Биогафии

Крестьянский вопрос в россии

Внутренняя политика Александра I.

Главная цель внутренней политики в первой половине XIX в. - сохранить существовавшую социально-политическую и эконо­мическую систему, усовершенствовав ее "в соответствии с потреб­ностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней по­литики консерватизм сочетался с либерализмом.

Три проблемы занимали центральное место в политике прави­тельства :

- административная - совершенствование государственно­го управления;

- социальная - уменьшение остроты крестьянского вопроса;

- культурно-идеологическая - улучшение системы образо­вания, сохранение в обществе приверженности самодержавию и недопущение в Россию революционных идей.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый переворот. Заговорщики из высшей петербургской знати убили императора Павла I (1796-1801). Они были недо­вольны его внутренней и внешней политикой (необоснованные аресты, высылки и отставки, ликвидация местного дворянского управления, разрыв отношений с Англией). На российский пре­стол взошел его старший сын Александр (1801-1825). Его пер­вые внутриполитические мероприятия - их называют «эрой ли­берализма» - были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, чтобы завоевать популярность в общест­ве. Александр восстановил отмененные Павлом «Жалованные грамоты» дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, подвергшимся преследованиям при Павле. Вновь был разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздра­жавшие людей регламентации в быту и общественном поведе­нии. Эти меры создали императору славу либерала.

Александр дал понять, что намерен провести реформы по са­мым насущным общественно-политическим проблемам. В 1801 г. был образован Непременный совет - совещательный орган при императоре, состоявший большей частью из деятелей екатери­нинской эпохи.

Основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя - граф П. А. Строганов, польский князь А. Е. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, лишь слегка подновили фасад Российской империи.

В 1802 г. коллегии были заменены министерствами. Реформа привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором и усилению централизации. Было учреждено 8 первых министерств:

Военно-сухопутных сил,

Военно-морских сил,

Иностранных дел,

Юстиции,

Внутренних дел,



Ком­мерции и

Народного просвещения.

В 1810-1811 гг. количество министерств увеличилось, а функции еще более разграничива­лись.

Для совместного обсуждения министрами некоторых во­просов учредили Комитет министров.

В 1802 г. реформировали Сенат. Он стал высшим администра­тивным судебным и контролирующим органом, получил право де­лать императору «представления» по поводу устаревших законов и участвовать в обсуждении новых.

Введение принципа единоначалия затронуло и управление Православной Церковью. В Святейшем синоде расширились пол­номочия обер-прокурора, раньше лишь наблюдавшего за закон­ностью его решений.

Наиболее активным сторонником идеи реформы системы го­сударственного управления был статс-секретарь Непременного совета, член Комиссии составления законов, товарищ министра юстиции М. М. Сперанский. По поручению Александра он со­здал проект реформы - «Введение к уложению государственных законов».В нем намечался созыв выборной Государственной думы и введение выборных судебных инстанций.

Одновременно М. М. Сперанский считал необходимым создать Государствен­ный совет, который стал бы связующим звеном между императо­ром и органами центрального и местного управления. Все вновь предложенные органы М. М. Сперанский наделял лишь совеща­тельными правами.

Против либерального проекта М. М. Сперанского выступила консервативно настроенная часть дворян, увидевшая в нем опас­ность для самодержавно-крепостнической системы и для своего привилегированного положения. Идеологом консерваторов стал известный писатель и историк Н. М. Карамзин. В записке «О древ­ней и новой России»,адресованной царю, он настаивал на сохра­нении незыблемости самодержавия и крепостничества. Консер­ваторы одержали победу - М. М. Сперанский был отстранен от дел и отправлен в ссылку.



Единственным результатом реализации планов М. М. Спе­ранского было учреждение Государственного совета в 1810 г. , ко­торый состоял из министров и других высших сановников, на­значаемых императором. Государственный совет:

- выполнял совещательные функ­ции при разработке новых законов и толковании смысла уже изданных;

Распределял финансо­вые средства между министерствами и

Рассматривал годовые от­четы министров до их предоставления императору.

С этими функциями Государственный совет просуществовал до 1906 г.

Реформы 1802-1811 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной и исполнительной властью.

В последующие годы реформаторские настроения Александ­ра I отразились в:

Введении Конституции в Царстве Польском (1815 г.);

- сохранении сейма и конституционного устройства в Фин­ляндии,

присоединенной к России в 1809 г.;

Создании Н. Н. Новосильцевым «Уставной грамоты Российской империи»

(1819-1820 гг.). В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граж­дан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.

В последнее десятилетие правления Александра I во внутрен­ней политике все больше ощущалась консервативная тенденция. По имени ее проводника графа А. А. Аракчеева она получила на­ звание «аракчеевщина».Это была политика, нацеленная на упро­чение абсолютизма и крепостного права. Она выражалась в даль­нейшей централизации государственного управления, в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, в «чистке» университетов, насаждении палоч­ной дисциплины в армии.

Наиболее ярким проявлением «аракчеевщины» стали военные поселения - особая форма комплектования и содержания армии. Цель их создания - облегчить для бюджета страны тяжесть со­держания огромной армии в мирных условиях.

Первые военные поселения были организованы в 1808-1809 гг., но в массовом порядке их начали создавать в 1815-1816 гг. В разряд военных поселян переводились казенные крестьяне Петербургской, Нов­городской, Могилевской и Харьковской губерний. Их жены ста­новились поселянками, сыновья с 7 лет зачислялись в кантонис­ты, а с 18 - в действительную военную службу. Все они своим трудом должны были добывать себе пропитание, выполняя обыч­ные сельскохозяйственные работы, и одновременно нести воен­ную службу. Вся жизнь семьи военного поселенца была строго регламен-тирована. За малейшее нарушение распорядка следо­вало телесное наказание. Торговля, промыслы, контакты с вне­шним миром категорически запрещались. В поселениях царил произвол местного начальства.

А. А. Аракчеев был назначен главным начальником. К 1825 г. около трети солдат было пере­ведено на поселение. Однако затея с самоокупаемостью армии провалилась. На организацию поселений правительство тратило огромные деньги и от этой практики в 1857 г. отказались.

Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г. Детей у него не было. Из-за неясности в вопросе о престолонаследии в России создалась чрезвычайная ситуация - междуцарствие.В ходе пе­реговоров между сыновьями императора Павла выяснилось, что Константин, второй сын, давно уже отрекся от престола. Однако об этом знали немногие, поэтому Сенат и армия присягнули Константину. К середине декабря вопрос о престолонаследии был решен. Российским императором стал Николай I (1825-1855), третий сын Павла.

Восстание декабристов и его значение.

В первой половине XIX в. в России активизировалась идейная и общественно-политическая борьба.

Основная причина - осозна­ние прогрессивной частью общества, что самодержавие и крепо­стничество обусловливают отставание России от передовых за­падно-европейских стран. Формирование антисамодержавной и антикрепостнической идеологии стимулиро-вали народные волнения, хотя в первой половине XIX в. они не приняли массо­вого размаха, характерного для XVII-XVIII вв.

Этапы общественного движения:

1810-е-1825 г. - первыми на борьбу с самодержавием и крепостничеством выступили дворянские революционеры. Они подняли восстание в декабре 1825 г. и вошли в историю как «де­кабристы»;

Вторая половина 1820-х-1850-е гг. - споры консерваторов, либералов и радикалов о настоящем и будущем России, перспек­тивах ее социально-политического развития.

Причины выступления декабристов:

Главная - понимание, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы России, позорит ее перед лицом Европы;

Потеря иллюзий относительно либерализма Александра I и недовольство его реакционным внутри- и внешнеполитическим курсом;

Причина и мощный побудительный фактор - Отечественная война 1812 г., пребывание русской армии в Европе в 1813-1815 гг. и знакомство с более высоким уровнем жизни населения евро­пейских стран;

Влияние идей французских и русских просветителей, дока­зывавших экономическую невыгодность крепостного труда и ти­ранический характер абсолютизма;

Революционные и национально-освободительные движе­ния в Европе и Латинской Америке.

По стратегии и тактике выступление декабристов стояло в од­ном ряду с европейскими революционными процессами и имело прогрессивный, объективно буржуазный характер.

Организации декабристов действовали в:

1814 г. - «Священная артель» в Петербурге (организатор А. Н. Муравьев) и

«Орден русских рыцарей» (основан М. Ф. Орло­вым) - узкие кружки друзей, в которых формировались взгляды будущих руководителей движения;

1816 г. - «Союз спасения»,

с февраля 1817 г. - «Общество ис­тинных и верных сынов Отечества» (основатели: А. Н. и Н. Н. Му­равьевы, С. П. Трубецкой; участники: П. И. Пестель, К. Ф. Рыле­ев, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин, братья С. И. и М. И. Муравьевы-Апостол - около 30 человек) - первая русская политическая, строго законспирирован-ная, заговорщическая организация. Име­ла программу и устав - «Статут» - отмена крепостного права, уничтожение самодержавия, введение конституции и установле­ние конституционной монархии;

1818 г. - начало 1821 г. - «Союз благоденствия» (организато­ры и руководители: А. Н. и Н. М. Муравьевы, С. И. и М. И. Му­равьевы-Апостолы, П. И. Пестель, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин - около 200 участников).

Структура организации:

Коренная управа - общий руководящий орган - и

Совет (Дума), обладавший испол­нительной властью.

Местные организации в Петербурге, Моск­ве, Тульчине, Кишиневе, Тамбове, Нижнем Новгороде.

Программа и устав союза - «Зеленая книга» (по цвету перепле­та) - состояла из двух частей.

Цель первойчасти была известна всем членам - подготовить общество к предстоящим переменам ле­гальными формами деятельности (литературой, публицистикой, личным примером: выкупая и отпуская крепостных крестьян).

Цель второй части знали особо посвященные:

Насильственное свержение самодержавия,

Введение конституции,

Ликвидация крепостничества.

Среди членов Коренной управы не было единства по вопросу о будущем политическом устройстве России: одни настаивали на конституционной монархии, другие - на республиканской фор­ме правления. К 1820 г. стали преобладать республиканцы.

Об­суждение тактики - когда и как производить военный перево­рот - также вызвало споры между радикальными и умеренными руководителями. В начале 1821 г. из-за разногласий было приня­то решение о самороспуске «Союза благоденствия»;

Март 1821 - декабрь 1825 г. - Южное общество на Украине (создатели: П. И. Пестель, убежденный республиканец, С. Г. Вол­конский, А. П. Юшневский, Н. В. Басаргин, В. П. Ивашев);

- 1822-1825 гг. - Северное общество в Петербурге (лидеры Н. М. Муравьев, К. Ф. Рылеев, С. П. Трубецкой, М. С. Лунин).

Два программных проекта, созданные в Южном и Северном обществах, вызывали споры до декабря 1825 г.

«Русская правда» П. И. Пестеля отражала взгляды радикаль­ных членов двух обществ о будущим социально-политическом устройстве государства:

Ликвидация самодержавия, установление республики;

Разделение ветвей власти - законодательную осуществляет однопалатный парламент - Народное вече, созданное на основе всеобщего избирательного права; исполнительную - Державная дума из пяти человек (один из них - президент); судебную - Вер­ховный собор;

Сохранение единой и неделимой России;

Отмена крепостного права;

Ликвидация сословного разделения и наделение всех граждан равными правами;

Для решения аграрного вопроса предлагалось разделить все земли на частный фонд, обеспечивающий товарное ведение хо­зяйства, и общественный фонд, не подлежащий продаже, наделы из которого должны обеспечить прожиточный минимум всем, желающим работать на земле. Общественный фонд создавался из государственной, монастырской и части конфискованной у помещиков земли.

«Конституция» Н. М. Муравьева отражала взгляды умерен­ных членов общества:

Установление конституционной монархии;

Разделение ветвей власти:

а) исполнительную осуществляет император;

б) законодательную - двухпалатный парламент - На­родное» вече, созданное на

основе ограниченного высоким иму­щественным цензом избирательного права,

в) судебную - Верхов­ное судилище;

Введение федеративного устройства государства;

Отмена крепостного права;

Обеспечение законом прав и свобод граждан;

Для решение аграрного вопроса предлагалось сохранение по мещичьей собственности, наделение крестьян приусадебными участками и по 2 десятины пахотной земли на двор.

Оба общества «не иначе мыслили, как действовать вместе». Они развернули агитацию в войсках, чтобы подготовить восста­ние летом 1826 г.

