9 класс

«Четвертый зародышевый листок» позвоночных зародился у низших хордовых. Особенности онтогенеза животных. Почему у разных животных разная плодовитость

Заполните пропуски

(заполните пропуски в предложениях, используя слова,

выделенные курсивом)

1. Последовательность событий в клетке с момента ее возникновения до деления на дочерние или гибели называется (1…).

2. Деспирализация хромосом происходит в период (2…).

3. Деспирализованные, невидимые в микроскоп хромосомы называются (3…).

4. Удвоение ДНК называется (4…).

5. Обмен идентичными участками гомологичных хромосом называется (5…) и происходит в (6…) делении мейоза, которое является (7…).

6. Клетки тела животных и человека называют (8…).

7. Процесс образования мужских и женских гамет называется (9…) и (10…) соответственно.

8. При созревании яйцеклетки на каждую полноценную клетку образуются три (11…).

9. В сперматозоиде человека содержится (12…) набор хромосом.

10. Оплодотворенная яйцеклетка называется (13…).

11. Индивидуальное развитие особи называется (14…), а историческое развитие вида – (15…).

12. Полость внутри бластулы называется (16…).

13. Двуслойное строение зародыша хордовых характерно для стадии (17…).

14. Для рыб характерен (18…) способ оплодотворения.

15. Для земноводных характерен (19…) тип развития.

(Клеточным циклом, I, гаструляции, репликацией, кроссинговером, телофазы, бластоцель, внешний, редукционным, хроматином, соматическими, направительных тельца, гаплоидный, непрямой, филогенезом, сперматогенезом, зиготой, онтогенезом, оогенезом.)

Дайте развернутый ответ на вопросы

1. Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 3. Какой тип ткани и какие органы формируются из него?

2. Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 2. Какие типы тканей и органы формируются из него?

Цель урока:

1. Обобщить и синтезировать знания об индивидуальном развитии организмов, используя задания для подготовки к ЕГЭ по данной теме.

2. Отработать навыки решения заданий части В и С2.

Задачи: Формировать навыки работы с заданиями части В иС.

Развивать теоретическое мышление.

Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Работа по инструктивной карточке. В которой даны задания которые необходимо выполнить, указания к работе, которую необходимо выполнить и оценивание результата части В – 2 баллами, частьС в зависимости от количества правильных ответов от 1 до 3 баллов.

Ход урока по биологии в 10 классе: «Онтогенез. Подготовка к ЕГЭ».

1. Введение

Жизнь – есть воспроизведение себе подобных через себе неподобных.

Как можно объяснить это изречение? (Да, речь идет о жизненных циклах. Прежде чем особь достигнет способности к репродукции она пройдет рад непохожих друг на друга стадий).

Итак, речь сегодня пойдет об особенностях индивидуального развития организмов.

Заполните схему:

Какими особенностями характеризуется каждый из периодов онтогенеза? Выполните задание №1 в инструктивной карточке.

Задание №1
В6. Установите соответствие между периодами онтогенеза и его особенностями

2. Эмбриональный период развития.

Итак эмбриональный период развития, давайте выполним задание №2 на установление последовательности явлений и процессов, происходящих в эмбриогенезе.

Задание №2.
В7. Установите последовательность явлений и процессов, происходящих в эмбриогенезе.

А) нейруляция

Б) зигота

В) бластула

Г) морула

Д) гаструла

Е) нейрула

Ответ: бгвдае

При подготовке к ЕГЭ следует уделить внимание заданиям части С2, работу с рисунками.

Задание №3
С2. Рассмотрите рисунок и назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенного цифрой 3. Какие типы тканей и органы формируются из него?

Ответ:

1. Зародышевый листок под цифрой 3 – МЕЗОДЕРМА

2. Из мезодермы формируются ткани – соединительная и мышечная.

3. Из мезодермы формируются органы – опорно-двигательной системы, кровеносной, выделительной и половой систем

Какие органы образуются из эктодермы и энтодермы? Заполните таблицу, поставив знак плюс.

органы

эктодерма

энтодерма

мезодерма

Головной мозг

Почки

Кости и хрящи

Легкие

Кровь

Кишечник

Эпителий кожи

Органы слуха

Пищеварительные железы

Мышечная ткань

В заданиях для подготовки к ЕГЭ встречаются некорректные задания или задания с ошибками (опечатками).

В чем заключается некорректность данного задания?

Задание В6.
Установите соответствие

Структура организма

Зародышевые листки

А) печень

Б) органы чувств

В) скелет

Г) кожа

Д) головной мозг

Е) кровеносная система

Ж) органы слуха

З) спинной мозг

1)Эктодерма

2)Энтодерма

3)Мезодерма

(Различные слои кожи образуются из разных зародышевых листков. Эпителий из эктодермы, дерма и гиподерма из мезодермы).

Давайте подведем итог эмбрионального развития живых организмов. Выполните задание №4.

Задание №4
С2.Найди ошибки в приведенном тексте

1. Онтогенез начинается с момента образования гамет в организме.

2. Гаметы участвуют в оплодотворении.

3. Зигота, образовавшаяся после оплодотворения, делится мейозом.

4. После многократного деления формируется однослойный зародыш.

5. Эмбриональный период развития завершается у позвоночных животных образованием нейрулы.

Ответы: 1. 3. 5.

1. Онтогенез начинается с момента образования зиготы.

3. Зигота, подвергается дроблению, в основе которого лежит митоз.

5. Эмбриональный период развития завершается у позвоночных животных после выхода из яйца или рождения.

Какой из ученых эмбриологов ввел понятие «онтогенез» и в чем еще его заслуга как ученого эмбриолога? (Геккель, вместе с Мюллером открыл биогенетический закон).

3. Постэмбриональное развитие.

Почему стал необходим постэбриональный период развития в онтогенезе?

(У родившейся (или вылупившейся из яйца) особи не всегда полностью сформированы все органы и ткани. Необходимо чтобы образовалась взрослая особь, способная к воспроизводству себе подобных).

Что такое прямое развитие, непрямое или развитие с метаморфозом? (прямое – родившиеся особи имеют все органы, свойственные взрослым организмам, непрямое – новый организм внешне не похожий на взрослую особь, имеет особые личиночные органы).

