Чехов

Сообщение на тему нефертити. Египетская царица нефертити. Загадки царицы Нефертити

Самой известной женщиной Древнего Египта без сомнения можно назвать Нефертити. Эта самая красивая женщина сумела воплотить в себе образ идеальной женственности, величия и царственности. Образ этой красавицы наряду с египетскими пирамидами стал символом древнеегипетской цивилизации. Почитаемая своими современниками в роли живой богини, забытая и проклятая своими потомками, сегодня она «царствует» в нашем современном мире. Ее образ напоминает вечную борьбу человека со временем и делает неизменным идеал красоты.
Исторические заметки.

Не только царицей была Нефертити, перед ней поклонялись как перед богиней. Не только известная, но и красивая из всех жен фараонов Египта Нефертити жила на восточном берегу Нила в самом роскошном дворце со своим венценосным супругом. Нефертити стала супругой царя Аменхотепа IV еще при жизни родителей Аменхотепа. Его родителями были фараон- солнце Аменхотеп III и мать - великая царица Тейе, которую почитали за мудрость, властность и неординарный ум.

Нефертити была царицей и правила со своим супругом Египтом не более 17 лет. Для культуры Древнего Востока ее правление ознаменовалось религиозной революцией, которая поколебала устоявшиеся древнеегипетские сакральные традиции – культ Амона сменил культ Атона – животворящий солнечный диск.

Ее роль в происходящих событиях того времени воплощала в себе животворящую силу Солнца, которая дарит всем жизнь. В Фивах, где прошла юность Нефертити, в храмах бога Атона ей всегда возносились молитвы.

Таинственный образ Нефертити исчезает после смерти Макетатон, которая была средней дочерью супругов. На ее место приходит из женского дома Эхнатона второстепенная царица – Кийа, несколько позже на ее место приходит старшая дочь – Меритатон. От второй жены Кийа родился Тутанхамон, который в последствии стал мужем дочери Нефертити и Эхнатона.
Нефертити была матерью шести дочерей, и скорей всего это дало повод оказаться ей в опале и провести некоторое время в одном из дворцов Ахетатона. В мастерской того времени была обнаружена статуя скульптора Тутмоса, которая изображала Нефертити в преклонном возрасте.
Большой проблемой для супругов было отсутствие сына, который мог обеспечить надежность продолжения династии. Даже вступая в браки со своими дочерьми, они родили своему отцу Эхнатону, еще двух девочек.

Биографическая сводка Нефертити.
Некоторые сведения доносят до нас, что Нефертити была родом из Митаннии. Ее происхождение было из знатного рода. Рождение этой красавицы датируется как 1370 год до нашей эры. Настоящее имя будущей царицы звучало как Тадучела. Когда ей исполнилось 12 лет, ее отец, за большое количество драгоценностей и золота отослал ее в гарем Аменхотепа III. После кончины фараона, по традиции того времени, всех жен наследовал приемник фараона Амехонтеп IV. Своей красотой Нефертити или как ее еще называли Нефер-Нефер-Атон, смогла обратить внимание Аменхотепа IV, который впоследствии получил имя Эхнатон, на себя. Тогда же, между ними были заключены брачные узы. Таким образом, эта красавица, бывшая наложница гарема, превратилась в полноправную хозяйку и соправительницу Древнего Египта.

Нефертити.
Не сумев родить своему супругу сына, Нефертити была изгнана. Некоторое время спустя ей на воспитание передали сына ее мужа от второго брака, Тутанхамона. Не сумев побороть расставание, супруг возвращает Нефертити обратно. Их союз был вновь восстановлен. Буквально спустя некоторое время фараон был убит и вдова, красавица Египта в 35-летнем возрасте стала полновластной правительницей Египта. Она правила под именем Сменхкара. Ее царствование закончилось на пятом году трагической гибелью. Прекрасная женщина-фараон погибла от рук изгнанных жрецов. Ее тело было изуродовано, а гробницу разрушили и расхитили вандалы.

Образ Нефертити.
Облик Нефертити представляется на основании сохраненных скульптур и изображений. До самой смерти эта женщина сохранила свою стройную и миниатюрную фигуру, изящество которой не смогли испортить роды шестерых детей. У нее был четкий контур лица и волевой подбородок, который считался не типичным для коренных египтян. Ее красоте могут позавидовать даже женщины нашего времени. У нее были черные четкой формы брови, миндалевидные и очень выразительные глаза, пухлые губы.
Психологический портрет Нефертити вырисовывается недостаточно четко. Согласно одних источников это была красавица со строптивым и непокорным нравом, обладала определенной жестокостью. Другие сведения представляют ее верной и покорной женой, которая всегда и во всем поддерживала мужа. Возможно, в противоположности этих характеров и стоит уникальность египетской царицы. Анализируя полученные данные о Нефертити, психологи, предположили, что эта женщина обладала качествами, которые были присущи мужчинам. Кроме того, подтвердилось предположение об образованности этой великой женщины, что для Древнего Египта это было большой редкостью, так как это качество было присуще в основном мужчинам.

Неустановленные факты или мифы о Нефертити.
Британские ученые совсем недавно нашли мумию, которая соответствовала описанию египетской царицы. Если эта идея найдет свое точное подтверждение, тогда опровергается предложение о трагической и ранней гибели Нефертити.
Нефертити не была иноземкой, по некоторым данным она состояла в родственных узах с Аменхотепом IV, который был ее родным братом и, который, впоследствии получил имя Эхнатон. Этот факт можно отнести к разряду реальных фактов, так как браки в Древнем Египте между родственниками считались вполне законными и достаточно распространенными. Их поощрение основывалось на том, чтобы исключить факт кровосмешения. Но опять-таки, как показала история, родственные браки привели к вымиранию не одну династию.
Так как Нефертити не смогла родить сына, ее статус понизился до второй жены, за что она так и не смогла простить мужа. Чтобы у нее оставалось как можно меньше времени для любовных утех, она обучила одну из своих дочерей этому искусству. По достижению возраста 11 лет девочка стала любовницей для своего отца.

