Биографии

Егэ история 20 21 век. Хронология, разные века

Тест№1. Россия в конце XIX- начале XX века.

Задания уровня повышенной сложности.

1.Что из перечисленного относится к политике Николая II?

    Принятие первой Российской Конституции.

    Победа в русско-японской войне.

2.. Прочтите отрывок из речи Николая II и укажите название государственного органа, к представителям которого он обращался: «Всевышним Промыслом врученное Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа»:

    Государственный Совет,

    Государственная Дума,

    Правительствующий Сенат,

    Комитет министров.

3.Взгляды представителей какой политической идеологии отражают слова: «Без общины не может существовать дух России»?

    анархистов,

    консерваторов,

    либералов,

    марксистов.

4. Прочтите фрагмент из исторического источника и укажите фамилию политического деятеля, выступившего на заседании в III Государственной Думе в 1907 году с данными предложениями.

«Поставив на ноги, дав возможность достигнуть хозяйственной самостоятельности многомиллионному крестьянскому населению, законодательное учреждение заложит то основание, на котором прочно будет воздвигнуто преобразованное русское государственное здание… Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».

    В.М. Чернов.

    П.Н. Милюков.

    П.А. Столыпин.

    С.Ю. Витте.

5. Что из перечисленного стало одной из причин обострения социальной напряжённости в годы правления Николая II?

    Созыв I Государственной думы.

    Поражение в русско-японской войне.

    Отмена выкупных платежей.

    Разработка рабочего законодательства.

6. Какое из политических движений начала ХХ века характеризовалось социалистическими представлениями?

  1. октябристы,

    черносотенцы.

7.Роспуск Императором II Государственной думы считается государственным переворотом, так как царь не имел права:

    роспуска представительного органа,

    вносит изменения в избирательный закон;

    менять состав правительства;

    менять структуру государственного управления.

8. Прочтите отрывок из доклада политического деятеля и укажите его фамилию.

«Вашему Императорскому Величеству благоугодно было передать мне Высочайшие Вашего Величества указания относительно направления, по которому должно следовать правительство, в связи с соображениями о современном состоянии России, и приказать соответственно сему представить всеподданнейший доклад.

Вследствие сего приемлю долг всеподданнейше представить нижеследующее: волнение, охватившее разнообразные слои русского общества, не может быть рассматриваемо, как следcтвиe частичных несовершенств государственного и социального устроения, или только как результата организованных действий крайних партий. Корни этого волнения несомненно лежат глубже. Они в нарушенном равновесии между идейными стремлениями русского мыслящего общества и внешними формами его жизни. Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы.

В уровень с одушевляющей благоразумное большинство общества идеей должны быть поставлены и внешние формы русской жизни. Первую задачу правительства должно составлять стремление к осуществлению теперь же, впредь до законодательной санкции через Государственную Думу, основных элементов правового строя: свободы печати, совести, собраний, союзов и личной неприкосновенности. Укрепление этих важнейших сторон политической жизни общества должно проследовать путем нормальной законодательной разработки, наравне с вопросами, касающимися уравнения перед законом всех подданных Вашего Императорского Величества, независимо от вероисповедания и национальности. Само собою разумеется, что предоставление населению прав гражданской свободы должно сопутствовать законным ограничением ее для твердого ограждения прав третьих лиц, спокойствия и безопасности государства.

Следующей задачей правительства является установление таких учреждений и таких законодательных норм, которые соответствовали бы выяснившейся политической идет; большинства русского общества и давали положительную гарантию в неотъемлемости дарованных благ гражданской свободы. Задача эта сводится к устроению правового порядка. Соответственно целям водворения в государстве спокойствия и безопасности, экономическая политика правительства должна быть направлена к благу широких народных масс, разумеется, с ограждением имущественных и гражданских прав, признанных во всех культурных странах».

    Столыпин П.А.

    Плеве В.К.

    Витте С.Ю.

    Родзянко М.В.

9. Что из перечисленного относится к причинам введения военно-полевых судов в 1906г.?

    поражение России в русско-японской войне;

    рост числа террористических актов против государственных деятелей со стороны эсеров;

    начало работы Государственной думы;

    разрушение крестьянской общины, переселенческая политика.