Смерть Александра I в ноябре 1825 г. и наступившее между­царствие заставили заговорщиков ускорить выс­тупление. Руководители Северного общества решили, что сме­на императоров и неопределенность с престолонаследием создали благоприятный момент для восстания. Они приурочили его к 14 де­кабря - на день переприсяги Николаю. Заговорщики хотели при­нудить Сенат принять их новый программный документ - «Ма­нифест к русскому народу» - и вместо присяги императору про­возгласить установление временного революционного правле­ния и подготовку к созыву Великого Собора из представителей всех сословий России для определения будущего политического устройства страны.

Основные требования «Манифеста»:

Уничтожение прежнего правления, т. е. самодержавия;

Отмена крепостного права;

Введение демократических свобод;

Улучшение положения солдат - уничтожение рекрутчины, телесных наказаний, системы военных поселений.

14 декабря 1825 г. заговорщики вывели войска на Сенатскую площадь Петербурга, но они опоздали - сенаторы уже приняли присягу и разошлись. Предъявить «Манифест» было некому. С. П. Трубецкой, назначенный диктатором восстания, на пло­щадь не явился. Восставшие оказались без руководства и обрек­ли себя на бессмысленную тактику выжидания.

Николай собрал верные ему части и артиллерийской карте­чью подавил восстание в Петербурге. Начались аресты членов общества.

29 декабря 1825 г. началось восстание Черниговского полка на юге, поднятое С. И. Муравьевым и М. П. Бестужевым-Рюми­ным. Оно было разгромлено 3 января 1826 г.

В ходе тайного следствия осудили 289 человек. Пятеро - П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бе­стужев-Рюмин и П. Г. Каховский - были повешены. Остальных сослали на каторжные работы, на поселение в Сибирь, разжало­вали в солдаты, перевели на Кавказ в действующую армию. Часть солдат и матросов забили шпицрутена-ми, отправили в Сибирь и на Кавказ.

Причины поражения декабристов:

Ставка на заговор и военный переворот;

Слабость пропагандистской деятельности;

Несогласованность действий и выжидательная тактика в мо­мент восстания.

Значение выступления декабристов:

Первыми разработали революционную программу и план будущего устройства страны;

Впервые совершили практическую попытку изменить со­циально-политическую

3. Решение «крестьянского вопроса»: декабристы и А.И. Герцен

В начале XIX в. «крестьянский вопрос», несомненно, являлся одной из самых важных проблем российского общества. Разработать его решение пытались и государственные деятели, и представители оппозиции (к которой относились как декабристы, так и А.И. Герцен).

Главное сходство подходов к решению «крестьянского вопроса» декабристов и А.И. Герцена заключалось в критике феодально-крепостнической системы хозяйства и требовании отмены крепостного права. Но вот пути к достижению цели предлагались разные.

В аграрном проекте П.И. Пестеля предусматривалась ликвидация монополии помещиков на землю со значительным сокращением их землевладения. Пестель предлагал конфисковать часть земли у помещиков с частичным выкупом, установить максимальные размеры земельного владения, разрешить частную собственность крестьян на землю, создать общественный земельный фонд, из которого наделять нуждающихся для ведения своего хозяйства. Создание общественного фонда должно было предупредить обезземеливание крестьян. В этот фонд должны были входить земли государства, а также земли, принадлежащие любым слоям населения – дворянам, крестьянам и прочим - на правах частной собственности. Частная собственность на землю, полагал Пестель, должна способствовать свободе хозяйственной деятельности и создавать условия для развития в стране капитализма.

Аграрный проект Тургенева был весьма умеренным. Помещичью собственность на землю в основном следовало сохранить и направить помещичьи имения по капиталистическому, фермерскому пути развития. Проект ориентировал на личное освобождение крестьян. По первоначальному варианту предусматривалось освободить их без земли. В дальнейшем автор включил требование о наделении крестьян небольшими участками (одна десятина на душу или три десятины на тягло). Такое освобождение привязало бы крестьян к помещичьим хозяйствам, сохранило бы их экономическую зависимость.

В целом, хотя аграрный проект Н.И. Тургенева в большей мере, чем проект П.И. Пестеля, учитывал интересы помещиков, их объединяло мнение о том, что развитие российской экономики должно идти капиталистическим путем.

А.И. Герцен выступал с обоснованием особого - некапиталистического пути развития России. Герцен видел в освобождении крестьян с землей не только уничтожение крепостнических отношений, но и начало последующего социалистического преобразования России.

Решение «крестьянского вопроса» А.И. Герцена отражало борьбу крестьянства против дворянского землевладения как такового. Герцен предлагал революционный путь устранения помещичьего землевладения, переход большей части дворянской земельной собственности в собственность государства без выкупа с последующим уравнительным разделом земли между сельчанами.

Залогом русской социальной революции он считал крестьянскую общину, отсутствие развитой частной собственности крестьян на землю, традиции коллективизма, взаимопомощи, артельности в русском народе. Эти национальные особенности он видел и в рабочих, ремесленных артелях. Русских рабочих по психологическому складу он считал теми же крестьянами и полагал, что они принципиально отличны от западноевропейских.

Герцен сконструировал модель некапиталистического развития России на основе отрицания факта развития в стране капиталистических отношений. Социально-экономическое преобразование России, утверждал он, пойдет, минуя капиталистическую стадию. Крестьянство должно стать самостоятельной революционной силой, а община – зародышем будущего социального устройства.

Таким образом, и декабристы, Н.И. Тургенев и П.И. Пестель, и А.И Герцен ратовали за освобождение крестьян от крепостнического гнета. Но декабристы предлагали менее радикальный путь преобразования России, с сохранением дворянства как класса и капиталистического постепенного развития отечественной экономики. В то время как А.И. Герцен выступал с революционными идеями, включающими полную перестройку социально-экономического устройства страны, в которой не было места дворянскому сословию.


Заключение

Первая половина XIX в. была важным периодом истории отечественной экономической мысли. К этому времени относится зарождение собственной экономической науки, тогда же появились первые учёные-экономисты, были написаны первые значительные экономические работы.

Вместе с тем, в начале XIX в. Россия явно отставала в экономическом развитии от передовых государств Запада: производительность труда во всех сферах была низкой, торгово-промышленный класс развивался медленно, сословная организация общества делала невозможным воплощение в жизнь принципа свободной конкуренции. Одной из наиболее острых проблем российского общества в этот период являлось крепостное право, затормаживающее развитие экономики страны.

