Семья

Музыка, вызывающая воспоминания. Как формируются и возвращаются воспоминания

Владимир Вениаминович Фролькис. Те, кто его знали, работали с ним, дружили, общались на научном поприще, встречались, слушали его выступления, всегда яркие и не оставлявшие равнодушным слушателей, – все они вспоминали академика Фролькиса взволнованными добрыми словами.

И.М. Трахтенберг, академик АМН, член-корреспондент НАН Украины

Вспоминали его научное творчество, получившее мировое признание. Вспоминали насыщенное особым эмоциональным светом его общение с многочисленными учениками, его улыбку, доброту, непередаваемые шутки и остроты, жесты, диалоги с собеседниками – проявления симпатии и расположения. Вспоминали неизменное его внимание к просьбам помочь – советом, консультацией, идеями, опытом. Таковы были черты этого ученого особой человеческой природы, с радостью одаривающего всех, с кем он соприкасался. Говорили и о других чертах характера В.В., как называли его близкие и сотрудники, на состоявшемся в конце прошлого месяца вечере памяти ученого в Клубе творческой интеллигенции, носящем его имя.

Исследователь-романтик, он неслучайно любил повторять, что между «наукой и поэзией много общего, главное – стремление познать сущность явлений... И не только познать, но и многое изменить».
Марина Цветаева как-то заметила, что во второй половине жизни важен не успех, а важно успеть. Владимир Фролькис успел многое. С его именем связано развитие не только отечественной, но и мировой геронтологии – одной из самых гуманных и в то же время сложнейшей и драматичнейшей отрасли медицины и биологии. Проблема увеличения продолжительности жизни человека – универсальная, социальная и медико-биологическая, ей В.В. посвятил многолетние исследования и труды – философские, теоретические, экспериментальные. И все они краеугольным камнем легли в основу становления широко известной в мире научной школы украинских геронтологов. Работы Владимира Фролькиса отмечены многими высокими наградами, а их автор – впечатляющими почестями. Помню, с какой радостью узнали мы о том, что Всемирный парламент гуманитариев, в который входят многие нобелевские лауреаты, известные общественные деятели, крупные ученые, звезды литературы и искусства, избрал В.В. своим членом и вручил ему Рыцарский Крест. К этому следует добавить и награждение его Международной ассоциацией геронтологов медалью им. Ф. Верцара, избрание почетным членом научных обществ геронтологов ряда стран, присуждение научных академических премий им. А.А. Богомольца и И.Н. Мечникова, Государственной премии Украины.
В истории отечественной науки известны ученые, чья гражданская позиция, принципиальные суждения становились общественным феноменом, привлекали к себе особое внимание, оказывались предметом обсуждений и раздумий. Заметное место в этой плеяде, несомненно, принадлежит Владимиру Фролькису. И не только при жизни, но и сейчас, когда его уже нет. Он незримо присутствует среди нас, напоминая о себе при самых разных обстоятельствах. Проходили научные форумы в рамках Национальной академии и Академии медицинских наук – коллеги В.В. по академии посвящают ему свои научные доклады; состоялись в НАН очередные чтения, посвященные памяти выдающихся украинских ученых, одно из них – о жизни и деятельности Владимира Фролькиса. Вышел документальный кинофильм о В.В. Состоялось очередное ежегодное собрание АМН, и к его открытию был приурочен выпуск в свет книги «Академики о медицине, времени и о себе» с послесловием Владимира Фролькиса «Что век грядущий нам готовит? Надежды и прогнозы». На первой странице этого необычного издания, подготовленного по его инициативе, надпись: «Светлой памяти академика Владимира Вениаминовича Фролькиса посвящается». Так напоминает о себе наш друг В.В., незримо не только присутствующий, но как бы участвующий во многих сегодняшних делах и событиях.