На какие группы оно делится? (у насекомых с полным и неполным превращением)

В чем заключается преимущество непрямого развития?

Личинки и взрослые особи часто живут в разных условиях (нет конкуренции за место).

Личинки и взрослые особи питаются разной пищей (нет конкуренции за пищу).

Переживание неблагоприятных условий среды (н-р, куколка насекомых).

Выполните задание №5.

В6. Установите соответствие

Организмы

Способы постэмбрионального развития

А) Речной рак

Б) Сизый голубь

В) Уж обыкновенный

Г) Остромордая лягушка

Д) Прыткая ящерица

Е) Медуза

1) Прямое

2) Непрямое

Какая стадия отсутствует у насекомых с неполным превращением?

Для каких насекомых оно характерно?

Работа с информацией на слайде.

Назовите, какие стадии в своем развитии проходит бабочка?

Для каких насекомых характерен такой тип развития?

Выполним задание №6.

В6. Установите соответствие:

Организмы

Типы развития

А) Майский жук

Б) Капустная белянка

В) Клоп водомерка

Г) Зелёная тля

Д) Пчела медоносная Е) Азиатская саранча

Ж) Таракан

1) С полным превращением

2) С неполным превращением

3. Особенности онтогенеза животных.

Онтогенез животных имеет свои отличительные особенности от онтогенеза других организмов.

Задание №7
В3. Какие признаки развития проявляются у животных только в онтогенезе?

1) Одноклеточная стадия

2) Покровительственная окраска

3) Размеры тела

4) Плавательная перепонка

5) Бластула

6) гаструла

Ответ: 2 3 4.

На слайде представлены изображения этапов цикла развития печеночного сосальщика в неправильной последовательности.

Установите последовательность этапов, в цикле развития печеночного сосальщика выполнив задание №8.

Задание №8
В7. Установите последовательность этапов в цикле развития печеночного сосальщика, начиная с яйца

А) Внедрение личинок в организм моллюска.

Б) Выход из яйца личинок с ресничками.

В) Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота.

Г) Выход из моллюска плавающей хвостатой личинки.

Д) выход оплодотворенных яиц из кишечника в окружающую среду.

Е) инцистирование личинок.

Ответ: дбагев.

6.Онтогенез человека имеет свои особенности и в эмбриональный (апоптоз клеток возникающих у зародыша на определенном этапе развития) и в постэбриональный период, имеет свои критические периоды.

Выполните задание №8.

В7.Установите последовательность процессов эмбриогенеза при формировании однояйцовых близнецов у человека.

А) развитие двух организмов из нейрулы

Б) гаструляция и формирование трехслойного зародыша

В) образование оплодотворённой яйцеклетки

Г) закладка эмбриональных зачатков у нейрул

Д) дробление зиготы и формирование двух бластул

Ответ: в д б г а

В онтогенезе человека имеются свои критические периоды. Обратите внимание на слайд. И хотелось бы напомнить вам известные рекомендации, позволяющие снизить риск отрицательных влияний на человека в критические периоды онтогенеза.

Содействовать сохранению нормальной экологической обстановки;

Не ухудшать не сейчас ни в будущем экологию родного края;

Не употреблять алкогольные напитки;

Не курить;

Не принимать наркотические средства;

Полноценно питаться;

Заниматься спортом.

Рефлексия:

Подсчитайте результат своей работы (баллы) и оцените его по критериям, сложив результаты всех заданий:

Критерии оценки:

«2» - 0 – 7

«3» - 8 – 11

«4» - 12 – 14

«5» - 15 - 20

И наш урок хотелось бы закончить словами:

Ребенок-это чудо, Божий величайший дар, которым Бог может наградить человека.

Скачать презентацию урока по биологии в 10 классе: «Онтогенез. Подготовка к ЕГЭ».

Ответ :

1) зародышевый листок - мезодерма;

2) формируются ткани - соединительная, мышечная;

3) формируются органы опорно-двигательной, кровеносной, выделительной, половой систем.

С2. Назовите способ и фазу деления клеток, изображенных на рисунке. Какой процесс они иллюстрируют и в чем состоит его сущность?

Ответ :

1) профаза мейоза I;

2) изображены конъюгация и кроссинговер;

3) кроссинговер – обмен участками, генами между гомологичными хромосомами, который приводит к перекомбинации генов.

С2. Определите тип и фазу деления клетки, изображенной на рисунке. Какие процессы происходят в эту фазу?

Ответ :

1) на рисунке изображена метафаза митоза;

2) в эту фазу двухроматидные хромосомы выстраиваются в плоскости экватора;

3) нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом.

С2. Пользуясь рисунком, определите способ и фазу деления клетки. Какие процессы происходят в эту стадию? Укажите набор хромосом и количество ДНК в клетке в эту стадию. Ответ поясните.

Ответ:

1) метафаза митоза, так как все хромосомы выстраиваются в одной плоскости экватора;

2) хромосомы прикрепляются к нитям веретена деления и выстраиваются в экваториальной плоскости клетки, заканчивается формирование веретена деления;

3) количество хромосом 2n – 4; поскольку хромосомы состоят из двух сестринских хроматид, то количество молекул ДНК в два раза больше, чем хромосом – 8.

C 2 № 14191. Опре­де­ли­те тип и фазу де­ле­ния клет­ки, изоб­ражённой на ри­сун­ке. Ответ обос­нуй­те. Какие про­цес­сы про­ис­хо­дят в этой фазе?

Ответ:

1) Тип и фаза де­ле­ния клет­ки: митоз; ана­фа­за;

2) Сокращение нитей веретена деления;

3) Деление центромер хромосом, расхождение к полюсам клетки однохроматидных хромосом.

С3. Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к бесполому. Приведите не менее трёх доказательств.

Ответ :

1) в размножении участвует одна особь;

2) потомки являются копиями родительской особи;

3) новый организм образуется из соматических клеток (вегетативных органов).

С4. Объясните, какой процесс лежит в основе образования половых клеток у животных. В чём состоит биологическое значение этого процесса?

