Про природу

В первой половине XVII века. XVII век в истории России Впервые в 17 веке

Важной причиной для географических исследований для голландцев являлось то, что они не имели колоний. Поэтому они хотели захватить как можно больше колоний.В апреле 1609 года экипаж «Де Халве Маен» покинуло залив Зейдерзе. На должность капитана был приглашен Генри Гудзон. Он должен был пробиться к восточным берегам Индии, огибая Евразию. Из составленных амстердамским картографом Й.Хондейсом географических карт, следовало, что осуществить подобный маршрут вполне возможно. Основание первого поселения голландцев в Америке, правда временного и вынужденного, связано именно с торговлей. Произошло это зимой 1613/14 года, когда пришедшие в очередной раз к берегам континента голландское судно под командованием капитана Адриана Блока загорелось на Гудзоне и моряки вынуждены были зазимовать на берегу реки. Колония была у голландцев. Позже англичанами поселение было названо Нью-Йорк.В 1624 году голландцы захватывают остров Тайвань. В 1610 году нидерландские купцы впервые привезли в Европу – чай. В 1658 году они изгоняют португальцев с о. Цейлон. Главным делом Ост-Индской компании был захват и удержание Индонезии. В 1606 году Виллем Янсон прошел вдоль берега Новой Гвинеи и открыл западный берег полуострова Кейп-Йорк. В 1616 году экипаж корабля «Эндрахт», капитаном которого был Дирк Хартог, случайно обнаружил открывшуюся перед ним незнакомую землю западный берег континента. Абел Янсзон Тасман в ходе экспедиции 1642-1644гг. смог наконец доказать, что все земли открытые его соотечественниками, - это части единого континента. Тасман был первым, кто обогнул Австралию, открыв землю Ван-Димена (названную позже его именем – о. Тасмания), Новую Зеландию, а также острова Тонга, Фиджи, Три-Кингс. Именем Тасмана названы залив у берегов Новой Зеландии и море между нею и Австралией.

21. "Чёрный континент" - Африка.

1 этап : Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Древние египтяне осваивали северную часть континента, продвигаясь вдоль побережья от устья Нила до залива Сидра, проникали в Аравийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни.



2 этап: В начале XII в. Идриси показал Северную Африку на карте мира, которая по точности значительно превосходила существовавшие тогда в Европе карты. 3 этап: В XV-XVI вв. изучение Африки было связано с поисками португальцами морского пути в Индию. В 1441 Н. Триштан достиг мыса Кап-Блан. Д. Диаш в 1445-1446 гг. обогнул крайнюю западную точку Африки, которую назвал Зеленым мысом. В 1471 Фернандо По открыл остров, названный его именем. В 1488 Б. Диаш открыл южную точку Африки, названною позже мыс Доброй надежды. К концу XVI в. были установлены контуры континента. 4 этап: С конца XVIII в. стремление овладеть источниками природных ресурсов толкнуло на изучение Африки английских, французских и немецких путешественников. Англичане создают специальную «Ассоциацию для содействия открытия внутренних частей Африки». В конце XVIII- первой половине XIX в. начинается изучение Южной Африки, первым исследователем которой был английский путешественник Дж. Барроу. Географическое и геологическое изучение бассейна Голубого Нила проводила в 1847-1848 русская экспедиция Е. П. Ковалевского. В середине XIX в. в бассейне Белого Нила работали французские и немецкая экспедиции. Высшую точку материка вулкан Килиманджаро открыли в 1848-1849 немецкие миссионеры И. Крапф и И. Ребман. Большой вклад в исследование Африки внес шотландский путешественник Д. Ливингстон, в 1849 открывший озеро Нгами, первым из европейцев пересекший Южную Африку с запада на восток. Обследовал замбезию. Исследования Сахары провели немецкие путешественники Г. Рольфс, в 1865-1867 первым из европейцев пересекший Африку от берегов Средиземного моря (город Триполи) до Гвинейского залива (город Лагос), и Г. Нахтигаль, осуществивший в 1869-1874 поход в район озера Чад. В результате географических исследований к концу XIX в. были изучены четыре великие африканские реки: Нил, Нигер, Конго и Замбези. В начале XX в. выявлены огромные природные ресурсы африканского континента.

Лечебный туризм 18в.

Начиная с XVIII в. можно говорить и о лечебном туризме в нашем государстве. Различные целебные источники были давно известны на Руси, их называли в народе «святыми». Но только Петр I, решил отыскать в самой России целебные воды и организовать лечение на них. Он поручает «разыскать лечительные воды в землях его Царского величества». Известны были источники в Пятигорске и Брагунские теплые воды на Тереке. Чуть раньше, в 1714 г. при прокладке государственной дороги Санкт-Петербург-Архангельск, в 50 км от Петрозаводска были найдены железистые воды. Там были возведены по личному плану Петра I деревянные строения как для царствующей фамилии, так и для ее свиты, кроме того, рядом были воздвигнуты жилые корпуса, где должны были проживать врачи и приехавшие лечиться. Основателем первого санатория был В. Гекинг,. После смерти императора санаторий постепенно стал угасать. Елизавета Петровна вдохнула было в него жизнь, но не надолго. Он был восстановлен спустя почти два столетия - в 1964 г. В XIX в. в Казенном ведомстве официально состояло шесть местностей, где были целебные источники: Кавказ, Старорусские, Липецкие, Сергиевские, Коммернские (Латвия), Бусинские (Польша). Кроме того, были известны десятки различных мест, где создавались курорты не государственного, но местного уровня и значения. Наиболее престижные курортные места: Ливадия, Мисхор, Алупка, Гурзуф, Боржоми и др. - были собственностью царской семьи и высшей аристократии. Но тем не менее лечебный туризм в царской России существовал. Перед Первой мировой войной в нашем государстве насчитывалось до 60 санаториев

История основания храма. Печатная слобода
(причт и прихожане в первой половине 17 века)

История Печатной слободы, где в начале 17 века была построена деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, начинается раньше и связана с историей возникновения самого печатного дела на Руси. Как известно, еще в 1553 году Иван Грозный по совету митрополита Макария решил устроить в Москве книгопечатню, для чего и повелел построить особый дом на Никольской улице, в Китай-городе, получивший название Печатный двор. Руководителями государевого дела были поставлены Петр Тимофеев (Мстиславец) и диакон Николо-Гостунского собора в Кремле Иван Федоров. Новое предприятие потребовало многих рабочих рук, таковые наемные мастеровые явились в Москву из разных мест обучиться печатному делу. Жили многие печатники первоначально на Никольской улице, близ самой Печатни, а частью в Кремле, недалеко от . У печатников была и еше одна приходская церковь – Успения Божией Матери на Чижевском подворье. Первоначально она была устроена как придельная к церкви святых Жен Мироносиц одноименного монастырька на «Никольском крестце» (перекрестке) против Печатного двора. Еще в начале 17 века вплотную к Мироносицкой церкви вплотную стояла церковь св.Михаила Малеина (вероятно, прежде тоже монастырская). Обе церкви были деревянными и в 1626 году сгорели, а в 1647 г. новый владелец усадьбы М.М.Салтыков строит каменную Мироносицкую церковь с приделом Успения Пресвятой Богородицы. При этом Успенская церковь считается домовым храмом, а Мироносицкая – приходским храмом Печатного двора, здесь освящаются книги.