Ему посмертно была присуждена премия им. Н.Д. Стражеско. На пленарном заседании III конгресса геронтологов и гериатров Украины ученик В.В. – член-корреспондент АМН Украины В. Безруков выступил с докладом «Геронтология – современное состояние и прогнозы на будущее», первым автором которого был Владимир Фролькис, сформулировавший 12 гипотез механизма старения. И это – дань любви и признательности своему учителю!
Исследователь с мировым именем... Общественный деятель... Неповторимый оратор... И просто обаятельный человек и преданный друг. Прошло уже пять лет, как его нет с нами, но в это трудно поверить. И наверное потому, что, как уже говорилось, в повседневных делах мы постоянно ощущаем эманацию его деятельности и идей, испытываем незримое присутствие среди нас – его друзей, коллег, преемников. Кажется, только вчера он выступал на Всеукраинском форуме медиков, где провозглашал, что нам нужна сейчас только правда, а не «возвышающий обман». Отчетливо помню, казалось бы, только что произнесенные им слова: «Основная идея – общедоступность медицины, чтобы в Украине люди не умирали от того, что у них нет денег на лекарственные препараты из-за взбесившихся цен. ...Я очень удовлетворен тем, что в наших предложениях исчезла идея приватизации лечебных учреждений. Совершенно очевидно, что приватизировать будут лучшие учреждения. Это с ходу будет кастрироваться вся медицина. А еще никогда кастрация не была методом лечения импотенции». И еще, его слова, которые сегодня не может не поддержать современный исследователь, занятый научным поиском в естествознании: «Мы находимся на пороге нового века. Будут созданы вещества прицельного действия, будут созданы клонированием искусственные органы собственно человека, процветать генная – и генно-регуляторная теория. Во всех странах мира происходит гуманизация науки. Денег мало на науку, но надо концентрироваться на приоритетах. Мне кажется, что в стране такими приоритетами должны быть медицина и биология». Все это было столь точно и вместе с тем пророчески сказано 1 октября 1999 года. А 2 октября утром В.В. внезапно стало плохо, врачи и близкие бросились к нему на помощь, но все уже было поздно, его не стало...
Позже президент Национальной академии наук Борис Евгеньевич Патон, глубоко почитавший В.В., скажет о нем: «За долгие годы работы в науке мне довелось встречаться и работать со многими выдающимися учеными – отечественными и зарубежными, признанными лидерами в той или иной области или направлении научных знаний. Каждый из них, как правило, являл собой незаурядную личность с многогранными интересами. Думается, такие качества присущи людям науки, возможно, в большей степени, чем представителям других сфер человеческой деятельности. В ряду таких поистине выдающихся личностей особое место принадлежит Владимиру Вениаминовичу Фролькису».
Три года тому назад, накануне второй годовщины со дня кончины Владимира Вениаминовича, другой выдающийся украинский медик, хирург и биокибернетик Николай Михайлович Амосов поделился в своей публикации горестным раздумьем: «Как быстро бежит время. Более двух лет прошло, как не стало Владимира Вениаминовича Фролькиса, а мне все не верится, вот так: взять и умереть. Неожиданно и невозвратно. На заседаниях Академии, на конференциях ищу по инерции его скромную фигуру. Увы – его нет. И не будет. Удивительный был человек...». Сегодня нет уже и написавшего эти строки – Ученого и Человека, которому, как и Владимиру Фролькису, мы обязаны высоким рейтингом Украины в мировой науке минувшего столетия. В конце прошлого года научная общественность страны отметила девяностолетие со дня рождения Н.М. Амосова, спустя месяц – восьмидесятилетие со дня рождения В.В. Фролькиса, а в октябре этого года, когда исполнилось пять лет со дня его внезапной кончины, члены Клуба его имени посвятили заседание светлой памяти ученого. И это только одно из проявлений почитания нашего современника. В Институте геронтологии открыт мемориальный кабинет, увековечивший в стенах этого известного научного учреждения живой образ и впечатляющее наследие замечательного исследователя. Стало традицией проведение ежегодных научных конференций, посвященных памяти академика Фролькиса, участниками которых являются молодые ученые, разрабатывающие проблемы возрастной физиологии, геронтологии и гериатрии. В прошло году цикл научных работ по исследованиям механизма действия оксида азота на сердечно-сосудистую систему, начатых еще при жизни ученого, удостоен Государственной премии Украины и первым в списке авторского коллектива стояло его имя.
