Чехов

Жизнь на краю земли. Тикси, Якутия. Тикси. Арктика. Море Лаптевых - Страница путешественника Бухта тикси в море лаптевых

БУХТА ТИКСИ

Бухта Тикси - большая арктическая гавань. Правда, здесь нет еще благоустроенных причалов, портальных кранов, подъездных железных дорог. Но все-таки бухта Тикси, расположенная на побережье Ледовитого океана, в устье великой сибирской реки Лены, заслуженно считается крупным транспортным узлом на Северном морском пути. Тут можно проследить глубокие изменения, которые произошли за последние годы в Арктике. Люди принесли сюда технику, знания, неизбывную энергию. На 72-й параллели зашумела полнокровная жизнь, с ее радостями, тревогами, напряжением, весельем.

Поутру, при свете яркого полярного дня, флагманский корабль «И. Сталин» остановился на рейде у бухты Тикси. На берегу толпятся грузчики, загорелые, обветренные, в широких сибирских шароварах. Они живут в верховьях реки Лены, а в Тикси приезжают на баржах только на время арктической навигации. Поэтому им приходится пока ютиться в трюмах причального судна, где на нары, построенные в два этажа, положены матрацы, чистое белье и теплые одеяла.

В бухте нынче стоит пятнадцать кораблей: одни разгружаются, другие бункеруются, третьи готовятся к плаванью на восток и на запад. На берегу лежат грузы - мука, сахар, овощи, одежда, машины. Это - для жителей Якутии и порта Тикси. Слышны гудки грузовых автомобилей и сигналы гусеничных тракторов, - они уже прочно вошли в арктический быт.

Когда-то здесь была только полярная научная станция. Люди приезжали сюда зимовать, вести борьбу с пургой, проводить научные наблюдения. Потом в бухту все чаще начали заглядывать корабли, идущие по Северному морскому пути. На высоком берегу появился угольный холм для бункеровки судов.

Возникла мысль - создать в бухте Тикси порт. Для этого было много экономических и стратегических предпосылок. Быстрая и многоводная Лена связывает порт с богатыми золотыми приисками, с Якутском, а дальше через Ангару - с Иркутском. Бухта Тикси расположена на границе запада и востока Арктики, почти в центре Северного морского пути. Корабли могут заходить сюда для пополнения запасов угля и воды.

Освоение богатейших недр Севера вызовет оживление на реках и на побережье Ледовитого океана. Уже теперь на полярные новостройки потянулись люди - не на зимовку, а на длительный срок. Едут с семьями и детьми, всерьез, понимая, что их путь не может быть усыпан цветами, что им самим придется создавать то, что принято называть удобной и радостной жизнью. Порт Тикси мало-помалу превращается в один из крупных узлов пассажирского движения в Арктике.

Гости с флагманского корабля посетили клуб. Там временно поселились «транзитные пассажиры», едущие с верховьев Лены в устье реки Анабар. Скоро они уедут по своему маршруту, и тогда в клубе начнут гастроли московские певцы, музыканты и балетные актеры; пока они выступают на кораблях. Зимой, в долгую полярную ночь, в этом маленьком клубе организуются самодеятельные концерты, ставятся спектакли. «Лекарь поневоле» Мольера был сыгран в костюмах, при полных декорациях.

Маленький поселок Тикси разбросан на склонах гор. На берегу сооружены дощатые бараки, имеются бревенчатые домики, где уплотнение проведено до пределов. Много народа живет в брезентовых походных палатках. А между тем в Арктике нужны хорошие, теплые, фундаментальные дома.

Вот почему по равнине, зажатой между горами, окруженный инженерами, грузчиками, капитанами кораблей и полярными жителями, ходит Папанин, обсуждая детали генерального проекта тиксинского порта. План предусматривает сооружение механизированной гавани, благоустроенного поселка и парников для выращивания овощей.

В 1881 году в устье Лены погибла полярная экспедиция американского путешественника Де-Лонга. А ныне, спустя 60 лет, советские люди сооружают в той же бухте большой порт, утверждая навеки свою власть над ледовым океаном.

