Семья

Мумтаз махал история любви. Мумтаз-махал. Создатель Тадж Махал

Тадж-Махал - самая роскошная из ныне известных гробниц - была построена в 17 столетии на севере Индии в городе Агра. Великий Шах-Джахан возвел это великолепное здание из белого мрамора в честь Мумтаз-Махал - своей умершей супруги. Уже несколько столетий это монументальное строение считается памятником истинной, настоящей любви мужчины к своей женщине. Элизабет Байленд в своей книге «Три мудреца Востока» так описала историю любви могущественного правителя Шах-Джахана и его любимой Мумтаз-Махал.

«Эта персидская девушка стала для молодого индийского правителя воплощением мечты. Он находил в ней вдохновение для своих великих дел и начинаний. Спустя столетия их образы все также неотделимы друг от друга. О том, как тесно были переплетены их жизни, какие чувства испытывал великий шах к своей любимой, говорят поэтические строки о том, что «трону мира» он готов предпочесть самый маленький локон, ниспадающий на «ее изящную шею».

Во времена жизни Шах-Джахана пожелания члена величественной династии Моголов относительно количества жен и наложниц не ограничивались никакими законами, указами либо общественным мнением. Индийский правитель волен был брать женщин столько, сколько сочтет необходимым, и использовать их по своему желанию и усмотрению. Однако совершенно определенно известен тот факт, что правитель Шах-Джахан никогда не ставил свою возлюбленную жену в условия соперничества с другими женщинами. Истории известно о существовании еще двух жен, но в этих случаях речь может идти только о политических браках и не более того.

Отдавая дань своей великой любви к женщине, Шах-Джахан возвел для Мумтаз-Махал прекрасный, самый роскошный на тот период времени беломраморный дворец, являющийся уникальным произведением архитектурного и художественного искусства и по сей день. Мраморные колонны - резные, словно кружево - упирались в потолок со знаменитой надписью, выполненной золотыми красками: «Если существует рай на земле, то он здесь, он здесь, он здесь». Стены великолепного дворца украшали мозаики, выложенные драгоценными камнями и изображавшие экзотических птиц и прекрасные цветы.

Смерть настигла жену императора Шах-Джахана в родах. Мумтаз-Махал покинула своего мужа, подарив ему четырнадцатого ребенка. Старый персидский манускрипт повествует о том, что когда императору стало известно о приближающейся кончине своей горячо любимой Мумтаз, он горько заплакал, скорбя о любви к этой женщине. По всем помещениям дворца раздавался такой плачь, что казалось, что погасли звезды, на землю обрушился великий потоп и наступил великий судный день. Но великое горе разбудило его дар, его великий талант: Шах-Джахан принял решение построить для своей возлюбленной Мумтаз гробницу, подобную прекрасному венку любви к единственной женщине.

В те давние времена все прекрасные и знаменитые строения служили монументами для правителей - гордых и напыщенных, памятниками богатых городов, либо храмами для поклонения богам. И только Шах-Джахан в чистоте и красоте белого мрамора воплотил истинные чувства, связывающие мужчину и женщину, настоящее слияние душ. Более двух десятков тысяч рабочих возводили последний приют для Мумтаз-Махал - возлюбленной королевы великого Шах-Джахана - в течение 17 долгих лет.

Здесь важно знать, что культура тех времен, к которым принадлежали Мумтаз и Шах-Джахан, предполагала полное подчинение и зависимость женщины от мужа. В этой культуре не было эмансипации или матриархата: женщины не требовали господства или равенства с мужчинами. Но Мумтаз-Махал все-таки получила признание своего мужа, получила его преданную любовь, уважение и почитание. Самым дорогим подарком, преподнесенным мужчиной любимой женщине, самым ярким признанием в бесконечной любви стал Тадж-Махал - дворец, который Шах-Джахан возвел для своей любимой Мумтаз-Махал.

Возлюбленная жена Шах-Джахана отличалась необыкновенной привлекательностью. Ее прекрасное лицо с большими черными глазами совершенной формы в окружении длинных шелковистых ресниц, изящными бровями, напоминающими изогнутые крылья ласточки, обрамляли длинные черные локоны. Кожа ее была белой и бархатистой. Но только прекрасными внешними данными не ограничивались достоинства Мумтаз-Махал.

У нее был благородный ум, искренний и непорочный. Дружелюбие и приветливость сопровождали ее на протяжении всей ее жизни. Невероятное терпение позволяло ей выдерживать все тяжкие, выпавшие на ее долю испытания. В жизни Мумтаз с мужем был тяжелый период перед восхождением на трон, когда были попытки устранить Шах-Джахана.

