Бунин

План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия "Звук и буква -У-". Конспект занятия по обучению грамоте, тема «Звук и буква И

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №63 городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область: речевое развитие

Тема: мир= звуков

по обучению грамоте

в подготовительной группе

Воспитатель: Вилкова Гульнара Амировна

Уфа – 2017

Тема: Формирование представления о звуках: гласных и согласных

«В мире звуков»

Интеграция: познавательное развитие

Цель:

Закрепление знаний детей о гласных звуках А, О, У, И, Э, Ы и согласных звуков, формирование умения различать гласны от согласных звуков.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умениедетей определять позиции звука в слове (в начале, середине, в конце).

Проводить слоговой, звуковой анализ слова.

Развивающие:

Совершенствовать фонематический слух, продолжать развивать слуховое внимание.

Фиксировать зрительное внимание на звуковые свойства предметов.

Формировать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитание активности, инициативы.

Продолжать формировать навыки самоконтроля.

Средства:

Символы гласных и согласных звуков; пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека; звуковые кассы и подручные материалы, ИКТ.

Ход занятия:

    Орг. момент

Психогимнастика. Перед детьми демонстрируются пиктограммы, изображающиеся разные эмоции. Предложить детям попытаться повторить, изобразить и эмоционально разрядить обстановку, и настроить к занатию.

    Сообщение темы занятия

Сегодня мы будем слушать, узнавать и знакомиться со звуками.

    Развитие слухового внимания.

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки (игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумаги, постукивание молотком). Отгадывание детьми источников звука, исходящих из ширмы. Значит, звук – это то, что звучит. Мы с вами говорим, произносим звуки, а животные – издают звуки. А, сейчас я проверю, кто внимательно слушал: мы с вами произносим буквы или звуки? Звук – звучит, а буква – молчит. Буква – это обозначение звука.

    Дифференциация гласных звуков от согласных.

Жили-были гласные звуки и согласные. Какие гласные звуки вы знаете? (а, о, у, и, ы, э) В каком замке они живут? (В красном замке) Каким квадратиком вы их обозначаете? (Красным) Почему их называют гласными звуками? (Их можно тянуть, петь) А какие звуки называются согласными? (Которые не поются, не тянутся) Например, какие согласные звуки вы знаете? Согласные звуки какими бывают? (Твердыми и мягкими; звонкими и глухими) Как отличить звонкий звук от глухого? (Приложить руку к горлышку и горлышко задрожит) В каком замке живет согласный твердый звук? (В синем) И каким квадратиком обозначаем? (Синим) В каком замке живет согласный мягкий звук? (В зеленом) И каким квадратиком обозначаем согласный мягкий звук? (Зеленым)

    Физ.минутка «Аист»

    Выделение звука А, У, Э на слух. Игра «Поймай звук в слове»

И – ромашка, игра, сумка, машина

А – автобус, икра, мак, услышав заданный звук, дети хлопают в ладоши.

У – рука, стол, стул, утка.

    Игра «один-много».

Я буду говорить про один предмет, а вы про много: уж - ужи, оса - осы, игра -игры, апельсин – апельсины, этаж – этажи.

    Определение звука в начале, середине и в конце. Игра «Где звук?»

Звук О: оса, коза, облако.

Звук И: ива, йогурт, ирис.

Звук А: арбуз, рак, груша.

    Определение количество слогов и их последовательности, значение слогообразующей функции гласного звука.

Если я назову часть слово, поймете ли вы, что я хотела сказать: (Лимон) «Мон»?! Если только вторую часть слово: «Ли». Если соединить две части то, какое слово получится? «Лимон» Какой первый слог? Какой второй слог? Следующий слог «Ка», первая часть слово «Гор» (Горка). Можно ли переставлять слоги в словах? Слоги в слове, как кирпичики в стене – нет одного, и стена нарушена. Как же узнать, сколько слогов в слове? Можно отхлопать, определить шагом, прыжками, опусканием подбородка. А, еще помогут определить нам количество слогов в слове гласные звуки. Запомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

    Пальчиковая гимнастика «Мышонок».

