Бунин

Полонский я п краткая биография. Краткая биография полонского

Яков Петрович Полонский (6 (18) декабря 1819 (18191218), Рязань — 18 (30) октября 1898, Санкт-Петербург) — русский поэт и прозаик.

Родился в семье бедного чиновника. Окончив гимназию в Рязани (1838), поступил на юридический факультет Московского университета. Сблизился с А. А. Григорьевым и А. А. Фетом, познакомился также с П. Я. Чаадаевым, А. С. Хомяковым, Т. Н. Грановским.

В журнале «Отечественные записки» в 1840 опубликовал первое стихотворение. Участвовал в студенческом альманахе «Подземные ключи».

По окончании университета (1844) жил в Одессе, затем получил назначение в Тифлис (1846), где служил до 1851. С 1851 жил в Санкт-Петербурге, редактировал журнал «Русское слово» (1859-1860). Служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати (1860-1896).

Умер в Санкт-Петербурге, похоронен в Рязани.

Литературное наследие Полонского очень велико и неравноценно, включает в себя несколько сборников стихотворений, многочисленные поэмы, романы, рассказы.

Первый поэтический сборник — «Гаммы» (1844). Выпущенный в Одессе второй сборник «Стихотворения 1845 года» вызвал отрицательную оценку В. Г. Белинского. В сборнике «Сазандар» (1849) воссоздал дух и быт народов Кавказа.

Небольшая часть стихов Полонского относится к так называемой гражданской лирике («Признаться сказать, я забыл, господа», «Миазм» и другие). Стихотворение «Узница» (1878) он посвятил Вере Засулич. На склоне жизни обращался к темам старости, смерти (сборник «Вечерний звон», 1890).

Среди поэм Полонского наиболее значительна поэма-сказка «Кузнечик-музыкант» (1859).

Писал также в прозе. Первый сборник прозы «Рассказы» вышел отдельным изданием в 1859 году. В романах «Признания Сергея Чалыгина» (1867) и «Женитьба Атуева» (1869) следовал И. С. Тургеневу. В основу романа «Дешёвый город» (1879) легли впечатления одесской жизни.

Многие стихи Полонского положены на музыку А. С. Даргомыжским, П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, С. И. Танеевым, А. Г. Рубинштейном, М. М. Ивановым и стали популярными романсами и песнями. «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит»), написанная в 1853 году, стала народной песней.

Полонский был одним из любимых поэтов Александра Блока.

С 1860 году и до конца жизни на квартире поэта по пятницам собирались учёные, деятели культуры и искусства на встречах, получивших название «Пятницы» Я. П. Полонского.

Консерватор и православный, в конце жизни Я. П. Полонский выступал против критики церкви и государства со стороны Льва Толстого. В 1895 по поводу вышедшего за границей сочинения Толстого «Царство божие внутри вас» Полонский напечатал в «Русском обозрении» (№ 4-6) полемическую статью «Заметки по поводу одного заграничного издания и новых идей графа Л. Н. Толстого».

После появления статьи Толстого «Что такое искусство?» Полонский также написал резкую статью. Это вызвало со стороны Л. Н. Толстого письмо с предложением о примирении: Толстому стало известно доброжелательное отношение Полонского к гонимым духоборам.

Полонский писал письма в защиту духоборов Победоносцеву, а также собирался писать воспоминания о них.

— Адреса в Санкт-Петербурге
* 1888-1892 годы — доходный дом Н. И. Яфа — набережная реки Фонтанки, 24.