Брак между супругами был заключен исключительно из политических соображений. Фараона интересовал острый ум супруги, ее холодная расчетливость в любом государственном вопросе. Кроме того, имеются предположения, что фараон имел гомосексуальные связи, и его вторая жена была выбрана только потому, что по своему облику очень напоминала мужчину. Таким образом, ни о каких трепетных чувствах Эхнатона к Нефертити говорить не приходится.
В период супружества, Эхнатон любил только Кийа. Нефертити так и не смогла справиться со своей соперницей. А все сцены, которые изображают счастливую семейную жизнь – это только фарс. После предпринятых попыток вернуть себе мужа, Нефертити смирилась со своим положением и нашла себе занятие в воспитании сына Эхнатона и Кийа, который впоследствии должен был стать мужем ее дочери.
Нефертити не относилась к робким и покорным женщинам. Также ее нельзя было отнести к послушным женам. Она не только оказывала постоянное давление на слабый характер супруга, но и имела большое количество наложников. К тому же, самолюбие царицы не имело границ. В ее желании могло возникнуть уничтожить все родственные связи мужчины, который способен был вызвать хоть какие-либо эмоции.
Конечно, не стоит относиться к этим фактам как доподлинно доказанным. Так как своего 100-процентного подтверждения они так и не нашли. Но, тем не менее, древнеегипетская царица Нефертити надолго останется в истории. Придет другое поколение ученых, которые будут пытаться раскрыть тайны этой незаурядной женщины.

Заключение
.
Более чем тридцать веков имена Нефертити и Эхнатона не находили своего упоминания. Не только оказались стертыми их имена с монументов, их статуи лишили лица, а город был сровнен с землей. Ученые, расшифровав некоторые манускрипты древности, нашли упоминание о фараоне-пророке и его королеве, красота которой была трудно описать.
Для Эхнатона его любимая Нефертити была усладой для его сердца. В Ахетатоне, на одном из обнаруженных рельефов был запечатлен поцелуй супругов. Это было первое любовное изображение в истории искусства. Каждую сцену сопровождает присутствие Атона – солнечный, с большим количеством рук диск протягивает царственным супругам символы вечной жизни. Нефертити в переводе звучит как «Прекрасное Совершенство Солнечного диска».

Древнеегипетская царица, жена фараона Аменхотепа IV, известного в истории под именем Эхнатона. В 1912 году в Амарне были найдены поэтичные, тонкие скульптурные портреты Нефертити, созданные мастером Тутмесом. Хранятся в музеях Каира и Берлина.

Остается только удивляться необычности исторической судьбы царицы Нефертити. Тридцать три века ее имя было в забвении, а когда гениальный французский ученый Ф. Шампольон в начале прошлого столетия расшифровал древнеегипетские письмена, то о ней упоминали довольно редко и лишь в специальных академических работах.

XX век, словно демонстрируя причудливость человеческой памяти, вознес Нефертити на вершину славы. Первоначально её бюст обнаружила команда египтолога Л.Борхарда и увезла в Германию (где ныне и хранится); чтобы скрыть её от египетской таможни его специально вымазали гипсом. В своем археологическом дневнике напротив зарисовки памятника Борхардт написал всего одну фразу: «Описывать бесцельно, - надо смотреть».

Позже в 1933 году министерство культуры Египта затребовала его обратно в Египет, но Германия отказались его возвращать, тогда египтологам Германии были запрещены археологические раскопки. Вторая мировая война и преследование жены Борхарда из-за еврейского происхождения помешали археологу продолжить исследования в полной мере. Египет официально требует у ФРГ вернуть вывезенный бюст Нефертити.


Нефертити играет в сенет.

Недавно было обнаружено, что бюст красавицы Нефертити имеет позднюю «пластическую операцию» штукатуркой. Изначально слепленный с носом «картошкой» и т. п., позже был подправлен и стал считаться эталоном египетской красоты. Пока не известно - было ли первоначальное изображение Нефертити ближе к оригиналу и позже приукрашено, или наоборот последующая доделка улучшала неточности первоначальной работы… Доказать это может только исследование мумии самой Нефертити, если она будет обнаружена. До генетического исследования в феврале 2010 года египтологи предполагали, что мумией Нефертити может быть одна из двух мумий женщин, найденных в гробнице KV35. Однако в свете новой информации эта гипотеза отвергнута.


Бюст стоящей Нефертити.

Один из археологов, ряд лет возглавлявший раскопки в Ахетатоне, пишет о легенде местных жителей. Якобы, в конце XIX века группа людей спустилась с гор, неся золотой гроб; вскоре после этого у антикваров появилось несколько золотых вещей с именем Нефертити. Проверить эти сведения не удалось.

Кем же в действительности была знаменитая Нефертити- «Пришедшая красавица» (как переводится ее имя)? С начала исследования и проведения раскопок в развалинах Ахетатона (современная Тель-эль-Амарна) в 80-х годах XIX века до настоящего времени не обнаружено ни одного чёткого свидетельства о происхождении Нефертити. Только упоминания на стенах гробниц семьи фараона и вельмож дают некоторые данные о ней. Именно надписи в усыпальницах и клинописные таблички Амарнского архива помогли египтологам выстроить несколько гипотез о том, где родилась царица. В современной египтологии есть несколько версий, каждая из которых претендует на истинность, но недостаточно подтверждена источниками, чтобы занять лидирующее положение.


Артур Брагинский.

В целом, взгляды египтологов можно разделить на 2 версии: одни считают Нефертити египтянкой, другие - иноземной принцессой. Гипотеза о том, что царица не была знатного происхождения и случайно появилась у трона, сейчас отвергается большинством египтологов. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране.


Эхнатон и Нефертити.

По общественному статусу своего времени - «главная супруга» (др.-егип. химет-уарет (ḥjm.t-wr.t)) древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (ок. 1351-1334 до н. э.), время правления которого ознаменовалось крупномасштабной религиозной реформой. Роль самой царицы в проведении «солнцепоклоннического переворота» спорна.


Эхнатон и Нефертити.

Египетские женщины владели секретами необычных косметических рецептов, которые в тайне передавались от матери к дочери, искусны они были и в делах любви, особенно если учесть, что учиться они начинали в совсем еще юном - шести-семилетнем - возрасте. Словом, недостатка в красивых женщинах в Египте не было, наоборот, вся древняя элита знала - достойную жену следует искать на берегах Нила. Однажды вавилонский правитель, посватавшийся к дочери фараона, получил отказ. Раздосадованный, он написал несостоявшемуся тестю обиженное письмо: "Почему ты так со мной поступаешь? В Египте есть достаточно прекрасных дочерей. Найди мне красавицу по твоему вкусу. Здесь (имелась в виду Вавилония.) никто не заметит, что она не царской крови".

