Семья

Источники рабства в греции. Частная и общественная жизнь греков

Долговое рабство было частым явлением, особенно во времена смут, нашествий кочевников и распада централизованного государства, а это происходило периодически. Тогда многие свободные общинники разорялись и были вынуждены обращаться к купцам и ростовщикам, отдавая в залог под высокие проценты свои дома, земельные участки, финиковые рощи. За неуплату должники продавали в рабство членов семьи, а потом и самих себя.

В Китае, где прослойка крупных земельных собственников (так называемые «сильные дома») прибирали к рукам землю обнищавших и разорившихся крестьян, а их самих превращали в арендаторов или лишали личной свободы. Долговое рабство здесь процветало во времена больших социальных потрясений: войн, народных восстаний и смены династий. Однако, как только централизованная государственная власть после смут вновь набирала силу, положение менялось -- в стране начинал устанавливаться порядок, водворялось спокойствие. В Китае правители новой династии возвращали крестьянам их наделы или отдавали пустоши. Устраивались грандиозные, в масштабах всей страны, переделы земли с целью восстановить относительное социальное равенство и максимально ослабить крупных землевладельцев.

Государство преследовало собственную выгоду: эти меры предотвращали рост частной собственности и, с другой стороны, препятствовали уменьшению числа налогоплательщиков. Но так или иначе, долговое рабство было ограничено, долговой раб не был в полном смысле рабом уже потому, что рано или поздно его приходилось отпускать на свободу.

Следует заметить, что о долговых рабах заботилась и их община, которая обычно старалась выкупить их в соответствии с неписаным законом круговой поруки. Таким образом, долговые рабы не могли играть сколько-нибудь заметной роли в общественном производстве.

Гораздо более важным источником рабства были захватнические войны. Именно чужеземцы-военнопленные, на которых не распространялись этические нормы, связывавшие единоплеменников, могли стать полной собственностью, «вещью» своих хозяев.

Интересный материал о судьбе пленных чужеземцев содержится в надписях на гадательных костях, относящихся к эпохе Шан (XVII--XI вв. до н.э.) -- первого древнекитайского государства. Шанцы регулярно устраивали военные походы на окрестные племена, помимо прочего -- с целью захвата пленных (за что историки окрестили их «охотниками за головами»), и совершали массовые ритуальные убийства в честь духов предков, иногда до полутора тысяч человек одновременно. Правда, перед этим пленных, очевидно, использовали на тяжелых работах (строительстве, расчистке полей и т.д.).

Итак, войны с кочевыми и полукочевыми племенами и непрерывные войны между царствами давали большой приток рабов. «Когда связывают захваченных пленных, их делят как награду и пожалования», -- сообщает «Гунь-цзы». На соседние племена древнекитайские царства смотрели как на потенциальных рабов. На это, в частности, может указывать тот факт, что появившихся в это время на северной периферии Китая гуннов китайцы называли «злыми рабами» -- сюнну.

Еще одним источником рабства можно назвать порабощение преступников.

Важным источником государственного рабства было осуждение за преступления. В целях классового угнетения потомственная, родовая по своему происхождению аристократия, заинтересованная в сохранении в классовом обществе пережитков первобытнообщинного строя, стремилась закрепить старые обычаи и нормы. Нарушение древних традиций и законов каралось обращением в государственных рабов и преступника, и членов его семьи. Теперь в связи с усилившимся разложением общины и укреплением права частной собственности появились новые, более суровые законы, направленные против бедных, воров и «разбойников». В рабство стали обращать неимущих бедняков, бездомных и бродяг. По свидетельству Сыма Цяня, в середине IV в. до н. э. в царстве Цинь «все неудачники и те, кто беден из-за лени, были отданы в рабство вместе с женами и детьми». В зависимости от серьезности проступка порабощение осужденных могло быть временным, пожизненным и наследственным.

