Биографии

Согласные на стыке приставки и корня. На стыке приставки и корня. Двойные согласные в иностранных словах

Слова с двойными согласными - одни из самых сложных с точки зрения орфографии. Все дело в том, что эти буквы не произносятся как пара. Как правило, на их месте звучит всего один звук. Отсюда сложность - невозможность заметить орфограмму. Именно поэтому правописание слов с двойными согласными начинают проходить с начальной школы и заканчивают только в 7 классе. Правил, регулирующих данную орфограмму достаточно много: касаются они правописания различных частей слова. Особое внимание следует уделять тем словам, где удвоенные согласные находятся на стыке морфем.

В корне

Слова с в корне, как правило, относятся к разряду словарных (их написание следует запомнить). В русском языке это сочетание жж и сс .

Так, слова "жжение", а также "вожжи" или "дрожжи" необходимо запомнить - они не подчиняются никакому правилу. Здесь нужно быть особо внимательным и иметь в виду, что согласных -зг(д)/-зж-, при длительном произношении [ж] следует все же писать [зж]. К примеру: визги (им. п., ед. ч.) - ты визж[жж]и .

Что касается сочетания -сс- , то оно употребляется в слове "ссора" и словах, произошедших от него (поссориться ). Также следует писать -сс - в корне -росс -: Россия , западно-российский, Малороссия .

Следует запомнить, что -рус- следует писать с одной -с -, если после не стоит суффикс -ск -: русовед , но русский . Исключение - Белоруссия .

Не стоит забывать и о числительных. Так, в слове "одиннадцать" в корне пишется удвоенная н . Все дело в том, что лексема произошла от словосочетания один на дцать (десять).

На стыке приставки и корня

Слова с двойными согласными на стыке приставки и корня в русском языке достаточно многочисленны. Тут следует учитывать несколько правил.

Во-первых, если первый звук корня звонкий - на конце приставки необходимо употреблять букву, обозначающую звонкий звук: беззвездный, раззадорить, преддверие .

Здесь тоже немаловажную роль играет чередование, так, в слове "изжога" не будет писаться двойной ж (хоть он и слышится), потому что имеет место особое чередование.

И прямо противоположный принцип: двойной глухой согласный употребляется в том случае, если корень начинается с глухого: бессонница , рассредоточить, бессовестный, иссякнуть . Важно придерживаться основного принципа употребления двойных согласных: они могут употребляться исключительно парой, ни в коем случае не тройкой. Если предусматривает стечение трех одинаковых букв рядом - одна из них усекается.

Разберем пример: рассорились . Данное слово образовано от глагола ссорились с помощью приставки рас- . Соответственно, в ряд должно стоять три с : две от корня ссориться и одна от приставки рас- . Однако, согласно известному принципу орфографии, одна из них усекается.

Следует запомнить, что в слове "расчет" пишется одна с. Это же правило сохраняется и в производных словах, например: расчетливый, расчетный .

В суффиксе

Слова с двойными согласными в суффиксе - это прилагательные и причастия. Так, слова типа провокационный или клюквенный будут писаться с удвоенной н . Все дело в суффиксах -енн- и -онн -.

Приведем в пример еще 3 слова с двойными согласными в суффиксе: конституционный, позиционный, революционный . Обратим внимание, что все эти прилагательные образованы от с от существительных на -ция : конституция, позиция, революция .

Две -н- имеют в суффиксе три слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный .

В прилагательных на -ованный/-еванный и производных от них (например, наречиях) пишется также двойной -н- (слова исключения - кованый, жеваный ): фаршированный, балованный, корчеванный, взволнованный (взволнованно) ,

Что касается причастий, то в этих частях речи встречается суффикс -нн-. Он имеет место в том случае, если перед нами стоящее в прошедшем времени. С этим правилом часто путаются, ведь данные отличить от отглагольных прилагательных, у которых пишется одна буква н .

Разберем подобные слова с двойными согласными. Примеры такие: читаная книга читанная весь вечер книга (причастие) - прочитанная книга (причастие). Еще пример: раненый солдат (отглагольное прилагательное) - раненный в тяжелом бою солдат (причастие) - израненный солдат .

