11 класс

Чувство собственной неполноценности как избавиться. Закомплексованный человек — как комплексы постоянно мешают жить. Повышенная чувствительность к критике

– это совокупность эмоций, мыслей и поведения, отражающая ощущение собственной ущербности, убеждение в превосходстве окружающих. Проявляется неуверенностью, боязнью совершения ошибок, избеганием общения, завистливостью, переживанием собственной неудачливости, неспособности достигать целей. Становится основой для развития депрессии, обсессивно-компульсивного невроза, тревожного расстройства. Диагностика выполняется методом клинической беседы и психологического тестирования. Для лечения применяется когнитивно-поведенческая психотерапия, психоанализ, тренинги.

МКБ-10

F32 F43.2

Общие сведения

Понятие комплекса неполноценности было разработано австрийским психоаналитиком А. Адлером. Он изучал формирование компенсаторных механизмов у детей с дефектами развития, и чувство неполноценности рассматривал как результат физического отклонения, а позже – как универсальную движущую силу развития. Успешный опыт преодоления трудностей формирует сильные черты личности, неудачи способствуют укреплению комплекса. Этим объясняется его распространенность в западном обществе, где большая значимость придается личным достижениям человека. Гендерные роли влияют на особенности проявления данного симптомокомплекса: мужчины переживают его тяжелее, с невротическими расстройствами и гиперкомпенсацией.

Причины

Ведущую роль в развитии комплекса играют особенности физического состояния и воспитания. Согласно теории А. Адлера, причины воздействуют в раннем детстве. Поддержанию и усилению симптомов способствуют демографические, социальные, политические, религиозные, этнические факторы. К наиболее вероятным причинам комплекса неполноценности относятся:

  • Физические недостатки. Эффективность и успешность человека может ограничиваться неполноценностью органа, непривлекательностью (диспропорциональностью, асимметрией, полнотой). К данной группе относятся врожденные и приобретенные дефекты, особенности внешности.
  • Ошибки воспитания. Переживание чувства неполноценности возникает при чрезмерной родительской опеке, препятствующей навыку самостоятельного решения проблем. Другой вариант деструктивного воспитания – недостаточное внимание, сравнение с более успешными детьми, отсутствие похвалы и поощрений.
  • Негативный опыт. Неудачи в сфере карьеры, семейной жизни, интимных отношений способствуют развитию неуверенности в собственных силах. У женщин комплекс может быть вызван разводом, у мужчин – отсутствием хорошо оплачиваемой работы.
  • Необоснованная критика окружающих. На уровень самооценки влияют некорректные высказывания значимых людей: родителей, супруга, брата, сестры, начальника. Распространенным примером является использование сверхобобщений: «ты никогда не сможешь», «ты всегда проигрываешь».

Патогенез

Комплекс неполноценности формируется в период раннего детства, когда ребенок начинает понимать, что не все желания могут стать реальностью, а возможности для реализации его намерений ограничены. Сначала ограничения обнаруживаются на физическом уровне – несформированность навыков, наличие потребностей, материальных преград. Позже осознаются психологические границы, задаваемые воспитанием, отношениями с другими людьми. До школьного возраста успешным способом компенсации является игра. Ребенок примеряет роли, использует фантазию для образного воплощения желаний. Школьники оказываются в системе требований, оценок, необходимости реальных достижений. Формируется страх оказаться неполноценным – недолюбленным, отвергнутым, одиноким. С одной стороны, этот страх становится движущей силой развития, с другой – препятствует продуктивной активности. Комплекс закрепляется в структуре личности при наличии негативных факторов – опыта неудач, неконструктивной критики, отсутствии поддержки близких.

Симптомы комплекса неполноценности

Основное проявление комплекса – переживание собственной неполноценности и ущербности. Деструктивный вариант поведения включает замкнутость, ограничение контактов, боязнь быть активным, совершить ошибку, оказаться объектом насмешек или осуждения. Люди избегают общения, новых знакомств, публичных выступлений. Не проявляют инициативу на работе, редко бывают удовлетворены своей деятельностью. Женщины склонны выставлять себя в роли жертвы, мужчины маскируют неуверенность повышенной агрессивностью, обвинительной позицией. Характерно высокомерие, пристрастие к алкоголю, демонстрация внешних атрибутов успешности (дорогой одежды, аксессуаров, автомобилей).

