Семья

Подводная лодка к 314 1984 г экипаж. Ревущие коровы вмф ссср. «Такая вот проктология»: как советская подлодка таранила авианосец США

«Говорить про скрытность первых советских АПЛ было просто бессмысленно. Американцы дали им унизительное прозвище «ревущие коровы». Погоня советских инженеров за другими характеристиками лодок (скоростью, глубиной погружения, мощностью вооружения) ситуацию не спасала. Самолёт, вертолёт или торпеда всё равно оказывались быстрей. А лодка, будучи обнаруженной, превращалась в «дичь», не успев стать «охотником».

Вот такие высказывания постоянно встречаются в российских журналах и книгах, посвященных отечественным атомным подводным лодкам (АПЛ). Взята эта информация не из каких-либо официальных источников, а из американских и английских статей. Именно поэтому ужасная шумность советских/российских АПЛ и есть один из мифов США.
Следует отметить, что с проблемами шумности столкнулись не только советские кораблестроители, и если нам удалось сразу создать боевую АПЛ, способную нести службу, то у американцев проблемы с первенцем оказались серьезнее. «Наутилус» имел множество «детских болезней», что так характерны для всех экспериментальных машин. Его двигатель выдавал такой уровень шума, что сонары – главное средство ориентирования под водой – практически глохли. В результате во время похода в Северных морях в районе о. Шпицберген, эхолокаторы «проглядели» дрейфующую льдину, которая повредила единственный перископ. В дальнейшем американцы развернули борьбу за снижение шумности. Для достижения этого они отказались от двухкорпусных лодок, перейдя к полуторокорпусным и однокорпусным, пожертвовав при этом важными характеристиками субмарин: живучестью, глубиной погружения, скоростью хода. В нашей стране строили двухкорпусные. Но были ли советские конструкторы не правы,а двухкорпусные АПЛ столь шумными, что их боевое применение стало бы бессмысленным?
Было бы, конечно, хорошо взять данные по шуму отечественных и зарубежных АПЛ и их сравнить. Но, сделать это невозможно, потому что официальная информация по данному вопросу до сих пор считается секретной (достаточно вспомнить линкоры Айовы, по которым реальные характеристики были раскрыты только по прошествии 50 лет). По американским лодкам вообще нет никакой информации (а если она появится, то относиться к ней следует столь же осторожно, как к информации о бронировании ЛК Айова). По отечественным АПЛ иногда встречаются разрозненные данные. Но что это за информация? Вот четыре примера из разных статей:
1) При проектировании первой советской АПЛ создавался комплекс мер по обеспечению акустической скрытности…… Однако амортизаторы для главных турбин создать так и не удалось. В результате подводная шумность АПЛ пр. 627 на повышенных скоростях возрастала до 110 децибел.
2) ПЛАРК 670-го проекта имела очень низкий для того времени уровень акустической заметности (среди советских атомоходов второго поколения данная подлодка считалась самой малошумной). Её шумность на полном ходу в ультразвуковом диапазоне частот была менее 80, в инфразвуковом – 100, в звуковом – 110 децибел.
3) При создании АПЛ третьего поколения удалось достигнуть снижения шумности по сравнению с лодками предыдущего поколения на 12 Децибел, или в 3,4 раза.
4)Начиная с 70-х годов прошлого века АПЛ снижали свою шумность в среднем на 1 дБ в два года. Только за последние 19 лет — с 1990 года по настоящее время — средняя шумность АПЛ США снизилась в десять раз, с 0,1 Па до 0,01 Па.
Сделать какой-либо вменяемый и логичный вывод по этим данным об уровне шума в принципе невозможно. Поэтому нам остается один путь — проанализировать реальные факты службы. Вот наиболее известные случаи из службы отечественных АПЛ.

1) В ходе автономного похода в Южно-Китайском море 1968 г. подлодка К-10 из числа первого поколения атомных ракетоносцев СССР (675 проект), получила приказ на перехват авианосного соединения ВМС США. Авианосец «Энтерпрайз» прикрывал ракетный крейсер «Лонг-Бич», фрегаты и корабли обеспечения. В расчетной точке капитан 1 ранга Р. В. Мазин вывел субмарину через оборонительные рубежи американского ордера прямо под дно «Энтерпрайза». Прикрываясь шумом винтов исполинского корабля, подводная лодка сопровождала ударное соединение тринадцать часов. За это время были отработаны учебные торпедные атаки по всем вымпелам ордера и сняты акустические профили (характерные шумы различных судов). После чего К-10 успешно покинула ордер и на дистанции отработала учебную ракетную атаку.В случае реальной войны все соединение было бы уничтожено на выбор: конвенциональными торпедами или ядерным ударом. Интересно отметить, что американские специалисты оценивали проект 675 крайне низко. Именно эти подлодки они окрестили «Ревущими коровами». И именно их не смогли обнаружить корабли авианосного соединения США. Лодки 675-го проекта использовались не только для слежения за надводными кораблями, но иногда «портили жизнь» и американским атомоходам, несшим дежурство. Так, К-135 в 1967 году в течении 5,5 часов осуществляла непрерывное слежение за ПЛАРБ «Патрик Генри», оставаясь не обнаруженной сама.
2) В 1979 г. во время очередного обострения советско-американских отношений, АПЛ К-38 и К-481 (пр.671) осуществляли несение боевой службы в Персидском заливе, где в тот период находилось до 50 кораблей ВМС США. Поход продолжался 6 месяцев. Участник похода А.Н. Шпорко докладывал, что советские АПЛ действовали в персидском заливе весьма скрытно: если ВМС США их кратковременно и обнаруживали, то не могли правильно классифицировать, а тем более организовать преследование и отработать условное уничтожение. Впоследствии эти выводы были подтверждены данными разведки. В то же время слежение за кораблями ВМС США осуществлялось на дальности применения оружия и в случае получения приказа они были бы отправлены на дно с вероятностью близкой к 100%