Глядя на эти примеры, несложно сделать вывод, что причастие с двойной -н- в суффиксе отличает наличие зависимых слов либо приставки. Эти признаки могут присутствовать как совокупно, так и по отдельности: израненный в тяжелом бою солдат .

На границе корня и суффикса

Слова с двойными согласными могут иметь их на стыке корня и суффикса. Это касается, в первую очередь, прилагательных и образованных от них наречий. Учителя утверждают, что в данном правиле школьники путаются чаще всего.

Для примера разберем словообразовательные цепочки: туман - туманный - туманно. Как видим, прилагательное туманный образовано от существительного, основа которого оканчивается на -н-. отсюда - двойной согласный в слове, который остается и в наречии, образованном от прилагательного - туманно .

Сон - сонный - сонно - здесь также имеет место образование прилагательного от существительного с основой на -н- с помощью такого же суффикса (сонный ). Причем, двойная н присутствует и в наречии.

Еще один случай, когда двойной согласный стоит на стыке корня и суффикса - слова с корнем -ск- . Только в данном варианте будет писаться -сс- . Например: Одесса - одесский (третья -с- урезалась по принципу о невозможности стечения трех одинаковых согласных); Гудермес - гудермесский; Русь - русский, Котлас - котласский . Как видим, правило касается всевозможных топонимов.

Словарные заимствованные слова

Словарные слова с двойными согласными, как правило, относятся к разряду иноязычных. Следует помнить, что в производных от этих лексем удвоенная буква остается.

Приведем несколько примеров:

- группа - групповой;

- компромисс - компромиссный;

- балл - десятибалльный;

- тонна - двухтонный;

- коррозия - антикоррозийный;

- масса - массивный.

Алгоритм написания и переноса

Чтобы корректно написать слово с удвоенной гласной, необходимо:

  1. Определить, в какой части слова оно находится.
  2. Выяснить способ образования данного слова.
  3. Проверить, не находится ли согласная на стыке морфем.
  4. Определить часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).
  5. Выяснить лексическое значение. Дело в том, что есть слова, удвоенная согласная на стыке корня и приставки у которых зависит от значения. Таковыми являются, например: подделка (копия) - и поделка (изделие, созданное своими руками). В первом случае две буквы д на стыке морфем, а во втором - приставка по- . Еще пример: оббегать (пробежать несколько раз) - обегать (быть в нескольких местах за короткий срок). В первом слове приставка о- , во втором - об-

Перенос слов с двойными согласными подчиняется следующему правилу: одна буква остается на строке, вторая уходит на следующую: утрен-ний, посвящен-ный, туман-но, рас-сердиться .

Место в школьном курсе

В школьном курсе тема удвоенных согласных вводится постепенно: в начальной школе ребят знакомят со словарными словами и их производными, такими как "группа", "грамм". Также младшие школьники усваивают правила их переноса.

Далее, в средней школе, при изучении морфологии тема вводится при изучении правописания той или иной части речи. В 8-9 классе происходит закрепление изученного материала, его систематизация (например, тема «Н и НН в различных частях речи»), углубление знаний (разбор наиболее трудных случаев).

Следует отметить, что в тестах ГИА и ЕГЭ один из вопросов всегда посвящен данной теме.

Сегодня мы все, прошедшие современную общеобразовательную школу, привычно читаем орфографические «назидания», типа:

Однако при этом у тех, кто знает, не забывается и то, как раньше писали вовсе без пробелов. Представляете, сегодня мы приставки пишем слитно с корнем, а предлоги раздельно. А раньше, когда и приставки, и предлоги (и все-все!) писали слитно, сплошным текстом, КАК различали в сплошном тексте, например, приставку «при » (пристань ) от предлога «при » (при стан …)?..

Понятно, что ориентировались на смыслы и значения. Но что и как думали по этому поводу, когда не было написаний с пробелами, когда не было таких орфографических правил, как сегодня, когда ориентировались больше на смысл?

Понятно, что никто (даже кто не в ладах с грамотой) нарочно по два одинаковых согласных не писал, что они действительно появлялись на границе частей слов. Значит, нужно видеть эти границы и понимать.

