Биографии

Что значит настоящий человек классный час. Классный час в начальной школе. Легко ли быть хорошим. Заключительное слово учителя

Классный час «Будь человеком -Человек».

Цель: Расширить представления о человеке

Задачи: -помочь учащимся составить представление о положительных и отрицательных качествах, задуматься о своем месте в жизни,

Способствовать формированию у учащихся правильного отношения к нравственным ценностям.

-развивать умение анализировать свои внутренние качества.

Развивать умение слушать и слышать себя и других, определять свои недостатки и достоинства.

Форма проведения: беседа с элементами тренинга.

Оборудование: солнечный круг, желтые полоски-лучи, фломастеры, клей-карандаш,макет часов, детали часового механизма, весы, гирьки, картон, конверты,цветные картинки, символизирующие круг социальных связей и отношений, аудиомагнитафон, аудиозапись.

(Дети сидят по группам)

Ход классного часа:

1. Разговор учащихся (выходят с разных сторон к доске)

Учитель. Как вы думаете, ребята, что для человека в жизни самое главное ?

1-й ученик. Я думаю, сила и смелость. Ведь сильный человек может сделать все, что захочет.

2-й ученик. Нет, мне кажется, что главное для человека - быть умным. Умный человек сумеет избежать неприятностей, все точно рассчитает.

3-й ученик. Мне бы хотелось, чтобы все люди были добрыми и помогали друг другу.

4-й ученик. Я считаю, что главное в жизни - быть Человеком.

5-й ученик. Как это? Ведь мы и так все люди. Мы уже ими родились. Что – то я не понимаю?

Учитель А правда, ребята, что значит быть Человеком? Каким же в этой жизни быть, чтоб званье Человека заслужить? Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Они пытались понять: что значит быть человеком, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее надо прожить, чтобы оправдать это звание _ Человек. Давайте и мы сегодня на занятие поразмышляем над вопросом – что значит быть человеком.

Чем кроме внешних признаков должен обладать человек?

Обведите свою ладошку.

Над каждым пальчиком ладошки надписать те качества, которыми вы обладаете пользуясь словариком качеств.(дети зачитывают свои ответы)

-Все люди разные, у каждого есть свои особенности и черты характера . Набор их достаточно сложен и делает каждого человека личностью .

2.Формулирование темы классного часа.

Вы, конечно, назвали в основном хорошие качества, но только ли положительные качества есть в человеке?

А какие еще?

Конечно, человек обладает не только положительными, но и отрицательными качествами. Иногда бывает сложно оценить себя, свои поступки и окружающих. Дать правильную оценку невозможно без сравнения себя с другими людьми. Зная себя, лучше поймешь других.

3. Проблема выбора. (На столе стоят весы, в процессе беседы ученики расставляют гири на чаши весов)

Многое ли может сделать человек в вашем возрасте?

Вы можете посадить дерево ? (учитель ставит гирьку на чашу весов, где обозначены хорошие поступки).

А можете его и сломать?

Можете ли вы обидеть друга ? (учитель ставит гирьку на другую чашу весов, где обозначены плохие поступки)

Защитить слабого?

Помочь решить задачу другу? (учитель ставит гирьку на чашу весов, где обозначены хорошие поступки)

Дать списать домашнее задание? (учитель ставит гирьку на другую чашу весов, где обозначены плохие поступки)

Порвать книгу? (учитель ставит гирьку на другую чашу весов, где обозначены плохие поступки)

Смастерить кормушку? (учитель ставит гирьку на чашу весов, где обозначены хорошие поступки)

От того,какой поступок совершит человек зависит и тот след , который он оставит в этом мире. На данный момент чаши весов уравновешены. Какая чаша перевесит,решать вам. Выбор делаете вы. Помните, если в человеке преобладают отрицательные черты характера, то его жизнь может измениться в худшую сторону. Они обязательно окажут плохое влияние на отношения с окружающими людьми, наверняка помешают спокойной счастливой жизни и умению радоваться каждому прожитому дню.

4. Добрые поступки.

Итак, каждый человек несет ответственность за свои поступки . А «Я» -маленькая частичка, подобная шестеренке в часовом механизме. Стрелки часов движутся, и вся наша жизнь - это бесконечное движение, действие.

Вспомните, какие хорошие поступки вы совершили в ближайшее время для школы, дома, для товарищей.

(Ребята рассказывают о добрых поступках . В процессе беседы, учитель крепит к макету часов детали часового механизма, их столько, сколько добрых дел учащиеся назовут.)

- Что чувствовали люди, которым вы делали добро?

Что чувствовали вы сами . (Радость, счастье, восторг, умиление ) .

- Как приятно, когда с тобой рядом столько вежливых, воспитанных людей, которые в трудную минуту придут на помощь, помогут решить какую-то проблему, помогут всегда добрым словом и делом, которые знают, что такое хорошо и что такое плохо.

Учитель обращает внимание учащихся на часовой механизм, который получился в ходе беседы.

Посмотрите, какой сложный механизм у часов. Каждая шестеренка выполняет свою роль. Сложный механизм не только у часов, давайте в этом убедимся.

5. Создание коллажа.

Задумывались ли вы,каково место каждого из нас в этом мире?

По мере взросления круг вашего общения расширяется

Кто и что вас в этом мире окружает? (родители, одноклассники, друзья, учителя, увлечения,хобби)

В этих социальных отношениях человек и проявляет свою личность, свое Я .

Я предлагаю вам конверты с набором различных картинок, символизирующих круг ваших социальных связей и отношений. Создайте коллаж на тему «Я в этом мире». Себя вы можете обозначить условно фигуркой, символом.

