Биогафии

Какие предметы добавятся. Необязательные предметы в школе. класс: какие предметы изучаются

Школа - это место, где человек получает базу знаний, которая поможет ему найти свое занятие в жизни и призвание. Список предметов в школе очень разнообразен, и это помогает ученику определиться с направлением в точных или

Первое, с чего начинается обучение - русский язык, чтение и математика. Главная задача в первые месяцы - приучить ребенка к усидчивости и терпению, старанию и аккуратности, желанию познавать что-то новое.

Помимо основных предметов, с также включают такие дисциплины, как рисование, технология, окружающий мир, пение и физкультура, чтобы ребенок расширял свой кругозор и так смог найти свое хобби.

С 4-5 класса добавляется иностранный язык, религиозная культура и светская этика, что расширяет границы, открывает новые направления.

Уроки русского языка и математики

Русский язык и математика - это главные предметы, которые начинаются с первого и заканчиваются в 11 классе. Эти два предмета считаются основой всех основ, ведь без них сложно что-либо написать или посчитать, да и в жизни без изучения данных предметов будет сложно обходиться. Человек сможет только говорить, но речь его будет безграмотна.

В отличие от русского языка, который изучается все школьные годы, математика разделяется в 7 классе на 2 направления: алгебру и геометрию.

В начальной школе ученик изучает базовые навыки: сложение, вычитание, умножение и деление, действия с дробными числами, а уже затем появляется алгебра с изучением системы координат и системой уравнений, а также геометрия, где изучают векторы, стереометрию, планиметрию.

Уроки биологии, географии, истории и информатики

Список предметов в школе не заканчивается основными предметами. Очень интересными и увлекательными могут стать такие науки, как биология, химия, физика, история и обществознание или уроки географии, где можно узнать про всю планету: на занятиях дети изучают виды почв, полезные ископаемые, климат и население земного шара, материки, страны и многое другое.

Благодаря таким предметам ученик все больше понимает, чем бы он хотел заниматься после получения основного образования, куда бы он хотел пойти учиться после школы. Русский язык и математика выявляют гуманитариев и людей с точным складом ума, а дополнительные обязательные предметы помогают найти направление.

Например, если ребенок полюбил "Окружающий мир", потом биологию и химию, то, возможно, он захочет стать врачом или пойдет учиться на фармацевта, чтобы создавать новые лекарства.

Каких предметов не хватает в школе?

Все предметы, которые сегодня преподают в школе, начиная с русского языка и литературы и заканчивая уроками геометрии и вторым иностранным языком, должны сформировать образованную личность, которая найдет свою дорогу в жизни. Но некоторые ученые утверждают, что должен быть дополнительный список предметов в школе, которые обязательно пригодятся в жизни:

  1. Прикладная механика - многие дети считают, что такие предметы, как алгебра и геометрия, очень скучны. Но вот если бы все правила и новые темы проходили на практике, наверняка больше бы людей увлеклись точными науками.
  2. Латынь - это основа романской группы. Благодаря знанию латинского можно легко изучить не только английский, но и французский, итальянский, испанский и португальский языки.
  3. История философии - сложная дисциплина, которую можно не понять даже после школы. Однако такой предмет научит мыслить более развернуто, систематизированно и поможет почерпнуть какие-то идеи, которые могут пригодиться в жизни.

Помимо этих предметов, можно также добавить изучение боевых искусств, кинопроизводства, знакомство с направлениями религии, музыкой.

Уроки черчения отменили в школах 5-6 лет назад. Но где-то ещё преподают этот предмет в качестве факультатива или вместо нескольких часов технологии в неделю в старших классах.

Споры о необходимости и ненужности черчения не утихают и сегодня, когда этот предмет уже исключили из общей школьной программы. Одни считают — черчение абсолютно бесполезный предмет. Другие, напротив, утверждают, что без навыков «начерталки» в старших классах, а тем более в техническом вузе, никуда.

«Я бывший учитель черчения. „Бывший“ звучит очень грустно. Предмет свой обожаю, но последние три года вынуждена вести его только в виде элективного курса, — пишет в социальной сети работников образования педагог Наталья Зайцева . — А разве за 17 часов возможно дать полный материал по этому сложному и, на мой взгляд, очень интересному предмету? А как страдают дети, которые не посещают мой курс, а потом в 10 классе сталкиваются со стереометрией и не могут построить элементарное геометрическое тело. Непонятно, зачем было его отменять? Зато введены основы маркетинга, основы делового общения... Видно, действительно, стране не нужны инженеры. Печально».