    Слого-буквенный анализ слов – слово «Чаша».

    Мария Пухач
    Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [А], буква А»

    Конспект НОД по обучению грамоте

    детей подготовительной группы

    Педагогические технологии, применяемые в ходе НОД :

    Здоровьесберегающие технологии для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма воспитанников (физ. минутка, чередование различных видов деятельности) ;

    Информационно – коммуникационная технология

    Технология развивающего обучения ;

    Технология проблемного обучения ;

    Технология интегрированного обучения ;

    Игровая технология;

    Объяснительно-иллюстративные технологии;

    Личностно-ориентировочные технологии;

    Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное» , «Физическое развития»

    Материалы, оборудование : компьютер и проектор, зеркала, листы с письменным заданием, карандаши, образы букв А .

    Тема НОД : Звук [А] , буква А

    Цели : расширять знания детей о звуке [А] ;

    Задачи :

    Коррекционно-образовательные :

    Упражнять детей в выделении звука [А] в начале , середине, конце слова;

    Коррекционно-развивающие :

    Закреплять правильное произношение звука А ;

    Развивать мелкую моторику пальцев рук;

    Закреплять понятие “гласный” звук ;

    Обогащать предметный словарь со звуком [А] ;

    Познакомить детей с буквой А ;

    Продолжать обучать навыкам слогового анализа слов;

    Развивать пространственную ориентацию в помещении и на плоскости;

    Развивать память, мышление на основе отработки операций анализа и синтеза, внимание на основе формирования способности к распределению;

    Развивать кинестетические ощущения, общую, мелкую и артикуляционную моторику;

    Коррекционно-воспитательные :

    Формировать положительные установки на участие в процессе НОД; усидчивость, умение слушать учителя-логопеда и детей;

    Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

    Ход НОД

    Организационный этап

    1. Орг. Момент

    Дети заходят, садятся. Слайд-заставка

    Здравствуйте дети! Сегодня у нас не просто урок, а урок-праздник!

    Слайд-Незнайка

    Посмотрите, как красиво украшен зал. Вам нравится? (да) Это наш друг Незнайка так постарался, чтобы вам было интереснее на нашем уроке! Вы любите учиться? (да) Чему вы уже научились на прошлых занятиях? (Мы научились делить предложения на слова, а слова на слоги. Мы научились определять, где находится звук в слове : в начале, середине или конце. Ещё мы узнали, что звуки бывают гласные и согласные) Верно, вот как много всего вы уже знаете!

    Слайд-Незнайка рассеянный

    Ой, что это с Незнайкой? (он, наверное, просто ничего не знает) Наверное. Научим его всему, что умеем? (да) Ну тогда начнём наш урок, будем учить незнайку и учиться сами.

    (звенит звонок)

    Долгожданный дан звонок –

    Начинается урок!

    Каждый день – всегда, везде,

    На занятиях, в игре

    Мы тихонечко сидим,

    Смело, чётко говорим

    2. Пальчиковая гимнастика

    Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить. (Сжимаем и разжимаем пальчики) слайд 1

    На поляне дом стоит (упражнение ДОМ) слайд 2

    Ну а к дому путь закрыт (упражнение ВОРОТА ЗАКРЫТЫ) слайд 3

    Мы ворота открываем (упражнение ВОРОТА ОТКРЫТЫ) слайд 4

    Всех к нам в гости приглашаем!

    3. Артикуляционная гимнастика

    А еще, чтобы четко говорить, нужно с язычком дружить!

    Хоботок слайд 5

    Улыбка слайд 6

    Бегемот слайд 7

    Собачка слайд 8

    Основная часть

    4. Введение в тему

    Молодцы, зарядку для язычка сделали!

    Слайд 9 ПИСЬМО с изображением Незнайки на конверте

    Ой, а что это такое? (Письмо)

    Кажется это письмо от Незнайки. Просит вас отгадать какие-то сложные загадки. Хотите ему помочь? (да)

    СЛАЙД 11 ВОПРОС

    На столе стеклянный дом.

