Бунин

Улучшение дворовой территории. Кто сейчас заботится о дворах. Создание новых элементов предусматривает

  • Благоустройство дворовых территорий

    Благоустройство территории жилой застройки включает в себя: устройство внутренних дворов, палисадников: озеленение; устройство жестких покрытий для движения транспорта и тротуаров для пешеходов; устройство площадок различного назначения (детские игровые, спортивные, хозяйственные, парковочные для машин и т.д.).

    На рис. 2.39 показано внешнее благоустройство части территории застройки. Надо учесть, что условия благоустройства могут быть разными. В старой застройке присутствуют тесные, узкие и темные дворы, так называемые «дворы-колодцы». В новой застройке, наоборот, дворы большие и светлые, но зачастую пустые и неблагоустроенные. И подходы к благоустройству различных дворов разнообразные. Старая застройка представляет мало возможностей для благоустройства и озеленения территории. Поэтому изучается первоочередный спрос нехватаюших элементов благоустройства во дворе и это очень тесно связано с разуплотнением или сносом старых строений.

    Имеются проблемы другого рода в новых микрорайонах, где проводится уплотнение застройки. В данном случае присутствуют большие дворы, но их можно разделив на зоны и, применяя различные элементы благоустройства, приблизить по масштабам к человеку, сделать более уютными.

    Территория каждого двора должна иметь зоны по использованию:

    Зона отдыха;

    Спортивно-игровая зона;

    Хозяйственная зона;

    Зона движения.

    Не в каждом дворе можно разместить все эти зоны, тогда приходится размещать часть зоны или самое необходимое. Очень редко удается разместить в небольших дворах старой застройки спортивные площадки, садики или террасы. Вместо спортивных площадок могут быть поставлены лишь столы для тенниса и т.п. К необходимым элементам благоустройства, которые обязательно присутствуют в каждом дворе, относятся дорожки, проезды и проходы, мусорные и хозяйственные площадки и элементы озеленения, хотя бы минимальные. Разбить газон или сад в небольшом дворе невозможно, но всегда можно посадить пару деревьев, устроить клумбу или перголу.


    Такие элементы, как скамейки, скульптурные формы, фонтанчики или небольшие бассейны не требуют больших площадей, но последние требуют больших затрат, зато очень украшают двор и с их помощью можно создать уютные уголки для отдыха взрослого населения. Беседки размещают, как правило, во дворах большей площади. Желательным и необходимым элементом в каждом дворе являются детские игровые площадки. Но, к сожалению, во многих тесных дворах такой возможности нет из-за недостатка площади. В таких случаях устраивают детскую площадку одну на несколько дворов в каком-нибудь более крупном дворе, а в остальных мелких - лишь игровые сооружения для самых маленьких детей.

    На рисунках 2.40 и 2.41 показаны схемы расположения и использования детских игровых площадок различных уровней и примеры нормативов по размерам детских площадок с соблюдением безопасности из опыта Германии.



    При устройстве пешеходных дорожек, тротуаров и проездов в России зачастую до сих пор в качестве покрытий используют асфальт и бетон. Асфальтовое покрытие является токсичным, особенно при испарениях летом. Необходимо применять, в основном, покрытия из экологически чистых природных материалов: песка, гравия, природного камня, кирпича и дерева. Для того чтобы максимально сохранить природную среду, необходимо устраивать бортики для отделения газонов и посадок от дорожек. Либо, если это каменные дорожки, желательно оставлять зазоры между камнями, чтобы земля «дышала».

    Площадки для сбора мусора - необходимый элемент благоустройства жилой территории, без которого не может существовать двор. Они, конечно, сильно портят вид во дворе и поэтому при реконструкции и благоустройстве дворов их надо сделать как можно незаметнее, огородить загородками и озеленить растениями или кустарниками.

    Проблема парковки автомобилей всегда является острой, особенно при увеличении автопарка машин и нехватки внутриломовой территории. Зачастую жители вынуждены оставлять свои машины вдоль внутридомовых проездов и улиц, что создает неудобства, как для пешеходов, так и для владельцев машин. В новых районах также не хватает мест для парковки, либо они неорганизованные, стихийные - на пустырях, тупиковых улицах, площадях и т.п. Есть несколько путей решения данной проблемы. Во-первых, это просто парковки машин «под окнами». Это приемлемо для крупных микрорайонов, где есть достаточно места; в таком случае парковку машин отделяет от дома ряд деревьев. Во-вторых, выделяются специальные места для стоянки во дворе или перед домами. Они устраиваются только для жителей близлежащих домов и по возможности в местах, не граничащих с детскими площадками и местами отдыха, либо хорошо от них отделяются загородками и озеленением. В-третьих, это размещение различных видов гаражей, в виде различных наземных и надземных гаражей - стоянок, в том числе и многоярусных. Подземные гаражи могут располагаться как под территорией двора, так и под домами, а также комбинированные. Если гараж располагается под дворовой территорией, то она освобождается для использования ее под озеленение, детские площадки, места для отдыха.

    Расстояния от наземных и наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей до жилых домов приведены в таблице 2.4.



    Тротуары для пешеходов надо устраивать только по основным путям движения. В процессе эксплуатации и реконструкции строительного фонда пешеходные пути частично изменяют в связи со сносом или сооружением какой-либо постройки, открытием нового магазина или остановки городского транспорта на ближайшей улице. Появление новых направлений движения пешеходов нужно вовремя заметить и правильно учесть.

    Закономерности пешеходного движения представлены на рис. 2.42. Следует учитывать закономерности движения людей на местности в различных условиях.

    Когда человек идет по открытой, свободной от заметных препятствий местности, от начальной точки к видимой цели движения, он обычно не идет по прямой, а отклоняется от нее в пределах 0,1 длины пути с углами между прямой линией и фактическим путем порядка 15-250 (рис. 2.42,6). Если на пути пешехода встречаются небольшие, легко преодолимые препятствия вроде канавок, остатков бетонных плит, участков густой травы, он обходит их с углами до 30°, что является критической величиной угла (2.42,в).

    При явно непреодолимых препятствиях (здание, пруд) пешеход находит наиболее короткий маршрут их обхода. Если даже за препятствием не видно цели движения, путем дальней ориентации люди определяют самый подходящий путь движения с точностью порядка 10 % длины.

    В системе озеленения городской застройки выделяются три категории зеленых насаждений:

    Общего пользования - парки культуры и отдыха, детские, спортивные парки (стадионы), парки тихого отдыха и прогулок, сады жилых районов и микрорайонов, скверы, бульвары, озелененные участки при общегородских торговых и административных центрах, лесопарки и т.д.

    Ограниченного пользования - насаждения на жилых территориях, насаждения на территориях детских и учебных заведений, спортивных, культурно-просветительных и общественных учреждений, на территориях предприятий промышленности и т. д.

    Специального назначения - насаждения вдоль улиц, магистралей и на площадях, насаждения коммунально-складских территорий и санитарно-защитных зон, ботанические, зоологические сады и парки, выставки, насаждения ветрозащитного, водо- и почвоохранного значения, противопожарные насаждения, насаждения мелиоративного назначения, питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства, насаждения кладбищ и крематориев.

    Любой объект городских зеленых насаждений независимо от его специфических функций является составной частью единой системы озеленения города, его архитектурно-планировочной структуры с учетом природно-климатических особенностей.

    В жилом районе зеленые насаждения включают насаждения общего пользования (сады жилых районов, микрорайонов, бульвары, скверы и т.д.) и насаждения ограниченного пользования и специального назначения (озелененные дворы, участки школ, детских садов, посадки на улицах и площадях и т.д.). Если отсутствует одна из составных частей системы озеленения, то ее надо компенсировать за счет увеличения площади других видов зеленых насаждений, добиваясь того, чтобы не менее 50 % территории жилого района было занято зелеными насаждениями.



    На рис. 2.43 приведена принципиальная схема зеленых насаждений города. Разработанная схема обеспечивает нормальную доступность зеленых насаждений всех категорий, равномерную (пропорционально количеству населения) насыщенность районов города насаждениями общего пользования, хорошую изоляцию магистралей и жилых районов от промышленности. Схема достаточно гибка, что позволяет применять ее в различных планировочных ситуациях, в том числе и при реконструкции жилой застройки.

    СНиП 2.07.01-89 предлагает следующие площади зеленых насаждений общего пользования, таблица 2.5.


  • Обычно такие дворы находятся на территориях кварталов, площадь которых не превышает 9 га. Как правило, эти зоны застроены малоэтажными домами, между которыми остается не так много места. По этой причине разработка проектов спортивных площадок и детских игровых зон - достаточно сложная задача.

    Дворы домов в зоне исторической застройки часто заняты администрацией, владельцами небольших кафе и магазинов. При составлении проекта благоустройства двора необходимо учитывать пешеходные пути, созданные естественным образом. Их нужно подчеркнуть, выделив тротуарной плиткой, а также с помощью высаженных по обочинам кустарников.

    Из-за ограниченности дворового пространства на зоны отдыха нужно выделять минимум места. При этом от участков с шумными видами развлечений следует отказаться.