Из книги Эдуард Мане автора Перрюшо Анри

II. Бухта Рио То была смутная пора, когда уходит ночь и сводит свои счеты дьявол. Андре Жид. Фальшивомонетчики Стоя на якоре в последнем портовом доке прямо перед выходом в открытое море, «Гавр и Гваделупа» – капитан Бессон – ждал попутного ветра, чтобы уйти в рейс.На

Из книги Над снегами автора Фарих Фабио

БУХТА ПРОВИДЕНИЯ - Ну, ребята, кажется, пришли!Мы стоим на верхней палубе. Кругом сплошное «молоко». В десяти-пятнадцати шагах уже нельзя различить предметов. Трудно определить, стоит ли около мостика закутанный в меха Галышев, или это, может быть, белый медведь.- Да,

Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

Бухта Дальней лодки паруса Тянет ветер в небеса. И завязла в валунах Одинокая волна. Крылья птиц и крылья волн, Задевающие мол, Парохода резкий бас, Отгоняющий баркас. Хруст намокшего песка Под давленьем каблука. И веселый детский смех Там, где радоваться -

Из книги След в океане автора Городницкий Александр Моисеевич

Бухта Нагаева Легко разгадывается сон Невыспавшегося залива: Огонь зари со всех сторон И солнце падает с обрыва. И, окунаясь в кипяток, Валясь в пузырчатую воду, Нагорный ледяной поток Обрушивается с небосвода. И вмиг меняется масштаб Событий, дел, людей,

Из книги Адмиральские маршруты (или вспышки памяти и сведения со стороны) автора Солдатенков Александр Евгеньевич

Из книги На румбе - Полярная звезда автора Волков Михаил Дмитриевич

III. Бухта Броутона Помощник командира сторожевого корабля СКР-18 После снятия меня с должности командира МПК-155 состоялось назначение на должность помощника командира СКР-18, проекта 159, 137 брк ОВР, базирующейся на острове Симушир в бухте Броутона. Но сам корабль на момент

Из книги «В институте, под сводами лестниц…» Судьбы и творчество выпускников МПГУ – шестидесятников автора Богатырёва Наталья Юрьевна

«Закрытая бухта», с виду Легенды утверждают, что обоснование необходимости базирования кораблей ВМФ в бухте Броутона - тема докторской диссертации Главкома ВМФ адмирала Флота Советского Союза Горшкова. Так это или нет, утверждать не буду. Очевидно, только то, что в ходе

Из книги Крымская кампания 1854 – 1855 гг. автора Хибберт Кристофер

БУХТА ОДИССЕЯ НАЗНАЧЕНИЕ Весь длинный путь от Ленинграда до Владивостока выпускник Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе лейтенант Сергей Стрелков мысленно продолжал разговор со своей невестой. Катя незримо присутствовала в купе и как бы делила с ним

Из книги Разные годы автора Курганов Оскар Иеремеевич

БУХТА ОДИССЕЯ После спуска катера каждый день для Стрелкова стал еще более насыщенным и интересным. В текучке дел ему трудно было выбрать минуту, чтобы написать письмо. И все же пять писем уже ушло в Ленинград. А ответа все не было и не было.И, наконец-то, пришло первое

Из книги автора

Что такое счастье, или судно «Тикси» В интервью Марине Москвиной на Радио России Виталий Титович неожиданно для меня признался, что… не очень счастлив. «Я не очень счастливый писатель, потому что большую часть я не успел написать. Я разложил на столе рукописи: вот книга

Из книги автора

Глава 5 Бухта Каламита Мы пытались развести огонь, пользуясь разбитыми лодками и плотами. Сержант Тимоти Гоуинг Утром в безоблачном небе появилось солнце. Солдаты наблюдали с транспортных судов, как волны медленно накатывают на широкий песчаный берег, разбиваясь о

Из книги автора

УГОЛЬНАЯ БУХТА На угрюмом скалистом берегу Анадырского залива, в бухте, которую путешественники когда-то называли Угольной, возникает новая арктическая база. Уже появились здесь буровые вышки, зашумели автомобили, в глубь тундры проникли пытливые советские люди. Эти

Поехал я сюда в составе энтузиасткой дружеской компании летом 2008 года. У нас было очень интересное путешествие из Якутска в Тикси на круизном теплоходе Михаил Светлов (о чем когда-нибудь поподробней расскажу). Центральной точкой нашего путешествия и был - Тикси.

Климат здесь суровый. В год бывает до 120 дней с метелями. Средняя температура января -35 С, июня - +11 С. Зима длится 8 месяцев, лето - максимум 2

Тикси начался в Заливе Неелова, где нас очень приветливо встречал некий Кузмич. А местность вокруг - весьма интересна. Арктическая тундра, голые сопки, технические коммуникации, остатки военных, и еще чего-то... ПГТ Тикси возник в 1933 году, как один из пунктов Северного Морского пути. Как пишут историки, пароход «Лена» в 1932 году доставляет в бухту Тикси первых зимовщиков. которые основали первую метеорологическую станцию. А уже в 1933 году на пароходе «Товарищ Сталин» был доставлен отряд Лено-Хатангской экспедиции, которые и заложили порт и поселок Тикси.