Ясно так же и то, что современный русский язык развивает через формальные правила и новое словотворчество прежнюю устоявшуюся логику и отдельные традиции.

Но зачем было терять смыслы, без которых целое разрушается!?

Двойные согласные получаются, если в разных частях слова (например, в приставке и корне) оказываются по соседству два одинаковых согласных: поД + Держать, оТ + Тащить, Рас + Строить и т.д.

(На самом деле приставка тут «Раз», а не «рас», но об этом чуть позднее.)

Жаль, что сейчас даже приставки и корни оборачиваются почти что «знаками», без смысла, с каким-то условным значением. А в Древности было иначе: то, что сейчас мы читаем как «поддержать », древние разумные предки читали осмысленно, как «Под Держать» (т.е. «держать основу, основание, суть, фундамент»), где «Под» является именем, а не какой-то там служебной единицей языка, какой-то «приставкой».

И еще. Тут есть над чем поразмыслить, почему так делается.

Когда мы из двух кирпичей, соединяя, делаем один большой кирпич, то в жизни мы помним, что кирпич «сдвоенный». Даже когда к этому сдвоенному кирпичу присоединяем еще один кирпич.

Но такой здравый смысл не относится к странному миру современного языкознания, где логические цепочки очень короткие, да и то лишь формальные. К тому же еще какой-то «склероз» мешает: поэтому там, где только что было два кирпича, вдруг видится уже только один. Мы не шутим. Вот пример:

И у них получается новое образование, не связанное с предыдущим: «рас+считать », а не как реально видится: «рас+с+читать », с сохранением последовательности и преемственности в происхождении.

Это вовсе не «академические пустяки», а методичное формирование в сознании осваивающих русский язык бессвязных логических цепочек, подвешенных как бы в пустоте, т.е. фактически оторванных от живого незыблемого фундамента Живого Русского Языка и Живой Русской Речи. Зачем одно противопоставлять другому, когда они четко преемственно и по смыслу связаны?

С + Чёт = Счёт, Рас + Чёт = Рас чёт.

Без + С + Чётный = Безс чётный

(И в этом месте только по искусственному допущению реформаторов языка 1917г. пишется несуществующая в русском языке приставка «бес », в результате чего и получается современное «беССчетный », на смех всех здравомыслящих, различающих неумный подтекст и умеющих читать то, что написано, а не то, что выдумано: «бес счетный»!).

Такая же ситуация и в других подобных словах:

Рас+С+Троить = Расс троить (хотя на самом деле и здесь надо «Разс троить » по реальной приставке «Раз»).

Без+С+Рочный (от Рок ) = Бесс рочный (по дореформенному: «Безс рочный »)…

Введение «лже-приставок» «Рас -» и «Бес -», наряду с реальными приставками «Раз -» и «Без -», на самом деле оборачивается не «упорядочиванием и развитием языка», как того хотели реформаторы, а разрушением древних живых смыслов в Языке и Речи, где имеет смысл каждый звук, каждая буква!

Так же и здесь, в результате реформы «упрощения», т.е. соединения «нормальных» слов, образованных приставочным способом (типа, «Воз+Жа» = Возж а ), с теми, какие можно отнести к «звукоподражательным» (типа, Жужж ать ).

Хотя «приставка, предлоги, суффиксы» - все это для Живого Языка вещь достаточно условная (в Древности имели в виду живые слова, самостоятельные, а не какие-то «добавочные части»), не об этом речь.

Смысл-то слова по искусственному правилу все-таки разрушается, удаляется. Остается невразумительное, но «прогрессивное» новообразование: «вожжи », написание которого нужно теперь запоминать по новому правилу.

В случае с «дрожжами » тоже не очень ясно, почему выбран один вариант, хотя есть и другие, более осмысленные варианты (см.словарь Даля): Дрожд и, Дрозж и . На наш взгляд, неиспорченный вариант: Дрозжи , как более типичный случай, потому что знаем немало таких слов в русском языке, где встречается именно такое сочетание: возж и, визж ать, приезж ать, дребезж ать…

У «можжевельника» тоже есть та же более осмысленная версия: мозж уха .