В данной работе рассмотрены экономические взгляды таких представителей русской экономической мысли как Н.И. Тургенев, П.И. Пестель, А.И. Герцен и Н.П. Огарёв, а также предложенные ими пути выхода из кризисной для России ситуации.

Хотя программы декабристского (Н.И. Тургенев, П.И. Пестель) и революционно-демократического (А.И. Герцен, Н.П. Огарёв) движений существенно отличались, их общей чертой была резкая критика социально-экономического устройства России, а также твердое убеждение в том, что благополучие страны невозможно до тех пор, пока не решен «крестьянский вопрос» и пока существует крепостное право. Пути выхода из сложившегося положения, напротив, предлагались разительно непохожие.

Декабристы выступали с относительно умеренными реформами (хотя и они считались в то время революционными): сохранялось право на частную собственность, продолжал существовать сословный класс дворянства, в стране должны были развиваться капиталистические отношения.

Революционно-демократическое движение выдвигало программы, предполагающие радикальное переустройство общества не только в экономическом, но и в социальном плане: предполагалось устранение помещичьего сословия, земля должна была перейти в собственность крестьянства, капиталистическое развитие отвергалось в пользу становления социализма – общества без эксплуатации.

Хотя идеи, как декабристов, так и Герцена, не были воплощены в жизнь, тем не менее, они представляют значительный интерес с точки зрения истории развития русской экономической мысли, так как отражают специфические особенности, присущие только русскому обществу.


Список использованной литературы

1. И.И Агапова. История экономической мысли. Курс лекций.- М.: Издательство ЭКМОС, 1998 – 423 с.

2. История экономических учений./Под ред. В.С. Адвадзе, А.С. Квасова.- М.: ЮНИТИ, 2004 – 391 с.

3. История экономических учений. Учебное пособие/Под ред. В.Автономова и др.- М.: ИНФРА, 2000.- 455 с.

4. Н.Е. Титова. История экономических учений. Курс лекций. – М.: Владос, 1997 – 379 с.

5. Я.С. Ядгаров. История экономических учений. Учебник для вузов. - М.: ИНФРА, 1997 - 447 с.


История экономических учений. Учебное пособие/Под ред. В.Автономова и др.- М.: ИНФРА, 2000.- С. 356

Н.Е. Титова. История экономических учений. Курс лекций. – М.: Владос, 1997 – С. 245

История экономических учений./Под ред. В.С. Адвадзе, А.С. Квасова.- М.: ЮНИТИ, 2004 – С. 321

Я.С. Ядгаров. История экономических учений. Учебник для вузов. - М.: ИНФРА, 1997 - С. 278

История экономических учений./Под ред. В.С. Адвадзе, А.С. Квасова.- М.: ЮНИТИ, 2004 – С. 322

И.И Агапова. История экономической мысли. Курс лекций.- М.: Издательство ЭКМОС, 1998 – С. 189.

Н.Е. Титова. История экономических учений. Курс лекций. – М.: Владос, 1997 – С. 249

История экономических учений./Под ред. В.С. Адвадзе, А.С. Квасова.- М.: ЮНИТИ, 2004 – С. 324

И.И Агапова. История экономической мысли. Курс лекций.- М.: Издательство ЭКМОС, 1998 – С. 198.

История экономических учений./Под ред. В.С. Адвадзе, А.С. Квасова.- М.: ЮНИТИ, 2004 – С. 326

Я.С. Ядгаров. История экономических учений. Учебник для вузов. - М.: ИНФРА, 1997 - С. 279

История экономических учений. Учебное пособие/Под ред. В.Автономова и др.- М.: ИНФРА, 2000.- С. 358

Фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом - формирования национальной культуры. Традиции, заложенные в первой половине XIX в., развивались и приумножались в последующее время. 1. Развитие образования и просвещения Уровень образованности общества...

А.И. Герцен подчеркивал, что в 40-х гг. "Чаадаев стоял как-то особняком между новыми людьми и новыми вопросами". 6. Политико-правовые воззрения западников и славянофилов На рубеже 30 40-х гг. XIX века в России сложились и вступили в идейную борьбу два течения общественной мысли западники и славянофилы. Основой идеологии западников, наиболее видными представителями которых были Т.Н. Грановский, ...

Южное и Северное общества . Однако Тульчинская управа Союза на юге, в районе расположения второй армии на Украине, не согласилась с решением Московского съезда и постановила «общество продолжать» на основе петербургских республиканских решений 1820 г. Весной 1821 г. и было основано в Тульчине Южное общество декабристов, сразу принявшее республиканскую программу и тактику военного восстания.

Вновь основанное общество разработало на следующем заседании свою организационную структуру и выбрало Директорию, в которую вошли П.И.Пестель, А.П.Юшневский и «северянин» Н.М.Муравьев, не присутствовавший на собрании. Никита Муравьев призван был осуществлять связь между северными и южными декабристами. В составе Южного общества имелось три управы: Тульчинская, Каменская и Подольская. Для обсуждения всех возникающих принципиальных теоретических вопросов, а также для разрешения текущих дел во вновь образованном обществе 6l: ло положено периодически созывать съезды его руководящих членов.

Первый съезд руководителей Южного общества состоялся в Киеве в 1822 г. На съезде, в частности, был заслушан доклад Пестеля об основных началах его конституционного проекта («Русская правда»). Он явился самым важным моментом Киевского съезда. После бурного обсуждения доклада Пестеля было решено дать членам общества целый год для обдумывания изложенной программы, которую предполагалось рассмотреть и принять в целом на съезде руководителей организации в начале 1823 г.

Осенью 1822 г. в Петербурге возникло Северное общество декабристов. Оно было создано инициативной группой прежних членов тайного общества, в которую, помимо Никиты Муравьева, входили бывшие основатели «Союза спасения»: С.П.Трубецкой, М.С.Лунин, И.Пущин, Е.П.Оболенский, Н.И.Тургенев и некоторые другие. Северное общество, так же как и Южное, имело ряд управ - отделений в гвардейских полках столицы. Во главе общества стояла Дума из трех человек - Н.Муравьева, С.Трубецкого и Е.Оболенского.

