Семья

Возможности вторичной занятости студентов вузов. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда

«ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ: СОСТОЯНИЕ, ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ, ВЛИЯНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ И НЕПРОФИЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ НА ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ © Малиновская М.А.1 Новосибирский государственный...»

ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ:

СОСТОЯНИЕ, ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ, ВЛИЯНИЕ

ПРОФИЛЬНОЙ И НЕПРОФИЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ

НА ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ

© Малиновская М.А.1

Новосибирский государственный университет экономики и управления,

г. Новосибирск

В статье рассматривается состояние, формы, причины, влияние профильной и непрофильной занятости на отношение студентов к учебе.

Представлен обзор научных работ, посвященных исследованию вторичной занятости. Посредством кластеризации исследуемая совокупность была поделена на 3 кластера, представлено описание каждого кластера.

Ключевые слова: вторичная занятость, студент, мотивы, факторы, официальное трудоустройство, профессиональная самореализация, профильная / непрофильная занятость.

В настоящее время на трудовые ориентации и социальное поведение российской молодежи оказывает воздействие целый комплекс различных факторов. Это экономические факторы – резкое уменьшение спроса на рынке труда, снижение уровня жизни населения; политические – стратегия государственной молодежной политики, реформа науки и образования; социальные – трансформация ценностных ориентаций в обществе, подвижки в престиже образования, снижение престижа некоторых групп профессий, изменение роли образования в процессах социальной мобильности и другие факторы.



Изменчивость социальной ситуации в стране обусловливает динамичность социального поведения молодежи, в том числе в сфере образования и на рынке труда. В настоящее время многие студенты не только заняты непосредственно обучением, что является их основным видом деятельности или первичной занятостью, но и вынуждены по различным причинам подрабатывать. Так, по данным масштабного исследования, проведенного Д.Л. Константиновским, Г.А. Чередниченко и Е.Д. Вознесенской в 2009 г. среди учащихся ВУЗов 22 регионов России, доля работающих и потенциально готовых работать студентов к четвертому курсу обучения достигает 88,5 % .

Несомненными плюсами наличия вторичной занятости, которые очевидны для студентов, их родителей и даже преподавателей ВУЗов является Студент 4 курса кафедры Социологии НГУЭУ. Научный руководитель: Коломенская А.С., старший преподаватель кафедры Социологии НГУЭУ.

Социологические науки 89 то, что студенты получают навыки трудовой деятельности, работы в коллективе, повышают свою стрессоустойчивость, вырабатывают способность к быстрой смене различных видов деятельности (трудовой, учебной, рекреационной), адаптации к меняющимся условиям, а также работе в режиме многозадачности. При этом предполагается, что именно молодежь, в силу социальной гибкости и восприимчивости ко всему новому, обладает высокой мотивацией и легко адаптируется к условиям рыночной экономики. В этом случае формируется образ подрабатывающего студента как практически идеального социального типа личности.

Однако, зачастую, студенты не могут устроиться на работу по специальности, им приходится выполнять низкоквалифицированную работу, которая никак не связана с направлением обучения. Так же, мы можем наблюдать феномен, когда работа для студента выходит на первый план, а обучение отступает на второй. И происходит ситуация, в которой он не учится и подрабатывает, а работает и подучивается.

Налицо противоречие, которое заключается в том, что хотя вторичная занятость и помогает студенту адаптироваться к новым социальным условиям, дает возможность попробовать себя в новых видах деятельности, она зачастую становится первичной занятостью для студента, смещая учебу на второй план, отнимает много времени, не дает раскрыть весь профессиональный потенциал за счет работы не по специальности обучения.

При этом мы можем найти массу исследований, направленных на выявление различных характеристик вторичной занятости студенческой молодежи, изучение ее форм, видов, мотивов и факторов. Однако следует отметить определенный недостаток научных работ, направленных на изучение того, в какой степени выполняемая ими работа связана с получаемой в ВУЗе профессией, как влияет профильная и не профильная вторичная занятость на желание студента учиться по выбранной специальности и т.д.

Таким образом, целью данной работы является изучение вторичной занятости студентов, ее форм, причин, отношения студентов к самой работе, коллективу, а также установление влияния профильной / непрофильной занятости на отношение студентов к учебе.

В целом под вторичной занятостью понимают наличие дополнительной легитимной работы (доходного занятия) у лиц, имеющих основную работу (занятие) . По мнению М.Ю. Дикусаровой вторичная занятость является добровольной (постоянной или временной) оплачиваемой трудовой деятельностью . Перова И.А. определяет вторичную занятости как дополнительную занятость работающего населения и занятость категорий населения, которые по своему основному занятию являются пенсионерами, безработными, учащимися, занятыми в домашнем хозяйстве .

Среди научных работ по данной тематике особое место занимают работы, посвященные вторичной занятости студенческой молодежи. Данной НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ – 2016 проблематикой занимаются такие отечественные исследователи, как Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередниченко, Е.Д. Вознесенская, В.Р. Цылев, М.В. Мазунина, М.Ю. Дикусарова, Ж.А. Афоничева и другие. Наиболее информативное определение вторичной занятости студентов приводит в своих работах Мазунина М.В., которая под вторичной занятостью понимает занятость студента в течение учебного года, осуществляемую наряду с получением образования, при которой студенты выполняют различные виды оплачиваемых работ .

Цылев В.Р. выделяет три основные функции вторичной занятости учащейся молодежи: решение текущих материальных проблем студента, приобретение опыта работы по специальности, а так же помощь студенту в выборе профессии (многие студенты начинают работать не по специальности и закрепляются на предприятии, где приобрели опыт) .

Вторичная занятость является сложным структурным феноменом, поэтому в ней можно выделить различные виды и формы. Развернутую классификацию видов вторичной занятости дает Ж.А. Афоничева, различая их по характеру деятельности (производственная, коммерческая, финансовая, страховая), регулярности деятельности (постоянная, периодическая, сезонная, случайная), а также по легитимности .

В работах А.В. Кулакова и Я.М. Рощиной приведены результаты исследований мотивации трудовой деятельности современной молодежи . В частности, были выделены следующие три фактора мотивации: социальная (включенность в профессиональное общество), карьерная (финансовые возможности и достижение определенного материального уровня), личностная (самореализация и применение личностных способностей).

Несколько реже в работах исследователей затрагивается проблематика влияния вторичной занятости на успеваемость студентов, их отношение к учебе и в целом на процесс профессионализации учащихся.

Так, в работе Д.Л. Константиновского с соавторами приведены результаты социологического исследования, в рамках которого была установлена обратная зависимость между вторичной занятостью и успеваемостью студента (занятость снижает успеваемость). Однако эта зависимость оказалось неоднозначной и во многом связанной с составом семей учащихся по уровню образования родителей. А в случаях, когда работа совпадает со специализацией учащихся, она становится, также, важным источником практических знаний и способом накопления профессионального опыта.

