же!
И лик её не полная луна.
И цвет волос не платины, а льна.
И губы с лепестками роз не схожи.

Душой она не ангел во плоти.
Её характер – взрыв, вулкан, Везувий.
Но страсть её без сладостных безумий
И пошлости: коль переспал – плати!

Я тоже далеко не Аполлон,
В постели – что скрывать – не Казанова.
И спесью в полной мере наделён,
И гением тщеславия больного.

И если б Время повернулось вспять
И, отсчитав положенные годы,
Нам предложило заново начать
Совместный путь сквозь беды и невзгоды –

Прожив всю жизнь со мной, уверен я,
Что взгляд жены на мужа изменился –
Она не вышла б замуж за меня.
И я б на ней, пожалуй, не женился.

А впрочем, если вдуматься всерьёз,
Чего еще желать нам друг от друга?
Мы радость больше ценим после слёз,
А тёплый кров, - когда бушует вьюга.

И потому мы вместе много лет.
Наш путь тернист – то круче, то положе,
Живём, как Бог нам на душу положит.
…И нет счастливей пары на земле.

*"Её глаза на звёзды не похожи..." (перевод Маршака)

Статья весны 2014г.

7 мая - день рождения советского поэта Николая Заболоцкого. 1903-1958.
111-ая годовщина в 2014г. Это не юбилейная, строго говоря, цифра, но по своему примечательная триада единиц:111. Да и просто день рождения!

Рамки этой заметки не позволят обширного экскурса в биографию и творчество, переводческие штудии Н.Заболоцкого. Все это при желании можно легко найти на просторах Сети. Моя задача скромнее:напомнить, что сегодня день рождения замечательного поэта, одного из наиболее философски звучащих поэтов Советской страны.

Когда называется имя Николая Заболоцкого, то чаще всего приходят на ум любому сколько-то знакомому с русской поэзией 20 века два его стихотворения: "Некрасивая девочка" и "Метаморфозы". Первое пронзительная картинка, увиденная автором и навеявшая этот поэтический шедевр.

О чистоте детской души, о зависти, разъедающей душу, вступающую в взросление, и наконец-изумительный афоризм, венчающий стих, который давно существует самостоятельно, так что, цитируя, многие даже не всегда знают источник:




Стихотворение "Метаморфозы" известнейший философско-поэтический шедевр,
и также содержащий строки, ставшие широко цитируемым афоризмом:это первые четыре строки. Читая это произведение, современный читатель, конечно, подумает, что автор говорит о реинкарнации, переселении душ, в которую верили на Востоке и которая стала модной верой во всем мире. Однако это не то что бы не так, но несколько шире.

Это стихотворение квинтэссенция философских воззрений Николая Заболоцкого.
Я бы сказала так. В СССР религии были практически запрещены. Но религиозное сознание суть врожденный импульс, как нравственный закон. Чем нравственно совершеннее личность, тем ближе она к Богу.

Но поскольку коммунисты запретили Бога, то людям, ищущим "пути к храму", приходилось изыскивать особые пути. Многие образованные люди в СССР не приемля в силу полученного образования и общего нерелигиозного строя жизни приверженности к традиционным конфессиям, которые формально не были запрещены Советской властью, хотя религии активно ею критиковались, а открытая религиозность не поощрялась, тем не менее испытывая врожденное беспокойное стремление к высшему, не называя это религиозным чувством, сочиняли разнообразные концепции, в основе которых лежала наука и могущество человеческого разума, но в ближайшем рассмотрении это были в все те же разные "Пути к Храму"! Чаще всего в духе Спинозы:пантеизм, воспевание Материи, но одухотворенной и очеловеченной. Так появляется целый ряд произведений в жанрах самых разных от философских трактатов до научной фантастики. От философских произведений, таких как "Космология духа" Ильенкова в русле русского космизма, фантастических произведений и трактатов Циолковского до "Туманности Андромеды" Ивана Ефремова, сильнейшее воздействие которого на умы в СССР и во всем читавшем НФ мире ныне почти забыто.

