11 класс

Лженаучные знания. Методология лженаук. Последние публикации на сопряженные темы

Псевдонаука

Другое распространённое определение псевдонауки - «мнимая или ложная наука; совокупность убеждений о мире, ошибочно рассматриваемая как основанная на научном методе или как имеющая статус современных научных истин» .

Лженаука нередко мотивирована теми же целями, что и прикладная наука - достижения немедленного практически полезного результата, однако лженаука демагогически апеллирует к научным методам, лишь имитируя их .

Вопрос о научном статусе чрезвычайно важен для представителей паранаучных течений. В связи с тем, за последние 300 лет с помощью научного метода были достигнуты впечатляющие успехи в самых различных областях знаний, в обществе складывается мнение, что «наука - это хорошо и достойно, а то, что не является наукой - плохо». Поэтому термины «псевдонаука» и «псевдонаучный» зачастую рассматриваются как пейоративные . Деятели псевдонауки, как правило, активно оспаривают подобную характеристику своих теорий .

Лженаука часто называется своими сторонниками «альтернативной» («народной») наукой. Как указывают исследователи, социокультурный исток популярности (и, соответственно, причина идеологической поддержки) лженауки в том, что «она реализует соблазн простых решений, обслуживает социальный запрос на общедоступную, понятную массам и не требующую специальной профессиональной подготовки расшифровку „непрозрачных“ явлений природы и культуры» .

Происхождение термина

Отличие понятия псевдонауки от нормальной науки в Европе оформилось к середине XIX века. Так, в 1844 году журнал Northern Journal of Medicine (т. I, с. 387) писал о псевдонауке, «составленной исключительно из так называемых фактов, объединённых недоразумениями вместо принципов». В 1843 году французский физиолог Франсуа Мажанди назвал «современной [ему] псевдонаукой» френологию .

В России эта терминология получила распространение также в середине XIX века. В 1860 в переводном издании псевдонауками названы алхимия и астрология . В русском переводе («лженаука») термин был употреблён для описания гомеопатии ещё раньше, в 1840 году .

Наука и паранаука

Некоторые исследователи отличают от псевдонаук паранауки , определяя последние как комплексы практического познания мира, для которых не обязателен идеал научной рациональности . Это, например, «народные науки» - народная медицина, народная архитектура, народная педагогика, народная метеорология и т. д., или современные прикладные руководства по различной тематике - «семейные науки», «кулинарные науки» и др. Эти дисциплины учат полезным знаниям и навыкам, но не содержат системы идеальных объектов, процедур научного объяснения и предсказания и потому не поднимаются выше систематизированного и дидактически оформленного опыта . Многие из паранаук не являются лженауками до тех пор, пока их сторонники не претендуют на соответствие научному методу, на создание конкуренции, альтернативы научному знанию.

Наука и псевдонаука

Некоторые мнения и определения
В. Л. Гинзбург , Нобелевский лауреат по физике : Лженаука - это всякие построения, научные гипотезы и так далее, которые противоречат твёрдо установленным научным фактам. Я могу это проиллюстрировать на примере. Вот, например, природа теплоты. Мы сейчас знаем, что теплота - это мера хаотического движения молекул. Но это когда-то не было известно. И были другие теории, в том числе теория теплорода , состоящая в том, что есть какая-то жидкость, которая переливается и переносит тепло. И тогда это не было лженаукой, вот что я хочу подчеркнуть. Но если сейчас к вам придёт человек с теорией теплорода, то это невежда или жулик. Лженаука - это то, что заведомо неверно .
В. А. Кувакин, д. филос. наук: Лженаука - это теоретическая конструкция, содержание которой, как удаётся установить в ходе независимой научной экспертизы, не соответствует ни нормам научного знания, ни какой-либо области действительности, а её предмет либо не существует в принципе, либо существенно сфальсифицирован .
Б. И. Пружинин , д. филос. наук, главный редактор журнала «Вопросы философии »: Деятельность, претендующая на статус научной, может быть квалифицирована как псевдонаучная лишь тогда, когда появляются серьезные основания полагать, что действительные цели этой деятельности не совпадают с целями науки, что она вообще лежит вне задач объективного познания и лишь имитирует их решение .

Среди основных отличий псевдонауки от науки - некритичное использование новых непроверенных методов, сомнительных и зачастую ошибочных данных и сведений, а также отрицание возможности опровержения , тогда как наука основана на фактах (проверенных сведениях), верифицируемых методах и постоянно развивается, расставаясь с опровергнутыми теориями и предлагая новые .

Отличительные особенности

Радикальными нарушениями норм научности со стороны псевдонауки считаются :

  • пренебрежение методологическими принципами экономии и фаллибилизма ,
  • признание в качестве содержательной характеристики истины таких субъективных элементов, как вера , чувство , мистическое видение или другие параестественные формы опыта,
  • использование нефальсифицируемых гипотез.

В результатах исследования серьезным недостатком является нарушение норм когнитивной связности , рационального согласования новой гипотезы со сложившимися и уже обоснованными массивами знаний .

Характерными отличительными чертами псевдонаучной теории являются :

  1. Игнорирование или искажение фактов, известных автору теории, но противоречащих его построениям.
  2. Нефальсифицируемость , то есть принципиальная невозможность поставить эксперимент (хотя бы мысленный), результат которого мог бы опровергнуть данную теорию.
  3. Отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности, замена проверок апелляциями к «интуиции», «здравому смыслу» или «авторитетному мнению».
  4. Использование в основе теории недостоверных данных (т. е. не подтверждённых рядом независимых экспериментов (исследователей), либо лежащих в пределах погрешностей измерения), либо недоказанных положений, либо данных, возникших в результате вычислительных ошибок. К данному пункту не относится научная гипотеза , чётко определяющая базовые положения.
  5. Введение политических и религиозных установок в публикацию или обсуждение научной работы. Этот пункт, впрочем, требует внимательного уточнения, так как иначе Ньютон , например, попадает в разряд лжеученых, причём именно из-за «Начал» , а не из-за позднейших работ по теологии.
    Более мягкая формулировка этого критерия: принципиальная и сильная невычленимость научного содержания работы из прочих её составляющих. В современной научной среде автор, как правило, должен самостоятельно вычленять научную составляющую и публиковать её отдельно, не смешивая явно с религией или политикой.
  6. Апелляция к средствам массовой информации (прессе , телевидению , радио , Интернет), а не к научному сообществу. Последнее проявляется в отсутствии публикаций в рецензируемых научных изданиях.
  7. Претензия на «революционный » переворот в науке и технологиях.
  8. Использование понятий, означающих феномены, не фиксируемые наукой («тонкие поля», «торсионные поля », «биополя », «энергия ауры » и так далее);
  9. Обещание быстрых и баснословных медицинских, экономических, финансовых, экологических и иных положительных эффектов.
  10. Стремление представить саму теорию или её автора жертвой «монополии» и «идеологических гонений» со стороны «официальной науки» и тем самым отвергнуть критику со стороны научного сообщества как заведомо предвзятую.

Псевдонаука игнорирует важнейшие элементы научного метода - экспериментальную проверку и исправление ошибок. Отсутствие этой отрицательной обратной связи лишает псевдонауку связи c объектом исследования , и превращает её в неуправляемый процесс, сильно подверженный накоплению ошибок.

Необязательными, но часто встречающимися признаками лженаучных теорий являются также следующие:

  • Теория создаётся одним человеком или небольшой группой людей, которые не являются специалистами в соответствующей области.
  • Теория небывало универсальна - она претендует на объяснение буквально всего мироздания или, по меньшей мере, на объяснение состояния дел в целой отрасли знаний (например, в случае психоаналитических теорий, - поведения любого человека в любых обстоятельствах).
  • Из базовых положений делается множество смелых выводов, проверка или обоснование корректности которых не проводится.
  • Автор активно использует теорию для ведения личного бизнеса: продаёт литературу по теории и оказывает платные услуги, основанные на ней же; рекламирует и проводит платные «курсы», «тренинги», «семинары» по теории и её применению; так или иначе пропагандирует теорию среди неспециалистов в качестве высокоэффективного средства для достижения успеха и улучшения жизни (вообще или в некоторых аспектах).
  • В статьях, книгах, рекламных материалах автор выдаёт теорию за абсолютно доказанную и несомненно истинную , независимо от степени её фактического признания среди специалистов.

Не следует относить к псевдонауке те концепции из областей религии, философии, искусства, морали и т. д., которые не соответствуют современным научным представлениям, но и не претендуют на роль науки . Необходимо также отличать псевдонауку от неизбежных научных ошибок и от паранауки как исторического этапа развития науки.

Следует заметить, что существует и постоянно появляется множество теорий и гипотез, которые могут показаться псевдонаучными по ряду причин:

  • новый, непривычный формализм (язык теории);
  • фантастичность следствий из теории;
  • отсутствие или противоречивость экспериментальных подтверждений (например, из-за недостаточной технологической оснащённости);
  • отсутствие информации или знаний, необходимых для понимания;
  • использование терминологии старых, отвергнутых наукой взглядов для формулирования новых теорий;
  • конформизм того, кто оценивает теорию.