ШТРИХИ БИОГРАФИИ

Родился в Рязани в небогатой дворянской семье. В 1838 окончил Рязанскую гимназию. Началом своей литературной деятельности Яков Полонский считал 1837, когда представил одно из своих стихотворений цесаревичу, будущему царю Александру II, путешествовавшему по России в сопровождении своего воспитателя В.А. Жуковского.
В 1838 году Яков Полонский поступил на юридический факультет Московского университета (окончил в 1844). В студенческие годы сблизился с А. Григорьевым и А. Фетом, которые высоко оценили талант молодого поэта. Познакомился также с П. Чаадаевым, А. Хомяковым, Т. Грановским. В журнале «Отечественные записки» в 1840 было впервые опубликовано стихотворение Полонского «Священный благовест торжественно звучит...». Печатался в журнале «Москвитянин» и в студенческом альманахе «Подземные ключи».
В 1844 вышел первый поэтический сборник Полонского «Гаммы», в котором заметно влияние М. Лермонтова. В сборнике уже встречались стихи, написанные в жанре бытового романса («Встреча», «Зимний путь» и др.). В этом жанре был впоследствии написан и шедевр лирики Якова Полонского «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит...», 1853). Литературовед Б. Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой романсов Полонского «сочетание лирики с повествованием». Для них характерно большое количество портретных, бытовых и других подробностей, отражающих психологическое состояние лирического героя («Пришли и стали тени ночи...» и др.).
По окончании университета Яков Полонский переехал в Одессу, где выпустил второй поэтический сборник «Стихотворения 1845 года» (1845). Книга вызвала отрицательную оценку В.Г. Белинского, который увидел в авторе «ни с чем не связанный, чисто внешний талант». В Одессе Полонский стал заметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию. Впечатления одесской жизни впоследствии легли в основу романа «Дешевый город».
В 1851 г. Яков Петрович едет в Петербург. По дороге в Петербург он заезжает в Рязань навестить больного отца. Поэт посетил дом бабушки, побывал в гостях у тетушек. В одном из альбомов Якова Петровича сохранились карандашные рисунки, сделанные в эти дни. Он рисует домочадцев, своего отца, виды Льговского монастыря и Оки в том месте, где стоит монастырь, – все то, что было мило ему с детства.
В Петербурге Полонский надеется на литературный заработок, однако его ожидания не оправдались: литература начала 1850-х годов переживала трудное время. На жизнь опять приходилось зарабатывать частными уроками. Однако в эти годы расширился круг литературных знакомств Полонского: кроме старого приятеля И. С. Тургенева, он встречается с Д.В.Григоровичем, А.В.Дружининым, А.Н.Майковым. Среди немногих домов, где Яков Петрович чувствовал себя легко, был дом известного петербургского архитектора А.И. Штакеншнейдера. Из всего семейства особенно расположена к нему была Елена Андреевна, дочь архитектора – их знакомство переросло в многолетнюю дружбу, она оставила много воспоминаний о Полонском.
В 1855г. издана книга «Стихотворения», благожелательно встреченная критиками. Его произведения начинают печатать в петербургских журналах – «Отечественных записках» и «Современнике». Однако гонорары за литературный труд не могли обеспечить жизнь поэта. И Яков Петрович становится домашним учителем сына губернатора Санкт - Петербурга Николая Смирнова. В 1857г. Смирновы, а вместе с ними и Полонский, едут за границу, в Баден-Баден. Вскоре Яков Петрович расстается с семьей Смирновых и путешествует по городам Европы: в Женеве берет уроки рисования у художника Дидэ, посещает Рим, Неаполь, Париж, где общается со многими русскими и зарубежными деятелями культуры. Александр Дюма-отец позднее напишет, что Полонский «мечтателен, как Байрон, и рассеян, как Лафонтен».
В это время Яков Петрович получает предложение стать редактором журнала «Русское слово», издание которого планирует граф Г. А. Кушелев. Зимой 1857 г. Полонский уезжает в Рим, затем в Париж. В Париже поэт влюбляется в полурусскую, полуфранцуженку - дочь псаломщика православной церкви в Париже Елену Васильевну Устюжскую. Обвенчавшись в августе 1858 г., Полонские возвращаются в Петербург. За несколько часов до рождения первенца, сына Андрея, Полонский упал с дрожек и повредил ногу, что сделало его калекой до конца жизни.
Страдания преследуют Полонского: в 1860 г. умирает сын, а летом того же года не стало и преданной, любящей жены. Томимый «великой скорбью» воспоминаний, Полонский посвящает памяти жены стихи: «Безумие горя», «Когда б любовь твоя мне спутницей была...».
В 1860 г. Полонский получил должность секретаря коми¬тета иностранной цензуры, где и прослужил до конца своих дней. 1860-е гг. - начало поры гражданских тревог и душевных метаний поэта: в печати появляется все больше лирико-философских и публицистических стихов; выступая как гуманист и демократ, Полонский чутко откликается на происходящее в мире, в России. Оставаясь одинаково далеким и от официозной поэзии, и от тех, кто открыто и резко выражает свой протест, Полонский стремится к предельной объективности:

Ожесточила ли тебя...
Вся эта современность злая,
Вся эта бестолочь живая,
Весь этот сонм тиранов и льстецов,
Иль эта кучка маленьких бойцов,
Самолюбивых и в припадках гнева
Готовых бить направо и налево...