Чтобы понять "Метаморфозы" Николая Заболоцкого аутентично, а именно тот смысл, который вкладывал сам автор - нужно знать, что он общался с Циолковским, штудировал Энгельса, Григория Сковороду, Тимирязева, Вернадского, читал труды Эйнштейна. Испытывал влияние Велимира Хлебникова, одного из самых загадочных русских поэтов. Коллекционировал и изучал творчество художников Шагала, Филонова, вообще весь русский авангард. Также проявлял интерес к Брейгелю и другим голландцам. Наконец, был впечатлён концепцией русского философа Николая Федорова.

Натурфилософия Николая Заболоцкого очень интересна и меня навела на любопытные параллели. Но об этом в другой статье. Здесь же насладимся поэтическим кристаллом Николая Заболоцкого, освежив в памяти несколько самых известных поэтических произведений. Но далеко не только эти стихи сделали бы честь любому поэту, но шире о поэзии Н.Заболоцкого в другой раз.

Здесь лишь пунктирно...

Метаморфозы

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной,-
Не я один. Нас много. Я - живой
Чтоб кровь моя остынуть не успела,
Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел
Я отделил от собственного тела!
И если б только разум мой прозрел
И в землю устремил пронзительное око,
Он увидал бы там, среди могил, глубоко
Лежащего меня. Он показал бы мне
Меня, колеблемого на морской волне,
Меня, летящего по ветру в край незримый,
Мой бедный прах, когда-то так любимый.
А я все жив! Все чище и полней
Объемлет дух скопленье чудных тварей.
Жива природа. Жив среди камней
И злак живой и мертвый мой гербарий.
Звено в звено и форма в форму. Мир
Во всей его живой архитектуре -
Орган поющий, море труб, клавир,
Не умирающий ни в радости, ни в буре.
Как все меняется! Что было раньше птицей,
Теперь лежит написанной страницей;
Мысль некогда была простым цветком,
Поэма шествовала медленным быком;
А то, что было мною, то, быть может,
Опять растет и мир растений множит.
Вот так, с трудом пытаясь развивать
Как бы клубок какой-то сложной пряжи,
Вдруг и увидишь то, что должно называть
Бессмертием. О, суеверья наши!

Некрасивая девочка

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Не позволяй душе лениться!

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
1958

Из сборника:
Николай Заболоцкий. Меркнут знаки Зодиака.
Москва: Эксмо-Пресс, 1998.

Рецензии

Спасибо, написано грамотно и с душой. Только Сковороду зовут не Николаем, а Григорием. Да и сама идея отметить три единички хороша:)

О Заболоцком интересно пишет Ольга Седакова:
http://loshch.livejournal.com/34341.html
Хотя я, конечно, категорически не согласен, будто "поэтический мир Заболоцкого не приобрел какой-то последней, чеканной завершенности – и его имя не стало знаком, способным при упоминании вызвать в уме". У Седаковой есть досадный бзик не принимать ничего даже отдалённо близкого к соцреализму, простим ей это.

Вообще Заболоцкий очень разный и, к сожалению, он начиная с 30х годов побаивался использовать в поэзии свои сюрреалистические наработки. Особенно после лагерей:(. А прийти к церкви у него действительно было мало возможностей Но Бог ни одного настоящего поэта не обходит стороной, даже Маяковского (отдельный разговор). Вот и у Заболоцкого есть:
Бегство в Египет

Ангел, дней моих хранитель,
С лампой в комнате сидел.
Он хранил мою обитель,
Где лежал я и болел.

Обессиленный недугом,
От товарищей вдали,
Я дремал. И друг за другом
Предо мной виденья шли.

Снилось мне, что я младенцем
В тонкой капсуле пелен
Иудейским поселенцем
В край далекий привезен.

Перед Иродовой бандой
Трепетали мы. Но тут
В белом домике с верандой
Обрели себе приют.

Ослик пасся близ оливы,
Я резвился на песке.
Мать с Иосифом, счастливы,
Хлопотали вдалеке.

Часто я в тени у сфинкса
Отдыхал, и светлый Нил,
Словно выпуклая линза,
Отражал лучи светил.

И в неясном этом свете,
В этом радужном огне
Духи, ангелы и дети
На свирелях пели мне.

Но когда пришла идея
Возвратиться нам домой
И простерла Иудея
Перед нами образ свой -

Нищету свою и злобу,
Нетерпимость, рабский страх,
Где ложилась на трущобу
Тень распятого в горах,-

Вскрикнул я и пробудился...
И у лампы близ огня
Взор твой ангельский светился,
Устремленный на меня.

