Семья

Что такое аллитерация много примеры. Аллитерация или Какие образы рисуют нам волшебные гномы? Прием аллитерации в скороговорках

(от лат. ad – к, при, со и littera – буква)

I. Аллитерация – это созвучие, образуемое повторением одинаковых согласных в начальных словах стиха.
То есть аллитерация – это начальная рифма, которая употреблялась в аллитерационном стихосложении. Аллитерационный стих вытеснен стихом с конечной рифмой.

В этом значении аллитерация не встречается на егэ по русскому языку и литературе. Но от его знания никакого вреда нет.

II. Аллитерация – это эвфонический прием повторения одних и тех же согласных звуков, которое усиливает выразительность художественной речи.

Рифменные созвучия не входят в аллитерацию.
Аллитерация, как и само поэтическое произведение, воспринимается слухом, а не зрением. Чуковский, ссылаясь на слова Блока, сообщил, что «Двенадцать» поэт начал писать со строчки: «Уж я ножичком полосну, полосну!», так как «эти два «ж» в первой строчке показались ему весьма выразительными». Эту новость Чуковский, занимавшийся журналистикой, выдал на-гора не по горячим следам, а спустя длительное время, после смерти поэта. Блок, обладавший прекрасным слухом, не мог сказать подобную нелепицу. В приведенной строке не два, а один звук «ж» в слове «ножичком». В «уж» пишется буква «ж», а произносится звук «ш».

Аллитерацией богаты наши пословицы и поговорки:
Щи да каша – пища наша
Мели, Емеля, твоя неделя
Рад бы в рай, да грехи не пускают
В тихом омуте черти водятся
Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву
От горшка два вершка
Шила в мешке не утаишь
Назвался груздем, полезай в кузов
Проще пареной репы
За морем телушка – полушка, да рубль перевоз

Аллитерации встречаются уже в «Слове о полку Игореве»:

Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле…
С зарания в пятк потопташа поганыя плъкы половецкыя...

Все приведенные примеры свидетельствуют об экспрессивности, обязанной и аллитерации.
Аллитерация часто служит звукоподражанию. Это самое простое ее применение:

Грохочет эхо по горам,
Как гром гремящий по громам.

Звукосочетанием «гр» Державин воссоздал, по его убеждению, грозное громыхание разгулявшейся стихии. Соглашаясь в данном случае с поэтом, надо подчеркнуть, что даже в звукоподражательных стихах нельзя придавать звукам какое-либо семантическое значение:

Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.

Об этих строках Пушкина Т.Скоренко замечает: «Тут мы слышим шуршанье платьев и шипение пунша благодаря повторениям двух согласных "п" и "ш"». К шуршанью платьев можно добавить еще, например, шуршание папоротника, шипение питона, шум поездов, шепот подружек, наконец, шорох путаных извилин, мимо которых проскользнула сама действительность, которая вопиет: «А что делают дамы там, где льется пунш, то есть на мальчишнике»? Ведь всего лишь стихом выше Пушкин написал о «часе пирушки холостой». Нет, Т.Скоренко нужно обязательно привести на мальчишник и дам, потому что «пунш» и «платье» начинаются с буквы «п», да еще такую «содержательную» идею отнести на счет Пушкина.
Любое свойство слова, приписываемое звуку, является выражением сугубой субъективности. Например, Державин, считал звук «р» непригодным для «выражения самых нежнейших чувствований». Он написал десять любовных стихотворений, в которых нет слов с этим звуком. И все эти десять стихотворений деланные, мертвенные. А ко всему, кто согласится с Державиным, что для «выражения самых нежнейших чувствований» не годятся такие слова, как Россия, родина, родная?!..
В родной речи нет и не может быть неблагозвучных звуков. Все они прекрасны. А то, что чаще других встречается аллитерация на л, м, н, р, так это потому, что они самые звучные из согласных звуков.
Аллитерация, выступая в роли своеобразного курсива, может подчеркнуть идею автора:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