Учащиеся создают коллаж под песню «Ты человек » из к/ф «Приключения Электроника»

А теперь давайте посмотрим, как многогранен наш мир, и где вы в нем.

(Учащиеся раскладывают свои работы на столе, таким образом создаётся большая единая картина.Учитель кратко беседует с каждым, ученики расссказывают, почему они выбрали именно такие картинки для изображения своих увлечений).

Человек представляет из себя ничто иное, как сумму всех его отношений с окружающими его людьми . Какие мы есть в этих отношениях, такие мы и как личности, такое наше «Я».

7. Подведение итогов.

Итак, ребята, мы сегодня искали свой путь понимания кто таков - человек и каково его место в этом мире.

Мир, который нас окружает, СОВРЕМЕННЫЙ МИР, сложен и труден. Нужно быть очень сильным, умным, сообразительным, чтобы жить в нем.

Тема эта необъятна, но думается, что некоторые полезные вещи вы почерпнули из нашей встречи.

Рефлексия: Подойдите, пожалуйста, ко мне. Закройте глаза и протяните свои ладошки! У каждого в ладони горошина. На что она похожа? (на планету Земля). Именно такой горошиной она видится из Космоса. Таким же маленьким пока является ваш мирок, ваше Я. Маленьким, хрупким, но таким красивым. Каким станет этот мир в будущем, зависит теперь только от вас. Всё в ваших руках!

Что значит быть человеком?

-Это других уважать,

Это значит слово

- делом подтверждать.

Это не говорить,

что дела нет мне до болей других.

Это пожертвовать личным,

ради спасенья других.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:

скромный

умный

честный

откровенный

искренний

уверенный в себе

решительный

целеустремлённый

собранный

смелый, храбрый

уравновешенный

спокойный, хладнокровный

добрый

отходчивый

щедрый, великодушный

изобретательный, находчивый, сообразительный

благоразумный, рассудительный

здравый, здравомыслящий

уступчивый, сговорчивый

трудолюбивый

кроткий, мягкий

заботливый, внимательный к другим

сочувствующий

вежливый

бескорыстный

милосердный, сострадательный

остроумный

весёлый

жизнерадостный, бодрый

серьёзный

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:

самодовольный, тщеславный

Предварительный просмотр:

Стрижак И.А.

ГУ «Новоколутонская средняя школа»

Классный час проведен в рамках празднования Дня Первого Президента Республики Казахстан в 5-7 классах

Тема Что значит быть хорошим человеком
Цель: Формировать правила поведения в обществе; воспитывать уважение к людям. Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость. Учить учиться самостоятельному выполнению заданий. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Задачи:

1. Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту, терпимость к чужим мнениям и верованиям, сопереживание; развивать логическое мышление, делать вывод.
2.Формирование умения аргументировать свою точку зрения. Работать над выработкой положительных черт характера.
3.Воспитывать чувства товарищества и дружбы, взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

Форма проведения : беседа, игра, рисование, тестирование, минутка тишины.

Оформление:

  1. Кроссворд
  2. Рисунки
  3. Народная мудрость
  4. Выставка книг

Ресурсы: заготовки для рисования, тест, памятки, музыкальный центр

Структурные элементы классного часа:

  1. организационный момент (1 мин.);
  2. вступительное слово ведущего (2 мин.);
  3. игра (2 мин.);
  4. кроссворд (3 мин)
  5. беседа о нравственных качествах человека (4 мин)
  6. конфликты (4 мин.);
  7. рисунок (5 мин.);
  8. тест (4 мин.);
  9. релаксация(4мин);
  10. заключение (3 мин.)

Ход классного часа.

1.Организационный этап.
Классный руководитель

Наш классный час называется «Что значит быть хорошим человеком» и посвящен он Международному Дню ребенка.

Давайте разучим новую игру, которая называется «Здравствуй, друг!». Для этого нам нужно встать в круг, взяться за руки, рассчитаться на «первый» и «второй» - это является сигналом для начала игры. По команде хором проговариваем:

Здравствуй, солнце

Я твой лучик.

Здравствуй, я -

От сердца ключик.

После этих слов «первые» номера поворачиваются налево ко «вторым» номерам, при этом глядя в глаза своему партнеру и проговаривая:

Здравствуй, друг!

Здравствуй, друг!

Ты прекрасней всех вокруг!

Затем «первые» номера поворачиваются ко «вторым» номерам справа относительно них, глядя им в глаза и проговаривая все те же слова:

Здравствуй, друг!

Здравствуй, друг!

Ты прекрасней всех вокруг!

Классный руководитель

Мы с вами сегодня ответим на вопрос: Что значит быть хорошим человеком?
Это и есть цель классного часа.
Чтобы было нам с вами легче общаться, мы объединимся в команды (по классам)
Я прошу подойти по одному ребенку - выбрать название вашей команды.
Доброжелатели Добропорядочные Добросовестные Добросердечные

В названии ваших команд есть что-то общее. Что это?
Что значит доброта? Как вы понимаете это слово?
Дети отвечают (каждая команда).
Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах. А что значит добро для вас? (Ответы детей.)
Верно, это всё хорошее, доброе, красивое. А зло? (Ответы детей.)
Это нечто противоположное добру: это беда, несчастье, всё плохое.
Мы живём с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта.
Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.
ученик

“Доброта”
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
добрый вечер, ночь добра,
было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты.
Учитель Доброта - стремление человека дать счастье всем людям. В этом нам поможет наше воображение, память, внимание.
ученик
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Как вы понимаете слова: «рвануться на выручку нужно» ? (ответы детей)