В городе проживает около 6 000 человек, и конечно сегодня он переживает не самые лучшие свои времена. Тикси сегодня - это центр Булунского района Республики Саха (Якутия). Сюда можно добраться самолетом, в городе крупный (для Арктики) аэропорт. Регулярно летают рейсы из Якутска (примерно 1270 км по воздуху). Кроме того, летом, а оно здесь очень короткое, открыта навигация по реке Лена. Ходит 2-3 раза в году рейсовый теплоход, и 1-2 раза круизный. Предполагаю, что зимой по Лене действует зимник, но практическое использование его как способ доехать до Тикси скажем из ближайшего Якутска - кажется мне весьма сомнительным.

Помимо жилых домов, здесь располагается гостиница Моряк. На мой взгляд, интересна она следующим фактом: 4 этажа, 1-й магазин, 2-й собственно гостиница, 3-й музей, 4-й еще как-то общественное заведение. Могу, конечно, ошибаться в порядке этаже, вопрос не в этом.

Тикси. Ресторан «Север»

Здесь превалируют российские (советские) авто, несмотря на близость географическую к Японии. Контейнеры - это кладовая, хранилище, погреб - как угодно, - жильцов. Будем помнить что - вокруг - вечная мерзлота. Климат здесь суровый. В год бывает до 120 дней с метелями. Средняя температура января -35 С, июня - +11 С. Зима длится 8 месяцев, лето - максимум 2. С 10-го мая по 2-е августа - полярный день. Соответственно с 17 января по 25 января - полярная ночь. Я был как раз 5 или 6 августа.

В 1959 году в Тикси была основана авиационная база (отсюда крупный аэропорт), которая сегодня после фактического банкротства арктического пароходства и морского порта, может считаться единственным предприятием, способным хоть как-то влиять на жизнь поселка. Многие местные жители считают, что если закроют военную часть, то им останется только куда-то уехать. Впрочем, похоже, многие так уже и сделали...

Когда-то здесь было довольно активное движение, и дорожные знаки служили по своему назначению. А сегодня скопление ненужных знаков у покинутого дома вызывает любопытные ассоциации, - ожидание, надежду когда-то кому-то пригодится.

В городе - все, что необходимо сегодня для жизни человека привыкшего к благам цивилизации. В магазине с зеленой крышей я купил себе тел карту Мегафон ДВ, и спокойно прогуливаясь по городу общался с Москвой. Есть телевидение, Интернет и т.д. В магазинах конечно ассортимент не широкой, но практически все есть. Продукты питания и все необходимые товары завозят сюда раз в году в северный завоз. Конечно, наличие аэропорта позволяет доставлять самое необходимое круглогодично. Приятно было видеть на полке товар, который я продаю - рыбные консервы Аквамарин. Правда, позиции, которыми торговал как минимум год назад, и которые по определенным причинам, были исключены из ассортимента. Здесь - пожалуйста.

Очень приветливы жители, открыты и искренны в своей радости. Полагаю гости здесь - редки. В составе нашей экспедиции было много иностранцев - немцы, швейцарцы... Всем было интересно: Тиксинцам наблюдать за напуганными иностранцами; Иностранцам - за тиксинцами живущими в довольно суровых условиях, и счастливыми при этом; И мне самому за теми и другими одновременно.

Тиксинский арктический морской порт

Чем мы гордимся? 1910-1915 гг - Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач». 1932 г. - Первый сквозной рейс по северному морскому пути О.Ю. Шмидта на пароходе «Сибиряков».1977 г. - 17.08 в 04 часа атомный ледокол Арктика впервые в мире достиг Северного Полюса.

В 1938 году был образован Тиксинский арктический морской порт.

В 1952-1955 Тиксинскому морскому порту передаются буксирно-лихтерные суда из Мурманска, Архангельска, Владивостока, часть флота Колымского Пароходства треста «Дальстрой», того самого который использовался для доставки в том числе и заключенных в структуры ГУЛАГа. Сегодня останки этих судов разбросаны, затоплены по всей акватории порта, а также нашли свое последнее пристанище у острова Брусилова, расположенного в центре Тиксинской бухты.

На безе флота Тиксинского морского порта в 1967 году создается Северо-Восточное управление флота, и уже с начала 70-х, суда не консервируются на зимний отстой, а уходят в работу в Дальневосточный бассейн. Фактически суда обслуживают уже не только северный завоз для собственных нужд, но и работают в аренде других компаний предприятий, в том числе зарабатывая валюту для государства на международных перевозках.

Когда-то здесь была жизнь, вершились судьбы сотен людей. Здесь влюблялись, женились, воспитывали детей, в потом уехали. Что вынудило? Это уже история. И все что здесь было до, осталось лишь в воспоминаниях очевидцев

Сегодня здесь пусто, и очень грустно, в том числе и по этой причине. 16 судов - флот Арктического Морского Пароходства, созданного на базе Северо-Восточного управления, - если и работает то по всему земному шарику. Мне довелось видеть одно из судов пароходства - сухогруз «Садриддин Айни» во Владивостокском порту в 2010 году. Со слов провожатого, 2008 году было три судозахода в Тиксинский Морской Порт. К сожалению, назначение всех трех - вывоз металлолома из акватории порта, города на экспорт.

