Семья

Психология худых людей. Психология питания полных и худых людей. Причины срывов в похудении

На днях я прочитала книгу доктора Роберта Шварца под названием «Диеты не работают!». Мысли автора о диетах и процессе похудения полностью совпадают с моими, которыми я уже не раз делилась с вами. Поэтому я решила кратко изложить суть книги в этом посте.

Главная мысль, которую хочет донести . Многим людям с избыточным весом очень трудно поверить в это. Но пробовали ли вы когда-нибудь накормить ребенка, ко-торый не хочет есть? Что происходило? Он выплевывал пищу! Как же ре-бенок решает, голоден он или нет, если он даже не знает, сколько времени? Он это чувствует!
Но если внутри каждого живет худой человек, то почему же половина из нас борется с лишним весом? Да потому что мы позволили «диетному способу мышления» (или «диетному менталитету») нас опутать.

Я вас запутала? :) Теперь обо всём по порядку.

Диеты как река с крокодилами.
Представьте, что вы на берегу реки, кишащей злыми, го-лодными крокодилами. На другом берегу — счастливая страна,

где живут худые люди. От заветной цели вас отделяет всего лишь река. Перед вами двести человек. Они прыгают в реку, и крокодилы тут же набрасываются на них. Через несколько напряженных минут единственная выжившая выбирается на другой берег. Она машет вам ру-кой и кричит: «Эй, перебирайся! Здесь так здорово!»
Вы в следующей группе из двухсот человек. Рискнете? Вероятно, нет.
Эта река и есть диеты. Нужно быть сума-сшедшим, чтобы броситься в неё. Тем не менее, мы делаем это снова и снова.

Статистика.
Из 200 человек, садящихся на диету, только 10 теряют в весе столько, сколько намеревались, и из этих десяти всего один сохра-няет желаемый вес. Вдумайтесь: процент «неудачников» равен 99,5%. За последние семьдесят лет вошли в моду и канули в лету более 26 000 видов диет, и до сих пор только одному человеку из двухсот удается с помощью диеты сбросить вес и поддерживать себя в форме.

Опять двадцать пять, или что происходит с организмом во время диеты.
Когда вы садитесь на диету, вы потребляете меньше калорий, чем нужно организму. Вы худеете. Потом возвращаетесь к привычному питанию и, о боже!, набираете ещё больше, чем весили до диеты. С чего бы? Да просто организм решил, что запасы продовольствия на планете подошли к концу, и пытается уберечь вас от голодной смерти, замедлив метаболические процессы. Вы садитесь еще на одну диету, история повторяется. Вы начинаете злиться на себя, что никак не можете довести дело до конца, но с каждой новой диетой вам удается сбросить все меньше, а по ее окончанию вы набираете все больше. Почему? Потому что, когда вы возобнов-ляете нормальное питание, ваш обмен веществ не воз-вращается в свое преддиетное состояние.
Однажды, обнаружив, что брюки, которые вы носили до того, как ввязались в эту диетную лихорадку, вам жмут, и впадаете в депрессию. Вся жизнь начинает вертеться вокруг питания, а потеря веса становится навязчивой идеей.
Вывод: сидеть на диетах, чтобы похудеть, - все рав-но что подливать масла в огонь с целью его затушить. Вы ис-пользуете метод, который не работает, а затем вините себя в отсутствии результатов.

Поразмышляйте на досуге: чем бы занимались многочисленные пси-хологи, врачи, специалисты по диетам, владельцы биз-неса в сфере диетического питания и работники диет-индустрии, если бы кто-нибудь открыл миру секрет, что диеты не работают?

Что такое диетный менталитет.
Диеты порождают так называемый диетный способ мышления или диетный менталитет . Диетный мен-талитет сформировался у нас, поскольку мы выросли в обществе, верящем в то, что диеты работают. Боль-шинство людей до сих пор думают, что самое главное в снижении веса — сесть на подходящую диету.
Запомните: Все, чего человеческое существо лишается, становится его навязчивой идеей.
Диеты задумывались для того, чтобы заставить вас меньше думать о еде, но происходит как раз наоборот. Когда мы садимся на диету, чтобы похудеть, мы начина-ем думать о еде все время. Ключевой элемент в диетном менталитете— меха-низм самоограничения, который поселяется в мозгу си-дящего на диете.
Диетный менталитет не позволяет вам увидеть, что причина лиш-него веса— в переедании. Даже если вы признаете, что переедание является источником избыточного веса, вы будете считать, что решение проблемы в том, чтобы не-доедать (голодать).

Мы поговорили о людях, сидящих на диетах. Сейчас - о тех, кто никогда не сидел на диетах - худых от природы людей.