Правильно. Помните, что доброта, милосердие вырабатывались в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас. Еще Кыргызский легендарный герой Манас завещал, что все должны жить дружно.
Добро и Зло - это главные, основные понятия морали (нравственности). Все, что помогает человеку и природе, идет им на пользу, - добро . Что вредит этому - зло . Высшее проявление добра мир и любовь: к Родине, к матери, другим людям близким и далеким, к живым и мертвым, к делу, природе и др. Высшее проявление зла - война, убийство.
Классный руководитель

Ребята, а приходилось ли вам в жизни встречаться со злыми людьми? Нарисуйте злого человека. (на заготовках рисуют)

Покажите свои работы друзьям. Нравятся ли вам эти лица? Когда вы рисовали их, что творилось у вас в душе? Что вы чувствовали? Почему? Почему человек может обижаться, злиться?

Анкетирование (индивидуальные листы)

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов

I. Часто ли возникают у тебя конфликты со сверстниками: а)почти всегда б)довольно часто в)иногда г)редко

II. Кто является инициатором данных конфликтов? а)я б)другой человек

III. Что является причиной данных конфликтов? а) грубое отношение, оскорбление, б)Стремление быть занять лидирующее отношение в группе, авторитет среди сверстников;

В) несправедливый поступок, обман Г) несовпадение точек зрения на что-либо д)другое

IV. Долго ли длятся твои конфликты со сверстниками? а)довольно долго б) нечто среднее

в) быстро заканчиваются

V. Кто чаще идет на примирение в конфликтах ? а)я, б) другой, в) оба

VI. Каково твое поведение в конфликте? а) перестаю общаться б) грублю, обзываюсь в) дерусь

г)стараюсь настроить против своего оппонента других детей и взрослых

В чём же вред конфликтов? (ответы детей)

  1. Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
  2. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
  3. В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.

Очень часто в последнее время конфликтные ситуации заканчиваются суицидом. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать различные конфликты.

Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы - это фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!"

Наоборот, просто волшебное действие производят слова: "мне кажется", "может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т.д.

Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. Носить в себе, а тем более "холить и лелеять" обиду нельзя: душа ожесточится, а обида будет "разъедать" вас изнутри, подобно ржавчине. Конечно, это очень трудно – простить. Нам иногда кажется, что на обиду и зло надо отвечать злом. Но это не так. Уметь прощать – это удел сильных людей. Научитесь быть сильными! Научитесь любить и прощать!

Отсутствие вредных привычек, сильный характер дают вам возможность интересно жить в обществе, приносить пользу людям
Классный руководитель

Человек, который делает доброе другим, чувствует себя счастливым, себялюбец - несчастен. Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остается один, когда приходят тяжелые жизненные испытания.
- Каким делает человека доброта?
- Какой человек может быть добрым?
- Как вы думаете, какие привила доброты необходимо выполнять, что бы быть добрым?
Рассуждения учащихся:
- Сможет ли в наших условиях выжить добрый человек, не смотря даже на малейшее зло?
- Сможет ли добро когда-нибудь окончательно победить зло?
- Чем можно отомстить своему врагу (стараться делать побольше добра)
Добрый человек- это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми. Добрый человек любит природу и бережёт её.

Нарисуйте такого человека. Покажите его друзьям. Нравится ли он вам?
А какие добрые, «волшебные слова» звучат в нашей речи? Часто ли вы употребляете добрые слова? Как вы думаете, зачем? (Ответы детей).
- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе? (Ответы детей.)
Как вы думаете, легко ли быть добрым? Что для этого нужно делать?
ученики

Добрый день.
- Добрый день!- тебе сказали.
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали-
Теплоты и доброты.
Доброго пути.
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему- нибудь.
Здравствуйте.
- Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
- Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Спасибо.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы-
Кому сказали, сколько раз?
Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал- забывать.
Но если я всё же забуду-
Простите, я больше не буду.
Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»-
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Добрые слова.
Эти слова всем известны давно,
Видишь- они просты и не новы.
Но я ещё повторю всё равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!


классный руководитель

Ну вот, «волшебные слова» мы вспомнили. А сейчас я прочитаю вредные советы. Внимательно прослушайте стихи и скажите, что в этих советах неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.

1-й совет.
Если ты пришёл к знакомым-
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
2-й совет.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома-
пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
3-й совет.
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла…
4-й совет.
Если к папе или к маме
Тётя взрослая пришла
И ведёт какой-то важный
И серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой, сдавайся! Руки вверх!»
5-й совет.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.

Можно ли следовать этим советам?

Классный руководитель

Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на рисунки на доске. Как вы думаете, можно ли ребят, изображенных на рисунках, назвать хорошими людьми? Почему?

На выставке книг мы подготовили книги о хороших людях. Как вы думаете, почему на первую полочку мы поставили книгу о Н.А. Назарбаеве. (мнения детей)

С детских лет надо учиться доброте, чуткости, вежливости, уважению, потому что вы – будущее нашей Родины, и вам строить новую жизнь. Научитесь любить окружающих вас людей. Будьте добрыми и человечными. Давайте прикрепим на доску добрые лица, которые вы нарисовали! Смотрите, как нас много!

