Бунин

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций позволяет изменить. Метод гирлянд ассоциаций

  1. В небольшой город приехал в командировку инженер, поселился в одноместном номере гостиницы. Вечером лег спать, но полночи не мог заснуть. Потом встал, набрал телефонный номер, ничего не сказал, лег и спокойно заснул. Почему?
  2. Новичок в шахматах поспорил с двумя мастерами, что выиграет или сведет вничью партию хотя бы с одним из них, причем играть будет вслепую. Он сел к ним спиной, и игра началась. Вскоре один из мастеров сдался, увидев, в чем была хитрость новичка. В чем же?

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций является развитием метода МФО. Его автор - Генрих Язепович Буш. Посредством ассоциаций этот метод позволяет найти большое число подсказок для исследователя. От метода фокальных объектов он отличается тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со случайными. Расширение сочетаний понятий достигается использованием синонимов объекта .

Рассмотрим реализацию метода на примере, приведенном автором.

[термины]
Гирлянда ассоциаций, цепочка ассоциаций, гирлянда синонимов объекта.

Практическая работа

Игра «Ассоциативная цепочка шагов».

Предлагается объект: кошка. Назовите характеристику (признак) этого объекта. К названному признаку подбери¬те соответствующий ей новый объект. Составьте ассоциативную цепочку шагов по такому принципу: объект - характеристика - объект - характеристика...

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций является развитием метода фокальных объектов. Этот метод, разработанный в нашей стране, помогает найти большое количество подсказок для развития и выявления идей новых, совершенно необычных товаров широкого потребления, расширения их ассортимента, предложить принципиально новые подходы к конструированию машин и оборудования с помощью ассоциаций.

Метод реализуется следующим образом.

Определяются синонимы объекта. Их последовательность (в произвольном порядке) образует первую гирлянду. Вторая гирлянда образуется из взятых наугад слов. К каждому слову составляется перечень его признаков. Генерирование идеи происходит путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Если при этом случайно возникает приемлемая идея (например, новой конструкции), то дальше можно не продолжать. В противном случае гирлянды ассоциаций генерируют из признаков случайных объектов. Затем к элементам гирлянды синонимов технического объекта присоединяют элементы гирлянд ассоциаций, что дает новый толчок генерации идей. После этого решают вопрос о необходимости продолжения генерирования гирлянд ассоциаций, оценивают и выбирают рациональные варианты идей. Завершается реализация метода отбором оптимального решения.

Анализ раздражающего слова

При использовании метода анализа раздражающего слова для нахождения решения группа выбирает по принципу случайности (например, открывая энциклопедии на любой произвольно выбранной странице; путем образования ассоциативных цепей) приблизительно 10-12 (преимущественно предметных) понятий, которые служат в качестве раздражающих слов для творческой конфронтации. Анализ раздражающих слов может быть приравнен к синектическому процессу без отчуждения.

Метод "ТИЛМАГ"

Метод "ТИЛМАГ" (трансформация идеальных элементов решения с помощью матриц образования по ассоциации и общности) заменяет процесс отчуждения классической синектики "рациональным" методом, призванным выделять для постановки проблемы плодотворные структуры в качестве раздражающих слов.

Метод "ТИЛМАГ" применяют по возможности в одной группе по

следующим этапам:

1. Анализ и определение проблемы.

2. Определение "идеальных" элементов потенциальных решений.

3. Уплотнение "идеальных" элементов до четких понятий.

4. Образование ассоциаций из попарного соединения "идеальных элементов".



5. Вывод решений из ассоциаций.

6. Попарная конфронтация ассоциаций и определение общих элементов понятий из каждой игры.

7. Вывод решений из обнаруженных общностей.

Этапы нахождения решений (5-й и 7-й) проходят по правилам мозговой атаки.

Метод контрольных вопросов

Метод контрольных вопросов при меняют для психической активизации творческого процесса. Цель этого метода - с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Метод могут применять

как в индивидуальной работе, когда исследователь сам себе задает вопросы и ищет на них ответы, так и при коллективном обсуждении проблемы в процессе мозговой атаки. В практике изобретательства применяют вопросники, составленные А. Осборном, Э. Раудзенпом, Т. Эйлоартом, Д. Пирсаном, Г. Бушем и др. За рубежом широко распространен вопросник А. Осборна, включающий 9 групп вопросов:

1. Какое новое применение объекту можно предложить?

2. На какой другой объект похож данный объект и что можно скопировать?

3. Какие модификации можно получить путем вращения, изгиба, скручивания, поворота, изменения функций, цвета, формы, очертаний?

4. Что в техническом объекте можно увеличить (размеры, прочнасть, количество элементов и т. д.)?

5. Что в техническом объекте можно уменьшить (уплотнить, сжать, ускорить, сузить, раздробить)?

6. Что в техническом объекте можно заменить (элемент, материал, привод и т. д.)?

7. Что в техническом объекте можно преобразовать (схему, компоновку, порядок работы и т. д.)?

8. Что в объекте можно сделать наоборот?