10. Укажите характерную черту развития культуры на рубеже 19-20 вв.:

    господство академизма;

    многообразие стилей и течений;

  1. отсутствие достижений международного уровня в области гуманитарных наук.

11. Какое из перечисленных событий произошло в годы Первой русской революции:

    Ходынская трагедия;

    Ленский расстрел;

    Кровавое воскресенье;

    Арест царской семьи.

12. Что из перечисленного было приоритетным направлением в деятельности П.А. Столыпина:

    дискредитация царской семьи;

    конфискация помещичьей земли и раздача её крестьянам;

    разрушение крестьянской общины;

    расширение роли земств.

Задания 13-26 требуют ответа в виде цифры, последовательности цифр, слова (словосочетания), которые следует записать в поле ответа в тексте работы. Имена российских государей следует писать только буквами без пробелов (например: ПётрПервый).

13 .Расположите в хронологической последовательности имена исторических личностей. Запишите цифры, которыми они обозначены в правильной последовательности в таблицу.

    С.Ю. Витте.

    Д.М. Милютин.

    М..Д. Скобелев.

    А.А. Брусилов.

14. Какие три из перечисленных исторических деятелей были соратниками НиколаяII?

    П.А. Столыпин.

    С.Ю. Витте.

    В.М. Чернов.

    Г. В.Плеханов.

    П.Н. Дурново.

    В.И. Ульянов.

15. Установите соответствие между датами и событиями.

«кровавое воскресенье», начало первой русской революции

начало восстания на броненосце «Потемкин»

начало русско-японской войны, нападение на Порт-Артур

роспуск II Госдумы и изменение избирательного закона

указ о свободном выходе крестьян из общины

Запишите в таблицу выбранные вами цифры под соответствующими буквами.

16.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям России конца X IX- начала XX века:

1) выкупные платежи; 2) малоземелье крестьян; 3) аграрное перенаселение; 4) чугунный устав; 5) перепись населения; 6) финансовая реформа С.Ю. Витте.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

17. Запишите пропущенное слово.

Из высказывания Г.В. Плеханова: «Русская история ещё не смолола той муки, из которой со времением будет испечён пшеничный пирог_______________».

Ответ:________

18. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

Революционно-демократические и либеральные партии

Основные требования по решению аграрного вопроса

Эсеры (социалисты-революционеры)

Конфискация помещичьих земель, социализация земли, передача её крестьянам на принципах уравнительного пользования

_____________(А)

__________________(Б)

Конфискация помещичьих земель, национализация их и сдача в аренду крестьянам

_____________________(В)

______________(Г)

Конфискация помещичьих земель, муниципализация их и сдача в аренду крестьянам

Г.В. Плеханов.

_______________(Д)

Сохранение помещичьего землевладения, разрушение крестьянской общины, государственное содействие крестьянам в покупке земли.

_________________(Е)

    В.М. Чернов.

    В.И. Ульянов (Ленин)

    А.И. Гучков.

    П.Н. Милюков.

    Октябристы.

  1. РСДРП (большевики).

    РСДРП (меньшевики).

    П.А. Столыпин.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами .

19. Прочтите отрывок из сочинения историка.

«Незадолго до начала войны, в феврале 1914 года, бывший министр внутренних дел Дурново П.Н. подаёт Николаю II свою знаменитую записку (меморандум), предостерегающую от вступления России в мировую войну. Эта записка поразительна тем, что она оказалась пророческой; все предсказанные в ней события сбылись. Ричард Пайпс в силу этого даже подозревает, что записка является более поздней фальсификацией, однако считает её датировку 1914 годом все-таки достоверной.

В своей записке министр Дурново точно предсказал состав двух основных коалиций в надвигавшейся мировой войне, и указал, что России достанется главная тяжесть войны, и «роль тарана, пробивающего самую толщу немецкой обороны», также точно отметив «недостаточность наших военных запасов», в будущем породившую «снарядный голод» 1914-1915 годов, и будущую блокаду Балтийского и Чёрного морей.

