Бунин

Ельцин центр история. Экскурсия по выставке. Экскурсия-сказка «Кто живет в музее?»

Ельцин Центр, созданный в 2015 году, — это культурно-просветительский и образовательный комплекс, посвященный истории России, где посетители погружаются в атмосферу 1990-х, переломных для страны и мирового геополитического пространства. Крах коммунистической партии, формирование нового уклада жизни, реформы и кризисы отражены в архивных и мультимедийных материалах. Высокотехнологичное информационное оборудование соседствует с коллекциями подлинных предметов ушедшей эпохи.

Музей Бориса Ельцина

Перед осмотром экспозиции нужно пройти сквозь рамки металлодетекторов, а сумки проверяют сканером, как в аэропорту. У входа стоит автомобиль ГАЗ-14 «Чайка», который Борис Ельцин получил в служебное пользование в 1983 году, занимая пост первого секретаря Свердловского обкома. Еще одна машина — бронированный правительственный лимузин ЗИЛ 41052 из гаража особого назначения, на котором первый российский президент передвигался вплоть до своей отставки. Салон оснащен пуленепробиваемым стеклом, системами защиты от радиации и прослушивания. Рядом находится выставка подарков президенту РФ.

Всего в помещении 9 залов. «Лабиринт российской истории» охватывает период с 1914 по 1987 год и знакомит с бытом семьи Ельциных. Прежде, чем оказаться внутри, гости смотрят 3-минутный мультфильм, в котором главные действующие персонажи — правители России, начиная с Ивана Грозного. На стендах размещены фотографии, плакаты, кадры из художественных кинолент. В конце — рукописное послание Михаилу Горбачеву, в котором первый секретарь Московского горкома КПСС Борис Ельцин требует ускорить ход перестройки.

Семь следующих залов повествуют о самых значительных вехах времен распада Советского Союза. Они тематически объединены под названием «Семь дней, которые изменили Россию». Автор концепции — кинорежиссер Павел Лунгин.

День первый. «Мы ждем перемен!»

Декорации имитируют обстановку зала Кремля с гербом СССР, трибуной и ковровыми дорожками, где 22 октября 1987 года Борис Ельцин произнес свою знаменитую речь на пленуме ЦК. Желающие могут прослушать всю аудиозапись выступления. Тут же висят портреты членов политбюро, на обороте напечатаны их критические высказывания в адрес Ельцина. Следующий экспонат — настоящий троллейбус с видами Москвы из окон. Разрешается занять и пассажирские сиденья, и место водителя. Партийный лидер периодически пользовался общественным транспортом, как обычный житель столицы. Представлена информация о литературе, фильмах, рок-музыке, театрах, фестивалях конца 1980-х — начала 1990-х годов. Надев наушники, можно послушать и посмотреть на экране фрагменты концерта группы «Кино» и культовую песню Виктора Цоя, ставшую девизом поколения.

День второй. «Августовский путч»

Интерьер копирует типичную обстановку советской квартиры: гарнитур-«стенка», персидский ковер на полу, диван. Дата на календаре — 19 августа 1991 года. По телевизору показывают балет «Лебединое озеро» и дикторов Центрального телевидения. Звонит дисковый телефон. Трубку нужно снять, чтобы услышать тревожные новости. Открыв дверь, посетители оказываются на баррикадах. На экране демонстрируются видеокадры о событиях в центре Москвы. А на стендах — обращения организаторов ГКЧП. В музее выставлен флаг-триколор, поднятый над Кремлем, гитара Дмитрия Комаря, погибшего под гусеницами танка, милицейский щит «Витраж-АТ», диктофон защитника Белого дома. Далее подробно описывается процесс отделения бывших союзных республик.

День третий. «Непопулярные меры»

СССР прекратил существование. Грянул продовольственный кризис. Длинные очереди за продуктами, талоны. Сохранилась «карточка покупателя» Наины Ельциной. Зал устроен как магазин с пустыми полками — на витрине лишь салат из морской капусты «Дальневосточный» и березовый сок в трехлитровых стеклянных банках. Характерные приметы времени — видеотехника, кассеты, приставка «Денди», игра «Тетрис», приватизационные чеки, сериалы. Голограммы членов гайдаровского правительства говорят об экономических перспективах.

День четвертый. «Рождение Конституции»

Несмотря на итоги референдума 1993 года, страна оказывается на грани гражданской войны. Происходит попытка переворота. Воспроизведена студия телецентра Останкино, который штурмовали мятежники. Известные люди читают статьи Конституции.

Предвыборный штаб 1996 года уже был оснащен персональными компьютерами. Собраны агитационные материалы, избирательные бюллетени. Здесь же находится текст присяги и знак президента РФ. Рассказывается о кровопролитной войне в Чечне. Выставлены куклы из одноименной программы НТВ.

День шестой. «Президентский марафон»

Борис Ельцин перенес операцию на сердце, но продолжает руководить страной. Фотографии запечатлели встречи российского президента с политиками. В студии звукозаписи можно продиктовать свое радиообращение к нации продолжительностью 2 минуты. Диаграммы с экономическими показателями удручают. В 1998 году произошел дефолт. Особый интерес у посетителей вызывает «ядерный чемоданчик». Через бинокли открывается обзор на город и реку Исеть.