Порабощение преступников получило очень широкое распространение. Древний словарь «Шо вэнь», составленный в 121 г. до н. э., сообщает, что все мужчины, подвергшиеся уголовному наказанию, назывались ну, а женщины -- бэй. Осуждение в рабство за нарушение законов на всем протяжении древней истории Китая являлось одним из основных источников государственного рабства. Поэтому чрезвычайно распространенный в источниках термин «ту» («осужденный” или «преступник») часто употреблялся для обозначения рабов. Именно так его толкует один из ранних комментариев «Исторических записок» Сыма Цяня, отмечающий, что «общим наименованием для мужчин и женщин ту являлся (термин) «ну». Характерно, что термин «ту» часто употребляется в неразрывной связи с другими терминами рабства, например: «ту-ту», «ту-ну-бэй», «ту-ли». Разумеется, не всегда осуждение вело к порабощению преступника, так как существовали и другие виды наказаний, и соответственно не во всех случаях и термин «ту» можно отождествлять с терминами рабства. Так называли всех, кто подвергался уголовному наказанию. Однако, поскольку порабощение, причем не только преступников, но и членов их семей в трех поколениях, было очень распространенным видом наказания, термин «ту», как утверждает ряд исследователей, в большинстве случаев означал государственных рабов. Большие партии ту использовались государством на строительных, транспортных и ирригационных работах, а также в рудниках и государственных мастерских. Подобно другим рабам, заклейменные, с бритыми головами, закованные в железные ошейники, они были одеты в красные рубища -- символ позорного наказания. Поэтому иногда источники называют их «одетые в красное»

В III-II вв. до н.э. большой размах приобрела работорговля и, в частности, торговля рабами некитайцами. Известно, например, что работорговцы областей Шу и Ба добывали рабов на территории современной провинции Юньнянь и продавали их местным рабовладельцам. Рабов свободно продавали и покупали, дарили и отдавали за долги.

В целом, рабский труд не был определяющим для экономики древнекитайского общества, даже в те времена, когда численность рабов резко возрастала, он явно уступал по значению труду свободных общинников.

Источники рабства и работорговля. Раб был основным производителем, и дальнейшее развитие производства требовало новых масс рабов. Потребность в рабах в римском обществе была постоянной, и удовлетворялась она из разных источников об источниках пополнения рабских рядов уже говорилось выше. Авт Большое количество рабов давала война.

При удачных военных действиях в руки победителей попадали массы пленных воинов, гражданского населения, к ним же переходило имущество последних. Очень многие войны Рима II I вв. до н.э. были удачными и римляне выбрасывали на рынок громадное количество пленных. Захваченные пленные продавались с аукциона квестором в Древнем Риме должностное лицо, ведавшее финансовыми и судебными делами. Примечание автора работы. Определение получено из источника Словарь иностранных слов. 15-е изд испр. М. Русский язык 1988. стр. 224 обычно их крупными партиями покупали работорговцы, следовавшие за римским войском.

Долговое рабство для римских граждан было уничтожено еще в 326 г. до н.э. Однако для населения Италии и провинций, не имеющих прав римского гражданства, долговое рабство сохраняло свою силу. Пользуясь попустительством римской администрации, римские сборщики налогов в провинциях давали в долг жителям деньги под огромные ссудные проценты до 48, а когда должники оказывались не в состоянии уплатить долг, их закабаляли, производя опустошения, как при военных действиях.

Таким образом, долговое рабство в провинциях служило одним из источников рабства во II I вв. до н.э. Некоторое значение имело также и внутреннее воспроизводство рабской силы, т.е. воспитание рабов, рожденных рабынями, что поощрялось некоторыми рабовладельцами. Воспитанные с малых лет в рабстве, они были обучены, послушны и высоко ценились. Но выращивание такого раба обходилось дороже, чем покупка взрослого, и в эпоху победоносных войн II - I вв. до н.э. было менее выгодным, чем приобретение рабов на рынке.

Внутреннее воспроизводство рабочей силы было затруднено также тем, что рабы жили на полуказарменном положении, были лишены семьи. Пополняли рынок рабов и морские пираты. Они бороздили моря, грабили корабли и приморские селения, похищали и продавали в рабство свои жертвы. В конце II первой половине I в. до н.э. пиратство приобрело большой размах и пираты поставляли на рынок большие контингенты рабов.

Однако пиратство, так же как и другие источники рабства, например, самопродажа, продажа в рабство своих детей, вора, дезертира, поджигателя и т.д. не имели большого экономического значения. К середине II в. до н.э. в средиземноморских странах развилась оживленная работорговля. Торговлю рабами нельзя считать особым источником рабства. На рынке продавали рабов, которые оказались таковыми либо в силу пленения, либо за долги. Под источником рабства следует понимать тот или иной способ превращения свободного человека в раба, в то время как работорговля лишь перемещает раба от одного хозяина к другому, не меняя его социального положения курсивом слова выделил автор настоящей работы. История Древнего Рима Под ред. А.Г. Бокщанина и В.И. Кузищина.

