Биогафии

Африкаанс буры что объединяет эти слова. Буры против Британцев. (40 фото). Буры Капской колонии

«Взгляните на карту Южной Африки, там, в самом центре Британских владений, словно косточка в персике, на огромном пространстве обозначены две республики. Громадная территория, населенная горсткой людей. Как они там оказались? Кто эти представители Тевтонского племени, так глубоко внедрившиеся в тело Африки? Это старая история, но ее придется напомнить, хотя бы в общих чертах.

Никто не узнает и не оценит Бура по достоинству, игнорируя его прошлое, ведь он создан этим прошлым.»

Распространенное мнение о том, что буры (африканеры, африкандеры) являются потомками только голландских колонистов нельзя признать верным.

Да, конечно основой для нового народа стали голландцы. Но уже в составе первой группы колонистов, на южноафриканский берег ступили 10 немецких солдат. Со следующим кораблем прибыло еще 10. И процесс этот непрестанно продолжался.

Многие из немецких солдат по окончании контракта оставались в Африке в качестве тех же самых колонистов. Так или иначе, по статистике Э. Морица, число немцев, в общей массе колонистов, с 1657 по 1698 год составляло примерно одну треть.

Согласитесь, не так уж мало для ограниченного сообщества людей, сплоченного общими целями и задачами, самой главной из которых было стремление выжить.

В конце XVII века Южная Африка пережила приток новой волны поселенцев – эмигрантов из стран Западной Европы. В это время в европейских странах католики повсеместно усилили свои гонения на христиан-протестантов. Физическое уничтожение грозило многим немцам, шотландцам, французам. Для французских гугеннотов, после отмены Людовиком XIV Нантского Эдикта, просто не оставалось иного выбора кроме эмиграции.

«Три сотни гугенотских эмигрантов - лучшая кровь Франции, словно пригоршня отборных семян, внесли утонченность и духовность в твердый Тевтонский характер.

Пристально всматриваясь в историю норманнов и гугенотов, мы видим, словно Божественная рука неутомимо черпает из их кладовых и орошает иные нации этими великолепными зернами. Франция не основала других стран, как ее великая соперница, но она обогатила каждую из них лучшим, отборнейшим, что у нее было. Rouxs, Du Toits, Jouberts, Du Plessis, Villiers и множество других французских имен можно запросто встретить в Южной Африке».
(А.К. Дойль. «Великая Бурская Война» Гл. 1. Перевод О.Я. Тодера)

Таким образом, в формировании бурского народа как этноса принимали участие представители сразу нескольких европейских наций.

При этом следует отметить, что до Южной Африки добирались в первую очередь самые стойкие, мужественные и активные из них. Это были, так называемые, пассионарии, движимые скорее внутренними убеждениями, чем жаждой материальной поживы или бегством от нищеты. Они предпочли скитания, лишения, риск, лишь бы не отказываться от своих нравственных и религиозных приоритетов.

Само по себе это уже говорит о многом. Могли ли такие выдающиеся личности бесследно раствориться среди приютившего их, еще только нарождающегося народа? Конечно же, нет! С их активной жизненной позицией это было просто не возможно.

Каждый из новых поселенцев привносил, в еще малочисленное сообщество, не только элементы культуры и обычаи своей бывшей родины, но и некоторые (как правило, лучшие) морально психологические особенности своей нации.

«Возьмите Голландцев, народ, пятьдесят лет противостоявший Испании - госпоже мира и добавьте черты несгибаемых французских гугенотов, бросивших домашний очаг и свое достояние, навсегда покинувших страну после отмены Нантского Эдикта. Очевидным результатом такого смешения будет самая стойкая, мужественная, непокорная раса, когда-либо существовавшая на Земле.

Воспитывайте семь поколений этих людей в постоянной борьбе с аборигенами и дикими животными, в обстоятельствах, не дающих шанса выжить слабому.

Обучите их мастерскому обращению с ружьем и лошадью, а затем дайте страну, в высшей степени подходящую для охотников, метких стрелков и искусных наездников.

Наконец, закалите железный характер и воинские качества в огне суровой Ветхозаветной религии и все сжигающего патриотизма.

Соедините эти качества и импульсы в одном человеке, и вы получите современного Бура - самого серьезного противника, с которым когда-либо сталкивалась Британская Империя.»
(А.К. Дойл. «Великая Бурская Война» Гл. 1. Перевод О.Я. Тодера)

Попытки так называемой, «не насильственной ассимиляции» (требование говорить только на голландском языке, диктат Голландской реформатской церкви и пр.), политику которой проводила Голландская Ост-Индская Компания, не увенчалась успехом.

Колонисты не только не утратили своей самобытности и исторических корней, а предпочли «изобрести» собственный язык, создать свой жизненный уклад, выработать новые традиции и, в действительности создать свой собственный новый народ. К слову, этот народ, очень быстро «устал» от давления и диктата Компании. Свидетельством этому является длинная череда выступлений и открытых проявлений недовольства каапстадских жителей.

Могло ли постоянно увеличивающееся сообщество деятельных, волевых и решительных людей долго находится в тесных рамках ограниченного пространства колониального поселения?

Конечно же, нет. Энергия, бурлившая в маленьком «котелке» Каапа, должна была выплеснуться и, либо найти себе достойное применение во «внешнем мире», либо просто вдребезги разнести саму колонию изнутри.

И применение избыточным жизненным силам было найдено. Началось активное расширение колонии. Естественно в ущерб местному туземному населению. Происходило это также вопреки требованиям Компании, наложившей строжайший запрет на конфликты с местным населением.

В пренебрежении этими требованиями проявилась еще одна национальная черта африкандеров - «демократическое» своеволие и абсолютное нежелание подчиняться вообще кому-либо, кроме своих выборных предводителей. Уже с 1659 года столкновения с коренными африканцами приобрели характер постоянных и всегда кровавых. То что, не удалось португальцам, удалось бурам. Африканские племена вынуждены были отступать в глубь материка.

Упорство, энергичность и безграничная уверенность в собственных силах, подкрепляемые мощным идеологическим зарядом одной из самых пуританских и бескомпромиссных религий мира, сделали свое дело.

Маленький колониальный городишко превратился в столицу обширных территориальных владений, превосходящих по масштабам многие европейские государства. Возникали новые поселения. Отвоеванные земли давали богатые урожаи. На фермах, множились стада скота. Посаженная виноградная лоза стала давать первые урожаи винограда лучших винных сортов Франции. Колония стремительно богатела и продолжала бурно развиваться. (БУРНО!!! От слова бур?!).

В 1652 году, по разным оценкам, в Каапстаде постоянно проживало от 52 до 90 человек, а уже в 1795 колония насчитывала более 35000 жителей.

Им всего было вдоволь. В силу исключительности географического и экономического положения молодая нация была вполне самодостаточной и независимой.

Административное влияние Компании практически утратило свое значение, а реальная власть находилась в руках местных органов самоуправления избираемых жителями из числа самых достойных граждан. Фактически Капская колония стала Республикой, хотя и под номинальным протекторатом Нидерландов.

С этого момента начинается новый этап исторического пути бурского народа. Великое противостояние с грозным противником - Великой Британской Империей. В многолетней, заведомо неравной борьбе с которой проявилась квинтэссенция всех качеств национального характера буров.

«Наша военная история большей частью сводится к войнам с Францией, но Наполеон со всеми своими ветеранами никогда не задавал нам такую трепку, как эти твердолобые фермеры с их ветхозаветной теологией и эффективными современными ружьями».
(А.К. Дойл. «Великая Бурская Война» Гл. 1. Перевод О.Я. Тодера)

Так уж устроен мир, что всегда найдется «претендент» на то, что создано и обустроено другими. Особенно на такой лакомый кусок, которым во всех отношениях стала южноафриканская колония уже в 18 столетии.

Владычица морей – Британия, практически не имевшая в те времена серьезных конкурентов, свою первую попытку аннексировать Каапстад предприняла еще в 1795 году.

Первый период британского правления продлился семь лет и закончился в 1802 году, в основном благодаря противодействию местных жителей, а не помощи Голландии.

Действия Британии иначе как оккупация не назовешь, так как английские «поселенцы» в тот момент были представлены только войсками и военной администрацией, а о мирных колонистах не было и речи.

Временная утрата господства на южной оконечности Африки в 1802 году и переход колонии под протекторат Нидерландов ни в коей мере не умерил аппетит Британской Империи и не изменил ее намерений.

В 1806 году англичане вновь захватили Каапстад и теперь уже надолго. На этот раз британцы действовали более основательно. Кроме военных мер, они использовали свою финансовую мощь и внешнеполитические рычаги. Самое интересное то, что политическая судьба Южной Африки решалась за много тысяч миль от нее, в Европе. По решению Венского Конгресса 1814 года, явившегося финальным аккордом двух десятилетий Наполеоновских войн (!), владение Капской колонией закреплялось (!) за Великобританией. В том же году, Империя заплатила голландскому (!) губернатору астрономическую по тем временам сумму в 6 миллионов фунтов, за земли колонии и «за некоторые другие земли…»

Обилием восклицательных знаков я хочу заострить внимание на тех фактах, которые в дальнейшем служили для англичан главными аргументами их правоты в утверждении их имперских амбиций.

«Во всей нашей коллекции владений, возможно, нет другого, право собственности, на которое было бы бесспорнее. Мы получили его по праву завоевателя и по праву покупателя. В 1806 году наши войска высадились, победили местные силы самообороны и захватили Кейптаун. В 1814 году мы заплатили огромную сумму в шесть миллионов фунтов губернатору за уступку этой и некоторых других Южно-Африканских земель.»
(А.К. Дойл. «Великая Бурская Война» Гл. 1. Перевод О.Я. Тодера)

Заметим, что сами буры, занятые жестокой борьбой с коренными африканцами и освоением земель Южной Африки, не участвовали в выше упомянутых Наполеоновских войнах. Их представителей не было на Венском Конгрессе, где сильные мира сего решали судьбу их молодого народа. Они не получили дивидендов от «торговой» сделки Голландии и Англии, в результате которой их просто «продали»! Африкандеров, вообще, никто ни о чем не спрашивал!

Справедливости ради следует сказать, что самих буров мало интересовали как внешнеполитические коллизии, так и местные административные изменения. Они продолжали жить своей собственной жизнью, отвоевывать у местных племен новые территории, строить фермы и основывать новые поселения.

Более того, Капская колония перешла во владение Англии почти безболезненно. Благодаря тому, что африкандерам до этой «возни» не было никакого дела. Но так было только до тех пор, пока пришельцы не стали активно вмешиваться в их жизненный уклад, нарушая уже установившийся порядок своими административными новшествами.

Все, что имело хотя бы малейший намек на посторонний диктат или не соответствовало взглядам и мироощущению бура, вызывало в его душе абсолютное неприятие, отторжение и как результат приводило к упорному сопротивлению.

Одно из самых значимых качеств буров, привитое пуританской моралью и аскетизмом их религии - терпение. Благодаря ему, противостояние африкандеров и «новых владельцев» Капа долгое время носило вполне мирный характер. Тем более, что, кроме противоречий, имелись общие для всех колонистов, проблемы. Их решение требовало совместных усилий всего белого населения колонии. Независимо от национальности или собственных воззрений.

Племена коса – непримиримые враги первых южноафриканских колонистов. Начиная с 1779 года, между поселенцами и коса (не считая множества мелких кровопролитных стычек) произошло девять ожесточенных полномасштабных войн позднее названных Кафрскими.

Неизбежно возрастающее число потерь с обеих сторон, взаимная жестокость и полная противоположность экономических интересов не давали даже малейших шансов к примирению.

В этот период английские войска действовали совместно с бурами плечом к плечу. Какое либо притеснение африкандеров противоречило интересам Британии. Кроме военной поддержки, снабжение английских солдат провиантом целиком зависело от буров и их фермерских хозяйств.

Начиная с 1818 года положение резко изменилось. Великим вождем зулусов стал знаменитый Чака, создатель Империи Зулусов. С этого момента племена коса были вынуждены воевать на два фронта. На юге с капскими колонистами, на севере с могучими зулусами.

В результате давления с двух сторон, племена коса были ослаблены и вытеснены в пустынные районы Западного побережья, где были вынуждены заботиться больше о собственном выживании, нежели о новых военных походах. В войнах белых и черных жителей Африки наступило временное затишье. Зулусы же, до границ Капской колонии в этот раз просто не дошли. Война с ними была далеко впереди.

В этот же период произошло еще одно важное событие, которое имело для Южной Африки далеко идущие последствия. В течение 1820 года в Капскую колонию прибыло свыше 5000 английских переселенцев. В их лице Британская Империя, наконец-то, приобрела долгожданную опору лояльно настроенного гражданского населения.

С учетом того, что англичане просто физически были вынуждены селиться в Кейптауне и его ближайших окрестностях, в короткие сроки здесь возникла компактная и сплоченная английская диаспора. Буры же, в своем большинстве, были разобщены.

Разбросанные по отдаленным фермам, буры не интересовались политикой, мало заботились состоянием дел в городе, да и новости то, получали с большим опозданием. В основном при посещении церкви или же и вовсе случайно. Их мир был прост и весьма ограничен. На первом месте Церковь и Семья, а затем хозяйство, скот, охота и война. Их развлечениями были только воскресные танцы и редкие посещения соседей. Вся жизнь буров была подчинена законам суровой пуританской морали и повсеместного аскетизма.

Тем временем из Метрополии прибывали все новые и новые поселенцы. Пропорциональное соотношение англичан и буров в сердце Капской колонии, в ее административном экономическом и военном центре, очень быстро стало складываться в пользу сынов Туманного Альбиона.

Большинство новоприбывших, также являлось пассионариями, обладающими высокой жизненной активностью, хваткой и др. выдающимися чертами своей нации. Даже средний уровень образованности, английских колонистов девятнадцатого столетия, безусловно, был выше, чем у буров, для большинства из которых, обучение заключалось только в изучении грамоты, но не по учебникам, а по Библии. В то время, лишь единицы из них получали образование европейского уровня. Причин было много, но рассматривать их здесь мы не будем. Главное другое.

Расторопные, образованные и деловитые англичане, пользуясь всесторонней поддержкой колониальных властей, естественно более лояльных к своим соотечественникам, нежели к бурам, быстро заняли главенствующее положение в жизни Кейптауна. Тем более, что буры особо и не протестовали. Суровые дети Африканского Юга не чувствовали подвоха и не опасались за свой жизненный уклад. И как оказалось совершенно напрасно.

Укрепив свои позиции и опираясь на проанглийское большинство столицы, Британия начала «устраивать» жизнь Колонии по собственному усмотрению.

В судах было предписано использовать только английский язык, что в совокупности с не самым «простым» английским законодательством, крючкотворством и бюрократией чиновников стало причиной для недовольства африканеров.

Люди, привыкшие решать все вопросы на общественных собраниях простым большинством голосов, не понимали хитросплетений чиновничьих уловок и юридической казуистики. Да еще на малознакомом для них языке. Незнание и непонимание оборачивалось подозрением и недоверием к властям, часто переходящим в открытое неповиновение.


В Россию переезжают буры – потомки голландских колонистов из Южной Африки, белые протестанты, бегущие от притеснений со стороны негритянского большинства. В общей сложности переселиться в нашу страну готовы 15 тысяч буров, но пока для ознакомления прилетела в Ставрополье небольшая делегация, семья землевладельцев Янн, Ади и Тереза Слебусы. Другие 30 семей готовы вылететь в Россию в любое время, чтобы обзавестись за свой счет землей и хозяйством.

Казалось бы, где Россия, а где Африка и буры?

Неудивительно, что поначалу такая новость вызывает недоумение и подозрение. Однако всё объясняется довольно просто. В последние годы – лет уже как 20 – в ЮАР идут гонения против белых со стороны негритянского населения, с каждым годом всё больше напоминающие геноцид.

На граждан с белым цветом кожи, т.н. африканеров-протестантов, нападают на улицах и дома, их избивают, насилуют, отнимают земли, имущество – и всё это без каких-либо уголовных последствий, так как гонения полуофициально поддерживаются на государственном уровне. Так, по данным Сельскохозяйственного союза Трансвааля, только в прошлом году в результате 345 нападений погибли 70 человек.

Всего за последние 10 лет погибших насчитываются сотни, а пострадавших – тысячи, но точной статистики никто не ведет. Да и международные правозащитные организации, равно как и свободолюбивые западные СМИ , предпочитают громко не говорить о страданиях буров, ограничиваясь сухими отчетами и сообщениями.


Между тем в ЮАР разворачивается нечто подобное апартеиду, но уже против белых – этакий бумеранг истории в ответ на издевательства европейцев над африканцами.

Буры, сто лет назад схватившиеся в смертельной схватке с англичанами за колонии в Южной Африке, в начале XXI века вынуждены убегать с земель, ставших за столетия родными. Они стали покидать ЮАР и уезжать в другие страны – прежде всего, конечно, западные.

Однако, будучи людьми религиозными и сохранившими традиционные ценности, буры столкнулись с непониманием постмодернистского Запада, где всё традиционное загнано в угол, всё разнузданное возведено в норму, а церкви перестраиваются в ночные клубы. Перед некоторыми из них, кто не захотел перестраиваться на прогрессивный лад, встала задача найти близкую по духу страну. И их взоры устремились к России.

Вот как сами буры объясняют то, почему в поиске убежища они обратились к нашему Отечеству: « Нас воодушевляет начавшееся в Российской Федерации возрождение любви к Отечеству, христианству и верности вековым ценностям. У российского народа, на наш взгляд, славное будущее. Нас вдохновило развитие России в последние годы.

Мы христиане. Мы за традиционные ценности. И возрождение таких ценностей в России привлекает нас. Основная проблема Южной Африки либерализм. И западные либеральные ценности. Именно либералы создали ситуацию, в которой мы оказались, так что мы бежим еще и от либерализма » .

Звучит как идеологический и политический манифест. Буры-традиционалисты-антиглобалисты, притесняемые чёрными расистами и не принятые либеральной Европой, видят своё спасение в России как оплоте последних здоровых сил христианского мира.

Это выбор не просто удобной территории для проживания, но духовный выбор.

К примеру, первым делом делегация хочет посетить Кафедральный собор Ставрополя , подняться на колокольню и осмотреть окрестности своей возможной новой родины, пообщаться с казаками и местными жителями, чтобы понять, чем живёт южная русская земля. Так не едут на место побывки, так не проводят колонизацию – это поиск своего будущего.

Впрочем, циники, привыкшие воспринимать мир как большой зверинец, заподозрят здесь подвох: ну не может человек, согласно материальному мировоззрению, искать что-то иное, чем хлеба и зрелищ. А как же заветное «рыба ищет где глубже, а человек где лучше»? Значит, точно обманывают и притворяются, чтобы оттяпать гектары российских просторов.

Да, буры практичные и хозяйственные люди, они привыкли всё рассчитывать, умеют трудиться и копить материальное добро – даром что ли протестанты.


Однако, если бы их намерения были исключительно материальные и бытовые, то бурам выгоднее было бы переехать в Австралию или Канаду . Российская глубинка, следует признать, не самый лучший вариант для тех, кто хочет жить богато и комфортно – при всех наших природных богатствах уровень инфраструктурного развития и административного управления оставляет желать лучшего.

Не секрет, что в России переселенцы обычно сталкиваются с огромными проблемами – начиная от оформления документов и заканчивая трудоустройством. Местные власти научились привлекать инвестиции, деньги, но часто совершенно игнорируют проблемы приезжающих на постоянное жительство людей. В том числе бывших соотечественников и людей близких по духу и вере – переселенцы из Донбасса не дадут соврать. Несомненно, здесь огромное поле для работы власти и совершенствования госуправления.

Однако парадокс заключается в том, что в последнее время в Россию тянет иностранцев – но не тех, кто едет за достатком, а тех, кто ищет нечто более важное, чем деньги. Едут не за ценниками, а за ценностями.

Хорошо известна история немецкой семьи Мартенсов, которая в 2016 году покинула Германию из-за обязательных для детей уроков т.н. секс-просвещения. В Новосибирской области, куда изначально поехала многодетная семья переселенцев, у немцев не заладилось, и после года мытарств в не самых комфортных условиях им помогли переехать в Ставрополье, где наконец удалось получить дом, работу и даже завести 11-го ребенка (уже уроженца России).

Но можно себе представить разницу между спокойным бюргерством в Германии и тем, что пришлось пережить Мартенсам в России – к вопросу о целях иностранных переселенцев.

Не менее трудно с бытовой точки зрения приходится и старообрядцам, которые в последние годы стали возвращаться из стран Южной Америки на земли предков, преимущественно на Дальний Восток.

За последние семь лет переселилось более 150 старообрядцев, которым передано в хозяйствование 1344 га в Амурской области и 2746 га в Приморском крае . Но несмотря на то, что государство уделяет им внимание (были выделены помощники и ответственные чиновники), приехавшие сталкиваются с постоянными проблемами, начиная с элементарной электрификации и сбыта сельхозпродукции.

Но при всех трудностях, с которыми столкнулись старообрядцы в России, от них не услышишь обидных слов о новом старом Отечестве, не увидишь озлобленности. Они живут по принципу «не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей страны».

Кроме того, в отличие от буров и семьи Мартенсов, которые ищут традиционные ценности в России, старообрядцы сами привносят их нам, будто бы возвращая кусочки дореволюционного русского общества.


Но и те и другие приезжают в Россию не за лёгкой жизнью, а за лёгкой душой.

Россия – не потребительский рай и никогда им не станет, не стоит соревноваться в этом с Западом (хотя обустраивать свою землю, конечно, необходимо). У России другая миссия, и она проявляется всё больше и откровеннее с каждым годом.

По мере того как постмодернизм Запада становится всё агрессивнее, подводя целые народы к полной нравственной деградации, Россия при всех недостатках, зачастую порождённых подражательством тому же Западу, всё больше проявляет себя в глазах многих иностранцев как антипод агонизирующему несправедливому миропорядку.

В России видят защитника евангельских заповедей и традиционных ценностей, принципов равенства народов и справедливости.

В то же время это не повод возгордиться, необходимо обойтись без лишнего мессианского пафоса и уникального статуса. Русским самим предстоит многое сделать для возрождения национального самосознания, обретения нового традиционализма, который даст свежесформулированные ответы на современные вызовы.

Нам еще требуется выстроить в полной мере справедливое общество, а также переосмыслить ключевые установки в экономике, госуправлении, образовании.

России наконец предстоит внедрение в жизнь тех принципов и идеалов, которые находятся в культурном коде русского мира и которые, как мы видим, привлекают людей из самых далёких уголков мира.

Буры

«Бурами, то есть крестьянами, презрительно называли англичане, выходцев из Голландии, обосновавшихся в Южной Африке. Первоначально, это прозвище, распространялось лишь на фермеров, живших в восточной части Капской колонии. Но после того, как она стала владением Великобритании, бурами, стали называть всех, кто, не желая мириться с политикой британских властей, оставлял свои земли и отправлялся в Великий трек. Это, ставшее эпическим, массовое переселение во внутренние районы современной ЮАР, привело к созданию на этих территориях, Оранжевого Свободного государства и республик Трансвааль и Наталь.»

По сути, именно это событие, и стало началом многолетней борьбы, в ходе которой, горстка плохо вооружённых крестьян, едва не одолела одну из сильнейших армий мира того времени. И только путём жестоких и бесчестных мер, британской армии удалось сломить их сопротивление. А сами борцы за свободу, до того предпочитавшие именовать себя африканерами , стали с гордостью называться бурами.

История освоения бескрайних просторов Южной Африки началась в 1652 г., когда голландская Ост-Индская компания, включившись в погоню за землями вне Европы, основала в Столовой бухте, к северу от мыса Доброй Надежды первое поселение. Первоначально в планы компании, не входила колонизация африканских земель, и поселение это, получившее название Каапстад (современный Кейптаун ) насчитывающее всего 60 человек, служило лишь перевалочной базой на пути в Индию. Но уже в 1657 г. сюда хлынула волна переселенцев из Голландии, Германии, и особенно Франции, из которой, бежали протестанты-гугеноты, вынужденные, искать новую родину. К концу XVII в. Каапстад разросся и контролировал территорию в радиусе 60 км., в 1690 г. он получил статус колонии, а в 1691 г., для управления нею, Ост-Индской компанией был прислан Симон ван дер Стел, ставший первым губернатором.

В начале XVIII в. противостояние с компанией, становившейся обременительной, а также конфликты между самими переселенцами, заставили многих продвигаться вглубь континента и осваивать новые территории. Всё это, конечно же, обострило отношения с туземным населением, столкновения с которым, уже с 1659 г. приобрели систематический характер, вылившись в череду затяжных, кровопролитных войн. Несмотря на категорический запрет Ост-Индской компании в 1707 г., наносить какой-либо ущерб, и ущемлять права коренного населения – готтентотов, продвижение во внутренние районы продолжалось. Но готтентоты, мужественно и упорно защищали свои земли и, несмотря на качественное превосходство колонистов, имевших огнестрельное оружие, им приходилось нелегко и часто они несли значительные потери. Однако, что не смогло сделать европейское оружие, сделали европейские болезни: в результате эпидемии оспы, вспыхнувшей в 1713 г. десятки тысяч туземцев умерли, другие бежали на северо-восток от неведомой им заразы, от которой, не было спасения. К 1730 г. готтентоты окончательно ушли в глубинные районы, а буры расширили территорию Капской колонии до реки Оранжевой, контролировавшей теперь земли в радиусе 400 км. Но продвижение колонистов на восток стало не слишком удачным, и было остановлено народом коса, которых они называли кафрами. В результате трёх кафрских войн: первой в 1779-1781, второй в 1789-1793, и третьей в 1799-1803, буры потерпели поражение и потеряли территорию Зуурвелда.

Своеволие, царившее в Капской колонии , привело к тому, что к 1795 г. она превратилась фактически в независимую республику. Администрация Ост-Индской компании, к тому моменту, не оказывала на неё уже никакого влияния, и хотя колония номинально признавала протекторат Голландии, реальной властью, обладали лишь демократические органы местного самоуправления. Но события, происходившие в то время в Европе, докатились и до Южной Африки, повлиявшие на её дальнейшую судьбу самым непосредственным образом. В том же 1795 г. войска революционной Франции захватили Голландию, и превратили её в Батавскую республику. В ответ на это, в сентябре того же года, британцы, под предлогом "недопущения французов в Индию”, оккупировали мыс Доброй Надежды, и попутно попытались захватить и Каапстад , но потерпели неудачу. В 1802 г., благодаря противодействию местных жителей, Великобритания была вынуждена вернуть аннексированные территории, но это было лишь кратковременным отступлением. В 1806 г. многочисленная британская армия решительно вторглась в Капскую колонию, и в течение нескольких месяцев заняла большую часть её территории. А закончилось это тем, что в 1814 г. Венский Конгресс признал "законность” этих действий, после чего, британцы, за земли колонии, заплатили 6 000 000 фунтов голландскому губернатору, не имевшему на них никаких законных прав.

На первых порах, самим бурам совершенно не было никакого дела, до того, что происходило в колониальной администрации, многие из них даже не знали о том, что и их самих, и их земли просто "продали”. Но очень быстро британские власти заставили обратить на себя внимание, назначенный на пост губернатора, сэр Чарлз Сомерсет , не собирался мириться с анархическими настроениями колонистов, как это было прежде. Особенно, это касалось ущемления прав туземного населения, и в 1816 г. в доказательство решительности своей позиции, он приказал повесить пятерых буров, за жестокое обращение с готтентотами. Спустя несколько дней, в Кейптауне вспыхнул бунт, но он был жестоко подавлен; его вдохновителей приговорили к казни, а наиболее рьяных участников сослали на вечную каторгу в Австралию. Начиная с 1825 г., лорд Сомерсет начал проводить реформы, которые очень не понравились бурам: начал он с финансовой реформы, обмена риксдаллеров на фунты, что нанесло немалый убыток фермерам, вслед за тем, последовала реформа образования. В результате чего, школьное преподавание с голландского, перешло полностью на английский, становившийся к тому же, единственным государственным языком. В 1827 г. вступила в силу "Великая хартия готтентотов”, которая, фактически сравнивала в правах белое и цветное население. Но последней каплей для буров, стала отмена рабства в пределах всей Британской империи в 1833 г. и, хотя правительством была выплачена компенсация за потерю рабов, буры сочли её недостаточной. В 1835 г. буры начали массово покидать Капскую колонию, уходя на северо-восток, начался исход, растянувшийся на десятилетие, вошедший в историю под названием Великий трек. В результате этого, до 1846 г. пределы колонии покинуло 2/3 всех буров.

Большинство из них перешли реку Оранжевая , а затем и Вааль, перебрались через Драконовы горы , и оказались на землях Зулуленда. После чего, в 1837 г. большая группа буров, под предводительством Питера Ретифа, желая поселиться в этих краях, отправилась в селение короля зулусов Дингаана, чтобы получить его согласие на это. Но закончилось это плачевно, - зулусские воины неожиданно напали на переселенцев, большинство которых, составляли женщины и дети, и в последующей резне, погибло более 300 человек. Однако для самих зулусов, такое коварство не прошло безнаказанно и в 1838 г. около полутысячи переселенцев во главе с Андрисом Преториусом и десятитысячная армия Дингаана сошлись в битве на реке Инкоме. Буры , вооружённые огнестрельным оружием, устроили зулусам настоящий погром, в результате чего, они убили более 3000 туземцев, а сами потеряли всего 18 человек. После этого Инкоме, назвали Кровавой рекой, а Дингаан, потерпевший жестокое поражение, уступил бурам территорию к югу от реки Тугелы, на которой, в 1839 г. они создали республику Наталь , но уже в 1843 г. она вошла в состав Капской колонии.

Наиболее решительные буры ушли дальше на север, одна их часть расселилась в междуречье Оранжевой и Вааля , где в 1852 г. они создали Оранжевое Свободное Государство . А самые отчаянные пошли ещё дальше, переправились через Вааль и ступили на земли племён матабеле, где они были атакованы крупными силами туземцев, которых возглавлял король Моселекатсе . Буры отразили все нападения, и в скором времени вытеснили матабеле далеко на север, за реку Лимпопо, и в 1852 г. создали на этой территории республику Трансвааль . Но почти сразу же, между бурами Трансвааля, и Оранжевого Свободного Государства начались раздоры, прекратившиеся только в 1860 г., когда президентом обеих республик стал Мартинус Преториус. Но ситуация снова обострилась в 1863 г. и бурские республики до 1872 г. находились в состоянии войны, в этот период Преториус , безуспешно пытался присоединить Оранжевую республику к Трансваалю, но потерпел неудачу и покинул пост президента.

К 1876 г. Трансвааль находился в тяжёлом экономическом положении, восточную часть республики захватили зулусы, а президент Томас Бюргерс бездействовал. Этим воспользовались британцы, под предводительством сэра Теофилиуса Шепстоуна , в 1877 г. без всяких усилий они оккупировали страну, а в 1879 г. изгнали из неё зулусов. Оккупации не в малой степени способствовал Бюргерс, считавший это лучшим выходом из сложившейся ситуации, и поэтому призывал население воздержаться от враждебных действий против англичан. Однако оккупационные власти вскоре сами спровоцировали конфликт, потребовав от буров заплатить налоги за годы независимости, начиная с 1852 г. Возмущённые буры подняли восстание в Почефструме, откуда оно распространилось и на другие регионы страны, 16 декабря 1880 г. началась первая англо-бурская война .

Война с самого начала, складывалась для британцев не лучшим образом, уже начиная с 22 декабря 1880 г. все их гарнизоны оказались в осаде. 28 января 1881 г. при попытке вырваться из Ник Лэнга, они потерпели первое серьёзное поражение, потеряв при этом почти 100 человек, после чего, многие гарнизоны капитулировали. Но буры на этом не успокоились, и перенесли боевые действия на территорию Натала, подконтрольного Капской колонии. Здесь, они вновь нанесли поражение британской армии при Ингого, и Рухискраале. А 26 февраля 1881 г. в битве у Маджуба-Хилл , британцы снова были разгромлены и во второй раз в этой войне понесли серьёзные потери, в числе которых, оказался командующий, сэр Джордж Колли. Войска, стоявшие у Нэка, получив известие об этом, были охвачены паникой и вынуждены были отступить. Буры одевались в сельскую одежду, маскирующую их на фоне африканского пейзажа, давая им преимущества в скрытности. Бурские охотники, искусные в стрельбе, уничтожали сотни британских солдат и офицеров, бывших прекрасной мишенью в своих нарядных красных мундирах (это было учтено британцами позднее, во второй англо-бурской войне, во время которой подразделения британской армии перешли на униформу цвета хаки). Также преимущество буров проявилось в их особой военной тактике, опиравшейся на хитрость, скорость и маневренность. 6 марта 1881 г. британцы заключили с бурами перемирие, а 3 августа была подписана Преторийская конвенция , официально завершившая первую англо-бурскую войну, из которой "крестьяне” вышли победителями.

Хотя Великобритания не признала поражение в этой войне, по её репутации, и особенно самолюбию, был нанесён существенный удар, и уже с момента подписания Преторийской конвенции, британцы вынашивали планы отмщения. И удобный случай вскоре представился. В 1886 г. в Трансваале нашли золотоносные залежи, оказавшиеся богатейшими в мире, в страну хлынул поток желающих разрабатывать эти месторождения, подавляющее большинство их, составляли выходцы из Англии. Некоторые переселенцы, с самого начала начали вести себя вызывающе, и на этой почве у них всё чаще стали возникать конфликты с местным населением. В 1895 г. с территории Родезии в Трансвааль вторгся большой вооружённый отряд под предводительством Джеймсона , заявившего, что лишь хочет защитить соотечественников-англичан от произвола бурских властей. Он сходу попытался захватить Йоханнесбург, надеясь на поддержку британского населения проживавшего в нём, но этого не произошло, отряд Джеймсона был окружён и взят в плен. Понимая, что за всем этим стоит Великобритания, Трансвааль мобилизовал все свои силы и объявил ей войну, его примеру последовала и Оранжевая Свободная Республика. 11 октября 1899 г. началась вторая англо-бурская война .

Уже 12 октября пятитысячная армия буров под командованием Кронье и Снимана , перешла границу и осадила Мафекинг и Кимберли. Дивизия генерала Мэтьена, численностью 10 000 человек, атаковала буров 23 ноября у станции Бельмонт, а 25 ноября у Энслинских высот, и ценой значительных потерь заставила их отступить. 11 декабря он, получив подкрепления, атаковал основные силы Кронье под Магерсфонтейном, но был разбит, и, потеряв 1000 человек, сам вынужден был отступать. В Натале, в октябре буры захватили Чарлстаун, Ньюкасл, Гленко, а в Ледисмите осадили армию генерала Уайта. 15 декабря, сам командующий британскими войсками в Южной Африке, генерал Буллер, при попытке деблокировать Ледисмит, потерпел сокрушительное поражение в битве при Коленсо. В Капской колонии, буры захватили сначала Наупорт , а потом Стормберг, британцы попытались их отбить, 10 декабря в битве при Стормберге, генерал Гатакр имея двукратное превосходство, был наголову разбит, потерял 100 человек убитыми, и ещё 700 попали в плен. Таким образам, на первом этапе войны, буры побеждали на всех фронтах, но осада ряда городов затягивалась и наступление пришлось прекратить.

В Британском правительстве началась настоящая истерия; проиграть вторую войну бурам, уступающим им и количественно и качественно, которые, к тому же, даже не были солдатами, они просто не могли. Такой исход поставил бы крест на репутации Британской империи, а существование её самой, поставил бы под сомнение. В конце 1899 - начале 1900 гг. они стянули в Южную Африку максимальное количество колониальных войск из Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и Цейлона, доведя их численность до 120 000, а к концу войны до 450 000 солдат. Командовать ими был назначен, один из величайших полководцев того времени фельдмаршал Фредерик Робертс. В феврале 1900 г. британские войска перешли в наступление и 15 февраля в битве при Паадеберге разбили армию Оранжевой Свободной Республики, окружённая со всех сторон, в тот же день она капитулировала. После этого, в течение периода с 1 марта по 17 мая, британцы деблокировали все осаждённые бурами города. 13 марта они захватили Блумфонтейн - столицу Оранжевой республики, а 5 июня Преторию - столицу Трансвааля. К сентябрю 1900 г. буры перешли исключительно к партизанским действиям.

Партизанская война под руководством Девета, Боты, Деларея, наносила британцам ещё больший ущерб, чем регулярная. Буры устраивали диверсии, угоняли скот и лошадей британской армии, сжигали склады. Ставший главнокомандующим, генерал Герберт Китченер, понимал, что победить буров традиционными методами будет трудно и поэтому он перешёл к нетрадиционным. В Трансваале начались широкомасштабные репрессии; мирное население, особенно фермеров, заключали в концентрационные лагеря, всех без разбору, стариков, женщин с детьми, в результате, которых умерло более 15 % всего населения. Их фермы сжигали, уничтожали посевы и скот, отравляли источники, и в скором времени, страна превратилась в безмолвную пустыню. Такие варварские действия вынудили буров прекратить сопротивление.

В Феринихинге , 31 мая 1902 года был подписан мирный договор, завершивший вторую англо-бурскую войну. По его условиям, буры признавали аннексию своих республик и верховную власть Британской империи, взамен получали амнистию и частичное возмещение убытков. Но наиболее интересен параграф 8 в этом договоре, в котором, в замысловатых выражениях говорилось о том, что впредь, буры лишаются избирательного права и, как следствие, они в будущем не могли участвовать в самоуправлении. Их лишили всего и сделали бесправными, но их не победили в честном бою. А методы, благодаря которым Британия выиграла эту войну, покрыли её пятном позора, гораздо большим, чем, если бы она её проиграла.

В Россию из далекой ЮАР прибыла семья потомственных бурских трудяг - Шлебушей, с надеждой избежать геноцида и обрести новый дом, где они смогут трудиться и жить, как добрые христиане. Из Москвы, красотой и величием которой - особенно Храма Христа Спасителя - они были поражены, их путь лежит в Ставрополье.

В Россию из далекой ЮАР прибыла семья потомственных бурских трудяг - Шлебушей. Фото: Алексей Топоров

Как черные под собой белый сук рубили

В августе этого года парламент ЮАР, где с недавних пор заправляет чернокожее большинство, по инициативе левацких партий намерен внести поправку в конституцию страны, согласно которой земли белых земледельцев будут у тех отобраны. Без всяких компенсаций.

И это при том, что именно на сельское хозяйство приходится существенная часть ВВП этого африканского государства, причем полученного трудом именно белых аграриев - буров, потомков голландских переселенцев, освоивших эти земли еще в 17 веке. В Претории - столице ЮАР, обосновывая эту меру, ссылаются на «перекос», из-за которого львиная часть сельскохозяйственных земель принадлежит именно белым. Но почему-то умалчивают о том, что прежние попытки дать черным возможность работать в сельском хозяйстве провалились - потомки охотников и скотоводов-кочевников возделывать пашню не торопятся.

И даже опыт соседней Зимбабве, где в 2000 году уже отобрали землю у белых фермеров, после чего уже через год инфляция в стране преодолела стопроцентный порог, а к 2008 году достигла просто таки астрономических показателей - 231 миллиона процентов, им не показателен. А то бы обратили внимание, что по итогу экспроприаторских «реформ» национальная валюта была упразднена, а безработица достигла рекордного уровня - 80%. Но провальный опыт соседей, дорвавшихся до «черной свободы», нынешних властителей ЮАР, похоже, совсем не беспокоит.

Хуже другое - устранение расового «перекоса» в аграрной сфере является, по сути, узаконенным геноцидом. Черным геноцидом в отношении белых. Например, сегодня белому устроиться на работу в ЮАР практически невозможно, потому как работодатель, согласно заведенным в стране правилам, возьмет сначала черного соискателя, а только потом - белого, но черных в стране - 80% населения. Потому-то белые в последние годы постепенно уходили в самоизоляцию, в закрытые общины, занимаясь исключительно традиционным для них сельским хозяйством. Но теперь их намереваются лишить и этой единственной для них возможности заработать и выжить.

Сезон охоты на буров не закрывается

Но еще хуже, что жизнь буров находится под постоянной угрозой. Только в минувшие выходные черными погромщиками были зверски убиты три белых семьи. И подобные нападения на бурские фермы происходят с завидной регулярностью, их жертвами с момента прихода к власти африканцев в 1994 году уже стали, согласно данным из открытых источников, уже более 70 тыс человек...

Расправы над бурами, как правило, совершаются с подчеркнутой жестокостью: перед смертью жертв садистски пытают, женщин насилуют вне зависимости от возраста - детского или пенсионного, причем на глазах у еще живых мужчин. Нередко погромщики ничего не берут у тех, кого убивают, отчего создаётся впечатление, что они лишают жизни, истязают и громят исключительно из удовольствия или животного азарта.

Здесь, в Африке, над нашим народом нависла угроза физического истребления, - написали в своем письме в адрес общественной организации Национальный родительский комитет Ян Ади старший, Ян Ади младший и Тереза Шлебуши. - До тех же пор тиранические законы принуждают наш консервативно настроенный народ жить по крайним либеральным установкам, глубоко нам чуждым и вредоносным. Уповая на Всевышнего, мы верим в Его обеты, что подразумевает и то, что Он избавит нас, если мы, как народ, раскаемся и обратим к нему свои чаяния. Надеемся, что Он ниспошлет нам своевременное спасение. Нас воодушевляет начавшееся в Российской Федерации возрождение любви к Отечеству, Христианству и верности вековым ценностям. У российского народа, на наш взгляд, славное будущее».

По словам авторов письма, некоторые из их соплеменников «выразили интерес к развитию народной дипломатии с гражданами России и к установлению общения с ее властями с целью разъяснения положения нашего народа и, возможно, начала какого-то сотрудничества». Другие же буры «рассматривают возможность изыскания путей для поселения в России».

Хотя не все из нас уверены, что выход - в эмиграции, мы бы более чем охотно узнали о практических возможностях в этой области, или в области капиталовложения в РФ»,

Стоит отметить, что буры - это не бедные гастарбайтеры, а люди, сумевшие собственным трудом скопить определенный капитал. А также желающие работать на земле и умеющие делать это. Поэтому их интересует возможность получения вида на жительство, впоследствии - гражданства, а также долговременной аренды земельных участков с последующим их выкупом. Примерно год назад из ЮАР в Ставрополье переселилась одна бурская семья, теперь о подобном переселении задумались как минимум пятнадцать тысяч белых африканцев.

Добрая русская традиция

«Я думаю, что Россия, как гостеприимная страна, может принять этих несчастных людей, - рассказала Царьграду встречавшая семью Шлебушей в столичном аэропорту Шереметьево председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец. - Они правильно сделали, что обратились к нам, я знаю, что свободная земля есть не только в Ставропольском крае, но еще и в Крыму, и на Северном Кавказе. И даже пока я ехала на эту встречу, пришло предложение к этим людям от знакомого бизнесмена поселиться на его земле на живописном берегу Оки. Я считаю, что мы должны поддержать этот народ, поскольку он исповедует те же ценности, что и мы: семейные традиции, общинность, все, что близко нашему традиционному русскому мышлению. Эти люди настроены по-доброму, они не хотят жить на пособия, они готовы работать».

Растроганная историей буров, приветливостью, открытостью и доброжелательностью семьи Шлебушей, Волынец даже написала соответствующее обращение к президенту России Владимиру Путину.

Эти люди готовы работать на благо России, заниматься сельским хозяйством, наукой и иными направлениями деятельности, желают приобщиться к нашей культуре и внести свою лепту в развитие нашего государства, - сказано в этом письме. - Считаю, что положительное решение по этому вопросу представит Россию в глазах международного сообщества как гостеприимную, доброжелательную страну...».

В разговоре с Царьградом Ян Ади-Старший, Ян Ади-Младший и Тереза Шлебуши рассказали о том, что их народ вынужден массово бежать из родной ЮАР. Например, мало кто знает, что знаменитый хит You’re In The Army Now был написан и впервые исполнен бурскими композиторами и исполнителями Робом и Ферди Болландами, впоследствии перебравшимися в Нидерланды. И теперь путь многих буров лежит в исторически родные им Нидерланды, а также в Австралию и США. На исторической родине еще остаются четыре миллиона потомков голландских поселенцев, но вряд ли это надолго. Шлебушей же интересует Россия, потому как именно в нашей стране они видят оплот сопротивления новому мировому порядку и либерализму.

«Они надеются в России обрести родину, где смогут жить, исходя из своих христианских ценностей и убеждений, - поделился с Царьградом сопровождавший семью буров общественник, представитель русской общины Нидерландов Дмитрий Писарев - человек по своему легендарный, ежегодно вместе с соратниками организующий в Голландии акции памяти жертв событий в Одессе и в поддержку воюющего Донбасса. - Это не просто традиционные земледельцы, но и образованные люди: Ян Ади-Старший - доктор политологии, Ян Ади-Младший - доктор богословия, Тереза - бакалавр. И еще они прекрасно помнят, как русские поддержали их во время англо-бурской войны, о том, что воевать плечом к плечу вместе с их прадедами отправились около пяти сотен добровольцев из России».

Англо-бурская война. Фото: www.globallookpress.com

Действительно, на долю потомков голландцев - буров, как и на долю русских, выпало немало тяжелых испытаний. Вопреки либеральной пропаганде, они не были чужими на земле Южной Африки и пришли туда даже намного раньше черных воинственных племен, впоследствии вторгшихся с севера, но несколько потеснив местных жителей - бушменов и готтентотов. В результате британской агрессии буры были вынуждены оставить свои поселения на юго-западном побережье африканского континента, поскольку завоеватели отказывали им в праве официально использовать родной язык. А после того, как основали северо-восточнее две независимые республики - Трансвааль и Оранжевую, пережили новую агрессию Британии, которая впервые в мировой истории применила против них бронепоезда, сносившие целые деревни, и концлагеря, где тысячами убивали военнопленных, женщин и детей.

Были, конечно, в истории буров и такие неприглядные страницы истории, как рабство и расовая сегрегация - апартеид. Но так и в истории Русской Цивилизации существовали и крепостное право, и ГУЛАГ, отчего мы все же не стали мордором, как это пытается представить западно-либеральная пропаганда. И не заслужили истребления или самоуничтожения, как бы того ни хотелось различным доброхотам.

На протяжении многовековой истории России на нашей территории находили приют от притеснений антихристианских режимов и просто простор для жизни и созидательного труда разные добрые и трудолюбивые народы - сербы, греки, армяне, немцы, чьи представители потом вливались в Русскую цивилизацию, обогащая ее. Сейчас, когда нашей стране нужны рабочие руки и свежие идеи, самое время вспомнить об этой славной традиции.