В случае поражения России в войне, которую министр Дурново представляет, как тяжёлую, он предрекает впадение «в беспросветную анархию, исход которой трудно предвидеть». Автор записки скептически относится к современной ему думской оппозиции, как интеллигентской по своему составу, и оторванной от народа, и предсказывает, что в случае революции они быстро потеряют над ней контроль.

Особенно благоприятную почву для социальных потрясений представляет, конечно, Россия, где народные массы, несомненно, исповедуют принципы бессознательного социализма…Русский простолюдин, крестьянин и рабочий одинаково не ищет политических прав, ему и ненужных, и непонятных. Крестьянин мечтает о даровом наделении его чужою землею, рабочий - о передаче ему всего капитала и прибылей фабриканта, и дальше этого их вожделения не идут. И стоит только широко кинуть эти лозунги в население, стоит только правительственной власти безвозвратно допустить агитацию в этом направлении, - Россия, несомненно, будет ввергнута в анархию, пережитую ею в приснопамятный период смуты 1905-1906 годов. … Война с Германией создаст исключительно благоприятные условия для такой агитации. Как уже было отмечено, война эта чревата для нас огромными трудностями и не может оказаться триумфальным шествием в Берлин. Неизбежны и военные неудачи, - будем надеяться, частичные, - неизбежными окажутся и те или другие недочеты в нашем снабжении. При исключительной нервности нашего общества, этим обстоятельствам будет придано преувеличенное значение, а при оппозиционности этого общества, все будет поставлено в вину правительству.

По мнению министра Дурново, «в случае неудачи, возможность которой, при борьбе с таким противником, как Германия, нельзя не предвидеть, - социальная революция, в самых крайних ее проявлениях, у нас неизбежна…». Последствия неудач на фронте автор записки видит следующим образом: «…социалистические лозунги, единственные, которые могут поднять и сгруппировать широкие слои населения, сначала чёрный передел, а засим и общий раздел всех ценностей и имуществ. Побеждённая армия, лишившаяся, к тому же, за время войны наиболее надёжного кадрового своего состава, охваченная в большей части стихийно общим крестьянским стремлением к земле, окажется слишком деморализованною, чтобы послужить оплотом законности и порядка. Законодательные учреждения и лишённые действительного авторитета в глазах народа оппозиционно-интеллигентные партии будут не в силах сдержать расходившиеся народные волны, ими же поднятые, и Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддаётся даже предвидению».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Последствием событий, о которых идёт речь в отрывке, станет отречение от престола Николая II.

    П.Н. Дурново считает, что в ходе социальных потрясений, вызванных участием России в войне, станет выдвижение со стороны народа в первую очередь экономических требований.

    П.Н. Дурново высоко оценивает деятельность Государственной думы.

    Николай II согласился с опасениями министра и выстроил внешнеполитический курс в соответствии с его рекомендациями.

    П.Н. Дурново опасался, что в связи с тяжёлыми последствиями военных действий Россия будет ввергнута в анархию.

    Единственную опору для государя и государства министр видел в лице армии.

21. Укажите имя правителя России во время войны, события которой обозначены на схеме. Ответ запишите словосочетанием без пробелов.

Ответ: _______________.

22.Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ: ______________.

23. укажите название сражения, обозначенного цифрой «2».

24. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    В сражении, обозначенном цифрой «2», победу одержала эскадра Рожественского.

    Город, обозначенный цифрой «1», не оказал сопротивления врагу.

    Договор о мире между воюющими странами был заключён при посредничестве США.

    Сухопутными войсками командовал генерал Куропаткин.

    Во время боевых действий погиб художник-баталист Верещагин.

    По условиям заключённого мира Россия южный Сахалин.

Рассмотрите изображение и выполните задание 25.

25. Какие суждения о данной монете являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Даная монета была выпущена в период финансовой реформы С.Ю. Витте и называлась золотым червонцем.

    Коронация изображённого на монете императора произошла в год смерти его отца.

    Император, изображённый на монете, будет канонизирован Русской Православной церковью.

    Во время правления этого императора Россия участвовала в двух кровопролитных войнах.

    Император был убит эсерами-террористами.

26. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке названия или изображения. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного названия или изображения. Обратите внимание на то, что элементов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения таблицы.