Среди такого количества достойных претенденток восхождение Нефертити кажется невероятным, почти сказочным. Она, конечно, происходила из знатного рода, являлась (возможно) близкой родственницей кормилицы своего мужа, а ранг кормилицы в египетской иерархии был достаточно высок. Возможно дочь вельможи Эйе, одного из сподвижников Эхнатона, впоследствии - фараона, и вероятно двоюродная сестра Эхнатона. В царском дворце в гаремы предпочитали брать самых ближайших родственниц - племянниц, сестер и даже собственных дочерей, чтобы сохранить "чистоту крови".

Надо сказать, что и супруг Нефертити выделялся из длинного ряда царской династии. Правление Аменхотепа IV вошло в историю Египта, как время "религиозных реформ". Этот незаурядный человек не побоялся сразиться с самой мощной силой своего государства - жреческой кастой, которая посредством своих мистических, таинственных знаний держала в страхе и элиту, и народ Египта. Жрецы, используя сложные культовые обряды многочисленных богов, постепенно захватывали лидирующее положение в стране. Но Аменхотеп IV оказался вовсе не из тех правителей, которые отдают свою власть. И он объявил войну касте жрецов.

Единоличным приказом он, ни много ни мало, отменил прежнего бога Амона и назначил нового - Атона, а заодно перенес столицу Египта из Фив на новое место, построил новые храмы, увенчав их скульптурными колоссами Атона-Ра, и переименовал себя в Эхнатона, что означало "угодный Атону". Можно только предполагать, какие огромные усилия потребовались новому фараону, чтобы переломить сознание целой страны, чтобы выиграть эту опасную войну со служителями культа. И, конечно, как в любой битве, Эхнатону был необходим надежный союзник. Видимо, такого союзника - верного ему, умного, сильного - он и нашел в лице своей жены - Нефертити.

После женитьбы на Нефертити царь забыл свой гарем, он не на шаг не отпускал свою юную жену. Вопреки всяким правилам приличия женщина впервые стала посещать дипломатические приемы, Эхнатон не стеснялся прилюдно советоваться с Нефертити. Даже выезжая проверять заставы вокруг города, фараон брал с собой жену, и караул теперь отчитывался не только перед владыкой, но и перед его супругой. Поклонение Нефертити превзошло все пределы. Ее огромные, величественные изваяния украшали каждый египетский город.


Храм Нефертити, Абу-Симбел, Асуан, Египет.

Вряд ли только искусством любви и неотразимой красотой можно объяснить безмерное влияние Нефертити на фараона. Можно, конечно, предположить колдовство. Но мы предпочтем более реалистическое объяснение успеха египетской царицы - ее поистине царская мудрость и фанатическая преданность мужу, при этом отметим, что по нашим понятиям всесильная Нефертити была по возрасту совсем юна, а проще сказать - совсем девочка.


Нефертити с богами и Аменхотепом IV.

Были, понятно, и интриги, и зависть, и козни тех, кто никак не мог взять в толк: отчего женщина управляет государством и заменяет фараону сановных советников. Однако большинство вельмож, как и во всякие времена, предпочитало не ссориться с женой властителя, и на Нефертити как из рога изобилия посыпались дары и подношения просителей. Но и тут прекрасная женщина проявила мудрость и достоинство. Она хлопотала лишь за тех, кто, по ее мнению, мог принести пользу любимому мужу, кто мог оправдать доверие фараона.

Казалось, счастье Нефертити безмерно, но судьба не благоволит бесконечно даже к редким избранникам. Беда пришла с той стороны, откуда ее не ждали. Древнеегипетская женщина рожала, присев на двух кирпичах. Акушерки придерживали ее за спину. Считалось, что родильные кирпичи помогут облегчить роды и принести счастье. На каждом из них высекалась голова богини Мешенит, которая помогала младенцу появиться на свет. Всякий раз, присаживаясь на кирпичики, Нефертити молила Атона даровать им наследника. Но в таком деле, к сожалению, ни горячая любовь к мужу, ни мудрость, ни всесильные боги помочь не могли. Шесть дочерей родила Нефертити, а долгожданного сына все не было.


Эхнатон, Нефертити и три дочери. Каирский музей.

Тут-то и подняли голову завистники и враги несчастной царицы. Человеческий век в Древнем Египте был короток - 28-30 лет. Смерть могла унести фараона в любой миг, и государство тогда оставалось без прямого наследника власти. Нашлись доброхоты, познакомившие Эхнатона с красивой наложницей - Киа. Казалось, власти Нефертити пришел конец. Но не так просто забыть свою прежнюю любовь, даже если хочется чего-то новенького, более острых ощущений. Эхнатон мечется от одной женщины к другой: то и дело он из покоев Киа направляется к бывшей любимой и каждый раз его ожидает радушный теплый прием. Но Нефертити, видимо, будучи волевой самолюбивой женщиной, не смогла простить предательства. Внешняя любезность не могла обмануть фараона, он-то знал, на что способна истинная любовь. И он снова возвращался к Киа. Так продолжалось недолго. Болтовня новой наложницы вывела наконец Эхнатона из себя - ему было с кем сравнивать соперницу.

Киа была возвращена в гарем. Она пыталась сопротивляться, призывала мужа вернуться, впадала, видимо, в обычные женские истерики. Только после того, как евнух сурово наказал ее плетьми, она успокоилась, поняв, что царским милостям пришел конец. Они уже больше никогда не будут в прежних отношениях - Нефертити и Эхнатон. Прошлую любовь склеить не удалось, но и в этой ситуации Нефертити придумала выход, продемонстрировав поистине государственный ум. Нам поступок Нефертити покажется, конечно, диким, но не забывайте, что речь идет о Древнем Египте. Нефертити предложила в жены Эхнатону их третью дочь - юную Анхесенамон и сама обучила ее искусству любви, той любви, которая всегда так зажигала фараона.


Дочери Эхнатона и Нефертити.