Но в это время уже существует и деревянная церковь за каменными Сретенскими воротами Белого города, где в конце 16 века печатникам была пожалована земля. Первое упоминание о ней относится к 1631-32 гг.

Печатники поселились на земле , где уже существовали поселения с середины 16 века. Издревле улица, получившая затем название Устретенская (Встретенская) или Сретенская была частью большой дороги в северные города Ростово-Суздальской Руси. С 14 века она стала дорогой в Троице-Сергиев монастырь, а со второй половины 16 – дорогой к Белому морю и его главному порту городу Архангельску, построенному в 1584 году. Именно этой дорогой ехал в Москву сын холмогорского крестьянина – Михайло Ломоносов.

Интересно, что вблизи этих мест, далее по Лубянке, которая до 19 века целиком именовалась Сретенкой, в 16 веке жили новгородцы и псковичи, выведенные Василием III с родины в 1510 году. События этого времени переплетены с историей некоторых храмов. Так, церковь архидиакона Евпла построена Иваном III в память заключения мира с новгородцами (1471 г.), а церковь Сретения на поле, построили в 1482 году псковские мастера.

Дорога, ставшая впоследствии Сретенской улицей, приводила к каменным воротам, построенным как и стены Белого города в 1586-1593 гг. До набега на Москву крымского хана Довлет-Гирея и пожара в 1571 году некоторые улицы Белого города завершались решетками, которые запирались на ночь, и возле которых в дежурили «объезжие головы». На Лубянке такая решетка стояла у церкви Введения Богородицы, в Псковичах, на пересечении современных улиц Большой Лубянки и Кузнецкого моста, где находилось имение князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Здесь, у «введенской решетки», возле своего приходского храма, 19 марта 1611 года вместе с пушкарями Пушечного двора Пожарский отбил поляков, наступающих из Китай-города и, как сказано о нем, «изнемогши от ран, паде на землю». На этих улицах преимущественно жила знать – бояре и дворяне, находящиеся на царской службе, почему и вся земля называлась белой, т.е свободной от налогов. В целях лучшей защиты города от набегов неприятеля и от пожаров при царе Федоре Иоанновиче знаменитым зодчим Федором Савельичем Конем была построена массивная крепостная стена с десятью воротами и многими башнями. В Москве на то время было очень много мелких речек и безымянных ручьев. (см. Фрагмент Сигизмундова плана, торг на реке Неглинной, 1610 г.). Все они (например, притоки Неглинной со стороны будущего Рождественского бульвара) были пущены в ров, устроенный подле стен Белого города. За стенами его располагался Деревянный город или Скородом , здесь все постройки были деревянные и строились наскоро, т.к. чаще были подвержены пожарам и первые страдали от нападения неприятеля. Деревянным город назывался еще и потому, что в 1592-1593 гг. Борис Годунов построил вокруг него земляной вал с деревянной стеной и со рвом впереди. В стене было устроено 34 башни с воротами и более сотни глухих башен. Стены земляного вала много раз горели. Первый раз – в 1571 году, затем – в 1611 году, во время польской интервенции, еще до упоминания храма в Печатниках. В 1638-1641 году, когда уже существовала деревянная церковь, вал укреплялся, а в 1659 году была выстроена новая стена – «острог» из ряда толстых заостренных бревен. С 1683 года при воротах взималась пошлина с привозимых в город дров и сена. В отличие от жителей Белого города население Скородома именовалось черным, т.к. было обложено налогами с земельной собственности, а слободы, располагавшиеся здесь – черными сотнями. ( см. План Скородома. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова, 1613 г.)

К моменту возникновения Печатной слободы в начале Сретенской улицы здесь существовали дворы многих ремесленников и торговцев, еще ранее переселившихся за Сретенские ворота. Вся местность между будущей Трубной улицей и Костянским переулком именовалась – «за Устретенскими вороты в Деревянном городе Новая слобода». Земля в районе Костянского переулка в начале 17 века принадлежала кн.Дмитрию Михайловичу Пожарскому, жившему неподалеку, на Лубянке, вообще многие дворы слободы, «лежащие впусте» после пожара 1611 года, отдавались правительством под огороды знатным придворным людям.

К моменту поселения здесь печатников в слободе числилось более 60-ти дворов, а в них – множество людей, представителей самых разнообразных профессий. Среди них: ветошники, плотники, скорняки, сапожники, кафтанники, седельники, дегтяри, сабельники, рыбники, сусальники, серебряники… В центре Сретенки находилась обширная Пушкарская слобода, где жили пушкари - артиллеристы. Слобода, располагавшаяся ближе к стенам земляного вала, по обе стороны Сретенки, называлась Панкратьевской черной слободой, по существовавшему там одноименному храму. При царе Алексее Михайловиче в Панкратьевской слободе были поставлены дворы стрельцов поселенного здесь приказа (полка) . В 1698 году Петр ликвидировал стрелецкое войско и выселил из москвы всех стрельцов с их семьями.

У Сретенских ворот в 17 веке было много мясных лавок, которые позднее были переведены ближе к Сухаревской площади, а переулок долго еще сохранял название Мясной. В районе будущаго Колокольникова переулка с 1680 года находился колокольный завод Ф.Д.Моторина (с 1730 года отливавшего Царь-колокол). Вообще вся местность долгое время сохраняла торгово-ремесленный характер пригорода, определивший и будущую планировку Сретенки – чрезвычайную изрезанность переулками, типичную для слобод 16-17 веков, и мелкие домовладения. Вплоть до конца 18 века здесь устраивались «базары», на которые съезжались окрестные крестьяне, в иные дни народ так стеснял улицу, что по ней было ни проехать, ни пройти, пока наконец по представлению полиции торг не перенесли за Земляной вал, к Сухаревой башне.

Печатники, поселились вдоль ручья, протекавшего между Сретенкой и Трубной улицей, во Рву, под стенами Белого города, т.е. в 17 веке слобода занимала и территорию Рождественского бульвара. Около 1630 года в слободе уже существовала деревянная церковь, именуемая с этого времени «в Земляном городе», «в Печатной слободе у Сретенских ворот», «за Устретенскими воротами Белого города, в Печатниках» и т. д., а рядом – в Пушкарской слободе – уже значатся церковь преп.Сергия и Спаса Преображения (обе «в Пушкарях»), далее по Сретенке – Троицы в Листах (или «на Листах» и Панкратиевская.