Наедине с собой. (в сопровождении мелодии «Одинокий пастух»)

Ребята, сядьте поудобнее. Закройте глаза. Расслабьтесь. Представьте себе, что вы очутились на цветочной поляне. Лучи солнца согревают всех детей Земли. Свет солнца дарит мир всему окружающему (пауза). От лучиков солнышка все становится ласковым и дружелюбным (пауза). Свет солнца проникает в наше сердце, соединяется с нашими самыми добрыми и нежными чувствами (пауза). Любовь в нашем сердце растет, она становится все больше и больше. Нашу любовь мы посылаем своим близким и родным, своим друзьям, знакомым и незнакомым людям. (пауза). Все близкие и родные, друзья и знакомые, все окружающие принимают нашу любовь. Они становятся добрее и лучше. И это правда. От этого нам становится приятно и легко. Запомним это чувство (пауза). Улыбнемся миру (пауза). Улыбнемся друг другу и пожелаем мира, согласия себе и другим. Дарите свою любовь не только в своих мыслях, а всегда делайте так, чтобы окружающие вас люди ее чувствовали! Открывайте свои глаза. Вы молодцы!


Итог.

Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные, чтобы эти отношения у вас остались надолго. Ребята, все вы должны оставаться друзьями. Когда вы закончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, капитанами… Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться.
Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу! На память о классном часе я дарю вам памятки «Все в твоих руках!»

(пока раздаем памятки, звучит притча «Все в твоих руках»)


Тема: Классный час-притча « Я среди людей».

Цель: развитие социальной восприимчивости, навыков взаимопонимания между людьми.

1. познакомить учащихся с понятием « культура мира» и раскрыть его составляющие;

2. показать значимость образования в формировании у учеников положительной Я - концепции, позитивного отношения к окружающим людям;

3. продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся

Оформление: проектор, ноутбук, видеоролик «Река жизни», презентация, душевная мелодия, 2 нарисованных костра, слова на карточках, 4 свечи (надежда, спокойствие, вера, любовь), плакат с темой занятия, зелёные горошки, лист с изображением человечка.

Ход классного часа

    Вступительное слово учителя

Звучит душевная мелодия.(1 слайд)

Доброе утро. Сегодня мы с вами проведём не совсем обычный классный час. Я надеюсь, что вы будете активно рассуждать, обсуждать, выдвигать свои мнения. Ровный, спокойный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепят наши отношения. И хотелось бы зажечь свечу, раз надеюсь, то свечу надежды.

Зажигается 1-я свеча надежды

Сегодня наш классный час – притча. (2 слайд)

Что такое притча? (короткий назидательный рассказ в иносказательной форме , заключающий в себе нравственное поучение). Мы поведём серьезный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям.

Попрошу подойти ко мне. Протяните свои ладони. Я кладу в них горошины и прошу внимательно их рассмотреть.

(3 слайд) - Скажите, на что похожи эти горошины? (Ответы детей.)

(4 слайд) Горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса.

Присаживайтесь. А теперь закрыли глаза и пофантазируем, поразмышляем о том, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой копии планеты Земля.

(5 слайд) Звучит запись шума ветра, морских волн, грома, молнии, капель дождя.

Что представили, что увидели? (Ответы детей.)

Обобщение: как на земле происходят разные природные явления, так же человек сталкивается с социальными природными явлениями среди людей.

2. Введение в тему.

Человек среди людей. Рассмотрите схему-карту (слова, поделённые на 2 сектора «я», «люди») (6 слайд)

Ребята, а кто знает, сколько таких «я» живет на Земле? (Дети высказывают свои предположения.)

На нашей планете пять миллиардов жителей. Это очень много. Но каждый человек - это целый мир.

Может ли человек прожить один? Почему?

Кого мы видим на планете рядом с собой?

(Учащиеся высказывают свое мнение).

Что бы вы вложили в понятие «Я среди людей»?

(Друзья, семья, родственники, школа и одноклассники, соседи, окружающие нас люди).

На доске появляется схема: Друзья, семья, родственники, школа и одноклассники, соседи, окружающие нас люди.

Мы все друг на друга похожи?

(Чем-то похожи, но мы не найдем двух совершенно одинаковых людей. Каждый стремиться стать лучше).

Мы подчеркнули, что на Земле проживает 5 миллиардов жителей, и всем им хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи. Как вы думаете, почему люди между собой враждуют? (Ответы детей)

Обобщение: существует два мира: мир любви, добра и мир пошлости, глупости. Каждый человек должен решить сам, в каком мире ему жить, какой мир строить.

Коррекционное упражнение:

В конверте даётся задание (распределить по группам и объяснить):

1 группа: 3 вещи, которые ненадёжны в жизни (власть, удача, состояние), 3 вещи, которые не следует терять (спокойствие, надежду, честь);

2 группа: 3 вещи, которые разрушают человека (вино, гордыня, злость), 3 вещи, которые определяют человека (труд, честность, достижение)

В каком мире легче жить? (в мире любви и добра)

Зажигается 2-я свеча любви (обучающимся)

Обобщение: от вас самих зависит, как будут складываться отношения с людьми. Люди во все времена пытались выработать универсальные правила взаимоотношения людей.

(7 слайд) Прочитайте цитату из Библии: «Не поступай с другими людьми так, как не хотел бы, чтобы они поступили по отношению к тебе».

Почему люди знают, как нужно поступать, а поступают наоборот?

Давайте поразмышляем: какой я, что во мне хорошего и что бы вам хотелось исправить? (Дети размышляют.)

Обобщение: идеальных людей не бывает, но в каждом человеке есть что-то хорошее. Очень важно учиться видеть это хорошее не только в себе, но и в окружающих людях. Не поступайте с людьми так, как не хотели бы, чтобы они поступали по отношению к вам.

Жертвенные костры.

Вы наверное обратили внимание на то, что у нас в классе пылают костры (на доске нарисованы 2 костра, звучит лирическая музыка / (8 слайд)

Это не просто костры – это « костры жертвенности ».