Время создания

памятника архитектуры

Месторасположение-Москва

Месторасположение-Санкт-Петербург

Конец XIX века

____________(А)

____________(Б)

Начало XX века

______________(В)

______________(Г)

Названия и изображения:

1. Третьяковская галерея.

2. Большой и Малый театры.

3. Здание Мариинского театра.

4. Доходные дома на Каменноостровском

5.

Московский модерн и творчество Ф. Шехтеля

Дом Рябушинского. Малая Никитская 2/6

Двухэтажный особняк, поставленный на угловом участке с садом, был выстроен в

1902-1904 годах по проекту Ф. Шехтеля, самого значительного зодчего, работавшего в стиле

модерн, по заказу представителя богатейшего клана промышленников и банкиров Степана

Рябушинского.

Все составляющие этого произведения можно назвать целостным художественным

произведением. Особняк состоит из группы разных по размеру объемов, что отражает его

живописный план. Основные помещения примыкают к лестничному холлу, освещенному

через остекленный фонарь. Общая пространственная композиция здания сродни

выразительной и динамичной скульптуре.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответсвующими бкувами.

Часть 2.

Для записи ответов на задания этой части (27-33) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (27, 28 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника. Используя информацию из источника, а также знания по курсу истории России, ответьте на вопросы.

Из письма германского императора Вильгельма II русскому царю.

«Я следил за каждым движением эскадры адмирала Рожественского. Это была с твоей стороны крупная ставка, с честью проигранная. Он (Рожественский) сделал всё, от него зависящее, чтобы исполнить твои желания, но проведение судило иначе, и он храбро встретил поражение, оставаясь верным до конца своему повелителю. Я глубоко сочувствую и ему, и тебе. С чисто военно-стратегической точки зрения поражение...

отнимает всякую надежду НАТО, чтобы счастье повернулось в твою сторону; японцы теперь могут беспрепятственно перебрасывать в Маньчжурию сколько угодно резервов, свежих войск, военных припасов и т.д. для осады Владивостока, который едва ли будет в

состоянии долго сопротивляться без поддержки флота. Для того чтобы вернуть армии (сухопутной) её прежнюю боевую силу, нужно, по крайней мере, 3 или 4 свежих армейских корпуса, но даже и при этом условии было бы трудно предсказать, каков будет результат и будет ли новое крупное сражение успешнее прежних. Конечно, формально

можно даже при таких неблагоприятных обстоятельствах продолжать войну ещё некоторое время, но нельзя упускать из вида человеческую сторону дела. Твоя страна послала тысячи своих сынов на фронт, где они умерли или заболели и на всю жизнь остались калеками. Как я писал тебе в своем последнем письме от 6-ого февраля, война

очень непопулярна, и народ видит, что его сыны и отцы против воли оставляют свои дома, чтобы идти сражаться за дело, которому они... не сочувствуют».

27. Укажите название морского сражения, упомянутого в письме, и в каком году оно произошло.

28. Каковы были причины войны, о ходе которой говорится в письме? Назовите не менее трех причин.

29.На основе текста и знаний по истории приведите не менее трёх причин, по которым Россия была вынуждена пойти на переговоры о мире.

30. В августе 1905г. В американском г. Портсмуте шли переговоры между представителями России и Японии о заключении мира. Японская сторона выдвигала чрезвычайно тяжёлые условия. Император Николай II уже был готов прервать переговоры. Однако мир был подписан. Приведите три объяснения тому, почему российская сторона пошла на подписание мира.

31. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке: «Реформа П.А. Столыпина закладывала основы для стабильного развития русской деревни».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

32. Сравните внутреннюю политику Александра III и Николая II. Самостоятельно сформулируйте линии (критерии) сравнения. Приведите две общие характеристики и два различия. Ответ оформите в виде таблиц.

Общее

Линии (критерии)

сравнения

Внутренняя политика Александра III и Николая II

Различия

Линии (критерии)

сравнения

Внутренняя политика Александра III.

Внутренняя политика а III и Николая II .

33. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1).1894-1917гг; 2). 1914-1918гг; 3) 1905-1907гг.

В сочинении необходимо:

Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.