    2. Дворы в низкоэтажной периметральной застройке

    Как правило, такие кварталы создавались до 1950 года и имеют площадь не более 9 га. Главные сложности создания дизайн-проекта благоустройства территории в этом случае:

    Ограниченное пространство между домами. Очень трудно организовать тихие и шумные зоны отдыха. К примеру, проект детской игровой площадки должен учитывать интересы жильцов, любящих тишину, что сложно осуществить в данных условиях.

    Большое количество стихийных парковок во дворах.

    Проезды внутри кварталов необходимо делать максимально простыми, ведущими сразу к основной магистрали. Шумных зон отдыха следует избегать или стараться размещать как можно дальше от окон квартир.

    3. Дворы в среднеэтажной периметральной застройке

    Площадь таких кварталов может достигать 50 га. Этот факт позволяет без труда создавать проекты спортивных площадок. Здания могут достигать 9 этажей. Они формируют небольшие жилые комплексы. Внутри них можно разместить детские площадки, маленькие парковые зоны и объекты социальной инфраструктуры.

    Главная проблема дворов со среднеэтажными домами - чрезмерная занятость территории припаркованными автомобилями. Они мешают жильцам нормально перемещаться. Машины пожарной и скорой помощи не могут беспрепятственно проехать на место вызова.

    При благоустройстве дворов нужно делать больше парковочных карманов, не забывая о пешеходах, которые должны чувствовать себя в безопасности, перемещаясь возле домов.

    4. Дворы в среднеэтажной микрорайонной застройке

    Расположены на большой территории (до 50 га). Как правило, сложно выделить границы между дворами соседних домов.

    Основные проблемы:

    Мало пространства непосредственно между домами. Создание проекта детской игровой площадки требует большого профессионализма.

    Большое количество автомобилей затрудняет беспрепятственный выезд из дворов.

    Жильцы домов практически не защищены от шума, пыли и выхлопных газов автомобилей.

    Проект благоустройства дворов в подобных микрорайонах должен учитывать потребности всех категорий жильцов: пенсионеры, водители, молодые родители, дети дошкольного и школьного возрастов.

    По возможности нужно защитить двор от «случайных» автомобилей, чтобы снизить уровень шума и количество пыли. Обязательно наличие хорошей системы сбора талой и дождевой воды.

    5. Дворы в высокоэтажной микрорайонной застройке

    Кварталы с такими домами могут достигать 65 га. Обычно между первой линией и проезжей частью находятся свободные участки, которые можно применить с пользой. Это нужно учитывать при разработке дизайн-проекта благоустройства территории.

    Проблемы:

    Между высокими домами образуются плохо просматриваемые из окон пространства. При недостаточном освещении может возникнуть чувство опасности.

    Границы между тихими и шумными зонами стерты.

    Из-за большого количества автомобилей их ставят даже на газоны.

    Проект благоустройства двора должен быть ориентирован на создание четких границ между зонами. Важно обеспечить жильцам чувство безопасности. Места с растительностью должны быть ухоженными.

    6. Дворы в современной высокоэтажной застройке

    Площадь кварталов в этом случае может достигать 125 га. Это достаточно большая территория, на которой можно легко реализовать проекты спортивных площадок, а также детских игровых зон с учетом возрастных категорий.

    Тем не менее в таких дворах имеется много проблем:

    Огромная нехватка парковочных мест. Пешеходы чувствуют раздражение и испытывают большие неудобства.

    Пешеходные дорожки не связывают отдаленные участки двора. По этой причине люди часто ходят по газонам и вытаптывают их.

    Много шума, вызывающего чувство дискомфорта.

    При благоустройстве двора нужно позаботиться о безопасности людей и их комфортном проживании. Парковочные места необходимо реорганизовать. Обязательно следует оборудовать детские и спортивные площадки.

    Когда человек начинает выбирать себе квартиру в новостройке или на вторичном рынке, он смотрит на стоимость, состояние помещения, инфраструктуру и так далее.

    Важным является и состояние придомовой территории – ежедневно выходя из дома и выглядывая с балкона, наблюдается одна и та же картина. В наше время благоустройству уделяется очень много внимания, любой человек хочет попадать в комфортную обстановку, выходя во двор погулять с ребенком или посидеть с друзьями и соседями на лавочке.

    Что значит благоустройство придомовой территории? Что входит в это понятие? Кто должен заниматься этими работами?

    Если обратиться к СНиП, то мы узнаем, что придомовая территория определяется участком земли, который находится в собственности у многоквартирного строения.

    Детские площадки, парковки, подъезды для спецтехники, сушки, гаражи, которые находятся в пределах границ дома, относятся к общей собственности всех жильцов.

    Уже в советские времена многоквартирные строения запускались в эксплуатацию с уже имеющимся участком, который могли приватизировать бесплатно все проживающие в доме люди. Это считалось общедолевой собственностью.

    Площадь участка определяет застройщик еще при планировании возведения строения – это прописано в законе о градостроительстве. Стоимость земли делится на количество квартир в доме и входит в цену на помещение.

    Можно сделать вывод: придомовая территория многоквартирного дома – достояние всех жильцов, и ее обустройство производится за счет собственников квартир.

    Требования строительных и других норм

    Есть ряд основных положений и требований , прописанных в СНиП по благоустройству.

    должно повышать эстетические и эксплуатационные качества участка. Его дизайн должен повторять архитектурное оформление жилого квартала, которое обозначено в генплане.

    Все элементы благоустройства должны быть выполнены согласно требованиям нормативов ДБН 360–92 , представленных в таблице:

    Расстояние от фасада до спортивной площадки определяется в зависимости от уровня шума, от мусорных баков и до всех площадок придомовой территории должно быть не менее 25 метров.

    При проведении мероприятий по облагораживанию площадок возле дома следует учитывать особенности местности, рельеф и архитектурное решение здания.

    Оформление права собственности

    Теоретически каждый владелец квартиры имеет свою долю на участке вокруг дома.

    Чтобы зарегистрировать эту собственность, нужно собрать весь пакет документации и обратиться в регистрационную палату.

    Законодательство РФ, предлагает несколько вариантов, по которым можно определить площадь придомовой земли. Новостройки имеют в собственности землю, при введении в эксплуатацию – это касается всех строений, возведенных после 2005 года, так как именно в это время вступил в силу Жилищный кодекс РФ. Что касается вторичного жилья, которое было построено до 2005 года, то собственники вначале ставят его на , и только после этого оформляют общую собственность территории. Вся процедура производится бесплатно.

    Кто должен этим заниматься

    Часто собственники спрашивают, кто должен обустраивать территорию вокруг многоквартирного дома? К кому обращаться, если вокруг строения не оборудованы площадки, нет насаждений и мест отдыха. Кто производит работы по благоустройству?

    В данной ситуации нужно внимательно прочитать договор на введение в эксплуатацию и передачу многоквартирного строения или жильцам. Если выяснится, что в договоре есть определенный пункт, в котором прописано условие – застройщик облагораживает территорию вокруг дома – акт приемки подписывать не нужно, до тех пор, пока застройщик не приведет все в порядок.

    В случае, когда такого пункта нет, обязанность по благоустройству возлагается на жильцов и компании, которая призвана управлять домом . Владельцы квартир, ежемесячно отчисляют сумму, предназначенную для озеленения и обустройства дворовой территории, а управляющая компания направляет эти средства на работу по облагораживанию местности вокруг строения.

    Правила проведения работ

    Благоустройство – это перечень обязательных работ по обеспечению комфортного проживания и времяпрепровождения жильцов на территории рядом с домом.

    В первую очередь обустраиваются детские площадки, дороги, тротуары, парковки, проводится озеленение. При этом стоит отметить, что если эти работы выполняет застройщик, то цена на квартиры сильно возрастает.

    Озеленение

    Благодаря посадке насаждений территория принимает обустроенный и уютный вид. Зеленые насаждения очищают воздух и благоприятно действуют на здоровье жильцов.

    Этот процесс производится собственниками квартир. Обычно посадкой занимаются несколько человек, а остальные жильцы оказывают посильную помощь. Если требуется спилить деревья, то эту работу выполняет муниципальная служба.

    Организация площадок для отдыха детей

    Этот процесс регулируется стандартами и правилами , которые были приняты в 2003 году:

    • на конструкциях, которые находятся на некотором расстоянии от земли, должны присутствовать противоскользящие покрытия;
    • для детей дошкольного возраста ступеньки должны быть близко к земле;
    • не должно быть острых кромок и углов;
    • горка должна быть обустроена перилами;
    • качели не должны быть выше 40 см от земли.

    Правила обустройства детских площадок должны соблюдаться беспрекословно, так как от этого зависит безопасность детей.

    Уборка

    Эту работу выполняют работники ЖЭКа за соответствующую оплату. Уборочные работы производят по установленному графику.

    Летом необходимо выполнять:

    • мытье;
    • подметание;
    • полив.

    Зимой убирается снег в течение шести часов после выпавших осадков.