Южное и Северное общества активно привлекали новых членов, разрабатывали и обсуждали конституционные проекты (южане - «Русскую правду» П.И.Пестеля, северяне - «Конституцию» Н.М.Муравьева), а также планы совместного выступления. Продолжались споры сторонников республики со сторонниками конституционной монархии. Среди южан преобладали республиканские настроения, у северян - радикальные настроения заметно усилились после вступления осенью 1823 г. в члены общества К.Ф.Рылгева. В вопросах тактики оба обще ства делали ставку на «военную революцию» - восстание армии, п ~" руководством членов тайных обществ. Из опасения новой «пугачевщины» декабристы стремились действовать во имя народа, но без народа, уделяя основное внимание пропаганде, прежде всего среди офицеров и сознательно отказываясь в большинстве своем от пропаганды среди солдат.

Наряду с Северным и Южным обществами и независимо от них в 1823 г. сложилось «Общество соединенных славян» с центром в г.Новгород-Волынский. Основателями общества были братья Петр и Андрей Борисовы и поляк Юлиан Люблинский. Среди членов нового общества - В.А.Бечсаснов, П.Ф.Выгодовский, И.И.Горбачевский, И.И.Иванов и др., всего более 50 человек. Большинство членов общества принадлежало к младшему офицерству: это были юнкера, подпрапорщики, прапорщики и т.п., в большинстве случаев из малоимущих дворян, подчас совсем разорившихся. Целью «Общества соединенных славян» было объединение всех славянских народов в одну демократическую федеративную республику. Каждый из объединяемых славянских народов должен был иметь особую конституцию, отвечающую его национальным традициям и местным условиям. Г центре федерации основывалась столица великого славянского федеративного Союза. Революцию «славяне» считали движением народных масс и полагали необходимым опереться именно на народ. В 1825 г. «Общество соединенных славян» вошло в состав Южного общества как его Славянская управа.

Конституционные проекты декабристов . В среде декабристов были созданы важнейшие программные политические. документы - «Конституция» Никиты Муравьева и «Русская правда» Павла Пестеля.

По «Конституции» Н.Муравьева крепостное право в России немедленно уничтожалось. «Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным», - гласила «Конституция». В последнем, тюремном, варианте этого документа сказано: «Помещичьи крестьяне получают в свою собственность дворы, в которых они живут, скот и земледельческие орудия, в оных находящиеся, и по две десятины на каждый двор для оседлости их». Значительная доля земли помещиков фактически оставалась в их распоряжении. За государственными и удельными крестьянами закреплялись те наделы, которыми они пользовались.

По «Русской правде» Павла Пестеля, крепостное право в России немедленно уничтожалось, и все граждане уравнивались в правах. Объявлялось, что крепостное право «есть дело постыдное, противное человечеству» и «дворянство должно немедленно отречься от гнусного преим^^^.оа обладать другими людьми».

Пестель предложил в будущей России разделить в каждой волости землю на две половины - общественную и частную. Первая, общественная, половина, которую нельзя ни продавать, ни дарить, ни закладывать, станет источником необходимого продукта, будет удовлетворять основную нужду в питании народа, а вторая сделается источником «изобилия», будет давать излишки сверх необходимого. Каждый, кто желал заняться земледелием, имел право получить определенный земельный надел из первой, общественной, половины земли. Это положение должно было гарантировать граждан России от нищенства, голода, пауперизма. Для создания общественного земельного фонда Пестель считал необходимым безвозмездно конфисковать половину земли крупнейших помещичьих имений (10 тыс. десятин и более), у других помещиков половина земли также отбиралась, но за нее давалась определенная компенсация в виде денег или земли где-нибудь в другой волости, с тем, однако, условием, чтобы общее количество десятин у таких землевладельцев не превышало 5 тыс. Таким образом, помещичье землевладение (при полном уничтожении крепостного права) все же частично сохранялось.

Вторую, частновладельческую, половину земли можно было, по замыслу Пестеля, покупать, продавать, закладывать, дарить. Тут могут находиться как частные имения, так и казенная земля. Каждый россиянин, желающий иметь свое земельное хозяйство, мог прикупить себе землю из этого фонда.

Муравьев Никита Михайлович (1795-1843), декабрист, капитан. Брат А.М. Муравьева. Участник заграничных походов. Один из основателей Союза спасения и Союза Благоденствия. Член и Верховный правитель Северного общества. Автор проекта конституции. Приговорен к 20 годам каторги.

Конституция (от лат. сonstitutitutio - устройство), основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Конституция - основа всего текущего законодательства.

Конституция Н.М. Муравьева - проект государственного устройства России. Разработан в 1821-25 гг. Н.М. Муравьевым. Предусматривалась конституционная монархия, федерация областей, гражданское равноправие свобода слова, печати, вероисповедания, освобождение крестьян при сохранении помещичьего землевладения.

Конституция Никиты Муравьева явилась плодом длительной работы. Он начал ее писать в 1821 г., но нет сомнений, что подготовительный период ее создания начался ранее. Никита Муравьев изучил Всевозможные действовавшие в то время конституции, штудировал основные законы революционной Франции, Северо-Американских Соединенных Штатов, испанскую конституцию 1812 г. и многие другие.

Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно вводил положение: "Земли помещиков остаются за ними". По его проекту крестьяне освобождались без земли. Лишь в последнем варианте своей конституции он под давлением критики товарищей сформулировал положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки и сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения.

Проект конституции Никиты Муравьева, в его конечной редакции предоставляющий в собственность помещичьих крестьян помимо домов, скота и сельскохозяйственного инвентаря по две десятины земли, имел явно буржуазный характер, хотя и нес на себе бремя феодальных пережитков.