Будущий правитель в поисках безопасности кочевал с места на место, скрываясь от преследования императорской армии. Принц в то время лишился поддержки многих друзей и советников, и только верная и любящая Мумтаз-Махал была рядом со своим мужем всегда, сопровождая его в тяжелых походах и скитаниях, стойко перенося все лишения кочевой жизни.

Мудрость, рассудительность и проницательность были верными спутниками Мумтаз-Махал на протяжении всей жизни. Благодаря этим своим качествам она пользовалась безграничным доверием своего мужа в делах как личного, так и государственного характера. Она была для него превосходным советником по самым разным вопросам. Человеколюбие, доброта и милосердие были у нее в крови. Ни одна просьба из огромной толпы просителей не оставалась без ее внимания. Многие подданные, приговоренные к смерти, были обязаны ей своей жизнью, помилованием и императорским прощением за содеянные преступления. Мумтаз-Махал помогала всем, кто к ней обращался за помощью: нуждающимся, сиротам, вдовам.

Мумтаз-Махал полностью соответствовала понятию идеальной жены. Своей красотой, умом и изяществом она пленила своего мужа. Когда ей требовалось склонить Шах-Джахана на свою сторону, она делала это так искусно, что никто из окружающих о ее намерениях не имел ни малейшего представления. На протяжении всей жизни этой супружеской пары ощущалось всестороннее влияние Мумтаз-Махал на своего мужа - могущественного правителя Шах-Джахана.

За долгие 4 десятилетия, в течение которых правил Шах-Джахан, известно лишь о трех войнах, связанных с отражением нападения и с подавлением мятежей. Возможно, причиной такого длительного мира было влияние Мумтаз-Махал на своего царственного мужа. Истории не известно ни одного эпизода за 40 лет владычества Шах-Джахана, связанного с кровопролитием или жестокостью по отношению к народу. Успех его царствования заключался в грамотной внешней политике и справедливом внутреннем судопроизводстве.

Сегодня совершенно очевидно, что воздействие Мумтаз-Махал на формирование и становление характера своего могущественного мужа Шах-Джахана было глубоким и всеобъемлющим. Хотя в летописях нет никаких записей или высказываний императора на эту тему, как нет и никаких документов, подтверждающих информацию о Мумтаз-Махал, как об общественном деятеле. Все, что сегодня доступно взгляду современных жителей планеты - это прелестный образ, сияющий драгоценным камнем в прекрасной оправе величия и могущества.

У этой легенды о любви есть надежное историческое доказательство её подлинности, каковым является гениальный шедевр архитектуры, увековечивший эту любовь. За столетия существования архитектурного ансамбля, расположенного на берегу реки, огромная его тяжесть ни на один сантиметр не продавила слабый грунт, как бы доказывая тем самым существование вечной любви.

Началась эта история в 1592 году, с рождением у падишаха Джахангира третьего сына, названного Хуррамом и ставшего впоследствии пятым по счету правителем династиий Великих Моголов. Династия правила государством, включавщим территории современных Индии, Пакистана и части Афганистана. Основателем же её был прапрадед царевича Хуррама, император Бабур, прославивишийся не только военными и государственными успехами, но и написанными на тюркском языке литературными произведениями, наиболее известным из которых является его автобиография Бабур-наме.Бабур был прямым потомком великого тюрко-монгольского завоевателя и полководца Тимура или как его называли на персидский манер Тамерлана. Тимур хоть и не происходил из рода Чингис-хана, но претендовал на восстановление его империи и во многом преуспел в этом, создав на просторах евразийского континента обширное государство, с развитыми по тем временам системой управления, культурой, градостроительством и наукой.

Царевич Хуррам, в полном соответствии со своей родословной, уже в молодости проявил военные способности, успешно возглавив войско, направленное на подчинение области Мевар. Также успешными были и последующие военные кампании в Деккане и Кангре. Успехи усилили генетическую тягу к власти молодого принца. В 1622 году шахзаде Хуррам восстал против собственного отца, Джахангира, и его жены Нур Джахан, правившей империей за его спиной. Восстание было подавлено, но шах Джахангир простил сына. Милость и благородство отца спасло Хурраму не только жизнь, но и позволили ему стать наследником престола после смерти падишаха. В 1628 году, уже под именем Шах Джахана,(перс. «повелитель мира»), Хуррам становится абсолютным правителем империи Великих Моголов.