Продуктивное поведение при комплексе неполноценности называется гиперкомпенсацией. Внутренне напряжение и недовольство собой становится мотивирующей силой. Чтобы избежать негативных переживаний, люди усилием воли преодолевают ограничения. Так, человек с заиканием становится диктором, с двигательными нарушениями – спортсменом, школьный «троечник» оканчивает институт, получает диплом с отличием. Достижения на некоторое время компенсируют чувство неуверенности. Однако если комплекс стал частью личности, людям приходится постоянно трудиться, добиваться успеха, чтобы получить одобрение и восхищение окружающих.

Осложнения

Продолжительное и острое переживание комплекса неполноценности приводит к развитию невротических расстройств. В детстве формируются нарушения речи (заикания, запинки), непроизвольные мышечные подергивания, ночные кошмары и страхи. У взрослых наиболее распространенным осложнением является депрессия с тревожным компонентом. Реже развивается обсессивно-компульсивное расстройство, панические атаки , психосоматические заболевания . При деструктивном поведении существует риск десоциализации – нарушаются семейные и дружеские отношения, люди расторгают браки, увольняются с работы.

Диагностика

Выявлением комплекса неполноценности занимаются психологи , психотерапевты , психиатры. Процесс диагностики проводится поэтапно: изучается семейное положение пациента, условия жизни, образование, профессиональная деятельность. Переживаемое ощущение неполноценности включено в структуру личности, определяется чертами характера, типом темперамента. Поэтому обследование направлено на исследование эмоционально-личностной сферы. Используются следующие методы:

  • Клиническая беседа. Характерны жалобы на эмоциональную напряженность, неуверенность, страх при необходимости проявлять активность, выступать публично, знакомиться. Возможна чрезмерная увлеченность пациента каким-либо занятием, позволяющим компенсировать переживание неполноценности – спорт, кулинария, домохозяйство, косметические процедуры, зарабатывание денег (без выходных, ненормированный рабочий день).
  • Опросники. Используются комплексные тесты исследования эмоций, личности и узконаправленные опросники: СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности), Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, тест Смысложизненные ориентации Д. А. Леонтьева. Результаты выявляют эмоциональную неустойчивость, напряженность, заниженную самооценку, повышенный уровень стресса, невротизации.
  • Проективные методики. Рисуночные и интерпретационные тесты позволяют обнаружить отрицаемые пациентом переживания, что особенно актуально при обследовании мужчин, стремящихся к гиперкомпенсации комплекса. Применяется тест «Рисунок человека», Тематический апперцептивный тест, Тест фрустрации Розенцвейга.

Лечение комплекса неполноценности

Помощь пациентам основана на методах психотерапии . Занятия направлены на выявление положительных и отрицательных сторон личности больного, освоение навыков самоанализа, продуктивной коммуникации, снижение эмоционального напряжения, устранение страхов. Терапия проводится со специалистом, самостоятельно и в группе:

  • Индивидуальная психотерапия. Используются техники гуманистического, психоаналитического и когнитивно-бихевиорального подхода. В ходе сеансов выясняются причины развития закомплексованности, корректируются деструктивные убеждения о собственной личности, проводится анализ сильных и слабых качеств, осваиваются техники релаксации, саморегуляции, позитивного мышления.
  • Самоанализ. Часть психотерапевтической работы пациент выполняет самостоятельно. Рекомендуется вести личные дневники, отмечая успехи, достижения и ошибки (в форме опыта). Записи позволяют объективно оценить свои положительные стороны, научиться анализировать действия и их результат без негативного влияния эмоций.
  • Групповые тренинги. На коллективных занятиях больные практикуются в общении, учатся конструктивно реагировать на критику, разрешать конфликты, сохраняя устойчивость самооценки. Обмен положительными эмоциями между участниками повышает уверенность, мотивацию к действиям.

Прогноз и профилактика

Компенсация комплекса неполноценности проходит успешно, когда человек осознает его наличие и использует техники, предлагаемые психотерапевтом – самоанализ, остановка негативных мыслей, улучшение навыков общения, принятие критики. Основа профилактики – правильное воспитание. Необходимо избегать чрезмерной опеки, позволять ребенку проявлять самостоятельность, совершать ошибки и относиться к ним как к опыту. Нельзя сравнивать его успехи с достижениями других детей, унижать после неудач и промахов. Важно научить самоанализу: после получения плохой оценки, проигрыша на соревнованиях следует поддержать ребенка и обсудить, что нужно сделать для получения лучшего результата в будущем.