Ответ :

1) в основе образования половых клеток лежит редукционное деление – мейоз;

2) образуются наследственно разнородные гаметы (за счёт кроссинговера и независимого расхождения хромосом);

3) при оплодотворении в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом, характерный для данного вида.

C4. В чем заключается биологический смысл митоза?

Ответ :

1) Митоз обеспечивает точную передачу наследственной информации от материнской клетки к дочерним.
2) Лежит в основе роста тканей, органов.
3) Является способом размножения некоторых одноклеточных организмов.

C4. В чем заключается биологический смысл мейоза?

Ответ :

1) Это способ образования половых клеток.
2) Уменьшение вдвое набора хромосом в гаметах позволяет при оплодотворении восстановить двойной набор хромосом, характерный для вида.
3) Перекрест и обмен участками гомологичных хромосом увеличивает разнообразие потомства.

C4. Что называется зиготой?

1) Зигота - это оплодотворенная яйцеклетка.
2) Содержит диплоидный набор хромосом.
3) Служит для образования зародыша.

C4. В чем заключается сходства и различия яйцеклеток лягушки и человека?

1) Сходства: содержат одинарный набор хромосом, вырабатываются в яичниках, самостоятельно не способны к передвижению, имеют округлую форму.
2) Различия: в размерах (у человека невидимая простым глазом), в кариотипе (разное количество, размеры, формы хромосом), в содержании питательных веществ, в расположении (у лягушки - в откладываемых в воду икринках, у человека - внутри организма).

C4. Каково значение интерфазы в жизни клетки?

1) Интерфаза это период между двумя делениями клетки.
2) В ней происходит усиленный синтез веществ и их накопление, увеличение количества органоидов, накопление АТФ.
3) Происходит удвоение молекул ДНК.

C4. Каково значение двойного оплодотворения у цветковых растений?

1) В процессе двойного оплодотворения происходит два слияния клеток.
2) Один спермий сливается с яйцеклеткой и образуется зигота.
3) Другой - с крупной диплоидной центральной клеткой и образуется триплоидный эндосперм - питательная ткань для зародыша. Таким образом, в результате двойного оплодотворения образуется семя, состоящее из зародыша, обеспеченного питательными веществами и защищенного семенной кожурой.

C4. В чем заключаются преимущества и недостатки бесполого и полового размножений?

1) Преимущества бесполого размножения: позволяет быстро увеличить численность особей при благоприятных условиях и распространяться.
2) Недостатки бесполого размножения: так как потомство одинаково, при неблагоприятных условиях все особи могут погибнуть, неэффективно происходит процесс естественного отбора.
3) Преимущества полового размножения: более эффективно происходит естественный отбор из-за разнообразия потомства, быстрее происходит приобретение приспособлений, усложнение организации, больше шансов для сохранения вида.
4) Недостатки: требуется время для достижения половозрелости, нужны определенные условия (наличие воды для споровых растений, наличие пищевых ресурсов для выкармливания потомства и т.д.), требуется дополнительные энергозатраты для перемещения на места размножений, для создания пар, для построения гнезд, нор и т.д.

C4. Чем отличаются клетки печени осла от клеток печени лошади?

Клетки отличаются кариотипом:
1) количеством,
2) размерами,
3) формами хромосом.

C4. Опишите строение и функции яйцеклеток животных.

1) Яйцеклетки - женские гаметы, вырабатываются яичниками в процессе мейоза, содержат гаплоидный набор хромосом, не способны самостоятельно двигаться, содержат все органоиды и запас питательных веществ.
2) Функции: обеспечивают передачу наследственной информации от материнского организма потомству, и обеспечивают питательными веществами зародыш.
3) У разных видов отличаются размерами и формами.

C4. Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство числа и формы хромосом в клетках организмов из поколения в поколение?

1) Митоз обеспечивает постоянство числа хромосом в соматических клетках и за счет него организм растет.
2) Мейоз образует гаметы с гаплоидным набором хромосом.
3) При оплодотворении диплоидный набор хромосом, характерный для вида, восстанавливается.

C4. Объясните, почему при половом размножении появляется более разнообразное потомство, чем при вегетативном.

1) У потомства при половом размножении комбинируются признаки обоих родителей;
2) причина комбинативной изменчивости - кроссинговер, мейоз и случайное сочетание гамет при оплодотворении;
3) при вегетативном размножении потомки сходны друг с другом, имеют большое сходство с родительским организмом, из соматических клеток которого они формируются.

C4. Охарактеризуйте функции половых клеток животных и человека.

1) Обеспечивают преемственность поколений;
2) обеспечивают передачу наследственной информации и комбинацию признаков;
3) яйцеклетка обеспечивает развитие зародыша за счет питательных веществ, а большое число сперматозоидов повышает вероятность оплодотворения, у некоторых животных из не оплодотворенных яйцеклеток развивается потомство (явление партеногенеза).

C4. Яйцеклетка кролика в 3000 раз меньше яйцеклетки лягушки, содержит мало питательных веществ. Почему зародыш кролика не погибает от недостатка питательных веществ?

1) Лягушка - представитель класса земноводных. Развитие их личинок происходит в окружающей среде (воде) за счет питательных веществ оплодотворенной яйцеклетки.
2) Кролик - представитель класса млекопитающих, для которых характерно внутриутробное развитие.
3) Во время развития зародыш млекопитающих находится в матке и питается за счет питательных веществ материнского организма.

C4. В чем проявляется связь между митозом, мейозом и оплодотворением?

1) Мейоз - основа образования гамет с гаплоидным набором хромосом.
2) Образование зиготы с диплоидным набором хромосом происходит в результате оплодотворения.
3) Деление клеток путем митоза - основа роста дочернего организма.
т.о. Митоз, мейоз и оплодотворение - основа сохранения постоянства числа и формы хромосом в клетках.

C4. Почему у разных животных разная плодовитость?

1) Чем больше выражена забота о потомстве, тем меньше плодовитость.
2) Для всех организмов действует закономерность: чем больше вероятность гибели потомства, тем больше плодовитость.
3) Чем крупнее животное, тем меньше плодовитость.

С5. Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чем оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит.

Ответ :

1) сходство с митозом наблюдается во втором делении мейоза;

2) все фазы сходны, к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы (хроматиды);

3) образовавшиеся клетки имеют гаплоидный набор хромосом.