    Парковочные места

    По желанию жильцов можно установить ограничение на въезд во двор посторонних граждан, но при этом в обязательном порядке на придомовую территорию должны свободно проезжать машины МЧС, скорые и пожарные.

    Есть нормы, которые нужно соблюдать при организации паркинга:

    • парковка организуется на расстоянии 10 метров от дома;
    • заезд и выезд со двора должен быть беспрепятственным.

    Если машин во дворе больше 10, то требования ужесточаются.

    Ограждение

    Редко кто из жильцов откажется от ограждения своей придомовой территории, законодательно этого никто запретить не может.

    Но стоит помнить о некоторых нюансах :

    • заезд на территорию двора должен быть регулируемым 24 часа в сутки;
    • если будет необходимо, то все машины спецслужб должны иметь свободный проезд.

    Кроме этого, жильцы соседних многоквартирных строений должны иметь свободный доступ к своему участку.

    Также стоит помнить, что ограждение стоит немалых денег, и оплачивать его будут жильцы.

    Другие работы

    Перечень работ по благоустройству достаточно большой, и некоторые вопросы приходится решать оперативно. Например:

    Все вопросы по благоустройству оговариваются на общем собрании жильцов.

    Федеральная программа «Наш двор»

    В 2017 году вступила в силу новая программа «Наш двор», на которую выделено 20,5 миллиарда из бюджета.

    Эта программа будет проведена одновременно с капремонтом коммуникаций и жилья. На благоустройство решено потратить 70% от выделенной суммы.

    Для участия в этой программе жители должны провести общее собрание, на котором составляется перечень работ по благоустройству дворовой территории.

    Затем выбирается ответственный человек , который составит и подаст в госорган соответствующее ходатайство. При этом жильцы должны принять решение и выбрать человека, который будет следить за порядком во дворе после его облагораживания.

    Общественная комиссия рассматривает заявки, из которых выбирает самые необычные проекты и воплощает их в жизнь путем выделения средств.

    Но жильцы в этом случае тоже должны оказать посильную помощь, направленную на благоустройства придомовой территории. Это могут быть денежные средства или физическая поддержка – выполнение работ и участие в обустройстве.

    Ответственность за нарушение правил

    В обязанность жильцов входит работа по благоустройству территории, при этом они обязаны современно оплачивать уборку и ремонт сооружений. Если правила не выполняются, то на жителей налагается штраф , а виновники привлекаются к ответственности административного характера.

    Если обустройством дворовой территории занималась управляющая компания и ее действия нанесли ущерб постройке и территории вокруг, то у жильцов есть право затребовать у виновника компенсации. При невыполнении требований государство через суд налагает на нее штрафные санкции.

    О действии государственной программы «Наш двор» в г. Пензе рассказано в следующем видеосюжете:

    Дмитрий ПЕСТОВ: «Жители сами решают, как благоустроить Подмосковье»

    К городской среде неприхотливый советский человек относился без особых претензий. Была бы скамеечка у подъезда, где можно посудачить о том о сем, грибок в песочнице - уже и хорошо.

    От этих, с позволения сказать, стандартов отходят в Московской области. Все должно соответствовать мировым образцам: и детские площадки, и асфальтовое покрытие во дворах, и даже мусорные контейнеры.

    Губернатор Московской области Андрей Воробьев назвал благоустройство дворов приоритетом на ближайшую перспективу: «Жители очень настойчиво - не только в Подмосковье, но и во всей стране - говорят о важности благоустройства дворов. Из заброшенного плохого двора мы должны сделать двор, в котором приятно находиться, можно припарковать автомобиль, отдохнуть, позаниматься спортом, детям поиграть в детском городке. Все стандарты нами разработаны».

    О городской среде, ее развитии и перспективах в Подмосковье нам рассказывает зампред правительства МО Дмитрий ПЕСТОВ.

    Дмитрий Владимирович, в Московской области реализуется программа комплексного благоустройства дворовых территорий. Кем формируются адресные списки и какую роль в этом играют жители?

    Можно сказать, что по части благоустройства наш регион находится на «передовой» России… Мы ищем принципиально новые подходы к формированию комфорта наших граждан. На инвестиционном форуме в Сочи замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис отметил, что Подмосковье является одним из регионов-доноров, предлагающих решения по благоустройству и ЖКХ, которые становятся примером для всей страны. Обязательные стандарты комплексного благоустройства дворовых территорий, разработанные в нашем регионе, вошли в «Магазин верных решений» Агентства стратегических инициатив. И стали образцом для распространения этого опыта в других субъектах Федерации. Важно, что за счет комплексного благоустройства повышается инвестиционная привлекательность Подмосковья.


    - Когда вы взялись за эту тему?

    В 2014 году принят соответствующий закон, который установил минимальный обязательный уровень комфортной среды для каждого жителя. В нем мы одними из первых в России разработали обязательные требования к комплексному благоустройству. Муниципальные образования, учитывая географические, исторические, климатические и культурные особенности, формируют программы благоустройства, отражающие реальные потребности жителей.

    По поручению Андрея Воробьева мы ежегодно обеспечиваем комплексное благоустройство не менее 10% дворовых территорий - порядка полутора тысяч. Комплексность заключается в том, что каждая дворовая территория должна быть оснащена шестью элементами благоустройства: современной и безопасной детской игровой площадкой, удобной парковкой, зелеными насаждениями, освещением, информационным стендом и контейнерной площадкой для мусора.

    Адресные перечни выносятся на общественные обсуждения, в них участвуют председатели советов многоквартирных домов, члены общественных экспертных советов, организаций и активные граждане. Курирует данный процесс региональное министерство ЖКХ.

    Мы настаиваем на том, чтобы общественное обсуждение проводилось не по формальному принципу, «для галочки», а возникала активная дискуссия. Определяющую роль здесь играет Ассоциация председателей советов многоквартирных домов, которая представляет интересы жителей, а также контролирует качество выполненных работ.

    Мы стараемся синхронизировать проведение всех видов ремонта и благоустройства. Если дом попадает в программу капремонта - добиваемся, чтобы он также вошел в программу софинансирования ремонта подъездов, в план благоустройства дворовых территорий, чтобы к нему были отремонтированы подъездные пути, модернизировано уличное освещение.

    - На нынешний год, наверное, тоже поставлены задачи?

    В 2017 году область участвует в федеральном проекте Минстроя «Формирование комфортной городской среды». Проект предусматривает комплекс мероприятий по благоустройству дворовых территорий и общественных зон: скверов, парков, набережных, площадей и т.д. Планируется софинансирование из федерального бюджета - в 2017 году Подмосковье получит 1,7 млрд рублей субсидий.

    Программа рассчитана до 2022 года. Перечень муниципалитетов, а также список объектов формируются правительством Московской области. Список объектов обсуждается с общественностью, представителями заинтересованных организаций и предприятий.


    - Еще не все знают, что такое Ассоциация председателей советов МКД...

    Основные задачи Ассоциации - защита прав собственников жилья, она уполномочена вести диалог с органами власти от лица собственников, доносить до надзорных органов проблемы и потребности жителей.

    В Ассоциацию входят руководители советов многоквартирных домов - в области подобные советы созданы почти в 70% - это порядка 30 тысяч. Мы стремимся охватить ими 100% наших многоквартирных жилых домов.

    Председатели и активисты советов участвуют во всех мероприятиях, связанных с содержанием, ремонтом и благоустройством дома и двора. К примеру, в Московской области подпись представителя совета МКД обязательна при приемке работ по капитальному и текущему ремонту дома, при утверждении акта о готовности к отопительному периоду.

    Согласен, очные голосования собственников проводить сложно: у жильцов разные режимы работы, их сложно оповестить. Для выявления объективного мнения Ассоциацией активно развиваются интерактивные сервисы. Уже сейчас через интернет-сайты можно принять участие в голосовании по оценке аварийно-диспетчерской службы конкретного дома, направить жалобу, подать заявление на вступление в Ассоциацию и даже инициировать создание муниципального отделения Ассоциации.

    - Как включить двор в план комплексного благоустройства?

    С ноября 2016 года у нас действует удобная интернет-платформа «Меняем дворы Подмосковья» (menyaemdvory.ru), разработанная при активном содействии региональной Ассоциации председателей советов МКД. Этот сайт стал информационным центром по реализации программ благоустройства.

    Портал предлагает трехшаговую систему по изменению дворовых территорий. На первом этапе жители не позднее 31 декабря могут направить в администрацию муниципального образования свое обращение - нажав на специальную кнопку. На следующем этапе - принять участие в обсуждении плана работ и подписать акт согласования мероприятий. На третьем этапе жителям предлагается контролировать выполнение работ и участвовать в подписании акта о завершении комплексного благоустройства дворовой территории.

    Кроме того, на «Портале государственных и муниципальных услуг Московской области» запускается голосование по комплексному благоустройству дворовых территорий, в рамках которого жители дворов, включенных в программу, смогут голосовать за те или иные элементы благоустройства - к примеру, определить место расположения контейнерной площадки.


    В области активно реализуется программа установки детских игровых площадок. Могут ли жители повлиять на эту программу?