День седьмой. «Прощание с Кремлем»

Воссоздан антураж президентского кабинета в Кремле. Звучит последнее новогоднее обращение Бориса Ельцина к россиянам в канун 2000 года, в котором он отказался от власти и произнес знаменитое: «Я ухожу». В шкафу за стеклом: трудовая книжка, пенсионное удостоверение, наградные листы.

Зал Свободы задуман как место для дискуссий на тему прав человека в реалиях современной России. Зоны с экранами предоставляют возможность узнать о толковании слова «свобода» в понимании известных личностей и записать на видео собственные выказывания по теме: «Свобода предпринимательства», «Свобода передвижения», «Свобода собраний и объединений», «Свобода мысли и слова», «Свобода совести».

В центре холла на втором этаже музея на скамейке сидит сам Борис Николаевич в натуральную величину. Рядом с бронзовой скульптурой посетители любят делать селфи. Перед зданием установлен 10-метровый памятник Ельцину из белого мрамора. В вечернее время фасад превращается в медиагалерею.

Площадки и проекты Ельцин Центра

В комплексе Ельцин Центра работает несколько научных и выставочных площадок, оборудованы помещения под лектории, кинопоказы, концерты. Президентский центр является организатором и активным участником культурных событий городского, российского и международного уровней, в том числе ежегодных акций «Библионочь» и «Ночь музеев».

Арт-галерея

Проекты арт-площадки — выставки, мастер-классы и фотобиеннале.

Центр документального кино

Комплекс помещений киноконференц-зала — площадки для кинопоказов, проведения круглых столов, дискуссий и конференций, научных и культурных фестивалей.

Атриум

Универсальное пространство используется для реализации музейных проектов — показов видео высокого качества на большом экране, интерактивных занятий и интеллектуальных игр, творческих встреч и других мероприятий разных форматов.

Образовательный центр

В рамках Образовательного центра проводятся публичные лекции (лекторий книжного магазина «Пиотровский»), семинары, обучающие игры-квесты, мастер-классы, реализуются разнообразные просветительские программы. На третьем этаже работает музей науки Newton Park , организующий научно-развлекательные и обучающие мероприятия для детской аудитории.

Цены на билеты в Ельцин Центр в Екатеринбурге

Координаты : 56°50′42″ с. ш. 60°35′30″ в. д.  /  56.84500° с. ш. 60.59167° в. д.  / 56.84500; 60.59167 (G) (Я)
Ельцин Центр
Дата основания 25 ноября 2015
Местонахождение Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина 3
Сайт
К:Музеи, основанные в 2015 году

Ельцин Центр - общественный, культурный и образовательный центр, открытый в Екатеринбурге в 2015 году при участии фонда «Президентский центр Б. Н. Ельцина» на территории квартала Екатеринбург-Сити .

Ельцин-центр был создан в соответствии с законом 2008 года "О центрах исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий" - для сохранения, изучения и публичного представления наследия первого президента РФ "в контексте новейшей истории отечества, развития демократических институтов и построения правового государства". Учредителем центра выступает администрация президента РФ , её глава Антон Вайно возглавляет попечительский совет. Многие проекты центра инициированы образованным в 2000 году частным Фондом Ельцина во главе с дочерью первого президента Татьяной Юмашевой.

Одним из основных объектов центра является Музей Бориса Ельцина , посвящённый современной политической истории России и личности первого президента России .

Также в центре функционируют арт-галерея, кино-конференц зал, книжный магазин, кафе, архив, библиотека, парк научных развлечений, коворкинг и прочие организации. На площадках центра регулярно проводятся лекции, концерты, выставки, фестивали и различные общественные мероприятия. В кинозале ведёт работу центр документального кино.

Центр был открыт в соответствии с принятым в 2008 году федеральным законом № 68 «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий» . На его строительство из бюджета было выделено 7 миллиардов рублей .

К концу 2017 года Управление делами президента в рамках федеральной адресно-инвестиционной программы проведет реконструкцию усадьбы Долгоруковых-Бобринских в Москве - архитектурной ансамблеи XVIII-XIX веков, куда входит Главный дом с парадными интерьерами, Каретный сарай, Восточный и Западный флигели, ограда с воротами и скульптуры Елены и Париса на парадном дворе. После реконструкции в усадьбе будет создано общественное музейно-выставочное пространство, где будут размещаться сменные экспозиции и проводиться камерные вечера, часть помещений будет отражать московский период жизни первого президента, а также исторический "пушкинский след". Здание будет рассчитано на 69 сотрудников, 40 посетителей выставочного комплекса, 8 читателей библиотеки и 65 посадочных мест общепита.

Музей Бориса Ельцина

Музей работает со вторника по воскресенье, с 10:00 до 21:00. Стоимость билета - 200 рублей, для льготных категорий граждан - 100 рублей.

