Бунин

Библия о смерти человека. Медиумы о жизни после смерти. Гипноз и состояние клинической смерти

Что говорят о смерти мировые религии и обычаи укоренившиеся в обществе людей? Кто несёт ответственность за ложные учения о смерти и как Библия помогает избавиться от ложных представлений о смерти ? Книга — Думай и Богатей!

Ложное представление о смерти

На протяжении всей истории человечества людей озадачивала и устрашала мрачная перспектива смерти. Страх перед смертью подогревался ложными
вероучениями, а также популярными обычаями и укоренившимися представлениями людей.

Этот страх может лишать человека радости жизни и подрывать его уверенность в том, что в жизни есть смысл.

Помните, что Бог сказал первым людям об их будущем? «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:28). Какая замечательная перспектива!

2. Ложное учение. Люди умирают потому, что Бог забирает их к себе.

Одна 27-летняя мать, умирая и оставляя троих детей, сказала католической монахине: «Не нужно мне говорить, что это воля Божья… Я ненавижу, когда
мне это говорят» . Да, многие религии учат, что Бог забирает людей к себе, чтобы они были там, где он.

Действительно ли Бог так жесток и навлекает на людей смерть, хотя знает, что для нас это большое горе? Нет, Бог Библии не может так поступать.

В 1 Иоанна 4:8 говорится, что «» . Обратите внимание: здесь не сказано, что Бог проявляет любовь или ему присуща любовь, но что он есть любовь.

Божья любовь настолько сильна, чиста и совершенна, она столь неотъемлемая часть его личности и всех его дел, что Бога можно назвать самим олицетворением любви. Нет, Бог не забирает людей к себе, чтобы они были там, где он.

По вине ложной религии многие заблуждаются относительно того, где и в каком состоянии находятся умершие. Рай, ад, - эти и подобные понятия либо невразумительны, либо откровенно наводят ужас.

В Библии же, напротив, говорится, что мёртвые находятся в бессознательном состоянии, которое во многом сходно со сном (Екклесиаст 9:5, 10; Иоанна 11:11-14).

Поэтому нам не стоит волноваться о том, что будет с нами после смерти, так же как мы не волнуемся о ком-то, кто крепко спит. Иисус предсказывал время, когда «все находящиеся в памятных склепах» (Иоанна 5:28, 29; Луки 23:43).

3. Ложное учение. Бог забирает к себе маленьких детей, чтобы сделать их ангелами.

Элизабет Кюблер-Росс, проводившая наблюдение за неизлечимо больными людьми, обратила внимание на то, о чём обычно говорят верующие. По поводу
одного случая она писала: «Как не мудро говорить ребёнку, потерявшему братика, что Бог очень любит малышей, поэтому он забрал Джонни на небо».

Подобные слова искажают представления о Боге, а также никак не согласуются с чертами личности Бога и с его поступками. Д-р Кюблер-Росс продолжает: «Когда эта девочка выросла, она не могла избавиться от чувства негодования по отношению к Богу. А через тридцать лет, когда она потеряла маленького сына, чувство горечи переросло в депрессивный психоз».

Нужно ли Богу отбирать у родителей ребёнка, чтобы сделать его ещё одним ,- как будто Богу этот ребёнок нужен больше, чем его родителям?

Если бы Бог действительно забирал детей к себе, то это было бы жестоко и эгоистично. Библия же, напротив, говорит, что «любовь от Бога» (1 Иоанна 4:7).

Может ли любящий Бог быть причиной трагедии, с которой трудно смириться любому порядочному человеку?

Чем же объяснить смерть детей? Ответ частично находится в книге Екклесиаста 9:11: «Время и случай для всех их».

А в Псалме 50:7 сказано, что все люди грешны и несовершенны начиная с момента зачатия, и поэтому все в конце концов умирают по той или иной
причине. Иногда смерть постигает младенца ещё в утробе матери, и он рождается мёртвым.

Другие дети умирают в результате плохих условий жизни или несчастного случая. Бог не виноват в их смерти.

4. Ложное учение. Некоторых после смерти ожидают муки.

Многие религии учат тому, что грешники после смерти попадают в ад, где их ожидают вечные муки. Согласуются ли эти учения со здравым смыслом и с
Библией? Люди живут в среднем 70-80 лет. Даже если кто-то всю жизнь совершал страшные злодеяния, будет ли справедливо мучить его за это вечно?

Нет. Было бы крайне несправедливо мучить человека вечно за грехи, которые он совершал в течение своей короткой жизни.

Только Бог может открыть нам, что происходит после смерти, и он рассказывает об этом в своём Слове, Библии. Там говорится: «Как те [животные] умирают, так умирают и эти [люди], и одно дыхание у всех… Все идёт в одно место: всё произошло из праха и всё возвратится в прах» (Екклесиаст 3:19, 20).

Адское пламя здесь даже не упоминается. Когда человек умирает, он возвращается в прах, то есть перестаёт существовать.