Влияние Фрейда на последующее развитие психологии личности было огромным. Его ученики и последователи оспаривали те или иные положения его системы, но их категориальный аппарат и дух рассуждений постоянно сохраняли родство с теорией основоположника психоанализа. В контексте конфликтологии споры между психоаналитиками представляют частный интерес, а их дальнейший анализ личности - интерес принципиальный. Фрейд утверждал, что ребенок, сравнивая себя с родителями, начинает чувствовать бессилие. Ученик и соратник Фрейда это наблюдение сделал принципиальной базой своей теории: в детстве любой человек переживает чувство неполноценности.

В конфликте между чувством бессилия и желанием получить высокий результат заложено стремление личности преодолеть свою слабость и достичь вершин возможного.

«На протяжении всего своего развития ребенку присуще чувство неполноценности по отношению к родителям, братьям, сестрам и окружающим. Из-за физической незрелости ребенка, из-за его неуверенности в себе и несамостоятельности, вследствие его потребности опираться на более сильного и из-за часто болезненно переживаемого подчиненного положения среди других у него развивается чувство ущербности, которое проявляется во всей его жизни. Это чувство неполноценности вызывает постоянную тревогу ребенка, жажду , поиск ролей, желание сравнить свои силы с другими, предусмотрительность, стремление к физическому и психическому совершенствованию, от этого чувства неполноценности зависит вся воспитательная способность ребенка. Таким образом, будущее становится для него той областью, которая должна принести ему компенсацию».

Процесс компенсации неполноценности Адлер считал творческой силой, способной привести личность к высшим достижениям. Даже реальные недуги и дефекты могут быть преодолены этой силой. История подтвердила тот парадоксальный факт, что многие великие музыканты обладали дефектами слуха, многие великие художники - дефектами зрения, среди знаменитых полководцев часто встречались люди маленького роста, которые в детстве были хилыми.

Самый известный оратор древности Демосфен в юности тихо говорил и заикался.

Самый обаятельный и самый мудрый афинянин конца V века - Сократ обладал до комичного непривлекательной внешностью. «Вид у него был смешной: лысый череп, крутой лоб, курносый нос, толстые губы. Однажды в Афины приехал ученый знахарь, умевший по чертам лица безошибочно угадывать . Его привели к Сократу - он сразу сказал: «Жаден, развратен, гневлив, необуздан до бешенства». Афиняне расхохотались и уже хотели поколотить знахаря, потому что не было в Афинах человека добродушнее и неприхотливее, чем Сократ. Но Сократ их удержал: «Он сказал вам, граждане, истинную правду: я действительно смолоду чувствовал в себе и жадность, и гнев, но сумел взять себя в руки, воспитать себя - и вот стал таким, каким вы меня знаете».

Преодолевая свою неполноценность, личность развивает в себе чувство общности, которое Адлер считал врожденным стремлением человека к сотрудничеству, взаимопониманию, взаимоподдержке.

Иная картина складывается, если личность не справится с чувством неполноценности. Основными препятствиями для личностного роста Адлер считал невнимание родителей к ребенку, слишком большую его опеку со стороны старших и чрезмерную слабость того или иного больного органа тела. В этом случае все страдания от неудач как бы спрессовываются в комплекс неполноценности - постоянное глубинное переживание собственной несостоятельности, ущербности. Вместо достижения реальных результатов в жизнестроении личность стремится к сверхкомпенсации, к крикливому и напористому убеждению себя и других в своих мнимых успехах. Здоровое социальное чувство все больше заглушается, а возрастает прискорбное стремление к власти.

Не справившись со своим внутренним конфликтом, ущербная выплескивает его наружу. Став социально конфликтной, личность затягивает окружающих в мучительные столкновения, порожденные борьбой за власть ради власти.

«Существует тип людей, которым человечество и все его проблемы кажутся чужими и далекими. Слишком много занимаясь собой и стремясь к личной власти, но находясь все же в определенной зависимости от людей, они считают их чаще всего своими личными врагами, желающими им только худого. Не веря в свою победу и с еще большим страхом ожидая собственного поражения, они в конце концов оказываются в таком положении, что из-за непомерно выросшего тщеславия не видят и не могут избежать грядущих поражений, поэтому для нас нет ничего удивительного в том, что многие из этих людей испытывают чувство неполноценности ».

