Семья

Как можно научиться читать очень быстро, понимать прочитанное и запоминать. Скорочтение и развитие интеллекта

В жизни каждого из нас бывали ситуации, когда нужно было в течение небольшого промежутка времени изучить определенный материал. Лучшим решением такой проблемы является освоение Причем ее с успехом можно применить не только для научной, но и для художественной литературы. При этом для любого человека особенно актуальной и значимой является техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Каким образом добиться необходимого эффекта? Для этого необходимо изучить 7 основных правил быстрого чтения. В чем же они заключаются?

Чтение без регрессии

Нередко человек, изучающий нужный для него материал, делает возвратные движения глазами. Это и есть регрессия, цель которой - повторение уже прочитанных строчек. Это самый распространенный недостаток, приводящий к медленному изучению материала.

Незаметно для себя многие читатели дважды просматривают текст. При этом не имеет значения, является он легким для восприятия или нет. Регрессия осуществляется для верности, приводя к резкому снижению скорости чтения.

Однако существуют возвраты, которые считаются обоснованными. Эти движения глазами человек производит при появлении новой мысли. Их, в отличие от регрессии, называют реципацией. Такие повторы являются вполне обоснованными, так как позволяют максимально глубоко осмыслить уже прочитанное. Методы быстрого запоминания текста не рекомендуют таких возвратных движений. Повторное чтение при этом возможно только после того, как текст будет полностью пройден.

Помните, что отказ от реципаций и регрессий очень важен. Он способен вдвое увеличить и в три - качество его понимания.

Чтение без артикуляций

Порой при изучении материала про себя человек делает непроизвольные движения языком, губами и элементами гортани. Это и есть артикуляция. Ее интенсивность находится в прямой зависимости от сложности текста и развития навыка чтения. Причем наблюдается артикуляция у всех, даже у быстро читающих людей. Это подтверждают специальные измерения и рентгеносъемки глоточных модуляций, произведенные в процессе изучения текста про себя.

Техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания исключает внутреннее проговаривание слов. Это связано с тем, что артикуляция является немаловажным препятствием для быстрого изучения материала. Такие должны быть исключены, если осваивается техника скорочтения. Упражнения для скорочтения при этом должны быть направлены на ликвидацию дефекта проговаривания и зависят от его вида. Так, если артикуляция представляет собой механическое движение языка, губ, бубнение и т. д., то необходимо осуществлять постоянный контроль над этим процессом. Каким образом? Взять что-либо в рот или крепко удерживать язык зубами. Болевые ощущения явятся наиболее ощутимым тормозящим фактором.

Сложней будет искоренить проговаривание слов в речевом центре мозга. Основным методом при этом является вышибание клина клином. Он использует то, что центры речи и контроля над движениями находятся рядом друг с другом. Рекомендуется сделать запись какого-либо немузыкального ритма (метронома), производимого с разной частотой и их комбинацией. Под этот стук и следует читать.

Интегральный алгоритм

Для людей, изучающих большие объемы информации, крайне важна техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания необходимого материала. Как добиться этого? Необходимо разработать интегральный алгоритм запоминания при чтении. Ведь многие просто не задумываются над тем, каким образом им изучать текст. В результате они читают крайне медленно. Та скорость и техника чтения, которая применяется при изучении материала, зависит от целей и задач, поставленных читателем. Человек должен выработать соответствующие программы, а также гибко и умело их использовать в нужный момент. Это в значительной степени определит его способность скорочтения.

Вертикальное движение глаз

Это четвертое правило техники быстрого усвоения материала. Оно предполагает восприятие большего, чем при обычном чтении, участка текста. Расширение поля зрения позволяет в значительной мере увеличить эффективность усвоения материала. Быстро читающий человек в течение одной фиксации взгляда способен воспринять не какие-нибудь 2-3 слова. Он улавливает смысл целой строки, предложения или даже абзаца.

Восприятие текста фразами - это техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Почему так происходит? Дело в том, что, окидывая взором большие фрагменты текста, человек создает для себя наглядно-образные представления изложенного материала. Они-то и являются ярким пояснением смысла прочитанного. При этой технике глаза совершают движение вертикально, в направлении сверху по центру текста.

Выделение доминанты

Что же сопутствует максимально эффективному восприятию материала? Прежде всего, его следует понять. Это означает не что иное, как установку логических связей между предметами с использованием уже имеющихся у человека знаний.

Скоростное чтение и понимание текста - это проблема, которую уже достаточно давно и успешно исследуют психологи. Порой воспринимаемый нами материал бывает совсем несложным. В этом случае его понимание идет рядом с восприятием. Человек тут же вспоминает полученные им ранее знания и связывает их с читаемыми фразами. Однако текст может быть незнакомым и трудным. В таком случае его осмысление - это сложный и длительный процесс. Как же ускорить его? Для этого следует быть внимательным во время чтения, а также владеть немалым багажом знаний, умея их применять в той или иной ситуации. Понадобится также использование некоторых приемов. Один из них заключается в выделении опорных смысловых пунктов текста. В чем его смысл? Для увеличения восприятия текста его делят на две части, производя смысловую группировку. При этом выделяется доминанта, углубляющая понимание материала и способствующая его более эффективному запоминанию. Также благодаря этому развивает скорочтение память.