Что такое менталитет худого человека.
Вы когда-нибудь спрашивали худых от природы , почему они едят? Они скорее всего посмотрят на вас как на сумасшед-шего и ответят: «Я ем, потому что я голоден». Вы крайне редко сможете получить подобный ответ от людей с избыточным весом . Люди с избыточным весом используют еду для удовлетворения всех других видов голода— эмоционального, интеллектуального, даже сексуального. Они страстно желают чего-нибудь и привыкли замещать эти желания желанием поесть. Про-блема в том, что нельзя все желания удовлетворить с по-мощью пищи.
Для худых людей еда - своеобразное топливо, которое используется для нормального функционирования организма. Они не связывают еду с решением проблемы. Она не смешивает физический и эмоциональный голод.

Изучая худых людей в течение длительного времени, автор приходит к нескольким выводам.

Четыре факта:
- стройность — это естественное состоя-ние каждого;
- сбросить вес можно так же легко , как набрать;
- худые люди делают четыре простые вещи, которых не делают люди с избыточным ве-сом (о них чуть ниже), и никогда не сидят на диетах ;
- любой из нас может без усилий и напряжения стать худым и получить удовольствие от процесса.

В чём выход
Вы можете покончить с проблемой лишнего веса в вашей жизни раз и навсегда, заменив диетный мента-литет менталитетом худого от природы человека. Вы бу-дете наслаждаться радостью, умиротворенностью, пол-нотой вашей жизни — всем тем, о чем вы могли только мечтать.
Начните вести себя и думать так, словно вы уже худой от при-роды. Сначала будет непривычно, но вы справитесь!
Худые от природы люди:
1) едят только тогда, когда голодны;
Худышкам не придет в голову совместить грусть и булочки, как зачастую делают люди с избыточным ве-сом. Они не думают о еде все время. Еда — это просто еда. Еда — это не любовь, не отдых, не секс, не дружба и т.п.
2) едят только то, что они действительно хотят съесть;
3) наслаждаются каждым кусочком, который кладут себе в рот;
Худые люди едят сознательно; они никогда неожиданно для себя не обнаружат свою руку на дне пустого стаканчика с попкорном, недоуме-вая, кто же съел попкорн. Сознательный прием пищи подобен езде на авто-мобиле с ручным приводом: сначала этому трудно на-учиться, но когда привыкаешь, уже не думаешь о пере-ключении передач.
4) прекращают есть, как только перестают ощущать голод.

А ведь именно так едят дети и животные. Это самый естественный подход к питанию.

Всё, что осталось сделать - начать жить, начать мыслить как худой от природы человек .Самый первый шаг к этому — признание того, что вы привыкли переедать и сознательно набрали вес по уважительным причинам. Нужно создать та-кие условия, в которых худой от природы человек внутри вас будет чувствовать себя в безопасности и начнет проявлять себя. Что бы ни случилось, всегда думайте о себе как о че-ловеке, которым хотите стать, — как о худом от природы человеке.
Избавьтесь от диетного менталитета, и то, когда ваше тело отразит вашу внутреннюю сущ-ность, станет только вопросом времени. Как только новое мышление природной стройности войдет в привычку, вы изменитесь внешне.

03/2019

ВНИМАНИЕ Имеются противопоказания,
обязательно проконсультируйтесь со специалистом

Толстая, как я

Лесли Ламперт
Журнал "Дом женщины" (Ladies" Home Journal), май 1993

Одну неделю своей жизни я прожила, как толстая женщина. Неделя эта была поистине ужасной. Каждый день этой недели я страдала от высокомерного презрения окружающих. Худые людям такого никогда не испытывают. Если вы когда–нибудь смеялись над толстым человеком - или у вас у самого есть лишний вес - тогда вы должны прочитать эту историю.

За одно утро я прибавила в весе 70 кг, и моя жизнь радикально изменилась. Мой муж стал смотреть на меня по–другому, мои дети были обескуражены, друзья меня жалели, посторонние выражали свое презрение. Маленькие радости, например, пройтись по магазинам, выйти куда–нибудь с семьей, сходить на вечеринку - превратились в большие мучения. Сама мысль о том, что нужно будет что–то сделать, например, зайти за продуктами, или в магазин видеокассет, приводила меня в ужасное настроение. Но самое главное, у меня появилось чувство гнева. Это чувство появилось у меня потому, что за эту неделю (когда я носила "жировой костюм", который делал меня похожей на женщину весом примерно 130 кг) я осознала, что наше общество ненавидит тучных людей, у нас существует предубеждение против них, которое во многом соответствует расизму и религиозной нетерпимости. В стране, которая гордится своим бережным отношением к инвалидам и бездомным, толстые люди остаются мишенью для культурного злоупотребления.

Для многих, ожирение символизирует нашу неспособность контролировать самих себя в плане собственного здоровья. Толстых людей считают дурно пахнущими, грязными, ленивыми неудачниками (которые своим большим жировым слоем, как щитом, прикрываются от оскорблений и презрительных нападок). Кроме этого, большую роль в развитии предвзятого к ним отношения играет вопрос личного пространства. Многие считают, что толстые люди несправедливо занимают слишком большую территорию в автобусе, в кинотеатре, даже в проходах в магазинах. На основании своего опыта в качестве якобы толстого человека, мне кажется, что мы гораздо более толерантны по отношению к стройным грубиянам, чем к добропорядочным, но полным согражданам.