Вместе с тем исследователи не часто обращаются к проблеме влияния профильной / непрофильной вторичной занятости студентов на их отношение к учебе. К примеру, работа по специальности, с одной стороны, является важным фактором становления профессиональной идентичности студента и может положительно повлиять на его заинтересованность в обучении.

С другой стороны – студент может разочароваться в выбранной им професСоциологические науки 91 сии и начать предпринимать не всегда обдуманные шаги по коррекции траектории обучения. Успешный опыт непрофильной вторичной занятости, в свою очередь, может спровоцировать «уход» студента в работу с одновременным снижением интереса к учебе. Таким образом, важно не только изучить влияние вторичной занятости студенческой молодежи на успеваемость, но и то, каким образом данный опыт трудовой деятельности влияет на их отношение к получаемой в ВУЗе профессии в целом и к процессу обучения в частности.

Данная статья основана на материалах анкетного опроса, проведенного в мае 2015 года среди студентов НГУЭУ, имеющих вторичную занятость.

Объем выборочной совокупности составил 50 человека, из них 16 % мужчин и 84 % женщин, тип выборки – стихийная. Небольшой объем выборки объясняется необходимостью апробации инструментария. Результаты соответствующего исследования приведены в данной работе. Обр аботка данных осуществлялась с использованием специализированной программы SPSS.

По результатам исследования было установлено, что опрошенные студенты, в большинстве своем (70 %), работают на постоянной основе. Причем 24 % опрошенных получают от 20 тыс. руб. и более, 14 % – от 15 до 20 тыс.

руб., 44 % получают от 10 до 15 тыс. рублей, все остальные (18 %) получают менее 10 тыс. руб. Таким образом, респонденты оказались достаточно хорошо обеспеченными людьми, если учитывать, что значительной части из них (48 %) также помогают родители.

С целью выявления причин, побудивших молодежь начать трудовую деятельность в период обучения в ВУЗе, был задан соответствующий вопрос. У студентов, предсказуемо, преобладает денежная мотивация (73 %), однако, важно отметить, что на втором месте по популярности стоит мотив самореализации и получения новых знаний и опыта (49 %). Четверть опрошенных (24 %) признались в необходимости обеспечивать свою семью.

Карьерные цели преследовали лишь 16 %, а работать для оплаты обучения и жилья приходилось 14 % опрошенных. На наш взгляд, низкая ориентация на карьерный рост является следствием того, что 48 % опрошенных не связывают свою работу с будущим.

При выявлении того, в каких сферах работают студенты, было установлено, что первое место заняла сфера общественного питания – в ней задействовано 34 % всех опрошенных студентов; на втором месте по популярности – сфера продаж (20 %); на третьем – сфера рекламы (16 %); на четвертом (10 %) – сфера обслуживания. При этом, большинство студентов (64 %) причисляют себя к рядовым работникам, 30 % считают, что они на начальной ступени в иерархии должностей предприятия. Таким образом, мы видим, что опрошенные студенты, в основной своей массе, занимаются низкоквалифицированным трудом.

НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ – 2016 Важно отметить, что по результатам исследования, только 12 % опрошенных работают по своему направлению обучения. У 34 % респондентов работа только частично связана с получаемой профессией, в то время как у 52 % участников опроса работа вообще никак не связана с направлением обучения. Но такой выбор места работы не объясняется отсутствием у студентов интереса к учебе. Так, по данным исследования, большинству студентов направление обучения очень нравится (24 %) или частично интересно (44 %). Основной проблемой, по их мнению, является то, что они не могут найти работу по профессии – так считает 30 %. Среди причин работы не по профессии студенты отмечают также, что им просто нравится сама работа (28 %), многих студентов удерживает хороший коллектив (10 %).

Такие данные говорят о высокой неопределенности, которая выражается в том, что 48 % респондентов считают, что их работа – это временный заработок, несмотря на то, что 30 % опрошенных все-таки планируют двигаться по карьерной лестнице в рамках осваиваемой трудовой сферы.

Полученные нами данные можно объяснить, приводя выводы из работы Коломенской А.С., посвященной изучению ценностных ориентаций молодежи. Она считает, что молодежь «с одной стороны испытывают потребность в реализации себя как экономически активных членов общества с обретением статуса материально независимых личностей, с другой – что молодые люди пока не готовы к самостоятельной активной деятельности с учетом возможных рисков и необходимости несения ответственности» .

Исследование показало, что чуть больше половины опрошенных (54 %) устроены неофициально, остальные (46 %) – все-таки имеют трудовой договор с работодателем. Мнение респондентов о неофициальном трудоустройстве достаточно противоречиво: с одной стороны, преобладают такие ответы, как «Мне без разницы, как я устроен, лишь бы работа была и зарплата» (32,5 %), «Не нужно платить налоги – это хорошо» (20,8 %), «Не вижу смысла в официальном трудоустройстве – не понятно, что будет с государством через 30 лет» (13 %), а с другой стороны, одна пятая ответивших считают, что «Устраиваться на работу нужно только официально – это же социальное страхование и моя будущая пенсия» (19,5 %). По представленным данным можно сделать вывод, что студенты не заботятся о своем стаже и документальном подтверждении опыта работы, забывая или не желая думать о том, что в случае неофициального трудоустройства они не защищены в трудовых правах.

В плане отношения студентов к работе было установлено, что среди опрошенных всего 14 % приходят на работу пораньше и задерживаются после окончания рабочего дня, 44 % респондентов нравится проводить время на работе, но только в рамках рабочего времени, 32 % иногда ждут окончания рабочего дня и только 3 % совсем не любят свою работу. Таким образом, мы видим, что в целом студенты удовлетворены характером и условиями своей работы.

Социологические науки 93 Так же 32 % опрошенных сказали, что общаются со своими коллегами и вне рабочего времени. Многие респонденты (46 %) отмечают сплоченность рабочего коллектива, однако взаимодействия между сотрудниками не выходят за рамки работы. Лишь 10 % опрошенных отметили, что в коллективе нет никаких отношений, кроме рабочих, 6 % респондентов считают, что у них нет коллектива, а еще 6 %, что в коллективе может быть предательство.

Не возникает особых проблем у студентов и с организацией их рабочих мест. Так, более половины опрошенных (56 %) считают, что их место удобное и функциональное, 24 % указывают на то, что им иногда не хватает ресурсов, 12 % говорят о наличии внешних раздражителях, а 4 % считают, что рабочее место некомфортное, плохо оборудовано и им приходится отвлекаться.

