Биогафии

Старый город алеппо сирия. Проклятие сирийской жемчужины. Судьба Алеппо определит судьбу мира

В северо-западной части Сирии, неподалеку от сирийско-турецкой границы (45 км), находится крупнейший центр этой ближневосточной страны - город Халеб, известный европейцам как Алеппо, а в еврейских источниках как Арам-Цова. Даты его основания расходятся, но в шестом тысячелетии до н. э. эти места уже были заселены, а к пятому тысячелетию здесь совершенно точно существовало достаточно крупное поселение, упоминаемое в вавилонских клинописных табличках. К 2500 г до н. э. встречаются упоминания о городе Алеппо тогда о нем говорилось в связи с близостью к древнему семитскому торговому городу-государству под названием Эбла. В этот период он был более известен как Арми в самой Эбле, около 2240 г до н. э. разграбленной вместе с Алеппо аккадским царем из династии Саргонидов.
Но город возродился и впоследствии упоминается как центр царства Йамхад (Ямхад; ок. XIX-XV вв. до н. э.) - одного из сильнейших государств на Ближнем Востоке того времени. Уже тогда на эти места распространилось название «земля Халеба». Но и эта древняя империя была сокрушена. Позже Алеппо находился в зоне интересов египтян и хеттов, которым и достался в итоге, к концу XVII в. до н. э. Причем для последних он имел особое значение, так как именно здесь был центр поклонения богу погоды, почитаемому среди хеттов.
Недолго побыв под властью государства Митанни, город к XIV-XIII вв. до н. э. вновь переходит к хеттам, которые и будут им владеть примерно до 1200 г до н. э. - времени падения Хеттского царства. Халпе, Халпа и Халибон - также древние имена Алеппо. Падение хеттской империи принесло городу свободу, и некоторое время он был центром одноименного царства - небольшого, но весьма влиятельного.
Позднее его прибирали к рукам правители династий Ахеменидов и Селевкидов. Так он и переходил от одних к другим, пока в 64 г не достался Риму и позднее - «по наследству» - Византии. Новая эра принесла ему и новые названия: Верией/Беройей он был для греков и римлян. В 636 г горожанам пришлось покориться арабам, давно испытывавшим интерес к этому великому центру древности, ко всему прочему находящемуся на Шелковом пути. Средневековые европейцы прозвали его на итальянский манер Алеппо.
Этимология древнего названия теряется в веках и в многочисленных исторических перипетиях, случавшихся с городом. «Халеб» то связывают с названием металла («железо» или «медь») - и это было бы вполне обоснованно, так как издавна город славился своими кузнечными изделиями. То вспоминают, что в переводе с арамейского близкое по звучанию слово «халаба» означает «белый», что может служить намеком на известное богатство региона мрамором.
Но самое необычное объяснение происхождения старого названия в буквальном смысле уходит своими корнями в библейские времена: говорят, неподалеку жил родоначальник еврейского народа, пророк Авраам, который всегда милостиво угощал путников молоком. Один из вариантов легенды сохранил звучание вопроса, который задавали путешествующие: «Халаб Ибрахим?», что означало «Доил ли Авраам?». Так слово «халаб»/«халеб» связывается с глаголом «доить». В то же время на иврите «халав"/"халяв» означает «молоко». А так как считается, что корова Авраама была рыжей (по-арабски «шахеб»), то будто бы и город прозвали Халеб-аш-Шахба. Эту этимологическую легенду рассказывают многие: например, ее вариант от XII в. хорошо сохранился в текстах еврейского путешественника Птахии из Регенсбурга (II пол. XII в.).
К моменту захвата монголами в 1260 г это был цветущий город, центр ремесел и культурной жизни, экономическая столица обширного региона. Не обошел своим вниманием его и Тамерлан (1336-1405 гг.). Из-под контроля государства мамлюков Халеб в 1516 г. перекочевал в состав Османской империи. Но потрясения и испытания на этом не закончились: землетрясение 1822 г снова разрушило его, как когда-то (в 1138 г.), дальнейшее существование города поставило под вопрос одно из самых смертоносных за всю историю человечества землетрясений, унесшее как минимум 230 000 жизней.
В 1827 г подрыв сил города продолжила сильнейшая эпидемия чумы, а в 1832 г холеры. И все же Халеб выстоял и к последней четверти XIX в. испытал новый экономический подъем. В это время здесь была развита промышленность: на весь Восток, и не только, славились шелковые, бумажные, шерстяные и парчовые материалы, изготовленные на местных мануфактурах. Это и сегодня - крупнейший в стране центр изготовления текстиля, ведь вокруг самого города сосредоточены хлопковые плантации.
Интересно, что мастерство изготовления тканей развито не только в промышленном масштабе, но и до сих пор передается из поколения в поколение («на дому» работает около 5000 ручных станков). Это особенно относится к шелкоткачеству. Шелковые товары местного производства востребованы по всему миру.
Помимо этого на экспорт город также отправляет шерсть и хлопок, воск и табак, фисташки и пшеницу, мыло. О последнем стоит сказать отдельно, ведь халебским мылом гордится не только сам город, но и вся Сирия. Его готовят на основе оливкового масла с примесью лаврового. Этот абсолютно натуральный и очень ценный продукт выдерживается месяцами, а особо дорогие сорта «созревают» годами, но зато подобное мыло годами и хранится. Секреты его изготовления тщательно охраняются тысячелетиями. А мыльный «деликатес» режется исключительно серебряным ножом и штампуется - как настоящая драгоценность.
Алеппо поражает не только своими самобытными традициями. Особого внимания заслуживает архитектура города, формировавшаяся на протяжении нескольких тысячелетий. Каждый «хозяин» стремился оставить в нем свой след, и теперь смешение архитектурных стилей делает городской ансамбль незабываемым. Гостиницы и хаммамы, школы и некоторые жилые строения зачастую относятся к XIII-XIV вв., стиль XVI-XVII вв. сохранился в облике домов буржуа, нередки образцы восточного барокко, а также строения в стилистике XIX - начала XX вв., в которые каким-то образом вкрапливаются еще и неоклассические, китайские и даже норманнские кварталы или отдельные здания.
Но, конечно, истинной жемчужиной алеппской архитектуры является (X в.), с 1986 г внесенная в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Форт выдержал множество сражений за город, но значительно пострадал от землетрясения 1822 г., после которого крепость восстанавливают до сих пор. Реставрация носит масштабный характер и с 2000 г реализуется при поддержке ЮНЕСКО. Но и это еще не все. Именно раскопки в районе Алеппо привели к обнаружению культуры древней Эблы, а каменный блок алеппской мечети Джами-Кыкан (XIII в.) сохранил в себе хеттские письмена, благодаря которым ученые обрели ключ к расшифровке языка хеттов.
От Средиземного моря город отделяет 120 км. Он является центром самой густозаселенной мухафазы Сирии. С востока к ней подбирается Сирийская пустыня. Градоначальники Алеппо имеют грандиозные планы по поводу будущего развития города: по ним Халеб должен расшириться к 2015 г с нынешних примерно 190 км 2 до 420 км 2 Но уже сейчас Алеппо считается одним из городов Ближнего Востока, демонстрирующим высокие темпы роста.