История, конечно, грустная, но обстоятельства оказываются сильнее человека. Через три года Анхесенамон овдовела. Ей шел одиннадцатый год, и ее снова выдали замуж за великого Тутанхамона. Столица вновь была возвращена в Фивы, страна опять стала поклоняться богу Амону-Ра. И только Нефертити, верная прежним пристрастиям, осталась в Ахенатоне, из которого медленно и постепенно уходила жизнь. Доподлинно известно, губы Нефертити пахли ржавчиной. Ведь во времена фараонов красавицы пользовались смесью из пчелиного воска и сурика. А сурик - не что иное, как оксид железа! Цвет получался красивый, но поцелуй становился ядовитым.

Царица умерла, город опустел окончательно, а похоронили ее, как она и просила, в гробнице с Эхнатоном. И через тридцать веков ее образ словно восстал из пепла, тревожа наше воображение и заставляя еще и еще раз задумываться о тайне красоты: что это - "сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?"


Гробница Нефертити. Вестибюль

MENSBY

4.6

Нефертити была одной из сотен принцесс, привезенных, чтобы родить сыновей и в одиночестве встретить старость… Но судьба подарила ей уникальный шанс…


Пластические хирурги копируют разрез ее глаз, форму губ и носа, модницы повторяют макияж знаменитой царицы, а дизайнеры создают летящие платья, сандалии и этнические украшения, как на ее портретах…

Тайна царского происхождения «пришедшей красавицы»

Фигура Нефертити, Limestone; Amarna; New Kingdom, 18th dynasty; c. 1345 BC

Как стало известно, Нефертити (Nefertiti) появилась на свет в 1370 году до н. э., но египтологи не могут прийти к единому ответу на вопрос, где и в какой семье она родилась.

Большинство уверено, что в самом имени царицы сокрыта тайна ее происхождения. Нефертити переводится с египетского как «пришедшая красавица» – значит, она приехала в Египет из другого края. Возникла версия, что Нефертити была дочерью царя Тушрата (Tushratta) и царицы Юни (Juni) из соседней Митании – царства в Месопотамии, где жили легендарные арии. Родители называли принцессу Тадучепа (Tadukhipa) и воспитывали ее в традициях монотеистской арийской религии, которая учила поклоняться солнцу как единственному божеству.

Вероятно, 12-летняя Тадучепа была отправлена отцом в Египет как подарок для фараона Аменхотепа III (Amenhotep III) в «Дом украшений» (гарем) и стала одной из сотен иноземных принцесс, привезенных, чтобы родить владыке сыновей и в одиночестве встретить старость…

Но судьба подарила ей уникальный шанс…

Тайна блестящего замужества Нефертити.

Вскоре после прибытия Нефертити Аменхотеп III отправился в мир иной, и по традиции все жены фараона должны были быть принесены в жертву и похоронены вместе с правителем. Но сын покойного, молодой Аменхотеп IV (Amenhotep IV), спас Нефертити от гибели и сделал своей супругой. Нетрудно догадаться, что на такой смелый шаг юношу толкнула сильная любовь. Каждый государственный приказ он подписывал клятвой в вечной любви к Богу и Нефертити.

Муж называл царицу «госпожой радости, умиротворяющей небо и землю сладостным голосом и добротой» и «усладой сердца».

Тайна идеальной красоты царицы.


Знаменитый бюст Нефертити, который немецкий археолог Людвиг Борхард (Ludwig Borchardt) раскопал в пустыне в 1912 году, считается настоящим чудом мирового искусства. Борхард тайно вывез артефакт в Германию и отдал в Берлинский музей. Египетские власти потребовали вернуть находку, грозя смертельным проклятием Нефертити. Немцы грубо отказали, а потом фашистский лидер забрал статуэтку в свой бункер и, говорят, смотрел на безмолвную красавицу денно и нощно.

В наши дни скульптура до сих пор хранится в Берлинском музее, но немецкие власти начали постепенно отдавать Египту культурное наследие, и, возможно, скоро Нефертити вернется домой!

Итак, как же древний мастер изобразил свою царицу: очаровательные каре-зеленые глаза, густые черные брови, чувственные полные губы, изящный носик, волевые скулы, лебединая шея и миниатюрная фигура – Нефертити выглядит просто безупречно.

Но, как и любая модница, царица знала способы стать еще привлекательнее: красила ногти хной или жидким золотом, принимала ванны с морской солью, втирала в кожу аромамасла, пудрилась порошком из растертых минералов, подводила глаза сурьмой, мазала губы ягодной помадкой, носила полупрозрачные льняные платья-калазирисы и эффектные ювелирные украшения (в каждой мочке по две сережки). Супруга фараона обожала парики с косичками, разноцветными прядями и блестящими заколочками, имея в своей коллекции сотни шевелюр.

Тайна безграничной власти Нефертити.


Царица Нефертити. Schengili-Roberts.

Нефертити была виртуозом в политике и умении убеждать: она переименовала себя в Нефер Нефер Атон («прекрасная красотой Атона»), посоветовала мужу отказаться от богов предков и принять ее религию, провозгласив единственного Бога – солнечного Атона, после чего Аменхотеп IV поменял свое имя на Эхнатон (Akhenaten) («угодный Атону») и построил Ахетатон – новую столицу в Сахаре. Фараон объявил жену соправительницей и велел исполнять любой ее приказ. Нефертити решила разрушить древние храмы и начать гонения на жрецов старой веры.

Народ молча принял новую религию и с каждым рассветом молился в солнечных лучах. Царица часто выходила на дворцовый балкон и осыпала египтян золотыми монетами, убеждая, что это дары Атона, а в праздничные дни артистично выступала перед подданными, буквально гипнотизируя толпу своими речами.

Но в личной жизни Нефертити стала жертвой обстоятельств: у правящих супругов одна за другой рождались дочери, и когда на свет появилась шестая малышка, Эхнатон принял трудное решение взять новую жену. Ею стала юная Кийя (Kiya), которая родила фараону «золотого мальчика» Тутанхамона (Tutankhamun), тем самым обеспечив продолжение XVIII династии. А Нефертити пришлось покинуть дворец и жить за городом, воспитывая Тутанхамона как наследника трона. Через год тоскующий фараон вернул первую жену в свои покои, но жить во дворце им было суждено совсем недолго…

Тайна ранней смерти и бессмертной славы прекрасной царицы.