В профессиональной сети многие педагоги высказывают сожаление по поводу отмены черчения и надеются, что предмет со временем всё же вернут в общую школьную программу.

Логика

Ещё один предмет из советского прошлого, который не вписался в концепцию современного образования — логика.

Логика преподавалась в школах как обязательный предмет в 50-х годах XX века. ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 г. признал недопустимым, что в средней школе эти предметы не изучаются. При этом логика была востребована в средних учебных заведениях и раньше. Только после событий «Великого Октября» этот предмет был запрещен к изучению не только в школах, но и в вузах.

Однако после окончания войны, по поручению Сталина , дисциплину вновь вернули в учебную программу. Но как только «вождь» умер, предмет опять исключили из школьного расписания. При Хрущёве логику запретили окончательно, мотивируя это заботой об учениках, чтобы не перегружать излишне школяров.

В настоящее время логика не является обязательным предметом в школе, поэтому каждое учебное заведение решает самостоятельно — включать её в учебный план или нет.

Астрономия

Изучение движения небесных тел для школьников отменили в 2008 году. А между тем астрономия входила в курс обязательных школьных наук со времён Петра I . До революции в России выпускалось свыше 40 различных учебников по этой дисциплине. Постепенное её размытие в школьной программе началось в 1993 году — курс астрономии не вписывался в конструкцию основного учебного плана.

Сегодня формально астрономия в школах не запрещена. Просто чиновники от науки не могут найти ей место в структуре современных образовательных стандартов. Чего же в ней всё-таки больше — природоведения, физики или химии? Или всё же дисциплина будет лучше восприниматься как отдельный предмет? Учёные и педагоги спорят до сих пор.

Начальная военная подготовка

Начальная военная подготовка в аттестате зрелости как учебный предмет не указывалась. Как правило, она проводилась под руководством участников ВОВ или офицеров вооруженных сил, отправленных в запас.

Учащихся 8-10 классов обучали строевой, огневой и тактической подготовке, рассказывали о характере и особенностях отечественных вооруженных сил. Учили разбирать и собирать автомат, пользоваться ручной гранатой, противогазом, дозиметрами, обучали основам оказания первой медицинской помощи и т.д.

Сегодня такого предмета даже в качестве факультатива в российских школах не осталось (за исключением специализированных учебных заведений). В отличие от некоторых государств бывшего СССР, где допризывная подготовка молодёжи в школах по-прежнему ведётся.

Чистописание

Каллиграфия — предмет, доставшийся в наследство советской образовательной школе от царской России. В расписание он был внесен как «чистописание». Эта дисциплина требовала от учеников младшей школы усидчивости и высокой концентрации внимания. Школьников учили не только чисто писать, но и держать правильно ручку, чтобы буквы получались аккуратными и красивыми.

Сегодня роль чистописания отводится многочисленным прописям. При этом на то, как младшеклассники держат ручку, в школе никто особого внимания не обращает.

Этика и психология семейной жизни

Был и такой опыт в российской общеобразовательной программе. Ученики изучали, какое место занимает семья в различных культурах, обсуждали роль семьи в воспитании личности, психологию отношений. Вопросы сексуального просвещения в содержание данного курса не входили.

Носил предмет информационно-познавательный характер — итоговая оценка по нему в аттестат не вносилась.

Сегодня уполномоченный по правам ребёнка в РФ Павле Астахов считает возможным вернуться вновь к преподаванию в школах дисциплины «Этика и психология семейной жизни». Омбудсмен даже обратился с соответствующим письмом к министру по науке и образованию.

Конституция СССР

Конституция СССР изучалась в 7 классе. Школьникам рассказывали о государственном устройстве страны, роли руководящей партии, а также основных правах и обязанностях советских граждан. Предмет был исключён из общей программы в 1958 году. Зато добавлены в расписание были физкультура и труд.