Как вы думаете, почему их так назвали?

Что значит слово « жертва », «пожертвовать»? (учащиеся ищут значение слов в толковом словаре)

Это значит отказаться от чего-то, принести в дар «безвозмездно!»

Каждый язык пламени олицетворяет жертвенный поступок человека ради

кого-то другого.

Подумайте, как и чем вы пожертвовали или собираетесь пожертвовать ради

своей семьи, своих родителей, близких людей? (дети подбирают на каждом языке пламени жертвенного костра поступки детей).

А чем родители, близкие жертвуют для вас? (подбирают слова на пламени поступки родителей)

1 костёр – детей : друзьями, интересами, игрушкой, мечтами.

2 костёр - родителей: карьерой, желаниями, работой, свободным временем, здоровьем, жизнью.

А теперь сравните, чей костёр горит ярче?

Кому вы должны отдать свою благодарность и любовь?

А может ли поменяться положение? Как? Когда? (высказывания детей)

Обобщение: Поэтому прислушиваться совету старших необходимо. Они мудрее и опытнее.

Прочитайте пословицы, объясните:

"Старое дерево, только опираясь на молодое, может жить долго".

"Пред старцами - молчание, пред мудрыми – послушание, с равными дружбу иметь,

с младшими - дружелюбное согласие".

Зажжём 3-ю свечу, чтобы вера в себя, в своих близких всегда сопровождала нас.

Зажигается 3-я свеча вера (обучающимся)

Как узнать о человеке вообще (по его делам, поступкам) да, но это может проявиться только в обществе.

Как человек может познать себя? (в обществе, в сравнении с другими людьми).

Что нужно сделать, чтобы стать интересным человеком? (Запоминать побольше веселых историй. Много читать. Смотреть познавательные программы. Научиться мастерить всякие поделки.)

Как воспитать характер? Попробуйте ответить на этот вопрос, продолжив предложение: «Воспитание характера - это…(искоренение плохих черт характера, выработка хороших, избавление от вредных привычек, овладение в совершенстве каким –либо делом….)

Всё, что мы сейчас перечислили, называется самовоспитанием и требует постоянного напряжения воли.

Что значит воспитанный? (соблюдающий правила приличия).

Признаки воспитанного человека.

Задание: перед вами на листе бумаги нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека (от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека)

(Защита проекта)

Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, рот - поглощать пищу, все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо и радостно.

А на ваш взгляд, каким должен быть член нашего классного коллектива?

Обобщение: Т.е., воспитанный – это нравственный человек. А нравственный - это обдуманный, внутри него спокойствие. Если человек не спокоен, то он становится злобным, отчаянным. Точно также и в мире. На мирной Земле легче, счастливо живётся, также как и в мирном обществе.

Зажигается «Свеча спокойствия»

Обратите внимание на слова мудрой китайской пословицы:

«Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый – в других». Объясните.

Очень важно помнить, что любой поступок имеет последствие или результат!

Умейте вовремя принести свои извинения людям, ведь мы с вами живем в обществе среди людей. Жить в обществе - это значит преподнести себя, обращая внимание, прежде всего на себя и на свои поступки. Все Люди очень разные. И чтобы жить рядом с ними, надо уметь вести себя так, чтобы всем с вами было хорошо, приятно, удобно. Тогда и вам будет легко с окружающими.

Вежливость и воспитанность ценились с давних пор.

(9 слайд) Еще во времена Петра 1 существовала книга о культуре поведения «Юности честное зеркало», в которой были слова: «Вежливому быть не убыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван»

Если следовать этим правилам, то можно избежать конфликтов и достичь успеха в обществе. Есть такие тонкие и нежные, сильные и мужественные, несгибаемые понятия – честь и достоинство человеческой личности.

Скоро вы выйдете из стен школы. Кто-то ставит конкретные цели и будет достигать их, а кто-то будет довольствоваться «что жизнь даёт, тем и буду пользоваться». Посмотрите видеоролик-притчу «Река жизни»

Просмотр видеоролика-притчи «Река жизни» (10 слайд)

Чему учит эта притча?

Кто на ваш взгляд река? С чем сталкивается она? А как суметь выжить среди людей?

Упражнение «Закончи предложения»

Участники по карточкам заканчивают предложения:

Я очень хочу, чтобы в моей жизни было...

Я пойму, что счастлив, когда...

Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)...

Обобщение: В жизни человек часто встречает красоту и подлость, радость и горе, любовь и предательство. Можно по- разному определить цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека – надо прожить свою жизнь с честью и достоинством. Ребята! Мы живем среди людей, а поэтому совершайте нравственные поступки по отношению друг к другу и по отношению ко всем людям.

(11 слайд)Звучит мелодия

Давайте посмотрим еще раз на ту горошину, которую каждый из вас получил в начале классного часа. Сумели ли вы ее сохранить? Сделать это было сложно: горошина могла потеряться, разломиться на части. Так же трудно сохранить добрые отношения в коллективе. Для этого нужно быть очень внимательным и бережливым.

Я хочу, чтобы вы научились беречь мир внутри себя. Если вам будет одиноко, возьмите вашу горошину, посмотрите на нее, вспомните наш сегодняшний разговор. Может быть, вам станет чуть-чуть радостнее и спокойнее. Я желаю, чтобы внутри вас всегда горели (подойдя к свечам) свеча надежды, любви, веры, спокойствия.

Классный час на тему: «Как стать лучше?»

Цель: содействовать стремлению учащихся к самопознанию и самовоспитанию.