В Архиве Приказа Печатного двора сохранились документы, позволяющие составить представление о первых священнослужителях и прихожанах Успенского храма. О первом настоятеле храма известно лишь то, что он был вместе с успенским же диаконом одним из покупателей Учебной Псалтири (издания 1632 г.) Имена этих священнослужителей: священник Иосиф и диакон Ерофей . Книгораспространение шло разными способами: через лавку Печатного двора и через книжные торги. Обычно книги отдавались в торговые ряды (житные, крупяные...) по нескольку экземпляров. В Белом городе было 18 таких рядов, причем, самым «книжным» считалось место на Сретенке. В 40-е годы 17 века Успенский храм упоминается неоднократно в числе приходов, покупающих книги Печатного двора. И неудивительно, что из московских церквей, приобретающих особенно большое количество книг, выделяется наш храм и церковь Николы Гостунского, это - храмы первопечатников, и здесь живут мастеровые типографии.

Печатники были люди уважаемые, многие спецальности требовали подлинного мастерства и достаточной грамотности, но было среди них и много людей пришлых, прибывших в Москву на заработки, не справлявшихся с работой, впавших, как про них тогда говорилось, в «скорбь» (в известный русскому человеку недуг) и от дела быстро отставших. Из Переписной книги 1638 года и из документов Печатного приказа (РГАДА) известны имена печатников, живших в Печатной слободе, в приходе церкви Успения Пресвятой Богородицы, что в Печатниках. Сама по себе эта Переписная книга интересна тем, что особенной задачей переписи являлось выявить наличие оружия у населения на случай возможного нападения неприятеля. Выясняется, что из ста двух человек (мужского населения) 63 держат при себе пищали или рогатины и лишь у 39 не имеют ружья и впредь готовить не хотят. Про печатников говорится, что они «ружья у себя никакого не сказали». В слободе на 1638 год значится 27 дворов печатных мастеров (35 человек) и три церковных двора, из которых один принадлежит уже упоминавшемуся попу Иосифу. Значатся в приходе и два дьячка – Фрол Осипов и Афанасий . Среди упоминаемых здесь печатников – мастеровые самых разных специальностей: наборщики (самые квалифицированные), торедорщики, батыйщики (или батырщики), переплетчики; есть также столяры и сторожа.

В Печатной слободе жили не только печатники. Переписная книга упоминает в успенском приходе и другие дворы:

    государевых мастеровых людей разных чинов (например, Ямского Приказу подъячего Данила Васильева, Поместного Приказу подъячего Микиты Головнина, Казенного Двора подъячего Федора Антипина, Челобитного Приказу сторожа Ивашка Иванова, Каменного Приказу сторожа Климка Кондратьева, сытника Афанасия Вильяшева и других);

    дворян московских (князей Петра и Бориса Вяземских, Гаврилы Островского);

    жильцов иноземных («греченинов», «немчинов», «иноземцев»), а также двор греческого толмача (переводчика) – Дементия Чарнцова.

В 1654 году, при царе Алексее Михайловиче, Москву постигла страшная моровая язва. Неизвестно, в какой степени коснулась она Успенского храма, но хроника тех лет донесла до нас сведения, что почти все население в Москве вымерло. В соборах Кремля осталось: в Успенском – 1 священник, 1 диакон, в Благовещенском – 1 священник, из Архангельского собора протопоп «сбежал в деревню». В Чудовом монастыре умерло 182 монаха (осталось 16), в Вознесенском монастыре умерло 90 монахинь (осталось 38).

Известно, что к 1659 году прежняя деревянная церковь сильно обветшала, и вместо нее на старом месте была воздвигнута . Упоминается и священник, служивший здесь в 1679 году – Пимен Миронов .

Наконец, на исходе 17 века (как говорится в Клировых ведомостях, около 1695 года) жители Печатной слободы соорудили одноглавую каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы без приделов, с трапезою и шатрообразною колокольнею. Событие это произошло в царствование Петра Первого, при патриархе Адриане (ум. в 1700 г.). К сожалению, Храмозданной грамоты на каменную церковь не сохранилось. Клировые ведомости сообщают, что до 18 века рядом с Успенскою, за Сретенскими воротами существовала еще и другая, Знаменская церковь, тоже деревянная, но в 1722 году ее уже нет, и судьба ее неизвестна.

На вторую половину 17 века сохранились и другие Переписные книги. Например, Переписная книга 1665 – 76 гг. (Перепись, судя по всему необходима была для некоторого контроля населения, особенно среди слобожан, для чего избирались специальные десяцкие – «объезжие головы», следившие за бережением огня и за воровством. В Печатниках такие десяцкие: кружевник Симонка Степанов, батыйщик Юрька Алексеев, наборщик Сенка Гаврилов. Печатники живут не только в Печатной, но и в соседней Панкратиевской слободе, ближе к Земляному валу, который до нач. 18 века еще существует в целостном виде, хотя роль укрепления уже не играет. Из других чинов, живущих в Приходе Успенского храма назову несколько имен: знаменщик Федор Анкидинов, иконнго дела чертещик (чертежник) Афонька Фомин, боярин князь Иван Петрович Пронский, боярин князь Иван Алексеевич Воротынский, князь Никита Васильевич Елецкий, стольник князь Моисей Григорьевич Львов, стольник Афанасий Денисович Фонбисин .

На конец века близлежащие храмы тоже уже каменные:

    Троицы в Листах – 1661 г.

    Спаса Преображения в Пушкарях – 1683 г.

    Сергия в Пушкарях – 1689 г.

    Мученика Панкратия – 1700 г.

К сожалению, на момент построения каменного храма и первое десятилетие 18 века нам ничего неизвестно о священнослужителях и о причте.

Храм св.Николая Гостунского в Кремле построен в 1506 году, до перенесения в него чудотворной икон из села Гостунь именовался - храм Николая Льняного. Был снесен в 1816 году.

М. Б. Булгаков

Вологодско-белозерские связи
в первой половине XVII века //
Белозерье: Ист.-лит. альм. /
Белозер. ист.-худож. музей, Вологод. гос. пед. ин-т;
[Гл. ред. Ю. С. Васильев]. - Вологда: Русь, 1994. - Вып. 1.

Данная статья посвящена малоисследованной проблеме вологодско-белозерских торговых связей в первой половине XVII века. Основными источниками для работы послужили таможенная книга г. Белоозера 1629/30гг. и таможенная книга г. Вологды 1634/35 гг. Использовались также документы РГАДА и архива Санкт-Петербургского отделения Института Российской истории РАН.