В нижней части города, расположенной между морем, портом и городом в котором еще сохраняется жизнь - расположены абсолютно распушенные кварталы. Я был во многих заброшенных городах бывшего СССР, и в старом Норильске, и в Припяти, и старых кварталах Владивостока на мысе Чуркин. Мне, кажется, что с такой тотальной разрухой - здесь я встретился впервые. Сложно комментировать подобные фотографии. Когда-то здесь была жизнь, вершились судьбы сотен людей. Здесь влюблялись, женились, воспитывали детей, в потом уехали. Что вынудило? Это уже история. И все что здесь было до, осталось лишь в воспоминаниях очевидцев.

Бухта Тикси. Впервые ее описал в 1739 году русский полярный исследователь Дмитрий Лаптев. Тогда ее дали название «Губа Горелая». В 1878 году пустынные берега бухты «Горелая» посетили знаменитые пароходы «Вега» и «Лена». И именно тогда один из участников экспедиции А.Э. Норденшельда и А.Сибирякова, действующий член Российского Географического общества, гвардии лейтенант Оскар Нордквист, очарованный красотою бухты, выразил свое мнение о неуместном названии ее «Горелой». Он считал, что сама бухта как бы говорит о новой встрече с ней. Тогда узнали у переводчика как звучит на местном наречии слово «встреча» - «Тикси». Членам экспедиции и Норденшельду понравилось это приятное на слух название, но с особым значением, - и бухта получила свое нынешнее название.

Время поджимало, надо было возвращаться к месту встречи в центре города, для отправки на теплоход. Мне очень - понравилось в Тикси, может быть, я когда-нибудь вернусь сюда.

(Я) Координаты : 71°39′00″ с. ш. 129°10′00″ в. д.  /  71.65000° с. ш. 129.16667° в. д.  / 71.65000; 129.16667 (G) (Я)

К:Водные объекты по алфавиту

Тикси - бухта в южной части моря Лаптевых . Расположена к юго-востоку от устья реки Лена . Ширина залива у входа 17 км. Длина 21 км. Ледостав с октября по июль. Приливы величиной 30 см . Глубина до 11 м. Берег в северной части сложен льдом и рыхлыми породами.

География

В -1921 годах первая советская арктическая Усть-Ленская гидрографическая экспедиция, под руководством Фёдора Матисена и Николая Евгенова , оборудовала Быковский фарватер, место отстоя речных и морских судов и вход в бухту Тикси со стороны моря и Лены.

В 1920 году Павел Хмызников выполнил первую инструментальную съемку заливов Сого и Булункан.

Напишите отзыв о статье "Тикси (бухта)"

Примечания

Литература

  • Стручков, А. И. Очерки по истории Булунского улуса / А. И. Стручков; Администрация муницип. образования «Булунский улус (район)». - Якутск: Бичик, 2005. - 360 с.

Отрывок, характеризующий Тикси (бухта)

Он сказал, что войны наши с Бонапартом до тех пор будут несчастливы, пока мы будем искать союзов с немцами и будем соваться в европейские дела, в которые нас втянул Тильзитский мир. Нам ни за Австрию, ни против Австрии не надо было воевать. Наша политика вся на востоке, а в отношении Бонапарта одно – вооружение на границе и твердость в политике, и никогда он не посмеет переступить русскую границу, как в седьмом году.
– И где нам, князь, воевать с французами! – сказал граф Ростопчин. – Разве мы против наших учителей и богов можем ополчиться? Посмотрите на нашу молодежь, посмотрите на наших барынь. Наши боги – французы, наше царство небесное – Париж.
Он стал говорить громче, очевидно для того, чтобы его слышали все. – Костюмы французские, мысли французские, чувства французские! Вы вот Метивье в зашей выгнали, потому что он француз и негодяй, а наши барыни за ним ползком ползают. Вчера я на вечере был, так из пяти барынь три католички и, по разрешенью папы, в воскресенье по канве шьют. А сами чуть не голые сидят, как вывески торговых бань, с позволенья сказать. Эх, поглядишь на нашу молодежь, князь, взял бы старую дубину Петра Великого из кунсткамеры, да по русски бы обломал бока, вся бы дурь соскочила!
Все замолчали. Старый князь с улыбкой на лице смотрел на Ростопчина и одобрительно покачивал головой.
– Ну, прощайте, ваше сиятельство, не хворайте, – сказал Ростопчин, с свойственными ему быстрыми движениями поднимаясь и протягивая руку князю.
– Прощай, голубчик, – гусли, всегда заслушаюсь его! – сказал старый князь, удерживая его за руку и подставляя ему для поцелуя щеку. С Ростопчиным поднялись и другие.

Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая эти толки и пересуды стариков, ничего не понимала из того, что она слышала; она думала только о том, не замечают ли все гости враждебных отношений ее отца к ней. Она даже не заметила особенного внимания и любезностей, которые ей во всё время этого обеда оказывал Друбецкой, уже третий раз бывший в их доме.
Княжна Марья с рассеянным, вопросительным взглядом обратилась к Пьеру, который последний из гостей, с шляпой в руке и с улыбкой на лице, подошел к ней после того, как князь вышел, и они одни оставались в гостиной.
– Можно еще посидеть? – сказал он, своим толстым телом валясь в кресло подле княжны Марьи.
– Ах да, – сказала она. «Вы ничего не заметили?» сказал ее взгляд.
Пьер находился в приятном, после обеденном состоянии духа. Он глядел перед собою и тихо улыбался.
– Давно вы знаете этого молодого человека, княжна? – сказал он.
– Какого?
– Друбецкого?
– Нет, недавно…
– Что он вам нравится?
– Да, он приятный молодой человек… Отчего вы меня это спрашиваете? – сказала княжна Марья, продолжая думать о своем утреннем разговоре с отцом.
– Оттого, что я сделал наблюдение, – молодой человек обыкновенно из Петербурга приезжает в Москву в отпуск только с целью жениться на богатой невесте.
– Вы сделали это наблюденье! – сказала княжна Марья.
– Да, – продолжал Пьер с улыбкой, – и этот молодой человек теперь себя так держит, что, где есть богатые невесты, – там и он. Я как по книге читаю в нем. Он теперь в нерешительности, кого ему атаковать: вас или mademoiselle Жюли Карагин. Il est tres assidu aupres d"elle. [Он очень к ней внимателен.]
– Он ездит к ним?
– Да, очень часто. И знаете вы новую манеру ухаживать? – с веселой улыбкой сказал Пьер, видимо находясь в том веселом духе добродушной насмешки, за который он так часто в дневнике упрекал себя.
– Нет, – сказала княжна Марья.
– Теперь чтобы понравиться московским девицам – il faut etre melancolique. Et il est tres melancolique aupres de m lle Карагин, [надо быть меланхоличным. И он очень меланхоличен с m elle Карагин,] – сказал Пьер.
– Vraiment? [Право?] – сказала княжна Марья, глядя в доброе лицо Пьера и не переставая думать о своем горе. – «Мне бы легче было, думала она, ежели бы я решилась поверить кому нибудь всё, что я чувствую. И я бы желала именно Пьеру сказать всё. Он так добр и благороден. Мне бы легче стало. Он мне подал бы совет!»
– Пошли бы вы за него замуж? – спросил Пьер.
– Ах, Боже мой, граф, есть такие минуты, что я пошла бы за всякого, – вдруг неожиданно для самой себя, со слезами в голосе, сказала княжна Марья. – Ах, как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что… ничего (продолжала она дрожащим голосом), не можешь для него сделать кроме горя, когда знаешь, что не можешь этого переменить. Тогда одно – уйти, а куда мне уйти?…
– Что вы, что с вами, княжна?
Но княжна, не договорив, заплакала.
– Я не знаю, что со мной нынче. Не слушайте меня, забудьте, что я вам сказала.
Вся веселость Пьера исчезла. Он озабоченно расспрашивал княжну, просил ее высказать всё, поверить ему свое горе; но она только повторила, что просит его забыть то, что она сказала, что она не помнит, что она сказала, и что у нее нет горя, кроме того, которое он знает – горя о том, что женитьба князя Андрея угрожает поссорить отца с сыном.

Что я знал о Тикси до приезда сюда? - Практически ничего. Кроме общих географических понятий. Ну поселок городского типа, где-то в устье Лены, на берегу моря Лаптевых. Ну холодно там почти всегда, ну лед, ну снег, - ну так Арктика ж вроде!? И еще много всяких предположительных "ну"...

Поехал я сюда в составе энтузиасткой дружеской компании летом 2008 года. У нас было очень интересное путешествие из Якутска в Тикси на круизном теплоходе Михаил Светлов (о чем когда-нибудь поподробней расскажу). Центральной точкой нашего путешествия и был - Тикси.

Тикси начался в Заливе Неелова, где нас очень приветливо встречал некий Кузмич

Побережье моря Лаптевых в Заливе Неелова

Кругом погранзаставы, погранцы, чего-то от кого-то стерегут. Не то враги вокруг,

А местность вокруг - весьма интересна. Арктическая тундра, голые сопки, технические коммуникации, остатки военных, и еще чего-то...