По результатам опроса выяснилось, что вторичная занятость не мешает студентам учиться: из опрошенных 16 % отличников, 56 % хорошистов, 18 % троечников и только 6 % учатся неудовлетворительно. В целом, оценивая влияние вторичной занятости на свою жизнь, значительная часть опрошенных (38 %) отметили 3 балла (по 5-балльной шкале), что соответствовало средней интенсивности влияния; 30 % оценивают влияние на 4 балла, и 22 % ставят оценку 5 баллов. Остальные дают оценку ниже 3 баллов. Средняя оценка, таким образом, равна 3,6 баллов, что указывает на важную, но не тотальную значимость подработки для студента.

Как мы видим, полученные данные не дают нам исчерпывающей картины о состоянии вторичной занятости студентов. Не раскрытой остается проблема влияния вторичной занятости на отношение студентов к учебе в целом и к получаемой ими специальности в частности. С целью подробного изучения данной проблемы мы прибегли к процедуре кластеризации (метод

К-средних), положив в основу разбиения совокупности респондентов следующие переменные:

1. «Насколько Ваша работа связана с получаемой профессией?»

2. «Как Вы связываете свою нынешнюю работу с будущим?»

3. «Насколько Вы удовлетворены своей работой в целом?»

В результате выполнения процедуры респонденты были разбиты на три кластера, которые мы условно обозначили как «Профильные карьеристы», «Неопределившиеся», «Разочаровавшиеся». Перейдем к их более подробному описанию.

Доля респондентов, принадлежащих кластеру «Профильные карьеристы» составила 42 % всей совокупности опрошенных. Это, как правило, достаточно хорошо зарабатывающие молодые люди (66,7 % из них имеют заработную плату от 15 тысяч и более), работа которых во многом связана со специальностью обучения. В большинстве своем (51,7 %) они оформлены официально и достаточно высоко оценивают влияние на их жизнь вторичной занятости, нацелены на построение карьеры. Образование для них НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ – 2016 является инструментом, позволяющим занять достойное место в обществе.

Учатся представители данного кластера на «хорошо» и «удовлетворительно» и стараются не пропускать занятия, а возникающие в связи с совмещением работы и учебы проблемы они предлагают решить посредством предоставления им возможности самостоятельно выбирать предметы обучения и подстраивать время занятий под рабочий график.

Таким образом, представителей данного кластера отличает то, что они «попробовали на вкус» профессию, которой обучаются в ВУЗе, нашли работу, которой удовлетворены в значительно мере и которую считают достаточно перспективной.

Доля «Неопределившихся» студентов составила 36 % совокупности.

Это, как правило, молодые люди, финансовое положение которых, практически всецело зависит от родителей. Сами он зарабатывают порядка 10тыс. руб. в месяц. Работа для них не является вынужденной мерой, а, скорее, основана на собственном желании и, чаще всего, не связана со специальностью обучения. Значительная часть представителей данного кластера (44 %) оценивают влияние вторичной занятости на свою жизнь на 3 балла, что можно интерпретировать как нейтральное. Учатся эти студенты на «хорошо» и «отлично», из чего можно сделать вывод, что их внимание, в настоящее время, сосредоточено не на построение карьеры, а на получение знаний. «Неопределившиеся» чаще других говорят о том, что основным решением проблем, связанных с вторичной занятостью, является трудоустройство от ВУЗа во время или после окончания трудоустройства (26,5 %).

Таким образом, для представителей данного кластера характерно то, что они успели попробовать поработать по профессии, но еще не определились, хотят ли они остаться в ней или все-таки изменят свой выбор.

Последний кластер – «Разочаровавшиеся», доля которых составила 18 % совокупности. Работа студенты, составляющих данный кластер, практически не связана со специальностью обучения, и они считают эту работу исключительно временным заработоком. У них низкая удовлетворенность работой в целом. Половина представителей кластера имеют низкую заработную плату (до 10 тысяч рублей), однако большинство устроены официально (55,6 %), хоть это и не имеет для них особого значения.

Среди «Разочаровавшихся» мнение о влиянии вторичной занятости на их жизнь разделилось: часть из них отмечают слабое влияние слабое и дают оценку «2», а другие представители кластера не редко выставляли высший балл – «5». Такое расхождение может объясняться тем, что одни, в принципе, не нашли для себя плюсов в подработке, возможно, не успели в нее погрузиться и вникнуть в возложенные на них функции, другие – активно включились в работу, но не заметили за собой заинтересованности в ней.

Представители рассматриваемого кластера учатся плохо, часто пересдают зачеты и экзамены (66,7 %), имеют низкую явку (50 % из них практиСоциологические науки 95 чески не посещают занятия). Это может являться результатом того, что студент попробовал работать, данный опыт его не устроил, и его разочарование распространилось на процесс обучения, занятия ему не интересны и их посещение кажется бессмысленным. Студенты, принадлежащие данному кластеру, чаще других говорят о переводе на заочное обучение, как решении проблем, связанных с появлением вторичной занятости, таким образом, преимущества очного обучения для них не очевидны.

В целом по результатам исследования было установлено, что вторичная занятость молодежи имеет форму постоянной, среди студентов преобладает денежная мотивация в приобретении вторичной занятости, а так же мотив самореализации и реже – желание продвинуться по карьерной лестнице.

При всем этом вторичная занятость не мешает студентам учиться, а также представляет собой важную, но не тотальную значимость для студента. В целом молодежь удовлетворена характером, условиями труда и коллективом. Особое внимание следует обратить на то, что у большинства опрошенных вторичная занятость совсем не связана или частично связана с направлением обучения. При этом работа может оказывать различное влияние на отношение студентов к учебе: от осознания потребности в получении новых знаний, в случае соответствия работы профилю обучения, до разочарования в отношении как трудовой деятельности, так и учебной.

Список литературы:

1. Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. Работающий студент: мотивы, реальность, проблемы. – М.: ФИРО, 2009. – 72 с.

2. Зайцева Т.М. Вторичная занятость работников образования крупного города (на материалах Барнаула) // Известия Алтайского государственного университета. – 2010. – № 1-2. – С. 334-336.

3. Дикусарова М. Ю. Вторичная занятость студентов как способ адаптации на рынке труда // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2013. – № 3(21). – С. 177-182.

4. Перова И.А. Дополнительная занятость: масштабы, структура, характер // Мониторинг общественного мнения: экономические и соц. перемены. – 1999. – № 4. – 45 с.

5. Мазунина М.В. Вторичная занятости студентов гуманитарного факультета ПНИПУ // Вестник ПНИПУ. Журнал Магистров. – 2014. – № 2. – С. 251-257.

6. Цылев В.Р. Вторичная занятость студентов вузов на пути к профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 4. – Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/4/tsylev.pdf (дата обращения: 17.10.2016).

НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ – 2016

7. Афоничева Ж.А. Вторичная занятость населения: социолого-управленческий аспект: автореф. дис.... канд. социол. наук. – Новосибирск, 2009. – 23 с.

8. Кулакова А.В., Рощина Я.М. Типология и факторы «портфелей работ» российских ученых [Электронный документ] // Журнал «Форсайт».

