Биографии

Где расположена земная ось. Сдвиг земной оси

Все мы видели глобус, но всё ли мы знаем о нем? На этом уроке вы узнаете много нового о модели земного шара. Познакомитесь с представлениями древних людей о внешнем виде Земли. Узнаете об открытии шарообразности Земли Магелланом. Рассмотрите модель земного шара - глобус, и узнаете, какие линии на глобусе называются меридианами и параллелями, зачем они нужны, что такое экватор и где проходит нулевой меридиан. Узнаете об истории создания глобусов и огромном их разнообразии.

Тема: Планета,на которой мы живем

Урок: Глобус - модель земного шара

Правильное представление о Земле и ее форме сложилось у разных народов не сразу и не в одно время, а опирались люди, прежде всего, на мифы. Некоторые народы считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают в безбрежном всемирном океане.

Рис. 1. Мифическое представление глобуса

Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат слоны, стоящие на огромной черепахе.

Рис. 2. Индийское представление глобуса

В давние времена люди верили, что если очень долго идти в одну сторону, то можно добраться до места, где небо встречается с землей. Конечно, человеку хотелось знать, что за краем Земли. У людей было множество вопросов, на которые представления о плоской Земле не давали ответа. Например, почему корабль, отдаляясь от берега, исчезает из вида? Почему, если подняться на возвышенность, расширяется горизонт?

Рис. 3. Корабль, отдаляющийся от берега

Рис. 4. Возвышенность

Португальский мореплаватель возглавил экспедицию, состоявшую из пяти парусников. Они отправились от берегов Испании к островам пряностей (к Молуккским и Филиппинским островам) за перцем, гвоздикой, корицей, - эти пряности в Европе стоили очень дорого.

Рис. 5. Фернан Магеллан

Рис. 6. Купанг - архипелаг Кай (Молуккские острова)

Рис. 7. Палаван, пятый по величине остров Архипелага, расположен к западу, в отдалении от основной части Филиппинских островов.

Путешествие было очень трудным: первый парусник разбился о скалы, команда второго вернулась домой с полпути, третий парусник так сильно обветшал, что его пришлось сжечь, команда четвертого попала в плен, а сам Магеллан погиб. Спустя три года парусник «Виктория», что значит победа, достиг родного берега. Это была экспедиция, которая совершила первое известное кругосветное путешествие и доказала правильность предположения о шарообразности Земли. И этим великим открытием мы обязаны славному мореходу Фернану Магеллану.

Чтобы лучше представить себе внешний вид Земли, люди создали её модель - глобус (от лат. globus - шар), который имеет такую же форму, как и Земля, только во много раз меньше.

Рис. 8. Модель глобуса

С помощью глобуса легко представить себе шарообразную форму Земли. Почему мы говорим именно шарообразную, а не шар? Искусственные спутники помогли получить точные знания о форме Земли. Облетая Землю, спутники все время посылали радиосигналы - сообщения о своей удаленности от Земли.

Рис. 9. Спутник, облетающий Землю

По этим сигналам специальные электронные машины определили высоту полета спутников, а пишущие устройства помогли «нарисовать» форму Земли. Оказалось, наша Земля не правильный шар - она немного сплюснута у полюсов. Глобус закреплен на оси, но наша планета вращается вокруг воображаемой оси. Обратите внимание, точка, где ось выходит из глобуса сверху, называется Северным географическим полюсом (от лат. polus - ось), а нижняя точка - Южным географическим полюсом Земли .

Рис. 10. Вращение Земли вокруг воображаемой оси

Если рассмотреть глобус внимательнее, вы увидите, что по его поверхности проведены круговые линии. Они помогают определять точное местоположение различных земных объектов. Линии на глобусе или на карте, условно проведённые по поверхности Земли от одного полюса к другому, называются меридианами (от лат. meridianus - полуденный). Направление тени от предметов в полдень совпадает с направлением меридиана в данной точке на земной поверхности. Меридиан можно провести через любую точку на Земле, и он всегда будет направлен с севера на юг. Все меридианы имеют одинаковую длину. Мысленно путешествуя по любому меридиану, вы обязательно окажетесь либо на самой северной точке земли - Северном полюсе, либо на самой южной - Южном полюсе. Нулевым условно считают меридиан , который проходит через старейшую астрономическую обсерваторию города Гринвич в Великобритании.