Сдается, что та же ситуация и с «жж ением »: это слово происходит из первоначальных вариантов, в которых, скорее всего, было «ЗЖ ». Но гадать не будем.

И, в качестве вывода, не случайно вот это звукосочетание ЗЖ («ЗъЖъ»), к которому относится, если уж каламбурно, все, что «З а Ж изнь»! И это почти во всех словах, в которых нет простого звукоподражания.

И складывается впечатление, что отбор из употребительных вариантов производился по принципу «как можно хуже и непонятней».

Вот что можно сегодня сказать о правиле, которое согласно современной орфографии предлагает формально, без осмысления, писать ЖЖ .

Сс ора - это существительное фактически получилось от формы «с сора » (сор ): вы же хорошо помните фразеологизм «не выносить из дома сор ». Видимо, зафиксирована ситуация, когда конфликтность начинается с малого, «с сора».

Сюда же по-простому хотят отнести теперь и своего рода «неологизм»: российский , образованный через западные (в частности, польские заимствования XVII-XVIII веков) формы словообразования относительно недавно, в то время когда убирали на рубеже XVIII века прежние наименования «Тартария », «Русь » и «Русс ия » («Рус+Сия » - от Русь с другими подобными родственниками, типа: «По+Рус+Сия », современное Прусс ия ). Когда писали сплошным текстом, без пробелов, название было однозначно «Русь », но с как бы формой прилагательного «Сия » («сияющий, сиятельный» - т.к. в Древности, как известно по оставшимся старинным рукописным книгам, писари общеизвестные и часто повторяющиеся понятия очень часто писали сокращенно!).

Иноязычные слова, раз их привнесли в русский язык, запоминайте уж, как принято сейчас (в т.ч. для сдачи зачетов и экзаменов): алл ея, апп арат, комисс ия, тенн ис, хобб и, комм ерсант, эфф ект, терр итория, окк упация, котт едж, Жанн а…

Мы их трогать не будем. Они сами будут отмирать, выходить из употребления по мере оживания Родной Речи.

Но надо помнить, что среди них попадаются и как бы наши, но сохранившиеся в других странах, т.е. общие для многих народов древние слова, типа: Драма («До Рама») и т.п. В них, естественно, не может быть сдвоенных согласных.

Тема: Удвоенные согласные на стыке приставки и корня.
Цели:
Создать условия для исследовательской деятельности учащихся
Формировать умения писать удвоенную согласную на стыке
Развивать устную речь детей, внимание, интеллектуальные
практические умения: составлять модель орфографического
Воспитывать чувства коллективизма во время работы в группе и в
при объяснении нового материала.
приставки и корня.
умения: анализировать, обобщать, систематизировать материал;
правила и работать по ней.
паре.
ХОД УРОКА:
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, модели,презентация.
1. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
Сегодня отправляемся в путешествие в страну «Грамотеев». Мы
откроем ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы открыть эту
тайну, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять
упражнения в парах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы
готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.А теперь
откройте тетради, запишем число и классная работа.
Минутка чистописания.
пп бб сс (запись на доске)
­ Посмотрите на доску и скажите, что объединяет данные записи?
(Согласные, удвоенные)
­ Давайте их запишем красиво и правильно. На что надо обратить
внимание? (на наклон, параллейность элементов, соединение, высоту
букв)
2. Актуализация знаний.
1 остановка «Отгадай и думай»
­Отгадайте загадки.Кто первым отгадает, напишет на доске, а мы
напишем в тетрадях.
Что за странная машина?
Есть салон, рога и шины.
Не автобус, не трамвай…
Эй, прохожий, не зевай,
Разгадай скорее ребус
Это новенький … (троллейбус)
На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик:
Кричат все: « Шайба, Клюшка! Бей!»
Веселая игра …(хоккей)
В самолете он летает.
Ездит в поезде, в трамвае
Чтобы быть им много лет
Нужен не один билет! (пассажир)
Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам
Если он уже вошел­
Значит, новый день пришел. (рассвет) –