2010. – Т. 4, № 4. – С. 42-55. – Режим доступа: https://foresight-journal.hse.

ru/data/2011/11/28/1271013902/42-55.pdf (дата обращения: 17.10.2016).

9. Вознесенская Е. Д., Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А. Кончить курс и место достать: исследование вторичной занятости студентов // Социологический журнал. 2001. – № 3. – С. 101-121.

10. Коломенская А.С. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей студенческой молодежи [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – Режим доступа:

http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18431 (дата обращения:

МИГРАНТЫ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

–  –  –

В настоящей работе приведены результаты социологического исследования, посвященного изучению отношения населения г. Волгограда к мигрантам. Проанализированы особенности восприятия мигрантов жителями города, проблемы, с которыми сталкивается коренное население. По результатам исследования сделан вывод о том, что отношение жителей г. Волгограда к мигрантам в настоящее время нейтральное.

Ключевые слова: мигрант, миграция, миграционная политика, социокультурная среда, межнациональные отношения.

На протяжении последних десятилетий на территории страны и города Волгограда в частности наблюдается увеличение числа лиц разных национальностей, выходцев из стран ближнего зарубежья. В течение трех последних лет, в связи с событиями на Ближнем Востоке, а также событиями на Украине, наблюдается отток граждан из стран с неблагополучным экономи

«ОПЕРАЦИОННЫЙ ЛИЗИНГ АВТОМОБИЛЕЙ АЛД АВТОМОТИВ ДВИЖЕНИЕ ВАШЕГО БИЗНЕСА К УСПЕХУ! В 2015 АЛД АВТОМОТИВ РОССИЯ ПОЛУЧИЛА СЕРТИФИКАТ ISO 9001 ОБЛАСТЬ СЕРТИФИКАЦИИ: ОПЕРАЦИОННАЯ АРЕНДА (ЛИЗИНГ) И УПРАВЛЕНИЕ АВТОПАРКАМИ АУТСОРСИНГ АВТОПАРКА Аутсорсинг автопарка компании в Казахстане може...»

«НОРМЫ И ЦЕННОСТИ Г. Кертман Межличностное доверие в России Когда недоверие рядо У ровень межличностного доверия в той или иной стране во многом предо пределяет перспективы экономического прогресса и роста благосостоя вых граждан к другим ния, а также дееспособность гражданского общества и устойчивость де людям является прева мократическ...»

”Цеснабанк” включает в себя следующее: общую информацию об АО “Цеснабанк”; информацию об Учетной политике АО “ Цеснабанк”; инф...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - электронные материалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

В данном параграфе рассматриваются различные исследования, направленные на изучение трудоустройства студентов, совмещающих работу с учебой. Цель изучения - выявить отношение и мотивы студентов к работе через интерпретативный подход изучения трудоустройства, выявить, где преимущественно трудятся студенты, и как это влияет на учёбу.

Актуальной проблемой учащейся молодежи является нечетко сформированное своё профессиональное определение. Учась уже на определенном факультете, студент может не до конца понимать, чем он будет заниматься в будущем. Это может быть обусловлено разносторонними интересами личности, отсюда непонимание, чем конкретно он хочет заниматься, либо же наоборот, вопрос выбора места работы - в интересной для индивида определенной профессиональной и даже может быть незнакомой сфере, либо выбор работы по специальности.

«В процессе изучения занятости молодежи было опрошено 384 респондента, в том числе 240 студентов. В первую очередь было выявлено отношение респондентов к работе по совместительству. В представленной общей выборке лишь 15 % полагают, что человек не должен быть привязан к одной занятости и совместительство поможет открывать новые перспективы. Для двух трети участников опроса это лишь источник дополнительного заработка, студенты придерживаются такого же мнения. Каждый четвертый опрошенный (из них 14 % студенты) считает, что подобное совмещение мешает добросовестно выполнять работу на основной занятости (в данном случае учёба), но в то же время 28% студентов уверены, что работа по совместительству с учёбой открывает новые перспективы. Таким образом, есть основания полагать, что молодежь, в том числе и студенты, в большей степени благосклонно относятся к совмещению учебы и работы».

Также в приведенном опросе было выяснено, какая временная работа могла бы устроить студентов. Были получены следующие ответы: «Готовы работать исключительно по специальности 11 % студентов; «Ориентированы на работу, связанную с дополнительным образованием, увлечениями» - 46 % студентов; «Согласны на временную, но хорошо оплачиваемую работу» - 43%; а на любую временную работу согласных среди студентов вообще нет.

В конечном итоге опрос позволил выявить, что 28% опрошенных студентов готовы работать постоянно. Связывают пойти на временную работу с финансовой нуждой 29 %. А два-три раза в год готовы трудиться 15% студентов. Розеватов Г.А., Букин В.П. Нестандартная занятость в современных условиях: молодежный аспект // Вестник Поволжской Академии Государственной службы им. П.А. Столыпина. 2007, № 13

В 2006 и 2011 гг. Социологическим центром мониторинга, развития и диагностики социального развития Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону) было проведено социологическое исследование на тему «Социализация и воспитание студенческой молодежи вузов Ростовской области». Метод квотированного анкетирования охватил в 2006 году 2236 студентов 1-5 курсов обучения 11 вузов Ростовской области, а в 2011 году выборка составила уже более 4000 студентов. Мосиенко О.С. Анализ вторичной занятости студентов южного федерального университета (по материалам социологических исследований в 2006 и 2011 гг.) // Общество: социология, психология, педагогика. 2011, №4

В ходе проведенных исследований были затронуты вопросы вторичной занятости студентов, то есть временного или постоянного трудоустройства.

В 2006 году 52,1 % студентов Южного федерального университета имели эпизодическую, временную или постоянную работу, а в 2011 году 46,6 % . Не имели никакой подработки вообще 47,9 % в 2006 г. и 53,3 % в 2011 г.

Что касается распределения ответов студентов на тот же вопрос в соответствии с курсом их обучения, то здесь: в 2006 году 39,4 % первокурсников 60% пятикурсников, а в 2011 году 8,6% первокурсников и 42% пятикурсников имеют постоянную или временную работу По данным исследования вторичной занятости студентов южного федерального университета. . Это может быть объяснено тем, что студенты к окончанию учебы более серьезно задумываются о будущем трудоустройстве, поэтому, еще находясь в стенах учебного заведения, начинают искать работу и накапливать первичный трудовой опыт. Важно и то, что к пятому курсу увеличивается число потребностей, а карманных денег и стипендии не хватает. Также к пятому курсу студенты начинают вступать в брак, а семьи нужно обеспечивать, поэтому работа становится острой необходимостью. Плюс если учитывать тот факт, что основная часть студентов в любом вузе в основном учится на коммерческой основе, то за обучение нужно платить. И нередко истоки этого идут из желания получить независимость студентов от родителей, когда человек решает жить самостоятельно, на собственно заработанные средства.