Рис. 11. Гринвичская обсерватория.

Он был признан начальным по специальному международному соглашению в 1884 году. До этого соглашения каждая страна называла нулевым меридианом тот, который проходил через ее столицу. Например, в Испании отсчет начинался от Мадрида, в Италии - от Рима. В России долгое время нулевым считался Пулковский меридиан, проходивший через главную астрономическую обсерваторию страны, которая была основана недалеко от Санкт-Петербурга.

Обсерват ория (от лат. observo - наблюдаю) - это научное учреждение, где производят наблюдения и исследования погоды, атмосферы, астрономических тел.

Рис. 12. Пулковская обсерватория.

Линия Гринвичского нулевого меридиана делит земной шар на Западное и Восточное полушария .

Рис. 13. Западное и Восточное полушарие

На равном расстоянии от полюсов проходит условная линия, которая называется экватор (от лат. aequador - уравнитель). Экватор делит земной шар на Северное и Южное полушария . На линии экватора день всегда равен ночи, а Солнце бывает в зените дважды в году - в дни весеннего и осеннего равноденствия.

Если посмотреть на глобус сверху, мы увидим Северное полушарие и Северный полюс, а снизу - Южный полюс и Южное полушарие. Наша родина Россия находится в Северном полушарии.

Параллельно экватору на глобусах и картах проведены параллели (от греч. parallelos - идущий рядом), все они направлены с запада на восток.

Самая длинная параллель - экватор , длина других параллелей уменьшается к полюсам, а на полюсе параллель превращается в точку. Пересекаясь, параллели и меридианы образуют градусную сетку.

Рис. 14. Северное и Южное полушарие

Известно, что модель земного шара впервые построил хранитель Пергамской библиотеки Кратес Малосский во II в. до н.э., однако она, к сожалению, не сохранилась.

Рис. 15. Глобус Кратеса

Первый дошедший до нас земной глобус был изготовлен в 1492 г. немецким географом и путешественником Мартином Бехаймом (1459-1507). Бехайм разместил на своей модели, которую называли «земным яблоком», карту мира древнегреческого ученого Птолемея. Естественно, на этом глобусе не хватало очень многих объектов.

Рис. 16. «Земное яблоко» Бехайма

Позже глобусы стали очень популярны. Их можно было увидеть в покоях монархов, в кабинетах министров, учёных и купцов. Карманные глобусы в специальных футлярах предназначались для путешествий. Изготовленные для кабинетов глобусы среднего размера часто снабжались механизмом, который приводил их в движение, вращая вокруг оси.

В прошлом глобусы устанавливали на морских судах, а сейчас на космических кораблях.

Некоторые глобусы превышают человеческий рост, и на них умещаются не только красочные карты поверхности Земли или неба, но и сведения о разных странах, растениях и животных, а возвышенности сделаны выпуклыми.

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.
  1. Фестиваль педагогических идей ().
  2. Shack.ru ().
  3. Планета Земля ().
  1. Возьмите обычную нитку и определите длину различных меридианов на глобусе. Что вы можете сказать о них? (Они имеют одну и ту же длину).
  2. Определите с помощью нитки длины параллелей. Что вы о них можете сказать? (Самая большая параллель - это экватор. Длина параллелей уменьшается в сторону полюсов).
  3. Какие параллели самые короткие? (Это Северный и Южный полюс).
  4. Отвечайте «да» или «нет» на приведенные утверждения:

1) На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса. (Да)

2) Эти линии воображаемые, на самом деле на земной поверхности их нет. (Да)

3) Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют параллелями. (Нет)

4) Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют меридианами. (Да)

5) Все меридианы пересекаются на Северном и Южном полюсах (Да)

6) Самый длинный меридиан - это экватор. (Нет)

7) Экватор - это самая длинная параллель. (Да)

8) Экватор делит земной шар на два полушария - Северное и Южное. (Да)

9) Экватор - это линия, которая делит все меридианы пополам. (Да)

10) Самые маленькие параллели - это Северный и Южный полюса Земли. (Да)

11) Все меридианы Земли имеют разную длину (Нет)

12) Все меридианы Земли имеют одинаковую длину. (Да)

Тема: Глобус-модель Земли.