ПГТ Тикси возник в 1933 году, как один из пунктов Северного Морского пути. СЛАВА ОКТЯБРЮ

Как пишут историки, пароход "Лена" в 1932 году доставляет в бухту Тикси первых зимовщиков. которые основали первую метеорологическую станцию. А уже в 1933 году на пароходе "Товарищ Сталин" был доставлен отряд Лено-Хатангской экспедиции, которые и заложили порт и поселок Тикси.

В городе проживает около 6 000 человек, и конечно сегодня он переживает не самые лучшие свои времена.

Тикси сегодня - это центр Булунского района Республики Саха (Якутия). Сюда можно добраться самолетом, в городе крупный (для Арктики) аэропорт. Регулярно летают рейсы из Якутска (примерно 1270 км по воздуху)

Кроме того летом, а оно здесь очень короткое, открыта навигация по реке Лена. Ходит 2-3 раза в году рейсовый теплоход, и 1-2 раза круизный. Предполагаю что зимой по Лене действует зимник, но практическое использование его как способ доехать до Тикси скажем из ближайшего Якутска - кажется мне весьма сомнительным

Собственно - это центр города, его центральная улица.

Помимо жилых домов, здесь располагается гостиница Моряк. На мой взгляд, интересна она следующим фактом: 4 этажа, 1-й магазин, 2-й собственно гостиница, 3-й музей, 4-й еще как-то общественное заведение. Могу конечно ошибаться в порядке этаже, вопрос не в этом...

Здесь превалируют российские (советские) авто, несмотря на близость географическую к Японии

Контейнеры - это кладовая, хранилище, погреб - как угодно, - жильцов
Будим помнить что - вокруг - вечная мерзлота.

Климат здесь суровый. В год бывает до 120 дней с метелями. Средняя температура января -35 С, июня - +11 С. Зима длится 8 месяцев, лето - максимум 2.

С 10-го мая по 2-е августа - полярный день. Соответственно с 17 января по 25 января - полярная ночь. Я был как раз 5 или 6 августа.

В 1959 году в Тикси была основана авиационная база (отсюда крупный аэропорт), которая сегодня после фактического банкротства арктического пароходства и морского порта, может считаться единственным предприятием, способным хоть как-то влиять на жизнь поселка.

+

Многие местные жители считают что если закроют военную часть, то им останется только куда-то уехать. Впрочем похоже многие так уже и сделали...

Когда -то здесь было довольно активное движение и дорожные знаки служили по своему назначению. А сегодня скопление ненужных знаков у покинутого дома вызывает любопытные ассоциации, - ожидание, надежду когда-то кому-то пригодится

В городе -все что необходимо сегодня для жизни человека привыкшего к благам цивилизации. В магазине с зеленой крышей я купил себе тел карту Мегафон ДВ, и спокойно прогуливаясь по городу общался с Москвой. Есть телевидение, интернет и т.д.

В магазинах конечно ассортимент не широкой, но практически все есть.

Продукты питания и все необходимые товары завозят сюда раз в году в северный завоз. Конечно наличие аэропорта позволяет доставлять самое необходимое круглогодично. Приятно было видеть на полке товар который я продаю - рыбные консервы Аквамарин, правда позиции, которыми торговал как минимум год назад, и которые по определенным причинам, были исключены из ассортимента. Здесь - пожалуйста.

Очень приветливы жители, открыты и искренны в своей радости. Полагаю гости здесь - редки. В составе нашей экспедиции бло много иностранцев - немцы, швейцарцы… Всем было интересно: Тиксинцам наблюдать за напуганными иностранцами; Иностранцам - за тиксинцами живущими в довольно суровых условиях, и счастливыми при этом; И мне самому за теми и другими одновременно.

Эта часть города, в которой мы находимся, удалена от моря, и является своего рода центром, сосредоточием жизни горожан.

Пришло время отправится в сторону порта. Там другая жизнь.

Ресторан "Север" с веселенькой крышей. Будим помнить что 8 месяцев - здесь все белое от снега, метелей и т.д. Веселенькие яркие цвета - это суровая необходимость.

Наверное - это старый город. Тот самый, с которого Тикси начинался.

Здесь ближе море. Но это Вам не Сочи, ветра, пурга с моря, с Арктики… И вот чем ближе к морю, - тем меньше здесь жителей.

Тем больше разруха! Когда то в этих окнах кипела жизнь, которая никогда уже сюда не вернется!

Температура воздуха в этот день била все рекорды! Около +20-23 С. Солнце не только ярко светило - но и приятно согревало!.
И город в лучах солнца - выглядел очень привлекательно, даже ярко. Несмотря на всю свою действительность.