Музей состоит из 9 залов:

  • Лабиринт - история России с 1914 по 1987 год и история семьи Ельциных.
  • День четвертый. Рождение Конституции
  • День пятый. «Голосуй или проиграешь»
  • Зал Свободы
  • Экспозиция музея
  • Yeltsin-center-labyrinth.JPG

    Зал «Лабиринт»

    Yeltsin-center-museum-seven-days.JPG

    Главный зал музея

    Yeltsin-center-museum-troll.JPG

    День первый. «Мы ждем перемен!»

    Yeltsin-center-museum-apartments.JPG

    День второй. Августовский путч

    Yeltsin-center-museum-putch.JPG

    День второй. Августовский путч

    Yeltsin-center-museum-shop.jpg

    День третий. Непопулярные меры

    Yeltsin-center-museum-crysis.JPG

    День шестой. Президентский марафон

    Yeltsin-center-museum-office.jpg

    День седьмой. Прощание с Кремлем

    Yeltsin-center-museum-liberty.jpg

    Зал Свободы

Напишите отзыв о статье "Ельцин Центр"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ельцин Центр

Узнав от Пьера подробности женитьбы Анатоля, излив свой гнев на него ругательными словами, Марья Дмитриевна сообщила ему то, для чего она вызвала его. Марья Дмитриевна боялась, чтобы граф или Болконский, который мог всякую минуту приехать, узнав дело, которое она намерена была скрыть от них, не вызвали на дуэль Курагина, и потому просила его приказать от ее имени его шурину уехать из Москвы и не сметь показываться ей на глаза. Пьер обещал ей исполнить ее желание, только теперь поняв опасность, которая угрожала и старому графу, и Николаю, и князю Андрею. Кратко и точно изложив ему свои требования, она выпустила его в гостиную. – Смотри же, граф ничего не знает. Ты делай, как будто ничего не знаешь, – сказала она ему. – А я пойду сказать ей, что ждать нечего! Да оставайся обедать, коли хочешь, – крикнула Марья Дмитриевна Пьеру.
Пьер встретил старого графа. Он был смущен и расстроен. В это утро Наташа сказала ему, что она отказала Болконскому.
– Беда, беда, mon cher, – говорил он Пьеру, – беда с этими девками без матери; уж я так тужу, что приехал. Я с вами откровенен буду. Слышали, отказала жениху, ни у кого не спросивши ничего. Оно, положим, я никогда этому браку очень не радовался. Положим, он хороший человек, но что ж, против воли отца счастья бы не было, и Наташа без женихов не останется. Да всё таки долго уже так продолжалось, да и как же это без отца, без матери, такой шаг! А теперь больна, и Бог знает, что! Плохо, граф, плохо с дочерьми без матери… – Пьер видел, что граф был очень расстроен, старался перевести разговор на другой предмет, но граф опять возвращался к своему горю.
Соня с встревоженным лицом вошла в гостиную.
– Наташа не совсем здорова; она в своей комнате и желала бы вас видеть. Марья Дмитриевна у нее и просит вас тоже.
– Да ведь вы очень дружны с Болконским, верно что нибудь передать хочет, – сказал граф. – Ах, Боже мой, Боже мой! Как всё хорошо было! – И взявшись за редкие виски седых волос, граф вышел из комнаты.
Марья Дмитриевна объявила Наташе о том, что Анатоль был женат. Наташа не хотела верить ей и требовала подтверждения этого от самого Пьера. Соня сообщила это Пьеру в то время, как она через коридор провожала его в комнату Наташи.
Наташа, бледная, строгая сидела подле Марьи Дмитриевны и от самой двери встретила Пьера лихорадочно блестящим, вопросительным взглядом. Она не улыбнулась, не кивнула ему головой, она только упорно смотрела на него, и взгляд ее спрашивал его только про то: друг ли он или такой же враг, как и все другие, по отношению к Анатолю. Сам по себе Пьер очевидно не существовал для нее.
– Он всё знает, – сказала Марья Дмитриевна, указывая на Пьера и обращаясь к Наташе. – Он пускай тебе скажет, правду ли я говорила.
Наташа, как подстреленный, загнанный зверь смотрит на приближающихся собак и охотников, смотрела то на того, то на другого.
– Наталья Ильинична, – начал Пьер, опустив глаза и испытывая чувство жалости к ней и отвращения к той операции, которую он должен был делать, – правда это или не правда, это для вас должно быть всё равно, потому что…
– Так это не правда, что он женат!
– Нет, это правда.
– Он женат был и давно? – спросила она, – честное слово?
Пьер дал ей честное слово.
– Он здесь еще? – спросила она быстро.
– Да, я его сейчас видел.
Она очевидно была не в силах говорить и делала руками знаки, чтобы оставили ее.

Пьер не остался обедать, а тотчас же вышел из комнаты и уехал. Он поехал отыскивать по городу Анатоля Курагина, при мысли о котором теперь вся кровь у него приливала к сердцу и он испытывал затруднение переводить дыхание. На горах, у цыган, у Comoneno – его не было. Пьер поехал в клуб.
В клубе всё шло своим обыкновенным порядком: гости, съехавшиеся обедать, сидели группами и здоровались с Пьером и говорили о городских новостях. Лакей, поздоровавшись с ним, доложил ему, зная его знакомство и привычки, что место ему оставлено в маленькой столовой, что князь Михаил Захарыч в библиотеке, а Павел Тимофеич не приезжали еще. Один из знакомых Пьера между разговором о погоде спросил у него, слышал ли он о похищении Курагиным Ростовой, про которое говорят в городе, правда ли это? Пьер, засмеявшись, сказал, что это вздор, потому что он сейчас только от Ростовых. Он спрашивал у всех про Анатоля; ему сказал один, что не приезжал еще, другой, что он будет обедать нынче. Пьеру странно было смотреть на эту спокойную, равнодушную толпу людей, не знавшую того, что делалось у него в душе. Он прошелся по зале, дождался пока все съехались, и не дождавшись Анатоля, не стал обедать и поехал домой.