В русской речи самым частым из согласных звуков является «с». В тексте Тютчева он встречается четырежды в повторяющемся, главном, слове «Россия» и по разу в словах «особенная» и «стать». В других словах этого очень распространенного звука нет. Но ведь «Россия – особенная стать» и есть та самая идея, ради которой написано четверостишие.
Особенно выразительна аллитерация при передаче глубоких чувств и сильного волнения. В этих случаях аллитерация является не просто украшением, способствующим благозвучности поэтической речи, а оттеняет в ней самое существенное:

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть…
Лермонтов

Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Бальмонт

И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Блок

Аллитерация, как любой литературный прием, является обоюдоострым оружием. Неуместная и назойливая аллитерация способна испортить впечатление от стихов даже у самого благодушного любителя поэзии.

Аллегория как литературоведческий термин трактуется в словарях противоречиво и не точно, что во многом вызвано употреблением этого слова в разных сферах действительности.
В обыденном понимании аллегория – это вещественное изображение невещественного понятия. Например, аллегории пророка Исайи: меч (война), орало (мир).

Анафора – это стилистическая фигура, которая основана на повторении любого речевого явления. Но в отличие от других видов повторения, например, эпифоры, анафора, как это явствует из ее названия, относится к повторению начальных частей речевого потока (звуков, слов, фраз, стихов, строф, ритмических и синтаксических построений, интонации).

Учебники по риторике (особенно старинные) различают множество разновидностей анафоры. Однако не все виды анафоры служат красноречию. Некоторые из них несут случайный характер (за забором), другие – не столько служат красноречию, сколько его антитезе – краснобайству.

Антитеза – это стилистическая фигура, которая соединяет контрастные понятия (свет – тьма, любовь – ненависть, бог – дьявол).
Она лежит в основании диалектики. Антитеза, используя прямо полярно противополагаемые явления, приводит их к единству через соподчинение друг другу этих противоположностей.

Где он употребляется? Само слово «аллитерация» имеет латинские корни и означает «буква к букве». Это один из видов повтора звуков, а именно согласных, как правило, в начале слов. Могут повторяться и прикрепленные к согласным но вовсе не обязательно. Благодаря такому повтору можно достичь самых разных звуковых эффектов. Завывание бури, рокот волн, плеск воды, злобный хохот или слезы радости… - ни к чему сообщать о них читателю при помощи эпитетов. Достаточно использовать такой пример, как аллитерация. Примеры в стихах весьма многочисленны, правда, не стоит путать аллитерацию с другими видами повторов. Она предполагает повторение только одинаковых или похожих согласных, но не слов или словосочетаний.

Несколько примеров удачного применения аллитерации

Умелое, то есть умеренное использование аллитерации в изобилии встречается в стихотворениях классиков. Очень тонко чувствовал этот прием, например, Пастернак. Его знаменитое стихотворение «Зимняя ночь» («Свеча горела на столе…») - один из самых ярких примеров. Повторение согласных «м» и «л», мягких, округлых, усиливает ощущение бескрайности метели, а звуки «т» и «к» позволяют передать стук башмачков, упавших на пол. Повторение буквы «л» мы также можем увидеть у Блока в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…». И если у Пастернака это помогало рисовать образ мягко стелющейся вселенской метели, то у Блока повторяющаяся «л» придает всему стихотворению небывалую утешающую плавность - это грусть о прошлом, которое притягивает, как и прежде, но страдание уже утратило свою остроту.

Современные поэты нередко увлекаются декоративными эффектами, а ведь не так уж много примеров удачных стихотворений, построенных полностью на таком приеме, как аллитерация. Что это - непрофессионализм, отсутствие музыкального слуха или бездушность? Можно давать разные ответы на этот вопрос, но в любом случае аллитерация подобна пряности. Она придает стихотворению вкус и цвет, делает его живым и родным, его хочется повторять и даже напевать, но ее избыток сделает блюдо чрезмерно острым, а потому несъедобным.

Противоположное аллитерации понятие - ассонанс. Это повторение Оба этих приема, разумеется, прекрасно уживаются в одном произведении.