Чем мы гордимся?
1910-1915 гг -Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач".
1932 г. - Первый сквозной рейс по северному морскому пути О.Ю. Шмидта на пароходе "Сибиряков"
1977 г. - 17.08 в 04 часа атомный ледокол Арктика впервые в мире достиг Северного Полюса

Когда то здесь собирались на митинги и праздники жители

НИЧТО НЕ ЗАБЫТО

В 1938 году был образован Тиксинский арктический морской порт.

В 1952-1955 Тиксинскому морскому порту передаются буксирно-лихтерные суда из Мурманска, Архангельска, Владивостока, часть флота Колымского Пароходства треста "Дальстрой", того самого который использовался для доставки в том числе и заключенных в структуры ГУЛАГа. Сегодня останки этих судов разбросаны, затоплены по всей акватории порта, а также нашли свое последнее пристанище у острова Брусилова, расположенного в центре Тиксинской бухты.

На безе флота Тиксинского морского порта в 1967 году создается Северо-Восточное управление флота, и уже с начала 70-х, суда не консервируются на зимний отстой, а уходят в работу в Дальневосточный бассейн. Фактически суда обслуживают уже не только северный завоз для собственных нужд, но и работают в аренде других компаний предприятий, в том числе зарабатывая валюту для государства на международных перевозках.

Сегодня здесь пусто, и очень грустно, в том числе и по этой причине. 16 судов - флот Арктического Морского Пароходства, созданного на базе Северо-Восточного управления, - если и работает то по всему земному шарику. Мне довелось видеть одно из судов пароходства - сухогруз "Садриддин Айни" во Владивостокском порту в 2010 году.

Со слов провожатого, 2008 году было три судозахода в Тиксинский Морской Порт. к сожалению назначение всех трех - вывоз метало лома из акватории порта, города на экспорт.

В таком же печальном состоянии находятся и портовые сооружения.

А это по всей видимости база по подготовке лома к вывозу.

В нижней части города, расположенной между морем, портом и городом в котором еще сохраняется жизнь - расположены абсолютно распушенные кварталы.

Я был во многих заброшенных городах бывшего СССР, и в старом Норильске, и в Припяти, и старых кварталах Владивостока на мысе Чуркин. Мне кажется что с такой тотальной разрухой - здесь я встретился впервые.


Мы достигли посёлка Тикси, крайней точки нашего пути. В этот день не было смысла торопиться с подъёмом - прибытие теплохода на стоянку в заливе Неёлова лишь в 10-30, а на берег мы сойдём и вовсе после обеда. Тикси расположен на побережье моря Лаптевых, но теплоход швартуется не в бухте Тикси, а на стоянке в заливе Неёлова, защищённом от сурового моря Лаптевых Быковским полуостровом. Залив Неёлова отделён от бухты Тикси узеньким перешейком, минимальной шириной всего около двух километров, а туристов от теплохода до Тикси везут на автобусах.

Приближаемся к месту стоянки в Неёлова:

Теплоход швартуется к старому лихтёру:

От вчерашних туч не осталось и следа, всё ярче светит солнце, предвещая замечательный день. Неподалёку от места нашей стоянки находится аэропорт Тикси, предназначенный как для гражданской авиации, так и для военной. До уха доносится всё нарастающий шум - заходит на посадку борт из Москвы: ТУ-154, словно гигантская птица, очень красиво заходит на посадку над заливом.

У причала наш теплоход встречают пограничники. Тикси, как и многие приграничные, а также северные районы нашей страны, является пограничной зоной, и туда требуются погранпропуска. Туристы, едущие в погранзону "дикарём" оформляют их самостоятельно в соответствующих органах, а в случае организованного тура (например, круиз на теплоходе) их оформляет турфирма, в данном случае "Алроса". В Тикси погранцы зашли на теплоход, проверили в дирекции круиза наличие пропусков на каждого туриста, а выход на берег и обратный вход на теплоход осуществлялся строго по паспорту.

Погранцы у трапа теплохода:

После обеда, пройдя паспортный контроль, мы сошли на берег. Старый лихтёр давно отслужил своё - он много повидал на своём веку и теперь завершает свой жизненный путь в качестве пристани.

Много лет назад на этом капитанском мостике стоял настоящий капитан...

"Михаил Светлов" на стоянке в заливе Неёлова:

Поля деревьев на берегу. Здесь тундра и практически нет лесной растительности - эти деревья по Быковской протоке принесла в залив Лена.

А вот и экскурсионный автобус… Дорога по пересечённой местности была очень весёлой - задорный смех сидевших друг на друге пассажиров слышался в салоне отовсюду, а для иностранцев такие покатушки и вовсе оказались одним из самых головокружительных аттракционов поездки!

Делаем остановку у знака «Тикси».