Мы является обществом, которое боготворит стройность и боится полных фигур. Я не являюсь исключением. После того, как я родила троих детей, попрощалась со своим 30–летним возрастом, на мне сказался закон всемирного тяготения, и я прибавила около 10 кг, на которые я не могла спокойно смотреть. Все, кто меня знает, может хорошо представить мою борьбу с лишним весом путем различных диет, когда мой вес то понижался, то опять повышался. Однако это совершенно не подготовило меня к тому презрительному отношению, которому у нас подвергаются люди с клинически значимым ожирением (то есть превышению веса на 20% над идеальным).

Когда актрисе Голди Хоун (Goldie Hawn) добавили лишнюю сотню килограмм в фильме "Смерть ей к лицу" (Death Becomes Her), я подумала: а что на самом деле означает быть таким большим? Как бы я чувствовала себя в таком весе? Так и родился мой эксперимент.

Каждое утро этой недели я надевала особый "жировой костюм", который для меня сделал художник по спецэффектам Ричард Тоткус (Richard Tautkus) из Нью–Йорка (который сотрудничает со многими киностудиями и бродвейскими шоу). Этот костюм позволил мне войти в мир, где меня либо не замечали, либо на меня смотрели, как на некое зрелище. Итак, вот мой дневник:

Пятница

10 часов утра. Я беру такси от редакции журнала "Дом женщины" на Манхеттене, и еду на студию к Ричарду Тоткусу, на Лонг–Айленд. Ричард и его ассистенты, Джим и Стивен, собираются поработать над моим новым образом. Я почему–то нервничаю, особенно когда я прочитала в газетах о бывших толстых людях (все они очень сильно сбросили вес после операции желудочного шунтирования), которые говорили, что готовы скорее ослепнуть, оглохнуть или лишиться ноги, чем снова стать толстыми. Неужели все на самом деле так ужасно?

Даже сами авторы жирового костюма едва поверили, что внезапно раздувшееся создание перед ними - это я. Костюм, сделанный из материала фильтров для кондиционеров, оказался на удивление легким, однако внутри такого костюма очень жарко, и я сильно потею. Меня подвели к большому зеркалу во весь рост. Я просто в шоке. Я выгляжу очень натурально. Слишком натурально!

Когда я смотрю на себя в зеркало, мне делается нехорошо. "Для такой толстушки ты еще ничего, симпатичная", успокаивает меня один из ассистентов. Я не смеюсь.

12 часов дня. Я в первый раз еду на такси в жировом костюме. Похоже, водитель надо мной усмехнулся. Или мне это только показалось? Чтобы влезть в машину, мне потребовалось времени больше, чем обычно. Водитель торопится? Я приезжаю на фотостудию, с трудом вылезаю из машины. Разве я сказала что–то смешное? Водитель откровенно надо мной смеется.

8 часов вечера. Я показываю мужу и детям свои фото до и после костюма. Муж немедленно пересматривает свое желание сходить куда–нибудь пообедать со мной в моей маскировке. "Мне грустно от того, что ты толстая", говорит он. "Мне будет неудобно, что люди будут на тебя пялиться и смеяться над тобой". Дети хором говорят: "Не надо забирать нас из школы в таком виде".

Мы разговариваем о дискриминации толстых людей. Моя 10–летняя дочь, Элизабет, говорит: "Это не значит, что я не люблю толстых, я просто не хочу об этом серьезно разговаривать". Девятилетняя Аманда равнодушным голосом сказала: "Ты меня пугаешь". Алекс, мой семилетний сын, нервно смеется и пытается померить костюм.

11 часов вечера. Я пытаюсь заснуть в своем собственном теле. Муж тихонько храпит. Я напугана его реакцией на меня, толстую. До сих пор он не делал никаких негативных замечаний насчет моего тела за все 12 лет совместной жизни. Я чувствовала себя ужасно, когда видела его лицо при взгляде на мои фото в жировом костюме.

Понедельник

7 часов утра.

Я надеваю костюм, и еду на электричке в город. Рядом со мной никто ни садится. Я чувствую себя крайне неловко. Люди смотрят на меня долгим взглядом, выражающим явное неодобрение, потом смотрят в газету. Две женщины дошли того, что откровенно смотрят на меня и шепчутся. Я занимаю полтора сиденья, и конечно, смущена. С другой стороны, я возмущена. Как эти люди смеют обо мне судить только на основании моего размера?

8 утра. В офисе все хотят услышать мои впечатления и посмотреть, как я выгляжу. Один редактор заметил, что в жировом костюме мои движения кажутся ему более агрессивными. Один сотрудник спросил, как бы я себя чувствовала, если во время выполнения задания я бы столкнулась со своим бывшим парнем. Другому показалось, что я нахожусь в депрессии. Да, я в депрессии, и кроме этого, очень хочу есть.