    В нём живёт усатый сом,

    Золотые рыбки

    И серые улитки. (аквариум)

    СЛАЙД 12 ОТВЕТ-КАРТИНКА

    СЛАЙД 13 ВОПРОС

    Что за чудо – длинный дом!

    Пассажиров много в нем.

    Носит обувь из резины

    И питается бензином. (автобус)

    СЛАЙД 14 ОТВЕТ-КАРТИНКА

    СЛАЙД 15 ВОПРОС

    Он живет на крыше дома –

    Длинноногий, длинноносый,

    Он летает на охоту

    За лягушками к болоту. (аист)

    СЛАЙД 16 ответ-картинка

    Ребята, может эти слова чем-то похожи? Аквариум, Автобус, Аист… (все эти слова начинаются с одного звука - звука «а» )

    СЛАЙД 17 Незнайка вспоминает

    5. Беседа о характеристиках звука [А]

    Правильно, со звука «а» . Давайте красиво произнесем ААА, смотрите на себя в зеркала. (дети произносят звук А , рассматривая при этом в зеркало артикуляцию) Как мы произносим этот звук ? (мы широко открываем рот, а губы и язык нам не мешают) А пропеть мы его можем? (да) Давайте пропоем (поем ААА) Получилось? (да) Значит звук А какой ? (Звук А гласный , потому, что его можно пропеть) Правильно, значит как мы будем его обозначать? (Мы будем его обозначать красным цветом) Молодцы.

    6. Знакомство с буквой А

    Для каждого звука , ребята, есть своя буква . Вот так выглядит буква А . СЛАЙД 18 С ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ А

    Посмотрите на неё внимательно. Давайте нарисуем большую букву А в воздухе , вот так. Запомнили, как она выглядит? (да)

    А хотите посоревноваться, кто лучше всех запомнил? (хотим) Тогда выходите на волшебную поляну букв . (буквы А разного размера и вида (шрифт, заглав. /мал.) лежат на цветах)

    СЛАЙД 19 НЕЗНАЙКА

    Ребята, которые сидели справа, будут первой командой, а ребята, которые сидели слева – второй. А победителей получат приз от нашего Незнайки.

    7. Мультфильм про букву А

    Вот какой приз для вас подготовил Незнайка – он приглашает вас в свой кинотеатр! Хотите посмотреть, что он для вас приготовил? (хотим) Тогда пойдём.

    СЛАЙД 20 Мультик от Мудрой Совы

    Какие слова на звук А вам показала Мудрая Сова? Что они означают? (выясняется значение каждого слова, отдельно) А какие ещё слова вы знаете на звук А ? (ответы детей)

    8. Физминутка (видео)

    Молодцы, ребята. Вы всё внимательно слушали? (да) Хорошо занимались? (да) А что надо сделать после хорошего занятия? (размяться, сделать зарядку) Вот я для вас и приготовила интересную зарядку с вашими любимыми героями. Вставайте лицом к экрану, смотрите внимательно и выполняйте.

    СЛАЙД 21 заставка

    9. Работа «в тетради»

    Понравилась зарядка с Крошем? (да) Отдохнули, готовы опять заниматься? (да) Тогда садитесь за парты. Перед вами листы с заданиями. Контур какой буквы вы видите вверху листа? (контур буквы А ) Как вы думаете, что с ним нужно сделать? (обвести и раскрасить букву красным цветом ) Правильно, начинайте.

    В следующем задании нужно определить, где в названии картинки звук А – в начале , середине или конце? (каждому ребенку задается вопрос, что у него нарисовано и где в названии звук [А] , сколько в слове слогов)

    Теперь раскрашивайте.

    Заключительная часть

    10. Итог занятия.

    Слайд Незнайка веселый

    Понравилось вам занятие? (да) Как вы думаете, многому мы научили Незнайку? (да) А кто расскажет, что мы узнали нового и чему смогли его научить? (Мы учились правильно произносить звук А , делали зарядку для языка, пальчиковую гимнастику и зарядку с Крошем. Мы рассказывали о звуке А и узнали , как выглядит буква А . Посмотрели мультфильм про букву А . Мы узнали несколько новых слов на звук А и сами придумывали слова на этот звук . Мы обводили и раскрашивали буквы А , находили место звука А в словах .) Правильно, вы все сегодня большие молодцы и хорошо со всем справились. Вон даже Незнайка повеселел.