3)В марте 1984 года США и Южная Корея проводили свои очередные ежегодные военно-морские учения Team Spirit.. В Москве и Пхеньяне внимательно следили за учениями. Для наблюдения за американской авианосной ударной группой, состоящей из авианосца Kitty Hawk и семи боевых кораблей США была отправлены торпедная атомная подводная лодка К-314 (пр.671, это второе поколение АПЛ, также упрекаемое за шумность) и шесть боевых кораблей. Через четыре дня К-314 удалось обнаружить авианосную ударную группу ВМС США. Наблюдение за авианосцем проводилось в течение последующих 7 суток, затем после обнаружения советской АПЛ, авианосец зашел в территориальные воды Южной Кореи. «К-314″ оставалась вне территориальных вод.
Потеряв гидроакустический контакт с авианосцем, лодка под командованием капитана 1-го ранга Владимира Евсеенко продолжила поиск. Советская субмарина направилась в предполагаемую точку нахождения авианосца, но его там не оказалось. Американская сторона хранила радиомолчание.
21 марта советская субмарина обнаружила странные шумы. Для выяснения обстановки лодка всплыла на перископную глубину. На часах было начало одиннадцатого. По словам Владимира Евсеенко, было замечено несколько американских кораблей, которые шли навстречу. Было принято решение погружаться, но было поздно. Незамеченный экипажем подводной лодки авианосец с выключенными ходовыми огнями двигался со скоростью около 30 км/ч. К-314 находилась впереди Kitty Hawk. Произошел удар, за ним еще один. Сначала команда решила, что повреждена рубка, но при проверке воду в отсеках не обнаружили. Как выяснилось, при первом столкновении был погнут стабилизатор, при втором был поврежден винт. Ей на помощь был выслан огромный буксир «Машук». Лодку отбуксировали в бухту Чажма, в 50 км к востоку от Владивостока, где ей предстояло пройти ремонт.
Для американцев столкновение было также неожиданным. По их словам, после удара они увидели удаляющийся силуэт подводной лодки без навигационных огней. Были подняты два американских противолодочных вертолета SH-3H. Сопроводив советскую подводную лодку, они не обнаружили у нее каких-либо видимых серьезных повреждений. Тем не менее, при ударе у подводной лодки был выведен из строя гребной винт, и она стала терять скорость. Винтом был поврежден и корпус авианосца. Оказалось, что его днище было пропорото на 40 м. К счастью, никто в этом инциденте не пострадал. Kitty Hawk был вынужден отправиться на ремонт на военно-морскую базу Субик-Бей на Филиппинах перед тем, как вернуться в Сан-Диего. При осмотре авианосца был обнаружен застрявший в корпусе фрагмент винта К-314, а также куски звукопоглощающего покрытия подводной лодки. Учения были свернуты.Происшествие наделало немало шума: в американской прессе активно обсуждалось, как подводная лодка смогла подплыть незамеченной на столь близкое расстояние к авианосной группе ВМС США проводящей учения, в том числе с противолодочной направленностью.

4) Зимой 1996 года в 150 милях от Гебридских островов. Посольство России в Лондоне 29 февраля обратилось к командованию ВМС Великобритании с просьбой оказать помощь члену экипажа подлодки 671РТМ (шифр «Щука», второе поколение+), который перенес на борту судна операцию по удалению аппендицита, с последующим перитонитом (его лечение возможно только в условиях стационара). Вскоре больного вертолетом «Линкс» с миноносца «Глазго» перенаправили на берег. Однако британские СМИ не столько умилялась проявлению военно-морского сотрудничества между Россией и Великобританией, сколько выражали недоумение по поводу того, что во время того как в Лондоне велись переговоры, в Северной Атлантике, в том районе, где находилась подводная лодка ВМФ России, проходили натовские противолодочные маневры (кстати, в них участвовал и ЭМ «Глазго»). Но атомоход удалось засечь лишь после того как он сам всплыл на поверхность для передачи матроса на вертолет. По словам газеты «Таймс», русская подлодка продемонстрировала свою скрытность при осуществлении слежения за противолодочными силами, ведущими активный поиск. Примечательно, что англичане в официальном заявлении сделанном для СМИ первоначально отнесли «Щуку» к более современному (более малошумному) проекту 971, и только после признали, что не смогли заметить по их же утверждениям шумную советскую лодку пр. 671РТМ.