Быстрое чтение в таком случае становится возможным при восприятии текста в виде коротких и одновременно существенных логических формул. Каждая из таких структурных единиц имеет основное по своему смыслу понятие, которое ассоциируется с определенным образом. Чтение же всего текста представляет собой создание единой логической цепочки идей. В этом и состоит сущность методика выделения опорных смысловых пунктов.

Для осмысления материала может быть использован и другой прием. Он носит название антиципации, или предвосхищения. Это смысловая догадка, являющаяся психологическим процессом ориентации на будущее, находящееся в рамках предвиденного. В основе антиципации лежит знание логики развивающихся событий, а также анализ существующих признаков явления и усвоение его результатов. Этот прием скорочтения возможен при наличии скрытой реакции ожидания, когда читатель настроен на определенные действия, возникающие по ходу текста. При этом мышление человека должно работать весьма продуктивно, осмысливая идею содержания и выявляя основной замысел автора. Таким образом, антиципация при скорочтении - это формирование своеобразного чутья к стереотипным фразам и накопление обширного словаря текстовых штампов. Она же является и предпосылкой для выработки доведенной до автоматизма смысловой обработки изучаемого материала.

Развитие внимания и памяти

Скоростное чтение и запоминание требуют избирательной направленности сознания на выполнение определенной работы. Эта функция и представляет собой внимание. Зачастую люди не способны к самоорганизации. Именно поэтому управлять своим вниманием при чтении они не в состоянии. Так, у человека, медленно воспринимающего необходимый ему материал, внимание часто переключается на всякие посторонние предметы и мысли. Это приводит к потере интереса к тексту и непонимания его смысла. Тот же, кто читает быстро, может управлять своим вниманием.

Одной из составляющих эффективного умственного труда является и способность концентрироваться на рассматриваемом вопросе. Тренировать такую способность лучше всего, мысленно читая слова задом наперед. Делать это можно везде, например, во время поездки в общественном транспорте. Любое слово нужно представить в виде букв и прочитать их задом наперед. К примеру, «вода» - «адов». Сначала можно взять слова, состоящие из четырех букв, а затем подбирать их подлиннее. Такое упражнение великолепно тренирует внимание.

Выполнение обязательной нормы

Седьмое правило быстрого чтения подразумевает ежедневное прочтение двух газет, одного научно-популярного или научно-технического журнала, а также книжного объема в 50-100 страниц. Почему это важно? Дело в том, что для освоения техники быстрого чтения необходимо произвести комплексное воздействие на разнообразные стороны психической деятельности индивида.

Это приводит к реализации программы технического перевооружения мозга, что перестраивает сознание и ломает сложившиеся стереотипы мышления.

Помощь в освоении скорочтения

Обучиться быстрому и эффективному восприятию материала можно самостоятельно. В помощь желающим освоить технику скорочтения предлагаются различные книжные издания. Их авторы описывают методику эффективного восприятия и запоминания материала. Здесь же можно ознакомиться и с упражнениями для освоения быстрого чтения.

Изучать основные правила скоростного восприятия материала можно на специально организуемых групповых занятиях и тренингах. Этот вариант обучения является самым эффективным.

Темп быстрого чтения

Тот, кто освоил технику скоростного восприятия текста, обрабатывает информацию с различной скоростью, выбирая ее в зависимости от рода литературы. Так, новости и газеты читаются с быстротой, позволяющей уловить их смысл. Художественная литература требует особой скорости, включающей воображение. Для научных изданий требуется не только быстрота, но и тщательность проработки материала.

Важность скорочтения

Зачем человеку осваивать технику быстрого восприятия текста? Это нужно для:

Раскрытия его внутреннего потенциала;

Осуществления контроля над своими знаниями и умениями;

Обработки большого объема информации;

Здравствуйте, дорогие читатели! Рад, что вы вновь пришли ко мне на блог – значит вам полезны мои посты. Вы знали, что наш мозг работает не на все 100%? Кто-то говорит, что на 10%, а кто-то – на 35%. Но факт заключается в том, что возможности человеческого ума очень велики – и это правда. Проблема в том, что их нужно развивать, работая над собой в разных сферах. Тема нашей сегодняшней беседы – техника скорочтения как освоить и не потерять в качестве восприятия информации.

Что такое скорочтение?

Если говорить кратко – это умение читать быстрее, чем обычно, воспринимая и запоминая основную информацию. Как ни странно, но научиться этому может каждый, здесь не нужен талант гениальности, а лишь упорство и желание научиться чему-то новому и полезному.