Цели урока:

1.закрепить понимание детьми шарообразности Земли.

2. научить их демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси на глобусе.

3.познакомить с новыми географическими терминами.

Оборудование: глобусы для каждой группы, клейкие метки для каждой группы,

лупы, рисунок ракеты, карточки с географическими названиями.

Ход урока

У: Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Для полета нам необходимо собрать космический корабль, а для этого давайте ответим на вопросы:

1. Что такое линия горизонта или просто горизонт? Можно ли до него дойти?

(воображаемая линия, граница между небом и землей; место, где как бы небо сходится с земной поверхностью)

2. Какую форму имеет Земля? (Земля имеет форму шара)

3. Кто совершил первое кругосветное путешествие в космосе?

(12 апреля 1961 - летчик – космонавт Юрий Гагарин осуществил первый в истории человечества космический полёт, за 108 минут совершив один виток вокруг Земли на корабле «Восток-1)

4.Что такое земля звезда или планета?

(Земля – это 3 планета солнечной системы)

5. Назовите спутник Земли.

(Луна – спутник земли, она вращается вокруг Земли)

У: Молодцы! Наш космический корабль готов к путешествию!

Скомандует диктор:

Внимание, взлет!

И наша ракета

Помчится вперед!

Как говорил Гагарин: «Поехали!»

У: Откройте бортовые журналы (учебники) на теме «Что такое Вселенная?». Посмотрите, какой мы видим землю из космоса? (голубой, шарообразной). Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. На прошлом уроке в качестве модели мы использовали мяч. Как вы считаете, придумали ли люди модель Земли?

Д: Мы думаем, что модель земли существует. Это глобус.

У: Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

(Глобус - модель Земли?)

С чем познакомимся на уроке? Что узнаем? Чему научимся?

У: Правильно. Мы узнаем, что такое глобус, кто его изобрёл. Узнаем, что есть на глобусе и раскроем тайны и загадки Земли.

Отгадайте загадку, о чем она?

Он Земли изображение

И не любит искажения (глобус)

У: Глобус – это модель земли. Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает?

Д. Круглый.

Д. Шарообразный, шар.

У. Верно. Глобус (лат.) – шар. Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии. Известно ли Вам, что в нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру Первому. Один из них в диаметре составляет 173 см, другой 319 см. Оба приводились в движение особым механизмом. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием . Во внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звезд. Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. Интересна судьба этих гигантов. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему. Если хочешь узнать об этих глобусах, прочитай о них в энциклопедии «Аванта+», том география.

У: Посмотрите на глобус. Во всем ли он похож на Землю?

Д: Глобус - это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета. Глобус стоит на ножке и его можно вращать.

У: Как вы думаете, что на глобусе изображено синим цветом? А что изображено другими цветами?

Д: Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки.

У: Голубой цвет –это вода. На земле много океанов и морей. Коричневый цвет - это вся суша и горы. Темно- синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А темно- коричневые - самые высокие горы. Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.

У: Глобус можно повернуть. Попробуйте вращать глобус. Что помогает совершать это движение?

Д: Внутри находится штырь.

У: А как при этом расположен глобус?

Д: Он наклонен.

У: Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус - уменьшенная копия Земли.

У: Как вы думаете, почему его сделали вращающимся?

У: Нам кажется, что вращается Солнце, звезды, Луна. А на самом деле Земля вращается очень плавно, равномерно, а мы вместе с ней.

(Чтение текста в учебнике)

У. Вращайте глобус вокруг Земной оси. Кто знает, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси.