Вскоре изгнанные жрецы объединились и совершили религиозную революцию. 40-летний Эхнатон был ослеплен и затем казнен, 35-летней Нефертити удалось править еще какое-то время как фараону под именем Сменхкара (Smenkhkare), но в итоге царица все равно была убита. Восставшие жрецы разрушили храмы Атона, уничтожили город Ахетатон и все найденные барельефы царской семьи. Гробницу Нефертити разворовали, а тело безжалостно изуродовали, предав забвению на тысячелетия.

И вдруг в 2003 году британский археолог Джоанн Флетчер (Dr. Joann Fletcher) заявила всему миру, что нашла мумию Нефертити. Ученые провели ряд цифровых исследований и установили, что внешность мумифицированной незнакомки полностью совпадает с изображением Нефертити на древних скульптурах!...

Имя Нефертити уже давно ассоциируется у большинства людей с идеалом женской красоты и изящества. Пластические хирурги копируют для своих клиенток разрезы её глаз и форму лица, модницы же стараются повторить её макияж. Однако судя по найденной мумии, которая возможно принадлежит великой царице её внешность была не так прекрасна…

Когда-то уже много лет назад, я впервые увидел бюст Нефертити и был поражен ее почти инопланетной красотой. К сожалению, тогда реальной информации в печати было немного – все больше о ее муже, знаменитом фараоне-еретике Эхнатоне. Сейчас, по прошествии лет, мы с вами можем узнать о ней гораздо больше, но по прежнему крайне мало. Мы даже не знаем, где и когда она родилась, не знаем, сколько лет она прожила и отчего умерла. Неудивительно — три тысячелетия пролетели с тех пор, истлели папирусные свитки, раскрошился камень, без следа исчезали империи, реки меняли русла, и то, что мы знаем о Нефертити больше, чем просто имя уже само по себе чудо.

Она была великой царицей и родила Эхнатону шесть дочерей. Можно назвать имена каждой дочери — Меритатон, Макетатон, Анхесенпаатон, Нефернефруатон-ташерит, Нефернефрура и Сетепенра, но разве перечисление имен что-то расскажет нам о ней? Множество ее статуй и изображений украшали храмы, часто ее рисовали рядом с мужем, нередко в кругу семьи и даже побеждающей врагов Египта — так обычно рисовали только самих фараонов.

Вершины власти она достигла к 12-му году правления Эхнатона, когда мы читаем о ней в надписях не просто как о главной жене, а как о соправительнице своего царственного мужа. Вскоре после этого от болезни умерла ее дочь Макетатон, а буквально через год-два все упоминания имени Нефертити исчезают. Выдвигалась версия — царица умерла во время эпидемии чумы. Впрочем, до недавнего времени, основным предположением было то, что Нефертити просто впала в немилость, с возвышением одной из младших жен фараона Кийи. Историки считали причиной опалы неспособность Нефертити родить наследника. Следующей за Кийей женой фараона стала его собственная дочь от Нефертити Меритатон, и почти все упоминания о Кийи были уничтожены.

Возможно, это была месть дочери за мать. Но Меритатон сама не смогла родить своему отцу мальчика, известны лишь упоминания о двух дочерях от этого брака. Однако предположения об опале Нефертити были недавно опровергнуты открытием в 2012 году полустертой надписи, относящейся 16 году правления Эхнатона (его правление длилось 17 лет), где была следующая строчка: « Великая жена фараона, его возлюбленная, госпожа обеих земель (верхнего и нижнего Египта) Нефернеферуатон-Нефертити». Это означало, что статус Нефертити как великой жены (царицы), оставался незыблемым, несмотря на брак фараона с Кийей и с ее собственной дочерью. Есть основания полагать, что Нефертити пережила мужа и даже правила еще два года под именем фараона Нефернеферуатон.

Со вступлением на трон наследника Эхнатона Тутанхамона, жречество начало тотальную атаку на наследие фараона-еретика. Храмы Атона были разрушены или заброшены, упоминания об Эхнатоне уничтожались, стирались надписи, уничтожались стелы. Тогда же, вероятно, были осквернены или даже уничтожены гробницы фараона и его царственной жены.

Сообщаю вам — мумии Нефертити и Эхнатона найдены. Уничтожение надписей на гробницах, ритуальных предметах – с точки зрения жрецов вполне достаточная месть. Ведь в их именах было упоминание бога Атона. Они мстили не столько фараону, сколько его богу Атону, возвращая культ старых богов. Уничтожение же самих мумий царских особ, чье божественное происхождение не вызывало сомнений, неслыханное святотатство даже по отношению к фараону-еретику.

О нахождении мумии Нефертити сообщила еще десять лет назад Джоанн Флетчер. По мумии была сделана реконструкция предполагаемого облика Нефертити. Не буду рассказывать о бурной реакции египтологического сообщества на это открытие. Скажу, что очень многие не согласились с ней, все с нетерпением ждали результатов ДНК экспертизы, на которую египетские власти долго не давали согласия. Лишь феврале 2010 году экспертиза была проведена, но результаты ее в масс-медиа широко не освещались. Мумия оказалась дочерью Аменхотепа III и его жены царицы Тийи (отца и матери Эхнатона) и матерью Тутанхамона. Большинство египтологов согласилось, что мумия принадлежит одной из жен Эхнатона.

Эти результаты египтологи трактуют по разному — одни видят в этом лишь подтверждение того, что Нефертити была сестрой мужа, поскольку ее титулатура подтверждает это, другие отказывают ей в такой возможности — ведь Нефертити нигде не упоминается впрямую как дочь Аменхотепа III. Я склонен в этом вопросе принять первую точку зрения, так как не исключено, что одно из имен Нефертити все же есть в списке дочерей фараона — просто нам пока не известно, что это имя принадлежит ей. Но и это не все – ДНК-анализ одной из мужских мумий того же захоронения показал, что она принадлежит отцу Тутанхамона и сыну Аменхотепа III, то есть, вполне вероятно, самому Эхнатону! Значит, Нефертити все же родила ему сына – он стал ее седьмым ребенком.

Итак, самая знаменитая царственная чета в истории древнего Египта найдена (с той или иной степенью вероятности). Однако, в том же 2010 году исследование предполагаемой мумии Нефертити дало еще одно неожиданное открытие. Мумия была значительно повреждена, как считалось, грабителями гробниц. Внимание исследователей привлекло повреждение головы мумии — ее щеки, рта и челюсти. Исследование показало, что рана была нанесена при жизни и оказалась смертельной. Нефертити была убита. Кем?