5) В одном из полигонов СФ недалеко от Кольского залива 23 мая 1981 года произошло столкновение советской АПЛ K-211 (ПЛАРБ 667-БДР) и американской подлодкой типа «Стёрджен». Американская подводная лодка протаранила своей рубкой кормовую часть K-211, во время отработки ей элементов боевой подготовки. Американская субмарина не всплыла в районе столкновения. Однако в районе английской базы ВМФ Холи-Лох через несколько суток появилась американская атомная подлодка с ярко выраженным повреждением рубки. Наша подлодка всплыла, и пришла в базу своим ходом. Здесь субмарину ожидала комиссия, которая состояла из специалистов промышленности, флота, проектанта и науки. К-211 была поставлена в док, и там во время осмотра были обнаружены пробоины в двух кормовых цистернах главного балласта, повреждение горизонтального стабилизатора и лопастей правого винта. В повреждённых цистернах нашли болты с потайными головками куски плекса и металла от рубки субмарины ВМФ США. Более того, комиссии по отдельным деталям удалось установить, что советская субмарина столкнулась именно с американской подлодкой типа «Стёрджен. Огромные ПЛАРБ пр 667 как и все ПЛАРБ не был предназначен для резких маневров, от которых не могла бы увернуться американская АПЛ, поэтому единственное объяснение данного происшествия это то, что «Стерджент», не видел и даже не подозревал о нахождении в непосредственной близости К-211. Следует отметить, что лодки типа «Стерджен предназначались именно для борьбы с подводными лодками и несли соответствующие современное поисковое оборудование.
Следует отметить, что столкновения подводных лодок не так уж редки. Последним для отечественной и американской АПЛ было столкновение у острова Кильдин, в российских территориальных водах, 11 февраля 1992 года АПЛ К-276 (вступила в строй в 1982 году) под командованием капитана второго ранга И. Локтя столкнулась с американской атомной подлодкой «Батон Руж» («Лос-Анджелес»), которая осуществляя слежение за кораблями ВМФ России в районе учений, проворонила российскую АПЛ. В результате столкновения у «Краба» была повреждена рубка. Положение американской атомной субмарины оказалось более тяжелым, она с трудом сумела дойти до базы, после чего решили лодку не ремонтировать, а вывести из состава флота.

6)Пожалуй, самым ярким фрагментом в биографии судов проекта 671РТМ стало их участие в крупных операциях «Апорт» и «Атрина», проведенных силами 33-й дивизии в Атлантике и значительно поколебавшими уверенность Соединенных Штатов в возможности своего ВМФ решать противолодочные задачи.
Из Западной Лицы 29 мая 1985 года одновременно вышли три подлодки проекта 671РТМ (К-502, К-324, К-299), а также субмарина К-488 (проекта 671РТ). Позднее к ним присоединилась АПЛ проекта 671 – К-147. Разумеется, выход целого соединения атомных подлодок в океан для военно-морской разведки США не мог остаться незамеченным. Начались интенсивные поиски, но они ожидаемых результатов не принесли. При этом действующие скрытно советские атомоходы, сами следили за ракетными подводными лодками ВМФ США в районе их боевого патрулирования (например, у АПЛ К-324 было три гидроакустических контакта с АПЛ США, общей продолжительностью 28 часов. А К-147 оборудованная новейшей системой слежения за АПЛ по кильватерному следу, используя указанную систему и акустические средства, выполнила шестисуточное (!!!) слежение за американской ПЛАРБ «Симон Боливар». Кроме того субмарины изучали и тактику действия американской противолодочной авиации. Американцам удалось установить контакт только с уже возвращающейся на базу К-488. 1 июля операция «Апорт» завершилась.
7) В марте-июне 87-го года провели близкую по размаху операцию «Атрина», в которой участвовало пять субмарин проекта 671РТМ - К-244 (под командованием капитана второго ранга В. Аликова), К-255 (под командованием капитана второго ранга Б.Ю. Муратова), К-298 (под командованием капитана второго ранга Попкова), К-299 (под командованием капитана второго ранга Н.И. Клюева) и К-524 (под командованием капитана второго ранга А.Ф. Смелкова). Хотя о выходе атомных подлодок из Западной Лицы американцы узнали, они потеряли суда в Северной Атлантике. Вновь началась «подводная охота», к которой привлекли практически все противолодочные силы американского Атлантического флота - самолеты берегового и палубного базирования, шесть противолодочных атомных подлодок (в дополнение к субмаринам, уже развернутым военно-морскими силами Соединенных Штатов в Атлантике), 3 мощные корабельные поисковые группы и 3 новейших судна типа «Столуорт» (корабли гидроакустического наблюдения), которые использовали мощные подводные взрывы для формирования гидроакустического импульса. К поисковой операции были привлечены корабли английского флота. По рассказам командиров отечественных подлодок, концентрация противолодочных сил была настолько большой, что казалось невозможно подвсплыть для подкачки воздуха и сеанса радиосвязи. Для американцев потерпевшим неудачу в 1985 году необходимо было вернуть себе лицо. Несмотря на то, что в район были стянуты все возможные противолодочные силы ВМС США и их союзников, атомным подводным лодкам удалось незамеченными достигнуть района Саргассова моря, где советскую «завесу» наконец обнаружили. Первые непродолжительные контакты с подлодками американцам удалось установить лишь через восемь суток после того как началась операция «Атрина». АПЛ проекта 671РТМ при этом были ошибочно приняты за ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, что только усилило обеспокоенность военно-морского командования США и политического руководства страны (нужно напомнить, что данные события пришлись на пик «холодной войны», которая в любое время могла превратится в «горячую»). Во время возвращения на базу для отрыва от противолодочных средств американских ВМС командирам субмарин было разрешено применять секретные средства гидроакустического противодействия, до этого момента советские АПЛ успешно скрывались от противолодочных сил исключительно благодаря характеристикам самих субмарин.
Успех операций «Атрина» и «Апорт» подтвердил предположение, что военно-морские силы Соединенных Штатов при массированном использовании Советским Союзом современных атомных подлодок не смогут организовать сколько-нибудь эффективного противодействия им.
Как видим из имеющихся фактов, американские противолодочные силы не были способны обеспечить обнаружение советских АПЛ в том числе и первых поколений, и обезопасить свои ВМС от внезапного удары из глубин. А все заявления что «Говорить про скрытность первых советских АПЛ было просто бессмысленно» не имеют под собой основы.
Теперь разберем тот миф, что большие скорости, маневренность и глубина погружения не дают никаких преимуществ. И вновь обратимся к известным фактам:

1)В сентябре-декабре 1971 г. советская атомная субмарина проекта 661 (номер К-162) совершала свой первый поход на полную автономность с боевым маршрутом от Гренландского моря до Бразильской впадины.В октябре подлодка встала на перехват авианосного ударного соединения ВМС США, во главе которого шел авианосец «Саратога». Субмарину смогли засечь на кораблях прикрытия и попытались отогнать. В обычных условиях засечка подводной лодки означала бы срыв боевой задачи, но только не в этом случае. К-162развивала скорость свыше 44 узлов в подводном положении. Попытки отогнать К-162, или оторваться на скорости не имели успеха. Шансов у «Саратоги» при максимуме хода в 35 узлов не было никаких. В ходе многочасовой погони советская подлодка отработала учебные торпедные атаки и несколько раз выходила на выгодный ракурс для пуска ракет «Аметист». Но самое интересное, что подводный крейсер маневрировал столь быстро, что американцы были уверены, что их преследует «волчья стая» – группа субмарин. Что это значит? Это говорит о том, что появление лодки в новом квадрате было для американцев столь неожиданным, а точнее неожидаемым, что они считали это контактом с новой ПЛ. Следовательно в случае боевых действий поиск и нанесение ударов на поражение американцы производили бы совершенно в другом квадрате. Таким образом не уйти от атаки, ни уничтожить субмарину при наличии высокой скорости АПЛ практически невозможно.

2) Вначале 1980-х гг. одной из атомных подлодок СССР, которая действовала в Северной Атлантике, был установлен своеобразный рекорд, она в течение 22 часов следила за атомоходом «потенциального противника», находясь в кормовом секторе объекта слежения. Несмотря на все попытки командира натовской подлодки изменить ситуацию, сбросить «с хвоста» противника не удалось: слежение прекратили только после того как командир советской субмарины получил с берега соответствующие приказания. Этот случай произошел с атомной подводной лодкой 705-го проекта - пожалуй самым неоднозначным и ярким судном в истории советского подводного кораблестроения. Этот проект заслуживает отдельной статьи. АПЛ пр.705 имели максимальную скорость хода, которая сопоставима со скоростью универсальных и противолодочных торпед «потенциальных противников», но главное, благодаря особенностям энергоустановки (не требовался спец. переход на повышенные параметры главной энергоустановки при увеличении скорости, как это было на субмаринах с водоводяными реакторами), были способны развить полный ход за минуты, имея практически «самолетные» разгонные характеристики. Значительная скорость позволяла за короткое время зайти в «теневой» сектор подводного или надводного корабля, даже если «Альфа» предварительно была обнаружена гидроакустиками противника. По воспоминаниям контр-адмирала Богатырева, в прошлом являвшегося командиром К-123 (проект 705К), субмарина могла развернуться «на пятачке», что особенно важно во время активного слежения «неприятельской» и своей подлодок друг за другом. «Альфа» не давала возможности другим подлодкам зайти себе в курсовые кормовые углы (то есть в зону гидроакустической тени), которые особо благоприятны для осуществления слежения и нанесения внезапных торпедных ударов.
Высокие маневренные и скоростные характеристики атомной подводной лодки проекта 705 дали возможность отработать эффективные маневры уклонения от торпед противника с дальнейшей контратакой. В частности, подлодка могла на максимальной скорости осуществить циркуляцию на 180 градусов и уже спустя 42 секунды начать движение в обратном направлении. Командиры атомных подлодок проекта 705 А.Ф. Загрядский и А.У. Аббасов говорили что, подобный маневр давал возможность при постепенном наборе скорости до максимальной и одновременном выполнении разворота с изменением глубины заставлять противника следящего за ними в режиме шумопеленгования терять цель, а советской атомной подлодке - заходить «в хвост» противника «по истребительному».