Язык: арабский (северо-сирийский диалект шави).

Этнический состав: арабы, курды, туркмены - большинство, прочие - армяне, греки и др.
Религия: более 80% - ислам (суннизм - большинство), около 12% - христианство, примерно 8% - прочие.

Денежная единица: сирийский фунт.

Аэропорт: международный Аэропорт Алеппо.

Цифры

Площадь: 190 км 2 .

Население: 2 132100 чел. (2004).
Плотность населения: 11 222 чел./км 2

Экономика

Промышленность: металлообрабатывающая, цементная, пищевкусовая, легкая (в том числе шелкомотальная, хлопкоочистительная, шерстеперерабатывающая, кожевенно-обувная).

Сельское хозяйство: животноводство, растениеводство (зерновые, хлопчатник, культивация фисташковых и оливковых деревьев, виноградарство).

Сфера услуг: туризм, торговля, транспорт.

Климат и погода

Субтропический, семиаридный.

Средняя температура января: +7°С.

Средняя температура июля: +29°С.
Среднегодовое количество осадков: 395 мм.

Достопримечательности

Крепость Алеппо (в нынешнем виде - ок. XIII в.); римский водопровод, фрагменты средневековых стен и пяти ворот (1390-нач. XVI в.)
Мечети : Большая мечеть Омейядов (VIII-XIII вв.). мечеть Джами-Кыкан (XIII в.). мечети - медресе.
■ Крытые соуки - торговые ряды (с XIII е., площадь - несколько га, протяженность - 13 км); дворец Бейт Джонблат (к. XVI в.). традиционные жилые дома разных эпох с богатым декором.
■ Археологический музей.
■ Около 700 заброшенных древних городов и окрестностях.

Любопытные факты

■ Жители Халеба приютили армянских беженцев после геноцида армянского населения, осуществленного в 1915 г. на территории Османской империи. Вывод французских войск из Киликии в 1923 г. привел к новой волне миграции армян, так что по сей день армянская община - одна из самых крупных в городе, что делает Халеб самым христианским городом Сирии.
■ В 1417 г. в Халебе оборвалась жизнь Насими, выдающегося азербайджанского поэта мирового масштаба, писавшего на нескольких восточных языках. Местное духовенство выдвинуло против поэта страшные обвинения, и султан города приказал содрать с Насими кожу и выставить его тело на всеобщее обозрение. По легенде, кровь поэта объявили проклятой, так что все, на что она попадала, должно было быть отрублено мечом и выжжено огнем. Народная молва приписывает это утверждение одному богослову, присутствовавшему на казни. По иронии судьбы капля крови Насими попала на клеветника, и, пока народ спорил с ним, требуя отрубить богослову проклятый палец, поэт успел сочинить последнее стихотворение. Считается, что в Алеппо находится гробница страдальца, а ключи от нее - у одного из его потомков.