    А у меня осталось для вас последнее задание. Внизу вашего листа нарисовано лицо человечка. Чего в нём не хватает? (рта) Верно, если вам занятие понравилось – нарисуйте человечку улыбку, а если нет – наоборот, сделайте личико расстроенным. Закончили? (да)

    (звенит звонок)

    Прозвенел опять звонок

    и закончился урок!

    Вы, ребятки, отдохните,

    силы новой наберите.

    Это нужно детворе

    для здоровья, при игре.

    До свидания ребята!

    Тихоненкова Елена Павловна

    Учитель-логопед, МБДОУ общеразвивающего вида детский сад № 62 "Жемчужинка г. Мытищи, г. Москва

    Тихоненкова Е.П. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: "Звуки М, Мь и буква М" // Совушка. 2016. N4(6)..02.2019).

    Цель: уточнение знаний о звуках [М], [М"]

    Задачи:

    • Образовательные : Познакомить со звуком [М] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
    • Развивающие : развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие;
    • Воспитательные : Воспитывать уважение к ответам товарища.

    Оборудование:

    Демонстрационный материал : красивый конверт с указанным адресом группы, листочки из лёгкой бумаги, “камни” - буквы, ковёр-“речка”, большой лабиринт c “норками”, игрушка мышка, рисунок дома, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины.

    Раздаточный материал : разрезные картинки на подгруппу детей, рабочие листочки с заданиями, карандаши, подносы с элементами букв, полоски-слова, кружочки (зеленый, красный, синий).

    Ход занятия

    1. Оргмомент

    Детей встречают на входе в группу. “Доброе утро, ребята! Многие из вас пришли в садик очень рано, а вы не забыли умыться и почистить зубы? Давайте вспомним, как мы это делаем”

    - Самомассаж и артикуляционная гимнастика

    Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)

    Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам )

    Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)

    Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)

    Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время)

    Логопед: Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук”

    - работа над силой речевого дыхания

    Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы.

    Логопед спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки зимы.)

    Логопед: И у нас снежинки закрыли всё на подносе. Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на снежинки, сложив губы трубочкой.

    Дети сдувают листочки и видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.

    Логопед: Эти камни мы используем для переправы через речку.

    Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу учителя перепрыгивает с камня на камень, называет букву громко и чётко на твёрдой атаке.

    Перебравшись на другой берег, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают загадку:

    В подполье, в коморке

    Живет она в норке

    Серая малышка

    Кто же это?... (Мышка)

    3. Сообщение темы.

    - Работа над словообразованием прилагательного от существительного

    Логопед достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая) Вот полевая мышка Мила и приготовила вам сегодня задания.

    - Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.

    Перед детьми появляется планшет - лабиринт.

    Логопед: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.

    Логопед говорит маршрут, а ребёнок ведёт по нему мышку: “Идём от стрелки вверх, поворачиваем направо, вниз, мимо цветочка”. Норку снимают с планшета, переворачивают и видят “?” (вопрос). Учитель показывает карточку с предметами: цветы, стол, стул, кровать. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Машина. Почему?(ответы детей) Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. Произнесём ещё раз слово “машина” и назовём первый звук” (мммашина).

    Дети выделяют звук [М].

    А вот еще одно задание, кто же лишний на этой карточке?

    Произнесём ещё раз слово “медведь” и назовём первый звук” (мммедведь).

    Дети выделяют звук [Мь].

    Назовите еще раз первые звуки этих слов.

    Мммашина. [М]

    Мммедведь. [Мь]

    Логопед: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

    4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

    Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите сначала звук [М]. А теперь звук [Мь]. (хором, затем индивидуально)

    Вопросы по схеме:

    Губы открыты или смыкаются? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)

    Где находится язык? (он лежит на дне рта)

    Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, губы)

    Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные) Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные).