В среде медицинской общественности большую популярность завоевал журнал «Лікування і діагностика», созданный по инициативе В.В. Фролькиса и издаваемый вот уже более восьми лет под эгидой АМН. По его же инициативе издан единственный в своем роде сборник «Академіки про медицину, час і себе», в котором представлены интервью главного редактора журнала В.И. Медведя с ведущими представителями украинской медицинской науки, опубликованные на страницах упомянутого журнала. И наконец, венец светлой памяти ученого – выпуск в свет книги «Владимир Вениаминович Фролькис. Ученый и Человек». В обращении к читателям президента АМН А.Ф. Возианова написано: «Когда эта книга была подготовлена к печати, внезапно умер академик В.В. Фролькис. Для всех нас, кто близко знал, дружил и работал с Владимиром Вениаминовичем, это – большая человеческая трагедия. Он был не только выдающимся ученым-творцом, но и редкостной души человеком, настоящим гуманистом. Он очень внимательно и уважительно относился к представленным здесь коллегам, считал их истинными носителями славных традиций отечественной медицинской науки, поэтому считал этот сборник таким важным, особенно для молодежи». Трогательные слова его друзей и коллег, боль которых пронизывает страницы книги воспоминаний о В.В. Фролькисе. Среди авторов: Б.Е. Патон, Н.М. Амосов, П.Г. Костюк, А.Ф. Возианов, Ю.И. Кундиев, Ю.А. Зозуля, И.М. Трахтенберг, В.В. Безруков, Ю.К. Дупленко, Ю.А. Фурманов, Ю.Г. Виленский, В.И. Медведь. Недавно первые экземпляры книги вручены участникам Клуба. А само заседание, на котором выступали друзья и почитатели П.Г. Костюк, Ю.И. Кундиев, П.П. Толочко, А.А. Майбенко, В.В. Безруков, И.М. Левитас, В.И. Медведь, Ю.А. Фурманов, О.В. Чебанова, Ю.Г. Виленский, Э. Митницкий, Е.Т. Скляренко и другие, вылилось в настоящее событие – дань светлой памяти выдающегося ученого. Из книги, о которой выше шла речь, были зачитаны афоризмы от Фролькиса.
«Время бесконечно, безвозвратно, непрерывно, и только человек делает отметины – часы, дни, годы, века, тысячелетия. Когда 31 декабря 2000 года будет сорван последний листок календаря и наступит новое тысячелетие, ничего не изменится в бесконечном течении времени».
«Время – главное достоинство, которым обладает человек».
«Жизнь – короткая дистанция «от – до», и не надо на ней бить мировые рекорды по скорости».
«Долголетия не надо ждать, вглядываясь в даль, необходимо идти к нему навстречу, используя возможности каждого дня как маленькой жизни».
Прислушаемся к этим и другим наставлениям мудрого современника. Вдумаемся в них...
В одной из своих публицистических статей, а таких публикаций, неординарных и ярких, было много, и каждая из них вызывала читательский интерес, Владимир Вениаминович писал о том, что размышлять о смерти следует с молодых лет. Ведь именно эти мысли «...заставляют задуматься над смыслом жизни, научиться отделять главное от второстепенного». В другой публикации, как бы продолжая сказанное и делая вывод, он призывал относиться к каждому дню, как к маленькой жизни. В одном из своих афоризмов Владимир Вениаминович поделился мыслью о том, что «смерть придает ценность жизни». Согласимся с ним и постараемся постичь эту, казалось бы, простую, но столь мудрую во все времена истину. Постичь во имя жизни, во имя памяти о незабвенном современнике, Человеке, Друге, Ученом.