■ В Халебе существовало одно из наиболее активных подразделений организации арабских нищих - харафиш. В их иерархии имелись собственные шейхи и султаны, к которым прислушивались даже местные правители, если хотели использовать нищих для каких-нибудь работ.
■ В X в. крепость Алеппо пробовал взять византийский император Никифор II Фока. Его племянник Теодор решил обратиться к воинам с поднимающей дух речью и повернулся спиной к крепости, откуда получил смертельный удар камнем в спину. Рассвирепевший Никифор вернулся в город, собрал 12000 жителей и, поставив их на колени перед непоколебимой крепостью, устроил массовую казнь, обезглавив всех. Не тронув крепость, Никифор отступил.

■ Монастырь Св. Симеона хранит память о праведнике V в. - Симеоне Столпнике, который уединился, построил себе столб (башню), на котором жил и проповедовал паломникам. 36 лет он надстраивал свой столб, доведя его, до 15-метровой высоты. Столб почти не сохранился, зато цела церковь, обозначающая это место.
■ На стадионе Халеба повара создали самый большой в мире торт: в общей сложности 4 тонны марципана, фисташек и прочих кондитерских ингредиентов уложились в форму длиной 20 и шириной 10 м. Больше всего ушло глюкозы - 3 тонны на 1,5 тонны миндаля и 630 литров воды.
■ В одном из залов крепости Алеппо сохранилось отверстие над ямой глубиной в 20 м: в него бросали неверных жен и прочих предателей.

«Ближневосточные цивилизации всегда привлекали внимание европейских путешественников и исследователей красотой руин своих древних городов. Из всех стран региона именно Сирия может похвастаться изобилием памятников античности. Пальмира, Эбла (ныне Телль-Мардих), Дамаск, Алеппо (Халеб) – это лишь малый список древнейших городов на территории данной страны. До сих пор ученые со всего мира ведут научные споры на тему древнейшего городского центра Сирии. Это право оспаривают два соперника: Халеб и Дамаск.»

Большинство исследователей считают Алеппо (европейское название города) самым древним городом страны. Многие ученые утверждают, что первое поселение здесь было основано еще в VI тысячелетии до нашей эры. Город находился на пересечении важных торговых путей, связывающих Ближний Восток с Европой и Индией . Величие и богатство Алеппо делало его лакомым кусочком для его соседей. Не раз город переходил из рук в руки. На протяжении всей истории своего существования Халеб захватывался хеттами, ассирийцами, греками, римлянами, арабами и турками. На сегодняшний день - это один из крупнейших по численности населения городов Сирии, расположенный на северо-западе страны и заселенный преимущественно арабами.

Об истинном значении названия и первых жителях имеются довольно скудные сведения. Считается, что первое поселение было основано в 5000 году до нашей эры. Это подтверждают, обнаруженные на территории древнего города различные орудия труда. В некоторых записях соседних народов Халеб упоминается, как Халпе и Халибон . Истинное значение топонима до сих пор является загадкой для ученых. Некоторые из них утверждают, что название города имеет семитское происхождение и означает, или «железо», или «медь». Считается, что именно здесь первые металлурги научились добывать и обрабатывать эти металлы. Однако имеются и иные версии. Согласно другой гипотезе, поселившиеся во II тысячелетии до нашей эры в Сирии амореи, именовали город «Халаба», что с их языка переводится как «белый». В пользу данного предположения следует отметить, что почва в Халебе светлых оттенков, а также город с древности являлся основным центром региона по добыче мрамора. Еще одна версия основана на мифе, согласно которому Авраам угощал путешественников молоком своей рыжей коровы и поэтому топоним Халеб означает «дающий (преподносящий) молоко». О первых поселенцах города известно еще меньше. Этнический состав населения на протяжении всего периода существования Алеппо не раз менялся. Считается, что первые жители Халеба имели семитское происхождение. Затем на территории Сирии поселились указанные выше амореи, которые также являлись семитами. Дальнейшее завоевание страны хеттами, ассирийцами, греками и римлянами значительно повлияли на национальный состав населения. После арабского завоевания Сирии и перенесения столицы Омейядов в Дамаск, этнический баланс страны больше не изменялся. В городе есть небольшая армянская диаспора, сирийские православные христиане и католики, а также сравнительно мизерное количество сирийских иудеев.