Оборудование : листы с перечнем нравственных качеств личности по количеству учащихся.

План классного часа.

  1. Вступительная беседа.
  2. Мини – лекция «Что такое самовоспитание?».
  3. Тест «Сильная ли у тебя воля?»
  4. Практическая работа.
  5. Подведение итогов.

Ход классного часа.

  1. Вступительная беседа.

Прочитайте тему нашего классного часа. Как вы думаете, надо ли человеку становиться лучше? Для чего?

Действительно, идеальных людей не бывает. С одной стороны, это напоминание о том, что своих друзей и близких надо принимать такими, какие они есть. С другой стороны, это утверждение может стать призывом к действию – у каждого из нас есть недостатки, над которыми нужно работать.

А как человек может стать лучше?

Чтобы стать лучше, человек должен заниматься самовоспитанием.

  1. Мини – лекция «Что такое самовоспитание?»

Самовоспитание – это самостоятельное и целенаправленное развитие в себе тех способностей и черт характера, которых недостаёт.

Самовоспитание необходимо не только для развития в себе высоких нравственных и профессиональных качеств, но и для тог, чтобы суметь использовать громадные резервы нашего мозга и тела.

Среди дарований человек использует лишь 4% своих нервных клеток.Талантливыми и гениальными людьми становятся те, кому удаётся пробудить и вовлечь в работу хотя бы часть своих дремлющих клеток. У каждого есть возможность сделаться в 5, 10, 20 раз умнее и способностей.Велики и ресурсы нашего тела. Люди могут поднимать тяжести, многократно превышающие их собственный вес, преодолевать вплавь большие расстояния, переносить высокие температуры и находиться в ледяной воде.

Из чего же складывается система самовоспитания? Прежде всего, необходимо выбрать себе достойную цель. Только она придаст смысл всем вашим усилиям, направит в одну сторону ваши помыслы и деяния. Даже если спустя какое – то время ваши жизненные планы изменяться, вы к этому моменту уже успеете обрести очень важное качество – целеустремлённость.

Именно целеустремлённость позволяет держать все системы нашего организма в состоянии высокой активности. И, наоборот, бесцельно живущие люди быстро стареют, и их способности рано гаснут.

Для нравственного самовоспитания, помимо целеустремлённости, необходимо развитие воли. Воля – наш главный инструмент в борьбе за себя. Волевые люди средних способностей нередко достигают многого. Безвольные таланты, как правило, остаются ни с чем.

Что же такое воля? Умение делать то, что надо. И тренировать её можно, как мышцы, методом всё возрастающих нагрузок, начиная с минимальных. Не хочется ставить на место книгу – поставьте. Не хочется звонить по делу – позвоните. Вскоре вы с удивлением обнаружите: стоит вам приказать самому себе – и какой – то механизм внутри вас быстро, даже радостно выполнит команду.

  1. Тест «Сильная ли у тебя воля?»

Попробуйте ответить на вопрос, волевой ли вы человек и насколько развита ваша воля.

  1. Делаешь ли ты по утрам зарядку?

нет; иногда; да.

  1. Кто тебя будит по утрам?

мама; будильник; сам.

  1. Если тебе приходиться выбирать между тем, что надо делать – уроки, и тем, что интересно – фильм, что ты выберешь?

делаю, что интересно; когда как; делаю дело.

  1. Можешь ли ты отказаться пойти с друзьями, например, на каток, если у тебя запланировано другое занятие?

не могу; иногда; могу;

  1. Всегда ли выполняешь свои обещания?

нет; иногда; да.

  1. Можешь ли ты заставить себя сдержаться, если кто – то тебя обидел?

нет; иногда; да.

Нужно сложить все полученные баллы, если сумма меньше 12, ученику необходимо укреплять свою волю.Каждый человек способен разработать для себя положительную программу внутренней перестройки, используя для этого и самопознание, и самопознание, и самоанализ. Но самое главное заключается в том, чтобы у вас сформировалась положительная система действий, поступков. Вы сколько угодно можете считать себя передовым, положительным, но если вы бездельничаете, ничего положительного в вашем поведении обнаружено быть не может.

  1. Практическая работа.

В каждом из нас природой заложены большие дарования. Нужно стремиться раскрыть их. Давайте попытаемся разобраться в себе.

Из предложенного перечня нравственных качеств личности выберите положительные и, используя трёхбалльную систему, отметьте степень их сформированности у себя.

Нравственные качества личности.

Сила воли

Собранность

Трудолюбие

Смелость

Правдивость

Трусость

Скромность

Неуверенность

Сознательность

Хвастовство

Уважение к людям

Самолюбие

Любознательность

Справедливость

Самостоятельность

Целеустремлённость

  1. Подведение итогов .

Надо ли становиться лучше? Какие главные качества для этого надо развивать в себе?

Дополнительный материал.

Очень грустно осознавать, что некоторые люди даже не знают, куда они идут. У них нет никого представления отом, чего бы они хотели достичь. У них, возможно, есть какие – то мечты, но они никогда не ставили перед собой ни одной реальной цели.

Поставленная перед человеком цель стимулирует его внутренне собраться, вдохновляет и даже бросает человеку вызов. Определите ваши ежемесячные действия по достижению цели. Многие из тех, кто ставил цель в прошлом и не достиг её, никогда не рассматривали этот процесс шаг за шагом, а ведь именно это привело бы их к желаемому результату. Они просто поставили цель. Это можно сравнить с семьёй, которая говорит: «Мы решили, что у нас будет новый дом». А что нужно для того, чтобы иметь новый дом? Какой придётся заплатить первый взнос? Сколько нужно будет платить каждый месяц? Как вы добьётесь того, чтобы суметь заплатить первый взнос, а потом ежемесячно выплачивать по счетам? Если у вас нет видения картины (а это значит: «шаг за шагом»), то вы никогда не достигните задуманного. Вам придётся решать многие проблемы по дороге.