Неврология и нейрохирургия Статьи

История изучения памяти: от древних до наших дней

2012-05-27

Трудно сказать точно, где и когда появились первые целостные представления о работе нашей памяти. Судя по всему, первые размышления на этот счет принадлежат древним грекам и относятся приблизительно к VI веку до нашей эры. Сейчас высказывавшиеся тогда соображения кажутся достаточно наивными, особенно если учесть, что делались они величайшими мыслителями всех времен и народов.

Парменидес в VI веке до н.э. рассматривал память как смесь света и тьмы, тепла и холода. Он думал, что если эти смеси не "взбалтывать", то память будет прекрасной. Забывание же есть результат взбалтывания, замутнения.

В V веке до н.э. Диоген предположил, что память представляет собой процесс, который определяет равномерное распределение воздуха в туловище. Так же как и Парменидес, он считал, что забывание есть изменение этого распределения.

Как и во многих областях знания, первым человеком, внесшим реальный вклад в объяснение работы памяти, был Платон (IV век до н.э.). Его теория известна как "гипотеза восковой доски"; она до сих пор разделяется некоторыми, хотя и встречает много возражений. Платон считал, что память запечатлевает опыт, так же как воск, на котором отпечатываются те предметы, которые с ним соприкасаются. Эти отпечатки сохраняются до тех пор, пока не исчезают (изнашиваются) со временем, вновь оставляя чистую поверхность. Эта чистая поверхность и рассматривалась Платоном как полное забывание, обратная сторона того же процесса.

Аристотель (IV век до н.э.) был первым, кто ввел научную терминологию для описания психических процессов. Он считал, что язык, использовавшийся до него, был неадекватен для описания физических аспектов процесса запоминания. Вводя новую терминологию, Аристотель одновременно приписывал сердцу все те функции, которые мы теперь приписываем мозгу. Он понимал, что сердце, помимо всего прочего, осуществляет кровоснабжение организмами считал, что запоминание связано с движением крови. Аристотель показал, что забывание есть результат замедления этого процесса. Еще одним вкладом Аристотеля в изучение процессов запоминания была его концепция "ассоциации идей".

Следующим философом, внесшим большой вклад в изучение проблемы запоминания, был выдающийся врач Гален, живший во II веке. Он выделил и проанализировал функции различных анатомических органов и физиологических систем, и подробно изучил функционирование нервной системы. Так же как и греки, Гален рассматривал память и психические процессы как проявление действия "животных" жидкостей. Он считал, что эти жидкости вырабатываются в мозгу, и соответственно именно там локализуется память. Гален полагал, что воздух всасывается в мозг и здесь смешивается с жизненными жидкостями. Эта смесь растекается по телу, позволяя нам чувствовать, ощущать вкус и т.д.

Эти идеи Галена были тут же подхвачены церковью, которая обладала в это время огромным влиянием. Эта концепция стала официальной доктриной, что практически остановило развитие представлений о памяти в последующие 1500 лет. Даже величайшие умы не могли бороться с подобным социальным влиянием церкви. Святой Августин, живший в IV веке, принял идеи церкви относительно того, что память является функцией души, сосредоточенной в мозге. Он, однако, даже не пытался объяснить это явление.

С этого времени и вплоть до XVII века представления о памяти практически не развивались, и даже в XVII веке они во многом оставались в рамках религиозной доктрины. Даже такой великий мыслитель, как Декарт, в целом разделял взгляды Галена. Он, правда, считал, что животные жидкости текут в мозг от шишковидной железы и, доходя до определенного места, "включают" механизмы памяти. Чем шире каналы, по которым течет жидкость, тем больше жидкости протекает через них. Именно таким образом он объяснял изменение качества запоминания и силы того, что мы теперь называем "следы памяти". След памяти - это физическое изменение в нервной системе, произошедшее в результате обучения; именно этот след позволяет нам запоминать.

Одним из мыслителей, откликнувшихся на стремительное развитие наук и находившихся под влиянием Ньютона, был Гартли, создавший вибрационную теорию памяти. Используя концепцию вибрации, разработанную Ньютоном, Гартли предположил, что в мозгу существуют вибрации, возникающие еще до рождения. Новые впечатления меняют характер, место, степень и продолжительность этих вибраций. После влияния новых впечатлений вибрации опять становятся такими, какими были до этого. Но если то же впечатление возникает снова, то возвращение в первоначальное состояние займет уже больше времени. Все это, в конечном счете, может привести к окончательному изменению характера вибраций и их фиксации в новом состоянии: это и есть образование следов памяти. С развитием науки в Германии в XIX веке произошли значительные изменения и в представлениях о памяти.

Многие идеи, предложенные еще древними греками были отвергнуты, и на их место пришли представления, почерпнутые из современной биологической науки.