Но если теория реально допускает возможность её независимой проверки, то она не может называться лженаучной, какой бы ни была «степень бредовости» (по Нильсу Бору) этой теории. Некоторые из таких теорий могут стать «протонауками», породив новые направления исследований и новый язык описания действительности. Следует, однако, отличать при этом теории, которые прошли проверку и были опровергнуты - их активное продвижение также относят к псевдонаучной деятельности.

Одной из возможных причин выставления вердикта в псевдонаучности (лженаучности) является не всегда осознанное использование научной методологии для объяснения того, что принципиально не может быть объектом научного изучения. Так академик Л. И. Мандельштам , имея в виду научное исследование, говорил: «…явления принципиально не повторяемые, происходящие принципиально только один раз, не могут быть объектом изучения». При этом он упоминал мнение английского математика и философа Уайтхеда , считавшего, что рождение теоретической физики связано именно с применением к различным вопросам представления о периодичности .

Классификация

Отнесение каких-либо отраслей человеческой деятельности к псевдонауке происходит постепенно, по мере развития человечества и отхода от устаревших воззрений.

В первую группу входят некоторые эмпирические учения прошлого, которые достигли определённых результатов, но на сегодняшний момент являются не более чем элементами оккультизма , например:

Псевдонаучными сегодня являются попытки, игнорируя факты, использовать их как адекватную замену современной науке, использование их почтенного возраста в качестве оценки их истинности, а тем более научности.

Ко второй группе относят «науки» и «теории», которые появились как некорректные попытки основать новую, альтернативную науку или теорию, например:

  • Информациология
  • Суперкритическая историография , в частности «новая хронология»
  • Новое учение о языке или яфетическая теория

Третьи являются оспариваемыми попытками связать современные научные теории с религиозными или мистическими учениями, например:

Четвёртые являются разного рода устаревшими или маргинальными учениями («системы оздоровления», психологические , оккультные , религиозные и др. учения и движения). К ним относятся, например:

В этих учениях присутствуют как элементы, которые могут быть приняты доказательной наукой, так и положения, которые принимаются их сторонниками без доказательств (например, потенцирование и «перенос информации » в некоторых гомеопатических школах).

В пятых, к псевдонауке следует отнести попытки некорректного использования известных научных подходов в качестве бренда или модного атрибута названия теории, статьи или работы, например:

Проблема демаркации

Границы между наукой и псевдонаукой в целом (а не между конкретными научными и лженаучными теориями) являются весьма спорными и трудно определяемыми аналитически, даже после более чем столетнего диалога между философами науки и учеными в различных областях, несмотря на некоторые базовые согласия по основам научной методологии . Демаркация между наукой и псевдонаукой является частью более общей задачи определения того, какие убеждения могут быть эпистемологически обоснованы .

В настоящее время в философии науки существует намного больше согласия по частным критериям, чем по общему критерию демаркации между наукой и ненаукой . Однако при существующем разнообразии теорий и критериев псевдонаучности по большинству конкретных направлений существует консенсус философов науки об их отнесении к науке или псевдонауке . В современной социологии науки (сильная программа) принято, что проблема демаркации - это прерогатива научного сообщества в целом и, соответственно, как социальная проблема процедура демаркации не может быть полностью формализована в раз и навсегда установленных критериях .

Хорошо известны случаи, когда концепции, изначально считавшиеся псевдонаучными, сейчас имеют статус научных теорий или гипотез. Например, теория дрейфа материков , космология , шаровая молния и радиационный гормезис . Ещё один подобный пример - остеопатия , по данным Кимбала Этвуда, «по большей части отошла от своих псевдонаучных начал и вступила в мир рационального здравоохранения» .

Другие концепции, такие как френология или алхимия , изначально считавшиеся высшими науками, теперь являются псевдонауками.

Псевдонаука и «официальная наука»

Часто подобные сравнения не выдерживают критики. Коперника никто не преследовал, а его теория была объявлена Римом еретической более чем через полвека после его смерти. Труды Бруно носили отнюдь не научный, а оккультно-философский характер, а Бруно был осуждён инквизицией не за какие-либо научные работы, а за ереси. Галилея преследовали не учёные, а католическая церковь. В научном мире своего времени Галилей пользовался высочайшим авторитетом, и его результаты, вместе с учением Николая Коперника, были быстро признаны учёными. Что касается гонений на генетику в XX в., то они были организованы не научным сообществом, а властью , а также «марксистскими философами», такими как И. Презент или Э. Кольман . Жалобы Лепешинской в письме Сталину на «препятствия», которые ставили ей «реакционные, стоящие на идеалистической или механистической позиции учёные», а равно «те товарищи, которые идут у них на поводу» - типичны для любого автора лженаучной теории, жалующегося на «травлю» со стороны «официальной науки». Падение Лысенко началось ещё при жизни Сталина (в частности, в 1952 году был исключён из партии и снят со всех должностей его «правая рука» И. Презент).

Нетрудно при желании найти реальные примеры долгого непризнания научных заслуг учёных, обогнавших своё время, именно современным им научным сообществом (причины бывали весьма разными) или государственного преследования за постановку определённых научных вопросов (можно, например, вспомнить судьбу таких ученых как Николай Лобачевский и Людвиг Больцман). Но дело в том, что подобной риторикой и жалобами на «травлю со стороны официальной науки» авторы и приверженцы псевдонаучных теорий нередко заменяют такие очевидные и необходимые для разработки действительно научных теорий действия, как чёткое обоснование теории, её критическую проверку и обеспечение согласования её результатов с результатами смежных областей науки, имеющих явные практические подтверждения. Так, например, никакие жалобы на «засилье сторонников теории относительности» не заменят в «новой, революционной физической теории» вывод из уравнений новой теории уравнений механики Ньютона при предельных ограничениях на значения некоторых параметров.

Другой распространённый полемический приём - указание на пример дилетантов , делавших реальные открытия вопреки установившимся в науке мнениям, как, например, Колумб , Шлиман . Однако, во-первых, не следует путать подтвердившиеся теории с открытиями, сделанными случайно по ходу попыток их подтверждения. Колумб намеревался доплыть до Индии, которую полагал находящейся гораздо ближе на Запад от Европы, чем она есть на самом деле. Он неверно оценил имеющиеся в его распоряжении факты и, в действительности, ошибся буквально во всём. Открытие нового континента стало результатом совпадения, но отнюдь не подтверждением его предположений. Что до Шлимана, то открытие им предполагаемой Трои и микенской цивилизации , во-первых, не подтвердило теоретических предпосылок об абсолютной истинности гомеровских текстов, из которых исходил Шлиман, во-вторых, не содержало в себе ничего принципиально невозможного с точки зрения науки того времени и не противоречило установленным ранее научным фактам; и, в-третьих, было быстро признано научным сообществом ввиду неоспоримости фактов. В этом принципиальное отличие дилетанта Шлимана, действующего в рамках научного метода, от лжеучёных, которые, не предъявляя реальных открытий, в то же время претендуют на его лавры. По сути, Шлиман явил собой неплохой (оставив в стороне потери из-за непрофессионализма его раскопок) пример того, как следует действовать стороннику непризнанной концепции: работать над ней и её научными доказательствами, а не жаловаться на непонимание.

Появление новой научной теории нередко действительно встречается «в штыки» в научной среде. Сама по себе это естественная и даже необходимая «иммунная реакция»: новая теория должна доказать своё право на существование и своё преимущество перед старыми, а для этого пройти через испытание критикой после обязательного представления на научных конференциях и печати в научных журналах либо в качестве научной гипотезы, либо в качестве аргументированных возражений против недостатков принятых научных теорий. Если бы теории принимались только за их «смелость» и «оригинальность», а не за соответствие научным критериям и фактам, наука просто не могла бы существовать как наука. Однако, при желании, нетрудно представить такого рода конфликты как «травлю гения мракобесами» .

В то же время, отмечается, что псевдонаучные теории могут выдвигать и сами учёные, являющиеся членами научного сообщества, имеющие учёные степени и звания , например, академик Н. Я. Марр («новое учение о языке »), академик А. Т. Фоменко («новая хронология »).

Псевдонаука и общество

Публичная критика

Псевдонаука и религия

Псевдонаука и государство

Известен ряд прецедентов финансирования из государственного бюджета псевдонаучной деятельности. Органы государственной власти, включая центральный аппарат государственного управления, допускали к ответственным должностям авторов псевдонаучных теорий . Научные учреждения, в том числе специализированные ведомственные научно-исследовательские институты включали в свои программы исследований псевдонаучные разработки.

Псевдонаука и бизнес

Многим известны такие сферы деятельности, как астрология и нумерология . Не только в прошлом, но и сегодня это заметный бизнес , который во многом основан на утверждениях лженауки.

Отсылки к лженаучным доводам иногда используются в сфере услуг (например, некоторые дилеры новых автозапчастей утверждают, что запчасти, снятые с разбитых автомобилей, несут в себе «отрицательную энергетику аварийности»). Не меньшее распространение лженаука имеет и в других сферах услуг и торговли.