Вплоть до XX века правители были ограждены от критики подданных стеной авторитета власти. Образы непривлекательных или порочных властителей (Навуходоносор, Ирод, Пилат, Нерон) оживлялись в массовом сознании чаще всего в моменты острой схватки за шатающийся трон. Но и в этом случае правитель представлялся великим - пусть и во зле. Иное направление мысли давала теория, в соответствии с которой громкое самовосхваление властителя было компенсацией за его внутреннюю слабость, реальную мелкость и мелочность натуры, за его неспособность решить свои внутриличностные конфликты. А ведь создавал Адлер свои труды в 1920-1930-е гг. - в эпоху «великих» фюреров и вождей, оказавшихся на поверку мелкими деспотами.

переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности. В индивидуальной психологии А. Адлера (1870–1937) чувство неполноценности связано с органической и функциональной неполноценностью человеческого существа. В классическом психоанализе З. Фрейда возникновение этого чувства – результат утраты любви к человеку со стороны других людей.

Одно из основных положений индивидуальной психологии А. Адлера состояло в признании чувства неполноценности как источника стремления человека к совершенству и возникновения проблем, связанных с плохой приспособляемостью к обществу. Чувство неполноценности зарождается в детстве. В основе его лежит органическая, функциональная недостаточность органов и их повреждение. Чувство неполноценности возникает также в результате различного рода поражений и неудач, ведущих к унынию, растерянности, заниженной самооценке. «Чувство неполноценности – это движущая сила, исходная точка стремлений всякого ребенка. Оно определяет, как удастся данному ребенку добиться покоя и уверенности в себе, оно определяет саму цель его существования и подготавливает путь, на котором эта цель может быть достигнута».

В понимании А. Адлера, благодаря механизмам компенсации чувства неполноценности человек может добиться значительных успехов в жизни. Но это же чувство способно породить такие внутренние силы, которые будут направлены на саморазрушение или подавление других людей. В одном случае чувство неполноценности будет стимулом для достижения успеха и самосовершенствования, в другом – источником невротического стремления к власти или бегства в невроз в силу ненормального, патологического проявления этого чувства, превращающего в комплекс неполноценности.

Например, ребенок-левша может быть обучен лучше, чем многие другие дети, у которых более активной является правая рука. Его недостаток может способствовать усиленным занятиям и упражнениям, развитию артистических способностей и художественных талантов. Стремясь преодолеть свои ограничения, ребенок-левша старается лучше учиться и добивается больших успехов. Однако если борьба ребенка со своими недостатками сопровождается излишней амбициозностью, то в нем могут развиться зависть и ревность. На этой почве может возникнуть сильное чувство неполноценности, преодоление которого станет проблемой для ребенка. Постоянная борьба со своими недостатками может сделать его чересчур воинственным, и, став взрослым, он, по мнению А. Адлера, вполне вероятно, будет страдать от навязчивого стремления преодолеть свои неловкость и неуклюжесть.

Идеи А. Адлера о чувстве неполноценности вызвали неоднозначную реакцию З. Фрейда. Он согласился с тем, что сознание собственной органической неполноценности действует возбуждающе на работоспособность человека и вызывает у него повышенную продуктивность благодаря механизмам компенсации. Но он считал, что было бы большим преувеличением объяснять повышенную трудоспособность человека первоначальной неполноценностью его органов. Так, не все художники страдают недостатком зрения и не все ораторы были сперва заиками. По мнению З. Фрейда, многие проявления исключительной трудоспособности возникают на почве природной одаренности человека.

З. Фрейд не разделял идей А. Адлера о неполноценности как основном источнике возникновения неврозов. Он считал их односторонними, не объясняющими природу невротических заболеваний. Если исходить из чувства неполноценности, то невроз в таком случае являлся бы побочным результатом общей нежизнеспособности. Но опыт учит, замечал З. Фрейд, что подавляющее большинство некрасивых, уродливых, искалеченных и опустившихся людей не склонны реагировать на свои недостатки возникновением невроза.

Основатель психоанализа не использовал понятие «комплекс неполноценности», считая его искусственным словообразованием. Вместе с тем он говорил о чувстве неполноценности. Однако в отличие от А. Адлера он полагал, что чувство неполноценности имеет эротические корни: ребенок и взрослый человек чувствуют себя неполноценными, когда замечают, что нелюбимы. С точки зрения З. Фрейда, по сравнению с пенисом клитор девочки – это единственный орган, который можно назвать неполноценным.

Согласно З. Фрейду, чувство неполноценности возникает из отношения Я к Сверх-Я: это чувство является выражением напряженности между ними. По своему происхождению оно напоминает чувство вины. Оба эти чувства трудно отделить друг от друга. Исходя из подобных представлений, основатель психоанализа полагал, что было бы правильно рассматривать чувство неполноценности как эротическое дополнение к чувству моральной неполноценности.