­Посмотрите на доску и проверьте правильность написания этих слов.
Самопроверка.Оцените свою работу. (Молодцы)
3. Постановка учебной задачи.
Что общего между этими словами? Всегда ли удвоенные согласные
находятся только в корне слова? Среди этих слов найдите лишнее
слово? Почему так решили?
­А теперь проверим в какой части слова находится удвоенная
согласная. Выделим корень.
­Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень? (Надо подобрать
как можно больше однокоренных слов)
­ Что называется корнем слова? + Общая часть родственных слов
называется корнем.
Свет, светает. Скажите,чем является рас­?­ В данном слове какая
приставка?
–Что такое приставка? (Приставка ­ это значимая часть слова, которая
стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
­ Как же получилось, что в слове удвоенная согласная?
­Проблемный вопрос: Почему пишется удвоенная согласная?
(Потому что одна буква находится в приставке, а другая в корне)
­ Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Работать
со словами в которых одна согласная в корне, а другая в приставке)
Как думаете, это орфограмма или нет? Как она может называться?
Помогаю: место, где соединяются, сходятся два конца чего­ нибудь?
Вам поможет словарное слово стык.
Работа со словарём.
­ Что значит стык! Нам поможет толковый словарь русского
языка.
­Какая тема нашего урока? + Удвоенные согласные на стыке приставки
и корня.
­ Какую задачу поставим перед собой? Чему будем учиться на уроке?
Познакомимся со словами, где встречаются удвоенные согласные на
стыке приставки и корня.
Узнаем ­почему пишутся удвоенные согласные на стыке приставки и
корня
Будем учиться правильно писать эти слова.
4.Решение учебной задачи.
2 остановка «Исследуй­ка». Поиск решения.
1)Образовать новые слова с помощью приставки.
­ Проблема! Бывают ли в словах утроенные согласные?
Рас + ссориться=? (нет)
­ Значит это слово исключение из правила!
А теперь в группах укажите правильный порядок разбора таких слов.
Какой первый шаг, второй, третий… Давайте проверим ответ по
образцу. Как называется это, что вы составили?(алгоритм)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. Обозначь орфограмму.
2)Работа в парах. Объясните написание этих слов по алгоритму.
1 ряд­поделка ­подделка
2 ряд­расписание –распахать­ рассыпать
Прочитай слово.
Выдели корень (подбери однокоренные слова).
Выдели приставку.
Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня.
Сделай вывод.
Запиши слово.
Самооценка.

3 ряд­бесстрашный ­бестолковый
– Где можно посмотреть значение слов? (В словаре.)
Поделка – мелкое изделие, изготовленное ручным способом.
Подделка – подделанная вещь. Подделать ­ это значит изготовить
фальшивое подобие чего – нибудь с целью обмана.
Какие поделки делаете на уроках технологии? Давайте составим
предложения с этими словами.
­ Оцените себя. Задание какого уровня выполняли? (Повышенного)
6.Физминутка­игра.
Если в корне долгий звук,
Я должна услышать... (хлопок в ладоши с показом).
Коль в приставочке и в корне,
Приседайте на здоровье.
Аллея, рассказ, дрессировка, рассудить,
бассейн, рассвет, телеграмма, касса.
5. Закрепление. 3 остановка «Закрепляй­ка». Работа с учебниками.
а) ­ Выполняем упражнение 158. В парах устно.
­ Прочитайте задание, работаем по «шагам».Друг другу объясняйте,
почему в этих словах пишется удвоенная согласная буква.
б)Работа в тетрадях. Упр. 159. Письменно. На доске объясняем
написание каждого слова, графически разбираем.
6. Итог к уроку.
4 остановка «Проверяй­ка».
1) А теперь будем исследователями. Исследовать мы будем слова из
упражнения 160. Мальчики должны найти слова с удвоенной согласной
буквой в корне слова, а девочки ­ на стыке приставки и корня. Слова
записываем в столбик, обозначая орфограмму. Работаем в тетради.
­ Чья же исследовательская лаборатория работает лучше?
Мальчики Девочки
массаж рассмешил
кроссворд оттолкнул
аттестат оттаял
ввинтил оттуда
­ теперь проверьте, если ошибок нет, поставьте «5»,ели 1­2 ошибки­«4»,
больше 3 ошибок­«3».
2) Самостоятельная работа по тестам.
1. В какой части слова содержится главный смысл слова?
А) приставка
М) корень
2. С нахождения какой части слова начинаем разбор по составу?
О)корень
В)приставка
Что нужно сделать для того чтобы найти корень слова?
Л) подобрать родственное слово
Б)подобрать синоним
4. Какие слова являются однокоренными?
О)больной, больница, боль, болит
Р)светит, светлячок, свет, свистит
5. Отметь слово с приставкой:
А) посуда Д) поспешил
6. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня пишутся в
слове:
А) за(сс)ох Е) ра(сс)мешил
7. Место, где соединяются приставка и корень