Аграрный вопрос

Защита интересов землевладельцев-помещиков наиболее полно отразилась в решении Н. Муравьевым аграрно-крестьянского вопроса. "Земли помещиков остаются за ними", - определенно заявлял Н.Муравьев. Что касается проблемы освобождения помещичьих крестьян, то, согласно первому варианту проекта, им предоставлялась только личная свобода, а также право перехода к другому владельцу земли, но при этом крестьяне обязаны были выплатить своим бывшим помещикам "вознаграждение за прерывание в порядке получения доходов с возделываемой сими поселянами земли". Н.М. Дружини справедливо отмечает по поводу этого пункта проекта Н.Муравьева: "В лице освобожденного крестьянина помещик получал обеспеченную рабочую силу, экономически прикрепленную к району землевладельческого имения…Вознаграждение со стороны крестьянина за уход от владельца - замаскированный выкуп личности. Муравьев не только обезземеливал крестьянство, но и не устранял и внеэкономического принуждения: создавая внешнюю видимость свободного договора, он сохранял, хотя и в смягченной форме, юридическую преграду свободному переходу. Это правило распространялось им и на арендные имения: размеры крестьянских платежей и работ должны были воспроизводить прежние размеры крепостного оброка или прежнюю барщину". Безземельный (или "остзейский") вариант освобождения крестьян встретил сильные возражения не только со стороны Пестеля, но и многих членов Северного общества. В следующих вариантах своего проекта Н.Муравьев сделал некоторые уступки освобождаемым крестьянам. Второй вариант предусматривал выделение крестьянину в собственность двора с живыми мертвым инвентарем и усадебной землей: "Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земельными земледельческими орудиями и скотом, им принадлежащими". По третьему варианту крестьянам помимо усадьбы предоставлялся и небольшой участок полевой земли в размере двух десятин на двор ("для оседлости их"), что также заставляло освобожденного крестьянина идти в кабалу своему прежнему владельцу. Исходя из тогдашнего агротехнического уровня, для обеспечения потребностей крестьянской семьи за счет земледелия требовалось по 6 десятин на 1 душу мужского пола в черноземных и 8 десятин в нечерноземных губерниях.

Однако государственные и удельные крестьяне, а также военные поселяне после упразднения военных поселений получили бы, согласно проекту, все те земли, которыми они владели прежде, т.е. оказались бы в более выгодном положении, нежели бывшие помещичьи крестьяне.

Первоначально, согласно Конституции Н.М.Муравьева, земля предоставлялась крестьянам всех категорий в общинную собственность. Впоследствии она должна была перейти в собственность каждого отдельного крестьянского двора. аграрный конституция муравьёв

Сокращению подвергалось в проекте царское землевладение. Земли удела (принадлежавшие царскому дому) переходили удельным крестьянам, но так называемые "кабинетские земли" (находившиеся в личной собственности самого царя) оставались неприкосновенными. Проект Н.Муравьева не ущемлял церковного и монастырского землевладения. "Церковные земли остаются навсегда за ними", указывается во всех вариантах его Конституции.

План разрешения земельного вопроса, разработанный Н.Муравьевым, даже в лучшем его варианте в значительной мере сохранял в деревне феодально-крепостнические отношения. Помещичья собственность на землю и мизерный участок, получаемый крестьянином, оставляли бы последнего в полной зависимости от помещика. Крестьянин не мог бы прокормиться на двух десятинах земли и ему пришлось бы искать работу у того же помещика. Тем не менее, даже такое освобождение крестьян создало бы условия для более быстрого развития капитализма.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Н. Муравьев считал, что земля должна была остаться в помещичьей собственности, крестьянину же передавалась его усадьба и небольшой удел полевых земель (две десятины). Однако при этом крестьянин должен был оставаться свободным от крепостной зависимости. В этом проекте государственного устройства предполагалась также федерация областей.

В "Русской Правде" Пестеля намечалось 10 глав:
первая глава - о границах государства;
вторая - о различных племенах, Российское государство населяющих;
третья - о сословиях государства;
четвертая - "о народе в отношении к приуготовленному для него политическому или общественному состоянию";
пятая - "о народе в отношении к приуготовленному для него гражданскому или частному состоянию";
шестая - об устройстве и образовании верховной власти;
седьмая - об устройстве и образовании местной власти;
восьмая - об "устройстве безопасности" в государстве;
девятая - о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве;
десятая - наказ для составления государственного свода законов.
Кроме того, в "Русской Правде" имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции и краткое заключение, содержавшее "главнейшие определения и постановления, Русскою Правдою учиненные".
Пестель чрезвычайно и высоко ценил личную свободу человека, будущее России, по Пестелю, - это общество лично свободных людей. "Личная свобода, - говорится в "Русской Правде", - есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства. На ней основано все сооружение государственного здания, и без нее нет ни спокойствия, ни благоденствия".

Освобождение крестьян без земли, то есть предоставление им только личной свободы, Пестель считал совершенно неприемлемым. Он полагал, например, что освобождение крестьян в Прибалтике, при котором они не получили земли, есть лишь "мнимое" освобождение. Пестель стоял за освобождение крестьян с землей. Его аграрный проект подробно разработан в "Русской Правде" и представляет значительный интерес.

В своем аграрном проекте Пестель смело объединил два противоречивых принципа. С одной стороны, он признавал правильным, что "земля есть собственность всего рода человеческого", а не частных лиц, и поэтому не может быть частной собственностью, ибо "человек может только на земле жить и только от земли пропитание получать", следовательно, земля - общее достояние всего рода человеческого. А с другой стороны, он признавал, что "труды и работы суть источники собственности", и тот, кто землю удобрил и обработал, имеет право владеть землей на основе частной собственности. Тем более что для процветания хлебопашества "нужно много издержек", и их согласится сделать только тот, который "в оной своей собственности землю иметь будет".

Признав за правильные оба противоречивых положения, Пестель положил в основу своего аграрного проекта требование разделения земель пополам и признания каждого из этих принципов лишь в одной из половин разделенной земли. Вся обрабатываемая земля в каждой волости, "так предполагалось называть наиболее мелкое административное подразделение будущего революционного государства", по проекту Пестеля, делится на две части: первая часть является общественной собственностью, ее нельзя ни продавать, ни покупать, она идет в общинный раздел между желающими заниматься земледелием и предназначена для производства "необходимого продукта"; вторая часть земли является частной собственностью, ее можно продавать и покупать, она предназначена для производства "изобилия". Часть общинная, предназначенная для производства необходимого продукта, делится между волостными общинами.