Для того чтобы испытывать муки, человек должен быть в сознании. Находятся ли умершие в сознании? Библия даёт ответ: «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению» (Екклесиаст 9:5). Умершие ничего не знают и не могут чувствовать никакой боли.

5. Ложное учение. Со смертью мы перестаём существовать навсегда.

Со смертью мы перестаём существовать, но не обязательно навсегда. Верный Богу Иов знал, что когда он умрёт, то будет в могиле. Но он всё же молился Богу:

«О, если бы Ты в преисподней [могиле] сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдёт гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне! Когда умрёт человек, то будет ли он опять жить? […] Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ» (Иов 14:13-15).

Иов верил, что, если он останется верным Богу до смерти, Бог в своё время вспомнит о нём и воскресит его. В это верили все Божьи служители в древности.

Иисус сам подтвердил эту надежду, показав, что Бог через него будет воскрешать умерших. Христос заверил: «Настаёт час, в который все находящиеся в памятных склепах услышат его [Иисуса] голос и выйдут: кто делал добро - для воскресения жизни, а кто поступал порочно - для воскресения суда» (Иоанна 5:28, 29).

Вскоре Бог уничтожит всё зло и установит новый мир под правлением небесного Царства (Псалом 36:10, 11; Даниил 2:44; Откровение 16:14, 16).

Страха не будет

Надежда на воскресение, а также знание о том, кто воскресит людей, утешает. Иисус обещал: «И познаете истину, и истина освободит вас» (Иоанна 8:32).

Истина также освобождает от страха перед смертью. Иегова - единственный, кто может обратить вспять процесс старения и устранить смерть, даруя нам вечную жизнь. Можно ли верить обещаниям Бога? Да.

Потому что слово Бога всегда исполняется (Исаия 55:11). Узнавать больше о Божьих намерениях для людей.

В этом тебе могут помочь живущие в твоей местности.

Некоторые распространённые ложные представления о смерти

1. Смерть - естественное завершение жизни.

2. Люди умирают потому, что Бог забирает их к себе.

3. Бог забирает к себе маленьких детей, чтобы сделать их ангелами.

4. Некоторых после смерти ожидают муки.

5. Со смертью мы перестаем существовать навсегда.

Что говорит Библия о смерти

1. Затем Бог благословил их и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю, возделывайте её и господствуйте над морскими рыбами, над созданиями, летающими в небесах, и над всяким живым существом, которое передвигается по земле». Но не ешь с дерева познания добра и зла, потому что в день, в который съешь с него, непременно умрёшь» (Бытие 1:28; 2:17).

А потому, как через одного человека грех вошёл в мир, а через грех - смерть, и таким образом смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили… (Римлянам 5:12).

2. То всякая плоть лишится жизни и человек возвратится в прах (Иов 34:15).

А кроткие наследуют землю и насладятся обилием мира. Праведные наследуют землю и будут жить на ней вечно.  Небеса - небеса принадлежат Иегове,
а землю он дал сыновьям человеческим (Псалом 36:11, 29; 113:24).

3.  Вот, в беззаконии я был рождён в муках, и в грехе зачала меня мать. Благослови Иегову, о моя душа. О Иегова, мой Бог, ты очень велик. Ты облечён
в достоинство и великолепие. Делаешь своих ангелов духами, своих служителей - всепожирающим огнём (Псалом 50:7; 103:1, 4).

Также об ангелах он говорит: «Он делает своих ангелов духами и своих служителей - огненным пламенем. Не все ли они духи для служения,
посылаемые служить тем, кто унаследует спасение? (Евреям 1:7, 14).

4. Выходит дух его, и он возвращается в свою землю. В тот день исчезают его мысли (Псалом 145:4).

Живые знают, что они умрут, а мёртвые ничего не знают, и нет им больше вознаграждения, потому что память о них предана забвению. Всё, что может
делать твоя рука, делай, прилагая все силы, потому что в шео́ле - месте, куда ты пойдёшь,- нет ни работы, ни замыслов, ни знания, ни мудрости (Екклесиаст 9:5, 10).

Потому что плата греха - смерть, а дар Бога - вечная жизнь благодаря Христу Иисусу, нашему Господу (Римлянам 6:23).

5. Если умрёт человек, сможет ли он снова жить? Все дни моего рабства я буду ждать, пока не придёт моё освобождение. Ты позовёшь, и я отвечу тебе.
Ты затоскуешь по делу своих рук (Иов 14:14, 15).

Мы много пишем об онкологических заболеваниях, о смерти и умирании, но сами каждый раз пытаемся найти способ говорить об этом. Психолог и психотерапевт Зара Арутюнян объясняет, как не бояться ни смерти, ни разговоров о ней.

- Нужно ли сообщать человеку диагноз, говорить, что жить ему осталось, например, меньше года?