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ЖИЗНИ

* Стихи писали все гимназисты, но Яков своими стихами выделялся, и это было известно гимназическому начальству. Потому-то, когда в августе 1837 г. гимназию собирался посетить наследник престола цесаревич Александр (будущий царь-реформатор Александр II со своим воспитателем, известным поэтом Василием Жуковским), директор Н. Семёнов поручил ученику 6-го класса Я. Полонскому написать стихотворное приветствие. Хотя чтение и не состоялось, поэт был приглашён директором на свою квартиру, где его встретил В. Жуковский, похвалил за стихи и сказал, что цесаревич жалует его золотыми часами.
На другой день в актовом зале новой гимназии (старшие классы находились в другом здании, подаренном гимназии купцом Н.Г. Рюминым, теперь там художественный музей) после молебна в присутствии всех учителей и воспитанников Якову вручили футляр с золотыми часами.
Яков Полонский стал героем дня в Рязани.

* А вот какие оценки получил он в седьмом (последнем) классе гимназии:

Грамматика - 3 (эта оценка была всего у четверых, у остальных - двойки и единицы);
сочинение - 3;
пиитика - 5;
риторика - 4;
история литературы - 5;
греческий - 1;
латинский - 2;
французский - 3;
история - 2;
география - 3;
закон Божий - 4
Среди шестнадцати выпускников Полонский занял 10-е место со средним баллом - «3».

* Яков Петрович был не только поэтом, но и талантливым художником. Два лета он провёл в усадьбе Тургенева Спасское - Лутовиново, занимаясь там, в основном, живописью. Его картины до сих пор украшают стены музея-усадьбы. Какое-то время жил и у Фета, о чём свидетельствуют и следующие строки в известном стихотворении: «Полонский здесь не без привета был встречен Фетом…».

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

С тяжкого 1860 года, когда умерла Елена Полонская, поэта мучило одиночество, и терзала память о погибшей жене.

Но я – я бедный пешеход,
Один шагаю, никто меня не ждёт…

И вот через шесть лет после смерти жены Полонский встречается с Жозефиной Антоновной Рюльман. Судьба её не совсем обычна. В конце шестидесятых годов она жила в доме революционера-народника П. Л. Лаврова, где её брат, студент, занимался с сыном Лаврова. Жозефина Рюльман была сиротой, но очень одарённой девушкой, увлекающейся скульптурой. Природа наделила её редкой красотой в сочетании с живым и острым умом. В семье Лавровых её называли «ледяной красавицей».
В 1866 году Ж. Рюльман становится женой Полонского. «Он женился на ней потому, что влюбился в её красоту, - записывает в своём дневнике Е.А. Штакеншнейдер. – Она вышла за него потому, что её некуда было голову преклонить. Я живо помню это первое время после их женитьбы. Это недоумение с его стороны и эту окаменелость её… Голубиная душа отогрела статую и статуя ожила…»
Полонский оказался Пигмалионом по отношению к своей жене, сделав всё возможное, чтобы её прирождённый талант развился. Большим другом семьи Полонских стал Иван Сергеевич Тургенев, также всячески поощрявший занятия Жозефины Антоновны скульптурой. Дом Полонских являл собой союз искусств - поэзии, живописи, ваяния. «Пятницы» в доме поэта, где собиралась художественная интеллигенция Петербурга пользовались большой популярностью.
В 1890 году Полонский выпускает свой последний сборник – «Вечерний звон», окрашенный настроениями печали и близости конца.
Полонский оставался рыцарем поэзии до последнего дня. Пророчески звучат его слова, обращённые к Тургеневу: « Мне кажется, что год, в который я не напишу ни строчки, ни одного стиха не состряпаю, будет последним годом в моей жизни..».
Умер Яков Полонский в Петербурге 18 (30) октября 1898.