Каждый гражданин будущей республики обязательно должен быть приписан к одной из волостей и имеет право в любое время безвозмездно получить причитающийся ему земельный надел и обрабатывать его. Это положение должно было, по мнению Пестеля, гарантировать защиту граждан будущей республики от нищенства, голода, пауперизма. "Каждый россиянин будет совершенно в необходимом обеспечен и уверен, что в своей волости всегда клочок земли найти может, который ему пропитание доставит и в коем он пропитание сие получать будет не от милосердия ближних; и не оставаясь в их зависимости, но от трудов, кои приложит для обрабатывания земли, ему самому принадлежащей яко члену волостного общества наравне с прочими гражданами. Где бы он ни странствовал, где бы счастия ни искал, но все же в виду иметь будет, что ежели успехи стараниям изменят, то в волости своей, в сем политическом своем семействе, всегда пристанище и хлеб насущный найти может". Волостная земля - общинная земля. Крестьянин или вообще любой гражданин в государстве, получивший земельный надел, владеет им на общинном праве, не может ни дарить его, ни продавать, ни закладывать.
Вторая часть волостных земель, предназначенная для производства "изобилия", находится в частной собственности, частью же может принадлежать и государству. Лишь эти земли могут покупаться и продаваться. Казенная доля этой земли также может быть продана. "Казна является в отношении к казенной земле в виде частного человека, и потому продавать казенные земли право имеет". Каждый россиянин, желающий расширить свое земельное хозяйство, может прикупить землю из этой второй части земельного фонда.

Для осуществления своего аграрного проекта Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной ее конфискации. Иначе его проект и не мог быть осуществлен, ведь в каждой волости надо было отдать во владение крестьян половину земли; эта земля отчуждалась от ее владельцев, в первую очередь, от помещиков. В проекте было представлено отчуждение земли за вознаграждение, а также безвозмездное отчуждение - конфискация. "Если у помещика имеется 10000 десятин земли или более, тогда отбирается у него половина земли без всякого возмездия", - говорится в одном незаконченном отрывке "Русской Правды", озаглавленном "Дележ земель". Если у помещика имелось менее 10000, но не более 5000 десятин, то тогда половина земли у него тоже отбиралась, но за нее давалось "возмездие" - или денежного характера, или земля где-нибудь в другой волости, но с тем условием, чтобы общее количество десятин у него не превышало 5000. Таким образом, помещичье землевладение (при полном уничтожении крепостного права!) все же частично сохранялось. Пестель не решался отстаивать лозунг передачи всей земли крестьянам.
Пестель доказывал антинародность самодержавия: "Прежняя верховная власть (для Пестеля она в момент составления "Русской Правды" была теперешней!) довольно уже доказала враждебные свои чувства против народа русского". Самодержавие в России, по проекту Пестеля, решительно уничтожалось. Уничтожался не только самый институт самодержавия, но и физически истреблялся весь царствующий дом: Пестель был сторонником цареубийства, казни всех без исключения членов царского дома в самом начале революции.

План государственного переустройства России по конституционным проектам П.Пестеля и Н.Муравьева.

Муравьев представлял будущую Россию конституционной монархией и федерацией. Федеративные единицы назывались «державами» и «областями», и в каждой из них должна была быть своя столица. Намечалось создать всего 13 держав (в том числе Камскую державу со столицей в Казани) и 2 области.

Законодательная власть, по конституции Муравьева, должна была принадлежать двухпалатному парламенту, который назывался Народным вече. Исполнительная власть вручалась наследственному императору, который считался «верховным чиновником Российского государства». Император в сущности не имел никакой законодательной власти. Он имел право лишь отсрочить введение закона, возвратив законопроект для вторичного рассмотрения. Император получал большое жалованье - 8 млн. рублей в год. Судебная власть осуществлялась специальным органом - Верховным судилищем.

В «державах» также должна была существовать двухпалатная система. Законодательная власть в каждой «державе» принадлежала законодательному собранию - Державной думе. Державы делились на уезды. Начальник уезда (тысяцкий), как и прочие администраторы, выбирался населением.

«Конституция» Муравьева предусматривала для избирателей довольно высокий имущественный ценз. Каждый избиратель должен был иметь движимое или недвижимое имущество стоимостью в 500 рублей серебром. Лица, избираемые на общественные должности, должны были обладать еще более высоким имущественным цензом. Так, от областного судьи требовалось иметь имущество не менее чем на 15 тыс. рублей серебром, а от члена верхней палаты Народного вече (Верховной думы) - даже на 60 тыс. рублей. Предполагалось, что это сможет оградить страну от взяточничества и лихоимства.

«Конституция» Н.Муравьева по существу являлась либерально-демократическим проектом социально-политического преобразования России. При определенных условиях он вполне мог быть реализован мирным, реформаторским путем без жестких революционных потрясений. Проект во многом учитывал реальную российскую действительность.

Однако «Конституция» Н.Муравьева не была идеологическим документом всего Северного общества в целом. Она являлась итогом длительного и самостоятельного труда лишь одного из членов этого общества. Проект Н.Муравьева вызвал бурное обсуждение, но принят он не был. Слишком велики были разногласия между различными политическими настроениями в среде общества.

В противоположность Пестелю северяне в большинстве своем не признавали необходимость революционной диктатуры временного правительства. Они предполагали, свергнув самодержавие, собрать Учредительное собрание и предложить ему на обсуждение и окончательное решение заранее выработанную конституцию.

Конституция Никиты Муравьева утверждала священное и неприкосновенное право буржуазной собственности, но в ней подчеркивалось, что право собстве нности заключает в себе «одни вещи»: человек не может быть собственностью другого, крепостное право должно быть отменено, а «право собственности, заключающее в себе одни вещи, - священно и неприкосновенно».

По конституции Никиты Муравьева должны были быть ликвидированы и мн огие другие феодально-абсолютистские учреждения. «Военные поселения немедленно уничтожаются», гласил 30-й параграф конституции: военные поселяне должны были немедленно перейти на положение казенных крестьян, земля военных поселений передавалась в общинную крестьянскую собственность. Удельные земли, т.е. земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома, конфисковывались и передавались во владение крестьян. Все гильдии и цехи - пережитки феодального общества объявлялись ликвидированными. Отменялась «табель о рангах», разделявшая военных и гражданских служащих на 14 классов.

Экономические программы русского освободительного движения первой половины XIX века

контрольная работа

3. Решение «крестьянского вопроса»: декабристы и А.И. Герцен

В начале XIX в. «крестьянский вопрос», несомненно, являлся одной из самых важных проблем российского общества. Разработать его решение пытались и государственные деятели, и представители оппозиции (к которой относились как декабристы, так и А.И. Герцен).

Главное сходство подходов к решению «крестьянского вопроса» декабристов и А.И. Герцена заключалось в критике феодально-крепостнической системы хозяйства и требовании отмены крепостного права. Но вот пути к достижению цели предлагались разные.