Набор самых известных стихов в моей версии немного другой, я бы ещё вспомнил "Очарована, околдована" (которая даже стала блатной песней), "Тарусу" и "Знаки зодиака".

А приведённое вами место из "Некрасивой девочки" я твержу, если при мне девушки переживают из-за внешности:).

В следующем году по 110 лет исполнится Варлааму Шаламову и Арсению Тарковскому. Кто бы вспомнил...

Григорий Сковорода, конечно. Не могла не знать, но все же допустила ляп. А впрочем я все собираюсь хоть глянуть в труды этого классика украинской философии, и все недосуг. Ну вот теперь все ж запишу в список обязательного к прочтению.

Таруса и Знаки Зодиака. Надо прочесть, хотя возможно, что и читала и подзабыла. Очарована, околдована... Точно, Заболоцкий! И верно:блатная песня. Ну или стиля "русский шансон". Хотя замечу, что песня ББГ "Город золотой", ставшая "знаковой", приметой времени, у итальянского знатока итальянских же канцон вызвал ярость:как можно так профанировать высокий штиль и имя классика итальянской музыки, коему было приписано авторство музыки. Ведь мистификация раскрылась не сразу.
НО меня в той истории больше заинтересовало не это, а то, как "реинкарнируют" произведения, мелодии(мелодия-то Града золотого и точно из той канцоны, слегка видоизмененная!), образы искусства. На эту тему у меня есть по меньшей мере две, даже больше, несколько статей. О сенсационном происхождении самых популярных песен современности из архаичных мелодий.

В Париже в католическом храме стоял во время мессы русский эмигрант. Звучал медленный торжественный григорианский хорал. Ничто не нарушало атмосферы отстраненности от суетности и дум о вечном.
И вдруг!.. Эмигрант навострил слух. Не может быть! Но тема звучала снова и снова. Едва дождавшись окончания, эмигрант поспешил к епископу и др. с потрясенным вопросом:
- Почему в вашем храме во время мессы исполняется революционный гимн "Интернационал"?!! Я изгнан из России, русский философ Николай Бердяев, я прошу ответить, почему вы исполняете большевицкий гимн?
Епископы были удивлены не менее. Наверное вызвали органиста. Тот наверное не раз перепроверил ноты:все правильно играл!
-НО это же тема Интернационала, только звучит в несколько раз медленнее, чем рабочий гимн Дегейтера!
А оказалось, что это древний духовный гимн, который был использован в преображенном виде. И это далеко не единичный случай...Я знаю еще много таких случаев. Удивительно, да? А историю об Интернационале я прочла не где-нибудь, в на просторах сети, на которых много всякой небывальщины и выдумок -а в книге, взятой из библиотеки, вышедшей в советское время и называлась она "Песнь песней революции. Пылающие строки "Интернационала".
Автор, правда, попытался перевернуть все на 180 градусов. Де-это церковники взяли знаменитую песню и переделали ее в духовную музыку для службы, чтобы "привлечь прихожан". Абсурдно, конечно. Но факт остался фактом.

Впрочем, я переврала насчет Города золотого. Стихи этой песни содержат библейские аллюзии. А вот музыка. Да, Вавилов конечно оказался гениальным имитатором(не только канцона, но знаменитейшая Аве Мария Каччини, как оказывается, которую исполняют во всем мире). Но имитация ведь все же имеет оригиналы.И чтобы приписать авторство-нужно войти в образ и точно скопировать стиль. Спецы -то все равно установят аутентичность стиля. Так что Джулио Каччини едва ли не в равной мере имеет право на авторство-как и Владимир Вавилов - на Аве Марию.

Как и Франческо да Милано-на музыку Города золотого. Как сказано в вики, долгое время авторство да Милано ВЫЗЫВАЛО СОМНЕНИЯ ввиду того, что в ППС композитора этой мелодии не было. НО раз вызывало сомнения у специалистов только по причине отсутствия в ПСС- то не это ли триумф Имитатора?!