    За четыре года установлено и модернизировано почти 4 тысячи детских площадок. Из них 319 - в рамках губернаторской программы, остальные - по муниципальным программам. Еще более 1300 площадок планируется построить и отремонтировать в нынешнем году.

    Перечни детских площадок формируются по тому же принципу, что и комплексное благоустройство.

    Жителям на выбор предлагают несколько вариантов - в зависимости от того, дети какого возраста проживают. Так, если во дворе много малышей, люди предпочитают качели, песочницы, горки. Если дети постарше - родители просят спортивные площадки и площадки для воркаута. Также жители сами выбирают тему оформления объектов - в 2016 году это были морская и космическая тематика, «дорожное движение».

    Больной вопрос, вызывающий дебаты, - капитальный ремонт. Насколько публичен процесс формирования планов капремонта?

    В Московской области действует самая обширная программа капремонта в России. Она рассчитана на 25 лет и включает порядка 45 тысяч домов. За прошлый год было отремонтировано 3148 многоквартирных домов, в 2017 году планируем такой же объем. В 2016 году было модернизировано порядка 1600 лифтов, план на 2017 год - не менее 2000.

    - А как попасть в эту программу?

    Сначала проводится заседание совета дома, где жители принимают решение о необходимости ремонта. Затем направляется обращение в муниципальную администрацию, где принимается окончательное решение.

    Отмечу, что все работы проводятся под непосредственным контролем собственников жилья. Акт приемки работ согласовывает председатель совета дома.

    Максимальный уровень публичности хода капремонта подчеркивает тот факт, что региональный Фонд капитального ремонта занял лидирующую строчку рейтинга информационной открытости среди регионов России, составленного национальным центром общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ-Контроль». Кстати, Московская область - единственный регион, который публично раскрыл тарифы на все виды работ по капитальному ремонту.

    На сайте Фонда с 2016 года действует интерактивная карта, где отображается вся детальная информация: включен ли дом в программу капремонта, дата его постройки, этажность, количество квартир, общая и жилая площадь, объем выполняемых работ, сумма затрат на ремонт, подрядная организация, а также контакты регионального органа технического надзора.

    Что вы можете сказать о стартовавшей в этом году масштабной программе по софинансированию ремонта подъездов?

    Действительно, в этом году по поручению губернатора начата программа по софинансированию ремонта подъездов. Уже в ближайшие два-три года каждый подъезд должен быть приведен к нормативному состоянию. В 2017 году планируется отремонтировать 32 тысячи подъездов, затраты составят 5,9 млрд рублей. Из этой суммы 30% (1,7 млрд) составят субсидии областного бюджета. Еще 17,5% - средства муниципалитетов. 47,5% оплачивают управляющие компании. И не более 5% - жители.

    ​При этом подъезды не будут включаться в программу без согласования с собственниками жилья, а также с Ассоциацией председателей советов МКД и Госжилинспекцией.

    ​Алгоритм новой программы нами опробован в 2016 году в пяти пилотных муниципалитетах. Приемку проводили в том числе советы многоквартирных домов и были удовлетворены результатом.


    В нашей редакционной почте много писем от жителей региона - их волнуют вопросы оплаты услуг ЖКХ. Что-то меняется к лучшему в этом направлении?

    Мы постоянно расширяем перечень возможных способов оплаты услуг ЖКХ, делаем эту процедуру более быстрой и комфортной. В ближайшее время жители Подмосковья смогут получать полные сведения об услугах ЖКХ своего дома, района и города на портале DOM.MOSREG.RU, внедряемом совместно с компанией «Ростелеком». Это сайт Единой информационно-аналитической системы ЖКХ Московской области. Он станет единой информационной платформой как для жителей Подмосковья, так и для чиновников и коммунальщиков. Любой житель в несколько «кликов» сможет посмотреть объем потребленных услуг, проверить правильность начислений.

    В Московской области продолжается внедрение МосОблЕИРЦ - это единый информационно-расчетный центр услуг ЖКХ. Он создан в 2013 году для организации сбора средств и дальнейшего расщепления платежей в сфере ЖКХ. На данный момент центр обслуживает около 2 миллионов лицевых счетов в 56 муниципальных образованиях. До конца года этот показатель должен составить 2,4 миллиона лицевых счетов. Ведется большая работа по совершенствованию биллинговой системы, выверке базы лицевых счетов, разработке и внедрению дистанционных сервисов.

    Важнейшее преимущество МосОблЕИРЦ - клиентоориентированность. МосОблЕИРЦ обслуживает посетителей в современных оборудованных офисах, оснащенных терминалами «электронной очереди». Прием по принципу «одного окна». Функционирует шесть тысяч точек приема платежей - отделения «Почты России», ключевые банки, терминалы экспресс-оплаты. Большинство вопросов можно решить без посещения офиса - работает бесплатная «горячая линия», интернет-сайт с «личным кабинетом», мобильные приложения. На сайте возможно оплатить платежный документ даже без регистрации. Также можно получить ответ через аккаунты МосОблЕИРЦ в социальных сетях. Управляющие компании Подмосковья, самостоятельно собирающие платежи, такими сервисами не обладают.

    Еще одна программа, очень актуальная для региона, - «Удобная парковка». Как здесь учитывается мнение жителей?

    Это масштабный областной проект, предполагающий комплекс мер по строительству многоуровневых и подземных паркингов, созданию «парковочных карманов» на дорогах, обустройству новых парковочных мест во дворах.

    Одна из наиболее волнующих жителей проблем - парковка в неположенных местах, на детских или спортивных площадках, на газонах. Жители могут оперативно сообщить о таких нарушениях с помощью портала «Добродел», а скоро - и с помощью интернет-проекта «Народный инспектор», который сейчас внедряется. В тех дворах, по которым таких обращений поступает больше всего, при комплексном благоустройстве в приоритете расширение парковочного пространства. Там же, где жители считают, что парковочных мест достаточно, приоритет отдается детским площадкам или, к примеру, озеленению.

    - Также в этом году в Подмосковье стартовал проект «Светлый город». Какие проблемы он решает?

    Программа «Светлый город», инициированная губернатором, позволит снять остроту проблем наружного освещения. Планируется установить и модернизировать в общей сложности не менее 40 тысяч точек наружного освещения. Светильники разместят вдоль региональных и муниципальных дорог, в проездах и во дворах, на социально значимых объектах. До нормативного уровня освещения мы доведем около 300 км дорожного полотна. Темпы строительства новых линий освещения будут увеличены в 2 раза.

    В каждом муниципальном образовании формируется годовая «дорожная карта» по реализации проекта «Светлый город» на основании обращений жителей, поступивших через портал «Добродел». Модернизируем и устанавливаем точки освещения там, где в этом есть необходимость: маршруты, по которым школьники возвращаются домой, аварийные участки в населенных пунктах, места отдыха и досуга людей - парки, скверы, прогулочные зоны.

    И этот проект максимально открыт и прозрачен - на «Доброделе» размещаются адресные перечни установки новых фонарей с разбивкой по муниципалитетам (http://vmeste.mosreg.ru/Fonari). Раз в полгода, опираясь на мнение жителей, «дорожные карты» будут обновляться.

    Нужно сказать, что концепция развития городской среды, разработанная региональным министерством ЖКХ, вмещает в себя целых 23 раздела. Тут вам и благоустройство дворов, и текущий ремонт подъездов, и проект «Светлый город»... Программа охватывает наш быт со всех сторон, обобщает все детали, благодаря которым наша с вами жизнь становится комфортной.

    И если подробно в нее углубиться, у непосвященного человека голова кругом пойдет. Требования к детским площадкам, парковочным местам, контейнерным сборникам, озеленению... В частности, какой высоты и ширины должны быть скамеечки для отдыха, какие растения должны произрастать в наших подмосковных дворах: вертикальные, трельяж и шпалеры (вьющиеся) или перголы - конструкции, создающие зеленый тоннель.

    Понятно, отчего федеральные власти считают сегодня Московскую область лидером и призывают равняться на нее.

    При строительстве жилья главная цель заключается в создании полноценного жилого комплекса, в котором жилые дома, хозяйственные строения и дворовая территория максимально благоустроены и представляют собой единый жилой массив. Благоустройство и дворовой территории, и находящихся на ней объектов - одна из важнейших задач, без решения которой невозможно достижение данной цели.

    Благоустройство дворовых территорий предусматривает выполнение комплекса работ, направленных на создание удобной, эстетично оформленной территории. В ходе работ реализуются идеи по оформлению ландшафтного дизайна и сооружаются соответствующие санитарным нормам РФ площадки для проведения досуга.