Технику скорочтения освоить очень просто при помощи различных методов и тренировок. Но для начала узнаем, зачем полезно ею владеть.

Плюсы умения:

  • Эта техника вам необходима, если вы читаете много НЕ художественной литературы – и вам нужно быстро и точно овладевать информацией.
  • Вы успеете прочитать вдвое, а то и трое больше книг за год, чем обычно.
  • У вас увеличится словарный запас.
  • Вы обретете умение концентрироваться на чем-то конкретном и выделять главное.
  • Изучение чего-либо будет удаваться быстрее и эффективнее.

Быстрое чтение дается не всем: кто-то осваивает технику на 100%, а кто-то нет. Но в любом случае, уделив время изучению, вы повысите скорость восприятия текста в разы и это пригодится вам в учебе и работе. Главное – поставить для себя цель и точно знать, что это вам нужно.

Освоение происходит при помощи некоторых методов, разработанных учеными и основателями техники еще в 20-х годах прошлого века.

Методы техники быстрого чтения

Существуют курсы и программы скоростного чтения, но при помощи специальных методик обучаться можно и в домашних условиях.

Есть 5 методик:

  1. Сдерживание мысленного проговаривания текста.
  2. «Пристрелка».
  3. Ключевые слова.
  4. Слово как картинка.
  5. Вертикальное чтение.

Рассмотрим их поподробнее.

1. Сдерживание мысленного проговаривания текста

Вы замечали, что при чтении в голове мы как бы проговариваем все слова вслух? Это звучит наш голос, при чем еще и так красиво, с нужными паузами и интонацией, даже лучше, чем мы читаем вслух. Это называется артикуляцией. Именно это и тормозит процесс чтения, ведь на проговаривание текста нужно время, которое так бесценно.

Как избавиться от этой привычки? Просто во время прочтения книги настукивайте знакомую мелодию пальцами или считайте в уме до 100. Получается?

2. «Пристрелка»

Это более сложное упражнение, но очень эффективное. Суть скоростного восприятия текста – в выделении самого главного. Читающий должен за пару секунд увидеть в тексте основное и незнакомое, не тратя время на ненужную информацию. Не думайте, что это феноменальная способность.

Потренируйтесь для начала на предметах:

  1. Выберите предмет. К примеру, картину на стене.
  2. Несколько секунд внимательно посмотрите на нее, попытайтесь запомнить все детали.
  3. Дальше закройте глаза и воспроизведите увиденное в голове. Изображение будет неполным.
  4. Дальше откройте глаза и взгляните на картину еще раз. Обратите внимание на детали, о которых забыли первый раз.
  5. Снова закройте глаза и увидите, что картина стала полнее. То же самое сделайте 7-8 раз.

Упражнение стоит делать 4 раза. Таким образом вы повышаете умение воспринимать и визуализировать информацию.

3. Ключевые слова

Этот метод весьма полезен при подготовке к паре, семинару или совещанию. В таких ситуациях нужно быстро и четко выделять основную информацию и запоминать ее.

Для этого определитесь с темой и выберите ключевые слова по ней. То есть, выделяйте только те слова и предложения, которые вам нужны. Такое беглое чтение сокращает время и дает запомнить только нужное.

4. Слово как картинка

Еще один метод, ускоряющий чтение. Без него точно не обойтись. Здесь придется подключить зрительную память. Если она у вас плохо развита, ее нужно обязательно тренировать.

Для этого понадобится подготовка:

  1. На отдельных листах или на компьютере напишите длинные слова (не меньше 6 букв), по пару слов на лист.
  2. Периодически смотрите на них. Главное – не пытайтесь его прочитать по буквам. Смотрите как на одно целое.
  3. Попытайтесь это слово повторить вслух.

Повторяйте занятие несколько раз в день. Такая методика применяется даже в младших классах некоторых школ.

5. Вертикальное чтение


Цель метода – научить воспринимать не только все слово сразу, но и целую страницу. Наверное, это высший пилотаж, но и это вам под силу.

Подготовьте специальные таблицы, где в произвольном порядке проставлены цифры от 1 до 16. Нужно смотреть в середину таблицы и пытаться воспринять цифры вокруг.

Тут задействуется периферическое зрение. Кстати, у женщин оно развито лучше, чем у мужчин. Со временем количество чисел нужно повышать. Попросите, чтобы кто-то вас проверял.

Мы рассмотрели основные методики скорочтения, благодаря которым можно освоить технику самостоятельно.

Конечно же, заниматься нужно регулярно, на протяжении некоторого времени. Хорошо, когда вместе с вами занимается ваша подруга или друг. Это мотивирует идти к цели сообща, а еще дает ощущение, что вы такой не один, и создает чувство поддержки.

Интересные упражнения для развития техники

Кроме методов существует немало полезных упражнений, которые помогут освоить технику и научиться читать быстрее.

«А может буквы не нужны»

Это упражнение не только помогает научиться быстро читать, но и развивает память и зрительное восприятие. Попросите кого-то помочь или найдите готовые слова в интернете.