    Логопед: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь] какие? (звонкие).

    Логопед: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).

    5. Развитие фонематическо восприятия.

    Логопед предлагает пройти ко второй норке другому ребёнку с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) С другой стороны норки нарисовано ухо.

    Логопед: Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть разные звуки. Если вы услышите [М], хлопните в ладоши, а если [Мь], топните ногой... (Небольшим экраном логопед прикрывает рот от глаз детей и произносит звуки) О-в-м-у-м-ы-мь-м-ш-н-нь-м-мь-мь-м. (Затем слоги) Ма-со-мы-ми-ты-ым-ом-им-ни-но-не. Затем слова: ложка, рыба, мед, коты, дым, помидор, малина, лыжи, ручка, мир, бык, дым…

    А теперь физминутка.

    Физминутка

    6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

    Дети на столах работают с разрезными картинками на каждого ребёнка: на 1 ряду лежат 5 разрезных картинок: малина, морковь, мед, лимон, мороженое, помидоры.

    На 2 ряду лежат разрезные картинки: самолет, машина, трамвай, самосвал, мотоцикл, метро.

    Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт)

    Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.

    7. Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “ЭМ”.

    Один из детей снова подходит к лабиринту и проходит путь к норке по инструкции. На обратной стороне норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву М).

    Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква).

    Логопед: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

    Дети садятся за столы для письменных работ. Учитель показывает на карточке букву М. Сколько элементов в букве? Какие? (четыре вертикальных палочки),

    Логопед: Соберите букву М по образцу из 4 элементов, которые лежат у каждого на столе.

    - Развитие зрительного восприятия.

    Логопед: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки) (Приложение)

    Найдите букву за линиями и раскрасьте её наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

    - Пальчиковая гимнастика.

    В нашем маленьком домишке

    Завелись серые мышки

    Так и шмыгают кругом

    Все на кухне кувырком

    Круговые движения пальцами

    То топочут под столом

    Лакомятся молоком

    На скамейку сесть хотят

    И пугают там ребят

    «Скамейка»

    То на шкаф залезут мышки

    То на стуле шалунишки

    Так и хочется поймать

    А они шмыг под кровать

    Быстро прячут мышек

    Затем дети раскрашивают букву.

    Логопед: А теперь напишем букву в воздухе: (Логопед объясняет и показывает)

    Палочка и палочка,

    Между ними галочка.

    И понятно сразу всем:

    Получилась буква М.

    Несколько раз дети вместе с логопедом “пишут” букву в воздухе. Затем логопед ставит образец следующего задания на доску. У детей задание напечатано на рабочих листках. Ребята учатся писать букву простым карандашом по пунктирным линиям. Дети обводят букву на листочках, затем по образцу пишут букву самостоятельно.

    8. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова “дом”.

    В нашем конверте-приглашении находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта.

    Логопед достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [о] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дом). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

    У детей на столах есть конверты с кружочками для звукового анализа. Им необходимо составить из кружочков правильную схему.

    А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

    9. Организация окончания занятия.

    Наше занятие подошло к концу.

    С какими звуками познакомились?

    Какое задание понравилось больше всего?

    Логопед: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.

    Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание - провести мышку по лабиринту к сыру -по желанию самостоятельно или с родителями дома.

    Конспект занятия по обучению грамоте.

    Тема. Звук [а] и буква А.

    Коррекционно-образовательные цели . Закрепление понятия «гласный звук». Формирование представления о том, что гласные звуки обозначаются красным цветом (фишкой). Знакомство с буквой А.

    Коррекционно-развивающие цели . Развитие фонематического слуха, навыка языкового анализа слов с новым звуком. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

    Коррекционно-воспитательные цели . Воспитание внимания, интереса детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов. Развитие самоконтроля за речью детей.