М. Высшая школа, 1971. стр. 130-131 В древнейшее время основные варианты возникновения рабского состояния пленение воинов вражеского государства, обращение в рабство иностранцев, находящихся на территории Рима, и рождение от рабыни.

Последний вариант являлся следствием того, что правовой статус отца приобретали лишь дети, рожденные в законном браке. Вступление же в брак с рабыней исключалось. Вначале определяющим был статус матери в момент родов, затем, в послеклассическую эпоху любой отрезок времени, в который мать была свободной в период беременности. Возможно было обретение рабского состояния свободнорожденным римлянином. К примеру, по инициативе потерпевшего рабом мог стать вор, застигнутый на месте преступления, или член семьи, проданный ее главой в рабство.

Свободнорожденные римляне не могли быть рабами до периода империи на территории своего государства, они продавались за границу trans Tiberim. Соотношение источников рабства к началу классического периода меняется. Запрещается порабощать сограждан, сокращается долговая кабала. Возникновение рабского состояния связывается с определенными наказаниями за преступления. Обращались в рабство приговоренные к смертной казни, каторге. Та же участь постигала свободную женщину, уличенную в интимной связи с рабом и продолжавшую ее, несмотря на предупреждение.

Мог быть возвращен в рабское состояние неблагодарный по отношению к своему бывшему господину вольноотпущенник. Римское частное право Курс лекций Хутыз М.Х. М. Былина, 1994. стр. 44 45. Рынки рабов существовали в каждом городе, где любой гражданин мог купить или продать раба. Помимо таких местных рынков, существовали более крупные рынки на о. Делосе Эгейское море, в г. Аквилея Италия, Танаисе устье р. Дона. На Делос свозили рабов со всего Восточного Средиземноморья, и однажды продали за день до 10 тыс. рабов.

В г. Аквилею сходились невольничьи караваны из-за Альп, из Галлии, прирейнских и придунайских областей. Танаис был центром работорговли с сарматами и другими причерноморскими племенами. Из Танаиса, Аквилеи, Делоса рабы попадали на областные, а отсюда и на местные рынки. Раб продавался, как и всякий другой товар чтобы продать его подороже, владелец одевал его в новую одежду, завивал волосы.

В качестве знаков продажи рабам вымазывали ноги мелом, на голову надевали венки. Продавец подробно информировал покупателя о всех достоинствах и недостатках раба. Цены на рабов колебались. Во время особо удачных войн раба иногда продавали за 4 денария. Определение этой денежной единицы дано ниже Авт но обычная стоимость раба была 400-500 денариев. Высококвалифицированные рабы стоили в несколько раз дороже История Древнего Рима Под ред. А.Г. Бокщанина и В.И. Кузищина.

М. Высшая школа, 1971. стр. 130 131. ДИНАРИЙ, ДЕНАРИЙ лат. denarius серебряная монета в Древнем Риме, равная 10 ассам. АСС лат. as assis древнеримская медная монета, первоначально равнявшаяся римскому весовому фунту 327, 45 г. Словарь иностранных слов. 15-е изд испр. М. Русский язык 1988. стр. 165, 56. 2.3

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Правовое положение рабов. Колоны

Они базируются на римском праве.Римские юристы заложили основные понятия, которые используются и в настоящее время Конспект лекций по предмету.. В работе рассматривается вопрос правового положения рабов Древнего Рима. По.. На нынешней стадии развития Homo sapiens рабство в любой форме, пусть даже завуалированной - это позор. Позор всего..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Раб – человек, который является частной собственностью другого человека, а также государства. Соответственно, рабовладение – это владение таким рабом. Это можно сравнить с обладанием собаки или кошки – захотел - пожалел, захотел – пнул. Такая форма собственности существовала с древних времен, да и сейчас есть. Когда она появилась и почему не исчезла в нашем цивилизованном обществе? Разберемся.