Большинство студентов заняты в работе, которая не связана с их специальностью. По данным исследования Мосиенко О.С. Анализ вторичной занятости студентов южного федерального университета (по материалам социологических исследований в 2006 и 2011 гг.) // Общество: социология, психология, педагогика. 2011, №4, 2006 и 2011 гг. самым распространенным местом труда по совместительству стала работа, связанная с участием реализации товаров, это 31.2 % и 24,6 % соответственно годам. Далее идут преимущественно физический и обслуживающий труд, интеллектуальная работа - в них задействовано приблизительно одинаковое число студентов - 20 %. По числу занятых в работе по своей специальности в 2006 г. составило 16,5% студентов от общего числа студентов, совмещающих учебу с работой, в 2011 г. этот показатель вырос до 23%. Если рассмотреть анализ студентов по курсам обучения, то работой по специальности и интеллектуальной работой обладают в большей степени студенты старших курсов, а особенно выпускники (20 % в 2006 г. и 33% в 2011 г.). А занимаются физическим и обслуживающим трудом в основном студенты на начальном этапе обучения в вузе: 15,4 % первокурсников в 2006 г. и 30 % в 2011 г. Лидирующее место занимает торговая сфера у учащихся всех курсов, так как это самая востребованная и повсеместная область занятости, которая не предъявляет особых критериев при устройстве на работу: гибкий график, сравнительно достойная заработная плата, необязательность городской прописки, и т.д.

Анализируя ответы на вопрос: «как Вам удается сочетать работу и учёбу?», можно сделать вывод, что чем старше студенты, тем им легче сочетать работу и учёбу. Это доказывается цифрами: в 2006 г. более 80% пятикурсников и 64,3 % первокурсников и в 2011 г. чуть более 50% первокурсников и вновь, более 80% пятикурсников легче совмещают трудовую занятость и учебную деятельность. Вероятно, что у студентов-выпускников больше свободного времени благодаря тому, что на написание выпускной квалификационной работы дается целый семестр, поэтому возможно сочетание работы и учебы без ущерба учебному и научному процессу.

Следующее рассматриваемое исследование носит название «Учебный процесс: проблемы трудовой занятости студентов», оно осуществлялось в 2004 году. Его автор - Елисеева Е.Н., объектом исследования являлась совокупность студентов 2, 3-го и 4-го курсов очной формы обучения специальности «Государственное и муниципальное управление». Всего был обследован 131 студент, что составило 73,6 % от их общего числа. Основной метод исследования - опрос (анкетирование) студентов факультета управления.

В ходе исследования изучались следующие вопросы: структура трудовой занятости студентов, их мотивация к труду, влияние трудовой занятости студентов на их успеваемость в вузе. Елисеева Е.Н. Проблемы трудовой занятости студентов // Вестник Челябинского университетата.. - 2006. - № 4. - С. 123

Структура трудовой занятости. В процессе исследования мнения студентов о необходимости трудоустройства в процессе обучения разделились: 15,3 % считают, что трудоустройство необходимо, 49,6% отмечают, что оно не обязательно, а 35 % думают, что студентам не нужно трудоустраиваться.

Среди опрошенных студентов (71 % девушек, 29 % юношей) были выделены три группы: работающие студенты - 26,7%; студенты, которые хотели бы работать -64,1 %; студенты, которые не нуждаются в работе - 9,2 %.

На вопрос о способе поиска работы, большинство работающих студентов (62,9%) ответили, что трудоустроились с помощью родственников, друзей и знакомых. Часть студентов (17,1 %) нашли работу путем прямого обращения к работодателю, другие (11,4 %) воспользовались услугами СМИ, а Интернет использовали 2,9 % респондентов.

Доли работающих студентов на 2-м и 3-м курсе примерно равны, а на 4-м курсе этот показатель увеличился в 2,2 раза. Причем следует обратить

внимание на характер занятости студентов: на младших курсах преобладает подрабатывание, а на старших - постоянная работа. Днем работает значительная доля студентов - 57,1 %, по вечерам - 48,6 %, а 28,6 % - по ночам (некоторые выбирали по два варианта, например и днем, и вечером).

Сферы деятельности, в которых находят себе работу студенты, различны: по получаемой специальности (в органах государственной и муниципальной власти) работают всего 2,9 %, в коммерческих организациях - 77,1 %, на государственных предприятиях и в организациях -11,4 % и др.

Кем работают студенты, и чем они занимаются? Спектр представленных респондентами профессий достаточно широк: менеджер (10,2 %); продавец-консультант (8%); бухгалтер, предприниматель и строитель (по 5,1 % каждый); гораздо реже были названы такие профессии, как секретарь, администратор, водитель, официант, няня, агент по подписке и т.д. Елисеева Е.Н. Проблемы трудовой занятости студентов // Вестник Челябинского университетата.. - 2006. - № 4. - С. 125

Итак, только четвертая часть студентов совмещают работу с учебой, хотя желающих работать значительно больше. Доля студентов, имеющих работу, увеличивается на старших курсах и связана в основном с коммерческой деятельностью, а не с получаемой специальностью. График работы студентов чаще всего не связан с расписанием занятий.

Мотивация к труду. Анализ данных о мотивах занятости работающих студентов показал, что на первом месте стоит необходимость обеспечить свое содержание - это отметили 65,7 % опрошенных, на втором месте - желание получить опыт работы - 48,6 %, на третьем - возможность установления контактов, которые могут пригодиться в будущем, - 40 %.

При этом допускалась возможность отметить несколько причин.

Что касается материальной обеспеченности опрошенных, то студентов, отметивших высокий уровень материальной обеспеченности всего 1,6%, и работающих среди них нет; со средним уровнем обеспеченности (84,7%) работают 19,1 % студентов; с низким уровнем обеспеченности (13,7 %) имеют работу 7,6 %.

Итак, основными мотивами трудовой занятости студентов являются обеспечение собственного содержания, получение опыта работы и установление профессиональных контактов. Среди студентов со средним уровнем обеспеченности работает каждый четвертый, а с низким уровнем доходов - каждый второй.

Также в ходе исследования было выяснено, как влияет трудовая занятость студентов на их успеваемость в вузе. По мнению 57,2 % работающих студентов, занятость никак не повлияла на успеваемость, а 37,2 % отметили, что успеваемость ухудшилась в связи с их трудовой деятельностью.

Проанализировав все три исследования, можно сделать общие выводы.

В исследовании Г.А. Розеватова и В.П.Букина было выявлено, что 28% студентов готовы работать постоянно. О вопросе выборе работы, то тут лишь 11 % студентов согласны работать по специальности, основная часть хотела бы совмещать учебу с работой по дополнительному образованию или увлечению. Связывают решение пойти на эту форму работы с нуждой в деньгах 29 % опрошенных.