"За свой необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме, он получил также прозвание «русского Сократа» .
А. Ф. Лосев из оригинальных идей Сковороды выделял его учение о сердце, мистический символизм в учении о трёх мирах и представление о двух сущностях мира, видимой и невидимой".

Теперь ясно, что Николая Заболоцкого могло привлечь в философии Г. Сковороды:пантеизм в духе Спинозы и учение о множественности миров.
Как считаете:согласуется философия Сковороды - с каноническими представлениями?

"Интернационал" вообще довольно загадочный, например:
http://www.youtube.com/watch?v=y10Li8rGD0U
Конечно, Тальков это не сам заметил, а откуда-то вычитал...
C философией Сковороды я плоховато знаком, но, насколько можно судить бегло, троемирье c двумя сущностями вполне каноничны, а пантеизм - не очень.

Филипп, спасибо за ваши слова про загадочность Интернационала. Вы поразительно меток выражаете отточенные мысли. А сейчас я должна выпить крепкий кофе и сразиться с снобствующим господинчиком. Обозвавшим Россию-Мухосранском.

А "Очарована, околдована" хоть и не имеет отношение к музыкальным мистификациям, но действительно интересно, почему из неё получился хитовый русский шансон. Возможно, дело в том, что это самый бесхитростный текст Заболоцкого (кроме разве что горячо мной нелюбимого "Читая стихи") - он переживал новый всплеск страсти к своей жене, ему было не до изысков, стихи просто вырвались.

"Свою правду" нужно защищать. Иначе это просто догматика, принятая на веру без всякой критики. Я предоставила оппоненту возможность по всему фронту, от науки до экономики и политики, и даже европейской культуры-защищать "свою правду":Европа неизмеримо выше России(которую он называет однако презрительным жаргоном:Рашка, Мухосранск и т.д.). Европа очевидным образом ничего не дала ему и в плане европейских манер:такое обращение даже в полемике для меня не то чтобы ново, но по прежнему удивительно.

Это от него жена на короткое время ушла, потом вдруг вернулась - и он написал целый цикл стихов о любви, до этого, как считается, у него чистой любовной лирики не было.
Он даже умер отчасти от радости, на подъёме. Проснулся в прекрасном настроении, стал зубы чистить - и сердце не выдержало.

Кстати, прекрасное стихотворение про Григория Сковороду есть у Тарковского:

Григорий Сковорода

Не искал ни жилища, ни пищи,
В ссоре с кривдой и с миром не в мире,
Самый косноязычный и нищий
Изо всех государей Псалтыри.

Жил в сродстве горделивый смиренник
С древней книгою книг, ибо это
Правдолюбия истинный ценник
И душа сотворенного света.

Есть в природе притин своеволью:
Степь течёт оксамитом под ноги,
Присыпает сивашскою солью
Чёрствый хлеб на чумацкой дороге,

Птицы молятся, верные вере,
Тихо светят речистые речки,
Домовитые малые звери
По-над норами встали, как свечки.

Но и сквозь обольщения мира,
Из-за литер его Алфавита,
Брезжит небо синее сапфира,
Крыльям разума настежь открыто.

А если ты чувствуешь, что оппонент очевидным образом сильнее тебя и предоставляет контраргументацию, на которую тебе нечего ответить-то нужно не навешивать оскорбительные ярлыки, если уважаешь себя, а признать хотя бы свою недостаточность аргументации и вежливо признав, что этот раунд проигран, откланяться. И далее либо забыть о дискуссии, либо углубиться в вопросы полемики, тщательно готовиться.
По моему, очевидные вещи, и как же меня удивляют, потому что большинство таких простых вещей не понимают, оскорбляются даже не личным, а отвлеченными аргументами в дискуссии, превращают в непотребные свары. Я просто...очень удивляюсь. Этот случай не нечто единичное-но вполне заурядное явление.