И, если о других предметах ещё идут споры о возможности их вновь вернуть в учебную программу, то изучать Конституцию СССР, просто нет надобности. Сегодня Россия — другое государство с новой Конституцией и другим государственным устройством. Эти вопросы уже изучаются в рамках предмета «Обществознание», который включён в обязательную школьную программу.

Закон Божий

Вплоть до 1917 года в России существовали Правила о церковно-приходских школах. В них оговаривалось, кто должен осуществлять обучение и декларировалось «православное учение веры».

1 августа 1909 г. в Петербурге на Всероссийском съезде преподавателей Закона Божьего в светских учебных заведениях было решено использовать свежую методику обучения. А именно постараться приблизить дисциплину к современному укладу жизни. Только спустя несколько лет — в сентябре 1917 года было принято определение Поместного Собора «О преподавании Закона Божия в школе», в котором отмечалось, что во всех государственных и частных школах, где есть православные учащиеся, Закон Божий должен стать обязательным уроком. При этом Закон Божий рассматривался не только как учебный предмет, но прежде как воспитательный. Ученики изучали историю Ветхого и Нового заветов, богослужение христианской православной церкви, катехизис.

С приходом к власти большевиков Закон Божий исчез из школьной программы. Только в 1991 году в России официально возродилось религиозное воспитание и обучение в воскресных школах и православных гимназиях. Сегодня его упрощенный вариант преподают факультативно, без оценки знаний, в 4 классе общеобразовательной школы при выборе дисциплины «Основы православной культуры».

Латынь

В России, начиная со времён правления Петра I и вплоть до Октябрьской революции, латынь занимала одно из почётных мест в программе образования классических гимназий. В высшие учебные заведения зачисляли только выпускников-гимназистов.

Сегодня латинский язык изучается разве что только в специализированных лицеях или гимназиях, но в общую школьную программу не включён. В отличие от дореволюционного образования такая латынь носит сугубо «прикладной характер» для тех, кто решил связать свою жизнь с медициной: изучается специализированная терминология, наименования болезней и патологических состояний, правила выписывания рецептов.

При этом любопытный факт — практика показывает, что владеющие и пользующиеся латынью живут до преклонных лет и крайне редко впадают в маразм. Всё дело в том, что они всю жизнь упражняют свою память и заучивают наизусть большие объемы текста.

Философская пропедевтика

Этот экзотический предмет, пожалуй, своим одним названием может повергнуть в шок современных учеников и их родителей. А между тем, философская пропедевтика как образовательная дисциплина имеет длительную историю развития. Обозначает она не что иное, как введение в философию (от греч. propaidéuō - «предварительно обучаю»). Преподавалась философская пропедевтика в старших классах школы дореволюционной России. На лекциях ученикам раскрывали азы философии, а также логики и педагогики, тем самым формируя у будущих граждан нравственные основы их мыслей и поступков.

Сохранилась пропедевтика и в системе образования СССР, правда только в качестве курсов и в свете исключительно марксистско-ленинской идеологии.

Естественная история (естествознание)

Естественная история или естествознание — наука об окружающем мире — была исключена из школьной программы в 1877 году. Только в 1901 году специальная комиссия по организации среднего школьного образования в российских школах приняла положение, согласно которому естествознание и географию полагалось изучать в 1-3 классах.

Природу предлагалось изучать по «общежитиям»: лес, поле, сад, луг, парк, река, причем преимущественно на экскурсиях. С течением времени программа курса претерпевала множество изменений — её выделяли как в отдельный курс «Природоведение», так и соединяли с лекциями по другим предметам. В современной общей школьной программе естествознания нет. Оно присутствует лишь как часть учебного курса «Окружающий мир», который преподается в начальных классах средней школы.

Стенография

В эпоху, когда о диктофонах еще не было и речи, стенография — искусство скорописи — было достаточно распространено, поэтому изучать его предлагали и в царских гимназиях. Правда, не в качестве обязательного курса, а факультатива.

В 1906 году, в связи с появлением в России первого парламента спрос на стенографистов заметно увеличился. Гимназисты не только получали полезные навык, но и шанс «вписаться в историю». Один «минус» — обучение стенографии было сложным и долгим процессом, поэтому чтобы овладеть наукой на приемлемом уровне требовалось не меньше полугода.