    Оборудование. Игрушка Госпожа Азбука. Пособие «Город гласных и согласных». Схемы по количеству детей для звукового анализа, фишки красного цвета. Предметные картинки, начинающиеся на звук [а]. Предметные картинки, в названии которых звук [а] стоит в разных фонетических позициях. Картинка для проговаривания чистоговорки. Буква А. Картинка, на которой изображены предметы, похожие на букву А. «Мой букварь», «Играйка-грамотейка» и тетради № 1 по обучению грамоте Н.В.Нищевой. Пособие «Алфавит телодвижений». Палочки для выкладывания буквы.

    Предварительная работа . Дети повторяют понятия «звук речи», «гласный звук». Учатся отличать речевые звуки от остальных звуков, издаваемых животными, предметами; произносят звуки в разных голосовых регистрах (шепотом и громко), длительно и отрывисто. Упражнения: «Послушаем тишину», «Укачай куклу», «Поезд», «Лесенка», «Эхо». Повторяют правила про звуки и буквы.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент . Установка на самоконтроль за речью. Игровой момент.

    Логопед приглашает детей в группу, организует приветствие, предлагает встать около стульчиков .

    Логопед. Ребята, давайте повторим, о чем мы узнали на прошлом занятии.

    Дети. Мы говорили о звуках и буквах.

    Логопед. Чем отличаются звуки и буквы?

    Дети. Звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем.

    Логопед. Как называются звуки, которые мы можем петь?

    Дети. Гласные звуки.

    Логопед. Ребята, как мы будет стараться говорить на занятии?

    Дети. Будет говорить четко, внятно, чтобы было всем понятно!

    Логопед. Сегодня у нас гостья. К нам пришла сама Госпожа Азбука – королева всех звуков и букв. Она принесла нам много интересных заданий и познакомит нас с новым звуком и буквой.

    2.Объявление темы.

    Логопед. Посмотрите на доску (на доске прикреплены картинки, в названии которых в начале слова стоит звук [а]: аист, астра, альбом, ананас, апельсин). Как вы думаете, с каким звуком хочет познакомить нас Госпожа Азбука?

    Дети называют картинки. Определяют, что все они начинаются с одного и того же звука – звука [а].

    Логопед. К нам в гости пришел звук [а]. Давайте попробуем рассказать, что мы знаем о нем?

    3.Характеристика звука (характеристика звука [а], обозначение его фишкой красного цвета).

    Логопед. Давайте споем звук [а].

    Дети выполняют упражнение «Лесенка».

    Логопед. Как мама укачивает малыша?

    Дети. А-а-а.

    Логопед. Как называются звуки, которые мы может петь?

    Дети. Гласные.

    Логопед. Молодцы! Звук [а] – это гласный звук. Мы будем обозначать его красным цветом (показ графического изображения звука).

    4. Развитие артикуляционной моторики, слухового внимания, фонематического слуха. П роговаривание чистоговорки, выделение слов с новым звуком, подбор слов на новый звук.

    Логопед. Ребята, посмотрите на картинку. Послушайте чистоговорку и повторяйте за мной.

    Алик с Аллочкой дружил,

    Алле астры подарил.

    Дети проговаривают чистоговорку сначала медленно, потом ускоряя темп.

    Логопед. Скажите, какие слова начинаются со звука [а]?

    Дети. Алик, Аллочка, астры.

    Логопед. Молодцы. А теперь вы назовите слова, которые начинаются со звука [а].

    Дети называют по очереди слова.

    Логопед. Молодцы!

    5. Развитие фонематических процессов, общей и мелкой моторики. Игра «Поймай звук». Работа со схемами и фишками красного цвета.

    Логопед. Давайте мы с вами поиграем с новым звуком. Я буду произносить разные звуки и слова, а вы хлопните, когда услышите гласный звук [а].

    Дети играют в игру «Поймай звук».

    Логопед. Молодцы, научились слышать звук [а]. А как показать его с слове? Госпожа Азбука принесла нам специальные домики для слов. Это называется схема слова. В каждом слове есть начало, середина и конец, как на этой схеме. Звездочка будет обозначать начало слова.

    Сейчас сядьте за столы. Посмотрите, у каждого из вас лежит схема и фишка красного цвета. Как вы думаете, почему?