9. Какие возможны новые комбинации элементов объекта?

10. Отметим, что в этих вопросах содержатся рекомендации относительно апробирования того или иного эвристического приема (инверсия, аналогия, дробление, перенос, динамизации и т. д.) для решения поставленной задачи.

Вопросник по Т. Эйлоарту отличается тем, что в нем вопросы образуют определенный алгоритм действий для решения технической задачи. Такой метод приближается к направленному поиску по определенной программе.

Метод гирлянд ассоциаций и метафор – эвристический метод тех. творчества, представляющий собой развитие метода фокальных объектов .

Метод гирлянд ассоциаций и метафор включает следующие процедуры:

  1. определение синонимов объекта, в результате к-рого образуется гирлянда синонимов (напр., стол-бюро-парта-...);
  2. выбор случайных существительных, при помощи к-рых генерируется гирлянда случайных существительных (напр., карандаш-стул-...);
  3. комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных. Некоторые из комбинаций представляют идеи для решения задачи (напр., стол как карандаш-стол в виде стула-...);
  4. составление списка признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных (п.2). Эти списки являются гирляндами признаков (напр., карандаш: деревянный-автоматический-...; стул:...);
  5. комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд признаков, в результате чего могут появиться идеи для решения проблемы (напр., стол - деревянный (в виде дерева); автоматический (автоматическое увеличение);...);
  6. генерирование гирлянд свободных ассоциаций.
    Исходным началом служит каждый элемент гирлянды признаков. Кол-во гирлянд свободных ассоциаций равно числу всех элементов гирлянд признаков. Гирлянды свободных ассоциаций образуются при помощи многократной постановки вопроса "О чем напоминает слово...?". Ответ на вопрос, полученный на основе ассоциации, представляет собой новый элемент гирлянды, к-рый является исходным для повторной постановки вопроса (напр.: "О чем напоминает слово "зеленый"? - О "траве"; "О чем... "трава"? - О "поле"; "О чем... "поле"? - О "холоде" и т.д.
    Гирлянда ассоциаций содержит: трава - поле -холод...);
  7. комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций, в результате чего появляются новые идеи решения проблемы;
  8. оценка необходимости продолжения ассоциаций, основанная на анализе всех полученных в пп. 1-7 идей и определении их достаточности. В последнем случае осуществляется переход к п.9, иначе с исходным началом элементов свободных ассоциаций генерируются (посредством свободных ассоциаций) вторичные гирлянды, элементы к-рых комбинируются с элементами гирлянды синонимов, в результате чего возникают новые идеи;
  9. оценка и выбор рациональных идей. Рекомендуется проводить при помощи классификации всех идей на нерациональные (непригодные, плохие), полурациональные (привлекательные), рациональные (хорошие). Нерациональные идеи отбрасываются; рациональные образуют ядро для выбора оптимального варианта, а полурациональные (которые чем-то привлекательны, но имеют видимые недостатки) снова анализируются, после чего включаются в список нерациональных или рациональных идей;
  10. выбор оптимального варианта. Этап, выполняемый при помощи некоторого метода оптимизации, напр., экспертных оценок.

Для изложения данного метода сначала будет представлен его алгоритм в словесном выражении, а дальше будет обстоятельно выложен пример.

ПЕРВЫЙ ШАГ. Определение синонимов объекта.

ВТОРОЙ ШАГ. Выбор случайных объектов.

ТРЕТИЙ ШАГ. Составления комбинаций из элементов гирлянды, синонимов объекта и элементов гирлянды случайных объектов.

Комбинации состоят из двух элементов путем попытки объединения каждого синонима рассмотренного объекта с каждым случайным объектом.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. Составление перечня признаков случайных объектов.

Определяются признаки случайно избранных объектов с возможно большим количеством признаков в течение ограниченного времени (2‑ 3 минуты). Успех поиска в значительной мере зависит от широты охватывания признаков случайных объектов, поэтому целесообразно применять как основные, так и второстепенные признаки. Для удобства складывается таблица признаков, в одном столбце которой отмеченные случайные объекты, а в другом (напротив) – признаки этих случайных объектов.

ПЯТЫЙ ШАГ. Генерация идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно избранных объектов.

ШЕСТОЙ ШАГ. Генерация гирлянд ассоциаций. В порядке очереди из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируют свободную ассоциацию, потом к ней генерируют свободную ассоциацию и т.д. Таким образом, получаем гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого из отдельных признаков они могут быть практически неограниченно длинными, поэтому генерацию стоит ограничить по времени или количеством элементов гирлянды. Если генерация гирлянд ассоциаций проводится коллективно, то каждый член коллектива занимается этим самостоятельно.

СЕДЬМОЙ ШАГ. Генерация новых идей. К элементам гирлянд синонимов технического объекта пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций.

ВОСЬМОЙ ШАГ. Выбор альтернативы. На этом шаге решается вопрос – продолжать генерацию гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных идей. Если по предыдущей оценке таких идей имело, можно продолжить создание гирлянд ассоциаций, начиная с какого-либо нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге, и действуя подобным же образом.