С5. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в телофазе мейоза 1 и мейоза 2 по сравнению с интерфазой в половых клетках дрозофилы? Её соматические клетки содержат 8 хромосом. Ответ поясните.

Ответ :

1) в интерфазе молекулы ДНК удваиваются, поэтому число хромосом – 8, молекул ДНК – 16;

2) в телофазе мейоза 1 происходит редукционное деление, поэтому число хромосом – 4, молекул ДНК – 8;

3) в телофазе мейоза 2 клетки содержат 4 хромосомы и 4 молекулы ДНК, так как происходит митотическое деление.

С5. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6х10 -9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядре при овогенезе перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и мейоза II.

Ответ :

1) перед началом деления в процессе репликации число ДНК удваивается и общая масса ДНК равна 2х6х10 -9 мг =12х10 -9 мг;

2) в анафазе мейоза I масса ДНК не изменяется и равна 12х10 -9 мг, так как все хромосомы находятся в одной клетке;

3) перед началом мейоза II клетка содержит уже гаплоидный набор хромосм, но каждая хромосома состоит из двух молекул ДНК, поэтому в анафазе мейоза II масса ДНК равна 12х10 -9:2=6х10 -9 мг

С5. В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Какое число хромосом и молекул ДНК содержится в ядре при гаметогенезе перед началом мейоза, в профазе мейоза I и мейоза II?

Ответ :

1) перед началом деления (в интерфазе 2n4c). Молекулы ДНК удваиваются, количество хромосом не меняется, следовательно количество хромосом 8, а ДНК 16;

2) в профазе мейоза I (2n4c), следовательно количество хромосом 8, а ДНК 16;

3) в профазе мейоза II (n2c) после редукционного деления мейоза I число хромосом 4, молекул ДНК – 8.

С5. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.

Ответ:

1) в клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом – 2n, так как зародыш развивается из зиготы – оплодотворённой яйцеклетки;

2) в клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом – 3n, так как образуется при слиянии двух ядер центральной клетки семязачатка (2n) и одного спермия (n);

3) клетки листьев цветкового растения имеют диплоидный набор хромосом – 2n, так как взрослое растение развивается из зародыша

С5 . Какой набор хромосом характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Из каких клеток и в результате какого процесса они образуются?

Ответ:

1) клетки пыльцевого зерна и спермиев сосны гаплоидны;

2) клетки пыльцевого зерна формируются из гаплоидной микроспоры путем митоза;

3) спермий формируется из генеративной клетки пыльцевого зерна путем митоза.

С5. Какой хромосомный набор характерен для клеток мякоти иголок и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

Элементы ответа:

1) в клетках иголок сосны набор хромосом – 2n; в спермиях сосны – n;

2) взрослое растение сосны развивается из зиготы (2n);

3) спермии сосны развиваются из гаплоидных спор (n) путём митоза

C2. Какими цифрами обозначены на рисунке «Цикл развития папоротника» гаплоидные стадии развития? Назовите их.

1) 2 - спора;
2) 3 - заросток с развивающимися на нем антеридиями - 4 и архегониями 5;
3) 6 - спермий (сперматозоид) и 7 - яйцеклетка.

С5. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

С5. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в конце телофазы мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

С5. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня в профазе и конце телофазы митоза. Объясните полученные результаты в каждой фазе.

С5 . Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для ядер кле­ток эпи­дер­ми­са листа и вось­ми­ядер­но­го за­ро­ды­ше­во­го мешка се­мя­за­чат­ка цвет­ко­во­го рас­те­ния? Объ­яс­ни­те, из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки.

1. Эпи­дер­мис листа имеет ди­пло­ид­ный набор хро­мо­сом. Взрос­лое рас­те­ние яв­ля­ет­ся спо­ро­фи­том.

2. Все клет­ки за­ро­ды­ше­во­го мешка га­п­ло­ид­ны, но в цен­тре на­хо­дит­ся ди­пло­ид­ное ядро(об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те сли­я­ния двух ядер) - это уже не вось­ми­ядер­ный, а се­ми­кле­точ­ный за­ро­ды­ше­вый мешок. Это га­ме­то­фит.

3. Спо­ро­фит об­ра­зу­ет­ся из кле­ток за­ро­ды­ша се­ме­ни путем ми­то­ти­че­ско­го де­ле­ния. Га­ме­то­фит об­ра­зу­ет­ся путем ми­то­ти­че­ско­го де­ле­ния из га­п­ло­ид­ной споры.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Назовите зародышевый листок зародыша позвоночного живот-ного, обозначенный на рисунке цифрой 1. Какие типы тканей, органы или части органов формируются из него?

ОТВЕТ: 1)Цифрой 1 на рисунке обозначена эктодерма.2)Из эктодермы образуются нервная система и органы чувств, кожные покровы (и в том числе перья, волосы, чешуя, когти, железы), передний и задний отделы пищеварительной системы (ротовая полость и первая треть пищевода, конечный отдел прямой кишки), наружные жабры.

    Какие процессы происходят в ядре клетки в интерфазе?

ОТВЕТ: Происходит удвоение ДНК, идет усиленный синтез белков, углеводов, РНК, АТФ, увеличивается количество органоидов.

    Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство числа и формы хромосом в клетках организмов из поколения в поколение?

ОТВЕТ: Митоз обеспечивает постоянство числа хромосом в соматических клетках и за счет него он растет. Мейоз образует гаметы с гаплоидным набором хромосом, а при оплодотворении диплоидный набор хромосом, характерный для вида, восстанавливается.

    Объясните, почему при половом размножении появляется более разнообразное потомство, чем при вегетативном .

ОТВЕТ: у потомства при половом размножении комбинируются признаки обоих родителей; причина комбинативной изменчивости – кроссинговер, митоз и случайное сочетание гамет при оплодотворении; при вегетативном размножении потомки сходны друг с другом, имеют большое сходство с родительским организмом, из соматических клеток которого они формируются

4.4. Основы селекции

    Чем характеризуется явление полиплоидии?

ОТВЕТ: Кратным увеличением числа хромосом.

    Чем характеризуется явление гетерозиса?