Д. Происходит смена дня и ночи.

ВЫХОД В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС

ФИЗМИНУТКА

У: На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Ты как глобус покрутись,

А теперь остановись!

КОСМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Практическая работа (по группам):

· Найди на глобусе Москву. Приклей рядом с ней метку (липкую бумажку - стикерс). Поверни глобус. Какое движение совершает Москва при вращении Земли?

· Наклей другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь при вращении?

· Наклей метку так, чтобы её путь был самым большим.

· Наклей другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь.

· Если ты выполнил задание правильно, то эти метки окажутся на одной линии. Прочти на глобусе её название.

Д: Эта линия называется ЭКВАТОР.

У: Каждая точка Земли движется по кругу. Самый большой путь проходят точки на экваторе.

У: Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте.

Д: Это самая верхняя и нижняя точки.

У: Кто знает их названия?

Д: Они называются полюса. Сверху северный полюс (Арктика), а внизу Южный полюс (Антарктида).

У: На какой полюс показывает стрелка компаса?

Д: Северный.

У: Экватор делит Землю на полушария: Северное и Южное.

Экватор – это линия,

Кривая, ярко – синяя.

Делит глобус пополам –

Чтобы нам не спутать вдруг,

Где там Север, а где Юг.

У: В каком полушарии мы живем?

Д: В северном

У: Какие ещё есть линии на глобусе?

Д. На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии.

У: Есть ли такие линии на земле?

Д: Таких линий на Земле нет.

У: Давайте найдем в учебнике их название на стр.34

Д: Это параллели и меридианы.

У: Как называются линии на глобусе, которые, как пояски?

Д: Параллели.

У: А как называются линии, которые идут сверху вниз?

Д: Меридианы.

У: Параллели, меридианы, экватор и полюсы - это воображаемые линии и точки. Они никак не обозначены на поверхности Земли. Но положение каждой из них можно найти, наблюдая за Солнцем.

Работа в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» стр.23, задание 1

ЗАГАДКИ ИНОПЛАНЕТЯНИНА

У: Отгадайте загадки:

Ты держишь целый мир в руках

Моря и океаны

Тайгу, вершины гор в снегах

Все города и страны

Ты держишь мир в руках как мяч

Но только он учебный

А вот теперь скажи, трюкач

Что за предмет волшебный?

(глобус)

Вокруг неё Земля вращается,

А утро с ночью не встречается (ось)

На Земле живут две точки,

Обе в беленьких платочках (полюса)

КОСМИЧЕСКАЯ ЛОВУШКА

Коллективная работа.

А теперь мы должны выбраться из ловушки, для этого командам необходимо правильно ответить на вопросы:

1. Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)

3. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют... (параллелями)

4. Линии, указывающие направление север-юг, называют… (меридианами)

5. Экватор делит земной шар на два полушария (Северное и Южное)

6. Какие воображаемые линии и точки вы знаете? (Параллели, меридианы, экватор, полюсы)

У: Спасибо, вы умницы. Теперь мы можем вернуться на родную Землю.

Чтение учителем стихотворения Е. Шкловского «Ты береги нас»

Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!»

У: Почему глобус просит беречь Землю?

У: Вот мы и приземлились на нашу голубую планету Земля.

Итог урока:

· С чем познакомились на уроке?

· Что нового узнали?

· А что же такое глобус?

· Вам понравился урок?

САМООЦЕНКА РАБОТЫ

У каждого ребенка магниты. Ученики расставляют их на «Лесенке успеха» .

У: Дорогие мои земляне, к следующему уроку прошу вас

1. найти ответ на вопрос: «Какие бывают глобусы?»

2. выполнить задания в рабочей тетради стр.24

«Трутся спиной медведи о земную ось», – поётся в одной известной песне… а про американского народного героя Дэви Крокета даже рассказывают, что он как-то раз починил земную ось! Конечно, разница между поэтическим образом и реальностью понятна всем, и никому не придёт в голову представлять земную ось в виде какой-то палки – типа оси колеса или глобуса – на которую нанизана планета. Впрочем, в одной старая песня права: земная ось – эта воображаемая линий, вокруг которой вращается Земля – действительно проходит «где-то на белом свете, так, где всегда мороз», т.е. через Северный и Южный полюса Земли.

Каждый, кто видел глобус, замечал, что ось, на которую он нанизан, не стоит вертикально, а несколько наклонена. Это отражает реальное положение дел – ось Земли действительно наклонена по отношению к воображаемой вертикальной линии, перпендикулярной орбитальной плоскости, на 23,5 градуса. Почему так произошло?

Учёные полагают, что на заре жизни Солнечной системы планет в ней было намного больше, чем сейчас, причём большинство из них двигалось по катастрофическим орбитам – т.е. по таким, что столкновения были неизбежны. Досталось и нашей матушке-Земле. Ей повезло больше, чем многим другим планетам – она уцелела, но кое-какие последствия больших столкновений имеют место быть. И это не только наличие спутника, но и наклон оси вращения. Надо сказать, Земле с её 23,5 градусами ещё повезло – Уран в результате таких столкновений с крупными объектами вообще «завалился на бок», его ось отклоняется на 98 градусов! Он поворачивается к Солнцу то одним полюсом, то другим, то умеренными широтами, то экватором…

Но вернёмся к нашей Земле. Такой вот наклон оси – хорошо это или плохо? Как показывает практика, вопрос не такой однозначный… как-то раз попался в Интернете сайт, создатели которого от имени некой высокоразвитой цивилизации обещали «исправить» наклон Земной оси (дальше я читать не стала, так что не знаю, сколько они на это просили денег)… под «исправлением», очевидно, имелась в виду ликвидация наклона – т.е. ось в результате этого грандиозного проекта должна была встать вертикально, перпендикулярно орбитальной плоскости. Что произошло бы тогда?

Прежде всего, у нас пропали бы времена года. Ведь именно благодаря наклону земной оси северное и южное полушарие попеременно получают то больше, то меньше энергии Солнца. Конечно, изменения температуры в течение года всё равно были бы, ведь орбита Земли не идеально круглая, а эллиптическая, Земля то приближается к Солнцу, то удаляется от него – но временами года это назвать было бы нельзя, по большому счёту – температура на планете была бы относительно стабильной… какой?

В умеренных широтах – где-то на уровне нашего сентября или марта – так что земледелие вряд ли было бы возможно. На полюсах не стало бы полярного дня и полярной ночи – а было бы вечное «полярное раннее утро». Возможно, из-за постоянного нагревания полярный климат был бы чуть менее суровым, чем есть, впрочем, по другим расчетам – в областях, близких к полюсам (где-то в районе Скандинавии) вообще нельзя было бы жить. В общем, ничего хорошего.

А может, те «энтузиасты» хотели наоборот наклонить ось Земли сильнее – на 45 градусов, например? Тогда, пожалуй, климат улучшится в полярных областях – но остальной Земле это принесёт мало радости: льды-то начнут массово таять! Сколько территорий окажется затопленными – остаётся только догадываться. Жаркий климатический пояс перестанет быть жарким – он станет умеренным – а умеренный примкнёт к холодному. В средней полосе и на юге России и даже в Украине будут полярные дни и полярные ночи… в общем, что-то не хочется осуществлять этот проект.

Лучше оставить ось Земли, как есть.. тем более, что она всё-таки не «стоит на месте». Все мы видели вращающийся волчок – его ось не стоит вертикально в одном положении, а постоянно описывает круг, это называется прецессией. Так вот, с осью вращения Земли происходит то же самое. Это вызывает периодические изменения климата (по имени первооткрывателя, их называют циклами Миланковича), но оказать влияния на нашу жизнь они не могут – ведь продолжительность такого цикла 25 800 лет! Впрочем, прецессия могла бы быть и больше – в этом случае разница в температуре между полушариями была бы колоссальной, что порождало бы чудовищные ураганы… конечно, можно представить себе живые организмы, которые могли бы приспособиться и к таким условиям, но беда в том, что времени на приспособление у них бы не было: климат менялся бы так быстро, что эволюция не успевала бы за ним! Так что остаётся только ещё раз порадоваться, что наша ось вращения именно такова… такую прецессию нам обеспечивает Луна, так что если мы всерьёз возьмёмся искать планету для переселения, надо будет обязательно поинтересоваться, есть ли у неё спутник, сопоставимый с нашей Луной.