Делается все просто:

  1. Вычеркните из слов несколько букв. Например, через одну.
  2. Прочтите слово без этих букв.

Чтобы было веселее, посоревнуйтесь с кем-то, кто больше прочтет правильно.

«Вперемешку»


Это упражнение тоже связано с отдельными словами, только его суть немного другая.

Нужно во всех словах перепутать буквы: все, кроме первой и последней. Дело в том, что благодаря зрительной памяти и словарному запасу мозг на автомате читает слова правильно. Но если усложнить их, получится хорошая тренировка для памяти.

«Зачем нам все слова»

Чем-то похоже на выделение отдельных слов по теме. Суть заключается в чтении текста, пропуская каждое второе слово.

Это дает возможность концентрироваться на всем тексте в общем, а не на конкретном слове. Так развивается интуиция и зрительная память.

«Пересказ»

Важно понимать, что смысл техники скорочтения не в том, чтобы быстро пробегать глазами текст, а в извлечении из него полезной информации.

Именно для этого все прочитанное нужно кому-то пересказывать. Это очень помогает творческим личностям или тем, кто много общается с людьми, преподает или проводит совещания.

«Не возвращайтесь»

Такая проблема у многих людей, особенно при чтении:

  • художественной литературы,
  • в домашней обстановке,
  • когда рядом кто-то болтает и нельзя сконцентрироваться на 100%.

Тогда мы возвращаемся к уже прочитанному предложению или фразе. Это и тормозит процесс. При чем люди делают это несознательно, а на автомате.

«Как в школе»


Помните, как в детстве мы читали сказки и водили пальчиком? Так это очень полезно! Такая техника позволяет лучше сконцентрироваться, если вам нужно вчитаться в текст дословно.

«Лишнее»

А давайте опять вспомним школу! Бывало, когда читаешь скучный параграф по истории и пропускаешь целые куски. Так вот, за это мама больше не поругает.

Это очень полезно, если вы понимаете, что определенные куски текста вам не нужны. Просто пропускайте, но не переусердствуйте. Мозг расслабляется и не хочет потом ничего воспринимать.

«На слух»

Вы замечали, что аудио воспринимается вовсе не так, как печатная информация? Дело в том, что звуковой ряд действует на другую часть мозга.

Это позволяет учиться воспринимать текст в целом, не обращая внимание на буквы. К тому же, экономит время. Ведь за это время можно и покушать приготовить, и на работу дойти. Главное – не остановиться и не заслушаться.

Курс

Если Вам мало того, что написано в статье, то вы можете пройти полноценный курс. Вот самый продвинутый сайт по развитию навыков.

Резюме


Совершенству нет предела. И если вы уже научились распределять свое время, то включите в свой график освоение техники скорочтения.

Даже если вы не собираетесь бить мировые рекорды по количеству прочитанных книг, изучение навыка позволит развить:

  • память;
  • скорость чтения и технику речи;
  • зрительную память;
  • периферическое зрение;
  • умение концентрироваться;
  • умение выделять главное.

На этом у меня все. Читайте, развивайтесь, подписывайтесь на мой блог. Всем добра и до скорой встречи!

Основная потребность человека заключается в получении новых знаний и совершенствовании. По этой причине, люди изучают иностранные языки, осваивают музыкальные инструменты и занимаются всевозможными видами спорта. Независимо, какое направление выбрал человек, ему необходимо получить новую информацию. Скорость обучения детей и взрослых напрямую зависит от скорости чтения и восприятия прочитанного.

Не у каждого скорость чтения на должном уровне. В этом нет ничего страшного, надо просто научиться этому.

Прежде чем освоить быстрое чтение, необходимо понять, что такое скорочтение? Нормальной скоростью восприятия считается 160–250 слов в минуту. При таком чтении, человек может за 2 минуты справиться с одной страницей печатного текста.

Рекорд скорости чтения равен 3000 слов за одну минуту. Добиться такого результата не так просто, но выработать скорость чтения равную 500–600 слов в минуту может каждый.

Что касается детей, то для них скорость чтения ниже. В 3 классе, школьник должен читать не меньше 120 слов в минуту. Скорочтение и развитие памяти позволит быстро усваивать новый материал. При этом детям легче учиться.

Быстрое чтение позволяет людям делать акцент на предложения и словосочетания, в которых заложено больше смысла. Таким образом, слова, не влияющие на понимание сути, будут пропущены.

Когда и как приступить к обучению скорочтения?

Классический прием скорочтения заключается в полном подавлении внутреннего проговаривания. Ученики начальных классов лучше усваивают новую информацию, если чтение идентично скорости человеческой речи. По этой причине обучать детей младше 12 лет новым методикам чтения не рекомендуется.