1 час дня. Я пошла перекусить с двумя коллегами в ресторан в городе. Я себя чувствую явно не в порядке, поскольку на меня все пялятся и ухмыляются. Услужливый официант отодвинул стул подальше от стола, чтобы я могла сесть. Когда я пыталась втиснуться в кресло с тесными подлокотниками, мое смущение было явно замечено всеми присутствующими, и теперь они старательно отводят взгляд.

Ну ладно, пусть я толстая, зато я мыслящее существо. Я готова поспорить, что среди вас, посетителей ресторана, есть наркоманы, воры, люди, изменяющие своим супругам, плохие родители. Хорошо бы, если ваши недостатки были также явно на вас видны, как нестандартный размер моего тела (между прочим, многие врачи считают это генетической проблемой, а не слабостью воли). Мы отказываемся от десерта и уходим.

17.30. Я еду в машине от станции электрички. Останавливаюсь на красный свет. Рядом со мной останавливается машина с двумя подростками. Парень на пассажирском сиденье смотрит на меня и надувает щеки. Потом начинает смеяться.

18.30 Забираю детей из школы. Мы идем поесть в кафе. Дети говорят, чтобы по дороге я шла отдельно от них.

Я заказываю две порции жареного цыпленка, картошку, овощи, подливку, кукурузу и шесть маленьких шоколадных пирожных. Некоторые дети в ресторане говорят обо мне "Эта толстая женщина". Взрослые хихикают вместе с ними.

Когда человек за кассой пробивает мой заказ, он спрашивает, сколько человек я собираюсь кормить. Я возмущенно отвечаю: "Шесть. А что?" Он говорит, что если бы знал, мог бы предложить более дешевый семейный обед. Я размышляю, смеется он надо мной или нет?

Вторник

10 утра. По дороге в Блюмингдейл, я останавливаюсь в Haagen–Dazs съесть мороженое. Я заказываю два шарика шоколадного мороженого с шоколадной крошкой. Я смотрю, как стоящий сзади подросток оценивает мой размер. Во мне закипает желание сказать что–нибудь в свою защиту. Когда я шла домой и ела мороженое в стаканчике, навстречу мне попался хорошо одетый мужчина, который посмотрел на меня и неодобрительно покачал головой, а когда прошел мимо, стал громко смеяться.

Ходить по Блюмингдейлу непросто. Во–первых, я с трудом проходила во вращающуюся дверь, а когда оказывалась внутри, я видела, что все на меня смотрят. Интересно, что меня не игнорировали в общепринятом смысле. Два продавца парфюмерии на меня просто набросились, предлагали самый последний парфюм. Один человек за прилавком спросил меня, не хочу ли я полностью преобразиться.

Я протиснулась в лифт. Две женщины стали хихикать. Я попросила продавца в спортивной секции помочь мне выбрать одежду. Он вежливо отправил меня в отдел для "больших девочек".

По дороге домой, я купила десять пончиков. Один съела в поезде. Почему людям противно смотреть, как полный человек ест? Я не обращаю внимание на хмурые взгляды. Я хочу есть.

Среда

10 утра. Пришла проконсультироваться в косметический салон рядом с домом. Говорю стилисту, которая худая, как щепка, что хочу изменить внешность. Она мне нежно так объясняет, что мне нужна более пышная прическа, чтобы уравновесить полноту моей фигуры. Я не обижаюсь. Она просто была честной. Она меня не обижала. Мы поговорили о трудностях соблюдения диеты. Мы подружились.

Час дня. У меня назначена встреча с друзьями в ресторане в пригороде. Они жаждут увидеть мой новый облик и услышать мой рассказ об этом проекте. Я чувствую себя подавленной и не хочу никуда идти. Я уже устала постоянно обороняться. Друзья пошутили насчет того, что если сесть рядом со мной, почувствуешь себя скелетом. Я была рада, когда в ресторан вошла еще одна полная женщина и села за соседний столик. Она заказала салат. Я тоже.

2.30 дня. Я в продуктовом магазине. Каждый смотрит в мою тележку чтобы узнать, что покупает толстая женщина. Две женщины рассердились, что не могут протиснуться мимо меня в отделе консервов. Я извинилась и ушла. Я ненавижу отдел сладостей, но обещала что–нибудь купить детям. Я взяла упаковку конфет и оглянулась, не смотрит ли кто–нибудь на меня. В тележке я этот пакет прикрыла другими покупками. Чувствую себя, как преступница.

4 часа дня. Я становлюсь параноиком в отношении того, как на меня реагируют. Я решила обсудить этот вопрос с одной полной женщиной. Оказывается, у нее такие же эмоции. "У меня уже нет сил переносить комментарии о том, что я ем", говорит Дениз Рубин, женщина 32 лет, работающая адвокатом. Ее вес около 100 кг. "Я уже устала от несправедливости. Меня ценят меньше, чем я заслуживаю, только за то, что мой размер больше, чем у других. Когда же мы наконец поймем, что слово "жирный" - это прилагательное, а не существительное?".

Я слушаю ее с сочувствием, но не знаю, что ответить.