ДЕВЯТЫЙ ШАГ. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Среди множества нерациональных, тривиальных и даже бессмысленных идей, как правило, всегда находятся оригинальные и рациональные. Если в течение короткого времени можно найти несколько десятков вариантов решения, то вполне удовлетворит положение, при котором хотя бы 5-6 вариантов окажутся рациональными.

ДЕСЯТЫЙ ШАГ. Выбор оптимального варианта.

Пример использования метода

Для демонстрации метода гирлянд поставим задачу расширения ассортимента часового завода, поэтому возьмем для модернизации такой объект как часы.

1. На первом шаге мы получим гирлянду синонимов слова часы: часы – будильник – секундомер – хронометр.

2. На втором шаге выберем пять случайных объектов, используя для этого орфографический словарь и генератор случайных чисел. Генератор чисел выдает группу из трех чисел, которые определяют страницу, номер столбца и номер слова в столбце. При проведении эксперимента вышла следующая пятерка слов: кассета, подснежник, транспарант, постель, фетр.

3. На третьем шаге получаем следующую комбинацию синонимов и случайных объектов: часы с кассетой, часы с подснежником, часы на транспаранте, часы в постели, часы в фетре, будильник с кассетой, будильник для постели, будильник с фетром, секундомер с кассетой и т.д.

4. На четвертом шаге получим таблицу случайных объектов и их признаков:

5. Комбинируя предмет, который модернизируем, и его синонимы с признаками случайных объектов получаем: пластмассовые часы, хрупкий будильник, голубые часы, музыкальные часы, маленькие часы, будильник с запахом, большие часы, тяжелый будильник, красочный секундомер, чистые часы, мягкий будильник, теплые часы, широкий секундомер, теплый секундомер, густые часы, колючий будильник и т.д.

На данном шаге будем генерировать гирлянды свободных ассоциаций, основой которых будут признаки случайных объектов:

6. Синтезируя гирлянду ассоциаций и синонимы предмета, который модернизируем, получим следующие комбинации: часы в ручке, огненные часы, стеклянные часы, водные часы, солнечные часы, часы в парфюмериях, женские часы, цветные часы, спортивные часы, призовые часы, стеклянный будильник, водный будильник, призовой будильник, водный секундомер, компьютерный секундомер и т.д.

7. На данном шаге решаем не продолжать процесс генерации идей, потому что их уже достаточно.

8. Выбирая из множества идей только рациональные и отсевая те решения, которые уже воплощены в жизнь (будильник с кассетой, часы с музыкой, женской часы, подводной часы, спортивной часы, часы в ручке и т.д.), получим следующие комбинации: будильник с запахом, часы в парфюмериях, теплые часы, призовые часы .

На последнем этапе выбор решений должны делать "представители производства".

Метод гирлянд случайностей, или метод ассоциаций,– это оригинальная методика поиска новых идей , модификация алгоритма, известного как метод фокальных объектов. Его цель - генерация новых идей и подсказок для их возникновения. Метод ассоциаций был разработан Генрихом Язеповичем Бушем, американцем, который долгие годы трудился в Риге, разрабатывая приемы и методы поиска решений изобретательских задач . Он стремился выработать алгоритм решения в условиях дефицита информации.

В основе метода гирлянд случайностей лежит работа с рядами синонимов и случайных слов, подобранных на основе ассоциаций. Как это делается? Поэтапный алгоритм таков:

  1. Определение гирлянды синонимов для избранного объекта; Для этого нужно составить список слов-синонимов для всей задачи целиком или же для самых важных её элементов. Так будет получена первая гирлянда.
  2. Произвольный выбор гирлянды слов, называющих случайные объекты, исходя из личных ассоциаций. Для этого следует составить список произвольно выбранных, случайных слов, которые придут на ум или будут выписаны из вспомогательной литературы - словарей, журналов и книг. Так будет создана вторая гирлянда.
  3. Образование различных комбинаций, подобранных из элементов обеих полученных гирлянд - и синонимов, и случайных объектов.
  4. Составление таблицы, в которой следует разместить перечень признаков случайных объектов, полученных на 3 этапе. Так будет создана гирлянда признаков.
  5. Комбинирование гирлянды синонимов с элементами гирлянды признаков (наработки 1 этапа и 4 этапа) для получения гирлянды свободных ассоциаций . (Ключевой вопрос - что напоминает это слово, какие ассоциации вызывает?) Так создается гирлянда свободных ассоциаций.
  6. Комбинирование элементов списка синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций. Это процесс поиска идей, генерация озарений, на этом этапе следует максимально проявить креативность мышления .
  7. Анализ выполненной работы, с учетом всех предварительно полученных гирлянд и идей. На этом этапе следует определиться, можно ли задачу, поставленную в начале исследования, считать решенной, или нужно продолжить создание новых гирлянд.
  8. Оценка и выбор оригинальных вариантов идей.
  9. Отбор оптимального варианта – финальный этап метода ассоциаций.