Впрочем, кое-какие проявления прецессии мы всё-таки успеваем почувствовать – в масштабах истории, конечно. Именно из-за прецессии земной оси звёздное небо сейчас выглядит не совсем так, как видели его вавилонские мудрецы – и сектора зодиакального пояса уже не вполне соответствуют зодиакальным созвездиям. Поэтому всё чаще раздаются голоса, что все гороскопы следовало бы переписать. Впрочем, вряд ли стоит это делать: гороскоп – как его ни составляй – всё равно крайне редко соответствует действительности.

Просматривая яндекс-картинки по запросу «глобус 18 века» наткнулся на данную фотографию. Смотреть я стал по наводке статьи «А если наклон Земли был 45 градусов? » — на указанный запрос выдаются глобусы, у которых наклон земной оси к эклиптике 45 градусов.

Это поразительно: поверить в то, что земная ось могла поменять ориентацию в пространстве очень трудно: Земля большой гироскоп, в просторечье — волчок, с огромным моментом инерции и свернуть ее, как я считал, невозможно.

Но против фактов не попрешь: по историческим меркам совсем недавно произошла грандиозная катастрофа, которая нигде в официальной версии истории не отражена .

Процесс переориентации Земли сопровождался еще и сдвигом полюсов — литосфера»уплыла», так что полюс с севера Гренландии переместился в Ледовитый океан, где и находится (покуда?) по сей день.

Если бы земная ось была наклонена к плоскости орбиты на 45°

Сделаем теперь мысленно другую перемену: придадим земной оси наклон в половину прямого угла.
В пору равноденствий (около 21 марта и около 23 сентября) смена дней и ночей «а Земле будет такая же, как и теперь.
Но в июне Солнце окажется в зените для 45-й параллели (а не для 23,5°): эта широта играла бы роль тропиков. На широте Ленинграда (60°) Солнце не доходило бы до зенита только на 15°; высота Солнца поистине тропическая!
Жаркий пояс непосредственно примыкал бы к холодному , а умеренного не существовало бы вовсе.
В Москве, в Харькове весь июнь царил бы непрерывный, беззакатный день.
Зимой, напротив, целые декады длилась бы сплошная полярная ночь в Москве, Киеве, Харькове, Полтаве.
Жаркий же пояс на это время превратился бы в умеренный, потому что Солнце поднималось бы там в полдень не выше 45°.
Тропический пояс, конечно, много потерял бы от этой перемены, так же как и умеренный.
Полярная же область и на этот раз кое-что выгадала бы: здесь после очень суровой (суровее, чем ныне) зимы наступал бы умеренно-тёплый летний период, когда даже на самом полюсе Солнце стояло бы в полдень на высоте 45° и светило бы дольше полугода. Вечные льды Арктики заметно уступили бы дружному действию солнечных лучей.

При таком наклоне земной ости Гренландия точно была б «грюн ландией» — зеленой страной, т.к. многомесячный день, полугодове лето с Солнцем над горизонтом как сейчас в средней полосе России растопляло бы выпавший за зиму-ночь снег в течение нескольких суток.

Недавнее положение земной оси объясняет и тропическую растительность в вечной мерзлоте современного Заполярья и не предусмотренные изначально отопительные системы в дворцах Петербурга и его окрестностей.

На самом деле данный факт — ключ к разгадке практически всего, что обнаружено альтернативщиками в последнее время.

Можно твердо сказать: современная история, глубже конца 19 века — полностью фальсификация, набор политических мифов, составленный в угоду тем, кто делил глобус.