ОТВЕТ: Ярким проявлением признака у гибридов первого поколения и их высокой жизнеспособностью, которые исчезают во втором поколении.

    Каково значение закона гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И.Вавилова?

ОТВЕТ: Закон позволяет прогнозировать наличие сходных мутаций у родственных видов.

    С какой целью в селекции растений применяют скрещивание особей разных сортов?

ОТВЕТ: Для получения комбинированных сортов, сочетающих в себе полезные признаки обоих сортов, т.е. для получения комбинативной изменчивости и для получения эффекта гетерозиса.

ОТВЕТ: Размножая их вегетативным путем, так как при дальнейшем скрещивании из-за перекомбинирования родительских генов сочетания полезных признаков в потомстве могут исчезнуть.

    С какой целью проводят в селекции близкородственное скрещивание. Какие отрицательные последствия оно имеет?

ОТВЕТ: При близкородственном скрещивании происходит увеличение гомозиготности. Близкородственное скрещивание (самоопыление у растений) проводят с целью создания чистых линий, для закрепления признака. Но при этом в гомозиготное состояние могут перейти и вредные рецессивные гены, что приводит к снижению жизнеспособности потомства или к гибели.

    Для чего проводят межлинейную гибридизацию в селекции растений?

ОТВЕТ : Для получения эффекта гетерозиса.

    Почему эффект гетерозиса проявляется только в первом поколении?

ОТВЕТ : По мнению ученых, причиной гетерозиса считается гетерозиготность потомства. Во втором поколении половина генов переходит в гомозиготное состояние и эффект теряется.

    Почему методы полиплоидии и искусственного мутагенеза, применяемые в селекции растений, не применимы в селекции животных?

ОТВЕТ : Это объясняется особенностями животных: сложное строение (наличие систем органов), сложная взаимосвязь с окружающей средой (нервная система, органы чувств), малая плодовитость по сравнению с растениями, длительное половое созревание и др.

    Что такое искусственный мутагенез и для чего его применяют?

ОТВЕТ: Это процесс и искусственного получения мутаций путем воздействия мутагенных факторов (облучение ультрафиолетовыми и рентгеновскими лучами и др.) с целью получения у потомства полезных мутаций. Особи с полезными мутациями в дальнейшем участвуют при создании новых штаммов микроорганизмов или сортов растений.

4.5. Основы экологии

    Почему у разных животных разная плодовитость?

ОТВЕТ: Чем больше выражена забота о потомстве, тем меньше плодовитость.

    Для всех организмов действует закономерность: чем больше вероятность гибели потомства, тем больше плодовитость.

    Каковы основные факторы-ограничители для растений, для животных, микроорганизмов?

ОТВЕТ: Для растений: нехватка света, воды, минеральных солей, углекислого газа.

    В каких отраслях народного хозяйства используются бактерии?

ОТВЕТ: В пищевой промышленности: для получения напитков, молочно-кислых продуктов, при квашении, солении, виноделии, сыроделии; в фармацевтике: для создания лекарств, вакцин; в сельском хозяйстве: для приготовления силоса, сенажа (кормов для животных), в коммунальном хозяйстве, в природоохранных мероприятиях: для очистки сточных вод, ликвидации нефтяных пятен, в генной инженерии, микробиологии: с помощью них получают витамины, гормоны, лекарства, кормовые белки и т.д.

    Почему существуют редкие и исчезающие виды, если любой организм способен к беспредельному росту численности?

ОТВЕТ: Действуют факторы- ограничители, которые не позволяют восстановить их численность. Особенно хозяйственная деятельность человека ставит под угрозу существование многих видов.

    В чем сущность закона ограничивающего фактора?

ОТВЕТ: Из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального (т.е. наиболее угнетающий фактор).

    Школьники для озеленения территории взяли молодые ели из леса, а не из просеки. Посадили все правильно, но потом хвоя побурела и осыпалась. Почему?

ОТВЕТ: Теневые и световые листья имеют отличия в строении, приспособлены к определенной освещенности. После пересадки хвоинки не смогли быстро перестроиться к яркой освещенности и погибли.

    Почему на поверхности водоемов обитают растения с зеленой окраской, а на морских глубинах – красной?

ОТВЕТ: На большие глубины морей проникают не все лучи светового спектра, а только синие и фиолетовые, которые поглощаются красными и желтыми пигментами, поэтому водоросли приобретают красную окраску. На поверхности поглощают зеленые пигменты-хлорофиллы.

    Какие приспособления для экономного расходования воды имеют животные суши?

ОТВЕТ: Перемещение в тень, рытье нор, роговые покровы пресмыкающихся, раковины улиток, хитиновый покров насекомых, накопление жира- источника внутренней воды (верблюды), уменьшение потоотделения, экономия воды при выделении мочи и кала, спячка в период жаркого сезона.

    Можно ли назвать почвой смесь песка, воды, неорганических и органических веществ?

ОТВЕТ: Нет, так как в ней нет живых организмов и почва имеет определенную структуру.

    Почему наземные млекопитающие имеют ушные раковины, а у водных и почвенных- их нет или редуцированы?

ОТВЕТ: Вода и почва имеют большую плотность и звуки в них хорошо распространяются.

    Почему нельзя сжигать весной прошлогоднюю траву и растительный опад?

ОТВЕТ: Могут возникнуть пожары, погибают многие насекомые и беспозвоночные, уничтожаются семена растений, кладки наземно гнездящихся птиц, повреждаются побеги молодых растений, замедляется их рост, усиливается эрозия почвы и в итоге разрушается экологическое равновесие, естественный круговорот веществ.

    Почему сильное «цветение» воды часто приводит к замору рыбы и гибели других обитателей водоема?

ОТВЕТ: После быстрого размножения растения отмирают, и при гниении используется кислород водоема, что приводит к кислородному голоданию и гибели его обитателей, кроме этого, некоторые сине- зеленые водоросли выделяют ядовитые вещества. При бескислородном разложении органических веществ выделяются метан, аммиак, сероводород, которые губительны для всех обитателей.

    Почему растения болот (клюква, багульник), обитающие в условиях повышенной влажности, имеют ряд признаков, характерных для растений засушливых мест (опушенность, восковой налет, мелкие кожистые листья)?