Аллитерация как способ организации стихотворения

Немного иным будет ответ на вопрос «аллитерация - что это?», если речь идет о других языках. В русской стихотворной традиции аллитерация хотя и является важнейшим средством достижения поэтического звучания, все же играет вспомогательную роль. В некоторых культурах аллитерация - это основной способ построения стихотворения. Например, в древнегерманской, английской и исландской поэзии до девятого века очень широко применялся аллитерационных стих. В нем не было привычной для нас рифмы, но в конце каждой строчки присутствовал четкий ритм, который задавался именно повторами согласных букв. Буквы должны были быть одинаковыми перед каждым главным ударным слогом (которых было два) в каждой строке.

Аллитерация в современном английском языке

В английском языке аллитерация - это более частный случай, чем в русском. Речь идет о повторении одинаковых звуков лишь в начале слов. Например: Alice’s aunt ate apples (Тетя Алисы ела яблоки). Этот прием широко употребляется в скороговорках, политических лозунгах, рекламных слоганах, текстах песен и даже названий магазинов. Отвечая на вопрос «аллитерация - что это?», можно привести такие очевидные всем примеры, как-то: PayPal или Coca-Cola. Оба названия звучные и легко запоминающиеся. А все благодаря повтору согласных букв.

Итак, В литературе можно встретить весьма сложные определения. Но все достаточно просто, если разобрать несколько примеров.

Аллитерация (от лат. аl - при, к и littera— буква). Говоря об аллитерации, мы нередко забываем, что в языке много слов и мало звуков. В Швеции прибегли даже к помощи компьютера, который при наличии двух одинаковых букв в стихотворной строке зажигает сигнал аллитерации. Произнесите любую фразу. Самую простую. И в ней обязательно встретятся одинаковые звуки, но это еще не свидетельство аллитерации. Ведь многие из повторов мы не замечаем, потому что они создают обычный для нашего слуха звуковой фон. Но аллитерация — это ощутимые на слух повторы согласных звуков речи, служащие одним из стилистических средств эстетической выразительности. Она присуща преимущественно художественной речи (и в ней зачастую и различима). Но не только. Так, ею блестяще пользовались знаменитые юристы и ораторы. Не пренебрегают ею и авторы статей, рецензий, заметок. Когда К. Ваншенкин пишет: «Есть поэты, попадающие под чужую интонацию — как под поезд», мы замечаем, что удачные созвучия придают фразе оттенок легко запоминающегося афоризма. Эта особенность аллитерации прекрасно реализуется в пословицах, поговорках, загадках. «Старость — не радость, а смерть — не корысть».

Аллитерация существует в арсенале средств художественной литературы с древнейших времён, причём она всегда осмыслялась скорее приёмом стихотворной, чем прозаической речи. Насыщение созвучиями прозы расценивается как злоупотребление и чаще всего проявляется у представителей литературных направлений, исповедовавших культ формы. При эмоциональных высказываниях аллитерация в прозе, бесспорно, уместна: «Человек создан для счастья, как птица для полёта» (В. Короленко).

В поэзии аллитерация, как и любое другое средство художественной выразительности, — это скрытый, внутренний её рычаг, потайной колокольчик, который может и оглушить, если им увлечься чрезмерно. Как-то в собрании поэтов К. Бальмонт читал свои стихи:

Берег, буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный чёлн...

Как вспоминает И. Бунин, в мертвой тишине вместо восторгов прозвучал лишь вопрос: «Что это за чёлн и каким таким чарам он чужд?» Любопытно, что поэтическая фразеология того времени знала много словесных образов, символизирующих свободу от житейского, смерть. Тот же Бунин в великолепном стихотворении "Берег" для обозначения гроба употребил свой эвфемизм — «белая ладья», которая тоже, естественно, была безразлична к очарованию жизни. «Черный челн» не лучше и не хуже, но самоцельная аллитерация потопила его.