3) 4 августа 1984 атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец», совершила небывалое в истории мирового военного мореплавания погружение — стрелки ее глубиномеров сначала замерли на 1000-метровой отметке, а потом пересекли ее. К-278 совершила плавание и маневрирование на глубине 1027м, а на глубине 1000 метров произвела торпедную стрельбу. Журналистам это кажется обычной блажью советских военных и конструкторов. Им непонятно зачем нужно достижение таких глубин, если американцы в то время ограничились 450 метрами. Для этого надо знать океанскую гидроакустику. Увеличение глубины снижает возможность обнаружения не линейно. Между верхним, сильно прогретым слоем океанской воды и нижним, более холодным, лежит так называемый слой температурного скачка. Если, скажем, источник звука находится в холодном плотном слое, над которым расположен теплый и менее плотный слой, звук отражается от границы верхнего слоя и распространяется только в нижнем холодном слое. Верхний слой в этом случае представляет собой «зону молчания», «зону тени», в которую не проникает шум от гребных винтов подводной лодки. Простые шумопеленгаторы надводного противолодочного корабля не в состоянии будут ее нащупать, и подводная лодка может чувствовать себя в безопасности. Таких слоев в океане может быть несколько, и каждый слой дополнительно скрывает субмарину. Еще больший скрывающий эффект имеет ось земного звукового канала ниже которой находилась рабочая глубина К-278. Даже американцы признавали, что обнаружить АПЛ на глубине от 800 м и более невозможно никакими средствами. Да и противолодочные торпеды не рассчитаны на такую глубину. Таким образом К-278 идущая на рабочей глубине была невидима и неуязвима.
Возникают ли после этого вопросы о важности максимальных скоростей, глубины погружения и маневренности для субмарин?
А теперь приведем заявления официальных лиц и учреждений, которые почему-то отечественные журналисты предпочитают игнорировать.
По данным ученых из МФТИ приведенным в труде «Будущее стратегических ядерных сил России:дискуссия и аргументы»(изд. Долгопрудный, 1995).ю даже при самых благоприятных гидрологических условиях (вероятность их возникновения в северных морях не более 0,03) АПЛ пр. 971 (для справки: серийное строительство началось в далеком 1980 году) могут обнаруживаться американскими АПЛ «Лос Анджелес» с ГАКAN/BQQ-5 на дальностях не более 10 км. При менее благоприятных условиях (т.е. при 97% погодных условий в северных морях) обнаружить российские АПЛ не возможно.
Имеется и заявление видного американского военно-морского аналитика Н.Полморана сделанное на слушаньях в комитете по национальной безопасности палаты представительства конгресса США: «Появление русских лодок 3-го поколения продемонстрировало, что советские кораблестроители ликвидировали разрыв в шумности гораздо раньше, чем мы могли себе предположить. По данным ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5-7 узлов шумность русских лодок 3-го поколения, фиксировавшаяся средствами гидроакустической разведки США, была ниже шумности наиболее совершенных АПЛ ВМС США типа Improved Los Angeles»
По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д.Бурда (Jeremi Boorda)сделанного в 1995году, американские корабли не в состоянии сопровождать российские АПЛ третьего поколения на скоростях 6-9 узлов.
Вероятно, этого достаточно, чтобы утверждать, что российские «ревущие коровы» в состоянии выполнить стоящие перед ними задачи при любом противодействии противника.

В.В. Костриченко, Б.А. Айзенберг. ВМФ СССР И России. Аварии и катастрофы часть I

СТОЛКНОВЕНИЕ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «К-314» (ТФ) С МНОГОЦЕЛЕВЫМ АВИАНОСЦЕМ «КИТТИ ХОК» ВМС США 21 МАРТА 1984 ГОДА

Основные данные АПЛ «К-314» (проект «671» «Ёрш» - «Виктор-1» класс): Водоизмещение: 3500 / 4750 т Главные размерения: длина - 39,3 м,

ширина - 10,0 м (12,5 м - по стабилизаторам)

осадка - 7,3 м

Вооружение: 6 - 533 мм ТТ (боезапас - 18 ракето-торпед и торпед) Скорость: 16 / 31 узл. (надв/подв).

Дальность плавания неограниченна, автономность - 50 суток. Экипаж - 94 человека, в т.ч. 32 офицера.

Основные данные АВМ «Китти Хок», бортовой номер «63»:

Водоизмещение: 81 000 т

Главные размерения: длина - 319 м,

ширина - 39 м (77 м - по самолетной палубе)

осадка - 10,9 м Вооружение:около 90 самолетов и 8 вертолетов ПЛО

2 х 8 ЗРК «НАТО Си Спарроу»

3 х 6 20 мм ЗАК «Фаланкс»

Скорость, узл: 30.

Дальность плавания - 12000 миль (20 узл. ходом) Экипаж: 5600 чел (в т.ч. - 2500 чел. - авиакрыло)

Авианосец принимал участие в совместных американо-корейских учениях «Тим Спирит - 84», а подводная лодка «К-314» осуществляла слежение за авианосцем и кораблями его эскорта. В течение нескольких дней (по сообщениям американской прессы) корабли эскорта неоднократно обнаруживали «К-314» и после пятнадцатикратной имитации ее уничтожения - намеренно оторвались от подводной лодки.