Халеб, еще с древних времен славился как важный торговый центр, через который проходили караванные пути. Этот древний ближневосточный город, благодаря своему выгодному географическому расположению и богатству природных ископаемых, не мог не привлекать взоры соседних народов и не раз переходил из рук в руки. О нем сообщается в ранних хеттских анатолийских записях. Также город упомянут в древнем списке Мари – города, расположенного неподалеку от реки Ефрат на северо-востоке Сирии. Во второй половине II тысячелетии до нашей эры Халеб оказался в составе государства хеттов и довольно продолжительное время считался стратегически важным центром Хеттской державы на юге, а также местом пересечения караванных путей идущих преимущественно из Египта и обратно. Однако после нашествия, так называемых «народов моря», Хеттское государство пало. На некоторое время возрастает влияние другого древнего сирийского города – Дамаска , который подчиняет соседние территории своей власти. Однако, уже в IX веке до нашей эры вся Сирия оказывается в составе могущественной Ассирийской державы , в составе которой продержалась вплоть до VII века до нашей эры, когда столица ассирийцев Ниневия в 612 году до нашей эры была захвачена войсками Нововавилонского царства и Мидии, а подвластные ее территории поделены между союзниками. Первым досталась Сирия. Однако, в VI веке до нашей эры на горизонте объявился новый конкурент в лице резко возвысившейся державы Ахеменидов . Первый царь персов Кир II, основавший свое государство на месте Мидии, стремился к захвату соседних земель. В 539 году до нашей эры Вавилон пал под ударами персидской армии. Все ее прежние колонии перешли растущей Персидской империи. Следующими хозяевами Сирии стали македоняне. В 331 году до нашей эры Александр Македонский разгромил войска Дария III в битве при Гавгамелах. Некогда могущественная Ахеменидская держава пала. Все ее владения оказались в составе новой империи. После смерти великого полководца все завоеванные им территории были разделены между его соратниками. Халеб, как и вся Сирия вошла в состав державы Селевкидов. При первых царях Алеппо перестраивается и получает новое имя – Береа. Роль Халеба, как важного торгового центра вновь возрастает. Однако в это же время все более значимую роль приобретает его очередной конкурент в лице Пальмиры . Почти 3 столетия Сирия находилась в составе Селевкидов. В 64 году до нашей эры почти вся территория данной страны была захвачена римскими легионами Помпея. После полного подчинения Пальмиры в III веке, Халеб становится главным центром торговли на Ближнем Востоке, отобрав этот титул у давней соперницы. Свою значимость город сохранил и в составе Византийской империи . В 637 году Сирия пала под ударами новых завоевателей – арабов. Значимость страны подтверждается тем фактом, что один из ее центральных городов, а именно Дамаск, в 661 году стал столицей арабской династии Омейядов, продержавшейся у власти вплоть до 750 года. Халеб же продолжал оставаться значимым центром торговли. В 944 году правитель Хамадана, Саиф Аль-Дауль, воспользовавшись слабостью Аббасидов, захватил Алеппо. В этот период были построены крепостные стены и ворота. При нем город сохраняет статус одного из важнейших пунктов движения караванных путей. Однако, в 962 году, византийскому владыке Никифору Фоке удалось возвратить Халеб в состав империи. Начиная с конца XI века, на Ближний Восток осуществляют свой первый поход крестоносцы, движимые призывом папы римского. Второй крестовый поход не мог не затронуть Алеппо. Крестоносцы не смогли взять приступом крепость и вынуждены были отступить. Однако захват соседних территорий нанес удар по торговле Халеба. Еще до начала третьего крестового похода город был занят войском Салахаддина Айюбида, который превратил Алеппо в один из основных стратегических пунктов мусульман. При его преемниках ситуация не изменилась. При Айюбидах Халеб лишь потерял свой статус центра торговли. Теперь главным местом пересечения стала Антиохия, располагавшаяся южнее Пальмиры. Ситуация не изменилась, ни при монголах, ни при эмире Тимуре. Лишь после смерти последнего, Алеппо вернул себе титул торгового центра Ближнего Востока. В 1517 году Сирия вошла в состав Османской империи . Халеб, в период существования данного государства считался третьим после Стамбула и Каира крупным городом. Алеппо в составе Османской империи не раз переживал взлеты и падения. В 1832 году наместник османского султана в Египте Мухаммед Али захватывает Сирию и соседние территории и в течение 8 лет удерживает их под своей властью. С этого периода роль Халеба, как центра торговли на Ближнем Востоке, а также как стратегического пункта заметно уменьшается. Все это связано с возвышением старого конкурента Алеппо – Дамаска, а также с открытием в 1869 году знаменитого Суэцкого канала. Ситуация изменилась после первой мировой войны. В 1920 году Сирия была захвачена французской армией. В 1922 году Франция получила мандат на управление данной территорией. Во время французской эпохи управления страной Халеб вновь возрождается как центр торговли. В 1946 году Сирия добивается от Франции полной независимости и впервые за свою историю вступает в эпоху самостоятельного развития, продолжающегося уже 70 лет.

Несмотря на скудность сведений о Алеппо, сохранились некоторые письменные источники. Персидский исследователь XI века Насир Хосров , например, описал торговую жизнь города, а также пошлины, взимаемые с ввозимых иностранных товаров. В Халебе в разные эпохи жили и творили разные деятели науки и искусства: поэты Аль-Мутанабби и Абу Аль-Фирас, философы Аль-Фараби и Яхья ибн Хабаш Сухраварди, языковеды Ибн Калав и Иегуда Аль-Харизи. В Алеппо в свое время в 1447 году был казнен азербайджанский поэт Насими и здесь же он находятся его останки, захороненные на фамильном кладбище. Впоследствии данное место превращается в святилище и на данный момент является объектом паломничества. Стоит отметить и Бахаддина ибн Шаддада – религиозного деятеля и историка, автора «Жизни Салахаддина », а также описавшего в своих научных трудах Халеб, где долгое время был советником сына Салахаддина, Малика Аль-Захира. Нельзя не упомянуть и великого географа и путешественника Якута Ар-Руми Аль-Хамави, автора «Му"джама ал-булдана» («Словаря стран»), сына византийских греков, который большую часть своего творения написал в Халебе и Мосуле. Его труд включает в себя описание городов и стран Кавказа, Средней Азии, Ближнего Востока и Северной Африки.