В аграрном проекте П.И. Пестеля предусматривалась ликвидация монополии помещиков на землю со значительным сокращением их землевладения. Пестель предлагал конфисковать часть земли у помещиков с частичным выкупом, установить максимальные размеры земельного владения, разрешить частную собственность крестьян на землю, создать общественный земельный фонд, из которого наделять нуждающихся для ведения своего хозяйства. Создание общественного фонда должно было предупредить обезземеливание крестьян. В этот фонд должны были входить земли государства, а также земли, принадлежащие любым слоям населения - дворянам, крестьянам и прочим - на правах частной собственности. Частная собственность на землю, полагал Пестель, должна способствовать свободе хозяйственной деятельности и создавать условия для развития в стране капитализма.

Аграрный проект Тургенева был весьма умеренным. Помещичью собственность на землю в основном следовало сохранить и направить помещичьи имения по капиталистическому, фермерскому пути развития. Проект ориентировал на личное освобождение крестьян. По первоначальному варианту предусматривалось освободить их без земли. В дальнейшем автор включил требование о наделении крестьян небольшими участками (одна десятина на душу или три десятины на тягло). Такое освобождение привязало бы крестьян к помещичьим хозяйствам, сохранило бы их экономическую зависимость. Я.С. Ядгаров. История экономических учений. Учебник для вузов. - М.: ИНФРА, 1997 - С. 279

В целом, хотя аграрный проект Н.И. Тургенева в большей мере, чем проект П.И. Пестеля, учитывал интересы помещиков, их объединяло мнение о том, что развитие российской экономики должно идти капиталистическим путем. История экономических учений. Учебное пособие/Под ред. В.Автономова и др.- М.: ИНФРА, 2000.- С. 358

А.И. Герцен выступал с обоснованием особого - некапиталистического пути развития России. Герцен видел в освобождении крестьян с землей не только уничтожение крепостнических отношений, но и начало последующего социалистического преобразования России.

Решение «крестьянского вопроса» А.И. Герцена отражало борьбу крестьянства против дворянского землевладения как такового. Герцен предлагал революционный путь устранения помещичьего землевладения, переход большей части дворянской земельной собственности в собственность государства без выкупа с последующим уравнительным разделом земли между сельчанами.

Залогом русской социальной революции он считал крестьянскую общину, отсутствие развитой частной собственности крестьян на землю, традиции коллективизма, взаимопомощи, артельности в русском народе. Эти национальные особенности он видел и в рабочих, ремесленных артелях. Русских рабочих по психологическому складу он считал теми же крестьянами и полагал, что они принципиально отличны от западноевропейских.

Герцен сконструировал модель некапиталистического развития России на основе отрицания факта развития в стране капиталистических отношений. Социально-экономическое преобразование России, утверждал он, пойдет, минуя капиталистическую стадию. Крестьянство должно стать самостоятельной революционной силой, а община - зародышем будущего социального устройства. Н.Е. Титова. История экономических учений. Курс лекций. - М.: Владос, 1997 - С. 253

Таким образом, и декабристы, Н.И. Тургенев и П.И. Пестель, и А.И Герцен ратовали за освобождение крестьян от крепостнического гнета. Но декабристы предлагали менее радикальный путь преобразования России, с сохранением дворянства как класса и капиталистического постепенного развития отечественной экономики. В то время как А.И. Герцен выступал с революционными идеями, включающими полную перестройку социально-экономического устройства страны, в которой не было места дворянскому сословию.

Анализ динамики и структуры прямых иностранных инвестиций

Экономическая сущность исследуемого вопроса, настоящей курсовой работы, определена диагностикой предприятия на признаки банкротства и изучением возможных путей выхода из кризисного состояния. Всякое предприятие...

Банкротство предприятий, возможные пути выхода из кризиса

Издержки производства

Чем же определяется цена товара? Основоположником классической школы в экономической науке вполне справедливо считается Адам Смит. В 1776 году написан его основной труд «Исследование о природе и причинах богатства народов». Автор считает...

Основные положения теории сельскохозяйственной крестьянской кооперации академика А.В. Чаянова

Главная тема трудов Чаянова - изучение крестьянских хозяйств как особого социально-экономического уклада, отличающегося и от капиталистического и от социалистического типов хозяйствования...

Предложение труда

В соответствии с моделью предложения труда выбор между ситуацией, когда человек не работает совсем, и ситуацией, когда определенное число часов он отдает работе за заработную плату, определяется ставкой заработной платы...

Предпринимательские риски и управление ими

Риск составляет объективно неизбежный элемент принятия любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность - неизбежная характеристика условий хозяйствования...

Проблема распределения и перераспределения доходов

Данная курсовая работа включает в себя четыре раздела. В первом раздели, рассматриваются теоретические понятия дохода, его структуры и показателей, так же принципы распределения доходов в обществе. По А.С...

Пути повышения эффективности реализации сельскохозяйственной продукции

Под каналами реализации продукции понимают совокупность юридических и физических лиц, участвующих в реализации продукции в качестве покупателей или посредников. Хозяйства, желающие сбыть свой продукт, имеют большие проблемы...

Рынок труда. Проблемы и пути их решения

Технико-экономическое обоснование разработки и применения очистного комбайна

Очистной комбайн Eirchoff SL300/400 (рис.1.1). Предназначен для выемки пологих и наклонных (до 35°) пластов мощностью 1,5ч3,5 м. Рис. 1.1 Очистной комбайн Eirchoff SL300/400 1-погрузочный щиток, 2-режущий шнек, 3-поворотная рукоять, 4-механизм подачи, 5-опорная лыжа...

Труд и его производительность (на примере ООО "Балтутино" Глинковского района)

Удовлетворение постоянно растущих материальных потребностей населения неразрывно связано с созданием высокоэффективного сельского хозяйства на основе увеличения объемов производимой продукции...

Управление запасами продовольственного предприятия

Экономические интересы, цели и средства

Многоплановость и философская глубина понятий «интерес», «экономический интерес» определяет то внимание, которое уделяется этим категориям в экономических исследованиях...

Эффективность использования реализации продукции на примере СПК "Васильевское" Смоленской области Тёмкинского района д. Васильевское

Реализованная продукция - это стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции. Рассмотрим количество реализованной продукции СПК «Васильевское». Таблица 1 - Количество реализованной продукции, ц...