Современный музей, оборудованный по последнему слову техники, а также крупный культурный и образовательный центр в Екатеринбурге. Он притягивает интеллигентных, культурных и прогрессивных людей. Равного ему нет ни в Екатеринбурге, ни на Урале в целом. Инсталляции, видеоролики, объекты, моделирующие обстановку, интерактивные экспонаты, взаимодействующие с посетителем – все это вызывает восхищение и надолго остается в памяти.

Ельцин Центр открыт 25 ноября 2015 года. Место появления Ельцин Центра неслучайно. Свердловская область – родина Б.Н. Ельцина, а в Свердловске началась его политическая карьера.

История Ельцин Центра

Здание Ельцин Центра – с непростой историей. Его строительство началось в 2006 году предпринимателем Марсом Шарафулиным как крупнейший в Екатеринбурге бизнес-центр с конгресс-холлом «Демидов-плаза». Его планировалось использовать уже во время саммита ШОС-2009, но объект не смогли достроить в срок. В 2008 году здание перешло УГМК, однако строительство вскоре приостановилось.

В 2011 году Ельцин Центр выкупил часть бизнес-центра «Демидов» за 2 миллиарда рублей. Весной 2013 года начались работы под создание Ельцин Центра. Всего же расходы на создание Ельцин Центра составили 7 миллиардов рублей, из которых 2 миллиарда было получено как кредит из бюджета Свердловской области.

Созданием экспозиции музея занималось американское Агентство музейного дизайна Ральфа Аппельбаума, победившее в конкурсе. Также в разработке концепции музея (экспозиции «Семи дней») принимал участие режиссер Павел Лунгин:

«Когда я побывал на месте будущего музея, я увидел недостроенный массив здания с круглой шайбой посередке, где гулял ветер. Я понял, что шайбу надо разрезать как пирог - на семь дней, семь моментов из жизни. Мне хотелось брать сложные дни, когда Ельцин был в критических ситуациях, ведь это свойство его характера - выходить из кризисов. Получилась история про семь дней, которые изменили Россию. Каждый зал - это один день, и в каждом - информация вокруг этого дня, где заодно рассказывается история из жизни Бориса Николаевича».

За первый год работы музея его посетило более 250 тысяч человек.

Ельцин Центр активно критикуют многие люди (99% которых в нем никогда не были), усугубляет это и государственная пропаганда. Критиковать Ельцина, 90-е и в целом Свободу среди малообразованных людей сейчас очень модно.

Музей Бориса Ельцина

У входа в Ельцин Центр встречает первый экспонат - автомобиль «Чайка», на котором некогда ездил Борис Ельцин. Около касс – стенд с подарками первому президенту.

Сам музей Бориса Ельцина состоит из девяти залов. Рассмотрим каждый из них.

Лабиринт

Прежде, чем попасть в Лабиринт истории, посетителям показывают мультфильм об истории Свободы в России.

В самом Лабиринте предстает хроника российской истории с 1914 по 1987 год, а также рассказывается об истории семьи Ельциных.

Здесь представлены архивные фотографии, плакаты, кадры из художественных фильмов тех лет.

В конце – письмо М.С. Горбачеву, в котором первый секретарь Московского горкома КПСС Борис Ельцин требует ускорить ход перестройки.

Дальнейшим событиям посвящена экспозиция «Семь дней, которые изменили Россию». Ее концепцию придумал режиссер Павел Лунгин.

«Семь дней, которые изменили Россию»

Экспозиция «Семь дней» рассказывает об этапах создания новой России. Она рассказывает о важнейших событиях: от октябрьского Пленума ЦК КПСС 1987 года до добровольной отставки Ельцина с поста президента. Семь метафорических дней – это путь России от тоталитарного государства к парламентским и президентским выборам, к свободе слова и частной собственности.

В каждом зале стоят тумбы с экранами, где можно посмотреть документы, послушать выступления, воспоминания.

День первый. «Мы ждем перемен!»

В начале воспроизведен Мраморный зал Кремля с гербом СССР, трибуной и ковровыми дорожками, где 22 октября 1987 года Б.Н. Ельцин произнес свою знаменитую речь на пленуме ЦК КПСС. Можно остановиться и послушать аудиозапись выступления.

Тут же висят портреты членов политбюро. Можно перевернуть их и прочесть критические высказывания о выступлении Ельцина.