ПЕСНЯ ЦЫГАНКИ

Мой костёр в тумане светит,
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит,
Мы простимся на мосту.

Ночь пройдёт, и спозаранок
В степь далеко, милый мой,
Я уйду с толпой цыганок
За кибиткой кочевой.

На прощанье шаль с каймою
Ты на мне узлом стяни!
Как концы её, с тобою
Мы сходились в эти дни.

Кто-то мне судьбу предскажет?
Кто-то завтра, сокол мой,
На груди моей развяжет
Узел, стянутый тобой?

Вспоминай, коли другая,
Друга милого любя,
Будет песни петь, играя
На коленях у тебя!

Мой костёр в тумане светит,
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит,
Мы простимся на мосту.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Воспоминания современника оставили нам замечательный живой портрет русского поэта Якова Петровича Полонского. «Помню, как в один из моих приходов – рассказывал П. Перцев, - он стал мне читать только что напечатанное в «Книжках недели» новое своё стихотворение… Его лицо озарилось и приняло вдохновенное выражение, голос окреп и стал звучным, как у юноши; превосходные стихи легко и свободно лились один за другим из уст счастливого ими творца. Передо мной был настоящий поэт, читающий настоящие стихи».
Таким был Полонский в конце своего творческого пути на рубеже нового века.

Родился 6 декабря 1819 года в Рязани. Яков был первенцем в семье Петра Григорьевича (1790-1852) и Натальи Яковлевны (1796-1832).
Образованием Якова занялись рано. Уже с шести лет мама учила его читать и приглашали различных преподавателей. Первым учителем был Иван Васильевич Волков. К семи годам Яков Петрович уже хорошо читал. Когда мальчику было 12 лет – умирает мама. В 1838 году отец помогает с поступлением в гимназию. Так закончилось детство, и начались гимназические будни.
В 1838 году начал обучаться в Первой рязанской мужской гимназии. В гимназии пришла первая слава. Во время приезда в Рязань цесаревича Александра Николаевича (будущий император Александр II) Полонский написал приветственные стихи, которые понравились цесаревичу и его воспитателю Василию Андреевичу Жуковскому. За это цесаревич подарил Якову золотые часы. Это прославило юного поэта на всю Рязань. А вот успехами в учебе Яков похвастаться не мог. Во всех предметах, кроме словесности, которую он знал отлично, у него были средние результаты. В 1838 заканчивает гимназии и отправляется в Москву для поступления в университет.
С 1838 года по 1844 год учится в Московском университете на юридическом факультете. В этот период знакомится с Фетом, Григорьевым, Чаадаевым, Тургеневым и другими. С Фетом и Тургеневым дружил долгие годы. В 1840 году первое издание стихов в «Отечественных записках» благодаря Белинскому. В 1844 году с помощью друзей собирает деньги на издание первой своей книги стихов «Гамма», которая вышла, когда Полонский сдавал выпускные экзамены. Во время учебы Яков Петрович постоянно сталкивался с финансовыми трудностями, и это заставило его подрабатывать репетиторством.
После окончания университета остро становится вопрос заработка, что толкает Полонского на переезд в Одессу. Здесь в 1845 году он издает вторую книгу «Стихотворения 1845 года», которую скромно похвалили на страницах «Современника», но стихи подверглись сильной критике Белинского. Дальнейшие поиски работы подталкивают поэта к переезду в Тифлис в 1846 году, где он работает в «Закавказском вестнике».
В 1851 году уезжает из Тифлиса. Сначала в Рязань, к заболевшему отцу, а потом в Петербург, с творческими надеждами. До 1857 года пытается как-то заработать на жизнь и совмещать свое творчество. В 1857 году едет за границу. Из зарубежной поездки возвращается в 1858 году с молодой женой Еленой Васильевной Устюжской(1840-1860). В 1859 году начинает работать в журнале «Русское слово». Весной 1860 года с помощью друзей устраивается на службу в Комитет иностранной цензуры. Начальником там в то время был Федор Тютчев. В 1863 году получает повышение по службе. В Комитете иностранной цензуры он проработал 36 лет, до 1896 года. В 1866 второй брак с Жозефиной Антоновной Рюльман (1844-1920). В период 60х-70х годов Полонский продолжал свое творчество. Но в этот период очень часто подвергался критике и был не особо любим читателями. Это изменилось в 80х. Пришло читательское признание. Очень популярными в 80х годах стали «пятницы Полонского». Вечера, которые посещали многие знаменитости. В 1896 году Полонский приступает к работе в Совете по делам печати.
Умер Яков Петрович Полонский 30 октября 1898 года в Петербурге. Похоронили его на территории Ольгова монастыря в Рязани. В 1959 году могилу перенесли в Рязанский кремль.