См. также

Примечания

  1. Кувакин В. А. Интернет пресс-конференция члена Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований .
  2. Non-science posing as science
  3. Finn P., Bothe A. K., Bramlett R. E. Science and pseudoscience in communication disorders: criteria and applications // American Journal of Speech-Language Pathology, 2005 Aug;14(3):172-86.
    «Pseudoscience refers to claims that appear to be based on the scientific method but are not».
  4. Oxford English Dictionary (OED) - definition of pseudoscience // Stanford Encyclopedia of Philosophy
  5. Смирнова Н. М. Рецензия на книгу Пружинин Б. И. Ratio serviens? Контуры культурно-исторической эпистемологии // Вопросы философии. - 2010. - № 4. - С. 181-185
  6. Уткина Н. В. Феномен девиантной науки: диссертация на соиск. уч. степени канд. филос. наук: 09.00.01 [Место защиты: Вят. гос. гуманитар. ун-т], Киров, 2009.
  7. Hansson S. O. Science and Pseudo-Science // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2008 Edition), Edward N. Zalta (ed.)
  8. Andrews James Pettit History of Great Britain, from the death of Henry VIII to the accession of James VI of Scotland to the Crown of England . - London: T. Cadell and W. Davies, 1796. - Vol. II. - P. 87.
  9. Magendie, F (1843) An Elementary Treatise on Human Physiology. 5th Ed. Tr. John Revere. New York: Harper, с. 150.
  10. Владислав Сырокомля . История польской литературы . Тип. В. Грачева, 1860. С. 103.
  11. С. Вольский. О Ганемане и гомеопатии. // Маяк современного просвещения и образованности: труды учёных и литераторов русских и иностранных. Т. 5 . Тип. А. А. Плюшара. СПб. , 1840. С. 40.
  12. Касавин И. Т. «Паранаука» // Философский энциклопедический словарь (2004)
  13. «Виталий Гинзбург: Существует большое количество невежд и жуликов»
  14. См. например Gauch H. G., Jr. Scientific Method in Practice. - Cambridge University Press, 2003. ISBN 0-521-01708-4 , 435 p.
  15. Мигдал А. Б. Отличима ли истина от лжи? // Наука и жизнь . - М .: АНО «Редакция журнала «Наука и жизнь», 1982. - № 1. - С. 60-67.
  16. Степин B. C. Наука и лженаука . Архивировано из первоисточника 2 февраля 2012. Проверено 2 ноября 2011.
  17. Мандельштам Л. И. Лекции по колебаниям (1930-1932). Полное собрание трудов. Т.IV. -Л.: Изд-во АН СССР, 1955 - с.409
  18. Сурдин В. Г. Почему астрология - лженаука?
  19. Медведев Л. Н. «О феномене ПСЕВДОНАУКИ» - Сибирский скептический обозреватель паранормальности
  20. Китайгородский А. И. Реникса. 2-е изд. - М.: «Молодая гвардия», 1973. - 191 с.
  21. «Сто лет работы на капле воды?»
  22. Hansson S. O. Science and Pseudo-Science // Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2008
  23. Карл Поппер называл проблему демаркации между наукой и ненаукой (псевдонаукой, метафизикой и т. п.) «центральной проблемой философии науки», см. Thornton S. Karl Popper. The Problem of Demarcation // Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2006.
  24. Boyer P. S. Pseudoscience and Quackery // The Oxford Companion to United States History. Oxford University Press, USA, 2001. ISBN 9780195082098
    «…many late‐twentieth‐century scholars dismissed demarcating between science and pseudoscience as „a pseudo‐problem“».
  25. Laudan, L. (1983), "The Demise of the Demarcation Problem ", in Cohen, R.S. & Laudan, L., «Physics, Philosophy and Psychoanalysis: Essays in Honor of Adolf Grünbaum» , vol. 76, Boston Studies in the Philosophy of Science, Dordrecht: D. Reidel, сс. 111–127, ISBN 90-277-1533-5
  26. Sorensen R. A. Pseudo-problems: how analytic philosophy gets done. Routledge, 1993. p.40
  27. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. М., 1998. Глава 1.6. «Эмпирическая редукция» (недоступная ссылка)
  28. H.Collins. Глава 20 "Scientific Institutions and Life after Death" // Gravity"s Shadow. The Search for Gravitational Waves. - 2004.
  29. H.Collins. Surviving Closure Post-Rejection Adaptation and Plurality of Science (англ.) // American Sociological Review . - 2001. - Т. 65. - С. 824-845.
  30. Williams W. F. (ed.) Encyclopedia of Pseudoscience: From Alien Abductions to Zone Therapy. Facts on File, 2000. p. 58 ISBN 0-8160-3351-X
  31. Hawking S. W. Quantum Cosmology // The Nature of Time and Space, 2000. Лекция в Институте Исаака Ньютона, Кембриджский университет (англ.)
    «Cosmology used to be considered a pseudo-science and the preserve of physicists who may have done useful work in their earlier years but who had gone mystic in their dotage. There are two reasons for this. The first was that there was an almost total absence of reliable observations. Indeed, until the 1920s about the only important cosmological observation was that the sky at night is dark. the range and quality of cosmological observations has improved enormously with the developments in technology».
  32. Bauer H. H. Scientific Literacy and the Myth of the Scientific Method, p. 60
  33. Radiation Hormesis
  34. Pike J. Can Toxins Lead to Healthier Lives? (недоступная ссылка) // New On The Sepp Web
  35. Hickey R. (1985). «Risks associated with exposure to radiation; science, pseudoscience, and opinion». Health Phys. 49 : 949-952.
  36. Kauffman M. (2003). «Radiation Hormesis: Demonstrated, Deconstructed, Denied, Dismissed, and Some Implications for Public Policy». J. Scientific Exploration 17(3) : 389–407.
  37. Atwood K. C. Naturopathy, pseudoscience, and medicine: myths and fallacies vs truth. Medscape Gen Med , 2004. 6:e53. Онлайн-версия
  38. См. например Novella S. Phrenology: History of a Classic Pseudoscience // The New England Skeptical Society , 2000.
  39. Энциклопедия Британика: Трофим Денисович Лысенко (англ.)
  40. Дынич В.И., Ельяшевич М.А., Толкачев Е.А., Томильчик Л.М. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения // Вопросы философии . - 1994. - В. 12. - С. 122-134. - ISSN 0042-8744 .
  41. «Эйдельман Е. Д.» Ученые и псевдоученые: критерии демаркации
  42. Science and Pseudoscience // Encyclopedia of Philosophy, 2006.
  43. Чем угрожает обществу лженаука? (заседание Президиума РАН) 2003 // Вестник РАН, том 74, № 1, с. 8-27 (2004)
  44. Лженаука и жизнь // Газета «Коммерсантъ » № 174 (3258) от 16.09.2005
  45. Кувакин В. А. Поругание разума. Предисловие составителя // «Здравый смысл», 2001, № 4 (21), с. 4
  46. «В Украине телешоу с гадалками и астрологами приносят миллиарды» // Корреспондент-бизнес, 04.06.2010 г.

Причины популярности лженаучных теорий заключаются, с одной стороны, в общем кризисе культуры современности и поисках новых ценностей, а с другой — в тяготении человека к чуду. Более многообразны личные причины, заставляющие человека заняться лженаукой: стремление к славе или деньгам, искреннее заблуждение или заказ. Исходя из этого можно дать следующее определение.

Лженаука — это фальсификация научных данных в политических, религиозных, экономических или личных целях.

Лженаука использует в своих построениях научную терминологию, выступает от лица различных организаций и «академий», маскирует свою деятельность учеными степенями и званиями, широко использует средства массовой коммуникации и государственные структуры, осуществляет широкую издательскую деятельность. Поэтому человеку (даже специалисту) зачастую сложно найти критерии для того, чтобы отличить лженауку от настоящей науки. Тем не менее можно выделить некоторые общие показатели лженаучности.

Обычно ненаучны:

  • концепции, направленные на отрицание всей предшествующей науки . Как правило, даже самая «сумасшедшая» концепция, если она верна, согласуется с рядом законов и ранее подтвержденных фундаментальных принципов. Например, теория относительности Эйнштейна не отменила механику Ньютона, а только ограничила ее определенными условиями;
  • всеобщие и глобальные теории — от новой теории устройства Вселенной до изобретения «лекарства от всех болезней». В век постоянного увеличения объемов информации трудно быть специалистом во всех областях и учесть все факторы, необходимые для глобальной «теории всего»; таким теориям противоречит и все более осознаваемая сложность мира. Подобные идеи также обычно отличаются излишним пафосом и самовосхвалениями;
  • теории, отличающиеся туманностью и непонятностью доказательств . Самые сложные научные теории можно объяснить простым языком; если понятия принципиально не определимы, то скорее всего такая расплывчатость маскирует отсутствие доказательной базы;
  • бессистемные и внутренне противоречивые теории , что указывает на безграмотность автора. Верно и обратное: безграмотная работа обычно бессмысленна;
  • теории, в которых смешиваются научные термины и понятия из сферы мистики или (например, «карма», «благодать», «космические вибрации» и проч.) или обычным понятиям придается «сокровенный» смысл (Свет, Начало, Разум, Природа и т.д.);
  • непроверяемые теории , поскольку они основаны на нерациональной вере. Например, ссылки на космический разум, гармонию Вселенной или откровение не поддаются научной проверке.

Сторонники лженауки часто выдвигают новые гипотезы не для получения нового знания, а для дополнительной поддержки своих теорий.