В целом З. Фрейд не углублялся в рассмотрение природы чувства неполноценности. Большинство психоаналитиков тоже не уделяли особого внимания этому вопросу. В рамках же индивидуальной психологии А. Адлера представление о чувстве неполноценности составляло одну из наиболее существенных тем, разработке которой придавалось важное значение.

Чувство неполноценности

inferiority feelings) Альфред Адлер проводил различие между чувством неполноценности и комплексом неполноценности. Адлер исходил из того, что Ч. н. есть у каждого. Он указывал на то, что быть неполноценным человеком означает чувствовать себя ниже др. Ч. н. прослеживается в детской малости и зависимости в мире взрослых, а позже в погоне за совершенством. Ч. н. может служить стимулом здорового, нормального развития. Оно становится патологическим состоянием только в том случае, если чел. сокрушен, подавлен и не способен к развитию. Орглер пишет, что Адлер полагал, будто комплексы неполноценности могут развиваться из трех источников: органической неполноценности, избалованности и запущенности. Ч. н. становится комплексом, когда оно приводит к избеганию участия в жизни об-ва. Когда чел. чувствует себя неполноценным, это предполагает сравнение с др. чел. или с неким стандартом либо нормой. Такие сравнения становятся отправным пунктом мн. челов. несчастий. Слово inferiority (неполноценность) происходит от латинского inferus - "нижний", "подземный". Здесь в действие вступают и др. отрицательные факторы, напр. гнев, соперничество и, как следствие, утрата инициативы, поскольку сосредоточение усилий на сопернике блокирует спонтанное поведение. Кроме того, чел. может вести себя высокомерно: комплекс превосходства способен компенсировать комплекс неполноценности. Чтобы победить Ч. н., нужно сделать две вещи. Во-первых, надо перестать сравнивать себя с др., полностью и безраздельно сосредоточившись на актуальной проблеме или задаче. Во-вторых, надо оставить стремление быть выше др. Отказ от потребности в превосходстве помогает восстановить уравновешенность, преодолеть инерцию и перестать чувствовать себя хуже др. Низкая самооценка - это всегда плохо, но иногда она служит стимулом для конструктивной и полезной компенсации. Из ощущения слабости и несостоятельности может вырасти сила. В такой ситуации преимущество дает не само по себе Ч. н., а конструктивное преодоление слабости и несостоятельности. С Ч. н. связано чувство неадекватности. В то время как Ч. н. заставляет чел. считать, что он хуже др., чел. с чувством неадекватности считает, что он не в состоянии с чем-либо справиться. Системой координат становится не др. чел., а задача, к-рую невозможно решить. Так же как, по Адлеру, Ч. н. преодолевается отказом от сравнений и желания превосходства, преодоление чувства неадекватности требует сосредоточения на актуальной задаче и смелости быть несовершенным. См. также Расстройства личности Д. Н. Ломбарди