Первыми же его действиями в качестве монарха были умерщвления всех возможных соперников, включая родных братьев. Так поступали многие монархи того времени, особенно на Востоке, где не было жестких принципов унаследования высшей власти, что зачастую приводило к братоубийственным и кровопролитным войнам, а порою и распадам государств. Период правления Шаха Джахана, длившийся 30 лет, признается золотой эпохой империи Великих Моголов, после которой и начался ее спад. При этом, правление Шаха Джахана, не ознаменовалось крупными военными достижениями и завоеваниями. Напротив, ему зачастую вменяются военные неудачи против Севефидской Персии и потери части территорий.

Правление Шаха Джахана нельзя назвать либеральным правлением. Будучи тюрками по происхождению и находясь во главе индийской страны, Великие Моголы добровольно переняли персидскую культуру. Это создало возможность сочетания сразу трёх великих культур: индийской, тюркской и персидской. Терпимость, проявляемая мусульманскими правителями Индии позволяла мирно сосуществовать как двум самым крупным религиям империи, индуизму и исламу, так и другим. Но Шах Джахан, несмотря на индийское происхождение своей матери, вёл политику притеснения всех немусульманских религий, разрушая их храмы и применяя другие ограничения. Это не мешало ему привлекать на различные государственные службы представителей самых разных религиозных слоев. Возможно, именно благодаря этому Шах Джахану удалось оставить после себя такое количество великолепных архитектурных сооружений, являющихся примерами сочетания индуистской декоративности и мусульманской строгости. Главной же жемчужиной этого наследия по праву считается шедевр мировой архитектуры, который связывают с самым сильным чувством всей жизни Шаха Джахана-чувством его любви к Мумтаз Махал, начавшейся с первой минуты их знакомства и закончившейся егосмертью.

Знакомство и помолвка тогда еще царевича Хуррама со своей будущей женой, носившей имя Арджуманад Бану Бегам вначале выглядело как обычная для правящих домов знакомство по расчету. Ведь девочка была племянницей самой Нур Джахан, фактической правительницей империи. Но вспыхнувашая любовь с первого взгляда между принцем Хуррамом и его невестой превратила этот стандартный для тех времен и обстоятельств брак в легендарную историю любви. Многие источники свидетельствуют о необычайной красоте девушки, происходящей из знатной персидской семьи. Именно эта красота могла стать причиной имени Мумтаз Махал, (перс. «украшение дворца»), которое дал будущей жене своего сына шах Джахангир. Для Шаха Джахана его жена, Мумтаз Махал, значила очень многое. Она сопровождала его во всех военных походах, и когда он был еще царевичем, и после, и даже когда была беременной. Она родила ему 14 детей за 18 лет совместной жизни, в т. ч. следующего правителя империи-Аурангзеба. Но в отличии от своей тёти, Нур Джахан, Мумтаз Махал не пыталась стать советником или управлять своим мужем, она просто была его надежной и главной поддержкой во всём.

Но при всем этом, Шах Джахан, оставался типичным мужчиной своего времени и положения. Мумтаз Махал была его горячо любимой, но не единственной женой. Она жила в гареме и жила по законам гарема. Охраняемые евнухами, все жены падишаха были надежно спрятаны от посторонних глаз, наблюдая за дворцом только из-за шторок. Традиии дворца предполагали подарки от различных вельмож женам падишаха. В гареме была строгая иерархия и доходы женщин гарема различались в зависимости от их иерархичекого положения. Накопленные средства женщины вкладывали в торговлю, строительстве и т. п. , увеличивая таким образом свои состояния. Не была исключением и Мумтаз Махал, создавшая достаточное крупное состояние.

Неизвестно сколько могла бы длиться любовная идиллия в отношениях Шаха Джахана и Мумтаз Махал, но судьба приготовила им жестокий удар. Мумтаз Махал умерла в 1631 году в возрасте 38 лет после родов 14-го по счету ребенка, пробыв всего три года женой падишаха. Легенда гласит, что убитый горем правитель пообещал на смертном одре жены увековечить их любовь.

Долгих двадцать лет, 20.000 рабочих, 1.000 слонов и огромное количество строительного материала понадобилось Шаху Джахану, чтобы исполнить свое обещение. Комплекс-мавзолей Тадж Махал, (перс. «венец дворцов»), построенный в столице империи, Агре, лучшими архитекторами и мастерами своего времени, признается одним из современных чудес света. Единственной ассиметричной частью этого шедевра является зал, где расположены гробницы, ибо Шах Джахан предусмотрел в самом центре только место для усыпальницы своей любимой жены, а его собственная гробница была пристроена сбоку уже позже, после его смерти в возрасте 74 лет. Оставшийся на долгие годы без своей любви, а в последние годы жизни лишенный со стороны собственного сына и своего царства и даже свободы, Шах Джахан таким образом получил возможность пусть и символического, но все же воссоединения с женщиной всей своей жизни.