Несмотря на возрастные ограничения, можно прибегнуть к некоторым приемам, благодаря которым, запоминание нового материала проходит быстрее. Следует учитывать ошибки, осуществляемые родителями, при обучении детей:

  • Когда ребенок изучает название буков, а не звуки, он не может прочитать слово. Например, вместо слова «МАМА», ученик читает «МЭААМЭАА». Таким образом, скорость чтения становится ниже в 3–5 раз;
  • Быстрое запоминание новой информации будет осуществляться, если ученик будет читать слоги. Родители не уделяют этому внимание. Дети дома читают не слоги, а перечисляют буквы. Например, слово мама, как «М А М А». Необходимо читать звук.
  • Родители, занимаясь в домашних условиях, заставляют ребенка полностью прочитать текст, при этом никуда не отпускают. Это в корне не правильно. Лучше читать меньше, но чаще.

Освоение техники быстрого чтения в домашних условиях

Школа скорочтения и развития интеллекта быстро бы помогла человеку справиться с поставленной задачей. Современный человек настолько занят, что ему сложно выделить время, чтобы посетить курсы. Поэтому многим, хочется приобрести пособие и заниматься дома.

Обучение в домашних условиях имеет ряд преимуществ:

  • Запоминание усвоенного материала осуществляется быстрее. Это связано с тем, что человек занимается в те часы, в которые ему ничего не мешает и никто не отвлекает;
  • В настоящее время несложно найти методики, позволяющие увеличить скорость чтения, поэтому не возникнет проблем с покупкой специализированных книг;
  • Дома отсутствуют факторы, способные отвлекать усвоения нового материала;
  • Школа быстрого чтения предлагает заниматься несколько часов в неделю. Самостоятельное обучение позволит заниматься столько, сколько нужно.

После прочтения книг по скорочтению, которые написала Васильева, человек способен запоминать больше информации за короткий промежуток времени. Запоминание информации для детей является залогом успешной учебы, а для взрослых – карьерным ростом.

Приобретение необходимых навыков

Чтобы усваивать большие объемы информации, необходимо научить детей избавиться от некоторых не нужных вещей. Это же касается и взрослого человека. В первую очередь запоминание материала исключает следующие вещи:

  • Скорочтению мешает субвокализация - привычка мысленно проговаривать прочитанный материал про себя. Чтобы избавиться от подобной привычки, в момент чтения, необходимо «настукивать» карандашом по столу определенный такт. Также можно мысленно произносить стихи или текст;
  • Плохое периферическое зрение. Человеку сложено охватить взглядом достаточный кусок текста. В этом случае, рекомендуется прибегнуть к вертикальному чтению. Рекомендуется смотреть в центр строки, таким образом, чтобы ее было видно целиком, после этого, перейти на следующую строку;
  • Еще одним затормаживающим фактором является возвратное движение глаз к уже прочитанному тексту. Иногда запоминание материала осложняется невнимательностью или сложностью восприятия. Человеку приходится возвращаться к прочитанным предложениям до 10 раз. Чтобы этого не происходило, рекомендуется закрывать картонкой или тетрадкой то, что уже было прочитано.

Закрепление успеха

Что касается взрослых людей, то техника чтения позволит им добиться успеха в изучении языков и для многого другого. Результаты не заставят себя ждать. Чтобы закрепить успех, рекомендуется выполнять упражнения каждый день.

Одной из серьёзных проблем, с которой часто сталкиваются родители школьников, является плохая техника чтения. Медленное и неуверенное прочтение текстовой информации приводит к тому, что на выполнение заданий тратится больше времени, а это, в свою очередь, приводит общему снижению показателей успеваемости.

Как научить ребёнка быстро читать, при этом усваивая необходимый объём информации? Как сделать так, чтобы навык ребёнка быстро читать не превратился в механическое, неосмысленное повторение слов? Ведь текст, особенно произведения художественной литературы, необходимо не только прочесть, но и прочувствовать, только в этом случае можно говорить о полноценном процессе чтения.

Одним из самых популярных на сегодняшний день способов решения этой проблемы, является обучение школьника скорочтению – специальной методике, которая позволяет максимально эффективно усваивать текстовую информацию, затрачивая на это немного времени.

Обучение скорочтению, когда и как?

Обучение классическим приёмам скорочтения, построенным на принципе полного подавления внутреннего проговаривания, не стоит начинать раньше 10-12 лет. Это связано с тем, что ученики начальной школы лучше запоминают информацию, скорость передачи которой идентична средней скорости обычной человеческой речи.

Однако даже в первом классе, в процессе обучения ребёнка чтению, можно воспользоваться некоторыми приёмами, которые предлагает методика скорочтения. Упражнения эти будут чрезвычайно полезны для развития навыков быстрого чтения у детей.

Типичные ошибки в обучении, приводящие к снижению скорости чтения

Необходимо отметить, что типичные ошибки, от которых существенно страдает техника чтения, зачастую обусловлены непрофессиональными действиями родителей, самостоятельно обучающих детей чтению.