Креационисты (сторонники концепции, согласно которой мир сотворен богом) корректируют свою гипотезу всякий раз, когда наука находит очередное опровержение концепции божественного сотворения мира. Например, находки палеонтологов подтверждают эволюционную теорию: залегание окаменелостей демонстрирует последовательность видов, сменявших друг друга на протяжении миллионов лет. Креационисты в ответ выдвинули теорию, что окаменелости представляют собой останки животных, погибших во время всемирного потопа, а крупные и тяжелые кости (в частности, кости динозавров) находятся в более низких слоях, поскольку во время наводнения они под тяжестью своего веса глубже погрузились в ил.

В ответ на доказательства того, что Вселенная возникла более 10 млрд лет назад (согласно гипотезе творения, миру всего 6-10 тыс. лет), креационисты отвечают, что время не является чем-то постоянным: оно может замедляться или ускоряться по божественному велению.

В целом, если все усилия сторонников какой-либо идеи направлены на защиту теории, а не на поиск новых знаний , это может служить показателем ненаучности идеи (часто вся последующая деятельность «творцов» такой идеи сводится к постоянному оправданию идей или к жалобам на гонения со стороны официальной науки).

Настоящая наука обладает предсказательной силой, т.е. способна предсказывать новые явления, а не просто объяснять давно известные.

Представленные показатели лженаучности довольно условны и верны не во всех случаях. Ученый действительно может придумать новую общую теорию, он может незаслуженно подвергаться гонениям и т.д. Но если его теория соответствует сразу нескольким из приведенных показателей, то ее научность более чем сомнительна.

Лженаука обычно оформляется в виде эзотерики, мистики, сектантства, фальсификаций и спекуляций, информационного и политического заказа и т.д. Она редко является безобидной : практически все ее формы оказывают негативное воздействие на . Поэтому терпимость по отношению к ней не должна простираться до слишком широких пределов: психическое здоровье общества, подрываемое верой в лженауку, не менее важно для будущего, чем здоровье физическое.

Под лженаукой подразумевается широкий круг лженаук и иных ложных концепций, которые не развивают познание и не имеют таковой ценности, но стремятся занять место науки. Большинство лженаук имеют своей целью те или иные выгоды, либо это денежные средства, изымаемые от людей, либо это власть над людьми. Лжеученые, например астрологи и экстрасенсы осознают, что занимаются лженаукой, они осмысленно занимаются, вернее, имитируют научный процесс, поскольку не хотят терять легкие доходы. Именно поэтому все лженауки характеризует то, что их тезисы направлены на социальные и личностные процессы, поскольку рассчитаны на людей, а не на познание мира. Опасность лженауки кроется в том, что она стремится уравняться или занять место науки, в этом случае доверие им со стороны общественности будет неограниченно, а мошенничество лженауки будет максимально эффективным. Лженаука проникает в доверие людей тогда, когда людям трудно понять или принять научные истины, когда наука имеет ограничение развития, и когда наука отрицает что-либо, в этом случае лженаука занимает эту вакансию в сознании этих людей, и позволяет легко понимать мир через сверхъестественное, дает людям «знания», которые легче принимаются (об исключительности людей и Земли во вселенной, где человек неосознанно приписывает себе избранность и совершенство в сравнении с животным миром, человек осознает себя центром мироздания).

Существуют различные трактовки понятия «лженаука». Здесь приводятся некоторые из них:

В. Л. Гинзбург, Нобелевский лауреат по физике: «Лженаука -- это всякие построения, научные гипотезы и так далее, которые противоречат твёрдо установленным научным фактам. Я могу это проиллюстрировать на примере. Вот, например, природа теплоты. Мы сейчас знаем, что теплота -- это мера хаотического движения молекул. Но это когда-то не было известно. И были другие теории, в том числе теория теплорода, состоящая в том, что есть какая-то жидкость, которая переливается и переносит тепло. И тогда это не было лженаукой, вот что я хочу подчеркнуть. Но если сейчас к вам придёт человек с теорией теплорода, то это невежда или жулик. Лженаука -- это то, что заведомо неверно».

В.Л. Гинсбург обращает внимание на то, что даже неортодоксальные с точки зрения большинства ученых, теории и идеи, неверность которых не доказана, нельзя считать антинаукой.

Б. И. Пружинин, д. филос. наук, главный редактор журнала «Вопросы философии»: Деятельность, претендующая на статус научной, может быть квалифицирована как псевдонаучная лишь тогда, когда появляются серьезные основания полагать, что действительные цели этой деятельности не совпадают с целями науки, что она вообще лежит вне задач объективного познания и лишь имитирует их решение.

В. А. Кувакин, д. филос. наук: Лженаука -- это теоретическая конструкция, содержание которой, как удаётся установить в ходе независимой научной экспертизы, не соответствует ни нормам научного знания, ни какой-либо области действительности, а её предмет либо не существует в принципе, либо существенно сфальсифицирован.

Лженаука часто называется своими сторонниками «альтернативной» («народной») наукой. Как указывают исследователи, социокультурный исток популярности (и, соответственно, причина идеологической поддержки) лженауки в том, что «она реализует соблазн простых решений, обслуживает социальный запрос на общедоступную, понятную массам и не требующую специальной профессиональной подготовки расшифровку „непрозрачных“ явлений природы и культуры».

Опасность лженауки кроется в том, что она стремится уравняться или занять место науки, в этом случае доверие им со стороны общественности будет неограниченно, а мошенничество лженауки будет максимально эффективным. Опасность лженауки ещё и в том, что она разрушает прочный фундамент доказуемости наук, внося лживые знания и нарушая понимание реальности. Лженаука проникает в доверие людей тогда, когда людям трудно понять или принять научные истины, когда наука имеет ограничение развития, и когда наука отрицает что-либо, в этом случае лженаука занимает эту вакансию в сознании этих людей, и позволяет легко понимать мир через сверхъестественное, дает людям «знания», которые легче принимаются (об исключительности людей и Земли во вселенной). Лженаука, основываясь на вымысле, «легко» объясняет и «делает» то, чего наука не может, например, лечить рак, и конечно лженаука ничего не отрицает того, что не отрицают простые люди, лженаука не отрицает Дарвинизм, существование души и прочего.

Лженаука нередко ставит себе целью достижение немедленного практически полезного результата, однако лженаука имитирует истинные научные знания.

Характерными отличительными чертами псевдонаучной теории являются:

  • 1. Игнорирование или искажение научных фактов
  • 2. Нефальсифицируемость, то есть принципиальная невозможность поставить эксперимент (хотя бы мысленный), результат которого мог бы опровергнуть данную теорию.
  • 3. Отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности, замена проверок апелляциями к «интуиции», «здравому смыслу» или «авторитетному мнению».
  • 4. Использование в основе не подтверждённые данные
  • 5. Апелляция к средствам массовой информации (прессе, телевидению, радио, Интернет), а не к научному сообществу. Последнее проявляется в отсутствии публикаций в рецензируемых научных изданиях.
  • 6. Использование понятий, означающих феномены, не фиксируемые наукой («тонкие поля», «биополя», «энергия ауры» и так далее);
  • 7. Обещание быстрых и баснословных положительных эффектов.
  • 8. Стремление отвергнуть критику со стороны научного сообщества как заведомо предвзятую.

Таким образом, лженаука представлена как деятельность или учение, осознанно или неосознанно имитирующие науку, но по сути таковыми не являющиеся.

С использованием результатов опроса были подсчитаны шесть величин, характеризующие каждое из сорока учений. Насколько легко «втянуться» в учение? Насколько сильно привыкание? Насколько велик материальный ущерб, когда-либо нанесенный отдельному человеку? Насколько велик материальный ущерб для общества в целом? Насколько велик ущерб личному благополучию? Насколько велико количество пострадавших от практики данного учения? Все шесть величин считались весомыми в равной степени. По каждому параметру было выбрано шесть выделяющихся учений. Учения, отличившиеся по наибольшему количеству параметров, считались самыми опасными.

Десятое место: нейролингвистическое программирование (НЛП). Э то учение, которое основывается на идее о формировании телом и языком индивидуума картины его мировосприятия. Это восприятие, а, следовательно, и поведение можно изменить с помощью различных техник. Хотя сама идея НЛП не является чем-то вопиюще лженаучным и тесно связана с психологией, не существует никаких научных исследований, показывающих эффективность техник НЛП. Классики НЛП Ричард Бандлер и Джон Гриндер честно сознаются: “Все, что мы собираемся вам здесь сказать — это ложь. Поскольку у вас нет требований к истинным и точным понятиям, на этом семинаре мы постоянно будем вам лгать ”. Критики НЛП считают, что это не более чем способ выколачивания денег с желающих посещать тренинги и семинары. Несмотря на это, граждане доверяют НЛП. От НЛП тяжело отказаться и к нему легко пристраститься. Но, не представляя особой угрозы для жизни или кошелька, НЛП оказывается на скромном 10-ом месте, как весьма безобидное увлечение.

Девятое место: гомеопатия . Это учение, один из принципов которого заключается в том, что человека можно лечить разбавленным раствором вещества, даже если в результате разбавления этот раствор не содержит ни одной молекулы разбавляемого вещества. Механизм работы гомеопатии объясняют за счет таких эфемерных эффектов, как “память воды”, “структуры воды” и других, идущих в обход известных законов природы. Не следует путать гомеопатию с фитотерапией (лечением травами). Исследования показывают: гомеопатия лечит не лучше таблеток-пустышек. По данным опроса, гомеопатия - лидер по числу разочарованных в ней людей и представляет серьезную угрозу для кошелька. Несмотря на то, что гомеопатические препараты не требуют проведения дорогостоящих клинических испытаний или значительных затрат на изготовление, они могут стоить не дешевле медицинских препаратов высокого качества. С другой стороны гомеопатия может помогать за счет “эффекта плацебо” и является относительно малым злом.