Прохазка окончательно и бесповоротно отверг устаревшую теорию жидкостей, на том основании, что она не была ничем подтверждена с собственно научных позиций. Он понимал, что ограниченность знаний делает попытку локализовать память в мозгу чистой спекуляцией. "Подобная локализация возможна,- писал он,- но у нас недостаточно знаний в настоящий момент, чтобы осуществить ее". Лишь через 50 лет после этого проблема локализации памяти была в какой-то степени разрешена.

Другая концепция, разработанная в этот период, принадлежит Флоренсу, который считал, что память "локализована" во всех частях мозга. Он полагал, что мозг действует как единое целое и бессмысленно представлять его как взаимодействие отдельных частей. Его взгляды в значительной мере повлияли на развитие физиологии и лишь в последнее время в этой области были сделаны заметные успехи, расширившие наши представления.

Современные концепции

Развитию современных представлений о памяти в значительной мере способствовали достижения в технологии и методологии. Практически все исследователи согласны, что память локализована в коре головного мозга. Однако даже в настоящее время точная локализация памяти представляет собой очень сложную задачу, так же как и полное понимание механизмов функционирования памяти.

Представления о памяти развивались в нашем веке, начиная с исследования Эббингауза, изучавшего проблемы научения и построившего кривые забывания в начале века, и кончая сложными и изощренными современными концепциями.

Исследования и теории могут быть в целом отнесены к трем областям: работы по изучению биохимической природы памяти; теории, в соответствии с которыми память не может рассматриваться как целостный процесс, а скорее как ряд подпроцессов; работы Пенфилда по стимуляции мозга.

Исследования биохимических коррелятов памяти были начаты Хайденом в конце 50-х годов. В соответствии с его концепцией, работа памяти тесно связана с количеством РНК (рибонуклеиновой кислоты) в организме. РНК вырабатывается ДНК - дезоксирибонуклеиновой кислотой, которая в свою очередь определяет генотип человека (в частности, ДНК определяет, какого цвета будут у человека глаза - голубого или карего).

Были проведены эксперименты, которые действительно показали, что РНК в значительной мере влияет на характер нашего запоминания. Например, если животных тренируют по определенной методике, то РНК в определенных клетках меняется. Более того, если выработка РНК прекращается, то животные не могут ничего запомнить и становятся необучаемыми.

Один из наиболее интересных экспериментов заключался в том, что когда РНК обученной крысы впрыскивали в организм необученной, то вторая "вспоминала" то, о чем никогда не знала.

В то время как эти исследования продолжаются многие ученые считают, что необходимо прекратить изучение процесса запоминания и сосредоточиться на забывании. Они считают, что основная проблема памяти заключается именно в том, что мы все постоянно забываем.

Эта идея лежит в основе концепции, согласно которой существуют 2 вида хранения информации: долговременный и кратковременный. В частности мы по-разному запоминаем номер телефона, который нам только что дали, и свой собственный номер.

Кратковременная память работает в ситуациях, когда информация, попадающая в мозг, не перекодирована должным образом и потому легко забывается. В долговременной памяти информация перекодируется соответствующим образом, систематизирована, потому может храниться годами, если не всю жизнь.

Исследования, связанные с прямой стимуляцией мозга, были начаты хирургом Уайлдером Пенфилдом. Он проводил операции по отсечению небольших частей мозга с целью избавить пациента от эпилептических припадков. Перед операцией Пенфилд осуществлял электростимуляцию различных областей мозга, а пациент, находившийся в состоянии бодрствования, должен был сообщать о своих впечатлениях. Когда Пенфилд стимулировал височные отделы коры головного мозга, то пациенты говорили, что перед ними встают яркие воспоминания детства. Пенфилд установил, что стимуляция разных областей вызывает различный эффект, но только стимуляция височных долей приводит к возникновению связных и осмысленных воспоминаний. Эти воспоминания часто бывают полными, в том смысле, что в них присутствуют цвета, звуки, движения и эмоциональное отношение к происходящему.