Социологический центр мониторинга выявил, что примерно 50% студентов имели эпизодическую или постоянную работу, причем к окончанию обучения число работающих студентов растет. В основном их деятельность связана с работой по специальности, в отличие от студентов младших курсов, и в 2011 таких было почти четверть, тем самым выпускники начинали накапливать свой профессиональный опыт. Самым распространенным местом труда по совместительству стала работа, связанная с участием реализации товаров - это 24,6 %, а на втором месте обслуживающий и физический труд - 20 %. О вопросе совмещения работы и учебы, то здесь можно сделать вывод, что чем старше студенты, тем им легче сочетать работу и учёбу.

Исследование Елисеевой Е.И. показало, что 15% студентов считают трудоустройство необходимым. Четверть опрошенных совмещало учебу с работой. Большинство студентов работают со средним и низким уровнем обеспеченности. В поиске работы больше половины студентов прибегло к помощи родственников и друзей, остальная часть либо напрямую обращаются к работодателям, либо ищут через СМИ или Интернет. Доли работающих студентов на 4 курсе выше в 2,2 раза, чем на 2 и 3 курсах. По получаемой специальности работают всего 2,9 % опрошенных, на первом месте стоит трудоустройство в коммерческих организациях. Основным мотивом занятости является получение денег, следом идут опыт работы и установление полезных контактов в будущем. Вторичная занятость больше половины учащихся не повлияла на успеваемость, ухудшилась учеба почти у 40 %.

Большинство российских студентов-старшекурсников работают. Основной причиной совмещения учебы и работы является желание набраться опыта, а не потребность в финансовых средствах, отметили заведующий научно-учебной лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Рощин и аналитик этой лаборатории Виктор Рудаков в исследовании «Совмещение учебы и работы студентами российских вузов»

Во всем мире растет численность студентов, совмещающих учебу и работу. Увеличивается и количество времени, которое они уделяют работе.

Причины этого явления носят комплексный характер.

С одной стороны, все большее развитие получают нетрадиционные виды занятости, например, частичная, удаленная работа, работа с гибким графиком. Это удобно как для студентов – работу на таких условиях можно совмещать с учебой, так и для работодателей (работа по контракту, экономия заработной платы).

С другой стороны, снижается качество высшего образования, которое из элитарного превратилось в массовое. Работодателя больше интересует опыт работы, а не диплом как показатель наличия необходимых компетенций. В результате молодые люди стараются начать работать как можно раньше, чтобы к окончанию обучения в вузе накопить хотя бы минимальный опыт.

Студенческая молодежь является важнейшим стратегическим ресурсом российского государства, поэтому необходимо уделять пристальное внимание проблемам и парадоксам социализации молодежи, в том числе студенческой. На сегодняшний день можно отметить кризисность процесса социализации в вузовской среде. Специфической особенностью современного студенчества является противоречивость социализационного процесса, который как отмечает В.И. Филоненко Филоненко В.И. Студенчество современной России: парадоксы существования. - Ростов-на-Дону; Изд-во ЮФУ, 2009. - С. 43., у учащейся в вузе молодежи предполагает завершение первичной социализации и начало вторичной.

На сегодняшний день более половины студентов (51,3%) живут материально неплохо, хотя на это требуются определенные усилия, а 40,6% опрошенных указали на вполне хорошее материальное обеспечение. Они хорошо питаются (72,5%), одеваются (65,5%), имеют хорошее или удовлетворительное здоровье (58,7% и 34,6% соответственно), и, в целом считают, что жизнь складывается удачно (68,1%). С надеждой и оптимизмом смотрят в будущее 56,9%, спокойно и без иллюзий - 27,3%, и испытывают тревогу и неуверенность - 11,1% респондентов.

Наиболее острыми проблемами современных студентов выступают проблемы профессионального выбора, вторичной занятости и выбора стратегии профессионального поведения после окончания вуза.

Выше были рассмотрены основные мотивационные установки в отношении профессионального выбора, проведен анализ динамики профессиональных ожиданий и притязаний студентов за период обучения в вузе. Нам удалось определить, что профессиональный выбор взаимосвязан с последующей профессиональной деятельностью. Поэтому в этой части нашего исследования остановимся подробнее на проблеме вторичной занятости студентов и выбора стратегии профессионального поведения после завершения обучения в вузе и получения диплома. Профессиональное поведение студентов складывается из ряда показателей, качественные и количественные характеристики которых мы и проанализируем по итогам двух социологических опросов студентов в 2006 и 2011 гг., проведенных под руководством д.с.н. В.И. Филоненко.

Анализ социологических данных позволил выявить и взаимосвязь вторичной занятости студентов с качеством их успеваемости. Интересно, что среди работающих достаточно большое количество учащихся на «отлично» - 12,4%, а также «троечников» - 14,8%. Лидирует в числе занятых студенты, имеющие задолженности (22%) (табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Подрабатываете ли Вы?» в зависимости от успеваемости респондентов

На «4» и «5»

Пост. задолж.

Да, имею постоянную работу

Да, имею временную работу

Да, эпизодически, где придется

Нет, подработки не имею

Интересно, что и характер работы разнится в зависимости от качества успеваемости студентов. Так, по специальности чаще работают отличники и хорошисты (диаграмма 1).

Не успевающие студенты чаще имеют эпизодическую работу, преимущественно физического, обслуживающего труда и они чаще признаются в трудностях сочетания учебы и работы. Таким образом, плохо успевающие студенты в большей степени относятся к получаемому образованию формально, прагматически. Оно не является для них профессиональным, специализированным, а своеобразной предпосылкой для следующего профессионального самоопределения и периодом социализации из необходимости и по желанию родителей.

Диаграмма 1

Распределение ответов на вопрос «Если Вам приходится подрабатывать во внеучебное время, то укажите, пожалуйста, каков характер вашей работы?»

В целом свое положение сегодня студенты характеризуют не плохо. Они хорошо питаются (72,5%), одеваются (65,5%), имеют хорошее здоровье (58,7%) и в целом их жизнь складывается хорошо (68,1%). А вот материальную обеспеченность каждый второй студент оценил «удовлетворительно» (51,3%).

Проблемы материального обеспечения, как правило, становятся одной из ведущих причин вторичной занятости студентов. Можно сказать, что каждый второй студент подрабатывает, при этом постоянную работу имеют 10,5% студентов, временную работу - 14% и 20,8% эпизодически подрабатывают где придется. Но только каждому третьему студенту удается сочетать работу и учебу вполне успешно (32,2%).

Некоторые девушки, так же как и юноши заняты на постоянной или временной работе, совмещая ее с учебой, но эпизодические подработки имеют реже, чем юноши (18% против 31%). Работу, связанную со специальностью имеют чуть больше студенток, но гораздо чаще они работают торговыми агентами или в лоточном бизнесе (17% против 12%). При этом девушкам труднее сочетать работу и учебу.