В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду

Пособие предназначено для эффективной подготовки к Единому государственному экзамену по истории. Оно включает разнообразные материалы для выполнения всех типов заданий и особенно заданий части 3(C), требующих от выпускника умения формулировать собственную позицию, используя для аргументации различные исторические сведения и оценки, а также умения составить портрет исторического деятеля любой эпохи (задание С6).
Пособие адресовано учителям и методистам, а также учащимся старших классов для самоподготовки к экзамену.

Павел I.
1754-1801
В 1742 г. императрица Елизавета Петровна издала Манифест о назначении наследником престола своего племянника. Карл Петер Ульрих (впоследствии император Петр III) был сыном дочери Петра I - Анны и доводился внуком по женской линии Петру I, а по мужской линии - внучатым племянником шведскому королю Карлу XII.

Невестой Петру Елизавета выбрала Софию Фредерику Августу, принцессу Анхальт-Цербстскую, нареченную в России Екатериной Алексеевной. Лишь через 10 лет после вступления родителей в брак, 20 сентября 1754 г., родился сын - Павел. По случаю рождения великого князя устраивались многочисленные торжества - балы, фейерверки, маскарады, которые продолжались почти год. Императрица пожаловала матери новорожденного 100 тыс. рублей, которые лично поднесла ей на золотом блюде.

Бездетная Елизавета Петровна решила воспитывать внука сама и... отняла ребенка у родителей, несмотря на переживания Екатерины. Лишив Павла необходимой малышу родительской ласки, Елизавета приставила к нему многочисленных невежественных бабок, которые, требуя послушания, его нередко запугивали. От звука хлопнувшей двери малыш прятался под стол. Доставшиеся Павлу в наследство от отца повышенная нервозность и раздражительность усиливались, веселье быстро сменялось слезами, неровным было и отношение к окружающим людям.

Содержание
Павел I
Александр I
Николай I
Александр II
Александр III
Михаил Михайлович Сперанский
Алексей Андреевич Аракчеев
Александр Христофорович Бенкендорф
Константин Петрович Победоносцев
Алексей Петрович Ермолов
Михаил Александрович Бакунин
Александр Михайлович Горчаков
Павел Михайлович Третьяков
Николай II
Сергей Юльевич Витте
Петр Аркадьевич Столыпин
Александр Федорович Керенский
Лавр Георгиевич Корнилов
Александр Васильевич Колчак
Антон Иванович Деникин
Нестор Иванович Махно
Михаил Васильевич Фрунзе
Василий Иванович Чапаев
Владимир Ильич Ленин (Ульянов)
Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили)
Никита Сергеевич Хрущев
Георгий Константинович Жуков
Леонид Ильич Брежнев
Алексей Николаевич Косыгин
Юрий Владимирович Андропов
Константин Устинович Черненко
Михаил Сергеевич Горбачев
Борис Николаевич Ельцин
Список литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ, История России, Исторические портреты, XIX-XX века, Чернова М.Н., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ЕГЭ 2019, 100 баллов, История России, Исторические портреты, XIX-XX века, Самостоятельная подготовка, Чернова М.Н.
  • ЕГЭ 2019, История, Тематический тренажёр, История российской культуры, Задания с иллюстративным материалом, Гевуркова Е.А., Чернова М.Н.
  • ЕГЭ 2018, История, Тематический тренажёр, История российской культуры, Задания с иллюстративным материалом, Гевуркова Е.А., Чернова М.Н.

Для подготовки можно использовать любой действующий комплект учебников для школы, имеющих рекомендательный гриф Минобрнауки России

Литература для подготовки:

1. История России. Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. - М.: Проспект, 2014
2. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. История России 1682–1861. Экспериментальное учебное пособие для средних школ. М., 1996.
3. Борисов Н.С. Политика Московских князей (конец XIII – первая половина XIV в.) М.: МГУ, 1999. - 391 с.
4. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.): Курс лекций. М., 1998 [М., 1999; 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2001]. – 399 с.
5. История России XIX- начала XX века/ Под ред. В. А. Федорова: Учебник - 3-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 752 с. - (Классический университетский учебник).
6. Моряков В. И., Фёдоров В. А., Щетинов Ю. А. История России: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. 6-е изд., исправленное и дополненное. М.: Изд-во МГУ, 2004. - 506 с.
7. История России с древнейших времен до конца XVIII века. Учебник. Под ред. Б.Н. Флори. М. 2010.
8. Моряков В.И. История России IX–XVIII вв. М.: Филол. о-во "СЛОВО"; Эксмо, 1994. - 448 с.
9. Россия при Петре I; Россия при преемниках Петра // История России XVIII–XIX веков: Учебное пособие. Под ред. акад. Л.В. Милова. М.: Эксмо, 2006. 20 п.л.
10. Милов Л.В. Отв. ред.: История России с древнейших времен до начала XXI века: учебное пособие / под ред. акад. Л.В. Милова. В 3-х т. / М.: Эксмо, 2006. 147 п.л.

  • Том 1. История России с древнейших времен до конца XVII века.
  • Том 2. История России XVIII–XIX веков.
  • Том 3. История России ХХ - начала XXI веков.

11. История современной России. 1985-1994. М., «Терра»,1995
12. А.Г.Голиков, Т.А.Круглова. Методика работы с историческими источниками. Под редакцией проф. А.Г.Голикова. М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 224 с.
13. История России. Учебное пособие. В 3 ч. Ч. 1: Древняя Русь – эпоха Екатерины II / Т.В.Черникова; под общ. ред. В.И.Уколовой; МГИМО(У) МИД России, каф. всемирной и отечественной истории. – 2-е изд. - М.: МГИМО-Университет, 2009.
14. История России. Учебное пособие. В 3 ч. Ч. 2: Российская империя в XIX – начале XX века / Я.В.Вишняков; под общ. ред. В.И.Уколовой;МГИМО(У) МИД России, каф. всемирной и отечественной истории. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МГИМО-Университет, 2009.
15. История России. Учебное пособие. В 3 ч. Ч. 3: Двадцатый век: 1914-1991 гг. В 2-х кн. Кн. 1 / М.Ю.Мягков, О.Г.Обичкин; под общ. ред. В.И. Уколовой; МГИМО(У) МИД России, каф. всемирной и отечественной истории. – 2-е изд. - М.: МГИМО-Университет, 2012.
16. Айрапетов, О.Р. Внешняя политика Российской империи 1801-1914 гг. М.2006.
17. Борисов, Н.С. Иван III (серия «ЖЗЛ») М., Молодая гвардия,2006
18. Вдовин, А.И. История СССР от Ленина до Горбачева. 2-е изд. М., 2014.
19. Захарова, Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. М.: РОССПЭН, 2011.
20. Корнилов, А.А. Курс истории России XIX века / Александр Корнилов; [Вступ. ст. А. А. Левандовского]. - М. : АСТ: Астрель, 2004.
21. Павленко, Н.И. Петр I. - М.: Мол. гвардия, 2000. - 428 с
22. Рыбаков, Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII веков. М.,1982
23. Скрынников, Р.Г. Россия накануне «Смутного времени». М.: Мысль, 1981
24. Флоря, Б.Н. Иван Грозный. - Изд. 3-е. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 482 с.
25. Уколова В. И. История Древнего мира. Книга для чтения М.: РОСМЭН, 2004.
26. Данилевский И. Н. Русь древняя и средневековая: Экспериментальное учеб. пособие. М., 1996 .
27. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века: История. Историк. Документ. Экспериментальное учебное пособие для старших классов. М., 1994. 2-е изд.: М., 1996.
28. Немировский А. И., Ильинская Л. С., Уколова В. И. Античность: история и культура: Пособие для учащихся ст. классов общеобразов. учреждений. В 2-х т. М.: Аспект Пресс, 1994. 4-е изд. М.: ТЕРРА, 1999.

Интернет ресурсы.

История России:

1. Проект «ХРОНОС »
2. Российский общеобразовательный портал. Коллекция: исторические документы
3. Исторические источники на русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова)
4. История Военного Дела : исследования и источники
5. Материалы русской истории
6. «История России XIX век »
8. HistoryLinks.Ru каталог исторических сайтов
9. Раздел Блога школьного

История России 20 век: как выучить?