Кроме того, оказалось, что кое-что из того, что испытуемый "вспоминал" после стимуляции, было уже забыто им в обычном состоянии. К тому же "стимулируемые" воспоминания были гораздо более четкими и конкретными, чем обычные, которые часто носят обобщенный характер. Пенфилд считает, что наш мозг запоминает абсолютно все, на что мы обращаем внимание, и это запоминание постоянно, хотя в обыденной жизни припоминание по каким-то причинам может быть невозможным.

Мы видим, что проблема запоминания по-настоящему привлекла умы ученых лишь в последние 2 тыс. лет, а из них в течение первых 1,5 тыс. лет продвижение было весьма незначительным. Практически только последние 200 лет были плодотворными для исследования проблемы и, избавившись от сомнительных концепций, связанных с жидкостями и т.д., мы теперь локализовали память в определенном участке нашего тела.

Надо заметить, что даже сейчас исследования памяти находятся на начальной стадии. Каждый месяц публикуется около 80 статей по этой проблеме, и возможно, что вскоре мы будем свидетелями интереснейших открытий в этой области.

В статье использованы материалы книги: Т.Бузан. Скоростная память. Издательство «Эйдос», 1995

В начале прошлого века немецкий ученый Вагнер исследовал строение мозга выдающихся людей в надежде найти "особые приметы гениальности". Его ждало разочарование: по внешним признакам строения головного мозга невозможно сказать что-то определенное о личности. Ведь несмотря на огромную разницу в весе мозга, и И. С. Тургенев, и Анатоль Франс были выдающимися писателями. У первого мозг весил 2000 граммов, а у второго - лишь 1000 граммов. Луи Пастер в возрасте 46 лет перенес кровоизлияние в мозг, значительно разрушившее правое полушарие. Тем не менее он активно жил и трудился еще целых 27 лет. Эти примеры свидетельствуют об удивительно богатых возможностях мозга.

Человеческий мозг содержит около 10 миллиардов нервных клеток, которые посылают импульсы другим клеткам через особые контакты - синапсы. Каждую секунду через синапсы проходят миллионы импульсов: это основа наших чувств, мыслей, эмоций и памяти. Активность нервных клеток мозга можно наблюдать воочию. Когда японские ученые ввели в человеческий мозг тончайшие световоды, соединенные с видеокамерой, они смогли рассмотреть, что нейроны движутся, как крошечные амебы. Чем интенсивнее работа мысли, например при решении математических задач или запоминании незнакомых слов, тем активнее такое "движение" нервных клеток. Невольно вспоминается известное выражение "шевелить мозгами" - оказывается, оно отражает реальные события.

Современные методы исследований показывают, что в процессы запоминания вовлечены не только отдельные группы нервных клеток, но и различные зоны головного мозга. Механизмы памяти напоминают лабиринт, ходы и выходы которого соединены множеством мостиков. Более 50 лет тому назад американский физиолог Карл Лешли предложил любопытную гипотезу: память состоит из двух взаимно дополняющих друг друга процессов: обучения новому и запоминания опыта. Эта гипотеза нашла свое подтверждение в опытах на животных.

Профессор Стивен Роуз из Университета в Милтон Кейни под Лондоном уже более 30 лет изучает механизмы памяти у кур. Роуз обучал однодневных цыплят различать несъедобные круглые бусины, плавающие в блюдце с водой, и сходные по форме и величине зерна, рассыпанные по столу. Более 80% птенцов после первых неудачных попыток склевать бусины потеряли к ним интерес и начали клевать только зерна. Какие биохимические изменения произошли в мозгу цыплят после обучения? Удалось проследить, какие нейроны вовлечены в процессы обучения и запоминания. Оказалось, что в течение 15-30 минут после завершения обучения в мозгу образуется особый передатчик импульсов между клетками - глютаминовая кислота.

В мозгу тренированных цыплят количество этого вещества было больше, чем у их необученных собратьев. Когда глютаминовую кислоту разрушали с помощью химических соединений, то цыплята быстро научались отличать плавающие бусины от корма, но вскоре все забывали. Очевидно, глютаминовая кислота способствует кратковременному запоминанию. А вот долговременная память формируется лишь спустя 5-8 часов после обучения. При этом в мозгу образуются белки с особым строением молекул, которые служат чем-то вроде переключателей возбуждения с одних контактов между клетками на другие. Возникает своеобразная нейронная сеть, в которой все связанные контактами клетки взаимодействуют друг с другом через некоторые промежутки времени. Запоминание представляет собой очень сложный и одновременно слаженный ансамбль таких взаимодействий, в которые вовлечены разнообразные молекулы передатчиков. Когда необходимо что-то вспомнить, то происходит вызов "записанного" в разных точках нейронных сетей материала и "переписывание" его в один осмысленный сюжет.