Существует мнение, что аллитерация оттеняет только наиболее важные слова. Это не всегда так. В стихотворной речи каждое слово стремится к созвучию:

Провода электрички чертили
В небесах невесомые кубы.

(Д. Самойлов)

Однако требование нормы правомерно. «Я, — делился своим опытом Маяковский, — прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».
В подобных случаях поэты достигают впечатляющей выразительности:

Люблю твой бледный лик, печальная Селена,
Твой безнадёжный взор, сопутствующий мне...

Эта бунинская аллитерация на "ль" создает как бы музыкальный курсив наиболее эмоционально окрашенного слова — Селена, что сразу подчёркивает соседняя строка, в которой нет этого звука.
С помощью аллитерации невозможно выразить иные чувства и мысли, помимо тех, что выражены словесно, но благодаря ей мы более остро воспринимаем слова.

Сразу радугу вскинув,
Сбавив солнечный жар,
Дружный дождь за машиной
Три версты пробежал...

читаем у Твардовского, и нам кажется, что мы слышим шум дождя и шуршание шин.

Аллитерация сцепляет ажурной вязью слова в стихе или в смежных стихах, реже в строфе, а в отдельных случаях и в целом стихотворении, стилистически цементируя его в монолит чувства и мысли:

Всё стихотворение Н. Заболоцкого пронизано повторами "л", "р", "б" и другими причудливыми сочетаниями звуков. Подчинённые высокому мастерству поэта, они порождают у нас совершенно определённые ассоциации, оттеняющие чувство тихой, нежной любви к родному краю. В строках о милой душе поэта московской природе, которая «скромнее и проще» пышной природы Аджарии, аллитерация тоже "скромнее и проще", без буйных, бешеных звуков прибоя и медного грохота труб и литавр.

Правил аллитерирования нет, потому что это искусство. И поэтому относятся к нему очень ревностно. Наблюдения Л. И. Тимофеева (см.: Вопросы литературы. 1977. № 6) над вариантами стихов Пушкина, Блока и Маяковского показали, что в одном из пяти случаев поэты заменяли слова в поисках наиболее благозвучного варианта, но... но делалось это не в ущерб жизненной правде слова, которая была для них превыше всего и вела при необходимости к отказу от аллитерации.

Статья расскажет о том, что такое аллитерация. Сначала дадим определение понятию, а затем перейдем к примерам. Аллитерация – это повтор одинаковых согласных, что придает особую звуковую выразительность тексту.

Под аллитерацией подразумевается достаточно частое использование определенных согласных во всем тексте либо в его определённом отрезке. Об аллитерации не говорят в том случае, если звуковой повтор – это следствие повтора морфем.

Аллитерация в пословицах и поговорках

Многие пословицы и поговорки построены на аллитерации:

  • Мели, Емеля, твоя неделя;
  • От горшка два вершка;
  • Проще пареной репы;
  • Мирская молва - морская волна;
  • Зри в корень.

Прием аллитерации в скороговорках

Аллитерацией богаты также наши скороговорки:

  • Купи кипу пик;
  • Перепёлка перепеленала перепелёнка;
  • Чтец чтит чтение;
  • Три дроворуба рубят дрова;
  • К Кларе пришли две Вари;
  • Пакет под попкорн;
  • У ёлки иголки колки;
  • Хвалю халву.

Аллитерация в русской литературе

О том, что такое аллитерация в литературе, нужно говорить непосредственно на примерах.

  1. Уже в «Слове о полку Игореве» встречается этот прием:

    "Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле…".

  2. А вот Н. Некрасов описывает Волгу:

    "Волга, Волга, весной многоводной…".

  3. Часто аллитерация служит звукоподражанию. Вот, к примеру, несколько строк из стихотворения Державина:

    "Грохочет эхо по горам…".

    Здесь поэт стремится воссоздать громыхание грозной стихии.