Яков Полонский (1819—1897)

Яков Петрович Полонский родился 6 декабря 1819 г. в Рязани, в патриархальной семье мелкого чиновника. Мать поэта происходила из старинного дворянского рода Кафтыревых. Окончив Рязанскую гимназию, девятнадцатилет-ний Полонский поступил на юридический факультет Мос-ковского университета. К тому времени семья Полонских окончательно обеднела, и будущий поэт мог рассчитывать только на свои силы. Школа жизни, которую прошел По-лонский в университетские годы, была исключительно су-ровой: приходилось жить в сомнительных трущобах, зара-батывать на жизнь частными уроками, — «случалось и со-всем не обедать, довольствуясь чаем и пятикопеечным ка-лачом...» Судьба ввела юного Полонского в круг родствен-ных ему по духу поэтов. Со студенческих лет он был дру-жен с А. Григорьевым, А. Фетом , что во многом определи-ло его творческий путь. В доме Николая Орлова, сына вид-ного деятеля декабристского движения М. Ф. Орлова, По-лонский познакомился с профессором Грановским, Чаада-евым, молодым И. Тургеневым .

К последнему университетскому курсу многие стихотворе-ния Полонского пользовались успехом у его товарищей, не-которые из них были опубликованы в московских журна-лах. В 1844 г. вышла в свет первая поэтическая книга Полон-ского — «Гаммы», напечатанная на средства, собранные по подписке, горячее участие в организации которой принял Чаадаев. На стихи молодого поэта обратил внимание Гоголь , переписавший стихотворение «Пришли и стали тени ночи...» в свою тетрадь. Современников восхищал прежде всего осо-бый дар подмечать неуловимое в природе: «Он, кажется, в самом деле имеет дар слышать, как растет трава...».

Осенью 1844 г. жажда новых, неизведанных впечатлений, стремление к самостоятельной, независимой жизни увлекает Полонского в путешествие на юг России. Два года, проведен-ных в Одессе, и пять — на Кавказе составили целую эпоху в жизни поэта. В Грузии Полонский сближается с просвещен-ной грузинской, армянской, азербайджанской интеллигенци-ей. Служа в канцелярии наместника и занимая пост помощника редактора официальной газеты «Закавказский вестник», он изучает нравы и историю Кавказа. В доме поэта А. Чавчавадзе Полонский знакомится с вдовой Грибоедова, посвя-щенные ей стихи проникнуты высокой и строгой печалью:

В Тифлисе я ее встречал,

Вникал в ее черты:

То — тень весны была, в тени

Осенней красоты.

В 1849 г. вышел в свет сборник стихов Полонского «Са-зандар», в котором отразились его впечатления, полученные во время пребывания на Кавказе. На юге было написано сти-хотворение «Ночь» , которое можно назвать одной из вер-шин русской лирической поэзии:

Так люблю, что страдая любуюсь тобой!

Сам не знаю, за что я люблю тебя, ночь, —

Оттого, может быть, что далек мой покой! —

Особое лирическое дарование поэта вызывало восторжен-ные отклики современников: «Ты по преимуществу лирик, с неподдельной, более сказочной, чем фантастической жил-кой» (Тургенев); «Как... смеешь ты... с такой определеннос-тью выражать чувства, возникающие на рубеже жизни и смерти... ты... настоящий, прирожденный, кровью сердца бью-щий поэт» (Фет).