    Дети. Гласный звук [а] мы будем обозначать красным цветом.

    Логопед. Посмотрите, какие картинки приготовила для вас Азбука. В них звук [а] стоит в начале, середине или в конце слова. Мы с вами будем называть картинки, и находить, в каком месте в слове стоит звук [а] – в начале, середине или конце слова. Слова: аист, юла, рак.

    Дети выполняют звуковой анализ слов. Проговаривают, где стоит звук в каждом слове.

    Логопед. Молодцы, ребята!

    6. Знакомство с буквой . Анализ элементов буквы, «рисование» буквы в воздухе, на теле (прием «дермолексии»), изображение буквы А в схеме тела («Алфавит телодвижений»), выкладывание буквы из палочек, работа в тетради. Развитие общей и мелкой моторики.

    Логопед. Ребята, мы уже с вами говорили, что у каждого звука есть свой портрет – буква. У звука [а] тоже есть свой портрет – буква А (показ маленькой и большой буквы). Буква А будет «жить» в красном домике в городе гласных и согласных. Как вы думаете, почему?

    Дети. Потому что в букве А прячется звук [а], а он – гласный. А гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

    Логопед.

    А – начало алфавита – тем она и знаменита.

    А узнать ее легко – ноги ставит широко.

    Ребята, посмотрите, из каких элементов состоит буква А.

    Дети. Три элемента.

    Логопед показывает картинку с забавными изображениями буквы А, картинку, на которой изображены предметы, похожие на эту букву.

    Давайте «возьмем» пальчики-карандашики и напишем в воздухе букву А.

    Два столба наискосок – между ними поясок.

    Вот она какая, эта буква А.

    Дети «пишут» в воздухе букву А.

    Логопед. Молодцы, а теперь давайте напишем букву А на спинках друг у друга. Вставайте «паровозиком».

    Дети «пишут» букву на спинах друг друга.

    Логопед. Молодцы! А еще можно показать букву А с помощью рук и ног («Алфавит телодвижений»).

    Дети показывают букву А.

    Логопед. Ребята, а давайте выложим букву А из палочек.

    Дети выкладывают.

    Логопед. Молодцы! Ребята, Азбука так довольна вами – она приготовила вам подарки – тетради, в которых вы будете писать все новые буквы. Если мы не успеем выполнить все задания в детском саду – вы закончите их дома. Давайте обведем по точкам букву А.

    Дети работают в тетради.

    7. Подведение итогов. Оценка .

    Логопед. Ребята, сколько интересного мы с вами сегодня узнали. Давайте, вспомним.

    Дети повторяют, о чем говорили на занятии. Логопед с Госпожой Азбукой оценивают работу детей.

    Абдулова Джюме Сиражутдиновна

    Цель : познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные)

    Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком И, рабочие тетради Елена Астафьева: «Играем, читаем, пишем» 1 част, неваляшки, ручки, цветные карандаши,

    Ход занятия:

    1. Вводная часть.

    Организационный момент.

    Ребята, на прошлом занятии, какой мы проходили звук? (звук [а]) Так, поиграем - сядет тот, кто назовет любое слово со звуком [а].

    2. Основная часть .

    Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла. Её зовут Уля. На какой звук начинается ее имя? (звук [у]) Уля приготовила для вас задание. Слушайте внимательно.

    Знакомство со звуком [у]:

    Ребята, посмотрите у нас есть картинки: утка, ухо, удочка. Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах? (звук [у])

    Характеристика звука [у]:

    Ребята, давайте Уле поможем произнести звук [у].

    Когда мы произносим звук [У], то:

    губки вытянуты вперед трубочкой - "Губы трубочкой потянем и нисколько не устанем".

    зубки не смыкаются;

    звук можно петь, тянуть – ууууу

    воздух свободно выходит изо рта.

    Какой это звук? (гласный) Почему так решили? (гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград)

    Фонетические упражнения:

    а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:

    волк воет: уууууууууу.

    поезд едет: уууууууууу.

    б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:

    поезд приближается: ууууУУУУУУ.