Восьмое место: уринотерапия . Это учение о том, что можно лечить практически любые болезни (включая рак), принимая внутрь мочу. Использование мочи для промывания ран в полевых условиях не рассматривается как уринотерапия. Наибольший вклад в развитие уринотерапии в России внес Геннадий Петрович Малахов, ведущий программы “Малахов плюс” в эфире государственного “Первого канала”. Уринотерапия не вызывает особого доверия граждан, однако питье урины может приводить к неприятным последствиям для организма, например, вызывая нарушения работы почек. Это делает уринотерапию опасной для здоровья лженаукой.

Седьмое место: хиромантия. Это учение о том, что по рисунку из складок кожи на ладонях можно предсказать судьбу человека. Не существует научных свидетельств, что судьба хоть каким-то образом зависит от этих узоров. Хиромантия пользуется популярностью в массах, однако часто разочаровывает тех, кто на нее полагается. Известны случаи, когда люди пострадали от лжепредсказаний хиромантов.

Шестое место: целительство. Это учение о том, что человека можно лечить наложением рук, прикосновением, заговором, обрядом. Главная опасность целительства состоит в том, что, обращаясь к целителю, человек может забыть или умышленно не прибегнуть к помощи официальной медицины. В связи с этим весьма велика доля людей, пострадавших по вине целителей, обещавших заведомо непосильное исцеление.

Пятое место: Фен-Шуй. Это учение о том, что расстановка мебели в доме влияет на «энергетические потоки», что бы под этим ни подразумевалось. Если мебель расставлена по Фен-Шую, в доме будет больше счастья, меньше болезней. Неоднократно проводили опыты, когда нескольких “гуру” учения Фен-Шуй просили расставить мебель, при этом каждый следующий “гуру’ целиком переставлял все, что с уверенностью расставлял его предшественник. Ученые говорят: Фен-Шуй - не больше чем дизайн. Вся мистика - лишь повод «срубить лишних денег с обывателя». В этом умельцы Фен-Шуя преуспевают лучше многих своих коллег по лженауке. За счет материального ущерба, наносимого как обществу в целом, так и отдельным людям Фен-Шуй оказывается на 5-ом месте списка.

Четвертое место: биоэнергология. Это учение о том, что у человека существует “биополе”, воздействуя на которое можно лечить заболевания. Этот термин был использован вместо привычного для слуха “биоэнергетика”, так как часть биологической химии, изучающая энергетические процессы в биологических системах, называется биоэнергетикой и лженаукой не является. Свое 4-ое место биоэнергология получает за счет числа людей, пострадавших от практики этого учения.

Третье место: астрология. Это учение о том, что по звездам или планетам можно предсказывать судьбы отдельных людей, а иногда и будущее целых стран. Значительное количество научных работ демонстрируют: никакой связи между положением планет в момент рождения человека и его судьбой или характером нет. По своей известности астрология занимает третье место, после магии и ясновиденья. Астрология в списке лидеров как по количеству разочаровавшихся в ней, так и по количеству практикующих ее людей. Этот “наркотик” легко затягивает, уносит много денег, которые тратятся на астрологические семинары и консультации с астрологами.

Второе место: магия. Это учение о том, что с помощью ритуала можно навести на человека беду, "порчу", негативно повлиять на его жизнь, не вступая в непосредственный контакт. Магия так же используется, чтобы “приворожить”, наслать богатство. Магия - абсолютный лидер по количеству пострадавших среди людей практиковавших ее, и занимает второе место по вовлеченным в практику денежным затратам (после молитв). И, хотя магия вызывает слабое привыкание, вера в нее является одним из самых опасных заблуждений.

Первое место: молитвы. В рамках концепции религии существует представление о том, что физические недуги можно эффективно лечить молитвой. Как ни парадоксально, именно на ритуалы, связанные с молитвой, у людей уходит больше всего денег. Это связано с покупкой икон и свечек, пожертвованием в храмах, заказах молитвенных обрядов... Молитвы лидируют по пяти из шести измеренных параметров, занимают второе место по вреду, наносимому здоровью граждан и первое по материальному ущербу для общества. Польза молитв неоднократно проверялась и можно уверенно сказать: эффекта от молитвы на выздоровление людей нет . Существуют научные исследования, показывающее некоторый обратный эффект: больные люди, знающие, что за них молятся хуже поправляются . Предполагаемый механизм - “эффект ноцебо”, противоположный эффекту плацебо гомеопатии. “Если за меня молятся, значит совсем плохо дело” - может подумать пациент, теряя надежду. Таким образом, вера в молитвы - самое опасное заблуждение современного общества. В подтверждение этому событие из новостей: сейчас в штате Висконсин продолжается суд на женщиной, обвиняемой в убийстве собственной одиннадцатилетней дочери. Мать молилась, вместо того, чтобы отвезти больную девочку к врачу. Больную диабетом девочку мог спасти укол инсулина.

Некоторые учения не вошли в десятку, но показали интересные результаты. Так ясновидение - это самое известное заблуждение. Также можно упомянуть вред от лженаучных диет, вроде тех, что учат людей питаться в соответствии с их группой крови, “чистки” печени, выведение “шлаков” - это примеры опасных для здоровья заблуждений.

Следует отметить, что данная классификация не является точной, в силу ограниченности выборки людей, на которых проведено исследование. Само исследование также выполнено не без изъянов. Однако хочется надеяться, что эта тема привлечет внимание социологов, которые проведут более тщательный анализ этой проблемы, уже по всем правилам науки. Это позволит получить более надежный список самых опасных предрассудков и заблуждений, а так же привлечь внимание общества к подобным проблемам.

  • Подробней о заблуждениях гомеопатов можно почитать тут:
  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11761499
  • Эффект ноцебо от молитв: www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16569567
  • Про девочку, жертву молитв можно почитать тут: www.religare.ru/2_65358.html
  • Почему люди верят во всю эту ерунду:

Статья 2-я, дополненная и исправленная.

Настоящая статья посвящена такому явлению в познании, как лженаука.

Проведен междисциплинарный, системный анализ явления лженауки, с целью определения методологии лженаук, основных характеристик и классификации лженаучных концепций. Обобщение понятия лженауки позволит рационализировать

мероприятия по контролю и ограничению развития и распространения лженаук.

1. ОСНОВЫ ЛЖЕНАУК.

1.1 Лженаукой является все, что не соответствует современной официальной науке, а это те знания, которые недоказуемы или опровергнуты. Под лженаукой подразумевается широкий круг лженаук и иных ложных концепций, которые не развивают познание и не имеют таковой ценности, но стремятся занять место науки. Большинство лженаук имеют своей целью те или иные выгоды, либо это денежные средства, изымаемые от людей, либо это власть над людьми. Лжеученые, например астрологи и экстрасенсы осознают, что занимаются лженаукой, они осмысленно занимаются, вернее, имитируют научный процесс, поскольку не хотят терять легкие доходы. Именно поэтому все лженауки характеризует то, что их тезисы направлены на социальные и личностные процессы, поскольку рассчитаны на людей, а не на познание мира. Классические лженауки имеют много общего с мошенничеством, и возможно являются таковыми в том отношении, что, маскируясь «научностью» или истинностью они получают доверие людей, и получаю доход от пустых услуг и товаров. Помимо преступности, лженаука стремится уравняться с наукой или даже задавить науку, поскольку только в этом случае они обретут значимость истины в обществе, и лживость их афер будет скрыта. Лженауки создают технологии и прочее, которые станут поводом для изъятия больших фондов и государственных денег. Подобные варианты лженаук особенно стремятся задавить науку и влиять на политиков и научные институты, от которых эти лженауки могут получить признание, а за ним крупную прибыль.

Любое общество изобилует глупыми и доверчивыми людьми и невеждами, количество которых обратно пропорционально просвещенности общества, но в любом случае их количество несравненно больше, количества мыслящих и самостоятельных людей. Лженаука использует этот контингент мало просвещенных людей и проникает в их сознание с целью получения от них легких доходов. Мало просвещенные люди, как правило, это доверчивые люди, которые, не обладая знанием о мире, находятся на уровне средневекового развития, веря в богов и сверхъестественное. Во времена средневековья лженаука и ложные учения, вроде религии, находились в оппозиции с наукой, и с помощью инквизиции подавляла познание, в нынешнее время наука настолько развилась, что обрела заслуженное главенствующее место в осознании человечеством мира. Нынешняя наука обрела главенствующую позицию не только в силу доказанности своих тезисов, но и за счет особой значимости для развития техники и уровня жизни, что в свою очередь определяет уровень развития цивилизации, то есть является основой цивилизации. Нынешняя наука достигла авторитетности, которую уже никогда не достигнет религия, поэтому религия кроме мелких попыток не способна противостоять фактам. Лженаука избрала иной путь развития: не в противостоянии, а в адаптации и интеграции с наукой, создавая тезисы подобные научным, но имеющие смысл и цели религии – влияние на сознание людей и их доверие.