Известно, что региональные торговые связи в средневековой России осуществлялись посредством деятельности торговых посадских людей и уездных торгующих крестьян (монастырских и частновладельческих). Рыночные контакты соседних регионов были важнейшим звеном в связке единого всероссийского товарного рынка. После Смуты 1608 - 1618 годов, когда Российское государство только начало оправляться от разорения, именно эти контакты способствовали восстановлению и укреплению экономики страны. В 20 - 30-х годах XVII в. вновь застраивались и заселялись разоренные города, налаживались посадские промыслы, ремесла и торги. Последние начинались как внутриуездные, затем перерастали в межрегиональные и даже выходили из рамок внутренней торговли. Возрождению и расширению старых традиционных торговых отношений на межрегиональном уровне способствовали такие факторы, как стабильность политической власти в стране, возвращение беглых жителей в родные города, льготная политика правительства в отношении разоренных городов и фиксированная норма податного обложения населения (в результате писцового валового описания 20 - 30-х годов). Этому процессу также благоприятствовали удобные водные и сухопутные пути сообщения между соседними городами. Так, более чем 100-верстный водный путь из Белоозера в Вологду шел по рекам Шексне, Славянке, озеру Словенскому, из него волоком в озеро Порозобицкое и рекой Порозобицей в Кубенское озеро, далее реками Сухоной и Вологдой.

Белозерский регион и г. Белоозеро рано приобрели важное торговое значение для Российского государства благодаря своему географическому положению. "Место, на котором стоял г. Белозерский и смежные с ним монастыри и между ними главнейший Кириллов, было замечательно как "волок". К нему сошлись воды Волжского, Двинского и Онежского речных бассейнов". На этом перекрестке водных дорог осуществлялся товарообмен между центральными и северо-западными регионами страны. Не случайно две древнейшие уставные таможенные грамоты (1497 и 1551 гг.), неоднократно используемые историками для характеристики внутренней торговли России XV - XVI вв., относятся к г. Белоозеру.

Находясь на таких важных внутренних торговых путях, г. Белоозеро в XVI в. играл большую роль и во внешней торговле Русского государства. Появившиеся в середине XVI в. на Мурманском берегу голландцы торговали с Москвой по Онежскому речному пути (Онега, Шексна, Волга). Однако к концу XVI в. значение г. Белоозера во внешней торговле начинает падать. С этого времени крупнейшим торговым центром Северной России становится г. Вологда. Белоозеро же остается центром торговли обширнейшего региона, не потеряв значения связующего звена между югом и севером страны и выполняя роль перевалочного пункта торгового сообщения между Балтийским и Белым морями через города: Новгород, Вологду и Архангельск. Однако с этого времени можно говорить о том, что г. Белоозеро с регионом стал втягиваться в орбиту вологодского рынка, пополняя его огромную товарную массу природными богатствами края - рыбой, пушниной, продуктами животноводства.

По переписи 1646 г. на Белоозере насчитывалось 262 тяглых двора. С учетом беломестного населения (служилые люди, "приписные" каменщики и кирпичники, причетники, монастырские дворники и ямщики), которое почти не отражено в переписи и учтено нами по данным других источников, к середине XVII века в городе было около 350 дворов. Самыми распространенными и развитыми производствами на Белозерском посаде в изучаемое время были промыслы, связанные с добычей и обработкой рыбопродуктов, переработкой животного сырья, обработкой металла (кузнечное и серебряное дело) и дерева. На посаде к 1645 году насчитывалось 58 "живущих" лавок в восьми торговых рядах (три рыбных, мясной, соляной, калашный, москательный и большой). Об оживлении и развитии торговой жизни в городе к середине XVII века свидетельствуют цифры таможенных сборов. Если в 1618 - 1619 годах таможенный сбор составил более 230 руб., то в 1650 - 1651 годы он составлял уже более 477 руб..

Если Белоозеро был рядовым небольшим городом русского Севера, то Вологда принадлежала к числу крупнейших городов России. Через Вологду с XVI века осуществлялись регулярные торговые сношения России с внешним миром - с Англией, Голландией и другими странами Западной Европы. Тысячеверстный водный путь из Вологды до Архангельска начинался рекой Вологдой, затем шел по реке Сухоне и заканчивался Северной Двиной. Сухопутный тракт из Вологды на Москву шел через Ярославль, Ростов Великий и Переяславль-Залесский. Вологда была также связана удобной водной магистралью с Солью Вычегодской и Яренском на Вычегде, откуда начинался путь в Сибирь.

Преимущественно транзитный характер вологодской торговли способствовал развитию в городе ремесел и промыслов, связанных с речным судоходством. Особенно выделялись кузнечное (изготовление гвоздей, скоб и других металлических изделий) и канатно-прядильное производства. В городе также было издавна развито изготовление деревянной посуды, кирпича, различных кож и кожаных изделий, мыла, свечей.

Вологда являлась также центром церковной идеологии - в городе находилась резиденция вологодского епископа (в Софийском соборе), который осуществлял духовное управление обширным краем. При епископе находилась большая свита из духовенства и обслуживающий персонал (прислуга, повара, конюхи, иконописцы и т.д.). По данным писцовой книги 1627 - 1628 годов, в Вологде насчитывалось 392 двора посадских, а вместе с беломестными - 1010 дворов. В это же время в городе имелось 340 торговых заведений (лавок, ларей, амбаров, лавочных мест), которые были распределены по 14 торговым рядам в городе и на посаде. В городе находились подворья монастырей и иностранных купцов, где хранились разнообразные товары, предназначенные для продажи, К середине XVII в. численность города увеличилась до 1234 дворов посадских, а с беломестным населением - до 1772 дворов. О восстановлении и развитии торгово-промышленной жизни Вологды свидетельствуют цифры таможенного сбора. Если в 1626 году таможенные пошлины (вместе с сусляными, квасными, банными и поплавными сборами) составляли около 1153 руб., то в 1641 году - уже около 10 тыс. руб..

Как уже отмечалось, наиболее прочными и постоянными торгово-промысловые связи были прежде всего у городов-соседей. Анализ рыночных контактов вологжан и белозерцев начнем с торговой деятельности белозерцев в Вологде. Выезжающим из Белоозера торговцам в таможне выдавалась "пропускная память", являющаяся свидетельством уплаты таможенных пошлин "с отвоза". Так, в 1645 году белозерцу - посадскому человеку (далее - п. ч.) Ивану Мелентьеву сыну (далее - с.) Бабину, ехавшему в Вологду, была выдана такая "пропускная память", скрепленная подписью белозер-ского таможенного головы - "7153 г. марта в 9 день пропустить на заставе таможенным заказщиком на Волоку Словенском Ивана Ме-лентьева на 4-х возах железа, да воз сала, да воз молю, да воз точил, да на тех же возех мережи". Таможенная книга г. Вологды 1634 - 1635 годов, несмотря на то, что она сохранилась с утерей отдельных листов лишь за полгода (с сентября по конец февраля 143 г.), все же дает представление о наличии белозерцев на вологодском рынке. Всего в книге зафиксировано 42 торговца из города Белоозера и 11 торговцев из Белозерского уезда. В это число вошли и белозерцы, явившиеся без товара. К сожалению, книга содержит лишь отрывочные сведения о социальном статусе торговцев. В одном случае отмечено, что белозерский торговец является каменщиком. О двух торговцах из Белозерского уезда сказано, что это крестьяне Кириллова монастыря из с. Крохино.