Вероятно тем, кому это было выгодно, кто поставил у власти малолетнего Тутанхамона и правил вместо него. Это сановник Эхнатона Эйе, который после скоропостижной смерти юного фараона сам стал фараоном, женившись на его жене Анхесенамон (Анхесенпаатон, дочери Нефертити).

Рассказ о Нефертити можно было бы на этом завершить. Но исследования вновь преподносят сюрпризы. Знаменитый всем известный раскрашенный бюст Нефертити, после томографии, проведенной не так давно, раскрыл еще одну тайну. Оказалось, что каменный бюст, покрытый тонким слоем гипса, подвергся небольшим корректировкам. Были убраны морщинки, подчеркнута форма скул, и самое заметное – была изменена форма носа.

У изначального изваяния на носу присутствует легкая горбинка и небольшая седловинка ниже ее, что делает кончик носа слегка курносым. Именно эти характерные черты мы можем наблюдать у предполагаемой мумии Нефертити.

Все известные скульптурные изображения царицы были найдены в мастерской Тутмоса в Амарне. Обычно, говоря о Нефертити, иллюстрируют материал двумя самыми известными изображениями – знаменитого бюста из раскрашенного известняка и небольшой головки из кварцита. Мы с вами сможем увидеть еще несколько изваяний нашей героини, менее известных. Но и это еще не все. Ведь вам интересно, было ли ее тело так же красиво как ее лицо?

Летом 2003 года разразился скандал. Два венгерских художника создали обнаженную бронзовую статую как «модель физической красоты Нефертити», как они утверждали, по ее реальным древним изображениям на рельефах. Реконструированное «тело» и знаменитый бюст царицы были соединены и выставлены в берлинском музее. Египетская служба древностей во главе с доктором Захи Хавассом заявили протест, по их мнению такое изображение оскорбляло египетскую царицу, а обращение с уникальным древним бюстом было названо варварством, граничащим с вандализмом.

На самом деле художники, представившие царицу в образе близком к канонам современных топ-моделей, явно польстили Нефертити. Судите сами, как могла выглядеть царица, властительница миллионов подданных, не знавшая физических усилий, диеты и передвигавшаяся на паланкине? Тонкие голени, жирные бедра, круглый животик и немаленькая задница при таком образе жизни обеспечены. Если мы вспомним вытянутую вперед лебединую шею Нефертити, то к портрету можно добавить еще и сутулость.

Вам не нравится? Что же, не смотрите на фото скульптур Нефертити и не будете разочарованы. На одном из них тело юной красавицы, чуть прикрытое тонкой прозрачной тканью. Но не все знают, что существует и статуя постаревшей, немолодой Нефертити. Время оставило следы на ее лице, взгляд уставший и грустный, но, несмотря на все это, она по прежнему прекрасна.

Нефертити – означает «Прекрасная пришла». Она пришла в этот мир и принесла в него свою невероятную красоту. И мы через три тысячи лет все так же склоняем голову перед ее царственной красотой.

Молодая леди» из КV35, предполагаемая мумия Нефертити

Цветное фото мумии

Реконструкция образа Нефертити по мумии

Результаты томографического исследования известнякового бюста Нефертити

Реконструкция образа Нефертити после томографии бюста

Немецкий бандит смотрит на свое преступление». Так была подписана эта иллюстрация в статье на первой страницы египетской государственной газеты. Сама статья называется — «Царицу Нефертити обнажили в Берлинском музее». На самом деле тело на бронзовой статуи было прикрыто тонкой тканью, так же как и на других реальных статуях Нефертити.

Торс юной Нефертити(?)

Вид сзади

Немолодая Нефертити

Неферти́ти (Нефер-Неферу-Атон Нефертити , др.-егип. Nfr-nfr.w-Jtn-Nfr.t-jty , «Прекрасная красота Атона, красавица пришла»; ок. 1370-1330 до н. э.) - «главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династииНового царства Эхнатона (Аменхотепа IV, ок. 1351-1334 до н. э.). Время правления Эхнатона и Нефертити, известное как «Амарнский период», ознаменовалось крупномасштабной религиозной реформой - переходом к монотеистическому культу Атона. Роль самой царицы в проведении «солнцепоклоннического переворота» спорна.

Происхождение

Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране.

С начала исследования и проведения раскопок в развалинах Ахетатона (современная Тель-эль-Амарна) в 80-х годах XIX века до настоящего времени не обнаружено ни одного чёткого свидетельства о происхождении Нефертити. Только упоминания на стенах гробниц семьи фараона и вельмож дают некоторые данные о ней. Именно надписи в усыпальницах и клинописные таблички Амарнского архива помогли египтологам выстроить несколько гипотез о том, где родилась царица. Выдвигалось несколько версий, каждая из которых претендует на истинность, но недостаточно подтверждена источниками, чтобы занять лидирующее положение. Версии менялись с течением времени в зависимости от интерпретации обнаруживаемых археологических находок.

В целом, взгляды египтологов можно разделить на 2 версии: большинство считают Нефертити египтянкой, другие - иноземной принцессой. Гипотеза о том, что царица не была знатного происхождения и случайно появилась у трона, сейчас отвергается большинством египтологов.

Иноземная принцесса

Имя Нефертити переводится как «Красавица пришла», поэтому, согласно одной из версий, супруга Эхнатона не была египтянкой. У сторонников иноземного происхождения Нефертити есть две версии, подкрепляемые несколькими аргументами. Считается, что Нефертити - это митаннийская принцесса, присланная ко двору отца Эхнатона - фараона Аменхотепа III. У тогдашнего хурритского царя Митанни Тушратты (ок. 1370 - ок. 1350 гг. до н. э.) было две дочери: Гилухепа (Гилухиппа) и Тадухепа (Тадухиппа), обе были отправлены ко двору фараона. В некоторых источниках упоминается, что младшая сестра Нефертити впоследствии стала женой одного из последующих фараонов (возможно её мужем стал Хоремхеб).