Для этого авианосец зашел в территориальные воды Южной Кореи. «К-314» оставалась вне территориальных вод и, потеряв контакт с авианосцем, вела его поиск. Глубина поиска была выбрана неверно, без учета условий гидрологии моря, позволявших вести оптимальный поиск надводных кораблей с глубины в 40 метров. При этой глубине авианосец был бы уверенно обнаружен на дистанции более 150 км. Волнение моря на поверхности достигало двух баллов, видимость - ночная, полная. Начало движения авианосца «Китти Хок» советская подводная лодка, находившаяся на глубине 9 метров, зафиксировать не сумела. Командир «К-314» обнаружил группу кораблей эскорта около 22 часов 50 минут и вел визуальное наблюдение за ними через перископ. К этому моменту подводная лодка находилась около авианосца, следовавшего с выключенными ходовыми огнями, в дистанции около 9-10 кабельтовых. АВМ «Китти Хок» следовал курсом 160° со скоростью 16 узлов. Советский атомоход находился впереди авианосца и не обнаружив его, в 23 часа 00 минут резко изменил курс (250°). Через 3 минуты, «К-314» попала под таранный удар авианосца. «Китти Хок» ударил подводную лодку в кормовую часть с правого борта и получил небольшую подводную пробоину в районе самолетного бензобака с правого борта. Авианосец продолжал следовать по курсу, а поврежденная субмарина была вынуждена экстренно всплыть. Лодка получила в результате скользящего удара легкие повреждения рубки и легкого корпуса, на ней был смят правый горизонтальный стабилизатор, заклинен правый гребной вал и разбита мортира гребного вяла с гребным винтом. Лодка потеряла ход и беспомощно дрейфовала на поверхности. Через несколько часов к ней на помощь прибыл большой противолодочный корабль «Петропавловск» и позже лодка была отбуксирована спасательным судном во Владивосток для ремонта.

1970 год 5 сентября
Заложена на стапеле Ново-Адмиралтейского ССЗ в г.Ленинград по проекту 671 . Достраивалась по проекту 671В . Входила в состав 39-й БрСПЛ ЛенВМБ;

1972 год май
Переведена по внутренним водным системам в г.Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний. Вошла в состав 203-й(?) ОБрРПЛ БелВМБ;

1970 год 4 декабря
Прибыла для базирования в губу Большая Лопаткина (Западная Лица). Вошла в состав 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ;

1974 год 20 января - 6 мая
Совместно с КрПЛ К-201 проекта 670 , ЭОС "Башкирия", ПМ-129 и БПК "Маршал Ворошилов" (проекта 1134А) совершила групповой трансокеанский межфлотский переход вокруг Африки из губы Западная Лица (г.Заозерск) в бухту Крашенинникова (г.Вилючинск). Командир ПЛ - кап.1р. Гонтарев В.П., командир группы ПЛ - контр-адмирал Голосов Р.А. На НК находился 89-й экипаж ПЛ. 10-25.3 произвела деловой заход в п.Бербера (Сомали);

1974 год 27 мая
Перечислена в состав КТОФ (по другим данным - 18.03.1974). Вошла в состав 45-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

1980 год апрель
При проверке чистоты района перед тактическим учением в районе Камчатки, обнаружив американскую АПЛ, в течение 11 часов преследовала ее на скорости 30 узлов и дистанции 12-15 кабельтовых с использованием активных трактов гидроакустического комплекса, пока не загнала ее под лед Охотского моря. Преследование было прекращено только по приказанию командного пункта КТОФ;

1982 год
Перечислена в состав 26-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Павловского (п.Фокино);

1984 год 21 марта
При слежении за АУГ ВМС США во время американо-корейских учений "Tim Spirit" в подводном положении вблизи Корейского п-ова была таранена американским авианосцем CV-63 "Kitty Hawk". Обеспечивал поход командир ДиПЛ кап.1р. Белоусов. В результате удара получила повреждения легкого корпуса, ограждения рубки, правого стабилизатора, винта правого вспомогательного движителя (на стабилизаторе) и, потеряв ход, была вынуждена всплыть на поверхность. После осмотра с БПК "Владивосток" была взята на буксир и отведена в бухту Чажма, где была поставлена в док для аварийно-восстановительного ремонта. CV-63 "Kitty Hawk" пропорол себе днище на протяжении 40 м. и по прибытию в базу был поставлен в док. Через полученную пробоину в море ушла значительная часть топлива;

1984 год март - август
Аварийно-восстановительный ремонт с основным экипажем (командир - Бондарь Н.М.);

1985 год 10 августа
Во многих источниках ошибочно указывается об аварии при перезарядке реактора. Данная авария произошла в этот день на КрПЛ К-431 проекта 675 ;

1985 год апрель - декабрь
Выполнила задачи БС с экипажем АПЛ К-454 (командир - кап.1р. Качанов В.А.) в Индийском океане в течении 9 месяцев. С 24.11.1985 по 01.12.1985 обеспечивала опытовые исследования научно-исследовательского судна (НИС) "Академик Крылов" (старший на борту - командир 38-й ДиПЛ) в центральной части Южно-Китайского моря. По программе, заданной специалистами с НИС "Академик Крылов", АПЛ маневрировала на разных галсах, глубинах и в диапазоне скоростей - от малошумной скорости до максимальной. Маневрирование на максимальном ходу привело к тому, что подводная лодка потеряла около семи квадратных метров обшивки легкого корпуса. Для восстановления (ремонта) легкого корпуса привлекли специалистов плавмастерской, сварщиков плавбазы и СовСМО в ПМТО Камрань (СРВ). После проведенного межпоходового ремонта и осмотра АПЛ убыла в свою базу - бухту Павловского.;