Психолог и психотерапевт Зара Арутюнян Фото: из личного архива

Да, обязательно. Не говорить - это за гранью добра и зла, это нарушение прав человека. Базовое право человека - знать о том, что в обозримом будущем он перестанет здесь быть. Мы обязаны дать ему шанс закончить важные дела, закрыть какие-то вопросы, написать завещание, очистить свою совесть, может быть.

Я долгие годы волонтерила в хосписе и после этого не то что перестала бояться смерти от онкологического заболевания, я ее горячо приветствую (конечно, при наличии нормальной паллиативной помощи). Внезапная смерть гораздо хуже. А так ты знаешь, что у тебя впереди три месяца, и твоя жизнь мгновенно приобретает смысл.

Для меня «говорить - не говорить» - это разница между тактикой и стратегией. Не говоря маме, что она умирает, я выигрываю в тактическом плане: мне не нужно отвечать на миллион сложных вопросов. Стратегически я проигрываю, потому что, когда она уйдет, останется миллион нерешенных вопросов и непроговоренных тем.

Это как с каминг-аутом - люди не говорят, потому что боятся реакции близких.

«Если я маме скажу, что у нее онкология, она умрет». Суровая правда в том, что она и так умрет

В хосписе тяжело наблюдать за страшным напряжением, которое можно ножом резать. Это попытка родственников обойти того слона, что стоит посреди комнаты. Они говорят обо всем, о чем угодно, кроме самого главного.

Мы делаем вид, что смерти нет. И когда я пытаюсь заговорить на эту тему, мне отвечают: «Не говори о плохом». Отношение к смерти, как к чему-то стыдному, похоже на отношение к ЛГБТ в нашем обществе. Но если вы можете прожить всю жизнь и не столкнуться, например, с гомосексуалами, то не умереть нельзя.

- Как сообщить родственнику смертельный диагноз?

Тут должны вступать психологи, которые работают и с умирающим, и с его родственниками. Чтобы все было экологично, нетоксично, с любовью, с достоинством. Потому что это действительно очень страшно. Работа психолога с близкими даже важнее. Когда заболевает кто-то в семье, это удар по всей системе, никто не знает, как с этим справляться. Родственники понимают, что надо фокусироваться на больном, поддерживать его, помогать, быть рядом, но каждый из них тоже нуждается в помощи.

- Как говорить с больным о смерти?

Да так же, как обо всем. Честно, боясь, не зная, не понимая, не имея инструкции, но стараясь помогать ему, себе, друг другу. Мы должны стремиться к сотрудничеству. Нет единого рецепта. Но этот скелет надо вытащить из шкафа. Не надо наращивать токсикоз. Должна быть возможность сказать умирающей маме: «Мне страшно, что тебя не будет, и я не знаю, как жить».

- Это можно обсуждать?

Это нужно обсуждать. Есть масса вещей, которые мы не говорим людям, потому что нам кажется, что и так все понятно. Ко мне очень часто приходят люди со душевными ранами, нанесенными родителями. Например, женщина с обидой на маму, которой уже тридцать лет как нет в живых. А возможно, мама, зная, что ее часы сочтены, повела бы себя совершенно иначе, могла сказать что-то типа: «Я была не права. Мне жаль, что я гнобила тебя в детстве». Перед лицом смерти человек меняется, отбрасывает мелкие вещи, становится более благородным. Это освобождает близких от огромного количества боли, страданий, переживаний. Да, разговаривать страшно, но результат того стоит.

- Можно ли плакать?

Есть слезы - плачь. Это очень экологично, нельзя оставлять слезы внутри себя. Надо и плакать, и горевать, и покойных надо оплакивать. Не потому, что они умерли, а потому что ты остался без них.

- Обсуждать ли будущие похороны с умирающим?

Конечно. Когда воинствующих атеистов хоронят с отпеванием и прочими атрибутами, это неуважение к умершему. Это не вопрос удобства для оставшихся. Даже если близкие воцерковленные, они должны уважать волю умершего, это его смерть, а не их. Я люблю повторять, что если меня будут хоронить с попами, то я встану из гроба и всех перестреляю.

- Как разговаривать с детьми о смерти близких?

С детьми надо разговаривать о смерти раньше, чем кто-то умер. Это явление жизни, и дети должны о нем знать. Ведь роль родителей - просвещать, подготовить к жизни. Если ребенок разбивает коленку, мама льет перекись на ранку, а не пытается делать вид, что он никуда не падал и коленка совершенно целая. Если вы в семье говорите о смерти, то для них не будет шока. Не надо пытаться оберегать детей от всего. Это очень порочная практика, когда бабушка умерла, и мама не плачет, чтобы не расстраивать ребенка, а он не плачет, потому что это не принято, а в результате вся боль остается внутри.

- Есть какие-то правила в разговоре о смерти?

Нет. Невозможно написать инструкцию для родственников умирающих. Надо любить друг друга при жизни. Доверие, уважение, сотрудничество и транспарентность - вот способ строить здоровые отношения.