А)соединение Ц)стык
Какое слово получилось? Молодцы, ребята.
7. Рефлексия.
Молодцы, ребята, вы попали в страну «Грамотеев», вы открыли ещё
одну тайну русского языка, стали немножко грамотнее.
­ Какие же цели были поставлены в начале урока? Достигли мы этих
целей?
­ Какое задание было самым интересным?­ Какое задание было
трудным?
­Кто себе поставит за работу «5», «4»,»3»? Почему?
­ Оцените свою работу на уроке смайликами.
Д.з. Упр. 161,­написать 5 новых слов на изученную тему.
Дополнит.задание –резерв.
Работа в группах с карточками.
1. Подберите синонимы к словам с удвоенными согласными.
Разозлился, пришёл в ярость, разглядел.
2. «Соберите слова». В, тепель, бес, везти, от, держать, под, совестный.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.

_____________________________

мм пп лл рр (запись на доске)

Как всегда урок свой мы начнём с минутки каллиграфии. Посмотрите на доску и скажите, что общего в предложенных мною элементах? (Согласные, удвоенные)

Попробуйте разделить эти буквы на две группы. (одинаковые элементы при написании: м, л и п, р )

Какая буква может быть лишней? (п – обозначает глухие согласные звуки)

Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.

Проверка. В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р)

Приведите примеры слов, в которых встречаются данные соединения.

Что общего в написании этих слов? (У них есть удвоенная согласная).

В какой части слова находятся эти удвоенные согласные? (В корне)

Кто из вас может показать графическое обозначение удвоенной согласной в корне? (один ученик чертит схему на доске)

с с

Слова удвоенная согласная и корень – это ключевые слова нашего сегодняшнего урока. (Вывешиваю карточки с этими словами на доску). Остальные ключевые слова вы должны будете сами подсказать мне в ходе занятия. В этих словах заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть. Мы познакомимся ещё с одной новой орфограммой русского языка и её графическим обозначением. Я уверена, что каждый из вас сможет сделать для себя маленькое открытие.

(Слайд 1 презентации к уроку).

Прочитайте слова и подумайте, на какие группы их можно разделить. (Ребята предлагают свои варианты)

Сколько групп вы можете выделить? (2).

Какие слова отнесём к 1 группе? (коллектив , аккорд, массаж )

По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (пропущена парная согласная в конце слова).

Какие слова отнесём ко 2 группе? (рассказал, оттолкнул, поддержал )

По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (пропущена безударная гласная в корне).

- Итак, у нас с вами получилось 2 группы слов:

(Слайд 2).

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

- Проверка. Прочитайте слова 1 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова.

Прочитайте слова 2 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова.

Что общего в словах 1 и 2 столбика? (Удвоенная согласная)

Проблемные вопрос.

В какой части слова находится удвоенная согласная в этих словах? (вызвать слабого ученика, который даст частично правильный ответ – в корне)

Ваши мнения разошлись. (Одни говорят, что удвоенная согласная находится в корне, а другие считают, что не только в корне)

Значит, на какой вопрос мы с вами попытаемся сегодня

ответить? (Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?)

- Работа в парах. Понаблюдайте за двумя группами слов с удвоенной согласной, сравните их, вчитайтесь в слова. Возможно, вы сможете увидеть что-то интересное в словах каждого столбика, и свои наблюдения графически обозначить.

Проверка.