1.2 Опасность лженауки кроется в том, что она стремится уравняться или занять место науки, в этом случае доверие им со стороны общественности будет неограниченно, а мошенничество лженауки будет максимально эффективным. Опасность лженауки ещё и в том, что она разрушает прочный фундамент доказуемости наук, внося лживые знания и нарушая понимание реальности. Лженаука проникает в доверие людей тогда, когда людям трудно понять или принять научные истины, когда наука имеет ограничение развития, и когда наука отрицает что-либо, в этом случае лженаука занимает эту вакансию в сознании этих людей, и позволяет легко понимать мир через сверхъестественное, дает людям «знания», которые легче принимаются (об исключительности людей и Земли во вселенной). Лженаука, основываясь на вымысле, «легко» объясняет и «делает» то, чего наука не может, например, лечить рак, и конечно лженаука ничего не отрицает того, что не отрицают простые люди, лженаука не отрицает Дарвинизм, существование души и прочего.

1.3 Человеческий вид, обретя независимость от природы, и достигнув уровня самосознания, обладает архаичными особенностями, например, человек неосознанно приписывает себе избранность и совершенство в сравнении с животным миром, человек осознает себя центром мироздания - это самосознание полностью реализовалось в религиозных учениях, в которых человек произошел по подобию бога, является повелителем Земли, «Земля находится в центре вселенной», а «вся вселенная это твердая оболочка с прикрепленными звездами», «мысли человека - проявления его души, которой нет у животных». Наука путем неопровержимых доказательств опровергала каждый из этих тезисов: Коперник создал гелиоцентрическую систему и низверг миф об избранности Земли, Дарвин доказал происхождение человека от животных, это же подтвердили генетики – так был опровергнут миф об избранности человека в живой природе, Павлов доказал рефлекторный механизм мышления и разоблачил мифическую душу человека. Лженауки и религия опираются на эту архаичность самосознания, и развиваются в их рамках - вновь появляется те направления, которые были опровергнуты наукой недавно или которые слишком неугодны для самолюбия людей, как, например, теория Дарвина и теория эволюции вообще, лженауки развивают представления о неком мире сверхъестественного, в котором может быть душа и прочее - таким образом, развивается неудачная альтернатива познанию, но в замен лженаука получает большее одобрение людей, которым утешили самолюбие.

1.4 Человеческая психология обладает ещё одной особенностью, которую используют лженауки для проникновения в сознание - это субъективное мышление доверчивых людей. Доверчивые и впечатлительные люди видят то, чего нет, но чего они хотят видеть, и не видят того, что не хотят видеть, не видят явных противоречий. Религиозные люди именно к таким относятся, они даже не желают слышать что-либо против бога и религии, будь то хоть явные опровержения, в то же время они в обычных явлениях видят знамения, явления ангелов, божью волю или божью кару. Доверчивые люди ограничены в своем критическом мышлении, поскольку собственные мысли им заменяет совокупность домыслов, сформированных верой во что-либо. Переубедить таких людей почти невозможно, какими бы доказанными не были опровергающие факты.

1.5 Одним из средств развития и популяризации лженаук является фальсификация, когда вымышленные явления выдаются за реальные. В случае фальсификации, лженауки пытаются укрепить свои позиции ложными доказательствами, экспериментальными данными, подделанными. Фальсификации продвигаются лженаукой через СМИ и литературу, и служат «доказательством» лженаучных положений. Помимо фальсификаций, лженаука распространяет вымыслы о проявлениях сверхспособностей и целительных свойств чего-либо, при этом лженаука не утруждает себя доказательствами и связыванием с наукой, их «доказательства» идут параллельно и независимо от науки, тем самым, демонстрируя свою изоляцию и независимость от противника – науки. В аспекте использования лженаукой фальсификаций стоит отметить, что всякого рода сверхъестественные явления демонстрируются, как правило, публично, или в лабораторноподобных условиях какого-либо помещения в присутствии неких сторонних людей производящих впечатление экспертов или ученых, и все эти демонстрации не отличаются, а даже уступают в зрелищности фокусам иллюзионистов. Нетрудно найти связь демонстрации лженаучных «доказательств» и производимых иллюзионов. Всякий опытный престидижитатор без труда разоблачит такие демонстрации, но рассчитаны они на простых людей, которые, видя фокусы иллюзионистов, дивятся им, но видя те же фокусы названные «сверхспособностями». Можно допустить, что Иисус Христос существовал и творил чудеса, но только чудеса эти были обычными фокусами, нынешние иллюзионисты творят такое, что Иисус меркнет в их свете: иллюзионисты летают (Копперфилд) – Иисус не летал, только один раз вознесся (по свидетельству 12 учеников, против тысяч свидетелей полетов Копперфилда), исчезают, проходят через стены, заставляют исчезать объекты и даже сооружения (Статуя свободы), повторяют фокусы с «приумножением хлебов», воскрешают мертвых (Лонго, Грабовой), исцеляющие на расстоянии целые стадионы (Кашпировский, Чумак).

Чудеса Иисуса были ограничены: не летал в повседневной жизни, не гасил Солнце, не гасил звезды, не насылал землетрясения, потому что такие фокусы не под силу никому.

Библейские сюжеты и чудеса, скорее всего выдумки, поскольку не доказаны, но могут быть и реальными явлениями, только искаженными, преувеличенными и трактуемыми с религиозным оттенком, что свойственно верующим, например, морской отлив мог верующими представляться как расхождение вод моря перед Моисеем; «манна небесная» могло быть то же явление, что и «рыбные» или лягушачьи дожди», когда ураганы и смерчи поднимают с поверхности разные объекты; растворение красной глины в речной воде может восприниматься «кровавой рекой»; нагретая суша создает оптический эффект зеркала – иллюзия поверхности воды, который мог иметь место на косе в заливе, скрывая эту косу от наблюдателей, и маскируя под поверхность моря, всякий идущий по ней создает впечатление «идущего по воде» - ведь Иисус шел по воде, а не летел над водой. Многие люди склонны поклоняться чего-либо, чаще всего это вымышленные боги, но это могут быть и другие люди, например, адепты, обожествляют предводителей своих религиозных сект, фанаты обожествляют знаменитый певцов, люди верящие Кашпировскому, Грабовому и другим магам составят толпу людей, которые будут убеждены в избранности и величии своего идеала, как были убеждены последователи человека Иисуса Христа в его божественности, и переубедить таких людей невозможно, преклонение для них сильнее логики и самооценки.

Как правило, разного рода «феномены», на которые опираются лженауки, представляют собой либо иллюзию, созданную или естественную, либо очень искаженные явления, преувеличенные или неверно истолкованные, либо эти феномены просто вымысел. Лженауки никогда не занимаются изучением своих явлений, как это происходит в науке, в лженауке явления и законы просто описываются, поскольку являются результатом произвольных размышлений сторонних от реальности людей. Несмотря на то, что, например, некоторые специализированные институты официально подтверждают наличие сверхвозможностей у людей, тем не менее, эти же институты не идут дальше частного «подтверждения» и частных конференций, и тема о неких способностях не превращается в исследования, диссертации и статьи, которые в свою очередь докажут сверхвозможности человека и сделают это частью науки. Этого не происходит в силу фальсификаций экспертизы, ограниченной единичными случаями и рискующей при полноценном исследовании немедленно быть опровергнутым. Подобный синтез лженауки и научных фальсификаций наиболее эффективен для существования лженаук, поскольку позволяет лженауке напрямую интегрироваться в официальную науку.

1.6 В прежние времена и ныне лженаука описывает и пользуется реальными явлениями, облачая их в некую сверхъестественность. Хорошо изучено официальной наукой явление самовнушения, при котором человек с помощью психики способен неосознанно влиять на функции организма и стимулировать внутренние резервы. На основе эффекта самовнушения существует лечебное средство – плацебо, которая представляет собой пустое вещество лишенное лечебных свойств, но в то же время, оказывающее лечебное воздействие той силы, насколько недуг связан с психическими функциями организма. Лженауки используют эффект плацебо, но под его видом продают дорогостоящие вещества и аппараты, получая мошеннический доход от «высокотехнологичного» плацебо. Аналогичным путем лженаука использует гипноз, подводя под него некие свойства некой души или сверхчувственного мира, чем добиваются согласия со своих ложных учений с реальностью. Эффект плацебо также возникает при «предсказаниях судьбы», когда человек настраивает и неосознанно наводит на себя предсказание, или при магических обрядах, когда «магия» путем самовнушения действует на человека.

1.7 СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ ЛЖЕНАУК.

Наиболее негативное для государства явление, это взаимодействие между лженаукой и кругами людей, обладающими властью или крупными денежными средствами, или распорядители фондов. Политики и владельцы крупных капиталов не отличаются интеллектом от обычных людей, они столь же доверчивы, и также не способны понять разницу науки и лженауки, поэтому лженауки разных видов, манипулируя сознанием таких влиятельных людей, сами получаю часть этого влияния. Одурачивать влиятельных и известных людей (актеров, космонавтов) для лженауки ещё выгодно и в плане доходов, чем от влияния на простых людей. Лженаука успешно использует свое влияние на влиятельных людей для лоббирования своих интересов, для распространения и популяризации лженаук, увеличения их авторитета, а также для давления на науку и контратаки на критику. Лженауки особенно стремятся лоббировать свои интересы во власти, поскольку это позволит лженаукам легализоваться «сверху», и превратиться в науку. Особенно эффективно влияние лженаук на коррумпированную власть, поскольку становится взаимовыгодным. Лженауку способны определить только ученые, простым людям это не дано принципиально, поэтому одурачить простых людей, среди которых и политики

для лжеученых ничего не стоит, а в свою очередь оболваненный политик для лженауки самый лучший трофей – он становится для лженауки ключом к гигантским государственным фондам, он становится защитой от любых нападок, в том числе со стороны Академии наук.