10 мая 1612 года падишах Империи Великих Моголов Шах Джахан соединил себя узами брака с любимой женой Мумтаз-Махал. Именно в ее часть в Агре была построена одна из самых красивых мечетей в мире — Тадж-Махал, символ Индии. По одной из версий о происхождении Мумтаз-Махал, у царицы были армянские корни. Арджуманд Бано Бегум (как звали ее в девичестве) была дочерью известного сановника из свиты персидского падишаха, визиря Абдул Хасана Асаф-хана, который был братом императрицы Нур-Джахан. Имя Мумтаз-Махал (означает «Украшение дворца») девушка получила во время свадебной церемонии от отца своего мужа падишаха Джахангира. Мумтаз-Махал была единственной женщиной из гарема принца, которая сопровождала его в военных походах и хранила государственную печать. Скончалась жена падишаха в 38 лет при родах 14 ребенка. Опечаленный смертью любимой Шах Джахан велел построить самую красивую в мире мечеть. Строительство мавзолея длилось 18 лет, именно столько супруги прожили вместе. Строили мечеть 22 тысячи мастеров со всех концов империи, а также из Средней Азии, Персии и Ближнего Востока. Дворец сооружен из полупрозрачного белого мрамора, инкрустированного драгоценными и полудрагоценными камнями. Мрамор поставляли из Макраны и Раджастхана, яшма привозилась из Пенджаба, жад и кристаллы из Китая, бирюза из Тибета, ляпис-лазурь из Афганистана, сапфиры из Шри-Ланки, а карнеол из Аравии. Мрамор имеет необычную особенность: при дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь - серебристым. Внутри мавзолея расположены гробницы Мумтаз-Махал и Шаха Джахана, хотя настоящее место их захоронения находится ниже гробниц, под землей. Дворец окружает великолепный сад, который раскинулся на 300 метров в длину и пруд. Во времена правления шаха в саду росли изысканные сорта роз, нарциссы и сотни плодовых деревьев. На территории дворца построены еще несколько мавзолеев, где погребены остальные жены Джахана, могила любимого слуги Мумтаз, Музыкальный Дом, еще одна мечеть и пансион. Существует легенда, что на другом берегу реки Джамны шах хотел построить здание-близнец из черного мрамора. Два дворца должен был соединять мост из серого мрамора. Тадж-Махал считается лучшим примером архитектуры стиля моголов. Он сочетает в себе элементы индийского, персидского и арабского архитектурных стилей. В 1983 году мавзолей был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, Тадж-Махал также считается одним из 7 Новых Чудес света.

Пусть красота алмаза, жемчуга, рубина исчезнет, словно магическое сияние радуги,
-Только пусть останется одна слеза – Тадж-Махал - сиять на щеке времени…

Рабиндранат Тагор

История Тадж-Махала – это история любви и разлуки, страданий и счастья: она о том, что любви покорны все – старик и юноша, сильный и слабый, богач и бедняк. Испытывая чувство всепоглощающей любви, мы получаем возможность прикоснуться к вечности; и некоторые такие истории – истории любви – остаются в человеческой памяти на многие сотни лет.


Эта прекрасная история, похожая на восточную сказку, произошла давным-давно в удивительной стране – Индии. Иногда, когда я читаю о истории любви императора Джахана и его жены Мумтаз, мне кажется, что я становлюсь непосредственным участником тех давних событий. И каждый раз я надеюсь на то, что эта история завершится как-то иначе. А вы знаете эту историю? Тогда садитесь поудобнее, закройте глаза и слушайте.

Начало семнадцатого века, весеннее утро; солнце встает из-за крыш, озаряя ровным розовым светом оживающую рыночную площадь. Несмотря на ранний час, базар уже вовсю гомонит, на разные голоса предлагая ткани, кур, горячие лепешки и разные другие товары - хорошее литературное начало?

Со всех переулков на площадь спешат хозяйки – кто-то хочет успеть купить свежую зелень и фрукты, а другим не терпится обсудить последние новости. И, если шумные женские стайки перебегают от прилавка к прилавку, оживленно болтая, то мужчины, напротив, неторопливы и солидны: по двое-трое они степенно передвигаются по рынку, и, кажется, их мало волнует происходящее. Их лица по большей части знакомы: вот торговец специями, а это владелец пекарни; а эти двое – оружейники. А кто же этот юноша с благородным и таким печальным лицом?..