Алеппо известен не только деятелями науки и искусства, но и великолепными архитектурными сооружениями. Дата постройки некоторых из них уходят в глубины мировой истории. В первую очередь следует упомянуть крепость Алеппо. Данная постройка располагается над Халебом, на 50-метровом холме. Многие ученые считают, что она была построена еще до нашей эры хеттами. Считается, что внутри находился храм хеттских божеств. При греках цитадель также служила, как религиозное святилище и лишь при арабах она стала использоваться в оборонительных целях с середины X века, когда ее обустроил Саиф Аль-Дауль. Султан Малик Аль-Захир, сын Салахаддина, практически полностью перестроил весь внутренний комплекс крепости. Старый город окружен широким 22-метровым рвом. В историческую часть Халеба можно лишь с юга, через мост, ведущий к внешней башне (Баб-Антакья или Антиохийские ворота). Внутри комплекса взору туриста открываются великолепные сооружения, относящиеся к различным архитектурным стилям. Особое внимание приезжих привлекает дворец Малика Аль-Захира (XII век) и расположенные поблизости 2 мечети. Огромный интерес вызывает Большая мечеть Омейядов аль-Джами аль-Кабир (или Великая мечеть Алеппо), построенная в 715 году и несколько раз восстанавливаемая разными мусульманскими руководителями города. Еще одной древнейшей мечетью Халеба является Джами ат-Тута (мечеть тутового дерева), сооруженная халифом Омаром в период ранних арабских завоеваний, которая тоже не раз реставрировалась. Мечеть Джами Кыкан (или Воронья мечеть), построенная в XIII веке представляет не меньший интерес у туристов. Во внешней стене сооружения имеется камень с хеттскими иероглифами. Именно благодаря этой надписи современные лингвисты сумели разгадать тайну хеттского письма. В Старом городе находится довольно большое количество мечетей и минаретов, сооруженных в разные исторические эпохи. Так, например, мечеть Аль-Руми построена при мамлюках в XIV веке. Мечети Аль-Бахрамия, Аль-Адилия, Аль-Саффахия были сооружены XV-XVI века во времена Османской империи. Наряду с мусульманскими религиозными учреждениями в Халебе имеются и великое множество (43 церкви) христианские сооружения. Армянская церковь Сорока Мучеников в христианском квартале Джейда, построена в XV веке и не раз реставрировалась. У сирийских католиков свое святилище – церковь святой Илии. Еще одной православной церковью, которая, к сожалению, плохо сохранилась, является церковь Святого Симеона Столпника. Среди не менее значительных архитектурных построек Халеба стоит отметить мавзолей Хейр Бей, национальную библиотеку и музей Алеппо, часовню Баб Аль-Фарадж и многие другие сооружения. В Старой части города имеется множество средневековых построек и кварталов, где наряду с мусульманами вполне мирно проживают и местные христиане. Некоторые из исторических сооружений входят в список мирового достояния ЮНЕСКО.

Халеб , пожалуй, является единственным городом в мире, в котором в хорошем состоянии сохранились постройки разных исторических эпох и различных архитектурных стилей. Алеппо – смесь восточной и западной школ искусства, которые замечательно дополняют друг друга. Для описания всей красоты города слов недостаточно. Именно поэтому в Халеб ежегодно приезжает множество туристов со всего мира. Старая часть Алеппо весьма хорошо сочетается с современными многоэтажными домами новой части. Благодаря хорошей сохранности архитектурных сооружений город даже сумел опередить своего старого конкурента в лице Дамаска – нынешнюю столицу Сирии.

December 20th, 2011

Сирийский город Алеппо - один из древнейших, непрерывно существующих, городов на земле. Первые упоминания о нем датируются III тыс. до н.э. Звался он тогда Халпу, что созвучно его сегодняшнему арабскому названию Халеб. Во II тыс. до н.э. он, под именем Халаб, Халлаба, был столицей царства Ямхад. Расцвет античного Алеппо пришелся на IV - I века до н.э. Тогда, при Селевкидах, он уже имел внешний вид, схожий с сегодняшним - Цитадель на холме и торговые ряды внизу. Последующие арабские перестройки города только запутывали прямые античные улицы, но ничего не меняли принципиально.
Сейчас Алеппо - это настоящий лабиринт из узких серых улочек. Город полностью оправдывает свое арабское прозвище - аш-Шахба, что значит "серый".
Антиохийские ворота - Баб Антакья.



Древние закопченные стены ворот.

Сегодня Алеппо является одним из оплотов суннитской ортодоксальности в Сирии, что хорошо заметно на людных торговых улицах города.

Узкие улицы Халеба могут вызывать приступы клаустрофобии. Тем более медина здесь, даже более хаотичная, чем в Дамаске. Я умудрился заблудиться Старом городе в течении одного дня, аж два раза, потеряв, тем самым, уйму времени и сил..

Как и во многих других арабских городах, улицы Алеппо не сверкают чистотой...

Что удивительно, в Старом городе осуществляется активная езда на небольших грузовиках и легковушках, водители, не смущаясь гоняют по узким кривым улочкам. К вечеру каждого дня создаются длинные беспросветные пробки, как сирийцы "разгребают" эти транспортные заторы, одному Аллаху известно.

Халеб всегда славился обилием мечетей и исламских учебных заведений - медресе. Тем более многие здешние сооружения - старейшие в исламском мире.
На фото ниже, одна из древнейших арабских мечетей - джами ат-Тута, мечеть Тутового дерева, построенная халифом Омаром, аж в первой половине VII века, сразу после арабского завоевания города в 637 году.

Мечеть многократно реставрировалась, последняя крупная перестройка произошла в 13 веке, но при этом осталось много древних первоначальных элементов.

Намаз в мечети Тутового дерева.

В Алеппо множество средневековых мавзолеев, правда, они с трудом идентифицируются.

Но прежде всего, Халеб - город минаретов, они здесь на каждом шагу.
Минарет мечети ал-Саффахия (1425 год)

Минарет мечети ал-Бахрамия.

Минарет мечети ал-Руми.

Вход в мечеть ал-Саффахия.

Ал-Адилия - османская мечеть, 1556 года постройки.

Мечеть ал-Адилия - люди ждут начало намаза.

Купол мечети ал-Адилия.

Молитва закончилась - османская мечеть ал-Бахрамия (1580 год).

Небольшая Воронья мечеть - Джами Кыкан, около Антиохийских ворот, мечеть буквально утыкана античными сполиями, обрубки колон забавно торчат из стен.

Во внешнюю стену Вороньей мечети "вмонтирован" древний камень с хеттскими иероглифами.

А здесь, справа на стене, видна почти тысячелетняя арабская куфическая надпись.

На фото внизу, внутренний двор, так называемой, школы ал-Шибани. Этот комплекс сооружений в разное время был: византийским собором, исламским медресе, торговым ханом, колледжем монахов францисканцев. Сейчас здесь вроде бы выставочный комплекс, посвещенный истории города Алеппо.

Пустой коридор сука - крытого рынка, сегодня выходной, все лавки закрыты.

Входные ворота одного из караван-сараев - ханов Алеппо.

Одежда любви(с)


Внутренний двор караван сарая.

Огромная мечеть ал-Руми - Римская, построенная при мамлюках в 1366 году.

Вид с западной крепостной стены Алеппо.

Южные ворота Баб Киннесрин, построенные в 1256 году.

Баб Киннесрин - проход внутри башни.

Баб Киннесрин - вид снаружи.

Крепостные стены Алеппо перестроенны в жилые дома. Это южная часть крепостных стен.

Бастион южной крепостной стены Халеба, недалеко от Баб Киннесрин.

Продолжение следует...
Мои посты, посвященные Сирии.

Занесенная в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО цитадель Алеппо, пожалуй, самая живописная средневековая крепость Ближнего Востока. Это внушительное сооружение возвышается над городом на холме высотой 50 м, причем часть руин датируют 1000 г. до н.э. Говорят, именно здесь Авраам доил своих коров. Город окружает ров шириной 22 м, а единственный вход расположен во внешней башне с южной стороны. Внутри находятся дворец XII в., построенный сыном Салах-ад-дина, и две мечети. Особенно прекрасна Большая мечеть с отдельным минаретом XII в., украшенным ажурной резьбой по камню.

Старый город вокруг цитадели - потрясающий лабиринт узких искривленных улочек и потайных двориков. Базар -самый большой крытый рынок на Ближнем Востоке. Кажется, что каменные арки тянутся вдаль на долгие километры, а на разнообразных прилавках продается все, что только можно себе представить.

Алеппо известен лучшими образцами исламской архитектуры в Сирии, город называют второй столицей страны. Это один из интереснейших городов на Ближнем Востоке.

Лучшее время для посещения

С марта по май или с сентября по октябрь.

Не пропустите

  • Археологический музей Алеппо.
  • Баб Антакия - старые западные ворота базара.
  • Собор маронитов.
  • Армянская церковь.
  • Церковь Св. Симеона - в 60 км от Алеппо, построена в 473 г. в честь Симеона Столпника, который провел 37 лет на вершине колонны, стремясь приблизиться к Господу.
  • Это одна из старейших церквей мира.

Следует знать

Несмотря на то что население Алеппо на 70% составляют арабы (мусульмане-шииты) и курды (сунниты), здесь проживает самая большая на Ближнем Востоке после Бейрута община христиан. После образования государства Израиль социально-политическая атмосфера «этнической чистки» привела к тому, что еврейская община численностью 10 тыс. человек была вынуждена эмигрировать, в основном в США и Израиль.

В самом центре сирийского города Алеппо, где сейчас идут кровопролитные бои, на холме над городом гордо возвышается средневековая цитадель. Во времена крестовых походов она была оплотом мусульман, позднее пережила штурм и захват войсками монголов и страшного среднеазиатского завоевателя Тамерлана, каждый раз возрождаясь из пепла. Что останется от этого уникального памятника после современных боев?

Цитадель Алеппо расположена на вершине огромного холма высотой около 40 метров. Раньше, когда раскинувшийся у подножия холма город был намного меньше и в нем отсутствовали высотные здания, цитадель была заметной издали достопримечательностью. Каждый путник издалека видел цитадель, и она производила на него сильное впечатление. В свою очередь, и гарнизон цитадели заблаговременно замечал приближение неприятеля.