Лженаука влияет также через науку, путем подкупа специалистов и редакторов журналов, патентных бюро, пробивая себе дорогу в научные журналы, получая липовые рецензии, дипломы и научные звания, пробиваясь на научные конференции и покупая экспертизы в институтах – то есть, пытаясь чисто механически занять место в науке. Пробиваться в науку для лженауки является второй по важности задачей после получения финансирования, поскольку это придает лженаукам больше научности,

потому лжеученые особенно тратятся на обретение официальности и научности.

1.8 ЗАЩИТНЫЕ СТРАТЕГИИ ЛЖЕНАУК.

Лженауки оказывают сильное сопротивления всякого рода попыткам их ликвидировать, подключая к этому все возможные ресурсы в которые они проникли, начиная от политиков и судов (судебные процессы против преподавания теории Дарвина), и заканчивая подключением СМИ и подкупленных ученых вплоть до академиков. Столь сильное сопротивление лженауки оказывают по той причине, что они приносят высокие доходы своим создателям, которые в свою очередь легкие доходы терять не хотят и пойдут на любые действия против критиков. Для всяких научных концепций характерен диалог «доказательства-опровержения», что составляет сам научный процесс поиска истины, в котором ключевое значение имеет критика, но лженауки не могут вести такого диалога, поэтому они избирают тактику агрессивного и упорного противостояния в виде несогласия с критикой, а также атаки на самих критиков, которые характеризуются уничижительным тоном. Пытаться опровергнуть лженауку также бесполезно, как оправдывать бред, хотя бы потому, что опровергать нечего, трудно найти доводы на произвольные идеи, это не мешает официальным ученым тратить время на опровержение лженаук.

Одной из защитных стратегий лженаук является их проникновение в секретные отрасли, в первую очередь в хорошо финансируемую военную сферу, для чего созданы целые воинские части (в/ч 10003). Защита секретностью позволяет избежать лжеученым огласки своих фальсификаций, которые могут вызвать поток разумной критики, а также избежать всякого влияния со стороны РАН и официальной науки, которые ограничены «военной тайной», оберегающей теплое местечко для лжеученых - это же является самым опасным влиянием лженауки, которая подрывает обороноспособность страны. Лженаукой создана принципиально новая тактика самозащиты – она сама организует борьбу с лженаукой, но при этом находится на стороне науки и не только избегает чистки, но и ликвидирует конкурентные направления, к подобной тактике прибегла Русская православная церковь, которая стала одним из инициаторов создания российской «Комитет по борьбе с лженаукой», а значит, минимум становится защищенной в процессе гонения против лженаук, максимум - управляет процессом ликвидации лженаук, разумеется, это не означает, что Комитет по борьбе с лженаукой не эффективна, это означает, что РПЦ имеет иммунитет от этого комитета.

1.9 Опровержение лженаук учеными является, несомненно, наиболее надежным средством уничтожения лженаук, но не всегда требуется научное опровержение для ограничения лженаук, поскольку это трата времени и привлечение внимания к лженаукам, и эффективность этих методов временна, поскольку произвольные учения в виде лженаук довольно изменчивы, и способны преодолевать устаревшие опровержения. Наиболее эффективным критерием лженаучности является внутренняя и внешняя противоречивость этих учений: внутренняя связана с противоречиями внутри концепции, которые возникают неизбежно при произвольных выкладках недалеких людей; внешние противоречия связаны с несопоставимостью достигнутому уровню официальной науки. Заниматься опровержением лженаук довольно неблагодарное дело, поскольку приходится спускаться на уровень развития лжеученых, уделять им внимание, и тем самым косвенно поднимать им статус, уделяя лженаукам внимание со стороны науки. Критиковать лженауки малоэффективно ещё и потому, что человеческая фантазия неисчерпаема и лженаука даже при полностью развитой науке найдет своё место для существования – на месте ликвидированных лженаук возникнут новые, и так будет неограниченно долго. Именно бесполезность критики приводит нынешнюю науку к простому запрету на какие-либо концепции, например, запрет на рассмотрение проектов вечных двигателей, или на публикацию критики теории относительности, поскольку на противостояние нескончаемому потоку лженаучных идей, заведомо лишенных смысла занимает больше времени, чем, собственно, развитие науки.

1.10 Лженауки активно укореняются, используя всякого рода финансирование, влияние на власть, что создают организованные центры-конгломераты – так называемые международные академии и институты (МАИСУ, международная академия тринитаризма, академия биоэнергоинформатики и подобные). Организация многократно усиливает влияние лженауки и делает её почти неуязвимой от нападок науки, общественности и власти. Достаточно вспомнить массированную поддержку лжеученого Грабового, для чего была собрана Научно-практическая конференция «Современные проблемы науки, техники, культуры, здравоохранения, общества и проблемы Космической безопасности Земли», г. Санкт-Петербург, на которой в защиту Грабового стали профессора, кандидаты наук, нанятые влиятельными лженаучными организациями или являющиеся просто мнимыми учеными, готовые за деньги нести такой бред, за который даже школьнику двойку поставят, например, на той же конференции Е.И.Боровков, профессор, директор НИИ астробиологических проблем и космической безопасности им. С.И. Репьева, президент МАИСУ заявил: «Ведь до сих пор, наша современная метеорология кроме циклона и антициклона ничего не знает. Она даже не знает, откуда образуется этот самый циклон. Откуда образуется антициклон. А это есть проекция околосолнечной чёрной дыры. Если даже метеорологи не знают, откуда и что берётся, ну как они могут правильно предсказывать погоду? Да ни как!» - подобных антинаучных перлов на той конференции было пруд пруди, и произносились они людьми с учеными степенями и званиями! За подобные рассуждения ученый должен быть просто лишен или понижен в научном звании, а те лица (ВАК, Патентное бюро, президиум РАН и другие), которые вручили ему звание или патент должны подпадать под внутреннее разбирательство за некомпетентность.

1.11 Лженауки развиваются в тех направлениях, в которых наука не развилась,

а также в тех познаниях, которых нет в природе. Существует и можно вообразить ещё больше понятий и явлений, которые невозможны по законам природы, например «Вечный двигатель», антигравитация и прочее, которые на всегда останутся несуществующими, и невозможность существования их недоказуема как бесконечность вселенной, поэтому лженаука особенно стремится реабилитировать и описывать их, и поскольку доказать их невозможность нельзя, то они становятся устойчивыми понятиями для существования лженаук.

2. ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ЛЖЕНАУК.

2.1. Лженауки описывают некий непознаваемый, «скрытый» мир, обладающий той или иной одухотворенностью, божественностью, это позволяет использовать веру недалеких людей в сверхъестественное и при этом придать своему учению больше научности - это позволяет интегрировать глупое доверие и «сферу наук». Лженауки оперируют понятиями и терминологией абстрактно-всеобъемлющей, напоминающей рассуждения философов или людей средневековья, которые формируются из ограниченного набора слов: бог (создатель, вселенский разум), душа, разум, мысли, жизнь, вселенная (космос), пространство-время, волны (резонанс), энергия (свет, квант), информация, счастье, любовь, здоровье, добро и зло, свобода, новые знания, из которых путем комбинации формируются подавляющее большинство рассуждений и терминов лжеучений.

2.2. Социально-личностная направленность. Лженауки описывают личность, социальную жизнь, отношения людей, болезни, бизнес, войны и катаклизмы, и прочие явления, имеющие непосредственное отношение к жизни человека, при этом, не проявляя интереса к явлениям не связанным с человеком (например, физику звезд, вулканологию, энтомологию). Это указывает на то, что лженаука стремится развиваться в той сфере человеческого мышления, которая имеет для каждого человека наибольшее значение, а значит наиболее востребованной людьми, то есть лженаука нацелена на наибольший интерес людей, получая большее внимание. Независимо от области лженауки, будь то физика, биология или религиозные учения – все они сходятся в итоге к свойствам человека.

2.3. Очень характерным признаком лженаук является их бурное внедрение в практику. Лженаука не только стремительно достигает уровня применения своих «идей» в деле, которое порой опережает развитие самих этих идей, но и стремление в первую очередь использовать «идею». Ярким примером являются торсионные технологии, которые развились прежде, чем физики развили идею полей кручения, позднее опровергнутую.

2.4. Лженаука реализуется в торговле и услугах. Лженауки преимущественно стремятся к непосредственной продаже своей продукции, будь то вещи, в виде амулетов, гороскопов, целительных средств и прочее, или это услуги, в виде предсказания судьбы или «излечения». Этот признак указывает цель лженаук – легкий доход, поэтому лженауки развиваются там, где у доверчивых людей имеются крупные денежные средства и власть, то есть у политиков, бизнесменов, преступников и других, поэтому для разного рода лжеученых характерно стремление в эти круги, дабы дороже продать свои вымыслы, например при дворе королей и президентов всегда были собственные астрологи, маги, целители и прочий сброд.