Всем доброго времени суток! На линии Андрей Пучков. Сегодня мы поговорим о наверное самом непростом времени за всю историю России — 20 веке. Двадцатый век в истории России — по праву самый сложный из всех веков, потому что о нем больше всего известно: существует больше открытых документов. Хотя, конечно, не счесть и засекреченных материалов.

Когда я учился в вузе, преподаватель говорил, что только по Великой Отечественной войне 95 % всех документов засекречено. Можете себе представить! А ведь прошло уже более 75 лет!

Перед каждым абитуриентом встает вопрос: как же выучить историю России в 20 веке? Как объять такую гору материала? Вот несколько моих рекомендаций...

Во-первых , надо грамотно делить учебный материал на части, и работать с каждой частью отдельно. Вот готовые хронологические блоки, по которым можно выучить 20 столетие в истории России:

Россия с 1894 по 1917 год

Узловыми точками здесь будут три революции: первая (1905—1907), февральская (февраль—октябрь 1917 года) и собственно, октябрьская. Важно уловить логику отечественной истории в этом периоде: все действия до Первой русской революции были ее причинами. Не забывайте правильно запоминать последовательность исторических событий.

Гражданская война 1918 по 1922 годы . В истории России 20 столетия этот период для абитуриентов самый сложный. И это неспроста: ведь силы, противостоящие большевика в были разрознены, а тесты егэ заставляют абитуриента знать все основные направления, военачальников Гражданской войны и многое другое. Для изучения этой темы крайне рекомендую обратиться к статье по линку, а также дочитать эту заметку до конца.

Советский период. Этот период также следует разделить на части: НЭП, Сталинизм (1927 — 1953), период , , . Каждый из этих периодов надо учить не отдельно, а понимать, что все они связаны. Надо найти те сквозные проблемы, которые пронизывают всю эпоху истории России в 20 веке и держаться этих проблем. Ведь зачастую абитуриенты учат фрагментарно, забывая запоминать логику развития событий.

Период новейшей истории России с 1991 по 2014 годы . Сложность этого периода в том, что здесь много хаоса. Практически столько же, сколько в Гражданской войне. Поэтому эта тема крайне трудно дается абитуриентам. Между тем выход есть и его я предложил в заметке .

Во-вторых , при изучении отечественной истории 20 века надо знать достаточно много персонажей не только из истории России, но и из зарубежной истории. Достаточно часто встречается в тестах ЕГЭ Уинстон Черчилль и Т. Рузвельт: надо писать по ним исторический портрет. Это конечно жестко, если вспомнить, что в школах едва-едва не хватает часов на изучения собственно отечественной истории. Отсюда выход: персонажей надо учить неразрывно с событиями.

К примеру, изучаете вы Историю открытия второго фронта в , так и загляните в биографию У. Черчилля и Т. Рузвельта. Тогда у вас в памяти эта история Второго фронта будет ассоциироваться с этими персонажами! Построение ассоциаций — мощь! Также прочитайте статью про то, как улучшить память.

В-третьих , ! Повторяйте уже пройденный материал: лучше всего рассказать все устно другу, подруге, маме, папе, учителю в школе, репетитору. Чтобы вас выслушали. Желательно, чтобы человек, которому рассказываете, был, что называется «в теме».

Т огда он сможет обращать ваше внимание на упущенные вами факты и вы их будете вносить в поле внимания своей памяти. Думаете почему преподаватели так хорошо знают историю? Да потому что постоянно, из года в год рассказывают ее внимательно слушающим людям — своим ученикам. Используйте это!

Устный рассказ также учит логике изложения, логике запоминания.

Думаю, вам стало понятнее, как выучить историю России 20 века. Однако это ещё не все. В марте стартовал мой новый курс повторения «Сквозные темы: подготовка к ЕГЭ по истории на 100 баллов».

Собственно именно поэтому вы и легко выучите этот непростой период Отечественной истории. Стоимость курса учитывает от 4 до 8 таких консультаций. На самом деле, это вообще халява, друзья. Ведь работа репетитора по этой теме будет стоить вам в пять-семь раз дороже. Но халява будет халявой только до 2 сентября, так что успевайте.