1985 год 29 декабря
При межбазовом переходе (с экипажем АПЛ К-454 ) из-за аварии ППУ получила серьезные повреждения и вышла из строя на длительный срок. Развитие аварийной ситуации: пpи стоянке АПЛ в базе обнаpужена течь I контуpа на отключаемом участке ППУ ЛБ около 10 л/час. После отключения блока очистки и pасхолаживания течь пpекpатилась. АПЛ получила pазpешение на пеpеход в базу постоянного базиpования (бухта Павловского). Пpи подходе к базе, пpи отсутствии необходимости, экипаж начал поиск течи, сбpошена АЗ ЛБ. Подключен блок очистки и pасхолаживания, но из-за снижения паpаметpов I контуpа во вpемя pасхолаживания место течи отыскать не удалось. Пpи отключении повтоpно БОИР, клапан отключения вышел из стpоя. По пpибытию в базу ГЭУ обоих боpтов вывели из действия, пpоливку активной зоны ЛБ осуществляли пеpеодическим пуском ПH на 10 минут. Также в наpушении инстpукций был пущен ЦHР, ЯР был частично осушен чеpез неплотный БОИР, за счет остаточных тепловыделений пpоизошла частичная pазгеpметизация активной зоны. В качестве причин командованием названы низкая оpганизация службы на АПЛ, низкие пpофессиональные знания л/с, наpушение всех эксплуатационных инстpукций и pуководящих документов и то, что не были пpиняты меpы по локализации аваpии пpи ноpмальной РО;

1986 год зима
Находилась у пирса в бухте Павловского. Ремонт клапана отключения БОИР силами членов экипажа АПЛ К-469 (в частности, непосредственно в условиях плохой РО - кап.3р. Дуплоноженко А.Е.);

1989 год 14 марта
Исключена из боевого состава флота, передана в ОФИ для демонтажа и утилизации и в бухте Чажма (п.Дунай) поставлена на прикол в составе 52-го ОДнРПЛ (с 1992 - 8-я ОБрРПЛ, с 01.07.2002 - 287-й ОДнРПЛ) 4-й ФлПЛ КТОФ (с 01.08.1994 - 3-я ЭскПЛ ТОФ, с 01.11.1996 - ПрФлРС ТОФ). В дальнейшем переведена(?) для отстоя в бухту Павловского (п.Фокино). За время нахождения в составе ВМС выполнила 11(?) автономных БС;

2008 год

2009 год
Начато строительство берегового укрытия для реакторных блоков этой АПЛ;

2010 год
Находилась на отстое в бухте Павловского;

2010 год осень
В рамках НИР «ФАКЕЛ» выпущен проект утилизации АПЛ с формированием трехотсечного блока без выгрузки ОТВС из ее реакторов. Исполнитель работ по утилизации этой АПЛ определялся по результатам конкурсных торгов ГК «Росатом» - ОАО «ДВЗ «Звезда». Для перевода этой АПЛ из пункта базирования на акваторию Исполнителя работ по ее утилизации, был разработан проект буксировки, который определил организационно-технические мероприятия как по обеспечению радиационной безопасности персонала, так и по обеспечению ее плавучести и непотопляемости при переводе;

2010 год - 2011 год
Переведена на ОАО «ДВЗ «Звезда». Передана гражданскому экипажу. Экипаж не был расформирован;

2011 год 12 ноября
Проведены работы по постановке сформированного 3-х отсечного блока в укрытие №2 берегового пункта изоляции в бухте Разбойник. Работы выполнялись в рамках выполнения поручения Правительства Российской Федерации Госкорпорации «Росатом» по изоляции аварийных атомных подводных лодок в Приморском крае до начала саммита глав государств членов АТЭС во Владивостоке в 2012 году. Блок сформирован на ОАО «ДВЗ «Звезда» г.Большой Камень. В ходе выполнения работ выделен фрагмент трехотсечного блока реакторного отсека, выполнена выгрузка оборудования из смежных с реакторным отсеков, завершены работы по герметизации трехотсечного блока, изготовлен док–понтон, выполнена буксировка блока и док-понтона к месту формирования системы «трехотсечный блок реакторного отсека аварийной АПЛ – понтон». Блок установлен и раскреплен на док-понтоне. Система спущена на воду, и переведена по подводному каналу в укрытие №2 берегового пункта изоляции, выполнена ее посадка на подготовленное стапельное место в укрытии. Создание укрытия выполнило ЗАО «Тихоокеанская строительно-производственная компания» (ЗАО «ТСПК») г.Владивосток. Операция по постановке выполнена силами Дальневосточного центра по обращению с РАО (ДальРАО), ОАО «ДВЗ «Звезда» и ЗАО «ТСПК»;

2012 год 1 декабря
В/ч 40618 упразднена, экипаж стал подразделением в/ч соединения;

25 марта 1984 года мир облетела сенсационная весть – советская атомная подводная лодка всплыла в центре авианосной ударной группы ВМС США и... ...протаранила авианосец Kitty Hawk.

События разворачивались следующим образом. В начале марта в Японское море зашла авианосная ударная группа (АУГ) ВМС США в составе авианосца и семи боевых кораблей охранения для проведения плановых учений с высадкой десанта на побережье Южной Кореи. Для наблюдения за американцами в море вышли АПЛ К-314 и БПК «Владивосток». Командовал К-314 капитан 1-го ранга Евсеенко, поход обеспечивал командир дивизии капитан 1-го ранга Белоусов.