1) - Что вы можете сказать о словах 1 столбика? (Удвоенная согласная находится в корне.)

Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова… )

Как графически обозначили свои наблюдения?

2) - Что вы можете сказать о словах 2 столбика? (В них удвоенная согласная находится и в приставке и в корне).

Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова… Перед корнем выделяю приставку … )

Как графически обозначили свои наблюдения.

Если в наших словах мы выделили приставки рас -, от -, под -, значит, они должны встречаться и в других словах. (Приведите примеры таких слов)

Сообщение нового

В какой части слова возникла удвоенная согласная в словах 2 столбика? (Между приставкой и корнем.)

- Кто из вас знает, как называется такое место в слове?

Прочитайте об этом на следующем слайде (Слайд 3).

Что вы узнали нового?

Давайте сделаем вывод: Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?

Что мы с вами сделали? (Открытие)

Как вы думаете, это орфограмма? (Да, это написание по правилу)

А как она называется? (Варианты ответа).

Орфограмма называется – удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

Работа в парах.

А теперь попробуйте найти в парах ответ на следующий вопрос: Всегда ли на стыке приставки и корня возникает удвоенная согласная? (Обсуждение в парах)

- Вывод: Если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная.

Нарисуйте схему слова и обозначьте орфограмму удвоенная согласная на стыке корня и приставки (один ученик чертит на доске, а все - оценивают)

Какие ещё ключевые слова будут отражать тему и проблему урока? (Орфограмма, приставка, стык).

Вывешиваю карточки с ключевыми словами на доску.

Когда же возникает удвоенная согласная на стыке приставки и корня?

1) стр. 108 № 000.

Спиши слова. Объясни графически, почему в них пишется удвоенная согласная буква.

Рассыпать, рассмотреть, рассвирепел, расследование, оттащу, ссохлись.

Прочитайте задание.

Начинаем выполнять с комментированием. Образец комментирования даёт учитель на примере первого слова. (Пишу слово рассыпать , выделяю в нем корень –сып, приставку рас- . Так как приставка заканчивается на согласную с, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная сс, подчеркиваю новую орфограмму одной чертой).

Вывод: когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная.

2) стр. 108 № 000.

Сейчас мы с вами станем на некоторое время исследователями. Объектами исследования будут слова из упр. 160. Мальчики должны выписать слова с удвоенной согласной в корне, а девочки – слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. Орфограмму обозначить.

Массаж, рассмешил, кроссворд, оттолкнул, аттестат, одноклассник, оттаял, ввинтил, оттуда.

Проверка. Какие слова выписали мальчики? Где находится удвоенная согласная? Как графически обозначили орфограмму?

кроссворд

аттестат

одноклассник

Какие слова выписали девочки? Где находится удвоенная согласная? Как графически обозначили орфограмму?

1 - понятность задания

2 – трудность выполнения

3 - правильность

Кто выполнил всю работу правильно?

Кто допустил одну ошибку?

Кому было трудно? В чем была трудность?

Вывод. В какой части слова может находиться удвоенная согласная? (В корне и на стыке приставки и корня)

Когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная?

3) Работа в группах (задание творческого характера).

Сейчас вам надо будет подумать, как правильно написать предложенные слова и обсудить, какие шаги и в каком порядке нужно выполнить, чтобы данные слова написать без ошибок. Надеюсь, что в выполнении этого задания вам помогут знания, полученные на сегодняшнем уроке. (Каждая группа получает карточку с заданием).

Проверка:

Как записали предложенные слова. Докажите. (Слайд 5).

Какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. (Шаги появляются по мере называния на слайде 6 )

Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

Что нового узнали на уроке?

Когда удвоенная согласная возникает на стыке приставки и корня?

Что было для вас самым интересным на уроке?

Что было сложным? Вызвало затруднения?

Самооценка.

Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке

человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.

человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.

Как вы думаете, каким будет домашнее задание?

С. 111, Упр. 5 (списать слова и объяснить графически, почему в этих словах написаны удвоенные буквы)

По желанию составить словарь слов, в которых пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня. (На следующем уроке эти дети могут выступить в роли учителя при проведении словарного диктанта).