Исследователи считают, что память зависит от нескольких систем мозга и включает межклеточные взаимодействия на разных уровнях. Поэтому процессы, связанные с запоминанием и воспроизведением, управляемы и обладают избирательностью. По выражению одного из английских ученых, "основная задача памяти - безопасно ориентировать нас в окружающем мире". Действительно, мы стараемся запомнить в первую очередь то, что для нас важно и интересно. Известно также, что лучше запоминаются эмоционально окрашенные события и факты, причем положительные эмоции вспоминаются легче.

Сегодня существует немало препаратов, стимулирующих активность нервных клеток и улучшающих память. Один из них недавно получили в Индии из растения брами и назвали "пилюлями памяти". У школьников с нарушениями памяти после того, как они стали принимать эти пилюли, заметно улучшилось запоминание учебного материала. Некоторые из них смогли учиться в обычной, а не в особой школе.

Интерес к "пилюлям памяти" проявили врачи, имеющие дело с болезнью Альцгеймера, болезнью Паркинсона и другими нейродегенеративными заболеваниями. Известно, что при болезни Альцгеймера нарушается образование особого белка - предшественника амилоида. Вместо него появляется другой белок, который ядовит для нервных клеток. Он скапливается в мозгу в виде уплотнений или бляшек, что препятствует передаче нервных импульсов. По мере накопления этого измененного белка нервные клетки разрушаются, и память резко ухудшается.

Оказалось, что на механизмы памяти у больных могут оказывать сильное влияние не менее 200 из уже известных веществ, включая лекарственные препараты. Такрин и арицепт, например, смягчают потерю памяти при ранней форме болезни Альцгеймера: они блокируют фермент, который разрушает вещество, передающее импульс от одной нервной клетки к другой. Это позволяет замедлить потерю памяти. Механизмы действия других веществ еще предстоит исследовать. И хотя о полном излечении болезни Альцгеймера и других тяжелых недугов говорить рано, новые препараты очень пригодятся таким больным. Они нужны и людям, чья деятельность связана с переработкой большого количества информации: педагогам, актерам, переводчикам, экономистам.

Помогают улучшить память и вещества, повышающие чувствительность нервных окончаний к электрическим импульсам, например камфакинам. Исследователи из Калифорнийского университета в Ирвине (США) обнаружили, что этот препарат значительно улучшает кратковременную память не только у здоровых людей, но и у пациентов с болезнью Альцгеймера. После приема камфакинама быстрота счета у молодых добровольцев увеличивалась на 20%, а у людей старше 60 лет - вдвое. Однако ученые из Центра по исследованию центральной нервной системы в Нью-Джерси считают, что к этим результатам следует относиться с большой осторожностью. Дело в том, что человеческая память - весьма тонкая и хорошо отлаженная система, которая развивалась сотни миллионов лет и у здорового человека работает в оптимальном режиме. Не стоит забывать, что в запасе у природы уже существуют самые различные механизмы регуляции активности нервных клеток. "Мы можем усиливать пламя, но не можем добавить в костер топлива", - считают ученые. Пока большинство экспериментов по "усилению пламени" касаются лаборатор ных животных и немногих добровольцев. На этом этапе важно понять, при каких дозах препараты, улучшающие память, становятся сильно действующим лекарством, как долго и в каком режиме следует их применять больным нейродегенеративными заболеваниями и просто пожилым людям. На эти и другие вопросы еще предстоит ответить. А пока врачи рекомендуют использовать лишь мягко действующие препараты, принимая их вместе с ежедневной дозой витаминов.