В основном белозерцы "являли" свои товары на продажу в Вологду и лишь некоторые из них - "в проезд" или "являли" деньги на покупку товара. Со всех торговцев в Вологодской таможне брали разнообразные пошлины, число которых, по данным вологодской таможенной книги, составляло более 20 названий. Белозерские торговцы платили не все пошлины, но многие из них, например, такие, как гостиные и тепловые, записные и "на бумагу", рублевые и замытные, поворотные, свальные, анбарщину, сторожевые, привязные и весовые. Пошлинное обложение зависело от вида товара, от его цены, от способа его доставки (судно, лодка, воз), от сроков пребывания торговца и его товара на гостином дворе и т. д. Торговец мог уплатить пошлины сразу же по прибытии в город или перед отъездом после распродажи своего товара, о чем делалась соответствующая отметка в таможенной книге. Как правило, белозерских торговцев, у которых было более одного воза (саней), сопровождали нанятые извозчики, за которых они также платили некоторые пошлины (тепловые, гостиные).

В явках на продажу ("в привоз") у белозерских торговцев был представлен в зависимости от сезона традиционный белозерский товар, Так, осенью (в сентябре-ноябре) они являли "животину" - коров и быков, зимой (в декабре-феврале) свежую озерную уловную рыбу десяти наименований (ерши, мни, моль, окуни, снетки, сороги, судаки, тарабары, чешь, щуки), просольную бочечную рыбу, рыболовные снасти - мережи, железо сошное и прутовое, мерзлые говяжьи и бараньи туши, сало-сырец, шкурки и меха. Именно эти товары постоянно и в большом количестве вывозились из Белоозера местными и иногородними торговцами в ближайшие и более отдаленные пункты. На Вологду белозерцы пригоняли крупный рогатый скот десятками голов. Так, 3 сентября 1634 г. белозерец п. ч. Осип Богданов явил на продажу 77 животин - коров и быков, а 4 сентября 1634 г. посадские люди Богдан Кокин и Григорий Семенов сообща явили на продажу 82 животины. Всего же шестеро посадских торговцев пригнали на вологодский рынок 226 голов крупного рогатого скота и 10 баранов общей стоимостью в 452р. В 47 явках 37 белозерцев - посадских людей явили 65,5 возов свежей озерной рыбы различных сортов (почти тысячу пудов на 330 р.), 26 бочек просольной рыбы, 180 мереж, 2980 сошного железа "большой, середней и малой руки" на 400 р., 6 возов (120 п.) прутового железа, 26 точил, 11 туш говяжьих и бараньих, 61 п. сала-сырца, 138 сырых кож яловичьих и конских (больших и малых), 130 овчин, 295 шкурок зайца, 279 белок, 42 норки, 19 котов, 6 лисиц и "недолис", 3 шкуры медвежьих, 3 волчьих, 2 горностая и одну росомахи.

Кроме этого отпускного белозерского товара, в привозе на Вологду белозерских посадских торговцев у Тихона Дружинина было зафиксировано 2 чети ржи и четь ячменя, а у Тимофея Григорьева - воз пшеницы и воз муки пшеничной. У Еремея Фомина в явке было зафиксировано 5 руб. денег на покупку товара и двое порожних саней под извоз для своего товара или под сдачу внаем, а у Первова Калинина в трех явках 16 руб. под товар.

Белозерцы также совершали явки в проезд мимо г. Вологды. Так, Яков Маслов "явил" 17 февраля 1635 года в проезд на санях круг воску, 40 пар рукавиц, две пары сапог, 30 колпаков, пол-ансыря шелку, а Иван Окинин в четырех явках провез 7 возов рыбы свежей, 10 бочек сала топленого, 4 половинки сукон кострышев, 6 летчин, 4 бумазеи да 100 белок. Очевидно, эти торговцы везли свой товар дальше на север в Тотьму или Устюг Великий.

Крестьяне Белозерского уезда также пригоняли на Вологду крупный и мелкий рогатый скот - всего 45 животин и баранов на 93 руб., привозили рыбу свежую уловную всех сортов - всего 20 возов (300 п.) на 105 руб., кожи сырые яловичные и конские (35 шт.), овчины (7 шт.), прутовое железо - 60 п. на 25 руб., ложки деревянные в количестве 3500 шт. (из них 450 шт. "с костьми") на 12 руб., хлеб (рожь и пшеница) на 11 возах и пеньку (1воз).

Всего же белозерские торговцы - посадские люди и крестьяне - пригнали на Вологду 281 голову крупного и мелкого рогатого скота на 555 руб., привезли на 86,5 возах свежей озерной рыбы (почти 1300 п. на 432,5 руб.), 13 возов хлеба, 1 воз муки, более 180 п. прутового железа на 75 руб.,175 кож сырых яловичных и конских на 120 руб. и 137 овчин. Другой товар в привоз являли или одни посадские люди (сошное железо, точила, меха), или крестьяне (ложки деревянные, пенька).

Наиболее активными в изучаемое полугодие из посадских торговцев были Петр Григорьев - у него в трех явках 7 возов свежей рыбы и кожа (всего на 32 руб.) и Филат Ермолин - у него также в трех явках на 6 санях - сошное железо, мережи, кожи, овчины, меха - всего на 7 3 руб. Остальные посадские торговцы совершали за это время по 1-2 явки.

Крестьяне с. Крохино Кириллова монастыря Яков Филиппов и Моисей Иванов за это время каждый трижды "явили" на продажу в Вологду свежую рыбу и кожи, а крестьянин Ждан Иванов четырежды "являл" свой товар (трижды пшеницу и один раз пеньку и кожи сырые). Все названные белозерцы были профессиональными торговцами-скупщиками, которые сами осуществляли торговые операции. Кроме них, были еще торговцы, на которых "работали" менее состоятельные скупщики. Так, на п. ч. Степана Чепыжникова "работал" п. ч. Леонтий Петров, который привозил на продажу в Вологду его товар - рыбу и шкурки. Другой белозерец Богдан Леонтьев "работал" сразу на двух посадских торговцев - Михаила Леонтьева и Григория Подщипаева. Он торговал в Вологде "железом сошным средней руки" этих скупщиков-предпринимателей, которые считались на Белоозере "лутчими лудьми". Из другого источника следует, что упомянутый Степан Чепыжников имел и других торговых агентов. Так, в том же 1635 году (во второй половине года) от него в Вологду с кожами сырыми ездил торговать п. ч. белозерец Дружина Саввин с. Турзаков. Кроме факта расслоения белозерских предпринимателей, эти данные свидетельствуют и об ориентации части торговцев именно на торговую деятельность в Вологде. Об этом говорят как данные таможенной вологодской книги, так и другие источники. Так, в 1616 году на Вологду ездил торговать белозерец п. ч. Василий Клементьев с. Дьяконов, с 1632 по 1638 год на Вологде вели совместную торговлю преимущественно железом белозерцы Иван Мелентьев с. Бабин и Петр Тарасов, в 1649 году - п. ч. Никита Анкудинов с. Малеев просил в своей челобитной отсрочки судебного дела, чтоб ему "сволочься с товаришком к Вологде для торжишка".