Появление рабовладения относится к древнейшим временам. Именно тогда, во время войн между племенами, захваченных пленников превращали в рабов. В самом деле, что еще с ними оставалось делать? Их и отпустить нельзя было, и убивать нерационально, ведь за мизер еды они выполняли самую грязную и тяжелую работу. Обычно тот, кто захватил этого пленника, тот и был его хозяином – рабовладельцем. У кого их больше – тот и самый авторитетный и богатый. Процветало и просто похищение людей с вражеских территорий с целью превращения их в рабов.

Во времена Древней Греции и Древнего Рима рабовладение процветало. Рабы были просто вещами. Они не имели права вообще чем-то владеть, кроме того, что им дал хозяин. Все, что раб произвел, принадлежало хозяину. Если хозяин разрешал, раб мог жениться, но хозяин же мог и прервать этот брак в любой момент. Дети раба автоматически становились такими же рабами. Сама жизнь раба принадлежала рабовладельцу – он мог легко отнять ее по любому своему капризу, а ценилась она гораздо меньше, чем жизнь животного. В те же времена были широко распространены бои рабов – гладиаторов, которые убивали друг друга ради развлечения хозяев.

Рабовладение было широко распространено и позже. В самом деле – рабский труд очень дешев, а работать рабы могут долго и бесплатно, притом заменить «износившегося» было довольно легко и недорого. Развитие сельского хозяйства и производства особенно этому способствовали.

Однако во время феодального строя рабовладение почти изжило себя. Содержание рабов стало несколько дороже, они были необразованны и не могли выполнять многие работы, да и не старались это делать. Иметь их стало просто невыгодно. Так появились крепостные крестьяне, которые как бы и работали на хозяина, но не были его полной собственностью, «вещью». Рабство процветало в основном у активно воюющих народов – у викингов, в Ираке, в Османской Империи и некоторых других.

Освоение Америки и Африки вызвало новый «приступ» рабовладения – африканцев легко можно было набирать в любых количествах, а коренные американцы быть рами не желали. А огромные плантации должен же кто-то обрабатывать… Вот и поплыли корабли с рами из Африки в Америку. Гражданская война в США положила этому конец.

Сегодня официально рабство запрещено во всем мире. Согласно декларации ООН, рабом считается любой человек, который не может добровольно отказаться от работы. Однако на практике рабство существует и сейчас, только приняло другие, завуалированные формы. Существовало рабство в Советском Союзе? Еще как… Что ожидало человека, отказавшегося работать на государство, когда иной работы и не было? Обвинение в тунеядстве, уголовное дело и нары, в лучшем случае. Рабовладелец в этом случае – само государство. А во время Второй Мировой войны сколько рабов работало на заводах и в концлагерях?

Сегодня есть и другие пути загнать человека в рабство – платить ему поменьше, а попутно загонять его в кредиты под максимальные проценты. Знакомая ситуация? Это нарушение прав человека, а неадекватная оплата труда – первый признак рабовладения. Такими приемами широко пользуются чиновники и целые организации, в том числе и государственные. Они ставят человека «на колени», загоняя его в безвыходную ситуацию, а потом ему просто приходится отрабатывать свои «долги».

Широко распространено сексуальное рабство, в основном касающееся женщин. Попавшую по глупости или обманом в руки рабовладельцев, жертву просто продают в бордели, как вещь. Ее лишают возможности вырваться или сообщить о своем положении кому – либо. А часто просто превращают в наркоманку и она «работает» уже за дозу наркотика. А иногда родители сами продают своих детей в рабство…

В рабство попадают не только женщины. Практически любой может попасть в так называемое «трудовое рабство». Обратившемуся в агентство по найму на работу за границей оно сильно угрожает. Иногда по прибытии на место работы, там оказывается совсем не то, что обещалось, например, вместо работы в офисе можно попасть на плантацию марихуаны. Документы отбираются и человек становится рабом.

Конечно, правоохранительные органы ведут борьбу с современными видами рабства. Однако освобожденный человек зачастую после этого оказывается брошенным в чужой стране без средств к существованию и без документов. В этой области еще работать и работать…

Источники рабства

Основным источником рабства в древности всегда была война. Но в Риме благодаря особенностям его истории война как источник общего воспроизводства рабов играла большую роль, чем на Востоке и в Греции.