Тот, кто не устаёт выполнять ежедневно незначительные задачи, обязательно увидит приближение своей цели. Соблюдайте ежедневную дисциплину, которая приведёт вас к вашей цели.

«Классный час в 4 классе Классный час в 4 классе «Что значит быть хорошим человеком?» Цель: 1.Формирование этических норм и правил поведения в социуме. 2.Коррекция эмоционально-волевой сферы на...»

Классный час в 4 классе

Классный час в 4 классе «Что значит быть хорошим человеком?»

Цель:

1.Формирование этических норм и правил поведения в социуме.

2.Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в выборе между тем, что легче и тем, как необходимо поступать, строя взаимоотношения с другими людьми.

3.Закрепление представления о нравственном поведении в социуме.

Ход занятия

1.Вводная беседа.

Тема нашего классного часа «Что значит быть хорошим человеком?». Ответ на этот вопрос уже написан на доске: «Человеком быть трудно. Стать Человеком – большая работа.» - сказал поэт Э. Межелайтис. Слово «Человек» написано с большой буквы, но это не ошибка. Человек с большой буквы – это настоящий хороший человек. Но если хорошим быть трудно, то зачем быть хорошим? И как отличить хорошего от плохого? На эти вопросы мы ответим на сегодняшнем занятии.

Родился человек, маленький, беззащитный. Он ещё ничего не знает и ничего не умеет. Но его все любят. Об этом стихотворение Валентина Берестова.

Любят тебя без особых причин:

За то, что ты - внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется верной опорой твоей.

Но вот человек растет, учится говорить, ходить, что-то делать. Он учится общаться сначала с родителями, а потом и с другими людьми в садике, в школе, на улице и в других местах. И потому какие поступки он совершает, что делает, мы можем сказать плохой он человек или хороший. Ведь о человеке судят по его делам и поступкам.



Но маленький человек не всегда знает, какие же поступки и дела плохие, а какие хорошие. Его этому ещё надо научить. Учат его, прежде всего, родители, учителя, воспитатели и его товарищи. Учат этому и книжки. Вот какой ответ на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо, даёт поэт В.В.Маяковский.

2.Чтение текста

Крошка сын к отцу пришёл,и спросила кроха:- Что такое хорошои что такое плохо?- У меня секретов нет,-слушайте, детишки,-папы этого ответпомещаю в книжке.- Если ветер крыши рвёт,если град загрохал,-каждый знает - это вотдля прогулок плохо.Дождь покапал и прошёл.Солнце в целом свете.Это - очень хорошои большим и детям.Если сын чернее ночи,грязь лежит на рожице,-ясно, это плохо оченьдля ребячьей кожицы.Если мальчик любит мылои зубной порошок,этот мальчик очень милый,поступает хорошо.Если бьёт дрянной драчунслабого мальчишку,я такого не хочудаже вставить в книжку.Этот вот кричит: - Не трожьтех, кто меньше ростом!-Этот мальчик так хорош,загляденье просто!Если ты порвал подрядкнижицу и мячик,октябрята говорят:плоховатый мальчик.Если мальчик любит труд,тычет в книжку пальчик,про такого пишут тут:он хороший мальчик.От вороны карапузубежал, заохав.Мальчик этот просто трус.Это очень плохо.Этот, хоть и сам с вершок,спорит с грозной птицей.Храбрый мальчик, хорошо,в жизни пригодится.Этот в грязь полез и рад.что грязна рубаха.Про такого говорят:он плохой, неряха.Этот чистит валенки,моет сам галоши.Он хотя и маленький,но вполне хороший.Помни это каждый сын.Знай любой ребёнок:вырастет из сына cвин,если сын - свинёнок,Мальчик радостный пошёл,и решила кроха:"Буду делать хорошо,и не буду - плохо".

В ходе чтения стихотворения к доске прикрепляют карточки, с написанными на них плохими или хорошими качествами человека в соответствии с прочитанным отрывком.

ХОРОШО ПЛОХО

Чистоплотный Грязнуля

Защитник Драчун

Трудолюбивый Хулиган

Храбрый Трус

Опрятный Неряха

Давайте мы с вами порассуждаем каким нужно быть, чтобы тебя считали хорошим человеком.

Научиться быть добрым, справедливым, совершать хорошие поступки трудно. Но мы должны помогать своим друзьям принимать правильные решения, поступать так, чтобы не делать плохо и себе и другим людям.

3. Прочитаем небольшие рассказики, описывающие конфликтные ситуации. В конце рассказа – вопрос, на который Вы должны дать ответ.

1.Текст рассказа

«Анна Ивановна уже давно была на пенсии, но всё ещё работала техничкой в школе. Её стараниями на этаже всегда было чисто и уютно. Вот и сейчас, сделав свои дела, она шла по коридору и хозяйским глазом смотрела, всё ли в порядке. Вдруг Анна Ивановна увидела грязные следы на полу, которые вели в шестой класс. Она зашла в класс и увидела Алёшу Смирнова, который сидел за партой в грязных ботинках. Он никогда не переобувался, потому что ему было лень это делать. Анна Ивановна попросила его переобуться и убрать за собой грязь. Но Алёша грубо ответил, что мыть полы её обязанность и ей за это деньги платят. Старая женщина молча вышла из класса. Все ребята слышали этот разговор, но никто не поддержал Алёшу. Им было стыдно за поступок своего одноклассника. Они решили поговорить с Алёшей.»