Студентки лучше учатся, больше сил отдают учебе, даже не всегда связывая ее с будущей карьерой. Они чаще думают о продолжении образования после окончания вуза и затрудняются с ответами о будущем трудоустройстве. Поэтому и сочетать работу и учебу им труднее чем юношам. Но, в целом, ответы девушек на многие ключевые вопросы о студенческой жизни, профессионального выбора и досуга и т. д. не слишком отличаются от ответов юношей.

Студенты коммерческого набора подрабатывают реже, чем студенты общего набора (9,5% против 13,9%), в том числе по специальности или на другой интеллектуальной работе. Обращает на себя внимание инструментальное отношение этих учащихся к вопросам профессионального самоопределения. На вопрос «Каков характер Вашей работы?» ответы студентов распределились следующим образом (диаграмма 2).

Диаграмма 2

Распределение ответов на вопрос «Каков характер Вашей работы?»


Совсем небольшая часть учащихся имеет постоянную или временную работу (24,5%). Из этой совокупности студентов работают по вузовской специальности (21,3%) или по другой специальности интеллектуального характера (17,9%), остальные работают эпизодически, подрабатывают где придется, например, в реализации товаров (24,8%) или на физической работе (31,8%). Подрабатывают больше половины студентов 5 курса, почти 57% респондентов ответили, что имеют постоянную или временную работу, или эпизодически подрабатывают, где придется.

В пятерку вузов, студенты которых имеют постоянную работу вошли ДГТУ - 19,1%, ИУБиП - 18,3%, Рост ГМУ - 17,8%, ПИ (ЮФУ) - 16,9% и ИАРХИ (ЮФУ) - 16,7%. На временной работе заняты преимущественно студенты РМИЭУ - 29,1% и АЧГАА - 25,2%. Эпизодически подрабатывают где придется треть всех студентов вузов г. Ростова-на-Дону и Ростовской области. Но при этом каждый второй студент вуза не имеет каких-либо подработок, в большей степени это касается студентов СКАГС (71,3%), РГЭУ (РИНХ) (65%), ЮРГУЭС (64,2%), ТТПИ (64,1%) (диаграмма 3). Такая ситуация вполне может быть объяснима как не желанием и отсутствием необходимости вторичной занятости студентов, с одной стороны, но и, возможно, проблемами поиска подходящей работы, удовлетворяющей интересам студентов и не мешающей их учебе, - с другой.

Диаграмма 3

Распределение ответов на вопрос «Подрабатываете ли Вы?», по вузам


Анализ распределения ответов среди студентов ЮФУ показал, что подработку имеют преимущественно студенты старших курсов по отношению к студентам младших курсов, что вполне закономерно и объясняется приобретением студентами первичных профессиональных знаний и навыков, наличием контактов с потенциальными работодателями через базы практик и большим наличием свободного времени. Распределение ответов студентов ЮФУ по курсам обучения приведено в диаграмме 4.

Диаграмма 4

Распределение ответов студентов ЮФУ на вопрос «Подрабатываете ли Вы?», по курсам обучения


Интересно, что в условиях необходимости вторичной занятости в целом студенты ориентируются на работу по специальности, которую выбрали в вузе (23,9% студентов коммерческого набора и 23,1% студенты общего набора), однако интеллектуальную работу по другой специальности в два раза чаще выбирают студенты общего набора (27,7% против 12,5%), а студенты, поступавшие на коммерческой основе чаще заняты в участии реализации товаров (30,7% против 23,4%) и преимущественно физическим, обслуживающим трудом (31,8% против 20,9%).

Очевидно, что для многих сегодняшних студентов обретение соответствующего вузовской подготовке места в профессионально-квалификационной структуре является проблематичным. В условиях безработицы среди выпускников вузов, юношам и девушкам трудно найти применение своим способностям по избранной профессии. Возникают дополнительные психологические сложности в случае необходимости переориентации для выполнения работы, не соответствующей приобретенным знаниям и личным интересам.

От успеха в поиске работы зависит карьерный рост начинающего специалиста. В технологиях успешного поиска работы выделяют две основных фазы. Первая, так называемая пассивная фаза, включает в себя сбор и анализ информации о вакансиях, составление резюме, подготовку рекомендательных писем. При этом отслеживать и анализировать информацию о ситуации на рынке вакансий рекомендуется постоянно, а не только тогда, когда возникает необходимость найти или сменить работу. Вторая фаза предполагает активную деятельность соискателя.

1. Установление контакта с работодателем в целях получения приглашения на собеседование: письменно, по телефону, с помощью электронной почты, факса, в некоторых случаях - путем личного обращения.

2. Подготовка к собеседованию: подготовка необходимой документации, «проигрывание» ситуации собеседования, пробное прохождение предполагаемых тестов, составление списка вопросов, сбор информации о фирме и потенциальном работодателе с целью произвести максимально выгодное впечатление на работодателя.

Прохождение собеседования: беседа с работодателем, эффективная самопрезентация, прохождение тестирования и анкетирования с целью получить приглашение на вакантную должность.

4. Принятие решения: анализ предложенных вакансий, выбор оптимальной, с целью выбора наиболее отвечающей собственным ожиданиям и потребностям.

5. Обратная связь с руководителями других фирм, куда поступало предложение услуг от соискателя: оповещение о том, что соискатель на данный момент не нуждается в работе, письменное или устное выражение признательности за то, что его кандидатура была рассмотрена, с целью сохранения контактов на случай нового обращения или дальнейшего партнерского сотрудничества.

Специфика действий на каждом этапе зависит от выбранного соискателем способа поиска работы. На современном этапе развития рынка труда широкое распространение получили следующие способы поиска работы:

1. С помощью государственной службы трудоустройства. В подобных службах в центрах занятости населения безработные граждане могут не только получить информацию о наличии вакантных мест и найти подходящую работу, но и пройти переподготовку и повышение квалификации. Все услуги, как правило, предоставляются бесплатно. В функции службы также входит осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, а также оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их содержании.

2. С помощью частных служб трудоустройства. Частные службы трудоустройства делятся на агентства по трудоустройству и рекрутинговые агентства. Агентства по трудоустройству вносят резюме соискателя в свой банк данных и предлагают вакансии по мере поступления запросов от работодателей. Здесь же можно получить дополнительные услуги: повышение квалификации, переподготовка, квалификационные экзамены и т.д. Предоставление всех услуг соискателям - платное. Рекрутинговые агентства отличаются от агентств по трудоустройству тем, что работают по заказу работодателя. То есть они оказывают платную услугу работодателю по подбору сотрудника на имеющуюся вакансию в соответствии с выдвинутыми требованиями. Для соискателей услуги рекрутинговых агентств бесплатны.

С помощью служб содействия трудоустройству, создаваемых в вузах и других образовательных учреждениях.