Дополнительно

Комментарий , который был добавлен к перепосту данной статьи автором http://stariy-khren.livejournal.com/

Позволю себе сделать одно небольшое замечание к вашему материалу.

На таких глобусах, о которых идет речь, если вы обратите внимание, есть две круглые рамки-шкалы — одна горизонтальная (на «столе»), а вторая (та в которой непосредственно закреплена ось глобуса) — вертикальная. И на них обеих есть какие-то «непонятные» обозначения… Подобные обозначения есть и на самом глобусе…

А все дело в том, что раньше глобусы использовали не для украшения интерьера, но непосредственно для навигации — по ним определяли свое текущее местоположение в море и азимуты направлений движения.

В таких глобусах меридианная вертикальная рамка («меридиан наблюдателя») подвижна, она проворачивается в пазах вместе с глобусом и меняет наклон его оси. Ее ежедневно выставляли так, чтобы в текущий момент времени точка, где находится корабль (т.е. наблюдатель), оказывалась точно в зените — на «макушке» глобуса. Т.е. наклон оси выставляли так, чтобы положение зенита соответствовало текущей широте места, определяемой астролябией или секстантом.

В таком положении глобуса горизонтальное кольцо («истинный горизонт»), совмещается с фактическим местным горизонтом и позволяет отсчитывать румбы. Чем точнее проградуированы обе шкалы, тем точнее координаты места.

На сам глобус нанесены экватор, эклиптика, точки равноденствий и пр.

Обе эти системы шкал дают прямые восхождения светил, а для отсчета на экваторе у кольца меридиана наблюдателя — звездное местное время. Точка Овна (в пересечении экватора и эклиптики) традиционно помечалась цифрой XXIV часа (360°). Противоположная — точка Весов цифрой XII (180°). Эклиптика на самом глобусе всегда проведена под углом 23,5° к экватору и поделена на 12 отрезков, градуированных от 0 до 30°.

Эти системы подвижных и неподвижных шкал на глобусе и рамках позволяли (без весьма сложных пересчетов), механически сопоставив экваториальные координаты с эклиптикальными, пользоваться простыми таблицами восхождения звезд-ориентиров для нахождения текущей координаты.

Глобус — это практический измерительный прибор для навигации, позволяющий «подложить» карту местности под свое текущее положение. По ним смотрели ни где находится Амстердам или Лондон, но где в данный момент находится твой корабль и что находится от него поблизости — какие берега и континенты.

С помощью таких глобусов строились и карты — метки сначала наносили непосредственно на сам глобус по мере открытия береговой линии (помечали текущее положение его «макушки»), а уже потом, по окончании экспедиции, переносили координаты на карту с вензелями, ангелами и морскими чудовищами…

Можно было пользоваться и непосредственно географическими картами, но тогда для пересчета экваториальных и эклиптикальных координат использовали такой же по конструкции глобус, но с изображением не земли, но звездного неба — с созвездиями и звездами-ориентирами. Это позволяло избежать таблиц при нахождении координат, но требовало «снятия» координат с глобуса и перенесения их через таблицы на карту.

Такими звездными глобусами на флоте в качестве резервного оборудования (на случай выхода из строя современных систем навигации) пользуются и сегодня. И правилам обращения с ними учат в любой мореходке.

При навигации по глобусу не нужен точный морской хронометр, но достаточно любых часов, обеспечивающих показание местного времени в пределах одних суток — т.е. достаточно банальной клепсидры, ежедневно синхронизируемой по полудням, либо набора песочных часов (обычно часовых, получасовых и полуминутных). Кстати, не нужен и компас…7 ratings

Вопросы перед параграфом

1. Почему ось школьного глобуса наклонена к горизонтальной подставке под углом 66,5 градусов?

Глобус Земли является точной моделью планеты. На глобусе изображены все географические объекты. Ось глобуса имеет наклон к его горизонтальной подставке в 66,5 град в связи с тем, что земная ось также имеет наклон на тот же угол. Таким образом, глобус не только дает представление о том, как выглядит планета, но и дает представление о ее расположении в целом в космическом пространстве.