На седьмые сутки похода К-314 установила гидроакустический контакт с американскими кораблями. Ночью лодка всплыла на перископную глубину и, не обнаруженная, «висела» так более часа. Определив элементы движения АУГ, командир дал команду на погружение. Слежка продолжалась более двух суток, когда гидроакустический контакт с американцами был потерян.

21 марта около 23:00 акустик доложил о прослушивающихся шумах. На классификацию цели ушло около 30 минут, затем Евсеенко решил всплыть под перископ и уточнить обстановку. Всплыв на глубину 10 метров, командир увидел справа, как он выразился, «аэродром огней». И тут лодку потряс страшный удар, через 5-7 секунд – второй. На приказ «Осмотреться в отсеках!» из седьмого доложили о биении гребного вала. Командир дивизии дал команду всплывать в позиционное положение, но Евсеенко вполне резонно возразил, что командует лодкой он, и приказал перейти на резервный двигательный комплекс.

Когда на рассвете АУГ исчезла вдали (остался лишь один сторожевик, который шел за лодкой до самых территориальных вод СССР), К-314 всплыла, и командир попросил подошедший «Владивосток» осмотреть корму. Перед глазами изумленных моряков предстала странная картина: гребной винт с обломанными лопастями висел как-то неестественно, под углом к корпусу. Позже, после постановки в док, выяснилось, что гребной вал между прочным и легким корпусом обломан!

Лодку взяли на буксир и повели в бухту Чажма, где она стала в док для ремонта. Уже к концу лета ремонт был закончен, и 21 августа К-314 вышла на ходовые испытания, а в сентябре ушла в Индийский океан на боевую службу, правда, уже с другим командиром (Евсеенко был снят с должности).

А вот авианосцу повезло меньше – винтом и рулями К-314 пропорола ему днище на протяжении 40 (!) метров, и он, оставляя за собой пятна мазута, еле дополз до японского порта и также стал в док на ремонт.

Но и на этом злоключения К-314 не закончились! 10 августа 1985 года при завершении работ по перезарядке реакторов, вследствие нарушения требований ядерной безопасности и технологии подрыва крышки реактора, произошла неуправляемая самопроизвольная цепная реакция деления ядер урана реактора левого борта. В результате теплового взрыва сформировался радиоактивный шлейф, который вышел к морю на побережье Уссурийского залива. При аварии погибло десять человек.

АПЛ К-314 проекта 671В «Ерш» (по классификации НАТО «Victor 1») принадлежит к классу так называемых подводных лодок-киллеров. Их создание было обусловлено появлением ракетных подводных крейсеров и необходимостью борьбы именно с подводными лодками, хотя не снимались и традиционные для торпедных ПЛ задачи. В США первая такая лодка, SSN-597 «Таллиби», вступила в строй осенью 1960 года, а с 1962 по 1967 гг. флот пополнился еще 14 более мощными АПЛ – типа «Трешер». Было очевидно, что Советскому Союзу без таких субмарин тоже не обойтись.

Задание на проектирование АПЛ пр.671 с нормальным водоизмещением 3000 тонн и глубиной погружения не менее 400 метров получило СКБ-143 (впоследствии СПМБМ «Малахит»). Тактико-техническое задание было утверждено 3 ноября 1959 года, к марту 1960 года был готов эскизный, а к декабрю – технический проект.

Тактико-технические данные подводной лодки пр.671:
длина – 93 м, ширина – 10,6м, осадка – 7,2
водоизмещение – 3500/4870 т
скорость – 10/ 33,5 узлов
глубина погружения – 400 м
экипаж – 76 человек, автономность – 60 суток

Конструктивно 671-й представлял собой двухкорпусную ПЛ с характерным, «вылизанным» ограждением боевой рубки и выдвижных устройств. Прочный корпус изготавливался из высокопрочной стали АК-29, толщиной 35 мм. Легкий корпус, носовая часть надстройки, вертикальное и горизонтальное оперение выполнялись из маломагнитной стали, а ограждение рубки и остальная часть надстройки из алюминиевого сплава АМГ-61. Для снижения шумности корпус обклеивался специальным резиновым покрытием.

Вооружение составляли шесть 533-мм торпедных аппаратов, обеспечивавших стрельбу с глубин до 250 метров. Боекомплект – 18 торпед (ракето-торпед) или 32 мины.

Говоря о таране К-143, нельзя не упомянуть и другой, более приятный случай. Когда в 1964 году Хрущев следовал в Египет, чтобы вручить Гамалю Абдель Насеру Золотую Звезду героя, его прямо выводила из себя наглость американских летчиков, которые летали над кораблем, чуть ли не сбивая мачты и абсолютно не обращая внимания на флаг главы правительства СССР. И тогда человек, практически угробивший флот, вдруг вспомнил о нем!

Вскоре наши подводники получили секретную и весьма дерзкую задачу. В полдень 14 июля 1964 года по сигналу главного штаба ВМФ в самом центре 6-го флота США одновременно всплыли 12 (!) наших субмарин, после чего наши морячки вышли на рубки покурить. Совершенно обалдевшие американцы были в панике. Такого нахальства они явно не ожидали. А зря! Вот такая вот «кузькина мать» получилась...