Ясно, что сохранившаяся часть таможенной книги г. Вологды не дает полного представления об истинном количестве белозерских торговцев на вологодском рынке. В вологодской таможне велись и другие книги, фиксирующие продажу соли, лошадей, сена, дров и других товаров, продавцами или покупателями которых были, разумеется, и белозерцы. К сожалению, дошедшие до нас источники не дают возможности установить, какой товар закупали на Вологде белозерцы, распродав там свой товар. По сведениям белозерской таможенной книги 1629 - 1630 годов, белозерцы, которые специализировались на торговой деятельности на вологодском рынке, привозили оттуда воск, москательные товары, зеркала, различные ткани, выделанные кожи, сапоги, чулки, соль, лен и хмель. Отметим также, что белозерцы посещали и Вологодскую округу. Так, в 1616 году посадские люди Фока Пелевин, Панкрат Бурдуков и Иван Зонин покупали в Вологодском уезде "не для продажи, а для себя по 4 ведра вина каждый".

Торговая прибыль складывалась из разницы в цене товаров на Белоозере и в Вологде и от скорости торговых оборотов. Транспортные и пошлинные издержки окупались получаемой прибылью, которая также использовалась для расширения торговых оборотов.

Постоянный массовый спрос в Вологде на белозерскую рыбу, живой и битый скот, сало, сырые кожи, овчины, железо со стороны многолюдного местного населения, а также со стороны вологодских транзитников (иногородних торговцев и их агентов, работных людей, богомольцев, приказных людей) стабильно определял и более высокий уровень цен на эти товары по сравнению с белозерскими. Так, рыба свежая уловная в изучаемое время на Белоозере стоила около 1 руб. за воз (15 п.), а в Вологде этот воз рыбы продавался за 3 - 5 руб., рыба просольная бочечная на Белоозере стоила 22 алт, за 1 бочку (6 п.), а в Вологде она стоила около 3 руб. за бочку, на Белоозере живая корова стоила 1-1,5 руб., а на вологодском дынке - 2 руб., на Белоозере 1 пуд сала-сырца говяжьего оценивался в 13 а. 5 д., а в Вологде - в 56 коп., на Белоозере воз железа прутового (20 пудов) стоил около 6 руб., а на вологодском рынке - около 8 руб. и т. д.. Такая ситуация неизменно привлекала на вологодский рынок представителей белозерского торгового капитала и определяла сезонный ассортимент привоза.

О торговой деятельности вологжан в конце 20-х годов XVII века на Белоозере дает представление Белозерская таможенная книга 1629-1630-х годов, сохранившаяся за полный год без дефектов текста. В ней зафиксированы "явки" 21 торговца из г. Вологды (из них один вологодский ямщик). У посадских торговцев в четырех явках привоза перечислен следующий продажный товар: вино церковное (4 ведра), сольницы деревянные (200 шт.) - у Ивана Корнильева и Ивана Маркова; 90 крашенин и небольшое количество воска, шелка, перца и темьяна (смесь ладана с воском) - у Богдана Семенова с. Курочкина; три меха соли - у Ждана Костоусова. Кроме этого, вологжанин п. ч. Михаил Воробьев, который был в это время на Белоозере кабацким головой, продал совместно с белозерцем Осипом Окининым 7 пудов меду белозерцу п. ч. Федору Скворцову. Приведенные данные подтверждают наблюдение В. С. Барашковой о том, что вологжане в начале XVII века доставляли на Белоозеро в основном импортный товар западного и восточного происхождения. Как видим, этот товар дополнялся еще традиционными вологодскими предметами сбыта: церковным вином, воском, медом, деревянной посудой, выделанными кожами и солью.

В восьми явках на Белоозеро вологжане - посадские люди - предъявляли деньги на покупку рыбы, мереж и железа - всего 10 человек на 70 руб. (из них три явки денег они сделали совместно: Семен и Дружина Гавриловы явили 10 руб. на мережи; Родион Воробьев с товарищем, который не назван по имени, явили на покупку рыбы 40 руб.; кузнецы Ерема Емельянов и Фома Иванов явили 8 руб. на покупку железа). Из этих данных следует, что некоторые вологодские ремесленники и торговцы не ждали, когда на Вологду привезут белозерский товар, а сами приезжали за ним на Белоозеро и скупали его "дешевою ценою".

Без денег явились на Белоозеро на лошадях 2 вологжанина и 2 пешехода (один из пешеходов был вологодский ямщик). Возможно, что они прибыли в город, чтобы предложить свои услуги - наняться под извоз товара или на какую-либо подсобную работу.

В проезд мимо города зафиксированы 3 явки вологжан - Ивана Никитина, который проехал с двумя возами щепы, Саввы Астафьева с тремя возами чесноку и Саввы Анциферова в мае 1635 г., который проехал "в лодочке сам третей с сукнами однорядошными".

Торгующие крестьяне Вологодского уезда чаще посещали Белоозеро, нежели посадские торговцы-вологжане. Так, книгой зафиксировано 44 "явки" 31 крестьянина. Они привозили хлеб (рожь и овес) - всего 23 воза (460 пудов). Крестьянин Ухтюжской волости Алексей Евтихеев в четырех явках "явил" на продажу 7 возов хлеба (рожь), а крестьянин Сямской волости из с. Карачева дважды привозил рожь на продажу на Белоозеро (3 воза). Остальные крестьяне по одному разу являли хлеб в основном в ноябре-марте по зимнему пути. В шести явках в отвоз крестьяне являли рыбу (моль и ершей), которые они закупали на Белоозере на "явленные" деньги, заплатив за нее 35 руб. В отвозе рыбы участвовало 8 человек Сямской и Кубенской волостей из сел Нового, Углы и Ивановского (как монастырские, так и помещичьи крестьяне), В проезд мимо города было зафиксировано 10 явок девяти крестьян в основном Кубенской волости, которые привозили 51 воз (1020 пудов) прутового железа, причем один крестьянин Кубенской волости Иван Ипатьев в четырех явках провез мимо города 23 воза (460 пудов) прутового железа. Направление движения не указано, но, очевидно, они везли железо из Белозерского уезда на продажу в Вологду. Численное преобладание торгующих крестьян (в основном из ближайших к Белоозеру волостей Вологодского уезда) над посадскими торговцами на белозерском рынке определялось как удобством сообщения, так и отсутствием конкуренции со стороны вологжан - посадских людей, которые были заняты преимущественно перекупкой товаров в самой Вологде.

В Белозерской таможне с торговцев также брали пошлины, но их было меньше, чем в Вологде: явка, головщина, гостиная, свальная, весовая, померная, роговая, пошерстная, отвоз, привоз, проезд и рублевая (последняя упоминалась очень редко, возможно, это общее собирательное название пошлины).