2. Как ориентирована земная ось? На какую звезду она направлена?

Земная ось наклонена по отношению к прямой линии. То, что ось Земли не строго вертикальна, имеет очень большое значение для планеты. Достоверно известно, что своим северным полюсом наша планета направлена на Полярную звезду. Именно поэтому по ней люди и определяют северное направление в ночное время суток.

3. Какие способы применяют картографы для изображения рельефа земной поверхности на глобусе и картах?

На глобусе формы рельефа изображают изогипсами. Если горизонтали проводятся через равное расстояние, то изогипсы в соответствии со шкалой: 200, 500, 1000,1500, 2000, 3000 и далее через 1000 м. изображения рельефа дополняется послойной окраской. Характеризовать рельеф суши и морского дна на глобусе помогает шкала высот и глубин. Шкала разделена на ступени высот и глубин. По шкале высот и глубин можно более точно определить высоту или глубину в метрах. Возвышенные участки суши окрашивают коричневым цветом. Насыщенность красок с увеличением высоты. В отличии от топографических карт, зеленый цвет на глобусе используют для показа равнин, а не растительного покрова.

Подводный рельеф и глубины различных участков океанов и морей обозначают на глобусе изобатами. Изобаты – это линии, соединяющие точки дна с одинаковой глубиной. Для послойной окраски глубин используются различные оттенки синего цвета: чем глубже, тем темнее.

Вопросы и задания

1. По глобусу определите, какой ступени шкалы высот соответствует рельеф вашей местности.

Шкала высот представляет собой шкалу различных цветовых гамм. Так называемая высотная ступень имеет свой цвет. Как правило низменные участки имеют зеленый цвет (0 - 200м). Ступени выше (200м и выше) красят в желтый, затем в коричневый. Чем выше точка, тем темнее цвета. Бывает и наоборот. Горы - светло желтые, а морские впадины - темно синие. Обычно шкалу высот применяют на географических картах, а также гипсометрических и физических. На полях карты помещают шкалу высот.

Рельеф Южного Урала отличается большим разнообразием. Он формировался на протяжении миллионов лет. В пределах Челябинской области имеются различные формы рельефа - от низменностей и холмистых равнин до хребтов, вершины которых превышают 1000 м.

Западно-Сибирская низменность ограничена с запада горизонталью (отметка 190 м над уровнем моря), что проходит через села Багаряк, Кунашак и далее через Челябинск - на юг. Низменность слабо наклонена на северо-восток, понижаясь до 130 м у восточной границы области.

2. Используя гибкую линейку, определите расстояние от вашего населенного пункта до крупнейших городов мира, например Мехико, Нью-Йорка, Токио, Рио-де-Жанейро.

Расстояние от Челябинска до Рио-де Жанейро - 13000; Мехико – 11500; Нью-Йорк – 8500; Токио – 6100 километров.

3. Определите протяженность территории России с запада на восток вдоль Северного полярного круга.

Известно, что длина одного градуса равна 44,5 км и Полярный круг пересекает границы России примерно на долготе 29гр. на западе и 171гр. на востоке (180 - 29) + 9 = 160гр, 160 *44,5км=7120 км.

Кратчайшее расстояние от западной границы с США в Беринговом проливе.

Западная точка на границе с Финляндией имеет координаты-67*с. ш. и 32 * в. д.. Расстояние до Гринвичского меридиана =180*-32*=148*,да еще прибавить 11* до 169* з. д, до границы с Америкой и получим всего расстояние в градусах=148+11=159 *. Каждый градус на 67 параллели=52 км, значит самое краткое расстояние по 67 параллели будет 52км*161*=8372 км. (примерное значение)

4. Определите протяженность территории России с севера на юг вдоль меридиана 45 градусов в.д.

Чтобы найти протяженность России с севера на юг, смотрим координаты севера и юга по 45 * меридиану. Северная точка лежит на 68* с.ш,а на юге на 40*с.ш. Находим разность 68*-40*=28*, 111,1*28= 3110 км