Отступы вокруг формы

То, что человек не может выжить вне социума, давно доказанный и неоспоримый факт. Даже самый самодостаточный и самостоятельный человек время от времени нуждается в общении с себе подобными. Оказавшись оторванным от общества, человек постепенно дичает, деградирует и теряет человеческий облик. Так что, человеческая самодостаточность - понятие весьма относительное. Потребность в общении у каждого человека своя: кто-то большую часть времени любит проводить в одиночестве, а кто-то без общения и дня не может прожить.
С древнейших времен люди объединялись в группы, чтобы выжить. Да и представители животного мира предпочитают сбиваться в стаи. В наше время, человек может выжить, даже сведя социальные контакты до минимума. Но, тем не менее, абсолютное большинство людей стремится к общению друг с другом, и не только по причине необходимости, но и потому, что это общение делает человека счастливым. Само по себе общество - большое благо для любого человека, если он, конечно, не желает превратиться в Маугли или Робинзона Крузо. Но во взаимодействии «человек - общество» есть и свои подводные камни. Оказывается, правильно адаптироваться в обществе умеет далеко не каждый. Некоторым людям контакт с себе подобными не приносит ни радости, ни удовольствия, а наоборот, превращает их жизнь в ад. Крайняя степень этого проявления называется в научной психологии термином «социальная дезадаптация» и требует, обычно, вмешательства квалифицированного психотерапевта или психолога. Но как считают психологи, проблемы в общении с социумом испытывает намного большее количество людей, чем можно предположить. Так как же проявляются эти проблемы и чем они могут быть вызваны?
Исходя из теории Зигмунда Фрейда, основные поведенческие особенности человека формируются в раннем детстве под воздействием материнского и отцовского воспитания. При этом, отцовские и материнские стереотипы откладываются глубоко в подсознании человека, во многом определяя модель его поведения в социуме, а следовательно - его дальнейшую жизнь и судьбу.
Если ребёнок был лишён одного из родителей, роль родителя может играть кто-то из близких родственников или чужой человек, одного с этим родителем пола, который часто общается с ребёнком и имеет на него существенное влияние, например, бабушка, дедушка, отчим, мачеха, няня, опекун, воспитатель и др. Бывают случаи, когда кто-то из родителей играет в жизни ребёнка одновременно и роль отца, и роль матери. Это не всегда плохо, особенно, если этот родитель силён в педагогике. Но все же лучше, если в воспитательном процессе принимают участие оба родителя.
«Мать» в сознании ребёнка символизирует любовь, тепло, заботу, а главное - безусловное принятие. Рядом с матерью он должен чувствовать себя защищённым и абсолютно счастливым. Если мать смогла дать ребёнку достаточное количество тепла, любви и заботы, он, скорее всего, вырастет уверенным в себе человеком, способным адекватно воспринимать и любить себя и окружающих. Но если мать вела себя неправильно, допуская в воспитании ребёнка серьёзные ошибки: чрезмерно опекая его, уделяя ему меньше любви и внимания, чем нужно или постоянно шантажируя своей любовью, мол: «Я тебя люблю, только когда ты послушный, а не будешь слушаться - отдам вон тому дяде!» - формирование комплекса обеспечено.
Если мать постоянно тревожится за ребёнка, не скрывая от него своего беспокойства, если не даёт ему шагу ступить самостоятельно или наоборот, оставляя на нянек, живёт своей жизнью, не считая нужным тратить много времени на собственного малыша, то правильное восприятие им себя самого и окружающего мира сильно искажается: у него формируется глубокий комплекс собственной ничтожности и ненужности, а окружающий мир воспринимается как холодный, опасный, жестокий и неприветливый. Такой ребёнок вырастает с чувством собственной неполноценности и недоверия к людям, он не верит, что его можно любить просто так, да и сам редко бывает способен испытывать настоящее чувство любви. Чаще всего, он или вообще не способен на теплые чувства к людям, или его болезненная привязанность к любимому человеку граничит с неврозом, принося страдания как ему самому, так и объекту привязанности. Ребёнок, не дополучивший материнской любви и заботы, не может любить даже самого себя, всю жизнь ощущая свою неполноценность и пытаясь её компенсировать жалкими попытками заслужить хорошее отношение других людей.
Таким образом, у ребёнка закладывается комплекс «ненужности», обусловленный неправильным материнским воспитанием и заключающийся в хроническом чувстве собственной неполноценности. Человек с таким комплексом не любит себя, а жалеет. И в других людях пытается найти тоже не любовь, а материнскую опёку и защиту. Вполне возможно, что встретив на своем жизненном пути проявление настоящей, зрелой любви, такой человек не сумеет, да и не захочет не нее откликнуться.
Когда человек постоянно старается заслужить любовь окружающих и получить у них одобрение собственного поведения, значит на самом деле ему нужна не любовь, а жалость и опека, а также то безусловное принятие, которое он недополучил от собственной матери. Такой человек, если не сможет заслужить признание и любовь окружающих, чувствует себя никому не нужным, несчастным и очень страдает.
«Отец» в сознании ребёнка символизирует закон, силу, а также умение утвердить себя в окружающем мире. Если материнская любовь дает состояние защищенности и доброжелательности окружающего мира, то отцовская позволяет почувствовать внутреннюю силу, собственную значимость и уверенность в себе. Но много ли отцов в реальной жизни посвящают воспитанию собственных детей необходимое количество времени? Большинство мужчин почему-то уверены, что воспитание детей - чисто женская обязанность. А если отец к тому же пьёт, буянит, а то и бьёт собственную жену в присутствии ребёнка, то о какой отцовской любви может идти речь?
Функция отца в воспитании ребёнка - дать ему правильное понимание жизни в социуме, а также научить отстаивать свои права и бороться за свое место под солнцем адекватными методами, не ущемляя при этом прав других людей и действуя в рамках этики и закона. Причём, ребёнок обращает внимание не столько на нравоучения отца, сколько на его поступки и поведение.
Если отец, вместо того, чтобы учить ребёнка правильному поведению, постоянно наказывает и бьёт его за самые малейшие ошибки, то вместо конструктивного взаимодействия с миром, ребёнок впитывает деструктивную модель поведения. У него в подсознании закладывается программа необходимости присутствия в отношениях между людьми насилия, доминирования и агрессии.
Неправильное отцовское воспитание формирует у ребёнка доминирование или подчинение, которые проявляются в болезненной гордыне и агрессивно-оборонительной позиции по отношению к миру. На нормальные взаимоотношения с окружающими, включающие в себя взаимное уважение и общение «на равных», такой человек уже, как правило, не способен.
Ребёнок, не имеющий примера правильной модели отцовского поведения, не умеет жить в соответствии с законами общества, соблюдая при этом собственные приоритеты. Он или занимает позицию конформиста (если отец смог подавить его волю и подчинить себе), слепо следуя законам общества, даже в ущерб собственным интересам, или становится на позицию нонконформизма (если отец не смог до конца навязать свой авторитет), протестуя против любой власти, стараясь подавить окружающих и навязать им свою волю.
Постоянная борьба со своими внутренними «тараканами» и невозможность раз и навсегда доказать самому себе свою состоятельность, делают из человека неврастеника и не позволяют ему стать по настоящему счастливым, каких бы успехов он не добился в реальной жизни.
Таким образом, закомплексованный человек нуждается в общении с окружающими людьми не потому, что он их любит или нуждается в их любви, а потому, что они служат ему средством, помогающим компенсировать полученные в детском возрасте психологические травмы.