    Обустройство дворов многоквартирных домов предусматривает проведение следующих мероприятий:

    • регулярная проверка состояния предметов благоустройства, находящихся на территории, (например, осветительных приборов, бордюров, тротуаров, ограждений и т. д.), с целью своевременного выявления повреждений и поломок, приводящих к нарушению санитарно-гигиенических требований. Осмотр проводится ежедневно;
    • в случае обнаружения неисправностей объектов, должны приниматься меры по их устранению;
    • проведение установленных нормативами мероприятий, направленных на уход за элементами озеленения (обрезка кустарников, стрижка газонов, полив и т. п.);
    • проведение работ по очистке элементов благоустройства, созданных для отвода грунтовых и ливневых вод (дренажей, канав, труб) от мусора, с целью их нормального функционирования. Это делается по мере необходимости, но 1 раз весной — обязательно;
    • проведение «реставрации»: покраска, побелка, чистка и т.п. — один раз в год (при необходимости, чаще) с целью поддержания элементов дворовых территорий в соответствующем эстетическом виде;
    • освобождение урн от мусора (регулярность зависит от быстроты наполнения). В теплое время года их необходимо ежемесячно мыть и дезинфицировать, а 1 раз в год — красить или белить (причем, урны из металла надо красить как минимум 2 раза в течение года: осенью и весной);
    • проведение уборки территории (очистка от мусора и снега, подметание и др.) с целью содержания в чистоте объектов дворовых территорий;
    • осуществление сбора и вывоза бытовых отходов по установленному графику.

    Комплексное благоустройство предусматривает проведение текущего и капитального ремонта его объектов, а именно:

    • по мере необходимости ремонтируется или полностью меняется дорожное покрытие (это также касается тротуаров и проездов);
    • по мере необходимости устанавливаются или реставрируются малые архитектурные формы и их элементы;
    • один раз устанавливаются урны и оборудуются контейнерные площадки, которые, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, периодически восстанавливаются или подвергаются замене;
    • по мере необходимости выполняются работы, связанные с уходом за объектами озеленения;
    • по мере необходимости ремонтируются и реставрируются поломанные ограждения и заборы, хозяйственные и спортивные площадки, беседки или другие специально оборудованные места отдыха жильцов;
    • по мере необходимости (однако не реже, чем 1 раз в год) ремонтируются объекты наружного освещения и красятся их опоры;
    • по мере необходимости проводится стрижка, спил, кронирование или «лечение» объектов озеленения (спиливают сухие ветки деревьев, обновляют или стригут газоны, придают форму живой изгороди).

    Благоустройство дворовых и общественных территорий проводится в соответствии с определенными нормативно-правовыми документами, которые, в том числе, определяют характер ремонтных работ (текущий или капитальный).

    Создание новых элементов предусматривает:

    • работы с ландшафтом: покрытие тротуарной плиткой или асфальтом пешеходных дорожек, мест передвижения транспорта и автостоянок, сооружение объектов малых архитектурных форм (скульптурных композиций, клумб, газонов, фонтанчиков и т.п.), установку ограждений, заборов и т.п.;
    • работы по озеленению: посадка кустарников и деревьев, формирование живых изгородей и другие работы, утвержденные в проектной документации;
    • работы по световому оснащению: установка объектов наружного освещения и художественных подсветок для светового оформления двора и района.

    Работы, ведущие к временному нарушению благоустройства дворовых территорий (например, разработка грунта), должны проводиться в соответствии с требованиями, закрепленными в нормативно-правовой базе, регулирующей проведение земляных, ремонтных и строительных работ.

    В Правилах технической эксплуатации жилья содержатся указания на периодичность и объемы работ, направленных на содержание в надлежащем состоянии жилых домов, мест общего пользования и прилегающей территории.

    Какие ведутся работы по благоустройству дворовой территории

    Министерством транспорта РФ разработан и утвержден документ, регламентирующий работы, связанные с капитальным и текущим ремонтом объектов, нацеленных на благоустройство дворовых и общественных территорий, и их содержанием. Данные требования прописаны в Классификации работ по капитальному ремонту и обслуживанию автодорог общественного значения и содержанию установленных на них сооружений.

    Основанием для установления перечня и сроков дорожных работ являются: ведомость дефектов, диагностика, инженерные заключения, проектные и другие документы, в которых дается реальная оценка состояния определенного объекта.

    • Вывоз скола асфальта. Работу осуществляет предприятие, проводящее ремонт дорожного покрытия. Сроки зависят от значимости магистрали (дороги): на главных — вывозят сразу (по мере появления скола), на второстепенных — в течение 24-х часов.
    • Уборка отходов от вырубки объектов озеленения. Работы выполняют предприятия, занимающиеся вырубкой.

    Сроки вывоза отходов от вырубки объектов озеленения зависят от значимости магистралей и улиц, вдоль которых проводятся работы: с основных улиц — до конца рабочего дня, с второстепенных улиц и дворов МКД — в течение 24-х часов.

    • Пни, появившиеся в результате вырубки объектов озеленения и находящиеся вдоль главных дорог, необходимо выкорчевать в течение суток, если же пни находятся на второстепенных улицах или во дворах МКД, то на их удаление дается трое суток.
    • Упавшие деревья убирает владелец (собственник) территории. Если дерево упало на проезжую часть, тротуар, рядом с проводами, находящимися под напряжением, перед фасадом дома или производственного здания, то его убирают незамедлительно. На освобождение других объектов дается 8 часов с момента обнаружения упавшего дерева.
    • Очистка урн проводится как минимум 1 раз в сутки, желательно чтобы это делалось по мере их наполнения. Поврежденные урны необходимо отремонтировать или заменить в течение 24-х часов с момента выявления поломки.
    • Контейнерные площадки должны соответствовать утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям, согласно которым вывоз мусора в теплое время года должен осуществляться каждый день, а в холодное — 2-3 раза в неделю. Наводить порядок на площадке надо каждый день. Благоустройство дворовых территорий подразумевает содержание контейнерных площадок, поэтому это является обязанностью организации, с которой заключен договор о вывозе твердых и крупногабаритных отходов. Если же такого договора нет, то этот элемент возлагается на плечи тех, кто владеет земельным участком, отведенным под мусорные контейнеры.

    Уборка территории, относящейся к МКД, дворов, мест большого скопления людей (например, вокзальные площади, рынки, площади и т. д.) осуществляется на протяжении рабочего дня.

    Благоустройство дворовых территорий тесно связано с озеленением, потому что преследует ту же цель: создание гармоничного пространства на конкретно взятом участке.

    Современные дворы многоквартирных домов — это пространство, организованное особым образом и удовлетворяющее основные потребности жильцов, каждая часть двора своеобразна и имеет определенное функциональное предназначение. Благоустройство дворов охватывает все элементы современного двора: дорожки, площадки, проезды, придомовые полосы и озеленение, создавая единое композиционное решение, которое гармонирует с концепцией всего района.

    • Придомовая полоса — довольно своеобразный элемент двора, подлежащий озеленению и несущий разную функциональную нагрузку (защитную, экологическую и эстетическую). Придомовая полоса может быть благоустроена по-разному, все зависит от желания и возможностей собственников: от разведения клумб и газонов до установки шезлонгов и скамеек. Ширина полосы не является стандартно установленной и колеблется в пределах 3-15 м, естественно, что это отражается на ее «функционале»: защищает от пыли и шума, очищает воздух или просто радует глаз.

    Нередко придомовую полосу используют для выделения входа в дом: высаживают вьющиеся растения, необычные кустарники или деревья, устанавливают различные подсветки и т. д.

    • Садовые дорожки и различные площадки, согласно действующим нормативным документам, должны составлять не менее 15 % от общей незастроенной площади двора. Сегодня на благоустройство городских дворовых территорий обращается много внимания, потому что двор должен быть удобным и комфортным. На ширину дворовых дорожек влияет интенсивность движения пешеходов по ней. Допустимая ширина пешеходных аллей колеблется от 2,5 до 3 м, дорожек — от 1,5 до 2,5 м, а тропинок — от 0,5 до 0,75 м (обычно от начала до конца устанавливается одинаковая ширина, однако не исключен и неординарный дизайн). Если вдоль дорожки устанавливают скамейки, то устраивают своеобразный «карман» (углубление до 1,5 м). Покрывать дорожки можно асфальтом, бетоном (как монолитным, так и плиткой), бортовым камнем, кирпичной или гравийной крошкой и др.
    • Детские площадки. Для детей разных возрастов (ясли, дошколята и младшие школьники) устанавливаются отдельные, отгороженные друг от друга, площадки. В качестве ограждений обычно используются кустарники или другие объекты озеленения. Если нет возможности выделить для площадки много места, то ширина насаждений сокращается и может составлять 0,5-1 м. Нередко это приводит к тому, что они постепенно «сравниваются» с землей. В данном случае целесообразно, осуществляя благоустройство дворовых территорий и размещая детские и спортивные площадки, хозяйственные постройки, руководствоваться утвержденными нормативами, согласно которым они должны обладать такими качествами, как пешеходная доступность и минимальные ограждения.

    Озеленение детских площадок преследует несколько целей: защита от ветра, обеспечение тени в жаркое время года и, самое главное, изоляция от проезжей части. Кроме этого, площадки должны иметь оптимальное освещение и хорошо проветриваться.

    К выбору растений надо подойти довольно серьезно. Нельзя высаживать колючие кустарники и растения с ядовитыми или несъедобными плодами. Лучше, если это будут деревья и кустарники, благотворно влияющие на экологию и полезные для здоровья.