Подготовка к новому учебному году – процесс сложный. Внимания родителей будущих пятиклассников требуют множество мелочей – это и приобретение канцелярии, и покупка рабочих тетрадей, и выбор подходящего рюкзака или сумки. Но самое главное, что требуется знать, это список предметов, которые будут преподаваться в 5 классе в 2017-2018 учебном году.

Обязательные предметы:

  • Математика – на его изучение отводится 5 часов в неделю;
  • Русский язык – 5 часов в неделю;
  • Литература – 3 часа в неделю;
  • Иностранный язык – чаще всего английский, 3 часа в неделю;
  • Физкультура – 3 часа в неделю;
  • История – 2 часа в неделю;
  • География – 1 час в неделю;
  • Музыка – 1 час в неделю;
  • Изобразительное искусство – 1 час в неделю;
  • ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности, 1 час в неделю;
  • Технология – в пятом классе приходит на замену труду, с 2017 года в рамках технологии предполагается изучать роботехнику, 1 час в неделю.

Это очень важное нововведение, так как уже с пятого класса, школьники смогут осваивать современные технологии, включая и 3D моделирование, для чего в школы начнут поставлять 3D-принтеры.

Как видим, общеобразовательных предметов, изучаемых в обязательном порядке, всего 11. Однако на самом деле расписание пятиклассника намного шире. И вот почему: помимо обязательных дисциплин, предписываемых базисным учебным планом, есть ряд необязательных и факультативных предметов, изучаемых по предписанию школы или на усмотрение родителей.

Необязательные предметы, их полный перечень и методику преподавания определяет администрация школы самостоятельно:

  • Природоведение – в зависимости от принятого учебного модуля может входить и в число обязательных предметов,
  • Биология – предмет изучается либо в рамках ОБЖ либо вводится как самостоятельный, от 1 до 2 часов в неделю;
  • Информатика – на усмотрение администрации школы изучение ИКТ может начинаться как в 5 классе, так и в 7-ом, 1-2 часа в неделю
  • Граждановедение – изучается не везде, как правило, 1 час в неделю;
  • Обществознание — в число обязательных предметов входит начиная с 6 класса, в 5 классе изучается факультативно;
  • Второй иностранный язык – чаще всего немецкий либо французский, изучается в пару к английскому; ведется параллельно с основным иностранным языком или на усмотрение родителей в качестве факультатива 1 -3 часа в неделю;
  • Естествознание – естественнонаучная дисциплина, на ее изучение отводится 1 час в неделю; часто заменяется природоведением или биологией;
  • Основы религиозных культур и светской этики – может изучаться как факультативный, 1 час в неделю, в рамках предмета преподается дисциплина ОДНКНР — основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • ОДНКНР – преподавание основ культуры и традиций народов России может вестись в рамках нескольких предметов либо как самостоятельная дисциплина;
  • Краеведение – этот предмет может входить как в учебный модуль по истории, так и преподаваться в качестве самостоятельной дисциплины.

Кроме указанных дисциплин, в школе могут преподаваться как факультативные дисциплины и другие предметы, а также функционировать клубы по интересам и спортивные секции. Чаще всего это:

  • гитара;
  • шахматы;
  • теннис;
  • волейбол;
  • единоборства;
  • футбол;
  • основы православной культуры;
  • ритмика;
  • риторика.

5 класс: что изучаем?

Изменения, вносимые в образовательный процесс, могут запутать не только неподготовленных родителей, но даже педагогов. А потому перед началом учебного года и в начале каждой новой четверти вопрос «что изучаем в пятом классе» как никогда актуален.

Дисциплины, которые будут преподаваться в пятом классе в 2017-2018 учебном году, определяются приказом Минобрнауки, который носит название «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Последние изменения в него вносились 31 декабря 2015 года. Список предметов, изучаемых в 5 классе, формируется следующим образом: каждая школа составляет собственный учебный план на грядущий учебный год. План составляется на основании вышеназванного приказа, а также ФЗ «Об образовании», федеральными стандартами образования, базисными планами, которые предоставляет профилирующее ведомство, и рядом прочих нормативных документов. При этом у школы есть право вносить изменения в учебную программу – главное, выдержать предписанное количество часов обязательных дисциплин.

Смотрите видео про подготовку к 5 классу: