Биогафии

На главной площади Калуги памятник Ивану III сменил монумент Ленина. Иван третий, памятник - первый

Свершится ли увековечивание в бронзе великого собирателя земель русских?

О великом русском правители Иване Третьем (который, кстати, официально носил титул «Великий») как об архитекторе русской государственности говорить можно и нужно, причем немало. И «Колокол России» относительно недавно. Но важно сказать и о том, что у человека, которому наша страна и православная вера обязана самим своим существованием, до сих пор нет достойного, официального полноценного памятника. Есть человек, который давно вынашивает этот проект — скульптор Виктор Воробьев. Есть узкий круг историков, журналистов, патриотической общественности, которым эта идея близка и интересна. Но на этом пока все. Нет, дело конечно двигается с мертвой точки, но весьма причудливым образом.

Ревнитель веры православной

Пути Господни, как известно, неисповедимы, и в начале этого года Российское военно-историческое общество (РВИО) объявило о конкурсе на проект памятника Ивану III… в Калуге! Городе, в котором этот государь даже ни разу не был. Конечно, понятно, что для Русской православной церкви сейчас куда более значимым является проект установки монумента святому равноапостольному князю Владимиру — крестителю Руси — все силы религиозных дипломатов направленны именно на него. Известно, что монумент киевскому князю Владимиру планируют воздвигнуть на Боровицкой площади ко Дню народного единства (4 ноября) — и тут даже запреты ЮНЕСКО нам . Рвение похвально, но как все-таки быть с увековечиванием памяти Ивана Великого, который к Москве уж точно относится поболее, чем его предок Рюрикович?

Уже более 10 лет Виктор Воробьев бьется за установку монументальной композиции Ивану III. Примечательно, что о важнейшей роли в истории этого правителя высказывался в том числе министр культуры РФ Владимир Мединский .

«Россия Владимира, Олега и Ярослава умерла под ударами татар. Россия нынешняя образована Иваном III», — так пишет историк Николай Карамзин , которого любит читать президент России Владимир Путин , по его же собственным словам.

Почему же личность Ивана Третьего действительно так важна для России? Обойдем государствообразующие моменты, которые уже были перечислены в недавней статье в нашей газете и остановимся на духовных скрепах. Напомним, что супругу Ивана — византийскую принцессу Софью Палеолог - в католичестве звали Зоей, и она была униаткой. После Ферраро-Флорентийской унии 1439 года Константинопольская патриархия фактически попала в подчинение к Папе Римскому. Иван III настоял на том, чтобы Зою перекрестили в Софью по православному чину, он покровительствовал митрополиту Московскому и всея Руси Филиппу Первому в защите православия, пригласил итальянских зодчих для строительства в Москве кафедрального Успенского собора.

До введения патриаршества на Руси митрополия в нашей Отчизне оказалась расколота, а помимо митрополита Московского попавший под унию Константинопольский Патриарх, согласовав с Папой, а также польскими и литовскими правителями, назначал на западнорусские земли митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси. Фактически Русская церковь оказалась расколота на Восточнорусскую и Литовскую, и Иван Третий был готов до последнего стоять на защите православия. Между прочим, нынешним экуменистам и филокатоликам в РПЦ будет полезно знать, что до учреждения на Руси патриаршества в 1589 году восточно-русские епископы, отмежевываясь от греко-католиков, руководствовались 15-м правилом Двукратного Собора, а именно: «…отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным».

Митрополит Московский и всея Руси Филипп Первый не получил благословения Константинопольского патриарха, после чего Иван III сказал: «этот патриарх мне чужой, я от него отрекаюсь».

Таким образом, если бы Иван III не выступил в защиту московской митрополии, был бы на Руси униатский митрополит. Для Русского мира это означало бы окончательное (и, скорее всего, бесповоротное) попадание в орбиту Ватикана, т.е. Западной Европы.

«Почему он у меня на посохе, как Моисей , и там же двуглавый орел с крестиком вверху? Крестик есть и у основания композиции — это как альфа и омега, духовная составляющая. Ведь Иван III всю жизнь боролся за защиту веры. Вообще, чтобы «поймать» этот силуэт князя в шубе на коне, надо было постараться. А посох — это объединение Иваном III разных княжеств и разных государств в один народ, после него своры между отдельными княжествами были уже редкостью», — рассказывает скульптор Виктор Воробьев.

«Неоднозначная личность»

«В свое время в Москве была единственная площадь со свободным круговым обзором — на Лубянке. Я обращался в Москомархитектуру, и мне отказали с формулировкой, что Иван III — «сомнительная, неоднозначная личность, а мой памятник похож на торт с оловянными солдатами». Я бы мог прочесть им ликбез по истории искусства и композиции, но похоже, что наши чиновники мало что смыслят как в кулинарии, так и в искусстве.

Ранее эта комиссия отказывала и митрополиту Волоколамскому Илариону в его просьбе поставить памятник князю Владимиру. Но вот в 2014 году произошло возвращение Крыма, взрыв патриотизма на почве Русской весны. И к идее памятника князю Владимира вернулись. Теперь выходит, что они сказали «А», но не сказали «Б», — продолжает автор.

По словам Воробьева, он осознал, что невозможно объяснить эпоху Ивана III одной скульптурой, потому на свет появилась целая архитектурная группа, по масштабам не уступающая, если не превосходящая, памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.



Скульптурная композиция Воробьева называется «Отечество»: в ней каждый отдельный элемент состоит в синтезе и все играет на выполнение одной задачи — показать эпоху правления Ивана III с точки зрения хронологии и масштабности его деяний. В архитектурной группе отчетливо просматриваются духовные и законодательные (первый русский Судебник) основы, на которых строилась и стоит наша земля. В ней также отражены основные вехи правления Ивана Великого, памятник является своеобразным многофигурным путеводителем по истории российской государственности. Если вы хорошо знаете историю России, религии, культуры и так далее, то дополнительных разъяснений не потребуется. Если же у вас имеются в ней пробелы, придется в чем-то знания обновить, а монумент будет в этом хорошим подспорьем.

«Думаю, что никто в мире не делал подобных композиций по обилию смыслов — тут и сквозное действие, и исторический круг, и отдельные персонажи — это как головоломка, не буду раскрывать все детали», — отмечает Виктор Воробьев.

Обозреватель «Колокола России» пообщался со скульптором в его мастерской и мог лично наблюдать монументальную композицию, посвященную российской истории периода царствования Ивана III (на фото справа представлена схема скульптурных групп памятника Ивану Третьему — прим. КР ). Долго и подробно снимать в мастерской было запрещено, но в будущем автор планирует сделать ее своеобразным гидом по истории России и даже проводить собственные экскурсии.

Естественно, скульптор лелеет надежду представить свой памятник в Москве, ни о какой Калуге он даже и не помышляет. Правда, события пока развиваются не самым благоприятным образом.

«От имени руководства Росвоенцентра проект памятника с сопроводительным письмом был отправлен на имя мэра Москвы Сергея Собянина , но положительного ответа не последовало. Позже я узнал об официальной реакции на свой памятник, которая была примерно такой: «Иван не один Россию создавал!» Ну понятно, что не один, но есть же точки невозврата. Благодаря ему мы и от ига окончательно освободились, с тех пор мы уже пять с лишним веков независимы, имеем свой особый путь — все то, о чем ныне балаболит любой ведущий на политическом ток-шоу, — это все Иван III.

Из департамента культуры Москвы мне пришло письмо, смысл которого сводится к следующему — вы найдите деньги, а мы уж сами решим, что и где на эти деньги построить. После этого все мои спонсоры исчезли, а сейчас — в кризисное время — вообще никого не найдешь.

Калужане — молодцы, я им кланяюсь низко в ноги, но надо учитывать масштабы личности Ивана III! Он построил Кремль, Соборную площадь, Успенский Собор, где короновались все российские государи! В конце концов, он был автором самого определения «Отечество»!» — резюмирует Виктор Воробьев.

Переписать историю

Самый большой абсурд в истории с памятником Ивану III, на наш взгляд, заключается в том, что РВИО недвусмысленно сообщает: Иван III — такой великий, что самое место ему — в Калуге. А для Москвы, он, получается, князь-изгой. Если невозможно поставить в столице памятник государю, для которого смыслом всей жизни было служение Отечеству, тогда патриотические спичи по телевизору недорогого стоят.

Не зря на Украине после триумфа майдана (и во время оного) первым делом сносили памятники советской эпохе, монументы, осуждающие фашистские репрессии и действия ОУН. Мечтают бандеровцы добраться и до памятника Екатерины II в Одессе… Как видим, память отдельно взятого человека коротка, но память многих поколений может стать крепкой именно благодаря увековечиванию истории в бронзе.

Ну хорошо, пусть Иван III в итоге окажется не на Лубянке. Возьмем тот же парк «Зарядье» на месте снесенной гостиницы «Россия» — сейчас там нет никакой изюминки. Там как бы воссозданы три климатических зоны, символизирующие Россию, но если в парке, допустим, установить монумент «Отечество» Воробьева — он сразу получит идейный смысл. Если в мэрии это, конечно, окажется кому-нибудь нужным.

Иван Ваганов

Порадовался. Сегодня напоролся на другую. Ахренел. Выношу на суд читателей.

Знаки памятника Ивану III - отражение исторического регресса

На центральной площади Калуги сегодня появился второй на калужской земле памятник великому князю Ивану III. Конкретное место его установки, а также внешний вид памятника содержат очевидный смысловой посыл, свою символику, и их стоит, как минимум, обсудить.

Итак, памятник установлен на центральной площади, перед зданием администрации губернатора области, на том месте, где ранее находился памятник первому главе правительства РСФСР и СССР Владимиру Ильичу Ленину. Что это значит?

Иван III, вне всякого сомнения, - один из достойных правителей Руси-России, трудами которого произошли важнейшие события и в жизни русского народа, и в становлении российского государства. Подробно излагать их в данной статье нет нужды. Сегодня я пишу о другом: о том, что замена одного памятника другим в принципе дело чреватое и далеко не всегда благотворное, а в данном конкретном случае она символизирует не что иное, как возврат, движение назад. Возврат от задуманного Владимиром Ильичём Лениным государства, созданного в интересах большинства населения нашей страны и ставшего по мере своего развития реальной и весьма широкой демократией (Конституция 1977 года), к государству феодальному, выражавшему и защищавшему интересы великокняжеской династии, боярских и княжеских родов и служилого сословия, да то далеко не всего.

Мне могут указать на тот факт, что созданное Лениным и коммунистами государство не выдержало испытания временем. Да, оно было разрушено, причём во многом в результате внутренней деградации. Но оно просуществовало более семидесяти лет, причём в динамичный XX век, дало пример проведения действительно самостоятельной внутренней и внешней политики и, что тоже немаловажно, оказало огромное положительное влияние на развитие всех народов нашей планеты. Государство, созданное Иваном III, просуществовало около двух столетий, за которые оно значительно выросло территориально, но так и не смогло окрепнуть в достаточной степени, чтобы пережить Смуту.

Одним словом, символика замены одного памятника другим в данном конкретном случае весьма и весьма сомнительна. С учётом того, что исторические деятели, о которых мы ведём речь, - фигуры, как минимум, равновеликие, а для многих в России, не говоря уже о мире в целом, Ленин - гораздо более значимая фигура, это шаг назад, обозначение регрессивного исторического вектора.

К сказанному хочу добавить только одно: данная замена отражает конъюнктурное пренебрежение принципом непрерывности истории нашей страны, целостного её восприятия. Сегодняшнее руководство России на этом принципе вроде бы настаивает, а на деле на местах получается нередко по-другому.

Теперь поговорим о внешнем виде памятника, который меня, честно говоря, просто поразил. Что делает в руке православного правителя римский имперский жезл - иначе одноглавого орла на шесте просто и назвать невозможно?

Хорошо известно, что символ в виде одноглавого орла, в отличие от орла двуглавого, выражает не только мощь, величие и собственно власть, но и богоборчество, пренебрежение духовной и нравственной составляющей правления. Где мы видим его? О гербе Римской империи я уже сказал. Кроме этого: на гербе Наполеона, Третьего рейха, современной Германии, США, ряда других стран Запада. Широко распространён одноглавый орёл в масонской символике…

На эту тему можно найти немало литературы, в том числе и в интернете, например вот здесь, поэтому не буду её развивать. Не могу, однако, не удивиться, что министр культуры Владимир Мединский, комментируя открытие памятника, счёл необходимым в положительном смысле остановиться именно на этом орле. Неужели ему ничего на эту тему не сказал присутствовавший на церемонии архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан? Впрочем, что это я? Он же его освятил!

Нашу страну охватило поветрие открытия новых памятников. Между тем, как говорят мудрые, «не всё хорошо, что слишком». Но если памятник одному правителю нашей страны попрал памятник другому её правителю, да ещё и увенчан западным (в том числе и в вероучительном смысле) символом, это совсем плохо.

Подробности: https://regnum.ru/news/polit/2344311.html

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.

В воскресенье, 12 ноября, в Калуге на площади Старый Торг было многолюдно. Собравшиеся – в основном, сотрудники областных министерств и городских управлений, – пришли, чтобы понаблюдать за торжественной церемонией открытия памятника Ивану III, о котором много говорили, но который до вчерашнего дня мало кто видел. Как мы рассказывали, одобрение на его установку общественность и городские депутаты фактически давали вслепую.

Инициатором появления монумента в нашем городе стало Российское военно-историческое общество. Оно же профинансировало и работы по изготовлению монумента. Длились они четыре года. В творческом конкурсе участвовало большое количество скульпторов. В итоге победил проект молодого московского скульптора Андрея КОРОБЦОВА .

Передо мной стояла задача сделать не просто памятник царю, а создать такой образ правителя, который был бы олицетворением русского духа, образа народа, - комментировал он ранее в интервью нашему изданию. – В голове было чёткое представление о том, какой должна быть фигура князя. Для лепки разных частей тела я приглашал нескольких натурщиков. Портрет делался по воображению. Частично я использовал изображения Ивана III и пытался перевести рисунки в объём.

Памятник получился красивым. Могучая фигура государя словно устремлена вперёд. Иван III одет в рубаху, на груди у него крест. В левой руке великий князь держит посох, на котором сидит крупных размеров орёл, расправивший крылья. Правую руку государь простёр вперёд. Кстати, примерно то же направление указывал и Ленин, простоявший на этом месте больше 30 лет.

Некоторые калужане, видевшие скульптуру, нашли в облике князя что-то одновременно и от русского богатыря, и от древнегреческого громовержца Зевса. В чертах лица Ивана III было замечено сходство с Карлом Марксом.

Фигура Великого князя стоит на постаменте, выполненном в виде большого белого камня с надписью: «Иван III, государь всея Руси, объединил русские земли вокруг Москвы, покончил с Ордынским игом, издал свод законов судебник, построил Московский Кремль, учредил герб России – двуглавого орла». В надписи почему-то отсутствуют знаки препинания, но это, конечно, мелочи.

Ходили разговоры, что то ли во время транспортировки, то ли во время установки скульптура пострадала: у неё отвалились рука и голова. Однако, если повреждения и были, то их очень хорошо замаскировали.

Сегодня радостный день, потому что сегодня воздаётся справедливость одному из самых великих, ярких, мощных, эффективных, но почему-то недооценённых правителей нашей страны, - сказал в своём выступлении министр культуры РФ Владимир МЕДИНСКИЙ . – По сути, Иван III был создателем той России, того русского государства, наследниками и преемниками которого являемся мы сегодня. Он не просто поставил точку в освобождении Руси от ордынского ига. Он не просто провёл ряд колоссальных реформ, полностью преобразивших нашу страну, её систему управления. Он создал ту систему управления, которая позволила нашей стране выстоять в самые тяжёлые времена. И когда мы говорим о России, преодолевшей Смуту, победившей Наполеона и во Второй мировой войне, мы говорим о России, созданной по принципам управления, образцу и подобию единой, мощной централизованной державы, которые были заложены Великим государем Иваном III.

Прекрасно, что это делается именно здесь, в Калуге, ибо именно на Калужской земле, на Угре, Иван III покончил с ордынским игом. Прекрасно, что это делается на центральной площади, прямо в историческом центре, у здания областной администрации, ибо это показывает, какое уважение и внимание к нашей истории проявляет руководство Калужской области.

Я хотел бы поблагодарить вас, Владимир Ростиславович, за то, что памятник установлен на справедливом месте – здесь, в Калуге, - сказал в ответ губернатор Анатолий АРТАМОНОВ . – Мы обязательно будем помнить об этом и всегда с благодарностью приходить сюда, к этому священному месту – месту, по сути, самоутверждения нашей великой России!

На открытие памятника ждали также известного российского режиссёра Андрея КОНЧАЛОВСКОГО . Он является председателем творческого совета Российского военно-исторического общества и идейным вдохновителем данного проекта. Однако приехать в Калугу Кончаловский не смог: сейчас он находится в Италии на съёмках своего нового фильма. Но режиссёр записал для церемонии открытия небольшое видеообращение.

То, что в России до сих пор не было памятника основателю Российского государства, это вопиющая несправедливость, - сказал Андрей Кончаловский. – Наконец-то она устранена, уничтожена в Калуге. Мы добивались результата в течение многих лет. Много художников старалось. К сожалению, не у всех получалось. Я рад, что молодой талантливый скульптор Коробцов сделал эту скульптуру. И я очень жалею, что не могу быть с вами, потому что я снимаю фильм о другом не менее талантливом скульпторе – Микеланджело. Но я от всей души с вами!

Завершилась торжественная церемония чином освящения нового памятника, который совершил архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан. После этого столичные гости отправились сначала в Художественный музей, а оттуда – Инновационный культурный центр – слушать лекцию Владимира Мединского об Иване III.

Часть калужской интеллигенции отправилась в ИКЦ, а часть продолжила дебаты в соцсетях о том, нужен или не нужен Калуге памятник Ивану III. Тем более, что один монумент, посвящённый Великому князю, у нас уже есть и открыли его не далее, как прошедшим летом. Причём памятник №1 находится там, где ему исторически и полагается быть – на реке Угре, во Владимирском скиту монастыря Успения Пресвятой Богородицы. Видимо, если уж уничтожать историческую несправедливость, то так, чтобы наверняка.

Памятник установлен на главной площади Калуги перед зданием областного правительства. Иван III изображен припавшим на одно колено мощным движением выкинувшим правую руку вперед, в левой он держит скипетр с орлом. На монументе надпись: "Государь, объединивший русские земли вокруг Москвы, покончил с ордынским игом, издал свод судебных законов", построил Московский кремль, учредил герб России - двуглавого орла".

Участники митинга назвали открытие памятника историческим событием. Памятник, призванный увековечить эпоху правления Ивана III, установлен Российским военно-историческим обществом. За четыре года РВИО установлено около 200 памятников, но этот, как прозвучало на митинге, особый. Работа над ним шла все эти четыре года. Автор идеи художественного решения памятника - Андрей Кончаловский, воплотил образ правителя в бронзе талантливый скульптор Андрей Коробцов. Кончаловский не смог приехать в Калугу - он сейчас снимает фильм в Италии, но прислал видеобращение к калужанам, которое транслировалось на большом экране.

Жаль, что я не могу присутствовать на открытии. То, что в России не было памятника основателю государства - вопиющая несправедливость. Наконец, эта несправедливость устранена. Я всей душой с вами.

Андрей Кончаловский рассказал о создании монумента. По его словам, много художников старались создать образ Ивана Великого, но не у всех получилось. В конечном итоге была одобрена работа молодого талантливого скульптора Андрея Коробцова.

О возвращении справедливости по отношению к "одному из самых великих, мощных, эффективных, но почему-то недооцененному правителю" говорил и министр культуры РФ Владимир Мединский.

По сути, он был создателем того государства, наследниками которого мы все являемся, - подчеркнул Мединский. - … Когда мы говорим о последующих победах нашей страны, мы говорим о России, созданной Иваном Великим. Только три правителя получили имя "великих" - Петр, Екатерина и Иван III. Установка этого памятника - яркий исторический жест единства и преемственности истории.

В свою очередь глава региона Анатолий Артамонов подчеркнул, что установлен памятник человеку, который заставил весь мир признать территорию ранее раздробленных княжеств, как единое государство.