Гордость.

Яркое проявление гордости или высокомерия очень часто можно наблюдать в разнообразных жизненных ситуациях: в семейных конфликтах, в бизнесе, в большом спорте, в политике. Человек, страдающий от проблем с гордостью, расправившись со своим противником, как бы символически освобождается от власти и авторитета собственного отца, становясь сам на его место (о чём мечтал в детстве). Но чувство удовлетворения от победы вскоре проходит, и человек, чтобы убрать нарастающий душевный дискомфорт, начинает искать новых противников.
Так называемая борьба за власть, вызванная комплексом неполноценности, начинает проявляться с самого малого возраста, когда ребёнок пытается доминировать в компании сверстников и нещадно колотит всех, пытающихся сопротивляться его влиянию, и продолжается до глубокой старости, когда немощный старик отравляет, своим брюзжанием и постоянными поучениями на тему «Как правильно надо жить», существование всех своих домочадцев.
Если желание человека добиться власти и влияния исходит не от осознания собственного потенциала, который находясь у власти, можно будет реализовать с пользой для окружающих, значит оно объясняется только одним - стремлением доказать самому себе свою силу и состоятельность и разрешить внутренний конфликт доминирование или подчинение в пользу доминирования.

Люди, не могущие жить без различных споров, конфликтов и состязаний, будь-то будничная жизнь, спорт, наука, бизнес или политика, стремятся к превосходству над окружающими только ради того, чтобы доказать себе свою силу и избавиться от глубинного и почти не осознаваемого сомнения в самом себе. Человек, не имеющий комплексов и без каких-либо побед и достижений доволен собой и не нуждается в доказательствах собственной силы и непобедимости.
Агрессивный и постоянно провоцирующий конфликты человек, на самом деле боится собственной слабости и унижает окружающих для того, чтобы избавиться от разъедающего душу страха и восстановить таким образом собственное душевное равновесие. Закомплексованного человека отличает жесткость и критичность в оценке окружающих людей, он очень любит обсуждать чьи-то недостатки, на фоне которых его достоинства выглядят еще ярче.
Особенно сильно влияет комплекс неполноценности на поведение человека в семье. Дома такой человек ведет себя как тиран и деспот, изводя близких мелочными придирками и без конца провоцируя конфликты. Так называемые "роковые" мужчины и женщины, стремящиеся разбить как можно больше сердец, тоже пытаются компенсировать внутреннюю неуверенность в себе и тешат свою больную гордыню.
Чувство неполноценности.