В 1851 г. Полонский, узнав о тяжелой болезни отца, поки-дает Кавказ. Его прощальное стихотворение «На пути из-за Кавказа» помечено 10 июня 1851 г.

Жизнь Полонского, несмотря на общее признание, тем не менее продолжает оставаться неустроенной. В 1857 г. поэт становится репетитором в семье А. О. Смирновой-Россет и вместе с ними едет в Швейцарию. «Слово «гувернер» — клеймо безденежья», — отмечает он в своем дневнике. Неза-висимый по характеру поэт недолго смог удержаться на этом месте, и в августе 1857 г. он, по собственному выражению, «улетает» в Женеву, где берет уроки живописи. Зимой 1857 г. Полонский уезжает в Рим, затем в Париж. В Париже поэт влюбляется в полурусскую, полу француженку — дочь пса-ломщика православной церкви в Париже Елену Васильевну Устюжскую. Обвенчавшись в августе 1858 г., Полонские воз-вращаются в Петербург. За несколько часов до рождения первенца, сына Андрея, Полонский упал с дрожек и повредил ногу, что сделало его калекой до конца жизни. Страдания преследуют Полонского: в 1860 г. умирает сын, а летом того же года не стало и преданной, любящей жены. Томимый «ве-ликой скорбию» воспоминаний, Полонский посвящает памя-ти жены стихи: «Безумие горя», «Когда б любовь твоя мне спутницей была...».

В 1860 г. Полонский получил должность секретаря коми-тета иностранной цензуры, где и прослужил до конца своих дней. 1860-е гг. — начало поры гражданских тревог и ду-шевных метаний поэта: в печати появляется все больше лирико-философских и публицистических стихов; выступая как гуманист и демократ, Полонский чутко откликается на происходящее в мире, в России. Оставаясь одинаково дале-ким и от официозной поэзии, и от тех, кто открыто и резко выражает свой протест, Полонский стремится к предельной объективности:

Ожесточила ли тебя...

Вся эта современность злая,

Вся эта бестолочь живая, Весь этот сонм тиранов и льстецов,

Иль эта кучка маленьких бойцов,

Самолюбивых и в припадках гнева

Готовых бить направо и налево...

В стихотворении «Литературный враг» особенно ярко проявляются рыцарские черты нравственного облика По-лонского, человека, не способного топтать поверженного:

Что же делать? и кого теперь винить?

Господа! во имя правды и добра, -

Не за счастье буду пить я — буду пить

За свободу мне враждебного пера!

Через шесть лет после смерти жены Полонский познако-мился с Жозефиной Рюльман, редкой красоты женщиной, талантливым скульптором. Она становится его женой. По-лонский сделал все возможное, чтобы развить ее природный талант. Дом Полонских пользуется большой популярностью в Петербурге, привлекая художественную интеллигенцию сто-лицы. В 1890 г. Полонский выпускает последний сборник стихов — «Вечерний звон», проникнутый ощущением близ-кого конца. Через восемь лет поэт умер, оставаясь до послед-него дня непобежденным рыцарем поэзии.

Русский прозаик и поэт Яков Полонский родился в Рязани 6 (по новому стилю - 18) декабря 1819 года в дворянской семье. Он прошел обучение в Рязанской гимназии, окончил ее в 1838 году и довольно рано начал литературную деятельность. В 1837 году он представил будущему императору Александру II свое стихотворение.

Биография Я. Полонского - это биография автора, в жизни которого были свои трудности, но не было резких взлетов и падений. Он избрал стезю юриста и поступил в Московский университет, который успешно окончил в 1844 году. В годы учебы сблизился с А. Фетом и А. Григорьевым, которые высоко оценили его литературное дарование. Он также познакомился с Т. Грановским, А. Хомяковым и П. Чаадаевым. В 1840 году в «Отечественных записках» впервые было опубликовано его стихотворение под названием «Священный благовест торжественно звучит...» Полонский также начал работу в студенческом альманахе под названием «Подземные ключи» и в журнале «Москвитянин».