ОТВЕТ: Болотная вода холодная, плохо впитывается корнями, поэтому возникает необходимость уменьшения испарения воды.

    Что произойдет с молодой березой, если ее с весны выращивать в комнатных условиях у окна, обеспечивая весь уход?

ОТВЕТ: Осенью сбросит листья, так как листопад- это приспособление к изменению длины светового дня.

    Какие организмы с какими могут в природе вступить в симбиоз: пчела, подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, подосиновик, липа, клубеньковые бактерии?

ОТВЕТ: Пчела---липа, подберезовик---береза, актиния----рак-отшельник, осина---подосиновик, сойка---дуб, клевер---клубеньковые бактерии.

    Какие организмы являются симбионтами человека, их роль в организме?

ОТВЕТ: Бактерии и простейшие в кишечнике человека, которые помогают перевариванию клетчатки, вырабатывают некоторые витамины. При их отсутствии нарушается пищеварение из-за дисбактериоза.

    Каково значение зеленых растений в жизни рыб?

ОТВЕТ: Обогащают воду кислородом, на растениях откладывают икру, строят из водорослей гнезда для укрытий (колюшка), обитают среди растений, пища для растительноядных рыб, при массовом размножении в малых водоемах могут привести к гибели рыб, некоторые водные хищные растения (например, пузырчатка) питается мальками рыб, их икрой.

    Как можно защитить урожай культурных растений от вредителей без использования ядохимикатов?

(наездников, бактерий и вирусов, птиц, стрекоз, муравьев, божьих коровок).2) Выпуск на природу стерильных (т.е. бесплодных) самцов вредителей (самки после спаривания не дают потомство. 3) Выведение устойчивых к вредителям сортов растений.4) Отпугивание зерноядных птиц, распашка нор грызунов.

    Какие ресурсы относятся к исчерпаемым и невозобновимым?

ОТВЕТ: Нефть, природный газ, уголь, торф, разные виды руд (железные, медные, полиметаллические идр.)

    Почему вредители обитают больше на старых, больных деревьях сосны?

ОТВЕТ: На молодых деревьях выделяется много смолы, в составе которой есть скипидар, отпугивающий вредителей.

    Что произойдет на Земле, если вымрут все организмы, кроме высших растений?

ОТВЕТ : Вымрут и эти растения, так как исчезнет биологический круговорот веществ в природе.

    Какие растения относятся к хищникам?

ОТВЕТ: Росянка круглолистная (на болотах), жирянка обыкновенная, венерина мухоловка, пузырчатка обыкновенная (обитает в воде). Растения-хищники обычно обитают на бедных азотом почвах и поэтому в ходе эволюции перешли к хищничеству, имеют ловчие аппараты.

    Почему от применения гербицидов страдают больше хищники?

ОТВЕТ: Ядовитые вещества обычно не выводятся из организма и передаются следующему звену, накапливаясь от звена к звену. Хищники являются последним звеном в цепях питания и получают большую дозу вредных веществ, что приводит к заболеваниям их организма.

    Каковы преимущества и недостатки применения гербицидов против сорняков?

ОТВЕТ: ПОЛЬЗА: уменьшают затраты ручного труда, снижают число конкурентов культурных растений, повышают урожайность. НЕДОСТАТКИ: ядовиты для животных, полезных насекомых и человека, дорогое производство, действуют только на однолетние сорняки, а корневища многолетних остаются, при неоднократном использовании у сорняков вырабатывается устойчивость.

    Какие изменения могут произойти, если в водоем с растительноядными рыбами случайно попадет икра хищных рыб?

ОТВЕТ: Икра может не выжить; в случае выживания и развития, из-за размножения хищных может уменьшиться численность мирных рыб, но в итоге наступит определенное равновесие в численности всех рыб, так как в экосистеме все изменения идут в направлении установления равновесия (климакса).

    Почему исключение из экосистемы аквариума простейших и моллюсков приводит к резкому нарушению ее равновесия?

ОТВЕТ: Простейшие служат пищей для мелких ракообразных, а те – для рыб, а моллюски - самоочищают воду.

    Зная правило 10 процентов (правило экологической пирамиды), рассчитайте сколько понадобится фитопланктона, чтобы вырос один кит весом 150тонн? (пищевая цепь: фитопланктон---зоопланктон---кит).

ОТВЕТ: 150 000 х 10 х 10= 15 000 000 кг (15 000 тонн)

    Если в лесу на площади 1 га взвесить отдельно все растения, всех животных по отдельности (насекомых, земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих), то представители какой группы суммарно будут самыми тяжелыми и самыми легкими?

ОТВЕТ: Исходя из закона пирамиды биомасс, самыми тяжелыми будут растения, самыми легкими - хищные позвоночные (т.е. те кто находится на последних звеньях цепей питания).

ОТВЕТ: Увеличение численности населения Земли, загрязнение Мирового океана, кислотные дожди, аварии на АЭС, «озоновые дыры», парниковый эффект (изменение климата планеты), сведение лесов (особенно тропических), опустынивание, сокращение энергетических ресурсов, загрязнение атмосферы.

    Какие преимущества и недостатки имеют альтернативные источники энергии – солнечная, ветровая, энергия приливов и отливов, электрическая?

ОТВЕТ: Преимущества: они бесплатные, нескончаемые, не наносят вреда окружающей природе.

Недостатки: не могут удовлетворить все энергетические потребности, не на всех территориях их можно использовать, так как зависят от климата и местности.

    Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?

ОТВЕТ: Повышенное содержание вредных веществ в атмосфере и почве; сильная запыленность, ухудшающая фотосинтез; нарушение воздухообмена и водообмена при строительстве дорог и прокладывании асфальта и вытаптывания; засоленность почвы; механические повреждения деревьев; отсутствие в почве нужного количества питательных веществ из-за нарушения круговорота веществ (опавшая листва не гниет, а собирается и выносится).

    Зимой на дорогах используют соль, чтобы не было гололеда. К каким изменениям в водоемах и почве это приводит?

ОТВЕТ: Соль смывается с дорог в водоемы и в почву, из-за увеличения их засоления растения и почвенные организмы обезвоживаются, что приводит к их гибели.