Просветительский проект InLiberty приглашает поговорить о смерти: образовательный курс «Смерть: в науке, культуре, политике и нашей жизни» открывается 14 мая. Шесть занятий (по понедельникам с 19:00) слушатели вместе с кураторами (социологами, антропологами, врачами) будут обсуждать самые разные сюжеты, связанные со смертью: от мертвого тела Ленина до цифрового бессмертия и новых медицинских технологий, от традиционных похорон до эвтаназии и добровольного ухода из жизни. Подробная информация о курсе и билеты .

Что говорит библия о жизни после смерти?

    после смерти во второе Пришествие Христа - мертвые (праведники) воскреснут в новом юном и прекрасном теле и через какое-то время будут жить на обновленной земле, где не будет ни болезни, ни смерти, ни боли, никакой вражды и греха. И возможности для развития, которые им будут даны Богом будут безграничны.

    Те же, кто не поверил в то, что Иисус взял на Себя, их личные грехи, сами будут за них отвечать на Высшем Суде и приговор будет один - вечная смерть, вторая. Они воскреснут ненадолго в том теле в котором умерли, а потом погибнут навсегда.

    а вычитали в библии 1 коринфина 15:40-42 про разные славы которые бывают.так есть после и смерти разные царства.например терестелиальное и телестериальное царство.и они отличаются как зведа,от луны и солнца

    В Библии все понятно и четко написано что происходит после смерти - нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. Еккл.9:10, это ясно объясняет то что не нужны мертвым поманы, теплые носки, вино и сигареты, все это выдумки с целью наживы, либо очередной повод выпить и погулять. На счет рая так же все понятно, изначально Бог планировал сделать раем всю землю и сделав маленький Эдемский сад поселил туда человека, в последствии этот человек, то есть Адам проявил непослушание и заработал грех, причем не только для себя но и для всех нас, а за счет греха мы стали смертными, но Бог обещает все исправить и реализовать свои планы на счет рая на всей земле. На счет ада так же все просто и понятно, ад или гадес он же шеол в се это обозначение состояния человека после смерти сравнимое со сном, то есть после Армагедона Бог воскресит всех умерших и им будет дан шанс на исправление и вечную жизнь, конечно не будут воскрешены самоубийцы, луди намеренно грешившие против Бога и жители Содома и Гаморры которые как мы знаем сильно развратились и были намеренно уничтожены Богом.

    Адам с Евой не послушались и съели запретный плод. Змей обманул и сказал Еве, что они не умрут, но будут как боги. На самом же деле они умерли. Адам в 930 лет кажется. Про Еву ничего не сказано, когда она умерла.

    А вот дальше каждому из их потомков суждено единожды умереть. Душа в аду или раю будет ожидать дня суда, когда все сново получат тела, но теперь не такие, как прежде, а обновленные и больше духовные, чем материальные.

    В разных конфессиях христианства есть определенные позиции по этому вопросу, которые конечно подкреплены строчками из Библии и последующей трактовкой. Учитывая что есть серьезные расхождения в этом вопросе у авторитетов больших конфессий. Я бы посоветовал ознакомится изучить эти позиции, но не думать что Бог нам откроет сейчас кто прав в многовековых спорах. Лучшие ответы я думаю в притчах и образной речи Иисуса но не прямые логические и алгоритмические конструкции богословов из строчек Библии и своих веревочек(которые многим не видны).

    Загробная жизнь - это выдумки богословов.

    Библия говорит следующее:

    в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости (книга Екклесиаста, 9:10);

    И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (книга Екклесиаста. 12:7).

    В Ветхом Завете ничего не говорится о рае и аде. Это действительно так.

    Но по той простой причине, что до крестной смерти Христа рай был закрыт для людей. И ВСЕ люди, без исключения (будь то убийца или святой), попадали в ад.

    А если принять во внимание тот факт, что Ветхий Завет написан Духом Божиим (опять же не важно верим мы в это или нет. Они в это верили), то какое откровение мог дать людям Бог о их посмертной судье? Всем вам место аду ?

    А вот в Новом Завете таких мест много. Например (от Иоанна 14:2)

    1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.

    2 В доме Отца Моего обителей много . А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.

    3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.

    Так же прочитайте Откровение Иоанна (главы 21 и 22) это о новом мире, после Страшного Суда.

    Про ад же мало написано. Так как христианство учит как не попасть в ад. И нет смысла описывать его. Но при желании можно и об этом найти упоминания.

    И опять же рай и ад будут существовать только до Страшного Суда, так как там содержаться души . А после Суда людям вернут тела. И места воздаяния будут совсем другие.