Споры вокруг установки памятника Ивану Великому в Калуге были, но не о надобности самого монумента. С этим калужане как раз согласны: место знаменитого стояния на Угре, положившего конец ордынскому игу бескровной "битвой", - вот оно рядом. Дискуссии, опросы общественного мнения велись о месте установки монумента. В конечном итоге большинство горожан согласились с переносом памятника Ленину с главной площади в сквер по соседству, где тот, к слову, исторически и стоял до 80-х годов прошлого века, и установить перед зданием областного правительства памятник Ивану Великому.

Установлен на справедливом месте, - подчеркнул Анатолий Артамонов. - Месте самоутверждения России.

На торжество пришли сотни калужан, соглашаясь с этой восстановленной справедливостью.

15:05 — REGNUM Памятник великому князю Московскому Ивану III торжественно открыли сегодня, 12 ноября, перед зданием областной администрации на площади Старый торг в Калуге, сообщает корреспондент ИА REGNUM .

В церемонии приняли участие председатель Российского военно-исторического общества, министр культуры РФ Владимир Мединский , губернатор Калужской области Анатолий Артамонов и другие официальные лица.

Автор идеи художественного решения бронзовой скульптуры режиссёр Андрей Кончаловский поздравил калужан по видеотрансляции. Памятник Ивану III — работа московского скульптора Андрея Коробцова . Чин освящения памятника Ивану III совершил архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан .

В этот же день министр культуры России Владимир Мединский прочел лекцию о Великом князе Иване III и истории его правления в Инновационном культурном центре Калуги.

Между тем установленный в Калуге памятник князю Ивану III — это уже второй монумент в калужском регионе этому русскому правителю.

В июле 2017 года первый в России 4,5-метровый бронзовый памятник «Государю всея Руси» великому князю Ивану III был установлен в память о Великом стоянии на Угре во Владимирском скиту Свято-Успенской Тихоновой пустыни. Этот монумент Ивану III изготовлен на деньги, собранные монастырем. Памятник является частью архитектурного комплекса «Музей-диорама Павла Рыженко «Великое стояние на реке Угре 1480 года».

Интересно, что до наших дней дошли как прижизненный словесный портрет великого князя московского Ивана III, так и его прижизненное изображение.

Впрочем, эти изображения весьма условны. Так, одно из немногих описаний «властителя Великой Белой Руси» оставил находившийся в Москве в 1476 году венецианец Амброджо Контарини : «Упомянутому государю от роду лет 35; он высок, но худощав; вообще он очень красивый человек».

Кроме того, также существует предположение, что Иван III заметно сутулился, так как в некоторых источниках он упоминается с прозвищем «Горбатый». Прижизненное изображение Ивана III относится к концу XV века. Речь идет о знаменитой шитой пелене, созданной, по-видимому, в мастерской невестки великого князя Елены Волошанки, где представлена торжественная церемония в праздник Вербного воскресенья 8 апреля 1498 года с выносом иконы Богоматери Одигитрии. Среди присутствующих, как полагают, изображена вся великокняжеская семья, включая Дмитрия Внука (он показан с нимбом, как венчанный на великое княжение), будущего Василия III (только в короне, без нимба) и Софью Палеолог. В среднем ряду слева процессию возглавляет человек в трехчастном венце и также с нимбом над головой — очевидно, это и есть сам Иван III, старец с седыми волосами и длинной раздваивающейся седой бородой. Однако наиболее часто воспроизводимым портретом Ивана III является его профильный портрет из книги французского путешественника Андре Теве «Всеобщая космография», изданной в Париже в 1575 году.

Несмотря на сегодняшние торжества, не все калужане благосклонно отнеслись к установке памятника великому князю именно на пощади Старый торг в Калуге перед зданием областной администрации. Ранее на этом месте 33 года, с 10 октября 1984 года, находился памятник В.И. Ленину. Однако в ночь на 31 мая 2017 года памятник Ленину в Калуге тайком перенесли в соседний сквер, где он был установлен на бетонное основание, ранее подготовленное для памятника Ивану III.

Калужский регион тесно связан с историей правления Ивана III.

«Эпоха Ивана Третьего — создателя централизованного Московского государства — предопределила будущее развитие России. Это эпоха огромных территориальных и культурных приобретений и относительного мира», — сказал ранее глава Минкультуры РФ Владимир Мединский.