2.5. Лженаука обладает высокой универсальностью. Обычно в основе целостного учения лежит некий единый принцип, напоминающий произвольные рассуждения, вроде милогии, или единое явление вроде биоинформатики (биоэнергоиформатики), торсионных полей, от которых развивается некое учение, чуть ли не до панацеи или теории всего. Для лженаучных лекарств, способов лечения и аппаратов характерен огромный перечень излечиваемых болезней, на гране панацеи от всего, причем, болезней никак не связанных между собой. Одно и то же лженаучное средство лечит одновременно и ожирение и худобу.

2.6. Лженаучные учения создаются, заимствуя понятия от разнородных наук, которые обладают минимальной связью, иначе говоря, лженауки очень междисциплинарные. В своих междисциплинарных достижениях лженауки достигают высоких величин, превращаясь в принципиальный балаган, например, в медицинских и психологических направления лжеученые активно применяют понятия квантовой физики (торсионные поля), в своих физических направлениях применяют религиозно-эзотерических понятия (милогия, биоэнергоинформатика). Это качество лженаук проявляется также в том, что лженауку могут создавать даже ученые, только при условии, что это ученый занимается лженаукой в области познания, отличной от той, в которой он является специалистом, так, например, часто о физике рассуждают инженеры, биологи, историки, философы и рассуждения эти формируют лженауки.

2.7. В лженауках все положения основаны на произвольных измышлениях, в виде каких-то философствований или домыслов, которые выдаются в качестве выводов, за которыми должно быть экспериментальное подтверждение. Иначе говоря, лжеученые заменяют эксперименты рассуждениями, в тех случаях, когда это недопустимо.

2.8. Лженаука развивается параллельно официальной науке, адаптируя и заимствуя из науки знания, с целью маскировки себя «научностью», именно развивается следом, то есть, именно догоняя, а не превосходя, поскольку не может достигать новых знаний. Лженаука заимствует термины из официальной науки, такие как кванты, черные дыры, пространство-время, волны, резонанс и прочие, привязывая их к своим учениям, делая это так глупо и наивно, как попугаи, которые повторяют за человеком слова и производят впечатление разговора, хотя естественно ничего не понимают в них. Наука развивается, терминов становится больше, а значит, словарный запас лжеученых расширяется и их речи приобретают более научный звон, оставаясь

бессмысленным лепетом попугая. Лженаука активно искажает понятия науки, приспосабливая их к своим учениям, делая сложные трактовки банальных явлений.

2.9. Лженаука попустительствует и развивается в тех направлениях, которые более предпочтительны простым людям с их архаичным мышлением. Лженаука не пытается переубедить, а напротив соглашается, что существует некий божественный мир непознанного, что человек является высшим существом, что существует душа, что человечество и Земля обладает избранностью и прочее, именно потому, что такие взгляды более предпочтительны простым людям, лженаука особенно легко проникает в их сознание. Лженауки «подтверждают», что существуют некие сверхспособности человека, в которые хочет верить обычный человек, эта же лженаука «опровергает» теорию Дарвина, стремясь доказать обычным людям, которые хотят видеть в себе нечто высшее, что они действительно высшие, подобных поощрений архаичному пониманию людей со стороны лженаук много, поскольку это один из стимулов их развития.

2.10. Для лженаук характерно бурное развитие, поскольку основано оно не на научном поиске, а на произвольных рассуждениях. Та или иная новая лженаучная концепция появляется уже с готовым базисным знанием, которое было словно написано кем-то до них, и длительно кем-то изучалось, хотя в действительности было придумано в короткие сроки неким проходимцем. Лженаука характеризуется полным отсутствием, каких-либо сомнений в себе, она утверждает себя как истинную истину, подобно религии «как написано, так и есть». Это признак того, что лженаука заимствует

способ самообразование от религиозного способа, и потому никак не приемлет каких- либо опровержений, и никогда не сойдется в дискуссии с научной экспертизой, результат которой предопределены, причем, не в пользу лженаучного учения.

2.11. Лженауки не противостоят друг другу, вполне терпимо сосуществуя вместе притом, что составляют совершенно разные представления и конкуренцию. Казалось бы, религия не должна признавать «чтение мыслей бога» в виде астрологии, и не должна признавать учения, не совпадающие с религиозным учением, но нет даже намека на такие противостояния. Официальная наука представляется лженауками как некое точное и доказанное, но неполноценное и ограниченное знание, в то время как лженауки это «глубокие и всесторонние знания», которые представляют собой ту часть «знаний» до которых официальная наука не может или не хочет развиться. Лженауки не составляют друг для друга угрозы, поскольку цель у них одна – влияние на людей. Всякие попытки опровержения лженаук ограничиваются со стороны последних лишь аргументами о том, что «наука не достигла их уровня и потому не может доказать», при этом неизвестно и тем более не доказано каким образом получены эти знания, относящиеся к лженауке.

2.12. Для всякой лженауки характерно, что при «гигантских, безграничных» возможностях – реальный нулевой эффект. Например, если бы телепатия была реальна – то пропала бы необходимость в военной разведке, если бы телегипноз был реальностью – то не нужны были бы дипломаты и так далее. При этом телепатия и телегипноз не только эффективнее, но и значительно дешевле и безопаснее – но ничего подобного нет. Причем, такая технология могла бы применяться с давних времен, когда появилась магия, пророчества, спиритизм. Например, если бы спиритизм был реальностью, то можно было бы созывать души великих ученых (Ньютона, Эйнштейна) и узнавать у них новые идеи и теории. Торсионщики обещали огромное количество энергии из физического вакуума, абсолютное оружие, но ни того, ни другого нет, а Европа все также продолжает закупку нефти.

2.13 Для лженаук характерно полное отсутствие самокритики. Большинство лженаучных концепций провозглашают свои выводы окончательными и правильными, без намека на сомнение, хотя к этому не прилагаются должных доказательств, и «истинность» этих знаний только провозглашается. Целители и методы нетрадиционной медицины почти (или вообще) не обладают побочными эффектами, псевдоисторические концепции представляют себя «правдивой историей», религиозные учения провозглашаю себя абсолютной истиной, и запрещают другие истины, другие религии.

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЖЕНАУКИ И НАУКИ.

Наука в своем развитии неуклонно познает мир, и в этом познании нет таких фактов, которые нельзя объяснить, нет таких пределов, за которые познание не могло бы проникнуть, иначе говоря, в мире нет ничего божественного и сверхъестественного, а есть только то, что уже изучили, и то, что предстоит изучать. Физика проникла в глубины атома, и до элементарных частиц и полей изучила его, нашла законы, управляющие им. Атом не оказался неделимым «божественным творением», «бог» решил себя утрудить и усложнил вещи до такой степени, что они могли бы существовать и без бога. Казалось бы, лженауки должны отступать и разрушаться под действием развивающейся науки, но этого не происходит, этого не происходит потому, что глупые невежды, владеющие деньгами, не перевелись, а значит, почва для лженауки сохранилась.

Лженаука даже развивается, она развивается параллельно науке, поскольку начинает использовать научные понятия и законы для «объяснения» прежде «необъясненных вещей», фактически лженаука пытается интегрироваться в науку, она тянется вверх по научному древу, как лиана, достигая при этом вершины без собственного крепкого ствола. Этот механизм формирования лженаук на основе достигнутого научного знания является универсальным, отличает лженауки то, что они только адаптируются к науке, и не развивают познание, как это делает наука. Объяснение, которые делает лженаука на основе научных познаний, является довольно примитивным связыванием аналогий, связи доказанного наукой и аналогичного недоказанного. Так, например, астрологи пытаются объяснить «влияние на людей планет» путем гравитационного поля этих планет, даже при всей нелепости подобных выводов в том, что гравитация может вызвать только смещение массы, например, гравитационное поле от атмосферы и облаков превышает гравитационное поле планет, поэтому лучше предсказывать судьбу по облакам.

Лженаука заимствует из науки явления, адаптирует в себе и даже развивает их в ложном направлении, при этом, чем сложнее явление (квантовая физика), тем больший эффект получается от его использования, например, подведено под физические понятия некие «торсионные поля», которые являют собой уже не божественность и магию, а некое лженаучное понятие сформулированное подобно научным формулировкам. Большой взрыв создавший видимую вселенную очень удачно использовался религиозными лжеучеными, как акт божественного творения, другой важный пример этого заимствования лженаукой фактов из науки является приобщение астрологией вновь открытых планет: Урана, Нептуна, Плутона, при этом вновь открытые планеты довольно легко вбирались астрологией, также, например, известное всем явление «эффект Кирлиана», представляющее собой лишь электрическое явление, подобное разрядам, изучаемым Тесло, выдается лженаукой в качестве того самого мифического биополя, о котором рассуждают многие лженауки, вот только остается неясным, каким образом появляется биополе у неживых объектов. Подарком для лженауки являются научные гипотезы фантастического содержания, например, дополнительные измерения, которые мы не можем обнаружить ввиду пр

Последние публикации на сопряженные темы

  • Примазаться не получилось

    Пришествий на страницу: 1433