Далее – о московском периоде жизни Ельцина. Здесь неожиданно предстает настоящий троллейбус с московскими видами из окна (Ельцин иногда ездил на работу на общественном транспорте). В нем можно посидеть и посмотреть небольшой фильм о Борисе Ельцине. Стенды наглядно рассказывают о культурной жизни и атмосфере того времени (конца 1980-х – начала 1990-х годов) – о рок-музыке, театрах, фестивалях и т.д. Можно даже посмотреть концерт Виктора Цоя.

День второй. Августовский путч

Неожиданно вы оказываетесь в типичной советской квартире. На календаре 19 августа 1991 года. По телевизору показывают балет «Лебединое озеро». Вдруг звонит телефон и в трубке с тревогой говорят о происходящем на улицах Москвы.

Открыв дверь, оказываетесь на баррикадах вокруг Белого дома... На большом экране показывают происходившее в то время в центре столицы. А на стендах - выступления организаторов путча ГКЧП.

Представлен в музее и большой исторический флаг-триколор, поднятый над Кремлем 25 декабря 1991 года. Он стал символом сопротивления ГКЧП во время августовского путча.

День третий. Непопулярные меры

Вы оказываетесь в магазине начала 1990-х годов с пустыми полками. В стране продовольственный кризис. Есть лишь салат из морской капусты «Дальневосточный» да березовый сок в большой стеклянной банке.

Тут же голографические копии членов гайдаровского правительства, говорящие об экономических перспективах, приватизационные чеки и даже экономическая игра.

Вызывают ностальгию вещи из ушедшей эпохи: тетрис, магнитофоны и «видики», видео- и аудиокассеты, приставка Денди, по телевизорам транслируются передачи и сериалы 1990-х годов.

День четвертый. Рождение Конституции

Несмотря на победу на референдуме 1993 года, страна оказывается на грани гражданской войны. Происходит попытка переворота. В музее воспроизведена студия телецентра Останкино, который штурмовали мятежники.

День пятый. «Голосуй или проиграешь»

История президентских выборов 1996 года и непростой предвыборной компании. Старые компьютеры, телефоны, из трубок которых звучат истории тех дней, агитационные материалы и избирательный бюллетень. Можно увидеть и кукол из одноименной программы тогдашнего, настоящего НТВ.

Рассказывается и о кровопролитной войне в Чечне.

День шестой. Президентский марафон

Здесь рассказывается об операция на сердце Бориса Ельцина. Далее - студия звукозаписи, где можно послушать выступления Ельцина или записать свое. Диаграммы с экономическими показателями России (в стране в 1998 году случился дефолт). В этом зале есть окно, из которого виден Храм-на-Крови, стоящий на месте дома Ипатьева, снесенного по решению Ельцина (когда он работал секретарем Свердловского обкома).

Приводится и информация о возможных преемниках президента, также представлен «ядерный чемоданчик».

День седьмой. Прощание с Кремлем

Воссоздан президентский кабинет в Кремле. Звучит новогоднее обращение Б.Н. Ельцина 1999 года, в котором он отказался от власти…

В шкафу за стеклом: трудовая книжка первого президента, пенсионное удостоверение, наградные листы.

Последний зал, в котором можно послушать речи известных людей о Свободе. Здесь пять столбов с экранами, разделенных тематически: «Свобода предпринимательства», «Свобода передвижения», «Свобода собраний и объединений», «Свобода мысли и слова», «Свобода совести». В специальной кабинке можно записать и свое обращение.

В центре холла на втором этаже музея, на так называемой «президентской площади», на скамейке сидит сам Борис Николаевич в натуральную величину. Рядом с бронзовым памятником можно сфотографироваться или сделать селфи.

Более-менее внимательное знакомство с музеем занимает не менее 4-5 часов. А чтобы посмотреть все, что есть в музее (включая многочисленные аудио-, видеоролики, различные материалы), то и всего дня не хватит. Музей оставляет неизгладимое впечатление. К небольшим минусам можно отнести разве что идеализацию образа Ельцина.

Что еще?

События такого масштаба, как открытие Ельцин-центра, в Екатеринбурге случаются нечасто. К приезду Владимира Путина в городе лихорадочно очистили центральные улицы от внезапного снега, а Центр заранее взяли в кольцо охраны - в 2012 году скульптуру каменного Ельцина, стоящую перед зданием, облили краской. Впрочем, визит президента стал лишь вишенкой на торте - завершение реконструкции БЦ «Демидов-плаза», где разместился Ельцин-центр, само по себе оказалось знаковым для миллионника явлением; как и появление на Урале музея невиданного до этого дня уровня.

История строительства

Фотография: Ельцин-центр

Бизнес-центр «Демидов» заложили на берегу главной екатеринбургской реки Исети еще в девяностые, но вскоре объект оказался заброшен. Годы шли, у стройплощадки менялись хозяева, а дело существенно вперед так и не двигалось - пока долгострой не перешел к Уральской горно-металлургической компании, вернее, ее строительной «дочке». Гиганты свердловской промышленности довели объект до сдачи в 2010 году. И все же двери бизнес-центра так и не открылись для арендаторов.