Четверг

Элизабет рассказала в школе о моем эксперименте, и учительница попросила меня придти в школу и рассказать школьникам о полученном мной опыте. Дочь больше не стесняется, когда меня видят ее друзья. За эту неделю мы все изменились. Мы с охотой рассказываем всем о моем эксперименте, чтобы объяснить людям несправедливость существующего отношения к полным людям. Дети в классе - особенно те, кто меня знает - вначале смеются, а потом начинают задавать вопросы быстрее, чем я могу ответить. Что я чувствую? Каково отношение людей ко мне? Что значит быть толстым?

2 часа дня. Я еду в город на машине закончить кое–какие дела в офисе. Да, готова признать, что вести машину с таким весом дело не простое. Для того, чтобы комфортно сидеть, мне пришлось отодвинуть сиденье максимально назад. В таком положении я едва достаю до педалей.

19.30. У меня обед в одном модном тусовочном месте в городе с Ричардом, автором моего жирового костюма. У нас был план встретиться в холле отеля рядом, чтобы мне не идти в ресторан одной. Ричард опаздывает, я одна шатаюсь по холлу, как на витрине, и на меня все смотрят. Наконец в 19.45 появляется Ричард. Мы целуемся: "Привет!". Идем под ручку в ресторан. Я чувствую себя в безопасности.

Начинается кошмар. У стойки бара море красивых людей. Столько народа, что я едва могу снять плащ. Сзади слышу шепот в адрес Ричарда: "Какой красавчик!" Когда подходит наша очередь, я говорю женщине–менеджеру, что мы пришли. Она делает вид, что меня не слышит. Ричард сам говорит ей наши имена, и тогда она провожает нас за столик.

Мы просили столик спереди. Нас сажают за столик сзади. Две женщины лет тридцати едва скрывают свой ужас, когда я протискиваюсь между двумя столиками. Стаканы с водой трясутся, когда я случайно задеваю за столики. Ричард и я заказываем напитки, я беру хлеб из корзинки на столе. Две женщины уставились на меня. Я заказываю салат с козьим сыром, макароны со сливочным соусом. Они хихикают. Весь дальнейший обед продолжался в том же духе. Ричард и я смотрим меню десертов, не обращая внимания на этих женщин.

Я извиняюсь и ухожу в туалет. В туалете я снимаю жировой костюм и одеваю обычную одежду. Я знаю, что сошла с ума, но меня все это уже достало. Эти две женщины просто обалдели, когда меня снова увидели. Ричард рассказал мне, что когда я была в туалете, они его спросили: "Что ты здесь делаешь с этой жирной свиньей?". Он ответил: "Это моя девушка". Они возмутились: "Да это просто невозможно! В таком случае, вы наверное, мужчина–проститутка". Моя кровь закипает. Ричард рассказывает им о проекте. Они начинают на меня злиться. Представляете, они злятся на меня! Они быстро платят по счету и исчезают.

Ричард и я пьем кофе и уходим. Меня провожают заигрывающими взглядами те же самые мужчины, которые до этого смотрели на меня презрительно.

Пятница

16 часов дня. Идем с детьми в магазин купить одежду для поездки на юг. В процессе покупки я два раза услышала "Вот это да!", получила множество презрительных взглядов и один раз услышала противный смешок от незнакомого человека. Но теперь мне уже все равно, что думают люди. Возможно, потому что проект подходит к концу, а может быть, я просто смирилась с отношением людей ко мне, толстой женщине. Я до сих пор ощущаю ежедневные уколы от окружающих, но желание отомстить почти исчезло. Я просто выдохлась.

19.30 Я иду с мужем обедать (уже без жирового костюма). Мне грустно, и совсем нет радости от моего внезапного похудения. Вместо этого я испытываю чувство стыда за культуру моего общества, за то, сколько боли мы причиняем людям, которые не укладываются в наши представления об идеальном. Я думаю о том, как можно вселить уверенность в полных людей. О том, что им нужно обязательно ощутить свою полноценность. И о том, что мне нужно собрать всю свою волю и отказаться от десерта.

Проблемы избыточного веса Полные люди - психология и жизнь полных людей

Полные люди

Психология и жизнь полных людей

ВЕС.ру – сайт – 2007

Факторы, вызывающие ожирение

Личностные факторы полных людей

Изучение структуры личности людей с ожирением не внесло особой ясности (Pudel, 1991), а также не выявило психологической причины ожирения.

Что касается личности такого человека, определенное согласие имеется в отношении следующего: у таких людей имеется зависимость, страхи, и повышенный уровень депрессии (Frost et al. 1981, Ross 1994). С другой стороны, имеются работы, прямо противоречащие этому. Так, по данным Hafner, 1987, у людей с ожирением уровень депрессии низкий.

Аспекты психологии развития полных людей

Психоанализ винит ранее детство таких пациентов, когда они становятся "крайне испорченными" в отношении "оральных нарушений".