Принца Джахана интересовали отнюдь не цены на зелень: базар был одним из мест, куда будущий император приходил слушать, о чем говорят в народе. И в этот день он, как всегда, шел в благородной задумчивости и так дошел бы до городских ворот, - если бы его не остановило вдруг возникшее на пути препятствие.
Споткнувшись о разложенные на земле корзины, принц поднял глаза и оцепенел. Рядом с продавцом плетенок стояла девушка, за спиной которой поднималось красное и горячее солнце, - отчего ее волосы отливали мягким бронзовым цветом. Она держала в руках простые деревянные бусы и будто улыбалась чему-то внутри нее, как будто в ее сердце шел какой-то спокойный и радостный диалог.

Девушка подняла на принца глаза, и тут Джахан отчетливо понял, что вот она – его судьба.

Ее звали Арджумананд Бегам; девушка происходила из небогатой семьи, но, как в хороших индийских фильмах, приходилась дальней родственницей матери принца. На тот момент ей было уже 19 лет, что в Индии считается достаточно взрослым возрастом, - в брак вступают гораздо раньше. Но ничего не остановило принца, и очень скоро он взял ее в жены.

Невеста пришлась по душе отцу Джахана, хану Джангиру; хан вообще имел довольно грозный, крутой характер – его боялись и придворная аристократия, и слуги, - но Арджумананд он принял сразу, очаровавшись ее добротой. Кстати, это именно он дал ей прозвище Мумтаз-Махал, что означало «Украшение дворца».

Шаху Джахану, как высокому правителю, в соответствии с древними индийскими традициями полагалось завести гарем. Но он так любил Мумтаз, что не замечал других женщин. Об этом писал в своих записках Франсуа Бернье – французский путешественник, филосов и врач, проживший в Индии много лет и принятый ко двору шаха Джахана.

Мумтаз всегда была рядом с мужем: она сопровождала его на дипломатические встречи, присутствовала на совещаниях и даже делила с ним тяготы военных походов. Говорят, что она была не просто его верной спутницей, но и правой рукой, умной советницей, давшей правителю дельные рекомендации по многим политическим вопросам.

Так прошло семнадцать лет. За годы брака у наших героев родилось 13 детей. Рождение 14-го ребенка застигло супругов в военном лагере. Врачей поблизости не было, ближайший город был далеко, и помочь Мумтаз было некому…

В эту страшную ночь хан потерял любимую жену. Полгода он безутешно горевал; к жизни его вернула идея о строительстве мавзолея, который бы увековечил их с Мумтаз любовь.

С этого момента начинается история одного из самых удивительных зданий в мире, которое по правилу называют «Жемчужиной Индии» - Тадж-Махала. Возведение храмового комплекса продолжалось двадцать лет и было закончено в 1648 году. Многие думают, что Тадж-Махал – это только мавзолей, который изображен на большинстве туристических проспектов; на самом деле, в храмовый комплекс еще входят главные ворота, гостевой дом, мечеть и ландшафтный парк с озером и оросительным каналом.

Автором мавзолейного комплекса был Устад-Иса, считавшийся лучшим архитектором Агры. К «стройке века» привлекали мастеров со всех уголков страны. За все годы строительства к «Жемчужине Индии» приложило руку более двадцати тысяч рабочих. Есть версия, что шах Джахан пользовался услугами европейских архитекторов, - но в облике Тадж-Махала не прослеживаются популярные в Европе архитектурные или художественные мотивы, напротив, в нем четко заметно сочетание монументального индийского зодчества и элементов средневекового среднеазиатского искусства.

А вот следующая «легенда», скорее всего, имеет правдивую основу: говорят, что шах Джахан так был увлечен идеей строительства мавзолея для любимой жены, что захотел и сам приложить руку к его возведению. Не уверен, что шах приходил на стройку и самолично руководил работами, но сама концепция Тадж-Махала – точно его заслуга: Джахан не только прекрасно разбирался в искусстве, но и был хорошим художником.

Мавзолей Мумтаз несколько напоминает мечеть: сходство подтверждают минареты, стрельчатые арки, купола, а также традиционные для этой культуры орнаменты – арабская вязь и растительные узоры. Площадка под мавзолеем квадратной формы, 186х186 футов; здание имеет форму неправильного 8-угольника с усеченными углами.

Главный купол мавзолея огромен – эта «шапка» имеет в диаметре 58 футов и поднимается возвышается на 74 метра. Четыре минарета окружают купол словно часовые, замершие по стойке смирно. Интересно, что все они отклонены назад, что заметно даже невооруженным взглядом: и это вовсе не ошибка проектировщика, а тщательно продуманное положение, позволяющие защитить конструкцию от разрушения вследствие подземных толчков. Данная зона является имеет индекс высокой сейсмоактивности, и исключительно благодаря такому решению землетрясение ни разу не нанесло Тадж-Махалу повреждений.