Дело в том, что в 2008 году правительство Медведева приняло закон, согласно которому в специальных президентских центрах России должно сохраняться наследие каждого главы государства, покинувшего пост. Уже через год в Москве приняли решение разместить Центр Ельцина в Екатеринбурге. Тогда же Фонд Ельцина обратил внимание на БЦ - его планировали сдать в эксплуатацию к саммиту ШОС летом 2009 года, но так и не успели. Решение сделать Центр в нем было очевидным: годом ранее улицу, на которой стоит здание, переименовали с 9 Января в Бориса Ельцина, ближайшими к «Демидову» объектами являются здания правительства Свердловской области и один из крупнейших в городе театров.

Реконструкция и финансирование Ельцин-центра


Фотография: Ельцин-центр

Всего на преобразование здания и оснащение Ельцин-центра потратили порядка 9,5 млрд рублей. Первый транш из федерального бюджета ельцинский фонд получил в 2011 году, на эти деньги выкупили часть площадей БЦ. Тогда же для работы над проектом пригласили Бориса Бернаскони, известного в первую очередь проектом в Сколково , до этого его бюро занималось проектированием Дома народной культуры, здания необычной формы в Первоуральске.

Реконструкция БЦ началась в 2013 году. Одновременно УГМК вела застройку прилегающей территории, где реализуется концепция екатеринбургского Сити: сейчас здесь возвышается недостроенная «Башня Исеть», которая станет самым высоким зданием в городе, рядом появятся еще три небоскреба. Фонд Ельцина вложил в реконструкцию здания 4 млрд 980 млн федеральных рублей, еще 2 млрд взяли в кредит из бюджета Свердловской области. Порядка 66 тысяч квадратных метров здания, которые не заняты Ельцин-центром (ему хватило 22,5 тыс.) выкупили на 2 млрд рублей, пожертвованных благотворителями. Имена каждого из них увековечены на стене перед входом в музей: пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова здесь соседствует со Сбербанком, и хотя очевидно, что их вклад был неодинаков, на размерах табличек это не отразилось.

Структура Ельцин-центра


Фотография: Антон Буценко/PhotoXPress

Ельцин-центр занимает четверть площади здания: свободная от президентского наследия территория постепенно заселится офисами и магазинами. Доход от аренды пойдет на обслуживание музея, организацию мероприятий и другие статьи расходов, а также на погашение кредита. Сам Центр первого президента помещается на трех нижних этажах южного крыла здания. Здесь находятся арт-галерея, архив с электронными материалами и медиатекой, детский образовательный центр, музей и кафе «1991» (часть меню здесь готовят по рецептам Наины Ельциной). Открытое пространство первого этажа будет задействовано как зона притяжения посетителей: здесь гости смогут поиграть в настольный теннис или шахматы, вечером - послушать концерт фортепианной музыки. Изогнутая стена высотой в несколько этажей представляет собой экран, где будут транслироваться фильмы и короткие ролики.

Книжный магазин и образовательный центр


Фотография: Ельцин-центр

Ядром образовательного центра стал магазин «Пиотровский» - давно известный гуманитариям книжный из Перми. Там его открыли в 2009 году, вскоре от продажи книг независимых издательств он перешел к созданию системы открытых лекций и прочим просветительским программам. В 2013 году магазин чуть не закрылся, но в том же году его владельцы выиграли тендер на участие в президентском проекте в Екатеринбурге. Сюда создатели лавки перенесли свою идею «Литературного дома», которую не удалось реализовать в Перми. На площадке «Пиотровского» будут проходить лекции, встречи, семинары на самые разные темы - от урбанистики до философии. Исполнительный директор Ельцин-центра Александр Дроздов публично пообещал не вмешиваться в дела книжного и не влиять на его курс. Рядом с образовательным центром соседствует детский, в нем за развлечения будет отвечать , просветительскую задачу возьмет на себя «Детский университет».

Арт-галерея


Фотография: Ельцин-центр

Один из немногих уральцев, играющих ведущую роль в Ельцин-центре, - арт-директор Галереи современного искусства Екатеринбурга Борис Салахов, он заведует выставочной деятельностью в здешней арт-галерее. К открытию первым проектом сделали выставку «90-е», куратором которой выступает создатель галереи «XL» Елена Селина. Предметом исследования экспозиции стала не столько сама эпоха, сколько феномен появления арт-рынка и первых коллекционеров в ельцинской России.

На выставке представлены самые известные в стране частные коллекции - собрания Дмитрия Коваленко и Шалвы Бреуса, Владимира Овчаренко и Пьера Броше и другие частные фонды, зарождавшиеся в девяностые. Среди экспонатов - работы Сергея Браткова, Олега Кулика, Владимира Дубосарского, все, конечно, с ярким политическим окрасом. Затем арт-галерея займется проектами, не связанными с перестроечной эпохой.

Центр документального кино

В конференц-зале Ельцин-центра находится филиал московского Центра документального кино. К открытию президентского центра ЦДК подготовил работы, посвященные девяностым: первые зрители увидят фильмы «Виноградов и Дубосарский: картина на заказ» и «Якиманка. 90-е годы» о художниках постеперестроечного периода. Дальше собираются показывать трансляции спектаклей, документальное и художественное кино; 10 декабря одновременно с Москвой состоится премьера ленты «Реальная цена моды», фильма - расследования американского режиссера Эндрю Моргана о моде и на мировых подиумах, и в беднейших кварталах третьего мира. В рамках «Документальных уикендов» ЦДК расширит простые показы до тематических встреч - с лекциями, мастер-классами и обсуждениями заданной темы.