4. Через специальные издания по трудоустройству (газеты, журналы, электронные средства массовой информации).

5. Через обращение к знакомым (помимо устного сообщения о том, что вы заинтересованы в той или иной вакансии, рекомендуется снабдить каждого из знакомых экземпляром вашего резюме).

6. Путем непосредственного обращения к работодателю (может использоваться в случае, если фирма не заявляла о наличии открытой вакансии, но соискатель предполагает, что такая вакансия может быть).

7. Организованные мероприятия - Дни карьеры, Ярмарки вакансий (посещение данных мероприятий можно рекомендовать, в первую очередь, выпускникам образовательных учреждений, не имеющим необходимого опыта работы и согласным работать «на перспективу», при этом работодатели, как правило, готовы способствовать их дальнейшему обучению и повышению квалификации, что дает молодым сотрудникам шанс занять в дальнейшем более высокую позицию в рамках той же или другой организации) Богдан Н.Н., Могилёвкин Е.А.Технология карьеры: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/Books/up_tehnol_karjery/page0006.asp.

Освоение навыков эффективного поиска работы в значительной степени повышает конкурентоспособность молодежи на рынке труда. А, наличие у современной молодежи здоровых карьерных амбиций, наряду с оптимальной оценкой своих возможностей и направленностью на развитие своего потенциала, может обеспечить успешную профессиональную карьеру.

Кафедра социологии

Тема:

Проблема занятости студентов на примере студентов дневного отделения

Казань 2007


Теоретическое обоснование проблемы

На сегодняшний день чрезвычайно актуальной становится проблема их занятости. Речь идет о больших объемах вторичной занятости в течение учебного года, когда наряду с основным видом деятельности - получением образования студенты выполняют различные виды работ за деньги. Увеличение числа работающих студентов происходит не только за счет роста вторичной занятости учащихся, но и за счет увеличения количества студентов, которые оставили учебу.

Задачи: изучить соответствие работы студентов-дневников, их учебной специальности

Цель курсовой работы - рассмотреть установку на вторичную занятость студентов дневного отделения КГАСУ.

Предметом исследования является занятость студентов дневного отделения КГАСУ

Объектом исследования являются студенты дневного отделения КГАСУ, возраст от 17до 22 лет.

Гипотеза - Студенты ↔ дневники, которые трудоустраиваются в ходе учёбы, работают не по специальности. После получения диплома выпускники кроме «опыта работы» не имеют ни реального, необходимого для профессии опыта работы, ни квалификации

Основные понятия:

· Студенты дневного отделения КГАСУ

· Занятость

· Профессия

· Вторичная занятость студентов

· Дневники ↔ студенты


Практическая часть.

В социологическом исследовании приняло участие 53 человека. Из них 73% женщин и 27% мужчин. Большинство из них (70%) обучаются на 2 курсе экономического факультета. Из них только 30% получает стипендию, но многие из них не совсем удовлетворены её.

50% опрошенных живут с родителями и постоянно получают от них материальную поддержку. Преобладающее число студентов дневного отделения (70%)не работает. Но большинство из них хочет найти работу

В большей мере их подталкивает к поиску работы желание иметь свои собственные деньги и необходимость материальной поддержки родителей, а так же работа позволяет устанавливать контакты и налаживать связи, которые могут пригодиться в бузующем. Большинство подрабатывает во время каникул. Они работают продавцами, курьерами, официантами, администраторами, распространителями. Этот список можно продолжить, потому что существует целый список причин, которые являются важными в решении вопроса совмещения работы и учёбы. Среди этих причин для опрошенных наиболее важными являются: желание иметь собственные деньги; желание улучшить материальное положение своей семьи; работа, как способ обретения независимости от родителей; необходимость платить за учёбу. Из-за этого 50% студентов-дневников в течении семестра попускали занятия.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что гипотеза сформулированная в начале работы доказана. Так как студенты трудоустраиваются в ходе учёбы не по специальности. На работу по специальности их не берут т.к у них еще не диплома, а также работодатели желают взять на работу людей, которые имеют опыт работу. Единственным мотивом трудоустройства является тяжелое материальное положение студента.


ПРИЛОЖЕНИЕ№1

Результаты анкетирования студентов дневного отделения КГАСУ

В анкетировании приняло участие: 53 человека

1. Ваш пол?

3. На каком факультете КГАСУ Вы обучаетесь

7. Вы живете...

10. Как бы Вы оценили нынешнее материальное положение Вашей семьи?

11. Работаете ли вы?

13. Что в большей мере подталкивает Вас к поиску работы?

14. Вы обычно подрабатываете...

15. Кем Вы работаете?

Продавцом консультантом- 6

Курьером 2

Официантом 5

Администратором 1

Распространителем 2


16. Каким образом Вы нашли работу, на которой Вы заняты сейчас?

17. Скажите, пожалуйста, какие из перечисленных ниже причин для Вас являются наиболее важными в решении совмещения учебы и работы?

18. Приходилось ли Вам в течении этого семестра пропускать занятия из-за работы?

да нет
31 22

ПРИЛОЖЕНИЕ№2

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Предлагаю Вам ответить на вопросы анкеты. При ответе на вопросы анкеты Вам просто необходимо отметить наиболее подходящий, на Ваш взгляд, вариант ответа (например, обвести кружком цифру ответа) или написать ответ словами или цифрами, где это указано.

Я полностью гарантируем тайну Вашего ответа. Результаты данного исследования будут использованы только в обобщенном виде.

Заранее благодарим за Ваш труд!

1. Ваш пол?

1.Мужской 2. Женский

2. Ваш возраст? (укажите полное число лет цифрами) ____________

3. Ваш курс обучения?

4. На каком факультете КГАСУ Вы обучаетесь

· 1. Экономический

· 3. Архитектурный

· 5. Автодорожный

· 6. ФИСиЭ

5. Получаете ли Вы стипендию?

· 1. Да, получаю обычную стипендию

· 2. Да, получаю повышенную стипендию

· 3. Нет, не получаю стипендии

6. Удовлетворены ли Вы размером получаемой стипендии?

· 1. Вполне удовлетворен

· 2. Скорее удовлетворен

· 3. В чем-то удовлетворен, в чем-то нет

· 4. Скорее не удовлетворен

· 5. Совершенно не удовлетворен

7. Вы живете...

· 1. С родителями

· 2. В общежитии

· 3. Снимаю жилье

· 4. В собственной квартире/доме

8. Какое образование у Ваших родителей?

(укажите отдельно образование отца или матери.).

· 1. Неполное среднее (меньше 10 классов)

· 2. Полное среднее, общее (10-11 классов)

· 3. Среднее профессиональное)

· 4. Среднее специальное (техникум, медучилище и т.д.)

· 5. Высшее

9. Получаете ли Вы от родителей материальную поддержку?

1. Получаю постоянно

2. Получаю время от времени