Первый сборник поэзии Полонского, «Гаммы», вышел в 1844 году. В нем отчетливо видно влияние творчества М. Лермонтова. Уже сюда вошли стихи в жанре бытового романса (такие, как «Зимний путь» или «Встреча»), который Полонский развивал и в дальнейшем. В нем был написал шедевр Полонского под названием «Песня цыганки» 1853 года. Впоследствии Б. Эйхенбаум, литературовед, отметил как главную черту романсов Полонского сочетание повествования с лирикой. Огромное количество бытовых, портретных и других подробностей позволяло отражать внутреннее состояние лирического героя.

Окончив Московский университет, Полонский переселился в Одессу, где в 1845 году вышел его второй сборник - «Стихотворения». В. Г. Белинский оценил книгу отрицательно, не увидев за «внешним талантом» глубокого содержания. Полонский стал в Одессе заметной фигурой среди местных литераторов, верных пушкинской поэтической традиции. Впоследствии он написал роман «Дешевый город» (1879 года), в основу которого положил свои воспоминания о пребывании в Одессе.

В 1846 году Полонского назначили в Тифлис, где определили в канцелярию наместника М. Воронцова. Там же он приступил к работе над газетой «Закавказский вестник» в качестве помощника редактора и начал печатать в ней свои очерки. В 1849 году он выпустил в Тифлисе следующий сборник стихов - «Сазандар», куда включил свои поэмы, баллады, а также стихи, написанные в духе «натуральной школы». Они изобиловали бытовыми сценами и элементами национального фольклора.

В 1851 году состоялся переезд Полонского в Петербург. В 1856 году он написал в своем дневнике, что чувствует «отвращение» от политически окрашенных стихов, которые, даже будучи самыми искренними, полны, по мнению поэта, «лжи и неправды» точно так же, как и сама политика. Оценивая собственный дар, Полонский отмечал, что не наделен «бичом сатиры», да и поэтом его считают немногие (стихотворение 1860 года «Для немногих»). Современники оценивали его как деятели пушкинского направления и отмечали в нем честность, искренность и нежелание казаться кем-то другим (А. Дружинин и Е. Штакеншнейдер).

В Петербурге в 1856 и 1859 годах вышли два сборника поэзии Полонского, а также первый сборник прозаических произведений «Рассказы» 1859 года. В прозе Полонского Н. Добролюбов отметил чуткость поэта к жизни и тесное переплетение явлений действительности с восприятием автора, его чувствами. Д. Писарев занял противоположную позицию и оценивал эти черты творчества Полонского, как черты «узенького психического мира».

В 1857 году Полонский предпринял поездку в Италию, где занялся изучением живописи. Он вернулся в Петербург в 1860 году, и в то же время пережил трагедию - смерть жены и сына, - о чем написал в своих стихах «Безумие горя» и «Чайка» (оба 1860 года). В 1860-е годы он пишет романы «Признания Сергея Чалыгина» (1867 года) и «Жениться Атуева» (1869 года), где заметно влияние И. Тургенева. Полонский продолжал печататься в разных журналах, что соответствовало его самоощущению - он всю жизнь считал себя «ничьим», о чем писал в письмах А. Чехову.

В 1858-1860 годах он исполнял обязанности редактора в журнале «Русское слово», а в 1860-1896 годах работал в Комитете иностранной цензуры, где добывал себе средства к существованию. В 1860-1870-х годах поэт испытывал тяготы житейской неустроенности и невнимание со стороны читателей. Его интерес к поэзии вновь пробудился лишь в 1880-е годы, когда он вместе с А. Майковым и А. Фетом стал частью «поэтического триумвирата», пользовавшегося почитанием читающей публики. Вновь став знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, он собирал на так называемых «пятницах Полонского» своих выдающихся современников. Полонский поддерживал дружбу с Чеховым, следил за творчеством С. Надсона и К. Фофанова. В своих стихах «Сумасшедший» (1859 года) и «Двойник» (1862 года) он предсказал мотивы поэзии XX века.

В письмах к А. Фету Полонский отмечал, что по стихам можно проследить «всю жизнь мою», и, руководствуясь этой особенностью собственного творчества, он построил свое «Полное собрание сочинений» в 5 томах, которое было издано в 1896 году.

Полонский умер в Петербурге 18 (по новому стилю - 30) октября 1898 года.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Полонского Якова Петровича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.