В отношении внутрисемейных отношений мы можем выявить одну поразительную деталь, а именно что ожирение существенно чаще развивается в том случае, если ребенка воспитывала мать–одиночка. Это подтверждается еще одним исследованием, где у таких людей в семье часто не было отца (Wolf, 1993).

Herman & Polivy (1987) показали, что в семье такого ребенка часто делают "козлом отпущения". По сравнению с контрольной группой, отношения в семье у таких детей редко можно назвать открытыми, теплыми и сердечными (Pachinger 1997). В противоположность этому, Erzigkeit (1978) обнаружил, что такого ребенка в семье часто балуют, и тем самым "портят". Но в общем, такой ребенок семье слишком часто сталкивается с крайностями, получая как "слишком мало любви", так и "слишком много".

Исследование Hammar (1977), показало, что в детстве таких детей часто поощряют, давая им сладости. Pudel & Maus (1990) выявили, что в детстве у таких детей взрослые часто вырабатывают определенные стереотипы поведения, например: "Все, что поставлено на стол, нужно съесть", или оказывают на них скрытое давление: "Если ты будешь кушать, мамочка будет счастлива", или пытаются вызвать у них подражательное поведение: "Смотри, твой братик уже все скушал". Высказывается предположение, что такое навязанное пищевое поведение может в итоге подавлять у человека адекватную физиологическую реакцию насыщения.

Также важны внешние факторы (Pudel, 1988). Жизненные события, такие как женитьба, беременность (Bradley 1992) или уход с работы могут уменьшать остатки пищевого самоконтроля.

Аспекты социальной психологии полных людей

Отсутствие чувства безопасности, повышенная чувствительность и изоляция среди тучных людей является доминирующими. Иногда среди них встречается напускная уверенность в себе, поддерживаемая внутренними фантазиями о том, что он "самый великий" (самый лучший, самый умный), имеет "сильнейший контроль над своими эмоциями", и так далее. Эти фантазии неизбежно, снова и снова, разбиваются жизнью, и появляются опять, создавая порочный круг (Klotter, 1990).

Monello и Mayer (1968) обнаружили, что имеется сходство между избыточным весом и дискриминацией по другим признакам.. Картина изменилась, образ "счастливого толстого человека", который еще оставался в общественном мнении в 70–х годах прошлого столетия, например, в Германии (Ern?hrungsbericht, 1971), сейчас сменился негативным образом толстого человека как "слабохарактерного", "тупого" и "противного" (Bodenstedt et al. 1980, Wadden & Stunkard 1985, Machacek 1987, de Jong 1993). От таких предубеждений в большей степени страдают женщины. С другой стороны, мужчины, даже после успешного похудения после операции, ведут себя более пассивно. Полные люди проявляют меньше интереса к сексу как до операции, так и после нее; это касается и мужчин, и женщин (Pudel & Maus 1990).

Очень важно различать ожирение у взрослых от ожирения у детей и подростков. У детей и подростков психологические факторы играют гораздо более важную роль. Упрощая проблему, можно сказать, что дети страдают гораздо больше и сильнее дискриминируются (Gortmaker 1993, Hill & Silver 1995). Например, в исследовании Klotter (1990) было показано, что когда обычным детям показывали фотографии детей–инвалидов и толстых детей, они считали толстых менее привлекательными, чем дети–инвалиды.

Изучение социальных контактов людей, имеющих ожирение, показало, что такие контакты гораздо более ограниченны по сравнению с людьми с нормальным весом. Такие люди могут назвать очень мало людей, которые их любят, которые им оказывают практическую поддержку или могут одолжить им деньги. Женщины, имеющие ожирение, сообщают, что они гораздо меньше контактируют с мужчинами, чем с женщинами.

Психологические результаты после хирургического снижения веса

Среди ученых, изучавших результаты снижения веса, нет полного сходства мнений. Имеются серьезные положительные изменения личности в сторону стабилизации, и большей открытости (Stunkard et al. 1986, Larsen & Torgerson 1989). Также имеются позитивные изменения эмоционального фона, уменьшение чувства беспомощности и т. д. (Castelnuovo & Schiebel 1976, Loewig 1993).

С другой стороны, имеются сообщения о негативных изменениях личности после операции, если пациент шел на операцию по психосоциальным соображениям, а не по медицинским показаниям. Bull & Legorreta (1991) сообщают о негативных отдаленных психологических эффектах операции по снижению веса. По их данным, психологические проблемы, которые были у пациентов до операции, спустя 30 месяцев сохранились у половины пациентов. Некоторые другие исследования также подтверждают этот феномен. На основании этих исследований был составлен психологический "список показаний" (Misovich, 1983). Другими словами, если у человека до операции не было особых психологических проблем, такие пациенты больше подходят для операции по снижению веса.