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ О СМЕРТИ = «Когда приходит смерть и забирает наших любимых, наш дом становится таким пустым и тоскливым» (Стивенс). Всякий, кто пережил смерть любимого, может подтвердить эти слова. Как нам справляться с утратой близкого человека? Какую помощь предоставляет нам Библия, когда мы пытаемся выбраться из бездны отчаяния? Прежде чем досконально ответить на эти вопросы, давайте разберём, что говорит о смерти Писание. Понять библейское учение о смерти чрезвычайно полезно. Христиане могут относиться к смерти не так, как другие люди, и правильное отношение поможет нам принять факт смерти и найти утешение. Библия учит, что смерть - это отделение духа от тела. Человек состоит из плоти и духа. В 1 Фес. 5:23 говорится о «духе и душе и теле» человека. «Дух» - это то, что вечно в человеке; «тело» - это физическая часть человека; «душа» - это, по крайней мере в этом отрывке, жизненная сила, то, что делает человека живым, даёт ему жизнь. (См. Мф. 10:28; 2 Кор. 4:16-5:8). Иаков писал: «тело без духа мертво» (Иак. 2:26; см. Еккл. 12:7). Духовная смерть - это разлучение с Богом (Еф. 2:1, 12), а вечная смерть - это вечное отделение от Бога (2 Фес. 1:7–9; см. Международное Библейское Общество; Российское Библейское Общество). Физическая смерть всех людей - это следствие греха Адама (Быт. 3:1–4, 22, 23; Рим. 5:12). Смерть отдельного человека необязательно является следствием его собственного греха; невинные умирают так же, как и виновные. Смерть приходит ко всем. В Евр. 9:27 говорится: «…Людям положено однажды умереть, а потом суд». Только те люди не умрут, которые будут ещё в живых, когда вернётся Христос (1 Кор. 15:51–53). Все великие люди Библии умерли: и Авраам, и Исаак, и Иаков, и Иосиф, и Моисей, и Давид, и Стефан, и Иаков - все, за исключением Еноха и Илии. Даже Иисус Христос, Сын Божий, умер (Фил. 2:8). В Еккл. 12 жизнь представлена ценной и хрупкой, а смерть неизбежной: «доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодцем» (Еккл. 12:6). Без всякого преувеличения, смерть настолько же естественна, насколько и жизнь. Как бы долго мы ни жили, смерть приходит скоро. Псалмопевец сказал: «Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс. 89:10; см. ст. 1–6; Иов 14:1). Иаков писал: «вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4:14). Ибо умирающему человеку, или человеку, теряющему любимого, почти всегда кажется, что смерть приходит слишком рано. К тому же, смерть часто приходит внезапно, когда её не ждёшь (Лк. 12:20). В Библии смерть называется «врагом» (1 Кор. 15:26). Слово «жизнь» используется метафорически в отношении Бога и добра, а «смерть» - в отношении зла (см. Втор. 30:19). В Ветхом Завете со смертью ассоциируются беззаконие (Пс. 17:5), болезнь (Пс. 29:3, 4), враги (Пс. 9:14) и несправедливость (Пс. 114:3). «Смерть изображается ненасытной (Авв. 2:5), как сила, поглощающая людей (Пс. 17:5, 6; Прит. 13:14), и как город, в котором заключены мёртвые (Иов. 38:17; Пс. 9:14)» (Беллис). Следовательно, смерть была не другом, которому всегда рады, а противником, которого нужно избегать. Когда христиан в первом веке предавали смерти за их веру, они не стремились к мученичеству. Павел сказал, что готов был «умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» (Деян. 21:13). Тем не менее, когда иудеи замышляли поймать и убить его, он избежал смерти, обратившись к кесарю (Деян. 25:1–11; см. также описание заговора в Деян. 23:12–33). Представление, что истинный верующий должен стремиться к мученичеству, чтобы быть благословлённым с избытком в жизни после смерти, чуждо библейскому учению. Библия учит тому, что жизнь драгоценна, а смерть - это прекращение жизни. Как следствие, лишение человека жизни последовательно осуждается (Быт. 4:8–11; 9:6). Закон Моисея гласил: «Не убивай» (Исх. 20:13). Убившие по неосторожности или непреднамеренно по Закону не подлежали смертной казни, но они всё равно несли наказание за то, что причинили смерть. Они должны были бежать в один из городов-убежищ и оставаться там до смерти первосвященника (Исх. 35:25). Новый Завет также запрещает убийство (Мф. 19:18; Рим. 13:9; Иак. 2:11; Отк. 21:8). С библейской точки зрения, жизнь настолько ценна, что сама мысль о самоубийстве должна быть отвергнута. Если взять содержание Библии - со всеми слабостями, несчастьями и греховностью её главных персонажей, - то удивительно, что текст фиксирует так мало самоубийств среди Божьего народа. Почему? Потому что человеческая жизнь ценна: люди сотворены по образу Божьему, и у нас нет права лишать жизни людей или даже лишать жизни самих себя! Для христиан, в отличие от некоторых культур в истории, самоубийство не может считаться достойным способом завершения жизни. Сегодня, как и в библейские времена, смерть любимого человека - это повод для скорби. Когда умер Иаков, скорбели и египтяне и израильтяне (Быт. 50:3, 10). Когда умер Лазарь, горевали члены его семьи и друзья (Ин. 11). Некоторые христиане считают, что скорбь или печаль по умершему другу или члену семьи свидетельствует о недостатке веры. В их понимании, идеальная реакция на смерть любимого человека - что-то вроде стоицизма, мужество, демонстрирующее отсутствие эмоций. Однако стоицизм был добродетелью у греков, а не у христиан. Когда умирает последователь Христа, христианам следует скорбеть. Павел писал: «Не хочу же оставить вас, братья, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1 Фес. 4:13). Христиане скорбят; когда хоронили Стефана, мужи «сделали великий плач по нём» (Деян. 8:2; см. также Деян. 9:39). На могиле Лазаря «Иисус прослезился» (Ин. 11:35). То, что Новый Завет считает скорбь правомерной, выражено в словах «плачьте с плачущими» (Рим. 12:15; см. также Деян. 20:37, 38; Фил. 2:27). Хотя христианам позволено горевать, мы должны помнить, что смерть не является концом существования человека. Ветхий Завет содержит намёки на то, что умершие будут жить снова (2 Цар. 12:23; Иов. 14:7–14; Пс. 22:6; Еккл. 12:5–7), что умершие будут воскрешены к жизни (Дан. 12:2; 1 Цар. 2:6; Иез. 37:1–14) и что Бог, в конце концов, упразднит смерть (Ис. 25:8). Тот факт, что о смерти часто говорится как о «сне», подразумевает продолжение существования. Спящие рано или поздно просыпаются. Преображение Иисуса доказывает, что, хотя Моисей и Илия умерли задолго до того, они по-прежнему были живы в дни Иисуса (Мф. 17:1–5). Люди после смерти сохраняют свою индивидуальность (Лк. 16:19–31). Все мёртвые воскреснут (Ин. 5:28, 29), будут судимы и навечно попадут либо в рай, либо в ад (Мф. 25:31–46). В большинстве культур в истории человечества верили в загробную жизнь. Древние египтяне верили в жизнь после смерти и готовились к ней. Греки считали, что после смерти человек пересекает реку Стикс и отправляется в подземный мир, где будет награждён или наказан. Римляне рассматривали «жизнь как тюрьму, срок, который должен был отбыть дух, прежде чем сможет освободиться и занять своё место в славном Млечном Пути». Некоторые американские индейцы надеялись, в конце концов, отправиться в рай. Через Христа христиане смогут победить смерть. Христос освободил Своих учеников от рабства страха смерти (Евр. 2:14, 15; см. 2 Тим. 1:10). Христианин «перешёл от смерти в жизнь» (Ин. 5:24), он, «если и умрёт, оживёт» (Ин. 11:25, 26). Хотя Бог допускает, чтобы Его дети умерли и даже умерли мученической смертью (Деян. 7:52; 12:2; 22:4), верным Он даёт вечную жизнь (Отк. 6:9–11; 7:9–17). Наша надежда на вечную жизнь опирается на тот факт, что мы восстанем из могилы, одержав победу над смертью (1 Кор. 15:54–57) - победу, ставшую возможной благодаря воскресению Христа (1 Кор. 15:20–22). Бояться смерти естественно, ибо смерть - это путешествие, из которого никто не возвращается. Даже Иисус боялся умирать (Мф. 26:39). Но так как христиане будут жить снова, мы можем преодолеть страх смерти и сказать вместе с Павлом: «Ибо для меня жизнь - Христос и смерть - приобретение» и «разрешиться и быть со Христом… несравненно лучше» (Фил. 1:21, 23). Гонимым святым в новозаветные времена Иисус сказал: «Не бойся; Я… был мёртв, и вот жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Отк. 1:17, 18). Они черпали утешение из слов, подобных следующим: «блаженны мёртвые, умирающие в Господе… они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Отк. 14:13; см. Пс. 115:6). В конце концов, после суда Бог упразднит смерть, после чего праведники будут жить с Ним вечно в месте, где нет смерти. Своей смертью Иисус «лиши[л] силы имеющего державу смерти, то есть дьявола» (Евр. 2:14). Когда в день Господень мёртвые воскреснут, Его победа над смертью будет полной: «Последний же враг истребится - смерть» (1 Кор. 15:26). Тогда мы увидим исполнение слова написанного: «Поглощена смерть победою» (1 Кор. 15:54). Также «смерть и ад повержены в озеро огненное» (Отк. 20:14). А спасённые будут продолжать существовать на небесах, где «отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Отк. 21:4). Страх смерти понятен, но больше бояться нужно другого - вечной смерти. Иисус сказал: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Бояться нужно Бога (см. Еккл. 12:13); «судьба, которая хуже смерти», - это «смерть вторая» в аду (Отк. 20:14, 15). Когда христианин ставится перед выбором неповиновения Богу или гонения, правильной реакцией для него будет сказать, как сказали апостолы: «Должно повиноваться больше Богу, нежели людям» (Деян. 5:29). «Важно помнить, что цель сохранить собственную физическую жизнь любой ценой, преследуемая миром, не является наивысшей целью для христианина: послушание Богу и верность Ему при любых обстоятельствах намного важнее» (Грудем). ЗАКЛЮЧЕНИЕ В случае смерти утешение надо искать в Библии. Так как, в конце концов, христиане одержат победу над смертью, нам не нужно бояться смерти, а стоит ожидать награды, которая затем последует (см. Тим. 4:6–8). Понятно, что утешение, которое предлагает Библия, - только для христиан. Боб Хендрен хорошо сказал: «[В Фил. 1:23] Павел говорит о смерти как о "приобретении". Он может сказать это, потому что для него смерть означала больше Христа!…» Кто-то сказал, что этот отрывок лучше всего можно понять, если рассматривать его как уравнение, где «Ибо для меня жизнь» - это Х; «[для меня] смерть» - это Y. Если под Х подставить что угодно, кроме Христа, то для Y невозможно быть «приобретением». Посмотрите: Для меня жизнь - богатство; умереть означает потерять всё это. Для меня жизнь - власть; умереть означает потерять контроль. Для меня жизнь - удовольствие; умереть означает лишиться. Возьмите любую комбинацию, и всегда результат будет одинаковый. Пока жизнь для вас не означает Иисус Христос, смерть не может быть приобретением. Если мы хотим, чтобы смерть была приобретением, то мы должны обратиться к Христу и жить для Него.