Вот наиболее часто встречающиеся моменты:

  • Ребенок запоминает название, а не произношение буквы: «МЭ», «БЭ», «ША» и т.д. Поэтому вместо «МАМА», он будет читать «МЭАААММЭЭА», а это значительно увеличит время прочтения слов. Учите детей произносить звуки «М», «Б», «П», а не названия букв, это необходимое условие для того, чтобы ребёнок научился читать бегло и без ошибок.
  • , объединяем их правильно! Соединяем не названия букв «МЭ» и «А», а звуки – МММааааа, учимся протягивать их плавно. Следим, чтобы дети не пытались читать, просто перечисляя буквы: Б, А, Б, А, или П, А, П, А.
  • Родители не должны тренировать навыки быстрого чтения следующим образом: «ты должен прочитать такой-то текст (даётся задание), а после этого будешь свободен. Лучше проводить короткие по времени уроки чтения, но с большей частотой. Другими словами, читать меньше, но чаще.

Связано это с устройством зрительной памяти: лучше запоминается то, что мелькает перед глазами, а не то, что видит ребёнок в течение длительного отрезка времени. Три небольших занятия в течение дня по 5–7 минут, будут гораздо эффективнее одного занятия продолжительностью 15-20 минут. Промежуток между занятиями должен быть не менее одного - двух часов.

Упражнения для развития навыков быстрого чтения у первоклассников

Слова-половинки. Задача, которая ставится перед учеником – по отдельному фрагменту слова догадываться о том, какой будет его остальная часть.

Напишите несколько слов (5-10) крупными буквами на бумажных листах или карточках. Разрежьте карточки со словами в произвольном порядке на половинки. Перемешайте карты. Предложите ребёнку правильно сложить из этих элементов слова.

На буксире. Это упражнение предполагает совместное чтение взрослого и ребёнка. Выберете страницу из книги с текстом. Отметьте начало текста. Начните читать про себя, при этом пальцем отмечая строчки, которые вы читаете. Ребёнок должен читать вслух параллельно, следя за вашим пальцем. Таким образом, волей-неволей юный читатель будет вынужден подстраиваться под скорость «буксира», то есть читающего взрослого.

Эта методика хорошо мотивирует ребёнка к занятию чтением, ведь в процессе выполнения задания положительный результат становится очевиден.

Повторите прочтение предыдущего отрывка, используя тот же временной интервал – одну минуту. Наверняка на второй раз прочитанный отрывок окажется чуть больше того, который был прочитан первоначально. Повторите, всячески подчёркивая успех, достигаемый ребёнком после каждого продвижения им за границы читаемого текста. Это задание можно повторить подряд не более трёх раз.

Прыжок-остановка. Смысл этого упражнения в закреплении навыков ориентирования в тексте, максимально используя зрительную память. Выполняется оно следующим образом.

Ребёнок кладёт руки на колени, перед ним лежит открытая книга с текстом. По команде взрослого: «Прыжок!» он начинает читать текст. Когда раздаётся команда «Стоп, остановка», читатель должен поднять голову от книги, закрыть глаза, и несколько секунд передохнуть. Когда снова раздастся команда «Прыжок!», ребёнок опускает глаза и ищет в книге то место, на котором он остановился. После того как место найдено, чтение необходимо продолжить, до следующей команды взрослого.

Хотите подробней узнать о методиках скорочтения для детей и иметь под рукой методическое пособие для занятий с ребенком? — Обратите внимание на одни из популярных книг по скорочтению. Они предназначены для обучения ребенка дома. Включают в себя эффективные авторские методики, упражнения, инструкции и тренинги.

  1. Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше. Г. Абдулова
  2. Скорочтение для детей. Полная версия. Книга-тренинг для родителей детей 6-8, 9-12 и 13-17 лет. Ш Ахмадулин
  3. Обучение детей скорочтению. Полная система обучения в домашних условиях. Комплекс учебных программ. Ш. Ахмадулин

Боремся с неосознанным проговариванием

Методика скорочтения предполагает отсутствие сознательной или неконтролируемой артикуляции во время чтения, в то время как большинство детей, читая, стремятся озвучить текст, проговаривая слова.

Существует достаточно эффективный способ преодоления этой проблемы.

Пусть во время чтения по команде «Губы!» маленький читатель приложит к губам указательный палец левой руки. После того как команда будет выполнена, ребёнок должен перейти в режим «беззвучного чтения». Затем взрослый подаёт команду «Вслух!», следуя которой, ребёнок должен убрать палец с губ и начать чтение вслух. Эта методика прекрасно справится с обучением школьника чтению без проговаривания.

Заколдованные предложения

Можно составить несколько предложений самостоятельно, а можно воспользоваться строчками стихотворений или загадок уже известных ребёнку. Смысл в том, что в предложениях изменяется порядок слов и школьник должен «расколдовать» предложения, расставив слова в правильном порядке. Это упражнение отлично и зрительную память.