  4. Очевидно, что стихи символистов культивируют аллитерацию. Однако здесь часто нарушается чувство меры. Аллитерации порой вычурны и назойливы. Стихотворение Бальмонта «Чёлн томленья» построено на аллитерирующих звуках:

    "Вечер. Взморье. Вздохи ветра…

    … Близко буря, в берег бьётся

    Чуждый чарам чёрный чёлн...".

  5. Существует понятие «аллитерационный стих». В нем обязательны звуковые повторы в определенных местах стихотворения, к примеру, в начальных слогах. Киргизский эпос «Манас» (перевел Л.Пеньковский) служит примером анафорической аллитерации:

    "Кучами золото мы гребли,

    Куньи шапки были на нас,

    Кушак из шёлка носили мы…"

То, что такое аллитерация, примеры, приведенные в статье, иллюстрируют очень наглядно. Поэтому вам не составит труда увидеть этот прием в тексте.

Аллитерация является разновидностью фигуры в поэтической речи.

Аллитерация - это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность.

Художник слова, создавая свое произведение, стремится всеми возможными лексическими, синтаксическими и стилевыми средствами создать яркую образную картину, воздействовать на аудиторию читателей и вызвать определенный отклик. Для этого используются различные фигуры художественной речи.

Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором .

Повторы могут быть образованы повторением звуков различных категорий - согласных и гласных или их сочетанием. Если художником слова в тексте поэтического произведения намеренно используется повтор согласных звуков, тогда речь идет об аллитерации

Аллитерация - повтор согласного или группы согласных с целью усиления образности и выразительности художественной речи.

Аллитерация рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины.

Например, читаем у Сергея Есенина:

С вищет ветер, с еребряный ветер
В ш ёлковом ш елесте снежного ш ума.

Повтор свистящего согласного звука [с] в первой строке рождает имитацию свиста зимнего холодного ветра. Во второй строке стиха повторяется шипящий согласный [ш], который призван создать у читателя яркое впечатление шелеста быстро падающего снега или стелющейся поземки, густой метели.

Примеры

Повторяются согласные «т», «р» и «с»:

Тревожиться Тарас не перестал, несмотря на успокаивающий треск костра.

Повторяются согласные «т» и «п»:

Потапов потоптался у постамента: «А не отправиться ли мне на покой?»

Пример из литературы

аллитерация. Примеры

Для создания сильных и выразительных образов в художественных произведениях часто используется аллитерация. Примеры можно найти в рассказе Владимира Набокова «Слово»:

«Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал»

В поэзии этот литературный приём проявляется ещё чаще. Например, аллитерация в стихотворении Александра Пушкина «Пир Петра Первого» , содержится даже в названии – повторяются согласные «п» и «р».

В стихотворении Агнии Барто «Барабан» аллитерация создается за счет повторения буквы «р»:

На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад.

Использование аллитерации

Повторяющиеся согласные привлекают внимание и хорошо запоминаются, поэтому бизнесмены охотно используют аллитерации, чтобы придумать эффектные названия для своих фирм. Шоколад «Киткат» , кошачий корм «Китекет» , леденцы «Чупа-чупс» и другие бренды доказывают, что даже у литературного приёма может быть коммерческий потенциал.

Аллитерация делает более привлекательными и запоминающиеся не только названия компаний или торговых марок, но и рекламные слоганы.

Ваша киска купила бы «Вискас».
Велла. Вы великолепны.

Дикция

Иногда согласные в аллитерации образуют труднопроизносимые сочетания. Если регулярно практиковаться в их произношении, можно хорошо развить дикцию. Популярные скороговорки про тридцать три лавировавших да не вылавировавших корабля или укравшего кораллы Карла основаны на аллитерации.

Фольклор

В народном творчестве часто встречается аллитерация. Примеры можно найти в пословицах, поговорках, присказках, песнях.

Важно!

Аллитерация делает текст более благозвучным, эмоционально окрашенным и лёгким для запоминания.

Слишком частое использование аллитераций действует раздражающе и отвлекает от сути текста.

Неблагозвучные сочетания – особенно, когда подряд следует более трёх согласных делают текст сложным для восприятия. Например:

Проезд Дзержинского