Селевкиды, римляне, сельджуки…

Холм, на котором стоит цитадель Алеппо, не полностью естественного происхождения — примерно на треть он искусственный. Он имеет форму усеченного конуса, а его склоны крутизной до 48° некогда были облицованы камнем, представляя собой как бы один массивный талус ниже стен и башен. Холм был опоясан широким и глубоким рвом, заполненным водой. Полагают, что первоначально ров имел ширину 30 м и глубину до 22 м.

Весь комплекс — заполненный водой ров, массивный каменный талус и стены с башнями наверху — тогда производил сильное впечатление. Даже сегодня, без воды во рву и с утраченной во многих местах каменной облицовкой холма, цитадель выглядит неприступной твердыней.

Алеппо имеет древнюю историю. В ходе раскопок в цитадели был найден храм бога грозы Адада бронзового и раннего железного века. Древнейшая же цитадель на холме, возможно, была построена селевкидами в период между 333 и 364 гг. до н.э. Неясно, использовали ли римляне холм в качестве своей военный базы после того, как Алеппо вошел в состав Римской империи. Хотя император Юлиан Отступник, правивший в 361-363 годах, на холме Алеппо совершал жертвоприношения Зевсу. Цитадель Алеппо под названием Beroea упоминается в византийских источниках VI века. В то время это уже была крепость, остатки которой, возможно, сохранились под средневековым дворцом.

После арабского завоевания в 637 года Алеппо приходит в запустение, но снова возрождается при Сайф-аль-Даула — первом правителе Алеппо из династии Хамданидов (правил в 944-957 гг.).

В сегодняшней цитадели очень мало остатков доайюбидских укреплений. Только небольшие остатки стены на западном склоне на середине высоты холма можно признать остатками древней фортификации. На сегодняшний день они считаются частью оборонительных стен, построенных Имад ад-Дином Занги I. Храбрость и военные таланты этого полководца в борьбе с крестоносцами привлекли внимание сельджукского султана Махмуда II, который в 1127 году сделал его мосульским эмиром, передав ему власть над Северной Сирией с Мосулом и Халебом (Алеппо). Занги I отстроил Алеппо и превратил его в центр сопротивления крестоносцам.

Основу дошедшей до наших дней цитадели заложил аль-Захир Гази (правил в 1186-1216 гг.), сын прославленного Салах ад-Дина. Аль-Захир Гази начал полную перестройку существовавших до него укреплений цитадели, а также городских стен. Этот грандиозный проект был завершен только его внуком ан-Насиром Юсуфом II (правил в 1236-1260 гг.).

Только что построенная цитадель была разрушена монголами. Несмотря на то, что ан-Насир Юсуф получил у великого хана ярлык на халебское владение, хан Хулагу в 1260 году осадил Алеппо. Ан-Насир и жители города мужественно сопротивлялись, но силы были не равны. Город пал и был разорен монголами.

Но в том же 1260 году египетские мамлюки разбили монгольскую армию в битве при Айн-Джалуте и отвоевали Сирию. Мамлюки управляли страной с 1260 до 1516 год. Они отстроили цитадель Алеппо. В 1400 году город и цитадель опять были разорены, на этот раз среднеазиатским завоевателем Тимуром. И снова после разрушения мамлюки отстроили цитадель. Для них Алеппо был важной базой у северной границы их владений. Большинство дошедших до наших дней сооружений в цитадели Алеппо относится как раз к мамлюкскому периоду, хотя встречаются и исключения.

В оттоманский период (1516-1918 гг.) и во время французского мандата (1920-1946 гг.) цитадель Алеппо была военной базой. Французы осуществили большую работу по восстановлению цитадели, фактически подняв ее из руин.

Башни и ворота

Стены цитадели, усиленные 44 выступающими башнями, проходят по краю всего холма. Периметр стен превышает 900 метров. Большинство башен прямоугольные, только две шестиугольные.

Самым впечатляющим сооружением эпохи аль-Захира Гази является гигантский воротный комплекс — один из лучших образцов айюбидской военной архитектуры. Снабженный многочисленными бойницами и прямоугольными бретешами воротный комплекс производит сильное и устрашающее впечатление. Бретеши — небольшие балкончики на консолях — позволяли вести эффективный огонь не только вперед, но и вниз лишая возможности атакующих обосноваться у ворот или у подошвы башни. Правда, внутри алеппские бретеши очень тесные, развернуться и вести огонь через боковые отверстия было крайне трудно.

К главной воротной башне ведет высокий мост на каменных арках. По-видимому, раньше мост имел подъемную деревянную секцию. Каменный виадук служил одновременно канализацией — по специальному каналу сточные воды из цитадели попадали в городскую канализацию. Мост снабдили ступеньками, чтобы вьючные животные не скользили по наклонной поверхности.

Снаружи мост защищает дополнительная внешняя башня, возвышающаяся прямо изо рва. Высота этой башни достигает 20 метров. Она была построена в 1211 году. В этой же башне можно видеть и старые ворота, датируемые по надписи все тем же 1211 годом.