2.Текст рассказа

«На уроке ребята прочитали рассказ и приготовились отвечать на вопросы по тексту. Учительница Наталья Сергеевна задала первый вопрос, и все ребята дружно подняли руки. Васе очень хотелось, чтобы его спросили первым. Он выше всех тянул руку, тряс её, всячески старался привлечь внимание учительницы. Но Наталья Сергеевна строго посмотрела на него и спросила тихую девочку Женю. Вася насупился, с шумом захлопнул учебник и всем своим видом показывал, что он обиделся. А когда учительница спросила его, Вася отказался отвечать. На следующий день он также вёл себя на чтении. Урок закончился. Наталья Сергеевна отпустила всех ребят, а Васю попросила остаться, побеседовать.»

А у нас в классе бывают такие ситуации?

Расскажите, как вы помогаете своим товарищам исправить свои ошибки.

Трудно ли избавиться от вредных привычек?

4. Давайте ребята проверим себя. Умеем ли мы принимать правильные решения в трудной ситуации. Мы сейчас поиграем в игру «Заморочки из бочки».

Тексты «заморочек»

«В классе был мальчик, которого не понимали и отвергали. С ним никто не хотел дружить. Что бы вы посоветовали одноклассникам?»

«Воскресенье. По телевизору идёт интересный фильм. Но тебя мама попросила срочно сходить в магазин за хлебом. Как ты поступишь?»

«Мальчик в столовой во время полдника выбрал самое большое яблоко и положил рядом со своей тарелкой. Что вы можете сказать о мальчике?»

«Ваш одноклассник курит. Ему нужны деньги на сигареты. Вы увидели, как он отобрал 100 тенге у первоклассника. Ваши действия»

5.Ситуация 1:

Мама каждый день говорит Наташе:

– Доченька, милая, как только закончатся занятия в школе, сразу иди домой, мне нужна помощь на огороде.

– Мама, но ребята из класса хотят, чтобы после уроков мы вместе немножко поиграли, – отвечает Наташа.

– Тебе некогда играть, тебе нужно спешить домой\», – говорит мать.

Что вы посоветуете? (Наташе и маме.)

Ситуация 2:

Саша с мамой пошли в магазин. Мама делала покупки, а Саша смотрел на выставленные в витрине шоколадные конфеты. Ему очень захотелось шоколадного Деда Мороза.

– Мама, купи мне Деда Мороза.

– Не могу, сынок, осталось мало денег.

– Какая же ты, недобрая, мама\», – сказал Саша и очень сильно обиделся.

– Вернитесь мыслями к разобранным ситуациям и скажите: Легко ли быть добрым? (тяжело, этому надо учиться).

Как себя надо вести по отношению к близким людям?

6. Задание Я зачитываю список качеств, которые вы должны распределить по двум колонкам: в одну колонку записать качества, которые вы считаете хорошими, в другую – плохими.

Аккуратность, беспечность, внимательность, гордость, грубость, заботливость, замкнутость, мстительность, искренность, капризность, медлительность, настойчивость, нерешительность, обидчивость, общительность, отзывчивость, подозрительность, раздражительность, сдержанность, сострадание, терпеливость, торопливость, трусость, эгоизм.

В этом списке есть качества, которые нельзя отнести ни к хорошим, ни к плохим. Попробуйте найти их и назвать. (Торопливость, медлительность, замкнутость, общительность). В каких случаях эти качества полезны, а в каких – вредны? Приведите примеры.

Подчеркните качества, которые вы в себе замечаете.

Какие качества труднее было признать «своими» – положительные или отрицательные?

7.Игра «Вежливо-невежливо».

Говорить грубые слова.

Обижать маленьких.

Поиграть с младшей сестрой или братом.

Поздороваться при встрече.

Толкнуть, не извиниться.

Помочь пожилому перейти дорогу.

Заплатить за проезд в автобусе.

Помыть дома посуду, сходить в магазин.

Жаловаться на других.

Не уступить место в автобусе взрослому.

Сказать «спасибо».

Задание 8 «Насколько у вас сформированы навыки?»

Полезные навыки Всегда Часто Редко Никогда

Довожу дело до конца

Я требователен к себе

Умею преодолевать трудности

Умею распределять время

Учитываю мнение других

Я человек слова

Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Оцените друг друга, поставив рядом с его оценкой свою (только не по принципу «ты – мне, я – тебе»). Сравните свои оценки с оценками, которые вам поставил сосед. Довольны ли вы этими оценками? Насколько честно вы сами оценили своего товарища? Может быть, вы побоялись его огорчить? Или наоборот? Кто строже оценил вас: сосед или вы сами?

9.Заключительная часть.

На самом деле не бывает людей только плохих или только хороших. В каждом из нас есть и хорошее, и плохое. Но для того чтобы хорошего было больше, нужно очень постараться, потрудиться над собой. И тогда у тебя в жизни все получится.

В каждом из вас есть много хорошего. Я вам сейчас раздам листочки, вы в них напишите, какие хорошие качества есть в вас.

На сегодняшнем занятии мы с вами ещё раз уточнили, что такое хорошо и что такое плохо, обсудили каким же нужно быть, чтобы тебя считали хорошим человеком.

ВТОРОГО СОЗЫВАРЕШЕНИЯ "31" декабря 2015 года № 23 О бюджете Лаха-Варандинского сельского поселения Грозненского муниципального...»

« Практическая часть материала. Выводы. Перспективы работы. Список литературы. Приложение 1 /Презент...»