Например:

  1. Переходи только дорогу вместе положенном
  2. Гвоздик два кольца посередине два конца
  3. Дали Кате каши нашей манной
  4. В саду вишня весной расцвела в нашем
  5. К Оле друзья на день пришли рожденья
  6. Скользкая опасная и длинная дорожка была

Восстанавливаем буквы

Данное задание развивает зрительную память, учит анализировать состав слова, учит соотносить первые и последние буквы слова в его общем визуальном образе.

Напечатайте небольшой отрывок текста, пропустив, для начала в словах гласные буквы. Предложите школьнику заполнить пропуски, отведя на это определённый промежуток времени (не более 3-5 минут для текста длиной в 2-3 предложения). В дальнейшем задание можно усложнить: пропускайте согласные буквы, буквосочетания, слоги.

Ребёнок – учитель

Очень хорошее упражнение, к выполнению которого дети обычно относятся с большим энтузиазмом. Ведь им предоставляется уникальная возможность исправить взрослого!

Взрослый, зачитывая отрывок текста, делает намеренную ошибку в произношении одного или нескольких словах. Задача ребёнка – прервать чтение и исправить ошибки взрослого.

Упражнения для тренировки зрительной и общей памяти

Техника чтения существенно страдает в том случае, когда угол зрения ребёнка недостаточен для охвата нескольких слов подряд. Решить эту проблему поможет методика, использующая цифровые таблицы Шульте

10 4 28 19 14
20 24 18 1 5
13 8 30 25 11
2 22 15 27 17
26 6 12 3 21
16 23 9 29 7

Школьник должен быстро отыскать в таблице цифры от 1 до 30, соблюдая их очерёдность в цифровом ряду, показывая и называя число. Делать это необходимо укладываясь в определённый промежуток времени, длительность которого зависит от индивидуальной подготовки ребёнка. В дальнейшем время, в течение которого школьник находит цифры, должно сокращаться.

Тренируем память

Ещё один серьёзный момент, влияющий на технику чтения – недостаточно школьника.

Наверняка многие родители сталкиваются с ситуацией, когда начав читать предложение из 6–8 слов, ребёнок останавливается на третьем или четвёртом слове, и дальнейшее чтение вызывает у него затруднение. Это связано с тем, что ребёнок попросту забыл, с какого слова начинался текст, а значит, ему трудно связать уже прочитанные слова в предложение. Возникает пауза, которая тормозит процесс.

В этом случае помогут специальные упражнения – визуальные диктанты, написание которых стимулирует развитие зрительной памяти, и оказывает непосредственное влияние на способности детей читать бегло и без ошибок.

Проводим визуальный диктант

Напечатайте небольшой текст - не более шести предложений. Сначала накройте текст листом плотной бумаги, затем откройте первое предложение и дайте ребёнку 8 секунд для того, чтобы прочитать его и запомнить. Закройте текст и предложите ученику написать предложение по памяти. Сделайте то же самое с оставшимися предложениями.

Не путайте это задание с уже знакомым по школьным занятиям написанием изложений! Здесь нужно точно повторить текст, который увидел и запомнил ученик.

Отмечаем результаты!

Обязательно отмечайте положительные результаты в освоении ребёнком техники чтения. Можно создать и повесить над его рабочим столом специальную табличку, демонстрирующую прогресс, это будет мотивировать ребёнка к дальнейшим занятиям.

К концу третьего класса необходимо добиться определённых результатов. Обязательный показатель техники чтения в этом возрасте – не менее 120 слов в минуту. Скорочтение для детей является одним из наиболее эффективных способов научиться читать быстро и осознанно, при этом, не проговаривая вслух и не артикулируя.

Вебинар по развитию скорочтения у детей:

– способность человека прочитывать необходимый объем информации в несколько раз быстрее и при этом усваивать ее на сто процентов. При скорочтении внимание не рассеивается. Для этого существуют специальные курсы, тренинги, упражнения, которые помогают людям активировать кору головного мозга. мирового уровня осваивали технику скорочтения для того чтобы успеть прочесть за короткий промежуток времени большое количество литературы. представляет вашему вниманию эффективные упражнения для скорочтения .

Техники скорочтения известных людей

Достаточно вспомнить вождя пролетариата – Ленина, который читал со скоростью до 2500 слов в минуту! Благодаря таким способностям он мог читать книги очень быстро. Иногда его спрашивали, читает ли он, или лишь просматривает страницы. На что вождь отвечал, что конечно, читает иначе он бы не смог получить всех знаний, которые у него сейчас существуют.

Теодор Рузвельт читал одновременно по два предложения, а потом легко мог пересказать текст, иногда даже дословно. Максим Горький имел еще более уникальные способности. Он в совершенстве овладел техникой скорочтения и когда брал свежий номер журнала, резал странички и читал текст, словно «рисуя» зигзаг. Прочитав один журнал, брался за новую литературу. Эта техника получила название — скорочтение по диагонали.