Такие противоречия не удивительны. Половину жизни такой пациент жил с нарушенным чувством уверенности в себе, либо его вообще не было. Он постоянно мечтал о теле, которое было бы предметом восхищения, оценивалось бы высоко, или, в крайнем случае, было бы просто обычным. И тут вдруг человек осознает, что существует реальный путь для исполнения его мечты. И тут вдруг встает вопрос, а КОГО, собственно, и за что, будут обожать и высоко оценивать? В лучшем случае, внешние изменения помогут человеку изменить его поведение, или понять, что хотя внешний вид важен, не менее важны "внутренние ценности". В самом плохом случае, выработка здорового чувства уверенности в себе вообще не удается, в таком случае формируется новый порочный круг.

Информация об операции по снижению веса

Статистика говорит, что только 10% пациентов узнают об операции от своего врача, остальные о такой возможности узнают от друзей или из средств массовой информации. Наши данные подтверждают эту статистику. Теория принятия решений говорит нам о существовании так называемого первичного эффекта, который означает, что первичная информация о чем–либо сохраняется дольше всего, и как правило, решение принимается с учетом этой первичной информации.

Elisabeth Ardelt

Психологический институт Зальцбургского Университета, Австрия

Существует единственный надежный способ борьбы с ожирением, избыточным или лишним весом - бариатрическая хирургия.

Современные операции для похудения:

Фэтшейминг — это, по сути, травля людей с лишним(или просто большим) весом: фэтшеймеры постоянно напоминают полным людям об их весе, публично обвиняют их в нежелании похудеть и открыто оскорбляют, называя« жиробасами», «толстыми свиньями» и «грудами сала». Причем объектом насмешек и оскорблений чаще всего оказываются женщины, а не мужчины. Это серьезная проблема. В современном мире фэтшейминг достиг таких масштабов, что в ответ появилось движение« Бодипозитив», главная цель которого — побудить людей принимать чужую внешность такой, какая она есть. Но, увы, в нашем обществе эта идея пока не находит отклика. Давай разберемся почему.

«Жир — это уродливо, я не хочу смотреть на это»

На самом деле нет. Жир не уродлив сам по себе, жир принято считать уродливым сейчас. При этом всем известно, что так было не всегда: мало кто не видел фигурки палеолитических Венер или репродукции полотен мастеров Высокого Возрождения. Наши личные критерии красивого и уродливого вовсе не являются личными, они базируются на представлениях общества о прекрасном, а прекрасное тело — это худое тело вот уже много десятилетий. Оно было или просто худым(от Твигги к «героиновому шику»), или спортивным(от супермоделей 90-х к современным фитоняшам), а вот полным не было. Но времена меняются: на подиумы стали выходить модели плюс сайз, актрис с пышными формами начали приглашать на главные роли, но общество все еще не готово это принять. Почему?

Потому что мы стали путать идеальные картинки с реальной жизнью. Вокруг нас слишком много визуальной информации — информации ненастоящей, придуманной: идеально выглаженные в фоторедакторах снимки, фильмы со спецэффектами. Мы очень часто видим красивое, настолько часто, что некоторые решили, будто у них есть право не видеть того, что они считают некрасивым. «Будь жирной, но не показывай никому свои фотографии, нам неприятно это видеть». А еще некоторым неприятно видеть полных людей в обтягивающей или открытой одежде: «Фу, прикройся». Но с какой, собственно, стати? Почему бы тогда не запретить разговаривать и смеяться людям с неправильным прикусом? А люди с искривленными или широкими носами пусть носят медицинские маски — в моде же тонкие прямые носы.

Популярное

Но нет, только лишний вес является поводом открыто оскорблять людей и требовать, чтобы они не «выпячивали свои жиры». Потому что…

«Жирные просто ленивые«


Ленивые и безвольные люди, неспособные« просто взять себя в руки и похудеть». Приписав людям с большим весом грехи лени и чревоугодия, общество пошло дальше. Полные люди считаются глупыми и сталкиваются с дискриминацией в сферах образования и карьеры: если ты не глупый, то почему не сообразишь, как похудеть? Полнота также ассоциируется с плохой гигиеной: раз уж толстухе лень ходить в зал, то и мыться наверняка лень. Таким образом общество стигматизирует людей с большим весом, ставит на них клеймо. И это словно бы дает индульгенцию фэтшеймерам: они не просто оскорбляют и унижают людей, они обличают« страшные» пороки толстяков, а значит, совершают якобы хороший поступок. Кто, если не они, укажет этим жиробасам на то, что те неправильно живут?

И эта проблема — не только проблема лишнего веса. Это проблема общества, которое создает искусственные рамки — для того, чтобы был повод пинать тех, кто в них не вписался. И женщины — первые кандидаты на место вне рамок. Потому что« женщина должна». Должна быть красивой, обязана следить за собой и за фигурой — в первую очередь. Типичный патриархат, в котором нельзя быть негодным товаром, иначе станешь парией.

«Ожирение — это нездорово, эти люди больны!»


Откровенно лицемерное утверждение: никто, кроме неофитов от здорового образа жизни, не осуждает людей, которые не увлечены физкультурой. Никто не беспокоится о том, как часто посторонние люди делают флюорографию. Никто не хочет знать, как вредят своему здоровью курильщики и алкоголики — пока те не вторгаются в чужое пространство со своим вонючим дымом и пьяными дебошами. Никого не интересует, как давно сдавал анализ крови сосед по лестничной клетке и в каком состоянии его сосуды и суставы. А вот сосуды и суставы полных людей отчего-то интересуют всех. С какой, казалось бы, стати? Каждый заботится о своем здоровье сам, кому какое дело до чужого геморроя?