Для возведения храмового комплекса использовался белый мрамор, который доставляли из отдаленного от Агры месторождения. Все поверхности Тадж-Махала инкрустированы яшмой, агатом, малахитом и другими полудрагоценными камнями; внутренние стены также украшены изящным орнаментом.

Интересный факт: до сих пор для реставрации белых мраморных поверхностей Тадж-Махала используется древнее индийское средство, косметическая маска, которая изготавливалась из молока и извести. Состав, нанесенный на стены, отбеливает их и убирает въевшиеся загрязнения.

Шах Джахан превыше всего в архитектуре ценил симметрию, - этим объясняется четкость планировки ландшафтного парка, окружающего Тадж-Махал. Есть легенда, что на берегу озера, разделяющего парк на четыре части, шах строил еще один мавзолей, но черного цвета – для себя: он должен был быть расположен ровно напротив усыпальницы Мумтаз. Эту легенду подтверждают найденные в результате раскопок обломки мрамора черного цвета; но история не сохранила никаких свидетельств того, что строительство черного мавзолея велось.

В 1666 году усыпальница Мумтаз стала последним пристанищем и для ее мужа, шаха Джахана. Так закончилась великая история любви, подарившая миру «жемчужину Индии» - Тадж-Махал. И даже если когда-нибудь будут преданы забвению имена любящих супругов, - прекрасный беломраморный мавзолей будет продолжать напоминать нам о силе искренней любви.

Еще несколько очень интересных историй и архитектурных путешествий.

Цитата сообщения TimOlya

Тадж-Махал- символ вечной любви.

Эдвин Лорд Уикс (1849 - 1903) был американский художник.

Тадж-Махал — мавзолей-мечеть в Агре, является одним из шедевров мировой архитектуры, находится на севере индийского штата Уттар-Прадеш. Шах Джахан, правитель этих мест, приказал соорудить Тадж-Махал в честь своей супруги Арджуманд Бану, отмечая таким образом 18 лет счастливого брака и ее кончину при рождении их четырнадцатого ребенка. В знак своей любви и в память о прекрасной супруге шах приказал возвести самый великолепный мавзолей на свете.

Мумтаз-Махал (6 апреля 1593, Агра — 17 июня 1631) — в девичестве Арджуманад Бану Бегам, любимая жена правителя империи Великих Моголов Шах-Джахана.

Рабиндранат Тагор описал Тадж-Махал как «слезу на щеке бессмертия», Редьярд Киплинг - как «олицетворение всего непорочного» , а его создатель император Шах Джахан сказал, что«солнце и луна уронили слезы из своих глаз» . Каждый год туристы численностью, вдвое превышающей население Агры, проходят через ворота города, чтобы хоть раз в жизни увидеть здание, по праву названное многими самым красивым в мире. Мало кто уходит разочарованным.

Мумтаз-Махал и Шах-Джахан

Это действительно памятник, прекрасный во все времена года. Есть те, кому очень нравится вид Тадж-Махала в Шарад Пурнима, первое полнолуние после муссонов, в безоблачный вечер в октябре, когда свет самый ясный и самый романтичный. Другие любят смотреть на него в разгар самых сильных дождей, когда мрамор становится полупрозрачным, а его отражение в каналах садов, окружающих мавзолей, размывается в покрытой рябью воде. Но он производит завораживающее впечатление в любое время года и в любой момент дня. На рассвете его цвет меняется от молочного до серебристого и розового, а на закате он выглядит, словно сделанный из золота. Взгляните на него также в сиянии полудня, когда он ослепляюще-белый.

Тадж-Махал,Василий Верещагин -

История

Тадж-Махал был построен Шах Джаханом в память о его третьей жене Мумтаз Махал, которая умерла, рожая ему 14-го ребенка, в 1631 г. Смерть Мумтаз разбила сердце императору. Говорят, что он поседел за одну ночь. Постройка Тадж-Махала началась на следующий год. Считается, что главное здание было построено за 8 лет, но весь комплекс закончили только в 1653 г. Незадолго до окончания строительства Шах Джахан был свергнут своим сыном Аурангзебом и заключен в форт Агры, где провел оставшиеся дни, глядя на свое творение через окно темницы. После смерти, в 1666 г., Шах Джахан был похоронен здесь, рядом с Мумтаз.

Мумтаз-Махал и Шах-Джахан

Всего на строительстве было занято около 20 000 человек из Индии и Центральной Азии. Специалистов привезли из Европы, чтобы те сделали красивейшие резные мраморные панели и украсили их в стиле пьетра-дура (инкрустация с использованием тысяч полудрагоценных камней).