В средние века жил один монах по имени Раймон Луллия. Он одним из первых предложил некоторые техники скорочтения . Ими овладели Наполеон Бонапарт, Александр Сергеевич Пушкин, Джон Кеннеди.

Известный Иосиф Виссарионович Сталин читал каждый день по пятьсот страниц сразу. У него была очень большая библиотека, в которой находилось большое количество литературы. Начиная от словарей до собрания сочинений. Любил он произведения Пушкина и его биографию. В своем кабинете, сидя за чтением очередной книги, он подчеркивал в ней важные моменты, выбросив тем самым ненужные. Использовал для таких целей несколько цветных карандашей.

Любил загибать страницы книг и на их полях ставить пометки и Карл Маркс. Президент Рузвельт был просто влюблен в скорочтение. Он за один присест мог прочесть всю книгу. Оноре де Бальзак рассказывал своим современникам том, с какой легкостью ему удается прочесть сразу восемь предложений, и при этом выделить из них одно ключевое.

У Адольфа Гитлера была своя техника быстрого чтения . Он брал в руку книгу, журнал, научную статью и открывал на последней странице. Если видел что-то стоящее, то читал ее. Из воспоминаний секретаря Адольфа Гитлера нам известно, что вождь очень сожалел о том, что не может прочесть ни одну художественную книгу, так как в его обязанности входит лишь прочтение научной литературы.

Эффективные упражнения для скорочтения

Существует несколько упражнений, позволяющих развить скорость чтения до более высокого уровня мастерства. Но перед тем как к ним приступить стоит учесть несколько важных фактов. Сидите прямо, и не сгибаясь, левую руку положите на то, что будите читать: книгу, журнал, газету. Очень важно чтобы у человека были хотя бы минимальные навыки чтения, понимания прочитанного, переработки информации. Иначе, все эти упражнения никакой пользы не дадут, а могут даже причинить вред.

1. Возьмите любую понравившуюся вам книгу и прочтите ее. Затем сделайте это в обратном порядке. Тренируйтесь до тех пор, пока скорость чтения не становится быстрой.

2. Второе упражнение. Попросить друга выбрать из текста любое слово. Затем очень быстро постараться его найти. Стоит вспомнить школу. Ведь находить ответ на поставленный вопрос нас учили, найдя одно ключевое слово а, не перечитывая весь текст.

3. Многие люди читают книги от начала и до конца, не пропуская ни одного предложения, не перескакивая со страницы на страницу. Но они и не нужны для того, чтобы их идеально вычитывать. Достаточно просмотреть беглым взглядом лишь те факты, которые важны, и тем самым не терять суть. Это касается любой художественной литературы. А вот некоторые законодательные акты, уставы, документы нужно читать очень внимательно, потому что каждое слово скрывает в себе более глубокий смысл.

4. Просмотр страницы – еще одно упражнение усовершенствования своей скорости чтения . На каждую страничку стоит тратить не менее двадцати секунд. Потом выберите в тексте отдельные слова, стройте из них предложения, но главное старайтесь не терять сути текста.

6. У большинства людей развита привычка, читать один текст по несколько раз. Чтобы этого избежать возьмите небольшой листок бумаги и положите на предложения, которые уже прочтены. Важно здесь успеть быстро, прочесть предложения пока лист не накрыл их. Вначале будет немного сложно, но потом это станет привычкой.

7. В помощь глазам используют еще одно упражнение для скорочтения. Левой рукой водите пальцем по странице на расстоянии два-три сантиметра от каждого предложения.

8. Роль руки, в еще одном упражнении,– это движение зигзагообразно, впоследствии возвращаясь в начало строки. Эта техника не подходит для тех материалов или литературы, которые следует читать, вдумываясь в каждое слово. Она позволяет как бы «отсканировать» некоторые моменты и фрагменты текста и понять его суть за короткое время.

9. Одной из уникальных упражнений скорочтения является «присвоение». Часто приходится читать статьи, тексты с новыми и не известными словами, терминами либо же иностранные статьи, написанные на не родном языке. Прочитать, в минуту, можно очень мало, но главное это осмыслить и понять прочитанное. Чтение — «фильтрация», так еще можно назвать это упражнение, заключается в том, что текст читает человек, знающий все термины и факты. Он это делает быстро, опуская все известное ему ранее, в поиске нового и яркого.

10. Читая художественную литературу человек, находится в расслабленном состоянии, он четко представляет себе образы героев, иногда даже вживается в роль. Этот вид чтения называется «сопереживание»». Если читатель захочет повысить скорость чтения, то данный эффект исчезает, появляется лишь техника.

11. В военную пору использовали разведчиков, людей, которые за короткое время должны были прочесть важный документ и уяснить его суть. Это упражнение получило название «метод штурма». Этот метод заключается в предоставлении обучаемому человеку небольших кусочков статей, которые сменяются быстрыми темпами. С каждым разом тексты меняют все быстрее и человек должен едва ли не дословно запомнить их суть.