Вторым источником рабства была задолженность. Правда, по отношению к римским гражданам долговое рабство было фактически уничтожено законом Петелия и Папирея. Но в провинциях дело обстояло иначе: провинциалы не имели права на гражданство, и римские ростовщики массами продавали их в рабство за долги. Во время подготовки к борьбе с кимврами и тевтонами (около 105г.) Марий получил от сената право приглашать себе на помощь союзников из числа окраинных государств. С такой просьбой Марий обратился к царю Вифинии Никомеду. Тот ответил, что большинство вифинцев, уведенных римскими откупщиками, томятся в рабстве в провинциях. Вероятно, Никомед несколько сгустил краски, но, как бы там ни было, сенат вынес постановление, чтобы никто из свободнорожденных союзников не находился в рабстве. На основании этого постановления сицилийский претор в течение нескольких дней освободил более 800 человек. Этот факт, сообщаемый Диодором, ярко иллюстрирует положение вещей на римской периферии в конце II века.

Третьим источником пополнения массы рабов являлось пиратство, которое в римскую эпоху достигло неслыханных размеров. В три последних века республики на малонаселенных побережьях восточной половины Средиземного моря - Иллирии, Киликии, на Кипре - пираты создали целые государства с крепостями и флотом. Случалось, что из-за пиратов приостанавливалась морская торговля, а в Риме хлеб сильно поднимался в цене вследствие невозможности подвезти его из провинции. Римское правительство вело с пиратами упорную борьбу. На некоторое время военные меры давали результат, но, пока существовала рабовладельческая система, полностью уничтожить пиратство было невозможно. С одной стороны, значительная часть пиратов состояла из беглых рабов. Не случайно после подавления крупных восстаний рабов пиратство усиливалось в огромной степени. С другой стороны, сама рабовладельческая система частью питалась морским разбоем, так как пираты являлись крупными поставщиками живого товара на невольничьих рынках.

Четвертым источником рабства являлось естественное воспроизводство рабов. Сын рабыни становился рабом, и каждому господину было выгодно, чтобы у его рабынь рождалось как можно больше детей. Такие рабы, родившиеся и выросшие в доме, ценились рабовладельцами, так как они считались более послушными. Поэтому господа принимали различные меры для поощрения рождаемости у рабынь, например освобождение от работ, отпуск на волю и т.д. (15;54)

Однако решить таким путем проблему общего воспроизводства рабов было невозможно, так как процент рождаемости у них в целом был невелик из-за сурового режима, отсутствия законной семьи, казарменного образа жизни, нежелания рабов иметь детей и прочее. Римские рабовладельцы прибегали даже к организации специальных рабских питомников. В них разводили рабов на продажу, и рабовладельцы партиями покупали там нужную им рабочую силу. Одним из моментов воспроизводства рабов было их обучение, повышение их квалификации. Образцовым рабовладельцем был Катон. Он занимался и обучением малолетних рабов, продавая их потом с выгодой. Занимался обучением рабов и Красе, крупный римский богач первой половины I в.

Наряду с этими четырьмя основными источниками рабства было еще несколько второстепенных, не имевших большого значения. Так, свободного человека можно было продать в рабство в виде наказания за некоторые преступления. Отец мог три раза продать в рабство сына, и только после третьей продажи сын выходил из-под власти отца. Впрочем, в последние века право отцов продавать детей фактически, по-видимому, сошло на нет. (21;43)

Рабов приобретали обычно двумя способами: или получали непосредственно из военной добычи, или покупали на рынке. Первый способ практиковался в армии. Полководцы были почти бесконтрольными распорядителями военной добычи и имели полную возможность даром приобрести себе любое количество рабов. Но и рядовые воины могли кое- чем поживиться. Так, Цезарь часто дарил своим солдатам по одному рабу на человека.

Однако главным источником частного воспроизводства являлась покупка рабов на рынке. Невольничьи рынки существовали во всех городских центрах римской державы. В самом Риме рынок находился возле храма Кастора. Наибольшей известностью пользовался невольничий рынок на Делосе, где, по словам Страбона, иногда продавалось до 10 тыс. рабочих в день.