    поезд удаляется: УУУУууууу.

    в) произнести самостоятельно звук [у] отрывисто столько раз, сколько прохлопает Рома (ответы детей) Я вам предлагаю научиться печатать букву У

    1. Игровое упражнение «Свое место»

    Цель: учить находить место звука в слове; нарисовать картинки со звуком, определить его место слове, прописывать букву.

    2. Игровое упражнение «Буква потерялась»

    Цели: закрепляем знания о букве. Тренируем зрительную память ребенка

    3. Упражнение «Графический диктант»

    Цель: развивать зрительную память

    Ход игры: продолжить по образцу

    4. Упражнение «Дорисуй картину»

    Цель: учить находить изображение буквы у обводить по точкам картинки.

    5. Игра «Собери грибы в корзинку»

    Цели. Закрепляем названия грибов: подосиновик (красный гриб, сыроежка, боровик (белый гриб, мухомор. Учим узнавать эти грибы в контурном изображении, закрепляем понятия: съедобные и несъедобные грибы. Тренируем ребенка в определении звука У и его места в слове.

    Ход игры. Ребенок называет грибы, нарисованные на картинке; находит и называет лишний гриб; объясняет, почему он лишний (мухомор - несъедобный гриб). Стрелками от грибов к корзинке ребенок указывает, какие грибы можно собирать; раскрашивает грибы и корзину. Можно предложить ребенку нарисовать в корзине и назвать другие съедобные грибы.

    Ребенок указывает и называет гриб, в названии которого есть звук [у]; определяет место этого звука в слове (мухомор - [у] в середине слова). Предлагаем ребенку вспомнить, в названиях еще каких грибов есть [у]; определить место этого звука в каждом названии (горькушка, груздь, волнушка); сказать, какие это грибы (съедобные).

    6. Игровое упражнение «Кто как кричит?»

    Цели. Учим ребенка звуковому анализу и синтезу слов Ау и Уа. Учим писать («печатать») эти слова и составлять их звуковую схему.

    Ход игры. Ребенок рассматривает картинки, определяет, что кричит каждый из нарисованных детей.

    Производим звуковой анализ слова Ау.

    Выкладываем слово из разрезной азбуки (если занятие проходит в группе - выкладываем, затем пишем на доске). Под словом выкладываем его звуковую схему (рядом два красных квадрата, обозначающих гласные звуки). Аналогично выполняются задания со словом Уа.

    Ребенок обводит по точкам буквы под картинками; произносит слова, которые должны быть написаны под каждой картинкой (Ау, Уа); дописывает их самостоятельно; под словами рисует их звуковые схемы; раскрашивает картинки.

    7. Игра «Обведи правильно написанную букву»

    Цели. Закрепляем образ буквы Уу. Учим ребенка узнавать знакомую букву, написанную точками. Учим комментировать процесс написания буквы.

    Ход игры. Ребенок выбирает и обводит по точкам правильно написанную букву, называет ее и самостоятельно пишет в пустых клетках, одновременно комментируя процесс написания.

    Публикации по теме:

    Цели занятия: коррекционно-образовательные: - дать детям понятие о механизме образования звука (Ц с опорой на различные виды контроля;.

    Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный и твердый звук [Ц]. Буква «Ц» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный, твердый звук [Ц]. Буква (Ц)» Цель: Познакомить со звуком [Ц] буквой (Ц). Задачи: Закрепить.

    Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук [Р]-[Р’]. Буква Р» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук Р (Р’). Буква Р» Цель: Познакомить со звуком{ Ри Р`} и буквой (Р,р). Задачи: Закрепить.

    Конспект занятия по обучению грамоте «В гостях у сказки». Звук [C] и буква С» Возрастная группа: подготовительная Форма НОД: занятие Форма организации: подгрупповая Программные задачи: 1. Коррекционно-образовательные:.

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [ц]» Конспект занятия в подготовительной по обучению грамоте «Звук и буква Ц» Звук и буква Ц. Подготовила учитель-логопед:Веселова Т. В. Цели:.