    • Спортивные площадки оборудуют, рассчитывая метраж по количеству жильцов (1 м 2 /1 чел.). Их можно расположить в пространстве между дворами, если жилой массив слишком плотно застроен. В этом случае необходимо соблюсти расстояние от окон дома (не менее 15 м). При озеленении спортплощадок необходимо выполнение нескольких условий: во-первых, площадки должны хорошо проветриваться; во-вторых, посаженные живые изгороди должны обеспечивать защиту от шума и солнца. Если вокруг площадки установлено сетчатое ограждение, то желательно пустить по ним вьющиеся растения. По всему периметру спортивной площадки необходимо посадить деревья, имеющие плотную крону. Перед посадкой стоит принять во внимание, что крона деревьев должна быть темной, а сами деревья ветро- и морозоустойчивыми (чтобы обломанные ветки не падали на площадку). Эти насаждения не должны ярко цвести и засорять площадку лепестками и семенами.
    • Хозяйственные площадки обустраиваются с учетом их функционального назначения: чистка и проветривание одежды, сушка белья, выбивание ковров, установка контейнеров для мусора и т. д.

    Осуществляя благоустройство дворовых территорий, важно учесть, что хозяйственные площадки должны изолироваться от мест отдыха и других площадок или зелеными насаждениями, или стенами, выстроенными из кирпича или бетонных блоков (в этом случае необходимо использовать вертикальное озеленение, посадив вьющиеся растения).

    • Площадки для сушки белья, как и площадки для проветривания одежды, необходимо защитить от пыли, но, в то же время, на них должно попадать много солнца. Как правило, они имеют газонное и плиточное покрытие, а периметр площадки озеленен.

    Если в доме не предусмотрен мусоропровод, значит, необходимо установить контейнеры и мусоросборники во дворе. Такая площадка должна быть покрыта асфальтом или бетоном, а вокруг нее надо посадить растения, которым присущи фитонцидные свойства (деревья или высокие кустарники, хорошо очищающие воздух).

    Рельеф, который играет не последнюю роль

    Благоустройство дворовых территорий не может быть осуществлено без учета рельефа местности, который может быть и естественным, и искусственным. Для создания рельефа можно использовать разные типы пластики, которые помогут защитить территорию двора от шума и пыли, разделить его на зоны, расширить возможности для детских игр. Часто искусственно созданный рельеф используют для маскировки площадок и различных дворовых сооружений (хозяйственных и инженерных).

    Не последнюю роль в озеленении играет учет возможностей естественного рельефа. К примеру, если есть природное углубление, то лучше там оборудовать площадку, чтобы она находилась подальше от места движения транспорта и пешеходов. А если вокруг нее посадить кустарники или деревья, то можно создать впечатление полной изоляции от внешних воздействий.

    Благоустройство дворов не может обойтись без озеленения, при осуществлении которого используется масса живописных приемов. Нередко озеленение проводится с целью «сгладить» формальность и типичность постройки, для чего используется уже привычный прием: газон и лужайка в окружении деревьев или кустарников.

    Минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий:

    • ремонт проездов во дворах;
    • установка приборов уличного освещения;
    • установка скамеек и урн.

    Дополнительный перечень работ:

    • создание спортивных и детских площадок;
    • оборудование мест для парковки автомобилей;
    • озеленение придомовой территории;
    • другие работы.

    Зачем нужен паспорт благоустройства

    Паспорта на элементы благоустройства и территории, прилегающие к МКД, стали выдавать сравнительно недавно, однако эта услуга показала свою эффективность и стала достаточно популярной.

    Цель паспортизации — грамотное деление городской территории на отдельные участки, которым будет обеспечен оптимальный уход. Объектам, находящимся на данной территории должно обеспечиваться соответствующее содержание. Кроме этого, данная процедура дает возможность спланировать и реализовать мероприятия, направленные на благоустройство дворовых территорий, которые могут заключаться в следующем:

    • планирование и установка площадок для детей;
    • оборудование мест для отдыха;
    • выделение дополнительных парковочных мест;
    • установка объектов, предназначенных для создания комфортных условий жителям города и гармонирующих с архитектурным стилем данной территории.

    Можно сделать вывод, что выдача паспорта на благоустройство дворовых территорий способствует осуществлению планомерного, хорошо контролируемого содержания муниципальных территорий.

    Чтобы иметь возможность контролировать процесс благоустройства, в каждом конкретном случае выдается документ, который называется Паспортом благоустройства дворовой территории. В документе указывается информация, которая касается конкретно взятого двора , например:

    • общая площадь территории (с указанием границ);
    • объекты благоустройства, расположенные на данной территории (фактические и планируемые);
    • места движения и стоянки транспорта (развороты и парковки);
    • зоны озеленения;
    • пешеходные дорожки, тротуары, ограждения и заборы;
    • детские/спортивные площадки и места отдыха взрослых;
    • технические характеристики объектов благоустройства.

    В случае, если на дворовой территории располагаются какие-либо особые зоны (например, место расположения пожарной или другой специализированной техники), перечень может быть увеличен.

    Следовательно, паспорт благоустройства дворовой территории нужен для того, чтобы гарантировать наведение порядка на конкретно взятой территории. В нашей компании работают специалисты, способные оперативно решить задачи, поставленные заказчиком, и учесть индивидуальные потребности и возможности каждого клиента.

    Где заказать паспорт благоустройства дворовых территорий, сколько примерно он стоит и как его оформить

    Выбирая компанию, обратите внимание на следующее:

    1. Срок деятельности (более 2-х лет, лучше поинтересоваться отзывами бывших клиентов и узнать количество хорошо выполненных заказов, желательно, чтобы результативность была 100-процентной).
    2. Объем предоставляемых услуг (требование указано в ПП-743).
    3. Посещение территории геодезистом и ее обмер.
    4. Посещение территории дендрологом с целью обследования растительности.
    5. Оформление паспорта на благоустройство дворовых территорий (форма ПП-743).
    6. Подготовка плана инвентаря, согласно требованиям Департамента природопользования (в электронном виде).
    7. Занесение полученных в результате инвентаризации данных в АИС Реестр зеленых насаждений.
    8. Согласование с ДПиООС и ДЖКХиБ электронного варианта Паспорта.
    9. Стоимость услуг.

    Стоимость услуг компании формируется по двум показателям: виды и качество работ. К сожалению, можно столкнуться с организациями-подрядчиками, которые игнорируют требования Департамента природопользования (ДПиООС), эти сведения можно получить по тел.: 8-495-531-20-08 доб. 1320, 1522, 1524 (Реестр зеленых насаждений Департамента природопользования). На конечной цене работы отражается размер территории (общая площадь), которая должна быть подтверждена Свидетельством на землю (причем, на каждую территорию, на которую оформляется паспорт). В распоряжении № 27-Р от 30.10.2012 г. указаны государственные цены на ряд работ, кроме этого, некоторые работы компания может выполнять по коммерческим ценам (согласно тарифам, утвержденным на данном предприятии).

    Что же формирует конечную стоимость качественной работы? Рассмотрим на примере усредненных расценок, применяющихся в Москве:

    1. 20 тыс. руб./1 га — геодезическая съемка;
    2. 6 тыс. руб./1 га — дендрологические обследования;
    3. 10 тыс. руб./1 га — обработка данных, полученных в результате геосъемки и обследований (камеральная обработка), работа с картой, формирование плана инвентаря в соответствии с требованиями и его размещение на интерактивную карту города в ДПиОСС (М: 1:500);
    4. 2 тыс. руб./1паспорт — занесение данных в АИС Реестр зеленых насаждений;
    5. 10 тыс. руб. — услуга согласования паспорта с ДПиООС и ДЖКХиБ (внесение исправлений по замечаниям, работа с документом до получения положительного результата, которая может длиться на протяжении 2-6 месяцев).

    Итак, в среднем создание Паспорта на благоустройство дворовых территорий по коммерческим расценкам может обойтись 48 тыс. рублей.

    Теперь разберемся, в чем же разница между паспортизацией по коммерческим расценкам и работой «под ключ» за 15 тыс.руб./1 га.

    1. 2 тыс. руб. — данные, получаемые в результате геодезической съемки, есть в публичном доступе (М 1:10 000), поэтому она не проводится;
    2. 2 тыс. руб. — расстановка объектов озеленения (дендрологические обследования не проводятся);
    3. 10 тыс. руб. — камеральная обработка и работа с картами проводятся на основе данных, которые являются общедоступными (М 1:2000);
    4. 1 тыс. руб. — заносить данные в АИС Реестр зеленых насаждений не нужно, иногда вносятся только данные площади;
    5. отсутствует услуга согласования паспорта с ДПиООС и ДЖКХиБ (внесение исправлений по замечаниям, работа с документом до получения положительного результата, которая может длиться на протяжении 2-6 месяцев).

    В этом случае стоимость работы по оформлению Паспорта на благоустройство дворовых территорий составляет, в среднем, 15 тыс. руб.