  • Гилухепа прибыла в Египет ещё при жизни Аменхотепа III и была отдана замуж за него. Версия о том, что Гилухепа могла быть Нефертити, в настоящее время опровергается свидетельствами о её возрасте.
  • Младшая сестра Тадухепа прибыла в начале правления Аменхотепа IV Эхнатона. В защиту своей гипотезы учёные приводят значение имени Нефертити «Прекрасная пришла», явно указывающее на иноземное происхождение. Считается, что принцесса Тадухепа, прибыв в Египет, приняла новое имя, как это делали все иноземные невесты. Считалась дочерью богини красоты.

Версия о египетском происхождении

Изначально египтологи шли простой логической цепочкой. Если Нефертити - «главная жена фараона», она должна быть египтянкой, более того египтянкой царских кровей. Поэтому считалось, что царица - одна из дочерей Аменхотепа III. Но ни один из списков дочерей этого фараона не содержит упоминаний о царевне с таким именем. Среди его 6 дочерей нет и сестры Нефертити - принцессы Мутнеджмет (Бенре-Мут).

В современной египтологии распространено предположение, что Нефертити - дочь вельможи Эйе (одного из сподвижников Эхнатона, впоследствии - фараона), вероятного брата царицы Тии, и его первой супруги, а значит, также была родом из Ахмима. Соответственно, Нефертити могла приходиться двоюродной сестрой Эхнатону. Тия, вторая супруга Эйе, упоминается как кормилица будущей царицы и поэтому не может быть её биологической матерью, а кроме того она стала впоследствии свекровью Нефертити. В пользу египетского происхождения Нефертити свидетельствуют упоминания о её сестре Мутнеджмет, занимавшей высокое положение при дворе фараона и ставшей впоследствии супругой фараона Хоремхеба.

Дети

От Эхнатона родила шесть дочерей:

  • Меритатон («возлюбленная Атона»): до свадьбы или сразу после (1356 до н. э.). После отстранения от власти Нефертити стала главной женой Эхнатона.
  • Макетатон («хранимая Атоном»): год 1-3 (1349 до н. э.).
  • Анхесенпаатон (1345 до н. э.) (позже сменила имя на Анхесенамон), вышла замуж за Тутанхамона, позже стала женой Эйе.
  • Нефернефруатон-ташерит: год 6 (1344 до н. э.).
  • Нефернефрура: год 9 (1341 до н. э.).
  • Сетепенра: год 11 (1339 до н. э.).

Царствование

Предполагается, что Эхнатон, тогда ещё Аменхотеп IV, и Нефертити поженились незадолго до его восшествия на трон. Невесте было 12-15 лет, жених был её старше на несколько лет. Нефертити полностью поддерживала религиозные преобразования, начатые мужем, и была не менее убеждённой сторонницей новой религии, чем Эхнатон. Некоторые авторы даже отводят Нефертити роль инициатора религиозной реформации, движущей силы и верховного жреца божества Атона и даже соправительницы Эхнатона. В гробнице фараона Эйе одна из надписей посвящена Нефертити: «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, при звуке голоса её ликуют». На так называемых «талататах», песчаниковых блоках из храма Атона в Карнаке, супруга Эхнатона изображена чаще самого фараона. Эхнатон всегда появлялся на публике в сопровождении супруги, Нефертити принимала участие во всех значимых религиозных церемониях, о чём свидетельствуют их многочисленные совместные изображения.

На 12-м году правления Эхнатона умирает средняя дочь царственной четы - принцесса Макетатон, а вскоре и сама Нефертити исчезает с исторической арены, возможно, попав в опалу; её место заняла второстепенная царица из женского дома Эхнатона - Кийа, а позже - старшая дочь Нефертити - Меритатон.

К 14-му году правления Эхнатона (1336 до н. э.) все упоминания о царице исчезают. Одна из статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмоса, показывает Нефертити на склоне лет. Перед нами то же лицо, все ещё прекрасное, но время уже наложило на него свой отпечаток, оставив следы утомленности годами, усталости, даже надломленности. Идущая царица одета в облегающее платье, с сандалиями на ногах. Утратившая свежесть молодости фигура принадлежит уже не ослепительной красавице, а матери трех дочерей, которая многое видела и испытала в своей жизни.

В одной из скульптурных мастерских (O.47.16) была найдена маска, снятая с Нефертити уже на склоне лет. Так как маска подверглась скульптурной обработке, невозможно установить, была ли она снята с мёртвой или живой женщины. Об обстоятельствах смерти царицы Нефертити сведения отсутствуют. Отсутствие у царицы сына - наследника царского престола, могло сказаться на ухудшении взаимоотношений внутри царской семьи.

Доказано, что матерью Тутанхамона является сестра Эхнатона. Но все же воспитывался фараон в семье Нефертити. Для продолжения родословной был заключен брак между Тутанхамоном и дочерью Нефертити.

В искусстве её эпохи

Любовь царской четы стала одним из основных сюжетов для художников Ахетатона - столицы Эхнатона и Нефертити. Никогда ещё в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов.

Нефертити, «красавица, прекрасная в диадеме с двумя перьями, владычица радости, полная восхвалений… преисполненная красотами » с супругом сидят с детьми; Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу на колени и придерживая рукой маленькую дочь. На одном из рельефов, обнаруженном в Ахетатоне, запечатлен кульминационный момент этой идиллии - поцелуй Эхнатона и Нефертити. На каждой сцене обязательно присутствует Атон - солнечный диск с многочисленными руками, протягивающими царственной чете анхи символы вечной жизни.

Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь. В Гемпаатоне и Хутбенбене - больших храмах бога Атона в Фивах ей возносили молитвы; ни одно из храмовых действ не могло происходить без неё, залога плодородия и процветания всей страны. «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами , - говорится о ней в надписях гробниц вельмож-современников, - при звуке голоса её ликуют ». Стены зала, возведенного Эхнатоном на 6-м году правления в своей столице для празднования церемонии Сед, были декорированы колоссальными скульптурными изображениями Нефертити, отождествленной с богиней Тефнут - богиней влаги, дочерью Солнца-Ра, стоящей на поддержании мировой гармонии и божественного закона. В этой ипостаси Нефертити могла изображаться в качестве сфинкса, поражающей врагов Египта палицей.

Обладавшая огромной властью и полномочиями, царица чаще всего изображалась в своем излюбленном головном уборе - высоком синем парике, обвитом золотыми лентами и уреем, который символически подчеркивал её связь с грозными богинями, дочерьми Солнца.