Музей Ельцина. Первый этаж


Этот музей сильно отличается от своих аналогов в Екатеринбурге, по сути, общего у них лишь наименование: это масштабный мультимедийный проект, который должен захватывать зрителя и погружать его в особую атмосферу 90-х глубже, чем это сделал бы 3D-фильм. Отчасти это достигается за счет арсенала технических средств, частично благодаря обилию подлинных документальных материалов.

В конкурсе на создание музея участвовало больше двадцати компаний, включая Студию Артемия Лебедева, но победа досталась американскому Агентству музейного дизайна Ральфа Аппельбаума (RAA), известному в России по Еврейскому музею в Москве. Иностранцы работали над российской концепцией, в подготовке которой участвовал режиссер Павел Лунгин, их задача состояла в том, чтобы лучшим образом рассказать историю первого президента с помощью современных технических средств.

Музей располагается на первом и втором этажах, экскурсия начинается снизу. Около входа установлена витрина с подарками, которые получал Борис Ельцин. Установленный в центре экран демонстрирует их историю - например, оранжевого свитера, который преподнес президенту Борис Немцов. Далее следует «Лабиринт истории» - затемненная анфилада, где гости прокладывают свой путь сквозь годы, отмеченные на линии времени на полу. Исторический контекст общественной жизни в России с 1914 года представлен в документах, артефактах и роликах на мультимедийных экранах (чтобы послушать их, нужно встать под «звуковой душ»).

По стенам расположены фотографии, причем те из них, что подсвечены сверху, - это документальные кадры того или иного периода, а те, что светятся изнутри, - примеры пропагандистских материалов разных лет. В витринах по центру коридора - экспонаты, относящиеся непосредственно к семье Бориса Ельцина. Например, здесь лежит копия гранаты, из-за которой будущий глава РФ лишился нескольких фаланг на левой руке, или оригинал письма, в котором Ельцин отвечает читателям детского журнала.

Музей Ельцина. Второй этаж


Здание «Демидова» досталось Фонду Ельцина с планировкой, рассчитанной на обычных арендаторов БЦ: офисы и магазины. Задачу превратить круглый в горизонтальном сечении второй этаж в музей решал Павел Лунгин - он придумал концепцию «ротора», который запускает круговое движение посетителей: развернутые по часовой стрелке дверные проемы залов подталкивают гостей к переходу из одного помещения в другое. В середине второго уровня расположена круглая площадь, на ней скамейки и одинокая фигура бронзового Ельцина в натуральную величину - объект для селфи. Напротив экран, где транслируются фотографии из архива президента.

Комнаты по периметру площади носят названия семи дней - «День первый», «День второй» и т.д. Это метафора недели Творения - и семи исторических событий в судьбе первого президента. Так, в первой комнате воссоздан зал заседаний бюро ЦК КПСС: гости могут присесть в бархатные кресла и послушать, как будущий глава государства критикует политику Горбачева. Вообще в музее много интерьеров, воссозданных со всей скрупулезностью. Здесь есть и типичная квартира 1991 года (с хрусталем в серванте и «Лебединым озером» по телевизору), типичный дефицитный магазин (на прилавке - банки с березовым соком и салатом «Дальневосточным»). В музей инсталлировали большую часть настоящего троллейбуса, лобовое стекло которого стало мультимедийным экраном, «чайку» Ельцина, первого секретаря Свердловского обкома, и лимузин президента из кремлевского гаража.


Вообще, разнообразие форм, с помощью которых музей рассказывает посетителям историю времени, поражает. Количество мультимедийных экранов сложно подсчитать, телефоны звонят, и в трубке дискового аппарата звучит радио «Свобода», фотографии оживают и говорят с гостями. Зеркальные полотна стендов, посвященных свободам человека, отражают тех, кто этими свободами пользуется, - нас самих. В одном из залов перед экраном во всю стену соорудили настоящую баррикаду 1991 года: только бочки и бетонные блоки для нее изготовили специально, чтобы вмонтировать в них колонки. Из Кремля перенесли настоящий кабинет первого президентского срока Ельцина - вместе с мебелью, предметами интерьера и даже потолком, только ковер заменили копией. Вид из «окон» кабинета - реальная фотография, сделанная с того же ракурса, но обработанная с учетом времени года, погоды и времени, когда президент зачитывал свое последнее новогоднее обращение.

Есть немало и оригинальных экспонатов. За годы подготовки Фонд Ельцина с помощью историков, краеведов, журналистов собрал более 130 тысяч подлинных фотографий, порядка 3,6 тысяч уникальных предметов. Например, триколор, который подняли над Кремлем 25 декабря 1991 года (обычно флаги уничтожают после трех месяцев службы, но это полотнище сохранили).