    Нефть нерастворима в воде и слаботоксична. Почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных?

ОТВЕТ: Тонкая нефтяная пленка препятствует газообмену между водой и атмосферой, из-за кислородного голодания страдают все обитатели водоема, особенно обитающие на поверхности водоема.

    В чем преимущество замкнутых технологий по сравнению с самыми совершенными очистными сооружениями?

ОТВЕТ: Даже самые совершенные очистные сооружения до конца не могут очистить канализационные и промышленные стоки вод. В замкнутых технологиях вода, используемая в производстве, не попадает в окружающую среду, поэтому не загрязняет ее.

    Сплав деревьев по рекам экономически очень выгоден (не надо строить дороги, тратить топливо на транспортировку). Объясните почему экологи против такой транспортировки, особенно, если деревья не связаны в плоты, а сплавляются поодиночке?

ОТВЕТ: При такой транспортировке часть деревьев тонет, загромождает берега, оседает на излучинах рек, на дно реки попадает большое количество коры и частей бревен. Затонувшие деревья гниют с потреблением большого количества кислорода и выделением разных ядовитых веществ. Это приводит к массовой гибели

рыб и других обитателей (особенно в летнее время).

    Почему сбор металлолома и макулатуры считается важным природоохранным мероприятием?

ОТВЕТ: Вторичное использование сырья уменьшает изъятие его из природы, в результате снижается отрицательное влияние на природу, связанное с добычей сырья, экономится само сырье, энергия, человеческий труд, уменьшается загрязнение окружающей среды отходами.

    Почему ель чувствительна даже к низовым пожарам, когда горит только мох хвоя, трава?

ОТВЕТ: У ели корневая система расположена на поверхности, а нижние ветки - близко к земле, поэтому повреждаются корни и хорошо горят смолистые вещества на ветках.

    Массовое истребление волков в ряде регионов привело к снижению численности копытных, например оленей. Чем это можно объяснить?

ОТВЕТ: Волки выполняют роль санитаров, уничтожают больных и слабых животных, осуществляя роль естественного отбора. Исчезновение волков приводит к распространению болезней среди копытных и снижению их численности

    На площади 10 кв. метров из 700-900 молодых елочек через 20 лет остается 2-3 ели. Каковы причины снижения численности и биологическое значение подобного явления?

    Ученые считают, что перевыпас скота, частые пожары в степных и полупустынных районах Земли служат основной причиной опустынивания этих территорий. Объясните, почему?

ОТВЕТ: Частые пожары уничтожают растительный покров, а органические и минеральные вещества почвы переходят в газообразное состояние и уносятся с ветром, а это обедняет почву. При перевыпасе скота растения не успевают возобновляться и оголяется почва. Эти территории расширяются, усиливается водная и ветровая эрозия. Открытые территории быстрее нагреваются, усиливается испарение, что истощает подземные воды и увеличивает засоление почвы. На открытых территориях изменяется направление воздушных масс, уменьшаются осадки, ускоряется процесс опустынивания.

    Какова роль опушения стеблей, листьев, плодов и семян растений?

ОТВЕТ: Волоски на листьях и стеблях защищают от высыхания, отражая свет, уменьшают радиацию, уменьшают испарение, создавая полузамкнутый слой воздуха. Жесткие волоски и жгучие волоски могут защищать от поедания (крапива). Опушенные плоды и семена легко прикрепляются к шерсти животных или уносятся ветром (одуванчик, тополь и др.)

    С какой целью при прогрессивной посадке деревьев на бедных почвах, грунт заражают специальными видами грибов?

ОТВЕТ: Эти грибы своими грибницами оплетают корни деревьев - возникает микориза, благодаря которой дерево получает воду и соли с огромной поверхности почвы. Дереву не надо тратить много времени, вещества и энергии для создания мощной корневой системы. При пересадке этого дерева на новое место, оно легче приживается.

    Перечислите ресурсы, за которые могут конкурировать близкие виды, как куница и соболь, обитающие на одной территории.

ОТВЕТ: Пища (грызуны, мелкие птицы и др.), место для гнезда (дупла, старые гнезда белок, ворон), охотничья территория, убежища, вода во время засухи.

    Близкородственные виды часто обитают вместе, хотя принято считать, что между ними существует наиболее сильная конкуренция. Объясните, почему в этих случаях не происходит полного вытеснения одним видом другого. Противоречит ли это правилу конкурентного исключения?

ОТВЕТ: Вытеснения не происходит по следующим причинам:- близкие виды занимают разные экологические ниши в одном и том же сообществе (разная пища, способ добывания корма, активность в разное время суток, -избыток ресурса; -ограничивается численность более сильного конкурента третьим видом; -условия среды создают равновесие из-за того, что становятся благоприятными то для одного, то для другого. Поэтому отсутствие полного вытеснения не противоречит правилу конкурентного исключения.

    Хорошо известно, что при составлении букетов нельзя в одну вазу помещать розы и гвоздики, нарциссы и незабудки, розу и резеде (цветы вянут, теряют аромат). Ландыши в букетах губят многие растения. Объясните почему? Каково значение этого явления в жизни растений?

ОТВЕТ: Растения выделяют фитонциды – летучие вещества, угнетающие или губительно воздействующие на другие организмы. Это позволяет им выигрывать в конкуренции.

    Среди лесных птиц и млекопитающих наиболее резким колебаниям подвержена численность семеноядных животных – клестов, белок, кедровок, мышей. Объясните почему?

ОТВЕТ: Это зависит от изменения обилия пищи от года к году. Деревья дают обильный урожай не каждый год, а с перерывами в 4-12 лет. В неурожайные годы наблюдаются массовая смертность и миграции животных, снижается их плодовитость.

    Какие организмы в экосистеме замыкают круговорот веществ в экосистеме, разлагая органические вещества?

ОТВЕТ: Редуценты.

    Почему отношения между лосями и зубрами в экосистеме смешанного леса считают конкуренцией?

ОТВЕТ: Они питаются одинаковой пищей.

    Какие факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?

ОТВЕТ: Антропогенный, недостаток травоядных (пищи), болезнетворные организмы, внутривидовая и межвидовая конкуренция.