Дело очень простое: это не вопрос здоровья, это вопрос власти. Худые люди очень любят рассказывать толстым, как именно им нужно питаться, чтобы похудеть, как лечиться, чтобы похудеть, как двигаться, чтобы похудеть. Сам факт лишнего веса у полного человека словно бы превращает любого худого в строгую училку Марьиванну: «Сейчас я тебя, жиробас, научу жить правильно, а ты будешь слушать и слушаться. Ходите сюда, свиньи, я вам открою истину». Таким образом любой человек, неспособный достичь успеха в выбранной сфере деятельности, имеет возможность потешить чувство собственной важности, самоутвердиться за счет другого: я худой — значит, я успешнее толстяка, умнее и вообще лучше. Мне положена роль учителя и наставника. И чем агрессивнее фэтшеймер, тем выше вероятность того, что маленький размер одежды — единственное его жизненное достижение. Вполне вероятно, что просто генетическое.

Еще один важный момент — обвинение полных людей в пропаганде нездорового образа жизни: «На это смотрят наши дети! Они могут решить, что быть толстым — нормально!» Дети — это вообще универсальный щит, им можно прикрыть все что угодно. В том числе и собственное нежелание этих самых детей хоть как-то воспитывать. Потому что привычка к здоровому образу жизни как к норме воспитывается личным родительским примером. Но делать зарядку по утрам вместе с детьми — это слишком тяжело. Проще стигматизировать полных. Правда, некоторые полные все-таки тоже дети, а травить детей грешновато. Но зато можно травить их родителей, которые допустили такое. «Да, точно, это виноваты они, а вовсе не мы», — именно так и мыслят фэтшеймеры.

«Сами виноваты, как можно было так себя запустить!»


Вообще, чувство вины за вес как таковое навязывается людям с большим весом по умолчанию. Вопрос лишь в степени этой вины. Есть не очень виноватые — это те, кто располнел из-за проблем со здоровьем. По сети давно гуляет фейк о том, что таких людей якобы всего 5%. Это совершенно не так, но это прекрасный повод заклеймить всех полных вообще: вы просто разожрались и сами в этом виноваты! Это типичное обвинение жертвы. На самом деле, все понимают, что унижать других людей ради собственного удовольствия — это нехорошо. Но если сделать этих людей виноватыми, то вроде уже и можно. Они ведь сами выбрали для себя этот путь, они добровольно жирели, а значит, должны быть готовыми к роли изгоев. Кто не хочет быть униженными, тот не жрет в три горла. еще одна индульгенция: это не я был жесток, это меня спровоцировали, они сами этого хотели.

Вторая сторона этой медали — лицемерная жалость. За счет полного человека всегда можно побыть добреньким: я тебе расскажу, как плохо быть толстым, и сразу стану хорошим и заботливым добрым человеком. Благодари же меня! Кто тебе еще глаза откроет на то, как ты себя запустила?!

«Жирные не имеют права на счастье»


И вот тут фэтшейминг разворачивается своим уродливым лицом исключительно к нам, к женщинам. Потому что мужчина с лишним весом право на счастье имеет, а женщина — нет. При этом нападать на нее будут оба лагеря. И если мужчин с их ценным мнением на предмет« Я б не вдул!» можно игнорировать, то женщин игнорировать не получится. Потому что это вопрос иерархии в патриархальном обществе: ты жирная, а я — нет, значит, мой статус выше. Казалось бы, ну так и радуйся, ведь чем больше полных женщин, тем меньше конкуренция за статусных самцов, которые, естественно, предпочитают худых. Зачем травить неудачниц, они же тебе не конкурентки?

Все очень просто, вернемся в пункт 1: красиво то, что общество согласилось считать красивым. Если не травить толстых, завтра их, не приведи мироздание, могут и красивыми счесть. А это значит, что все блага, положенные красавицам, достанутся им, а не тебе. Потому что блага выдают статусные самцы.

Второй момент — идея о том, что счастье надо заслужить, желательно путем тяжкого труда и суровых ограничений. Годы пахать в спортзале и сидеть на куриной грудке с гречкой — и ради чего? Ради того, чтобы какая-то жируха, всю жизнь жующая тортики, получила тот же самый кусок счастья? Да с какой стати? Пусть сперва добьется!

Но дело тут вовсе не в том, что только толстые якобы не имеют права на счастье. Дело в том, что женщины не имеют права на счастье. Ни на какое счастье, кроме того, которое общество признало самым правильным: будь худой и красивой, привлекай внимание мужчин, отхвати себе самого правильного и никогда-никогда не толстей и не старей.

Если вдуматься, то жить в этой парадигме — большое несчастье. Для всех нас.