Самое яркое проявление чувства неполноценности - признание человеком своей «неудачливости» и игра в «большого ребёнка». Такой человек, находясь в обществе других людей, все время ноет, прибедняется, жалуется на жизнь и демонстрирует свою беспомощность, желая таким поведением вызвать к себе жалость и сострадание, которое он ошибочно принимает за любовь. Человек как бы пытается оправдаться перед окружающими и перед самими собой за свои реальные или, чаще всего, воображаемые промахи и неудачи. Он просит снисхождения и понимания к собственным, по большей части мнимым, недостаткам. Сам он внутренне всё время сомневается в своей полноценности, считая свои удачи случайностями, а неудачи - закономерностями.
В социуме такие люди проявляют крайне болезненную застенчивость и неуверенность в себе. Они мнительны, всё принимают на свой счет, постоянно боятся сказать глупость или попасть в неловкое положение. Причём, чем больше боятся, тем чаще попадают. Дать достойный отпор хаму и наглецу, людям с комплексом «неполноценности» очень сложно, так как они панически боятся и избегают любых конфликтных ситуаций и идут на уступки там, где следовало бы постоять за себя и отстоять свое мнение. В некоторых случаях, у этих людей развивается довольно тяжёлый и неприятный невроз - социофобия. Человек страдающий этим неврозом, испытывает в обществе других людей такое нервное напряжение, что работа в большом коллективе для него становится практически невозможной.
В отношениях мужчины и женщины, чувство неполноценности также диктует свою линию поведения. Женщина играет роль любящей матери для мужчины, также как и мужчина успокоит, пожалеет и утрёт слёзы.

Маятник между гордостью и чувством неполноценности.

В той или иной степени, чувство неполноценности; и чувство гордыни присущи большинству людей. Всё различие только в выраженности этих чувст и в том какое именно чувство у человека преобладает. Но, в любом случае, эти два чувства сильно взаимосвязаны и не существуют один без другого. Когда человек изо всех сил пытается доказать своё превосходство над остальными, можно смело предположить, что на самом деле он глубоко сомневается в собственной силе и состоятельности. И наоборот, чем больше человек унижается перед другими, стремясь вызвать у окружающих чувство сострадания и снисхождения, тем больше в его душе накапливается неудовлетворённой гордыни и желания унизить тех, перед кем приходится унижаться самому.
Яркое проявление обоих чувств можно увидеть в поведении так называемых экстравертов и интровертов. Для экстравертов более свойственно стремление к доминированию и относительное безразличие к чувствам и эмоциям других людей. Они хорошо чувствуют себя в коллективе именно потому, что умеют на него влиять и подчинять своей воле более слабых его членов. Тогда как интроверты не очень любят находиться в обществе малознакомых людей, на которых обычно изо всех сил стараются произвести хорошее впечатление, после чего, оставшись наедине с собой, вспоминают и болезненно анализируют каждое своё слово, стараясь угадать, удалось им понравиться окружающим, или нет.
Если у экстраверта не получается самоутвердиться в какой-либо ситуации и одержать верх над очередным противником, он может на какое-то время переметнуться в лагерь интровертов, где его окружат желаемым сочувствием и пониманием, помогая тем самым уменьшить неприятный осадок от собственного поражения.
А некоторые интроверты, устав от собственных душевных страданий и постоянных жалоб, периодически начинают вести себя как экстраверты, пытаясь самоутвердиться за счет других и доказать окружающим, что они тоже не лыком шиты. Хотя, обычно, играть в сильную личность у интровертов получается не очень убедительно.
Чем сильнее страдает человек от проявления своих же комплексов, тем больше он нуждается в окружающих людях, чтобы с их помощью хоть как-то привести в порядок свое душевное состояние и почувствовать временное облегчение, утешив свою гордыню или получив порцию жалости и сочувствия.

Выход.

Может ли человек освободиться от собственных комплексов и стать, наконец, самим собой? Есть древняя поговорка: «Не пытайся изменить мир - измени себя». Если в самом человеке нет мира и гармонии, то никто, кроме него самого, не сможет ему их дать.
Так можно ли перестать кидаться из одной крайности в другую, метаясь между больной гордыней и желанием всеобщего одобрения? Важно понять что попытка утвердиться на любом из полюсов не решает Ваши проблемы, а только увеличивает внутренний дисбаланс. Погоня за успехом и достижениями никогда не прикротиться, лишь с каждым шагом будут требоваться новые и более крупные победы. Так же и с жалостью, её одной не достаточно, так как вторая половина Вас будет требовать побед и достижений.
Только освободившись от навязчивого и неосуществимого желания быть лучше всех несмотря ни на что, и в тоже время, считая себя ничтожеством, человек сможет обрести истинное счастье и душевный покой.

Отступы вокруг формы