Отсюда открывается прекрасная панорама посёлка.

Тикси в переводе с якутского означает «причал». Тикси - морские ворота Якутии, крупный транспортный узел Российской Федерации. Порт Тикси был основан в 30-х годах 20 века, когда советские суда начали регулярное плавание по Северному морскому пути. В августе 1932 года пароход «Лена» высадил на необитаемый берег первый отряд зимовщиков-строителей. В годы Великой Отечественной войны через Тикси уже шли транспорты в Архангельск, Мурманск и Владивосток. В послевоенные годы роль Северного Морского пути ещё более возросла: на всём протяжении от Мурманска до Чукотки кипела жизнь - работали десятки мощных судов, с 1959 по 1992 годы для Северного морского пути было построено 8 атомных ледоколов (и ещё один атомный лихтёровоз). На всём протяжении от Кольского полуострова до Берингова пролива круглогодично работали десятки метеостанций, действовала ледовая разведка. Транспорты, конвоируемые ледоколами, привозили в европейскую часть страны 7 миллионов тонн грузов ежегодно, и, наоборот, - практически весь наш арктический север обеспечивался всем необходимым через Севморпуть. С 1967 года Тикси стал местом базирования Северо-Восточного Управления морского флота, связавшего транспортными сетями море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря, устья судоходных рек Лены, Хатанги, Оленек, Яны, Индигирки, Колымы. Тикси стал одним из крупнейших, современных и высокомеханизированных портов Арктики.

К сожалению, всё это осталось в прошлом - в начале 90-х объём перевозок по Севморпути снизился в 5-6 раз, многие арктические порты пришли в упадок. В настоящее время наметилось некоторое увеличение грузопотока, но в основном это касается «западного плеча» Северного морского пути от Мурманска через Баренцево и Карское моря до Дудинки (Норильска). Восточная же часть пути - самая северная, суровая, практически на 80-й широте огибающая Таймыр, ведущая далее к устьям Лены, Индигирки, Колымы, и далее мимо Чукотки к Берингову проливу по-прежнему используется крайне мало.

Первым делом мы посетили Полярный музей

Посёлок Тикси - административный и культурный центр Булунского улуса Якутии. Посёлок состоит из двух- и пятиэтажных домов на сваях; фактически Тикси представляет собой два обособленных городка: Тикси-1 - гражданский посёлок, Тикси-3 - военный. Неподалёку от военного городка находится аэропорт, использующийся совместно для гражданских и военных самолётов и вертолётов.

Одна из центральных улиц:

Автомобиль для наших дорог!

На сопке, возвышающейся над посёлком - антенны военных:

Страницы славной истории:

Никто не забыт и ничто не забыто...

Снегозащитные сооружения:

Направляемся в порт... К сожалению этот, некогда один из главных арктических портов нашей страны, сейчас переживает не лучшие времена...

А в нескольких километрах от берега расположен остров Бруснева, где вот уже много лет находится кладбище кораблей. Готовясь к поездке, мы прорабатывали идею совершить на этот остров марш-бросок, но к сожалению, время в Тикси ограничено - всего не успеть...

Мы посмотрели посёлок и окрестности порта, пофотографировали окружающие Тикси сопки, но чем меньше времени оставалось до отъезда нашего ПАЗика к теплоходу, тем сильнее хотелось осуществить ещё одно желание - спуститься к самому морю, к самой воде, поклониться суровому Ледовитому Океану. Сделать это оказалось непросто - кругом огромная и необычайно захламлённая территория порта, далее какие-то склады, потом - нефтебаза, расположенная на самом обрыве. Наконец, я заметил расположенный в паре километрах от посёлка небольшой уютный заливчик, куда можно было успеть добежать.

А потом всё случилось как-то само собой - оказавшись на 72 широте на берегу Ледовитого Океана, у нас ни на секунду не возникло разногласий относительно того, что делать дальше. Что делать!? Конечно, НЫРЯТЬ!!!

И совершенно не важно, что вода всего пять градусов…

До свидания, далёкое заполярное море, до свидания, Ледовитый Океан - мы ещё обязательно, ОБЯЗАТЕЛЬНО к тебе вернёмся!

В 18-00 «Светлов» отошёл от причала и направился на Север, пересекая залив Неёлова и держа курс на Быков мыс. Но ещё долгое время панорама посёлка Тикси остаётся видна с кормы… Пересекая залив Неёлова...

После вчерашнего пасмурного дня погода снова балует путешественников. Никогда бы не поверил, что буду загорать и есть мороженое на носу теплохода, идущего на 72 широте по заливу Моря Лаптевых! В этом рейсе нам очень повезло с погодой - солнце и тепло сопровождали нас все оставшиеся дни до самого Якутска!

Море Лаптевых... Жара!!!