Существуют и другие способы сохранения памяти. Наиболее простой и доступный - полноценный сон и сбалансированное питание. Известно, что использование снотворных и бедная белками и витаминами пища снижают возможности запоминания. Включение в ежедневный рацион продуктов, богатых магнием, кальцием и глютаминовой кислотой (таких, как курага, свекла, финики, орехи, фасоль, зелень, проростки пшеницы), способствует улучшению памяти. Заметно ухудшают память алкоголь и курение, малоактивный, "лежачий" образ жизни. Напротив, смена впечатлений, общение с людьми, активный отдых на природе весьма благотворны для развития памяти. Очень полезно постоянно тренировать память, запоминая наизусть стихи, отрывки из прозы. Тонкая работа руками, например вязание, игра на музыкальных инструментах, также помогает сохранить хорошую память.

Уже в детском возрасте можно обнаружить различия в качестве памяти: преобладает ли у ребенка запоминание образов, ассоциативная или абстрактная память. Некоторые люди долгое время помнят голоса и звуки, другие - окружающие их предметы или лица. Как правило, недостатки одного вида памяти могут компенсироваться за счет развития других. И это придает каждому человеку свою неповторимую индивидуальность в восприятии мира.

11 января 2009 года безвременно ушёл из жизни член-корреспондент Российской Академии естественных наук, доктор сельскохозяйственных наук, заслуженный лесовод Российской Федерации, заведующий лабораторией экономики СевНИИЛХ Чупров Николай Прокопьевич.

Всю свою жизнь Николай Прокопьевич посвятил северному лесу, до последнего дня работая в Северном научно-исследовательском институте лесного хозяйства.

Н. П. Чупров родился 1 марта 1931 г. в д. Санниково Велико-устюгского района Вологодской области. В 1954 г. окончил Архангельский лесотехнический институт по специальности инженер лесного хозяйства. Кандидатскую диссертацию «Березняки Архангельской области и основы организации лесного хозяйства в них» выполнил в Архангельском институте леса и лесохимии в 1965 г. Доктор-скую диссертацию «Закономерности строения, роста чистых и смешанных березняков Европейского Севера и повышение их продуктивности» написал в 1969 г. в Архангельском институте леса и лесохимии.

Чупров Николай Прокопьевич - эрудированный научный сотрудник, хороший организатор научных исследований - проработал в СевНИИЛХ 50 лет.

Знание лесного хозяйства Европейского Севера, применение новых методов исследований, в том числе моделирования с использованием ЭВМ, позволили сделать большой вклад в решение проблем интенсификации лесного хозяйства и неистощительного пользования лесом на Севере, экономической оценки лесохозяйственных мероприятий, экономической оценки лесных ресурсов и лесных земель.

Учёным написано более 170 научных публикаций. Основные работы посвящены экономике лесного хозяйства, перспективам его развития, путям совершенствования лесопользования, экономическому обоснованию возрастов спелости и рубки, методике экономической оценки лесохозяйственных мероприятий в условиях Севера. Опубликованы результаты работы по вопросам устойчивого обеспечения древесным сырьём лесопотребляемых производств, разработке лесотаксационных нормативов, экономике использования продукции прижизненного и побочного пользования лесом. Важное место в публикациях отведено проблеме экономической оценки лесных ресурсов и лесных земель в условиях рыночной экономики.

Н. П. Чупров входил в состав областной комиссии по аренде лесов, двух специализированных советов при АГТУ по защите докторских и кандидатских диссертаций, комиссии по защите дипломных проектов на лесохозяйственном факультете АГТУ, проблемного совета по экономике и лесоустройству Гослесхоза.

Н. П. Чупров награждён медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За трудовое отличие», «Ветеран труда»; имеет звание «Заслуженный лесовод России», «Ветеран труда»; награждён знаком «За сбережение и приумножение лесных богатств России», Почётной грамотой администрации Архангельской области за высокие показатели в научно-исследовательской работе; лауреат Ломоносовской премии за разработку по экономической оценке лесных ресурсов; Почётной грамотой департамента лесного комплекса Архангельской области.

Высокая требовательность к себе и доброжелательное отношение к людям снискали Николаю Прокопьевичу высокий авторитет, уважение сотрудников и всех, кого судьба свела с замечательным человеком.

Светлая память о Николае Прокопьевиче Чупрове навсегда сохранится в наших сердцах.