Из примеров торговой деятельности вологжан на Белозерском посаде и в округе отметим наличие в Белоозере в 1620 году лавки и подворья вологодского торговца Якова Пинаева. В ноябре 1641 года белозерец п. ч. Иван Семенов с. Локтев по заемной кабале брал в долг в Кириллове монастыре (очевидно, на Введенской монастырской ярмарке, которая проходила 21 ноября) у вологодского торговца Парфена Акишева 26 руб. денег с обязательством выплатить долг "до Кирилловы памяти", то есть до 9 июня, когда в монастыре проходила Кирилловская ярмарка. Однако Иван Локтев не выплатил денег в срок, и когда один из его "порутчиков" Захар Бабин в 1642 году осенью поехал торговать в Вологду, то ему пришлось выплатить долг Ивана Локтева Парфену-заимодавцу.

В 1647 году белозерцы - посадские кузнецы Воин и Пятой Федоровы дети Чмутова и еще трое белозерцев - заняли по кабале на Белоозере у вологжанина Дениса Иевлева с. Маталындина 27 руб. Из этих данных видно, что вологжане посещали не только Белозерский посад, но и наведывались на ярмарки и торги в Белозерской округе. О степени состоятельности вологодских торговцев свидетельствуют факты, когда они выступали в роли заимодавцев посадских людей г. Белоозера.

Изучение торговой деятельности вологжан на Белозерском посаде показывает, что г. Белоозеро, лежавший в стороне от важнейшей торговой оси Российского государства - Москва - Ярославль - Вологда - Великий Устюг - Архангельск, не входил в обязательную сферу рыночных интересов вологодского купечества. Рыночные контакты с Белоозером и его округой осуществляли в основном немногочисленные мелкие и средние представители торгового капитала г. Вологды и крестьяне Вологодского уезда. Последние сосредоточивались на торговле хлебом. Все это приводило к тому, что осуществление торговых связей между Белоозером и Вологдой лежало на белозерских торговцах, главным образом из числа горожан, Такой односторонний порядок связей был выгоден как белозерцам, так и вологжанам и естественно вписывался в межрегиональную рыночную инфраструктуру. Включение белозерских местных экономических ресурсов в орбиту вологодской торговли являлось конкретным выражением участия Белоозера в развивающемся едином товарном рынке страны. В этом отношении показателен факт складывания "пятой деньгой" 12-ти "лучших" белозерских торговых людей на Вологде вместе с вологжанами в 1650 году. Ориентация на вологодский рынок белозерских торговцев служила надежной гарантией от хозяйственных неурядиц - "беспромыслицы" - и определяла их прямое участие в экономической жизни региона.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. РГАДА. Ф. 396. Книги Оружейной палаты. Кн. 1191.

2. Таможенная книга города Вологды 1634 - 1635 гг. Вып. I - III. Составитель и автор введения Французова Е.Б. М., 1 983.

3. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI - XVII вв. (Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в смутное время). М., 1937. С. 25.

4. ААЭЛ.1. СПб. 1841. №134 и Архив Строева. Т. I. М., 1915, №68. (Грамота 1497 г.); ААЭ. Т. I, №230 и Архив Строева, Т. I, № 185. (Грамота 1551 г.).

5. Осьминский Т. И. Наш край в истории СССР. Вологда, 1965. С. 18.

6. РГАДА. Ф. 137. Боярские и городовые книги, г. Галич. Кн. 12. Л. 234.

7. Сведения о беломестном населении города взяты из воеводских отписок и разных "росписей". РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. Новгородский стол, №61. Л. 19; там же. Ф. 1 107. Белозерская приказная изба, №1 123. Лл. 7-8; там же, № 887.Лл. 1-7; Ф. 396. Столбцы Оружейной палаты, N4175 1. Ал. 117, 120, 151; Архив СПб ОИРИ РАН. Ф. 194. Белозерская приказная изба, карт. 3. Д. 18. Л. 8.

8. Булгаков М.Б. Всероссийские рыночные связи города Белоозера в XVII столетии // История СССР, 1974. №3. С. 154-155.

9. Булгаков М.Б. Там же. С. 1 55.

10. РГАДА. Ф. 396. Стлб. 39590. Л. 39; там же. Ф. 137, г. Галич, Кн. 7. Л.166.

11. Бахрушин С. В. Научные труды. Т. I. М., 1952. С. 70-72, 77-78; Тихомиров М. Н. Россия в XVI столетии. М., 1 962. С. 242-245.

12. Татищев В,Н. Избранные труды по географии России. М., 1950. С. 85.

13. Мерцалов А.Е. Очерк г. Вологды по писцовой книге 1627 г. Вологодский сборник. Т. V. Вологда, 1887. С. 33-38, 45-46.

14. Водарский Я.Е. Численность и размещение посадского населения в России во второй половине XVII в. // Города феодальной России. М., 1966. С. 386.

15. РГАДА. Ф. 396. Стлб. 40258. Лл. 30-31; Сташевский Е.Д. Пятина 142 года и торгово-промышленные центры Московского государства. ЖМН П-1912. №5. С. 81.

16. РГАДА. Ф. 1107. N1120. Л. 2.

17. Булгаков М.Б. Рыбный рынок г. Белоозера в XVII столетии (О развитии региональных торговых связей) // Проблемы отечественной истории. М., 1973. С. 42; Его же. Всероссийские рыночные связи... С. 157-1 58; Барашкова В. С. Торговые связи Белозерского края в XVI - нач. XVII вв. // Вопросы истории хозяйства и населения России XVII в. М., 1974. С. 26-28

18. Таможенная книга города Вологды. С. 28-29. Далее ссылки на эту книгу без указания на страницы.

19. Общая сумма денег за сошное и прутовое железо, явленное на продажу белозерцами (посадскими и крестьянами) в Вологду по нашему подсчету даже несколько выше, чем по подсчетам М. Я. Волкова - у нас на 475 руб., у М. Я. Волкова - 420 руб. (см. Волков М. Я. Промыслы крестьян Белозерского уезда начала XVIII в. // Проблемы исторической географии России. Вып. II. Формирование экономических районов России. М., 1982. С. 43).

20. РГАДА. Ф. 1 107. №670. Л. 6.

21. Там же. №163. Л. 1; №643. Л. 2-4; №1 173. Л. 9.

22. Таможенная книга города Вологды... Вып. 1. Введение. С. 8.

23. РГАДА. Ф. 1599. Белозерский рыбный двор. №185. Л. 2.

24. РГАДА. Ф. 1441. Кирилло-Белозерский монастырь. №232. Л. 31; там же. Ф. 1107. №151. Л. 21; №525. Л. 17; также см. упоминаемые Белозерские и Вологодские таможенные книги и Суворов Н.И.О ценах на разные жизненные потребности в г. Вологде в XVII - XVIII столетиях. Вологда, 1863.

25. Барашкова В. С. Торговые связи Белозерского края... С. 28.

26. РГАДА. Ф. 1599. №165. Л. 7.

27. Архив СПб ОИРИ РАН. Ф. 194. Карт. 6. Д. 34. Л. 11.