Мумтаз-Махал и Шах-Джахан

В 1983 г. Тадж-Махал был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и сегодня выглядит так же безукоризненно, как и после окончания строительства, хотя масштабная реставрация была проведена в начале XX века. В 2002 г. вследствие того, что здание постепенно потеряло цвет из-за сильной загрязненности города, его освежили, применив древний рецепт косметической маски для лица, которым пользовались индийские женщины для сохранения красоты кожи. Эта маска называется multani mitti - смесь земли, крупы из зерновых злаков, молока и лимона. Теперь в пределах нескольких сотен метров вокруг здания разрешено ездить только на экологически чистом транспорте.

Тадж-Махал,Василий Верещагин

Архитектура

Точно неизвестно, кто именно был архитектором Тадж-Махала, однако честь его создания часто приписывают индийскому архитектору персидского происхождения по имени Устад Ахмад Лахори. Строительство началось в 1630 году. Из Персии, Османской империи и стран Европы были приглашены лучшие каменщики, ремесленники, скульпторы и каллиграфы. Комплекс, находящийся на юго-западном берегу реки Ямуна в Агре, состоит из пяти основных построек: это дарваза, или главные ворота; багееча, или сад; мастжид, или мечеть; наккар зана, или дом отдыха, и рауза, сам мавзолей, где находится гробница.

Панорама Тадж-Махала

Уникальный стиль Тадж-Махала сочетает элементы персидского, среднеазиатского и исламского характера архитектуры. Среди достопримечательностей комплекса - мраморный пол в черно-белую шахматную клетку, четыре 40-метровых минарета по углам мавзолея и величественный купол в центре.

Персидская каллиграфия

Цветы, высеченные в мраморе

Написанные вокруг арочных проемов суры из Корана кажутся одинакового размера, независимо от того, на каком расстоянии от пола они находятся - эта оптическая иллюзия создается при помощи более крупного шрифта и расстояния между буквами по мере увеличения высоты надписи. В мавзолее Тадж-Махал есть и другие оптические иллюзии. Внушительные украшения из pietra dura включают геометрические элементы, а также изображения растений и цветов, традиционные для исламской архитектуры. Уровень мастерства и сложность работы над памятником становятся ясны, когда начинаешь рассматривать мелкие детали: например, в некоторых местах на одном декоративном элементе размером 3 см использованы более 50 драгоценных инкрустаций.

Арочный свод

Воротами к садам мавзолея можно восхищаться как отдельным шедевром, с изящными мраморными арками, куполообразными камерами на четырех угловых башнях и двумя рядами 11 маленьких чаттри (купола-зонтики) над самым входом. Они представляют собой прекрасное обрамление для первого взгляда на весь ансамбль.

Ворота в Тадж-Махал

Вид на Тадж-Махал через арку

Чар-Багх (четыре сада) — неотъемлемая часть Тадж-Махала, в духовном смысле символизирующие рай, куда вознеслась Мумтаз-Махал, а в художественном смысле подчеркивающие цвет и текстуру мавзолея. Темные кипарисы усиливают блеск мрамора, а каналы (в тех редких случаях, когда они полны), сходящиеся на широкой центральной площадке для обозрения, не только дают прекрасное второе изображение памятника, но и, поскольку в них отражается небо, добавляют на рассвете и закате мягкую подсветку снизу.

Сад Чар-Багх

К сожалению, вандалы похитили все сокровища гробницы, но все же сохранилась нежная красота роз и маков в богато инкрустированных плитах из оникса, зеленого хризолита, сердолика и агата различной расцветки.

По обе стороны от мавзолея расположены два почти одинаковых здания: к западу — мечеть, к востоку — здание, которое, возможно, служило павильоном для гостей, хотя его основная цель состояла в том, чтобы обеспечить полную симметрию всему архитектурному ансамблю. Каждое из них смотрится прекрасно — попробуйте посмотреть на павильон на восходе солнца, а на мечеть — на закате. Выйдите также к задней части Тадж-Махала, к террасе, откуда открывается вид на реку Джамна до самого форта Агры. На рассвете лучшая (и дешевая) точка обозрения находится на противоположном берегу реки, где, согласно популярной (но, вероятно, недостоверной) легенде, Шах-Джахан планировал установить зеркало из совершенно черного мрамора, отражающее Тадж-Махал. У берега выстроилась вереница лодок, готовых перевезти туристов через реку.