    Каковы причины появления влажного смога в крупных городах?

ОТВЕТ: Высокое содержание в воздухе загрязняющих веществ, пыли, дыма и влажная безветренная погода.

    На поля гречихи часто выставляют ульи с пчелами. Каково значение этого мероприятия в жизни растений?

ОТВЕТ: Пчелы питаются пыльцой и нектаром гречихи, осуществляют перекрестное опыление, что повышает урожайность гречихи. Человек получает двойную пользу: большой урожай гречихи и гречишный мед.

    Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб?

ОТВЕТ : Уничтожение хищных рыб приводит к резкому возрастанию численности растительноядных рыб и усилению конкуренции между ними. Это приводит к уменьшению кормовой базы, распространению различных заболеваний, что приведет к массовой гибели рыб.

    Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Объясните, как может измениться жизнь дубравы в случае, если в ней химическим методом будут уничтожены все растительноядные насекомые.

ОТВЕТ: Так как растительноядные насекомые в большинстве являются опылителями, их уничтожение приведет к резкому сокращению численности насекомоопыляемых растений. Это может привести к сокращению численности или исчезновению консументов 2-го порядка (насекомоядных). Химические вещества, попавшие в почву могут привести к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной микрофлоры и фауны. Все это может привести к серьезным нарушениям экологического равновесия и даже к гибели дубравы.

    Почему сов в экосистеме леса относят к консументам 2-го порядка, а мышей к консументам 1-го порядка?

ОТВЕТ: Мыши питаются растениями, а совы питаются мышами. Консументы 1-го порядка - это растительноядные, а консументы 2-го порядка питаются растительноядными животными.

    В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление.

ОТВЕТ: Первыми развиваются травянистые светолюбивые растения. Потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный лес. Под пологом светолюбивых деревьев развиваются теневыносливые ели, которые впоследствии полностью вытесняют другие виды деревьев.

    Что служит основой формирования разнообразных сетей питания в экосистемах?

ОТВЕТ: Сеть питания образуется из многообразия взаимосвязанных цепей питания, значит, в основе ее разнообразия лежит разнообразие видов, наличие среди них продуцентов, консументов, редуцентов и разнообразие их пищи (широкая пищевая специализация).

    Каковы свойства биогеоценоза?

ОТВЕТ : Биогеоценоз – открытая, саморегулирующаяся система, обладающая устойчивостью, способная к обмену веществ и энергии. Биогеоценоз – часть биосферы. Она состоит из абиотической и биотической составляющей, характеризуется, продуктивностью, биомассой, плотностью популяций, его составляющих, разнообразием видов. Живыми компонентами биогеоценоза являются продуценты, консументы и редуценты, благодаря которым в нем происходит непрерывный круговорот веществ и превращения энергии.

Биология Биология : Общая биология : 10-11 кл. – М.: ...

Ответ:
1)зародышевый листок – энтодерма;
2ткань эпителиальная (эпителий кишечника и органов дыхания);
3)органы: кишечник, пищеварительные железы, органы дыхания, некоторые железы внутренней секреции.

Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх примеров.

Ответ:
1)регулируют численность растений (распространяют плоды и семена);
2) регулируют численность насекомых, мелких грызунов;
3)служат пищей для хищников;
4)удобряют почву.

В чём проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека?

Ответ:
1)лейкоциты способны к фагоцитозу – пожиранию и перевариванию белков, микроорганизмов, отмерших клеток;
2)лейкоциты принимают участие в выработке антител, которые нейтрализуют определенные антигены.

72. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
Согласно хромосомной теории наследственности:
1. Гены располагаются в хромосомах в линейном порядке. 2. Каждый занимает определенное место - аллель. 3. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления. 4. Число групп сцепления определяется диплоидным бором хромосом. 5. Нарушение сцепления генов происходит в процессе конъюгации хромосом в профазе мейоза.


1)2 - место расположения гена - локус;
2)4 - число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом;
3)5 - нарушение сцепления генов происходит при кроссинговере.

Почему зелёную эвглену одни учёные относят к растениям, а другие - к животным? Укажите не менее трёх причин.

Ответ:
1)способна к гетеротрофному питанию, как все животные;
2)способна к активному движению в поисках пищи, как все животные;
3)содержит в клетке хлорофилл и способна к автотрофному питанию, как растения.

Какие процессы происходят на этапах энергетического обмена?

Ответ:
1)на подготовительном этапе сложные органические вещества расщепляются до менее сложных (биополимеры - до мономеров), энергия рассеивается в виде тепла;
2)в процессе гликолиза глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты (или молочной кислоты, или спирта) и синтезируется 2 молекулы АТФ;
3)на кислородном этапе пировиноградная кислота (пируват) расщепляется до углекислого газа и воды и синтезируется 36 молекул АТФ.

В образовавшейся на теле человека ране кровотечение со временем приоста-навливается, однако может возникнуть нагноение. Объясните, какими свойствами крови это обусловлено.

Ответ:
1)кровотечение приостанавливается благодаря свёртыванию крови и образованию тромба;
2)нагноение обусловлено накоплением отмерших лейкоцитов, осуществивших фагоцитоз.

76. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера пред-ложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.

Ошибки допущены в предложениях:
1)2 - мономерами белков являются аминокислоты;
2)5 - наследственная информация о признаках организма зашифрована в молекулах ДНК;
3)6- в состав рибосом входят молекулы рРНК, а не тРНК.

Что такое близорукость? В какой части глаза фокусируется изображение у близорукого человека? Чем различаются врождённая и приобретённая формы близорукости?

Ответ:
1)близорукость - это заболевание органов зрения, при котором человек плохо различает удалённые предметы;
2)у близорукого человека изображение предметов возникает перед сетчаткой;
3)при врождённой близорукости изменяется форма глазного яблока (удлиняется);
4)приобретенная близорукость связана с изменением (увеличением) кривизны хрусталика.

Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее четырёх отличий.

Ответ:
1)преобладание мозгового отдела черепа над лицевым;
2)уменьшение челюстного аппарата;
3)наличие подбородочного выступа на нижней челюсти;
4)уменьшение надбровных дуг.