Для экспозиции записали больше 130 интервью. В одном павильоне известные россияне - актеры, политики, писатели - по кругу, не останавливаясь, зачитывают Конституцию, а в зале Свободы, который служит шлюзом для выхода из музейного пространства обратно в Центр, экраны-колонны транслируют высказывания о Ельцине - мэра Екатеринбурга Ройзмана, президента Казахстана Назарбаева, режиссера Бондарчука. Стену этого зала украшает полотно «Свобода», которое написал концептуальный художник Эрик Булатов , родившийся в Свердловске.

Что такое «Ельцин-Центр»? Кто-то скажет, что это просто музей первого президента России. Кто-то добавит, что это культурно-досуговый центр и даже напомнит про образовательные функции центра. Ведь туда собираются отправлять на экскурсии школьников и студентов (ни при каких обстоятельствах не пущу туда своих детей). Но лично я считаю, что это в первую очередь очередной антисоветский центр, наподобие печально известного музея «Пермь-36».

Почему я так убеждён в том, что основная функция центра вовсе не дань памяти Борису Ельцину, а именно антисоветская деятельность (а впоследствие это станет совершенно очевидно). Первый сигнал прозвучал сразу, после торжественного открытия «Ельцин-Центра» на котором присутствовал президент России. Все антисоветчики нашей страны и в первую очередь наши местные, воодушевлённые такой поддержкой первого лица государства, моментально активизировались.

Сначала Степашин, который на Урале «никто и звать его никак», вдруг озаботился тем, что регион Среднего Урала носит имя Якова Свердлова, а это на взгляд Степашина «неправильно». Какое ему дело до того, как должна называться Свердловская область, и кто именно нашептал на ухо московскому гостю идею произнести тезис о необходимости переименования региона - оставим за скобками. Нам интересен именно факт, и то, что он произошёл именно после открытия центра.

Второй факт, это активизация антисоветских сил именно в Екатеринбурге. То, что планы по переименованиям улиц глава городской комиссии по наименованиям Всеволод Слукин озвучивает регулярно, известно всем кто следит за местной прессой. А вот реальный шаг к началу процедуры переименования улицы Толмачёва начался опять таки после открытия «Ельцин-Центра». Причём, намерения у переименователей предельно серьёзные. И если на жилой части улицы ещё собираются проводить опросы проживающих там горожан, то та часть улицы, дома которой не являются частью жилого фонда, уже практически обречена стать Царской.

Можно конечно сказать, что это всего лишь случайные совпадения. Но, я не верю в случайности (которые есть непознанная закономерность). Более того, нужно вновь вспомнить социальный расклад в котором, вся постсоветская элита сформирована в рамке антисоветского консенсуса, а большинство населения живёт на волне ресоветизации. И в последнее время процессы ресоветизации достаточно сильны, а активность граждан в отстаивании советского наследия весьма велика. Чего стоит голосование о возможности переименования станции московского метрополитена Войковская. Оно закончилось победой граждан, считающих что станция должна носить имя Петра Войкова, героически погибшего на государственном посту от рук террориста. Эту пощёчину антисоветчики не простят народу, и будут отыгрываться везде, где возможно и как только будет возможно. Открытие антисоветского центра имени Бориса Ельцина, присутствие на открытии главы государства - стали соответствующими сигналами к действию.

Ну и конечно, говоря о том, что центр именно антисоветский и в первую очередь антисоветский и только потом он имени антисоветчика Ельцина , нельзя не упомянуть состав приглашённых лиц. Это молодые патриоты считают, что большинство прибывших из Москвы гостей на открытие «Ельцин-Центра» являются «пятой колонной». Лично я помню их в ином качестве - как активных перестройщиков и антисоветчиков. Собственно вообще не секрет, что именно на борцов с Советской властью была сделана ставка во время перестройки. На этих же людей будут делать ставку силы, которые хотят развалить Россию. Ведь мы же не будем рассматривать визит Джона Теффта в Екатеринбург на открытие центра, как заурядный визит вежливости.

Я уверен, что глава государства искренне старается развивать традицию уважения истории России. Не только героических её страниц, но и страниц печальных. Только «Ельцин-Центр» не про это. Там и истории нет - а есть слащавый миф про «царя Бориса». Да и создан центр не ради царя Бориса, а ради уничтожения советской истории и памяти о советском периоде. Потому что при внимательном рассмотрении любая часть советской истории, а в СССР в разное время по-разному было, выглядит намного предпочтительнее, чем конец ХХ века, когда Россией руководил Борис Ельцин. Единственный способ как-то обосновать строительство 9-ти миллиардного здания в честь такого провального периода истории - это очернить предыдущий период, объявив именно его источником всех бед. Так именно этим (искажением советского периода истории, его очернением и забвением) и будут заниматься в «Ельцин-Центре».

П.С.: Если бы родственники и друзья первого президента России действительно хотели бы просто сохранить память о Ельцине, они бы открыли более скромный центр и сделали бы это без помпы. Ибо все понимают, что большинство населения, которое пережило и выжило в 90-е годы, относится к фигуре Ельцина и политике, которую он проводил вместе с младореформаторами, крайне отрицательно. Размах центра и его пафосное открытие гораздо шире фигуры Бориса Ельцина, который по большому счёту ничего после себя и не оставил…

На фото вверху поста «Ельцин-Центр», памятник Борису Ельцину и полицейская машина: этот памятник надо охранять от народа.