И ещё одно:

"Мир ловил меня, но не поймал".
Автоэпитафия Гр.Сковороды

Где целовали степь курганы
Лицом в траву, как горбуны,
Где дробно били в барабаны
И пыль клубили табуны,
Где на рогах волы качали
Степное солнце чумака,
Где горькой патокой печали
Чадил костер из кизяка,
Где спали каменные бабы
В календаре былых времен
И по ночам сходились жабы
К ногам их плоским на поклон,
Там пробирался я к Азову:
Подставил грудь под суховей,
Босой пошел на юг по зову
Судьбы скитальческой своей,
Топтал чебрец родного края
И ночевал - не помню где,
Я жил, невольно подражая
Григорию Сковороде,
Я грыз его благословенный,
Священный, каменный сухарь,
Но по лицу моей вселенной
Он до меня прошел, как царь;
Пред ним прельстительные сети
Меняли тщетно цвет на цвет.
А я любил ячейки эти,
Мне и теперь свободы нет.
Не надивуюсь я величью
Счастливых помыслов его.
Но подари мне песню птичью
И степь - не знаю для чего.
Не для того ли, чтоб оттуда
В свой час при свете поздних звезд,
Благословив земное чудо,
Вернуться на родной погост.

Я напротив заряжаюсь, если-Polemix
НО как мало достойных полемистов в Всемирной Паутине!
Вы меня покорили в частности своим умением вести цивилизованные беседы, которые даже не дискуссионны, вы просто знаете много и умеете так тонко ответить, что это даже полемикой сложно назвать, скорее-развитием темы. А если чего не знаете-честно признаете и идете "гуглить" и осмысливать.

Ваша поэтический багаж кажется неисчерпаемым... Спасибо, замечательные стихи, даже про Григория Сковороду и целых два. Профи это профи... Тут злись-не злись, как тот субъект-ничего не поможет:)) Профессионализм нужно наживать, это не вдруг.

Ваш поэтический багаж(опч). Ваша память хранит стихи по каждому случаю, любому пункту обсуждения, стихи как хрестоматийные, и с нюансами и вариациями, версиями переводов, так и самые малоизвестные и неожиданные. Молодец! Не теряйте энтузиазма.

А тургеневское стихотворение в прозе " С кем спорить" я теперь буду цитировать вначале своих дискуссий. Чтобы настроить на нужный лад. НО боюсь, большинство моих оппонентов примет на свой счет некоторые пункты этого текста:)) И дальше несложно предвидеть:))

Ну наизусть я не так много помню, просто всплывает, что примерно такие-то или такие-то строки есть. Да и тут бывают пробелы, как и у всех:).

Да кто же помнит наизусть массу стихов? Этому нужно посвящать отдельные усилия. А так, образование это что? Прежде всего:знание того, что искать и где? Верно? НЕ мной сказано. Главное, что если в беседе, споре, написании статьи, выступлении-память подсказывает, все это раскрывается, как бутон с тысячу лепестков-вот это образованность и проффесионализм.
За что я люблю полемику. даже невзирая на то, что 99% ее вести не умеет? В частности, за то, что память в этой экстремальной как бы мобилизационной ситуации раскрывает свой багаж, это вдохновение...

И обычно я крайне редко во процессе полемизирования куда-то обращаюсь:к пособиям, гулу и т.д. Просто сам РИТМ ДЕЙСТВА не позволяет отключатся. Я знаю, что какие-то моменты нужно бы уточнить, цитаты точные найти, цифры, факты -уточнить и расширить доказательную базу. Знаю все слабые места по ходу. И все же отключаться в самом процессе-невозможно! Память раскрывается как бутон и выбрасывает аргументацию, все это оформляется в готовые блоки текста. даже не фразы. Это боксерский поединок. только на интеллектуальном ринге. Но вот достойных оппонентов до сих пор практически не встретила...Становятся мне ненавистниками. Жаль.

Впрочем, свои пока помню все, кроме двух длинных, написанных методом автоматического письма. Это для меня один из показателей качества. Мы как-то это обсуждали с , она писала, что перестала всё своё наизусть помнить после того, как сочинила штук 500:).

Ничего. Заодно немного отбила спесь. Небось, козыряет своими вояжами, тыкая в лужу свою родню, знакомых, бывших одноклассников/однокурсников. А тут его и его самого ткнули в "липкую грязь"- и пора ему понять, что "не формат интереса"!:))Бежать от умников, не оглядываясь.

Там еще хлеще, я не заметила:

Грязи пора понять
Игорь Денисюк: литературный дневник
Пора понять, что липкая грязь не формат интереса.

Грязи пора понять-что липкая грязь не формат интереса.

-----
Ну это уже клиника...