Ворота в главной воротной башне располагаются под прямым углом к мосту и устроены в углублении башни. Это пространство в углублении перед воротами простреливается из фронтальной бойницы и через отверстия пяти бретешей наверху. Непосредственно над воротным проемом сделана щель, предназначенная не столько для поражения противника, сколько для тушения огня при попытке поджога ворот. Арка над воротами и стены углубления перед воротами богато украшены рельефами — растительным орнаментом и надписями арабской вязью.

За воротами идет длинный проход в воротном комплексе, который совершает пять поворотов. Он перекрывался еще двумя воротами внутри. По сторонам ворот и у поворотов расположены каменные изображения драконов и львов, которые, видимо, выполняли мистическую роль в охране входа.

При Айюбидах воротный комплекс заканчивался на уровне бретешей. Существующая сегодня верхняя часть воротного комплекса была сооружена по распоряжению мамлюкского султана аль-Ашраф Хал ила в 1290-1293 годах, что запечатлено в высокопарной надписи, повествующей о его свершениях. Впечатляющим мамлюкским архитектурным вкладом в этот воротный комплекс является и тронный зал, строившийся с 1406 по 1516 год и расположенный в воротном комплексе над воротами. Само по себе расположение необычно — в воротном комплексе вместо дворца внутри укреплений. Видимо, воротный комплекс рассматривался как последнее убежище защитников. Размеры зала впечатляют — 27×24 м. Зал, видимо, был украшен мозаикой и фресками. Раньше зал был покрыт девятью сводами, но при реконструкции в 1970-х годах своды были заменены плоской крышей.

Пройдя все повороты воротного комплекса, попадаешь на начало освещаемой дневным светом восходящей дороги. Здесь справа есть несколько дверей, последняя из которых ведет в подземелья и цистерну, построенные еще византийцами. Видимо, именно в этих темницах содержались плененные в битве лидеры крестоносцев, такие как Жослен II, граф Эдессы, и Рено де Шатильон, князь Антиохии.

Город в Цитадели

Выйдя из воротного коридора, путник попадал в некогда великолепный внутренний город с дворцами, садами, банями, мечетями и проходившими между ними улочками. Сегодня улочки открытые, но первоначально они, по-видимому, представляли собой крытые проходы, подобно ряду других мусульманских замков. В цитадели было два природных источника воды, колодец и пять соединенных между собой резервуаров для сбора дождевой воды, поэтому угроза умереть от жажды защитникам не грозила.

Сегодня внутри цитадели можно видеть остатки разрушенного монголами айюбидского дворца, мечети, турецкую казарму 1834 года, превращенную в музей, и руины других построек. Самый центр двора цитадели занимает театр, построенный в начале 1980-х годов. Хотя его очень любят поклонники музыки и театральных представлений, этот современный театр нарушает историческую атмосферу и закрывает часть айюбидских построек.

В айюбидский период цитадель Алеппо приобрела и широкий ров, и облицованный камнем склон холма. Облицовка склона каменными блоками существенно затрудняла штурм и предохраняла поверхность от эрозии. Но монголы все же захватили цитадель и сильно разрушили крепостные стены. Надстроенные мамлюками, последние сохранились только в основании ныне стоящих куртин и башен. На смену большим айюбидским башням в мамлюкский период пришли меньшие по размеру башни. Это хорошо видно на некоторых мамлюкских башнях, базирующихся на основании более массивных айюбидских. Различия заметны и в кладке: если в айюбидский период использовались большие квадры, то при мамлюках кладка состоит из меньших по размеру, но прекрасно отполированных блоков.

Изменился при мамлюках и парапет с боевым ходом: мамлюки применили ярусную оборону с внутристенной галереей с бойницами, что хорошо видно на северо-восточном участке цитадели. Отдельные участки айюбидских стен можно видеть на южной стороне цитадели перед более поздней мамлюкской стеной. Очевидно, в целях большей устойчивости при перестройке укреплений было принято решение немного отступить от края склона.

В большой мамлюкской башне восточнее главного воротного комплекса археологи обнаружили остатки вторых ворот эпохи Айюбидов. Эти ворота имели один поворот и вели, по-видимому, к дворцу Айюбидов.

После нашествия Тамерлана, в первые годы XV века, на северной и южной сторонах цитадели у подножия холма мамлюки добавили по отдельно стоящей массивной прямоугольной башне. Они должны были обеспечивать фланкирующий огонь вдоль рва и склонов холма. Южная башня также обеспечивала дополнительную защиту воротному комплексу. Южная башня отличается от северной наличием небольшого талуса, использованием многочисленных колонн, торцы которых выступают наружу, округлыми бретешами на углах. На фронтальной стороне южной башни красуется картуш с именем мамлюкского правителя Джакам мин Ивада, по приказу которого осуществлялись эти работы, и который, говорят, даже лично переносил каменные блоки на своей спине. И южная, и северная башни соединены извилистыми подземными ходами с цитаделью. Причем подземный ход из южной башни выводит к вырубленной в скале подземной лестнице, соединяющей цитадель с городом. А северная башня, помимо подземного хода, была соединена крытым каменным проходом с большой выступающей стеновой башней XV века.

3250