Мечеть

Внутри мечети

Сам Тадж-Махал стоит на приподнятой мраморной платформе в северном конце декоративных садов, задней стороной к реке Ямуна. Приподнятое расположение означает, что «выше только небо», - это изящный ход конструкторов. Декоративные 40-метровые белые минареты украшают здание со всех четырех углов платформы. По прошествии более чем трех веков они чуть наклонились, но, возможно, так специально было задумано (установка под небольшим углом от здания), чтобы в случае землетрясения они упали не на Тадж-Махал, а в сторону от него. Мечеть из красного песчаника с западной стороны - важный храм для мусульман Агры.

Минарет

Навершие Тадж-Махала

Мавзолей Тадж-Махал возведен из полупрозрачных белых мраморных блоков, на которых вырезаны цветы и выложена мозаика из тысяч полудрагоценных камней. Это превосходный образец симметрии - четыре одинаковых стороны Таджа с великолепными арками, украшенными резным орнаментом из завитков в стиле пьетра-дура и цитатами из Корана, вырезанными каллиграфическим шрифтом и украшенными яшмой. Вся конструкция венчается четырьмя маленькими куполами, окружающими знаменитый центральный луковичный купол.

Кенотаф Мумтаз-Махал

Сразу под главным куполом находится кенотаф Мумтаз-Махал, надгробие (ложное) тонкой работы, окруженное перфорированными мраморными плитами, украшенными десятками разных полудрагоценных камней. Здесь же установлен, нарушая симметрию, кенотаф шаха Джахана, погребенного свергшим его сыном Аурангзебом в 1666 г. Свет проникает в центральную комнату через резные мраморные ширмы. Настоящие могилы Мумтаз-Махал и шаха Джахана находятся в закрытой комнате на цокольном этаже под главным залом. Их нельзя увидеть.

Мозаики Тадж-Махала

Реквием в мраморе

Махал означает «дворец», но в данном случае Тадж-Махал — уменьшительное имя Мумтаз-Махал («драгоценный камень дворца»), который подарили двоюродной сестре Шах-Джахана, когда она вышла за него замуж. Дочь брата его матери, она была его постоянной спутницей задолго до того, как он получил трон, а позже она была первой дамой среди сотен других в его гареме. За 19 лет брака она родила ему 14 детей и умерла при родах последнего ребенка в 1631 г.

Легенда гласит, что борода Шах-Джахана — ему было 39 лет, всего на год старше жены, — побелела фактически за одну ночь после ее кончины, и он продолжил носить траур в течение нескольких лет, одеваясь в белое в каждую годовщину ее смерти. Для строительства Тадж-Махала понадобилось двенадцать лет его неустанной работы с персидским архитектором и мастерами, привезенными из Багдада, Италии и Франции, — срок, который можно считать высшим выражением его скорби. «Империя не имеет для меня теперь никакой сладости, — писал он. — Сама жизнь потеряла для меня всякий вкус».

Тадж-Махал - символ вечной любви

Мифы о Тадж-Махале

Тадж - индуистский храм

Популярная теория о том, что Тадж на самом деле был храмом Шивы, построенным в ХII в. и позже был трансформирован в известный всем мавзолей Мумтаз-Махал, принадлежит Пурушоттаму Нагеш Оуку (Purushottam Nagesh Oak). Он просил открыть запечатанные цокольные комнаты Таджа, чтобы доказать свою теорию, но в 2000 г. Верховный суд Индии отверг его прошение. Пурушоттам Нагеш также заявляет, что Кааба, Стоунхендж и папство тоже индуистского происхождения.

Черный Тадж-Махал

Это история о том, что шах Джахан планировал построить двойник Тадж-Махала из черного мрамора на противоположной стороне реки как свой собственный мавзолей, и эту работу начал его сын Аурангзеб после того, как заточил своего отца в крепости Агры. Интенсивные раскопки в районе Мехтаб Багх не подтвердили это предположение. Не было найдено никаких следов строительства.

Расчленение мастеров

Легенда говорит, что после окончания строительства Таджа шах Джахан приказал отрубить руки и выколоть глаза мастерам, чтоб те никогда больше не могли повторить ее. К счастью, эта история не нашла никакого исторического подтверждения.

Оседающий Тадж-Махал

Некоторые эксперты утверждают, что, по некоторым данным, Тадж-Махал медленно клонится в сторону русла реки и вызвано это изменениями в почве из-за постепенного высыхания реки Ямуна. Археологическая разведка Индии объявила имеющиеся изменения по высоте здания незначительными, добавив, что не было обнаружено никаких структурных изменений или повреждений за 70 лет с момента первого научного исследования Тадж-Махала, проведенного в 1941 г.