Рабы, которых выводили на рынок, выставлялись обнаженными, чтобы покупатель мог наглядно убедиться в доброкачественности предлагаемого товара. Обычно они имели отличительные знаки: либо выкрашенные белой краской ноги, либо шерстяной колпак на голове. У военнопленных, выведенных на продажу, был на голове венок. Продавец должен был осведомлять покупателя о всех недостатках раба. Иногда на шее раба висела дощечка, на которой были указаны его племенное происхождение, возраст и т.п. Закон предусматривал, что если после продажи у раба обнаружатся скрытые недостатки, то сделка расторгалась. (26;71)

Цены на рабов в Риме подвергались очень большим колебаниям. Неимоверно высокие цены, о которых до римской эпохи и не подозревали, обусловливались развитием роскоши и непроизводственных расходов. За красивых танцовщиц выбрасывали огромные суммы. Сотни тысяч платили за актеров и представителей других высококвалифицированных профессий.

Резкие падения цен на рабов наблюдаются в периоды крупных завоеваний. В 177г цены на сардинских рабов так упали, что появилась поговорка: «Дешев, как сард». В I в., в период завоевания Понтийского царства, рабов продавали по 4 денария за голову, тогда как средняя рыночная цена на раба равнялась 300-500 денариям.(24;32)

Обычно рабы доставлялись в греческие госу-дарства издалека; развитие рабства с VII-VI вв. до н. э. во всех торгово-ремесленных полисах шло в ос-новном по линии прямого внеэкономического при-нуждения не греков, «варваров», которых Аристотель считал прирожденными рабами. Тем не менее случаи порабощения греков греками же были в Гре-ции нередким явлением. Так, во времена Поликрата Самосского пленные жители острова Лесбоса, закованные в цепи, посылались на работы по укреплению города Самоса. В период Пелопоннесской войны афиняне, попавшие после разгрома сицилийской экс-педиции в плен к сиракузянам, были отправлены в ка-меноломни. Превращение в рабов населения покорен-ного города, однако, было исключением; чаще всего этой участи подвергались женщины и дети, обычно же пленные обменивались или выкупались своими согражданами или государством.
Долговое рабство было уничтожено в Афинах еще Солоном, но кое-где в других областях Греции оно сохранилось. Метеки и вольноотпущенники ста-новились рабами в случае невыполнения ими обязан-ностей по отношению к государству. Лица, незаконно присваивавшие себе право гражданства, и чуже-странцы, противозаконно вступившие в брак с гражданами, также обращались в рабов. Основную массу рабов, однако, всегда составляли рабы не греки. Наибольшая часть их привозилась из Иллирии, Фракии, Лидии, Фригии, Пафлагонии и Сирии; с при-черноморских рынков доставлялось в Грецию также значительное количество рабов.
Одним из самых важных источников рабства была война. После битвы при Евримедонте Кимон привез на рабский рынок больше 20 тыс. рабов. Наиболее крупным рынком рабов считался остров Хиос. Поль-зовались также известностью рынки Эфеса, Самоса, Делоса, Кипра, позже Фессалии, Византия и Северного Причерноморья, но главным центром работорговли в V в. были Афины, где почти ежемесячно устраи-вались распродажи рабов, причем нераспроданные рабы переправлялись в другие места. На рынках рабы выставлялись на особом помосте, и их продавец, может быть также раб или вольноотпущенник, расхва-ливал перед покупателями физические достоинства своего товара. Цены на рабов колебались в зависимо-сти от спроса и предложения и от большей или мень-шей квалификации раба. В 418 г. до н. э. раб-мужчина в среднем стоил 167 драхм, женщина - от 135 до 220 драхм. Рабы, работавшие на рудниках, стоили в IV в. до н. э. от 154 до 184 драхм. Рабы-ремесленники оценивались дороже. Известен случай продажи 20 рабов - резчиков по слоновой кости за 40 мин.
Дети рабов, как и дети свободного и рабыни, при-надлежали тому рабовладельцу, в доме которого они родились. Впрочем, свободный отец мог объявить своего ребенка свободным, хотя полного равнопра-вия с гражданами такой ребенок не получал. Только при особых обстоятельствах (например, в случае сильного уменьшения числа граждан) дети от брака свободных и рабов становились полноправными гражданами. В общем, рабы по рождению были срав-нительно немногочисленны; по дельфийским надписям, из 841 освобожденного раба только 217 принад-лежали к рабам по рождению. Таким образом, все, что нам известно об источниках рабства в Греции, го-ворит о господстве прямого внеэкономического при-нуждения.