28. Там же. Карт. 7. Д. 55. Л. 1.

29. РГАДА. Ф. 210. Новгородский стол. №61. Л. 39.

XVII век в Российской истории — это прежде всего начало трёхсотлетнего периода царствования династии Романовых, пришедшей на смену Московской династии Рюриковичей.
Этот период начался в разгар тяжелейшего политического, социального и экономического кризиса. Иван IV оставил после себя ослабленную и обедневшую страну, а прямой наследник Федор и царевич Дмитрий не могли принять бремя правления, поэтому фактическое управление страной взяли на себя бояре. Особенно среди них выделялся Борис Годунов, который посредством интриг и манипуляций избавился от всех кандидатов на престол, а после трагической гибели царевича Дмитрия воцарился единолично. Так окончилась история династии Рюриковичей.

Правление Бориса Годунова характеризовалось как положительными, так и отрицательными моментами. В число положительных можно занести реформаторскую деятельность, внесение определённого успокоения в общественную среду, попытки прекращения бояро-дворянских войн и достижения относительного внешнего спокойствия. При этом, на его царствование выпали одни из самых тяжёлых времён за всю историю России: Сильнейший экономический кризис, многочисленные стихийные бедствия и засуха, приведшие к массовому голоду. Обессиленный народ начинает обвинять в бедствиях «проклятого» царя.

На фоне этого, польский монарх Сигизмунд 3, в обмен на обещание вывести страну под покровительство Речи Посполитой, помогает самозваному «чудом выжившему» царевичу Дмитрию взойти на престол. Но позже вспыхивает мятеж и Лжедмитрия убивают, а польская поданная — Марина Мнишек, которую по договору выдали замуж за самозванца, остаётся “царской вдовой“. Вскоре в Москве объявляется ещё один самозванец, выдающий себя за Дмитрия. Полячка так же признаёт его, однако вскоре его тоже убивают. Сама же Марина, по одним сведениям, была умерщвлена вместе со своими сыном «воренком», а по другим - была заточена в темнице боярами, видевшими в ней политическую угрозу.

Затем власть в руки взял влиятельный боярин Василий Шуйский — но он был свергнут и насильно отправлен в монастырь.
Далее власть некоторое время принадлежала совету бояр, что в народе запомнилось как «семибоярщина».
Наконец, бояре решают обратиться за помощью к польскому королевству. Однако польская армия обманом вторгается в Москву, что приводит к формированию «народного ополчения», организованного Кузьмой Мининым и возглавляемого князем Дмитрием Пожарским. Польская интервенция была отбита, а на царство избрали Михаила Романова.

После воцарения Михаила в стране наступило спокойствие. Проходило снижение налогов, появлялось производство, страна понемногу развивалась.
Сын Михаила — Алексей, был прозван «Тишайшим». Его правление, в частности, запомнилось церковными реформами, благодаря которым церковь была фактически подчинена царю-самодержцу. Однако в то же время был осуществлен т.н. Церковный раскол, во главе которого стоял Патриарх Никон, привнёсший ряд реформ в существовавшую духовную практику, что вызвало серьёзный раскол в духовенстве и способствовало появлению «старообрядцев» (крестившихся двоеперстным образом), не принимавших данные реформы.

В дальнейшем, на протяжении всего семнадцатого века в России, старообрядцы подвергались серьёзным преследованиям, а Никон был лишён своего сана и заточён в темнице.
После смерти Алексея Михайловича началась новая волна политической смуты, которая привела к воцарению дочери Алексея Тишайшего — Софьи, которая успела проявить себя довольно успешной царицей, однако, тем временем, прямой наследник Алексея — царевич Петр, уже достаточно подрос и был готов взять бразды правления на себя.

Россия в 17 веке находилась в условиях усиления значения труда крепостного населения, завершения формирования общенационального единого рынка, географической специализации территорий. Земским соборам придавалось уже не такое большое значение, как раньше. Формировались предпосылки для развития абсолютной монархии.

Однако Россия в 17 веке все еще остается "бунташной". Часто случаются масштабные народные выступления.

Внешнее политическое развитие России в 17 веке началось с вмешательства государства в Тридцатилетнюю войну.

Это столетие историки условно разделяют на два этапа. На первом этапе Россия в 17 веке, в первую очередь, преодолевала Смутное время. На втором же этапе начали складываться предпосылки для проведения петровских преобразований.

Новоизбранный царь Михаил Романов устраивал все социальные слои. Но следует отметить, что реальная власть была в руках его отца - митрополита Филарета - достаточно долго. Россия в 17 веке должна была преодолеть последствия Смуты. Именно эта задача возлагалась на царя.

Для осуществления центрального управления применялась система приказов, на местах же выборные старосты были заменены воеводами из центра. В основе армии состояли дворяне. За свою службу они получали земельные наделы вместе с крестьянами. Но, в связи с бегством последних во время Смуты, поместья не особенно были в цене. Правительство, увеличив срок розыска беглецов, передает дела по сыску в Разбойничий приказ. С того момента бегство крестьянина из поместья равнялось уголовному преступлению.

В середине столетия возникла необходимость в систематизации существовавших законов. Для этого была созвана специальная комиссия. В результате в 1649 году было принято завершившее устройство крепостничества. Таким образом, розыск беглых стал бессрочным, состояние крепостного - наследственным. Кроме того, некоторые статьи укрепляли царскую власть. Таким образом, сословно-представительная монархия становилась абсолютной. Опирался абсолютизм на крестьянскую общину и дворянство.

Во время правления Алексея Михайловича прекращает собираться Земский Собор, теряет свое значение. Царь выделяет особо доверенных лиц (ближнюю Думу), но принимает решения самостоятельно.

Промышленное развитие характеризуется появлением мануфактур, разделением труда. В производстве применяются машины. Используется и наемный труд (работники в основном были выходцами из черносошных и крепостных крестьян).

Попытки произвести модернизацию страны правительство предприняло к середине столетия. Под модернизацией понимались перемены в различных сферах жизни, направленные на укрепление абсолютизма и крепостничества. Преобразования должны были усилить налоговое и военно-техническое развитие государства. Такими были изменения в социальной, экономической, духовной и внутриполитической сфере, которыми характеризуется 17 век.

Россия на протяжении этого столетия смогла расширить свои территории. Так, царь Алексей Михайлович присоединил к государству Украину (Малороссию). В то время на Украине восстали во главе с Хмельницким запорожские казаки. Восстание превратилось в народную войну. Опасаясь последующих военных битв с турками и поляками, восставшие попросили помощи у России. В 1653 году была присоединена Это спровоцировало войну с Боевые действия завершились признанием присоединения Малороссии. Кроме того, Россия получила назад Смоленск, а в 1686 - Киев.

Неудача постигла Российское государство в русско-шведской войне, а также в Но, вместе с этим, были присоединены восточносибирские территории, совершен выход к Тихому Океану, а также установлена граница с Китаем.