Быт 44:9 ...У кого из рабов твоих найдется [чаша], тому смерть ,..
Исх 10:17 ...чтобы Он только отвратил от меня сию смерть ...
Исх 21:14 ...то и от жертвенника Моего бери его на смерть ...
Чис 35:30 ...но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть ...
Втор 17:6 ...должен умереть осуждаемый на смерть :..
Втор 19:6 ...между тем как он не подлежит осуждению на смерть ,..
Втор 30:15 ...Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло...
Втор 30:19 ...жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие...
Суд 5:18 ...Завулон – народ, обрекший душу свою на смерть ,..
Руфь 1:17 ...смерть одна разлучит меня с тобою...
1Цар 20:31 ...теперь же пошли и приведи его ко мне, ибо он обречен на смерть ...
4Цар 4:40 ...то подняли крик и говорили: смерть в котле, человек Божий!..
Езд 7:26 ...на смерть ли, или на изгнание, или на денежную пеню,..
Есф 4:11 ...один суд – смерть ;..
Иов 27:15 ...Оставшихся по нем смерть низведет во гроб,..
Иов 28:22 ...Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней...
Пс 48:15 ...смерть будет пасти их,..
Пс 54:16 ...Да найдет на них смерть ;..
Пс 78:11 ...могуществом мышцы Твоей сохрани обреченных на смерть ...
Пс 115:6 ...Дорога в очах Господних смерть святых Его!..
Притч 8:36 ...все ненавидящие меня любят смерть ...
Притч 18:22 ...Смерть и жизнь – во власти языка,..
Притч 24:11 ...Спасай взятых на смерть ,..
Притч 26:18 ...Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть ,..
Песн 8:6 ...ибо крепка, как смерть , любовь;..
Ис 25:8 ...Поглощена будет смерть навеки,..
Ис 38:18 ...не смерть восхваляет Тебя,..
Ис 53:12 ...за то, что предал душу Свою на смерть ,..
Иер 8:3 ...И будут смерть предпочитать жизни все остальные,..
Иер 9:21 ...Ибо смерть входит в наши окна,..
Иер 15:2 ...кто обречен на смерть , иди на смерть ;..
Иер 43:11 ...кто обречен на смерть , тот предан будет смерти;..
Плач 1:20 ...отвне обесчадил меня меч, а дома – как смерть ...
Дан 13:22 ...ибо, если я сделаю это, смерть мне,..
Дан 13:41 ...и осудили ее на смерть ...
Дан 13:45 ...И когда она ведена была на смерть ,..
Ос 13:14 ...Смерть ! где твое жало?..
Авв 2:5 ...и как смерть он ненасытен,..

Мф 10:21 ...Предаст же брат брата на смерть ,..
Мф 20:18 ...и осудят Его на смерть ;..
Мк 10:33 ...и осудят Его на смерть ,..
Мк 13:12 ...Предаст же брат брата на смерть ,..
Лк 22:33 ...с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти...
Лк 23:18 ...смерть Ему! а отпусти нам Варавву...
Лк 23:32 ...Вели с Ним на смерть и двух злодеев...
Лк 24:20 ...для осуждения на смерть и распяли Его...
Деян 21:36 ...ибо множество народа следовало и кричало: смерть ему!..
Деян 25:16 ...выдавать какого-нибудь человека на смерть ,..
Иак 1:15 ...а сделанный грех рождает смерть ...
Рим 5:12 ...и грехом смерть ,..
Рим 5:12 ...так и смерть перешла во всех человеков,..
Рим 5:14 ...Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея...
Рим 5:17 ...смерть царствовала посредством одного,..
Рим 6:3 ...крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?..
Рим 6:4 ...Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть ,..
Рим 6:9 ...смерть уже не имеет над Ним власти...
Рим 6:21 ...потому что конец их – смерть ...
Рим 6:23 ...Ибо возмездие за грех – смерть ,..
Рим 7:13 ...посредством доброго причиняет мне смерть ,..
Рим 8:6 ...Помышления плотские суть смерть ,..
Рим 8:38 ...Ибо я уверен, что ни смерть ,..
1Кор 3:22 ...Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть ,..
1Кор 11:26 ...смерть Господню возвещаете, доколе Он придет...
1Кор 15:21 ...Ибо, как смерть через человека,..
1Кор 15:26 ...Последний же враг истребится – смерть ,..
1Кор 15:54 ...тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою...
1Кор 15:55 ...Смерть ! где твое жало?..
2Кор 2:16 ...для одних запах смертоносный на смерть ,..
2Кор 4:11 ...Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса,..
2Кор 4:12 ...так что смерть действует в нас, а жизнь в вас...
2Кор 7:10 ...а печаль мирская производит смерть ...
Флп 1:21 ...и смерть – приобретение...
2Тим 1:10 ...разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,..
Евр 2:9 ...дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех...
Евр 7:23 ...потому что смерть не допускала пребывать одному;..
Евр 9:16 ...там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,..
Откр 6:8 ...и на нем всадник, которому имя смерть ;..
Откр 9:6 ...пожелают умереть, но смерть убежит от них...
Откр 18:8 ...смерть и плач и голод,..
Откр 20:6 ...над ними смерть вторая не имеет власти,..
Откр 20:13 ...и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них;..
Откр 20:14 ...И смерть и ад повержены в озеро огненное...
Откр 20:14 ...Это смерть вторая...
Откр 21:8 ...Это смерть вторая...

2Мак 4:47 ...были бы отпущены неосужденными, осудил на смерть ...
2Мак 6:19 ...Предпочитая славную смерть опозоренной жизни,..
2Мак 6:28 ...охотно и доблестно принимать смерть ...
2Мак 7:5 ...мужественно претерпеть смерть , говоря:..
2Мак 7:18 ...который, готовясь на смерть , сказал:..
2Мак 7:29 ...но будь достойным братьев твоих и прими смерть ,..
2Мак 13:8 ...то и получил смерть в пепле...
3Мак 1:3 ...которому и пришлось принять назначенную Птоломею смерть ...
3Мак 5:1 ...вывести их на Иудеев, обреченных встретить смерть ...
3Езд 3:7 ...и Ты осудил его на смерть , и род его и происшедшие от него...
3Езд 3:10 ...как на Адаме смерть , так на сих потоп...
3Езд 15:5 ...на круг земной бедствия: меч и голод, и смерть и пагубу...
3Езд 15:26 ...потому предал их на смерть и на убиение...
Иудф 11:11 ...и чтобы их постигла смерть , – овладел ими грех,..
Иудф 14:5 ...и прислал его к нам будто на смерть ...
ПосИер 1:17 ...когда он отводится на смерть ,..
Прем 1:15 ...Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть :..
Прем 2:20 ...осудим его на бесчестную смерть ,..
Прем 2:24 ...но завистью диавола вошла в мир смерть ,..
Прем 19:5 ...а они нашли себе необычайную смерть ...
Сир 11:14 ...Доброе и худое, жизнь и смерть ,..
Сир 14:12 ...Помни, что смерть не медлит,..
Сир 15:17 ...Пред человеком жизнь и смерть ,..
Сир 26:6 ...оболгания на смерть , – всё это ужасно...
Сир 28:6 ...помни истление и смерть и соблюдай заповеди;..
Сир 28:24 ...смерть лютая – смерть его, и самый ад лучше его...
Сир 30:17 ...лучше смерть ,..
Сир 37:21 ...жизнь и смерть ,..
Сир 38:18 ...ибо от печали бывает смерть , и печаль сердечная истощит силу...
Сир 39:36 ...Огонь и град, голод и смерть – все это создано для отмщения;..
Сир 40:9 ...Смерть ,..
Сир 41:1 ...О, смерть ! как горько воспоминание о тебе для человека,..
Сир 41:3 ...О, смерть ! отраден твой приговор для человека,..
Сир 46:23 ...и предсказал царю смерть его,..
Тов 3:4 ...и Ты предал нас на расхищение и пленение и смерть ,