Бюст

6 декабря 1912 года германским археологом Людвигом Борхардтом и его ассистентом Германом Ранке в мастерской скульптора Тутмоса Младшего в Амарне был обнаружен уникальный бюст царицы Нефертити, которая с тех пор стала одним из символов красоты и изысканности древнеегипетской культуры. В своём археологическом дневнике напротив зарисовки памятника Борхардт написал всего одну фразу: «Описывать бесцельно, - надо смотреть».

Обнаруженный командой египтолога Борхардта и вывезенный в 1913 году в Германию уникальный бюст царицы хранится в собрании Египетского музея в Берлине, хотя с 1924 года звучат требования и ведутся споры насчет необходимости его возвращения. Когда позднее в 1933 году министерство культуры Египта затребовало его обратно, а Германия отказалась его возвращать, египтологам Германии было запрещено вести археологические раскопки в Египте. Вторая мировая война и преследование жены Борхардта из-за её еврейского происхождения помешали археологу продолжить исследования в полной мере. Бюст Нефертити официально принадлежит Фонду прусского культурного наследия, тем не менее, Египет в лице высокопоставленных чиновников министерства культуры официально требует у ФРГ вернуть вывезенный бюст Нефертити.

Бюст Нефертити, высотой 50 см и весом около 20 кг, изготовлен из цельного известняка, отделан гипсо-ангидритовой смесью и полностью окрашен. На нём нет никаких иероглифических надписей. Однако характерная корона, которую Людвиг Борхардт назвал «париком» (на самом деле восходящая к хепрешу или же атеф), помогла исследователям идентифицировать модель, сравнивая скульптуру с другими изображениями Нефертити. Почти идеальная сохранность, яркость красок и живость правого глаза производят поразительное впечатление на зрителя. В то же время левый глаз отсутствует; некоторые египтологи предполагают, что вкладка в него так никогда и не была установлена, хотя портрет Нефертити до настоящего времени является единственным образцом древнеегипетской скульптуры с одним глазом.

Недавно было обнаружено, что бюст красавицы Нефертити имеет позднюю «пластическую операцию» штукатуркой. Изначально слепленный с носом «картошкой» и т. п., позже был подправлен и стал считаться эталоном египетской красоты. Пока остаётся неизвестным, было ли первоначальное изображение Нефертити ближе к оригиналу и позже приукрашено, или наоборот последующее вмешательство устранило неточности первоначальной работы. Доказать это может только исследование мумии самой Нефертити, если она будет обнаружена.

Гробница

Нефертити не была обнаружена или опознана среди уже найденных мумий.

До генетического исследования в феврале 2010 года египтологи предполагали, что мумией Нефертити может быть одна из двух женщин, найденных в гробнице KV35, например мумия KV35YL. Эту гипотезу выдвинули в 2001-2003 годах египтологи Сьюзен Джеймс и Джоан Флетчер, указавшие на ряд косвенных признаков, подтверждающих царское происхождение мумии, и объявившие в СМИ, что нашли Нефертити. В 2003 году была сделана реконструкция прижизненного облика мумии; заявлялось, что она очень похожа на бюст Нефертити. Однако другие египтологи, включая доктора Захи Хавасса, подвергли самой резкой критике версию Флетчер, запретили работать британской экспедиции, и объявили найденный возле мумии парик «подброшенной фальшивкой».

Результат экспертизы опроверг эту гипотезу: мумия была идентифицирована как дочь царицы Тии (покоящейся рядом) и Аменхотепа III (из этой же гробницы), жена и сестра Эхнатона, мать Тутанхамона.

28 ноября 2015 года министр по делам древностей Египта объявил, что «с вероятностью в 90 % » за стенами гробницы фараона Тутанхамона находится по крайней мере одно ранее не исследованное помещение. Предположение основано на гипотезе британского египтолога Николаса Ривса, что после внезапной и ранней кончины Тутанхамона жрецам пришлось экстренно перестраивать чужую усыпальницу для похорон молодого царя.

Один из археологов, ряд лет возглавлявший раскопки в Ахетатоне, пишет о легенде местных жителей. Якобы, в конце XIX века группа людей спустилась с гор, неся золотой гробик; вскоре после этого у антикваров появилось несколько золотых вещей с именем Нефертити. Проверить эти сведения не удалось.

Бюсты и фигуры (Египетский музей Берлина)

Фигура стоящей Нефертити. Матье М. Э. Во времена Нефертити. - М., 1965.

  • Перепёлкин Ю. Я. Тайна золотого гроба. - М., 1968.
  • Уэллс Эвелин. Нефертити. Повелительница двух земель. - М., 2002.
  • Флетчер Д. В поисках Нефертити. - М.: АСТ, 2008
  • Aldred C. Akhenaten: king of Egypt. - London, 1988
  • Anthes R. Die Büste der Königin Nofretete. - Berlin, 1968
  • Arnold D. The royal woman of Amarna. - New York, 1996
  • Ertman E. The Search for the Significance and Origin of Nefertiti’s Tall Blue Crown.// Sesto Congresso Internazionale di Egittologia. Atti. Vol. I. - Torino, 1992, pp. 189-193
  • Müller M. Die Kunst Amenophis’III. und Echnatons. - Basel, 1988
  • Pharaohs of the Sun: Akhenaten, Nefertiti, Tutankhamen. - Boston, 1999
  • Samson J. Nefertiti and Cleopatra: queen-monarchs of Ancient Egypt. - London, 1985
  • Tyldesley J. Nefertiti: Egypt’s sun queen. - London, 1998
  • Солкин В. В. Нефертити // Древний Египет. Энциклопедия. - М., 2005.
  • Солкин В. В. Нефертити: странствие через пески вечности // Новый Акрополь. - 2000. - № 3. - С. 12-18.
  • Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. - М., 2001
  • Вульф В., Чеботарь С. Женщины-легенды. Они покорили мир - М.: Эксмо, 2011
  • Художественная:

    • Мишель Моран. Нефертити: Роман. - М., 2008
    • Наталья Павлищева. Нефертити и фараон. Красавица и чудовище. - М.: Эксмо, 2011
    • Алина Реник. Нефертити. Красота грядёт. М.: Фолио, 2005