    Для заказа Паспорта необходимо подготовить следующее:

    1. Список адресов.
    2. Указание площади (в м 2) по каждому адресу.
    3. Свидетельства на землю (отсканированные).
    4. Ф.И.О. и контактные данные лица, отвечающего за проведение инвентаризации благоустройства дворовых территорий со стороны Заказчика.

    В Договор на паспортизацию должны быть включены следующие разделы:

    1. Предмет Договора.
    2. Сроки и порядок выполнения заказа.
    3. Стоимость предоставления услуги, порядок и вид расчетов.
    4. Порядок приема/сдачи работ.
    5. Права и обязанности Сторон Договора.
    6. Гарантийные обязательства.
    7. Ответственность Сторон.
    8. Форс-мажорные обстоятельства.
    9. Порядок урегулирования спорных вопросов.
    10. Срок действия и порядок внесения изменений в Договор.
    11. Юридические адреса, реквизиты и подписи Сторон.

    Приложения:

    • Приложение 1. Смета на работу (инвентаризация, учет объектов озеленения, подготовка и оформление Паспорта на благоустройство дворовых территорий, занесение данных в АИС Реестра зеленых насаждений).
    • Приложение 2. План работы (календарный).
    • Приложение 3. Описание технического задания.
    • Приложение 4. Список адресов.

    Согласование Паспорта проводится на основании Постановления Правительства г. Москвы № 743-ПП от 10.09.2002 г. «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы» (п. 7.3).

    Полномочиями на согласование Паспортов на благоустройство дворовых территорий в г. Москве наделены: Департамент ЖКХ и благоустройства Москвы, Департамент природопользования г. Москвы.

    Актуализация Паспорта на благоустройство дворовых территорий проводится каждый год.

    Актуализацию данных инвентаризации проводят непосредственно лица, обладающие правом на земельный участок, являющийся территорией зеленого фонда г. Москвы или сторонние организации, имеющие право выполнять данные работы.

    Чтобы выполнить натурные работы, можно воспользоваться инвентаризационным планом, который размещен в московских информационных системах. В этот план вносятся изменения, которые произошли на данной территории в течение года.

    Результаты актуализации вносятся в определенные информационные системы. Если выполнение работ связано с закупками или предоставлением услуг, удовлетворяющих потребности города или государства, то срок исполнения соответствует срокам, указанным в государственном договоре/контракте. В других случаях результаты актуализации должны быть внесены в течение отчетного года.

    Актуализация в АИС подразумевает внесение изменений данных и полей паспорта, которые произошли по причине, указанной в системе. Это может быть следующее:

    • Изменения, произошедшие на объекте, составили более 50 %.
    • Соединение 2-х и более Паспортов на благоустройство дворовых территорий.
    • Разделение одного Паспорта на 2 и более.
    • Замена Паспорта (вместо Паспорта по 267-РЗМ вносится паспорт по 743-ПП).
    • Не было никаких изменений.
    • Иные причины.

    Актуализацию проходят Паспорта, на которых стоит отметка «Утвержден».

    Каков порядок благоустройства дворовых территорий

    Муниципальная программа благоустройства дворовых территорий предусматривает наличие «своих» правовых документов, в которых четко прописан порядок проведения благоустройства. Однако есть определенный перечень работ, которые рекомендуются к выполнению. Об этом и пойдет речь.

    Начните с деления дворового пространства на частное и общественное. Таким образом вы сможете обеспечить безопасность представителям различных групп жильцов.

    Чтобы это сделать, надо, прежде всего, выделить вход на территорию двора (фонари, указатели и т. п.). Теперь необходимо определить границы территории дома (не всегда идеальным вариантом является забор, это лучше сделать и путем высадки деревьев или кустарников). И, наконец, можно приступить к организации проездов (главных и второстепенных), облагородить входы в подъезды (построить пандусы, обозначить место для парковки велосипедов и т.д.).

    Следующий этап работы - это формирование комфортной территории, а именно парковок. Программа благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов рекомендует обустраивать парковочные места нескольких типов: для жильцов (плоскостные), для гостей (линейные) и для инвалидов. Количество мест на парковке желательно обсудить с жильцами дома.

    Желательно, чтобы территория хорошо освещалась, для этого потребуется установка дополнительных фонарей:

    • 5-7 метров — возле входа в дом;
    • 7-9 метров — на дворовых площадках (детские/спортивные);
    • 7 метров — возле проездов.

    Реализовывая план благоустройства дворовой территории, необходимо позаботиться обо всех группах жильцов, а о детях — в первую очередь. Чтобы они хорошо и гармонично развивались, надо обустроить детские площадки, соответствующие запросам детей разных возрастных категорий (до 3-х лет, 3-7 лет, 7-12 лет, 12-15 лет).

    Детские площадки должны быть оснащены:

    • урнами;
    • стендом с информацией;
    • мягким покрытием;
    • скамейками или другими местами для сидения;
    • навесом;
    • местом для настольных игр;
    • игровыми комплексами;
    • предметами для подвижных игр и т. д.

    Площадки для проведения досуга взрослых жильцов должны быть сформированы таким образом, чтобы на них можно было и позаниматься спортом (тренажеры, настольный теннис и т.п.), и отдохнуть спокойно (например, поиграть в настольные игры).

    Если, осуществляя благоустройство дворовых территорий, вы обустроите площадку для выгула животных (не важно, огороженную или нет), то это очень обезопасит жильцов и хорошо отразится на санитарно-гигиеническом состоянии всего двора.

    Если площадка не огорожена, то ее надо снабдить стендом с информацией, урнами, мягким покрытием и местами для сидения. Если же это огороженная территория, то необходима еще и калитка.

    Очень важным вопросом при благоустройстве дворовых территорий является озеленение. Вообще-то, этим обязаны заниматься управляющие компании, при условии, что данный земельный участок является общим имуществом МКД.

    Новые насаждения предназначены для повышения уровня контроля климата и для защиты от солнечных лучей, шума, ветра и выхлопных газов.

    Конечно, дворовая территория не безразмерна, и все вместить просто невозможно. Поэтому это всегда индивидуальный проект. Очень важно, чтобы все решения относительно создания комфортной территории были приняты сообща, после обсуждения с жильцами.

    Проект благоустройства дворовых территорий разрабатывается в следующем порядке:

    • определение типа двора;
    • разбивка на зоны;
    • обсуждение с жильцами концепции благоустройства;
    • разработка и утверждение совместного проекта;
    • совместная реализация утвержденного проекта.

    Как и кем обычно разрабатывается проект обустройства дворовой территории

    Проект, в соответствии с которым осуществляется благоустройство дворовых территорий, расположенных в пределах города, разрабатывается с учетом требований Градостроительного кодекса РФ и действующих норм и правил (строительных, санитарных, пожарных и др.).

    Благоустройство дворовых территорий муниципальных образований осуществляется по дизайн-проекту, разработанному городской администрацией.

    Дизайн-проект состоит из текстового и наглядного описания объекта. В него включается концепция проекта и перечень (как текстовый, так и визуальный) компонентов, планируемых для размещения на данной территории.

    Состав документации проекта зависит от того, какие работы планируются к выполнению. Это могут быть проект и подробная смета, возможен и более простой вариант: изображение территории двора и описание планируемых работ и мероприятий.

    Чтобы обсудить с жильцами многоквартирных домов одобренный комиссией проект дизайна территории двора, участникам необходимо пригласить на обсуждение заинтересованных лиц, которые будут являться представителями собственников жилья, расположенного на данном участке.

    Заинтересованными лицами считаются владельцы квартир, зданий и сооружений, находящихся в пределах территории двора, планируемого к благоустройству.

    Организатору обсуждения необходимо сделать объявление о проведении обсуждения проекта дизайна с заинтересованными лицами. Если возникнет такая необходимость, то сообщение надо будет опубликовать в СМИ.

    Организатор должен обеспечить обсуждение и согласование проекта дизайна дворовых территорий. Только после этого документ можно подавать на утверждение Комиссии.

    Комиссия должна рассмотреть и утвердить дизайн-проект благоустройства дворовых территорий в течение 10-ти рабочих дней со дня согласования документа с лицом, представляющим интересы собственников и других заинтересованных лиц.

    Что включает проект благоустройства придомовой территории многоквартирного дома и ее озеленения

    Проект благоустройства дворовых территорий должен быть разделен на 2 части в зависимости от задействованной площади.

    1. Благоустройство жилых строений, градостроительных комплексов, микрорайонов, кварталов.
    2. Благоустройство дворовых территорий или участков и их озеленение.

    Основными элементами благоустройства и озеленения, расположенными на разрабатываемой территории являются:

    • планировка территории по вертикали;
    • картограмма почвы;
    • план дорог и проездов;
    • прокладка дорог и проездов;
    • установка лестниц и стенок для подпорки;
    • устанавливание заборов и ограждений;
    • озеленение;
    • организация автостоянок;
    • устройство детских/спортивных площадок, мест для отдыха взрослых и площадок для выгула домашних животных, установка оборудования на площадках;
    • сооружение и установка объектов малых архитектурных форм.

    Основой для подготовки Проекта благоустройства дворовых территорий является Генеральный план застройки (М: 1:500). Поэтому будет правильнее, если одновременно будут разрабатываться оба документа: и Генплан застройки, и Проект. Разрабатывая Проект, используют малые архитектурные формы, являющиеся типовыми. Однако если Задание на проектирование содержит указание на установку нестандартных малых архитектурных форм, то возможна разработка индивидуального проекта.

    Кроме этого, индивидуальный подход к проектированию осуществляется в том случае, если необходимо учесть особенности территории, например, при проектировании садов, парков, скверов и т.п.

    Закон о благоустройстве дворовых территорий содержит указание на обязательное их озеленение. Поэтому в Проекте необходимо отразить искусственную среду, для создания которой будут применены природные компоненты.

    Первым этапом работы над проектом является создание эскиза, а завершает работу над проектом ландшафтного дизайна этап подготовки чертежей.

    Готовый проект содержит:

    • Проект благоустройства дворовых территорий (план, отражающий местонахождение и подробное описание компонентов, задействованные материалы, описание внешнего облика объектов, аксессуары).
    • Проект озеленения (план рассадки деревьев и кустарников).
    • Проект организации рельефа (показывает особенности рельефа, его характерные черты, склоны и их направление, компоненты организации стока с поверхности, т.е. канавы, колодцы и т.п.).
    • Классификация материалов, определение объема работ, баланс площадей (эти данные требуются для расчета материалов и работ с ландшафтом).

    При разработке всех материалов проекта озеленения дворовых территорий используется масштаб 1:200. Дальнейшая работа с документацией должна начинаться только после утверждения Генплана.

    Посадка деревьев — один из ключевых моментов озеленения дворовых территорий. При выборе материалов перед вами встает довольно серьезная проблема: возможно ли совмещение на одной территории (довольно ограниченной) тех или иных растений. Мы хотим рассказать об особенностях хвойных и лиственных растений, чтобы предостеречь вас от возможных ошибок.

    Например, оказывают ли хвойные деревья какое-либо влияние на развитие лиственных? Специалисты уверены, что оказывают. Елям, например, присуща разветвленная корневая система, расположенная по поверхности, вследствие чего они нуждаются в большой площади питания. Поэтому деревья, растущие рядом с елью, развиваются очень плохо или погибают. Рябина, бересклет и бузина — деревья, которые более или менее уживаются с таким «соседом».

    Хотя декоративные ели и декоративные плодовые растения прекрасно уживаются. Если посадить голубую ель, ягодную яблоню Roialiti и липу «букетным» способом (расстояние между стволами 3-3,5 м), то получается достаточно эффектная картина, подчеркивающая благоустройство дворовых территорий.

    Обратите внимание, что хвойные деревья, как, впрочем, и лиственные, нуждаются в обрезке. Специалисты рекомендуют срезать нижние ветки хвойных растений на протяжении лета. Это надо делать секатором, прошедшим дезинфекцию густым раствором марганцовки. Срезав ветку, необходимо сразу же замазать место среза масляной краской, которой пользуются художники. Таким образом, вы обезопасите дерево от заражения и предотвратите вытекание смолы.

    Довольно часто, осуществляя благоустройство дворовых территорий, люди задают вопрос: как остановить или ограничить рост хвойного дерева? Возможно ли это? Бесспорно, сосна - очень красивое дерево. Но иногда ее высота доходит до 3-х метров, что очень сильно затеняет территорию. Очень жаль, но без подавления дерева ограничить его рост не представляется возможным. Можно приостановить рост дерева в высоту, если в конце мая выламывать часть «молодняка», но тогда начнется интенсивный рост вширь. Если на территории появилось много молодых сосенок, то, пока позволяют размеры, их можно пересадить на опушку или в лесополосу (делается это в конце августа). Маленькие участки лучше озеленять, используя сосну «Гном» или Watereri (стоят они не дешево, зато вырастают до 2-2,5 м).

    Мнение эксперта

    Проект благоустройства придомовой территории многоквартирного дома обязательно согласуют с жителями

    Роман Ухабин ,

    заместитель директора департамента благоустройства и дорожного хозяйства

    Сначала мы знакомим жильцов многоквартирного дома с «черновым вариантом» проекта благоустройства дворовых территорий. На этом этапе они могут внести свои предложения по расположению и размерам парковок, площадок, тротуаров и прочих элементов благоустройства. Мы дорабатываем проект и вместе с жильцами его утверждаем. Только после этого приступаем к работе над проектно-сметной документацией.

    Каков порядок инвентаризации дворовых территорий

    Инвентаризация дворовых территорий осуществляется строго по заранее составленному графику, в котором указываются дата, время и место ее проведения. Данная процедура осуществляется путем обследования инвентаризируемой территории и объектов, находящихся на ней.

    Основанием для проведения инвентаризации являются фактические данные подразделений городской администрации, наделенных полномочиями в сфере управления муниципальным имуществом, земельными ресурсами и социальной защиты граждан, со сведениями о территории многоквартирных домов, элементах, лицах, имеющих группу по инвалидности и проживающих в определенных МКД.

    Если МКД расположен на территории, принадлежащей городу, и не включен в план Градостроительства или в Программы расселения и сноса жилья за бюджетные средства, то в отношении него проводятся мероприятия по инвентаризации.

    При определении границ территории двора МКД нельзя выходить за установленные пределы и объединять участки разных МКД.

    Во время осмотра территории двора МКД могут присутствовать владельцы помещений в многоквартирном доме или лица, их представляющие, сотрудники управляющей компании и другие лица, чье присутствие согласовано с председателем Комиссии по инвентаризации.

    После проведения инвентаризации оформляется паспорт благоустройства дворовых территорий.

    Проводится инвентаризация общественной территории, которая находится на территории муниципального образования, включая объекты муниципальной собственности.

    После проведения инвентаризации общественной территории оформляется паспорт благоустройства дворовых территорий. Составлением и регистрацией Паспортов занимается секретарь Комиссии по инвентаризации.

    До 31.12.2023 года секретарь Комиссии осуществляет хранение Паспортов общественных, дворовых территорий.

    Если образовывается новая дворовая территория, объединяются или разделяются уже существующие дворовые территории, то оформляется новый Паспорт дворовых территорий. Это же делается, если Паспорт не утвержден или отсутствует. В остальных случаях после проведения инвентаризации актуализируется действующий Паспорт.

    Актуализация Паспорта осуществляется в том случае, если дворовая территория подверглась изменениям (поменялись данные о самом участке или изменились расположенные на нем объекты) и наблюдается несоответствие данным, указанным в Паспорте 2017 года.

    С 2018 по 2022 гг. актуализация Паспортов общественных территорий не проводится.

    Федеральная программа по благоустройству дворовых территорий 2017-2022 гг.

    Министерство строительства РФ приступило к реализации приоритетного государственного проекта, направленного на благоустройство дворовых и общественных территорий. Цель проекта: с 2017 по 2022 гг. провести облагораживание муниципальных образований, в которых численность населения превышает 1000 человек. Бюджет проекта в 2017 году составил 20 млрд руб.: 6,5 млрд руб. — на парки и места массового отдыха горожан, остальные деньги — на территории дворов МКД.

    Принять участие в проекте мог любой регион, заключивший с Минстроем РФ соглашение о субсидии на реконструкцию дворовых территорий. Для этого надо было создать рабочую группу, которая займется реализацией проекта, и определить пилотные города на 2017 год (региональные центры и моногорода включаются в обязательном порядке).

    На сегодняшний день конкурс на благоустройство дворовых территорий прошли 72 российских региона. Их руководители заключили соглашения с Министерством.

    Следующий этап — создание муниципальных правил и разработка региональной программы на 2018-2022 гг. Регион должен иметь четкий график работ, а также представление об экономическом состоянии муниципалитета и объеме работ.

    Двор МКД — основная проектная единица. Участвовать или нет в проекте, решают жители многоквартирки путем проведения общего собрания. Если ответ положительный, то городскому оператору проекта подается соответствующая заявка на участие: от жильцов, от ТСЖ МКД, от управляющей компании. Заявитель вместе с оператором готовит дизайн-проект дворовой территории, который подается на рассмотрение специальной комиссии. Комиссия оценивает заявку и выставляет баллы, на основании которых создается очередь на благоустройство дворовых территорий. Критерии оценивания заявок: количество жильцов в МКД, степень их совместного участия, качество дизайн-проекта.

    Приоритеты проекта: самостоятельность и совместное участие жильцов МКД. Если эти факторы отсутствуют, то регион не сможет освоить выделенные средства, за что руководителям грозит наказание.

    Программа благоустройства должна быть написана до 01.09.2017 г.

    Муниципальные правила и Закон об ответственности за нарушение Правил необходимо утвердить до 01.11.2017 г.

    С одной стороны, проекту уготован форсированный сценарий, но, с другой стороны, он является наиболее смелым экспериментом центра: нет никаких ограничений ни по количеству дворов, ни по смете, ни по степени соучастия жильцов МКД.